Методическое объединение учителей и воспитателей ГКОУ
«МОЦО № 2»
по теме: «Применение информационно-коммуникативных средств на уроках в специальной (коррекционной) школе»
2018 г.
Появление новой техники в 80-х годах обусловило необходимость обеспечения так называемой массовой компьютерной грамотности, подготовки специалистов качественно нового уровня. Поэтому, современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. В современных условиях, когда школа решает задачу приближения преподавания к требованиям жизни, социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья важное значение приобретает применение новых информационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя.
Перед учителем ставится задача подготовить выпускников, способных ориентироваться в жизненных ситуациях, решая возникающие проблемы, найти свое место в жизни.
В проекте «Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» говорится, что «Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: … необходимо использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения».
Педагог, реализующий основную образовательную программу, адаптированную образовательную программу, специальные индивидуальные образовательные программы начального образования, должен: 1) иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; 2) обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как информационная компетентность;3) знать принципы организации информационно-образовательной среды;4) состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях.
Функции ИКТ - технологий на уроке в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
1.Обучающая функция.
ИКТ – технологии широко используются на многих уроках в начальной школе. С их помощью дети получают необходимые знания и умения, информационные компетенции. Дети с помощью учителя учатся осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете. Создают свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Приобретают опыт клавиатурного письма при использовании ПК и мобильного телефона (sms-сообщения). При работе с информацией учатся применять средства информационных и коммуникационных технологий.
2.Развивающая функция.
Используя на уроке ИКТ - технологии, мы развиваем у детей мышление, память, внимание, наблюдательность и речь. Дети учатся использовать информацию для построения умозаключений. Анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы). Наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях.
3.Воспитывающая функция.
С помощью ИКТ – технологий мы воспитываем детей, показывая образцы искусства, правильного поведения, формируем у них устойчивые отношения и правильное поведение.
В проекте «Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» говорится: «В структуре содержания образования для каждого уровня условно выделяются и рассматриваются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение.
4.Стимулирующая функция.
ИКТ - технологии формируют положительную мотивацию к учебе, повышается активность детей на уроке. Детям нравится все яркое, необычное. Они с удовольствием смотрят мульти медийные презентации, играют в компьютерные игры, обучающие мультфильмы.
5.Корректирующая функция.
Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида - коррекция и развитие. Используя ИКТ - технологии, учителя начальной школы исправляют, корригируют недостатки в обучении, проводят коррекцию психопроцессов и учебной деятельности. Учителя сами составляют тесты для детей, развивающие программы.
ИКТ-технологии соответствуют основным принципам обучения в специальной (коррекционной) школы VIII вида.
1. Принцип наглядности.
2.Сознательность и активность учащихся в обучении.
3.Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
4.Связь обучения с жизнью.
5.Научность и доступность обучения.
6.Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
Формирование ИКТ - компетентности обучающихся.
Современному человеку недостаточны только предметные знания. Ему в современном мире необходимы метапредметные знания и умения. Использование на уроке ИКТ-технологий с успехом решает эту задачу.
Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI в., очевидна.
Таким образом, вместе с новой техникой в специальные школы пришли и новые проблемы: методологические, педагогические, наконец, технические.
Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. Общественное воспитание детей-сирот в силу различных причин оказалось не в состоянии эффективно решать проблему социальной адаптации, в том числе и детей имеющих отклонения в развитии. В развитии умственно отсталых детей имеется ряд специфических особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений, недоразвитие речемыслительной деятельности, специфические проявления эмоционально-волевой сферы. Вследствие дефицита общения у детей не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать по образцу; умственные действия у детей с отклонениями крайне ситуативные, воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует и т.д.
Коррекционная деятельность – это планируемый особым образом организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление индивидуальных качеств, но и на создание необходимых условий для личного развития каждого учащегося.
Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивают их способности. В работе на компьютере соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила. Используется мультимедийный способ подачи информации.
По мнению В.М. Монахова, А.А. Кузнецова, С.И. Шварцбурд, компьютерная грамотность – совокупность знаний, умений и навыков, овладение которыми позволит подготовить учащихся к возможности применения вычислительной техники в практической деятельности.
Использование информационных технологий на уроках математики.
