Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия
«Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
Подготовила учитель -
Жданкина И.Н.
2022 г.
Чтение играет огромную роль в развитии и образовании у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Во-первых, чтение – средство повышения уровня общего развития обучающегося. Сочетая непосредственное восприятие изучаемых объектов реальной действительности, с чтением относящихся к ним текстов, учитель добивается перевода мышления ребёнка со ступени чувственного опыта на более высокую ступень обобщенного познания. Это особенно важно для детей с нарушением интеллекта, т.к. они с большим трудом овладевают словесной системой мышления. Во-вторых, чтение влияет и на развитие речи обучающихся: они обогащают свой лексический запас новыми словами и оборотами речи, познают многообразие значений слова, многообразие его оттенков, чтение способствует развитию навыка монологической речи, обогащению ее элементами литературного языка. Кроме того, чтение оказывает и воспитательное воздействие: при чтении специально подобранной литературы у детей развиваются положительные нравственные качества, психика обогащается сильными и глубокими переживаниями.
Целью работы педагога является обобщение теоретических и прикладных аспектов педагогической работы по формированию читательских интересов у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Актуальными целями работы в выбранном направлении можно назвать возможность сделать чтение интересной и желанной для детей деятельностью; обеспечить школьнику эффективное восприятие и сознание прочитанного.
Перед учителем встает задача поиска различных методов, форм работы, приемов и средств, которые смогли бы активизировать читательскую активность умственно отсталых обучающихся, стимулировать их интересы в занятии чтением. Необходимо отметить, что в коррекционной педагогике не нашел глубокого освещения этот вопрос, поэтому данная проблема приобретает особую теоретическую и практическую актуальность.
Известно, что дети с нарушением интеллекта очень поздно начинают интересоваться книгами, поэтому не всегда правильно умеют обращаться с ними. С большим трудом дети воспринимают прочитанное на слух, не всегда умеют адекватно воспринять картинки к книжным сюжетам. Дети с раннего возраста не проявляют интереса ни к слушанию, ни к чтению, ни к рассматриванию картинок.
Характерным при формировании интереса к книге у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является пристрастие к стереотипному воспроизведению отдельных аффективно заряженных вербальных образов, которые могут будоражить, смешить или пугать таких детей. Эти образы могут быть достаточно неожиданны, и в большей степени связаны с чувственными ассоциациями.
Таким образом, трудности восприятия смысла прочитанного имеют множественные основания. Во-первых, малый собственный опыт активного контакта с миром и с другим человеком, недифференцированность картины мира, представлений о себе. Во-вторых, даже там, где ребенок отзывается на содержание прочитанного, он крайне фрагментарен в восприятии смысла. И внимание его неустойчиво, и аффективные детали могут слишком захватывать его и мешать восприятию целого. Он стереотипно возвращается к переживанию одного и того же впечатления. Далее, даже там, где он воспринимает сюжетную линию, он часто не может следить за художественным контекстом, подтекстом произведения, что, безусловно, обедняет для него впечатление от чтения.
Поэтому самостоятельное развитие интереса к чтению художественной литературы у таких детей практически невозможно.
Для работы педагога по повышению читательского интереса у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определены следующие эффективные формы и виды работы, на которые следует обратить внимание, это:
1. Коллективное чтение сказок и рассказов, содержание которых доступно для детей.
2. Пересказ сказок по иллюстрациям.
3. Оформление книжных стендов.
4. Рассматривание книжек-малюток.
5. Работа в классе с материалами уголка внеклассного чтения.
6. Самостоятельное чтение книги с захватывающим сюжетом, отрывок из которого был прочитан педагогом.
7. Конкурсы, праздники, посвященные прочитанным книгам.
8. Подборка хорошо проиллюстрированных и небольших по объему книг для детей с низким уровнем читательского интереса.
9. Подборка книг более серьезного содержания для детей с более высоким уровнем развития читательского интереса.
10. Оказание индивидуальной помощи в выборе книги с учетом техники чтения.
11. Подведение итогов по количеству прочитанных в четверти книг.
12. Поощрение при подведении итогов.
13. Контроль за чтением книг по внеклассному чтению.
14. Пересказ текстов.
15. Коллективное чтение статей из детских газет, журналов.
