МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. СЕВЕРНЫЙ
Доклад на тему
Использование
информационно-коммуникационных
технологий на уроках биологии
2021 - 2022 учебный год
Слайд- 1 Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. Что же можно сделать в этой ситуации?
Слайд-2 Я использую на уроках различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ. Для этого я разрабатываю собственные уроки-презентации по всем классам с 6 по 9 по линии Пономарёвой И.Н. или подбираю в интернете подходящие и переделываю их, либо пользуюсь дисками.
Слайд- 3 Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить положительную мотивацию обучения, обеспечить высокую степень дифференциации обучения, повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза, усовершенствовать контроль знаний, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, формировать навыки исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Слайд-4 В изучении школьного курсa биологии я выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
- наглядное предстaвление объектов и явлений микромира;
-изучение биохимических процессов;
-изучение природных процессов и явлений
-моделирование биологического экспериментa;
-системa тестового контроля
-подготовка к ОГЭ.
Слайд-5 Широкое использование aнимации, биологического моделирования с использованием компьютерa делает обучение более нaглядным, понятным и запоминающимся.
Ни только учитель может проверить знaния ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировaть степень усвоения материала.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание окружaющей среды.
Слайд- 6 Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке биологии – его использование при рaссмотрении сложных биологических процессов таких как фотосинтез, биосинтез белка, митоз, мейоз и другие сложные биохимические процессы.
Мультимедийные презентации применяются для того, чтобы выступающий (ученик или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Это особенно актуально для нашей сельской школы с очень бедной материальной базой.
Слайд-7-10
Варианты применения презентаций в моей работе с учащимися:
– Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала для фиксации внимания обучающихся на каких-либо иллюстрациях, данных и т.д.
Слайд -11– Необходимость в повышении наглядности материала – самая веская причина задуматься о создании презентации. «Лучше один раз увидеть». Презентация дает возможность любую информацию представить наглядно. Для этого надо иметь сканер, желание и главное – время. Иллюстрации сканирую из учебников, дополнительных пособий, научно-популярной литературы, из Интернета. Фотографирую объекты и собираю фотографии. Затем каждое изображение редактирую и сохраняю в отдельной папке по каждому классу и по отдельным темам. Использовать компьютерное изображение удобнее, быстрее, аккуратнее и нагляднее, чем что-то писать на доске мелом.
– При проведении лабораторных и практических работ, при работе с раздаточным материалом, таблицами, схемами.
– Презентация по результатам выполнения индивидуальных или групповых проектов (отчеты по экскурсиям в природу, сообщения – защиты по отдельным темам, для дискуссии на уроке, визитка– представление команды на экологическом мероприятии).
– Корректировка и тестирование знаний:
– Проведение дополнительных занятий, когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций.
– Работа с тестирующими системами и тренажерами
Я расскажу о некоторых приемах работы учителя биологии с интерактивной доской и компьютерами.
1. Для контроля полученных знаний (опрос):
I. При традиционной форме проверки домашнего задания интерактивная доска используется как наглядное пособие (таблица, плакат), по которому ребенок дает ответ (например: рассказать о внешнем строении птицы или показать и назвать части скелета птицы, перечислить приспособления птиц к полёту с дальнейшей проверкой.)
Слайды 12-15
Слайд -16
II. При проверке выполнения домашнего задания в печатных рабочих тетрадях. Задание проецируется на экран. Положительным в такой работе является то, что:
1. Использование пера дает возможность наглядно проверить правильность выполнения задания учеником.
2. Дети с удовольствием идут выполнять задания у доски.
3. Те, ученики, которые не смогли сделать работу дома, могут привести тетради в порядок.
Слайд-17-18
III. Для тестового опроса использую работу с тестирующими системами и тренажерами (диски):
Лабораторный практикум. Биология 6–9 классы
Образовательные комплексы по всем классам (6–9 классы)
Тестовые задания из КИМов ГИА9 Задания группы В и А)
Заполнить пропуски в тексте слайд-19
Выписать номера признаков, характерные для каждого животного слайд-20-22
У меня в кабинете два компьютера. Один не подключен к интерактивной доске Использование двух компьютеров дает возможность одновременно проверить знания как минимум у двух учеников. При этом ответы одного из них дети видят на экране и могут анализировать его ответы, помогать ему и проверить свои знания.
IV. В своей работе практикую заполнение таблиц как при опросе так и при изучении нового материала: слайд 23-24
Поэтапное заполнение таблицы с помощью материала учебника при изучении новой темы
V. Составление схем, слайд-25
VII. Отчёты об экскурсии ребята с удовольствием оформляют и представляют на уроке в виде презентации. (презентация отчет– пруд и презентация – растительное сообщество пришкольного участка)
IX. Защита – презентация по отдельным темам курса. Дети защищают пропущенную тему, или тему, которая была усвоена недостаточно хорошо. Такой вид работы ученики предложили сами.
Выводы:
· Достоинство презентации в том, что при использовании этого инструмента именно учитель остается в центре внимания, контролирует класс, на него обращены взгляды учеников.
· Удачно подобранная картинка « в тему» помогает оживить слайд (особенно если на нем только текст). Визуальный образ работает лучше текста, а текст + образ – лучше «голого» образа.
· Лучше один раз подготовить аккуратную презентацию, чем каждый раз тратить время на уроке.
· Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. Слайды можно быстро создавать, редактировать, сортировать, переносить из одного урока в другой.
· Презентация может быть отличным каркасом(опорным конспектом) урока. В сочетании с ясно объявленной целью и предъявленным планом урока облегчается жизнь и не только учителю, но и ученикам.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по биологии, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только учитель, но и сам ученик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.