Задачи ИКТ в коррекционном обучении:
–развитие психических функций учащегося: мышления, внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;
– знакомство с информационными процессами в современном обществе;
– формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;
– формирование коммуникативных способностей;
– развитие творческих способностей;
– индивидуализация обучения;
– использование компьютера как средства познания.
Тематический перечень электронных средств учебного назначения используемых на уроках в преподавании математики:
– клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы;
– компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
– компьютерные лабиринты для управления объектом;
– компьютерные мозаики;
– логические игры на компьютере;
– компьютерные энциклопедии;
– компьютерные топологические схемы;
– компьютерные иллюстрации и задания;
– игры-кроссворды;
– компьютерные игры на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, математических навыков.
Формирование вычислительных навыков.
Формирование вычислительных навыков – трудоемкая и порой скучная для учащихся работа, если не вноситься разнообразие в ее организацию. В практике работы использую компьютерные игры «Учимся считать». Сборник игр, развивающих математические навыки, отличный способ увлекательно и с пользой провести время. «Игрок» научится быстро распознавать геометрические формы, выполнять арифметические действия и решать задачи. Каждая из шести игр имеет три уровня сложности. Например, игры «Баллончик с ответом» и «Арифметический тетрис» применяю в индивидуальной работе для закрепления навыков сложения и вычитания в пределах 20.
Работа по развитию внимания и памяти.
Упражнения на развитие памяти и внимания можно составить, используя презентацию. Например, предложить учащимся за 10-15 секунд запомнить изображение на экране геометрические фигуры (жёлтый треугольник, зелёный круг, красный прямоугольник, синий многоугольник). Количество, расположение и сложность фигур, определяются уровнем сформированности ВПФ. После чего изображение свернуть и задать учащимся вопросы.
Затем для проверки учащимся снова показывается изображение.
Работа по формированию и развитию логического мышления.
Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Предлагаемые мною логические упражнения чаще не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно - воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.
Структура заданий:
1) загадки в числах;
2) ответы к загадкам и соответствующие им числа;
3) логические задачи.
Работу с предлагаемыми заданиями можно организовать по-разному, используя видеодисплейный терминал или распечатав материал на принтере.
Проверить знания учащихся, организовать повторение и закрепление учебного материала, можно также построить, используя авторские презентации (медиауроки). Использование ИКТ при подготовке к таким урокам очень экономит время учителя. Учитель имеет возможность в любой момент заменить слайд, что значительно экономит время на поиски нужной информации. Нет необходимости вести записи на доске, учитель во время объяснения всегда обращен лицом к детям, имеет возможность постоянно наблюдать за ними и удерживать их внимание. При необходимости можно вернуться в любой момент объяснения, так как «записи» не стираются. Учитель имеет возможность еще и еще раз объяснить новый материал индивидуально, сидя с ребенком за компьютером.
В медиауроки или отдельные слайды презентации могут быть включены обучающие, тренировочные и контролирующие задания
Контроль и проверка знаний
Используя различные компьютерные программы (доступные контингенту класса), провожу различные тренинги и проверочные работы. Они выполняют тренировочную и контролирующую функции, а компьютер ведет подсчет баллов. Это нацеливает ребенка на внимательную работу и получение хорошего конечного результата. Значительно увеличивается объем выполненных заданий, так как нет необходимости записывать их в тетрадь, правильность выполнения «контролируется» компьютером, учащийся имеет возможность подумать и исправить ошибку. Проводя работу по овладению навыками работы на компьютере и знакомя детей с его работой и устройством, использую тренажёры-тесты.
Мы должны в школе готовить детей к жизни, и задача взрослых – сделать их жизнь интересней. Все учебные предметы должны быть связаны с жизненным опытом ребёнка, такая информация для него актуальна, интересна и полезна. Использование в образовательном процессе качественных информационных продуктов, разработанных на основе мультимедиа вызывают у детей устойчивый интерес. Дети при выполнении заданий не испытывают отрицательных эмоций, дискомфорта. Они не боятся допустить ошибку, так как всегда имеют возможность ее исправить, чувствуют свою успешность, сразу видят результат своей работы. Все это способствует повышению учебной мотивации, развивает познавательную активность.
Можно отметить, что с помощью использования информационных технологий обучающиеся в школах VIII вида достигают следующих результатов:
– дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
– глубже постигаются понятия числа и множества;
–быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;
– тренируется внимание и память;
– дети раньше овладевают чтением и письмом;
– активно пополняется словарный запас;
– развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
– воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
– развиваются воображение и творческие способности;
–развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия.
Использование информационных технологий на уроках русского языка.
Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. Обучение носит не только коррекционную, но и практическую направленность. Очевидно, что использовать только традиционные методы обучения в настоящее время уже недостаточно. Поэтому использование компьютеров на уроках создает условия для закрепления навыков грамотного письма. Разнообразные упражнения в определенной последовательности и задания к ним помогают учащимся овладеть орфографической грамотностью, закрепляют речевой материал, развивают словообразовательные возможности, прививают интерес к изучению русского языка. Компьютерные задания создают условия для успешного овладения языком, что влияет на успеваемость по всем другим школьным дисциплинам.
Применяя компьютер, подключенный к локальной сети с выходом интернет, видеопроектор, я имею возможность подготовиться к урокам с использованием современных инновационных методов предоставления информации.
В своей работе в зависимости от типа урока я использую дидактический материал, таблицы, схемы, выполненные на компьютере. При составлении поурочных планов по классам предусматриваю применение наглядности на уроках по каждой теме с учетом коллективной, индивидуальной и самостоятельной работы учащихся. Урок будет эффективным и достигнет цели лишь в том случае, если, планируя его, учитель подготовит для применения наглядный материал. Наглядный материал удобен в применении тем, что работает по щелчку клавиши мыши. Учитель имеет возможность руководить появлением таблиц, схем, выводов на экране в нужный момент. Перед учителем всегда стояла проблема раздаточного материала. Сейчас уже этой проблемы нет. При использовании мультимедийных технологий материал лучше усваивается, так как подбирается по разным каналам восприятия.
Применение ИКТ эффективно на каждом этапе урока. Это и при объяснении нового материала, и при закреплении, и при повторении, и при контроле знаний, умений и навыков.
Компьютерные технологии основаны на использовании программы MS Power Point по следующим направлениям:
- визуальная информация (наглядный материал);
-интерактивный демонстрационный материал (понятия, опорные схемы, таблицы, упражнения);
- контроль за знаниями и умениями учащихся.
Применение компьютерных технологий на уроке стимулирует познавательную деятельность учащихся через участие ребенка в создании презентаций. Способствует лучшему пониманию изучаемого материала. Дает возможность разнообразить формы представления учебного материала. Так, при изучении новой темы «Имя существительное» для показа через видеопроектор готовятся две таблички, одна из которых -основа, используемая для изучения других частей речи.
Усвоение каждого грамматического правила - сложная задача для учащихся коррекционной школы. При использовании компьютерной поддержки происходит более быстрое усвоение грамматических правил. Работая в текстовом редакторе Word, я разработала тестовые задания для проверки пройденного материала по различным темам. Эти программы направлены на развитие познавательных процессов. Эффективность коррекционного воздействия определяет выбор и последовательность тестовых заданий. Они дают возможность быстрее, чем при традиционном способе, выявить знания учащихся. Ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Использование ИКТ позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов повышает мотивацию.
Применение компьютерных обучающих программ на уроках русского языка дает возможность выбора заданий разного уровня, что позволяет активизировать процесс обучения.
Так, при изучении трудных слов большую пользу оказывает картинный словарь - серия предметных картинок с изображением отдельных предметов, названиями которых являются слова с непроверяемыми безударными гласными. Красочное изображение предмета помогает усвоению даже самого трудного слова. Глядя на картинку, учащиеся учатся наблюдать, рассматривать, запоминать. Картинный словарь облегчает работу по составлению небольших рассказов. Им необходимо пользоваться при проведении словарных диктантов.
В работе со словами, трудными для написания, необходимо пользоваться карточками трудных слов. Также можно использовать на компьютере игры с данными словами.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии используются на всех этапах урока и существенно повышают познавательные способности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованных источников
1. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. 2002. № 1.
2. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М., 1998.
3. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М., 1998.
4. Проект «Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Презентация «ФГОС: ИКТ компетенции» Жуланова В. П., КРИПКиПРО, 05.2012
6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой (книга для учителя).- Москва «Школа-Пресс»-.1994г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.