16. Коллективное чтение с последующим обсуждением содержания.
17. Беседы о прочитанном.
18. Ведение учетных листков (дневников чтения).
В работе по формированию интереса к книге, привитию читательской активности, развитию читательской компетентности у детей с нарушением интеллекта должны быть задействованы не только учителя, но и воспитатели и работники библиотеки (школьной и городской). Также к этой работе привлекаются родители обучающихся.
Основными направления работы по формированию читательских
интересов у обучающихся с нарушением интеллекта могут выглядеть следующим образом:
1. Развитие читательской компетентности на уроках внеклассного чтения.
2. Формирование интереса к книге на специальных библиотечных часах.
3. Привитие читательской активности в процессе уроков и внеурочной деятельности.
4. Обеспечение условий для чтения в семье ребенка.
5. Организация и оформление предметно-развивающей среды для повышения читательского интереса в образовательном учреждении.
Рассмотрим содержание деятельности по каждому направлению.
Развитие читательской компетентности на уроках внеклассного чтения. В задачи уроков внеклассного чтения входит:
познакомить обучающихся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы;
формировать у них интерес к чтению, к книге как к источнику знания;
способствовать развитию умения самостоятельно выбирать книги по интересу;
совершенствовать навык самостоятельного чтения;
воспитывать личностные особенности, содействовать становлению мировоззрения детей;
развивать познавательную активность, расширять и обогащать общий кругозор.
Работа в младших классах не предполагает специальных уроков чтения, а только с 5 класса они проводятся отдельными часами. Для проведения уроков внеклассного чтения заранее составляется список дополнительной литературы по теме, который вывешивается в классе. Дети имеют возможность ознакомиться со списком и читать литературу не на уроке, а во внеурочное время (вместе с воспитателями, родителями).
Уроки внеклассного чтения целесообразно проводить 1 раз в месяц. Программа предлагает для чтения литературу на выбор, можно остановиться на произведениях, которые наиболее интересны детям, исходя из их интересов и возможностей: это сказки, произведения о животных, школьной жизни, природе и труде. Темой внеклассного чтения являются темы, которые не нашли своего отражения в классном чтении.
На уроках внеклассного чтения дети знакомятся со структурой книги. Сначала книгу можно показать, разобрать все ее структурные элементы. Затем дети знакомятся с обложкой и стараются по ней определить, о чем эта книга и кто её автор, учатся искать название, автора и год издания книги. Затем рассматривают первую страницу (она напоминает обложку, но без иллюстраций), выясняют назначение этой страницы. После этого дети знакомятся с книгой (осуществляют беглый осмотр страниц), выясняют содержание (из каких частей состоит). Далее переходят к работе над оглавлением (перечень глав с обязательным указанием страниц), учитель объясняет, зачем нужно оглавление (для быстрого ориентирования в книге). Следующим этапом работы по ориентировке в книге является отработка навыка по оглавлению: дети получают задание, например, на какой странице находится стихотворение, на какой – 3 глава и т.д. Дети выполняют практические упражнения, а учитель помогает им сориентироваться в книге при поиске страниц.
Начинается урок с повторительно-обобщающего этапа: необходимо выделить «узловые» вопросы темы; разобрать, как эти вопросы будут раскрыты; учесть, чем дети будут заниматься на этом уроке (читать стихи, пересказывать). Все вместе дети раскрывают «узловые» вопросы темы. В дальнейшем обучающиеся должны не только рассказывать, но и зачитывать интересные отрывки, давать пояснения или описания к иллюстрациям или рассказу, что дополнительно узнали. Далее обязательно заполняется читательский дневник прямо на самом уроке, т.е., составляя отзыв, обучающиеся развивают связную письменную и устную речь. В процессе урока после прочтения произведения учитель просит нарисовать словесные картинки и выяснить, кто является главным действующим лицом и дать ему характеристику. Затем составляется план произведения, выделяя наиболее интересные места.
Следующее направление – это формирование интереса к книге на специальных библиотечных часах. Начиная с начальной школы, учитель должен посвящать много времени организационным вопросам, которые являются важными для обучающихся с нарушением интеллекта, страдающими низким уровнем социальной адаптации. Необходимо помочь им выяснить, где находится городская и школьная библиотеки , как зовут библиотекарей, как правильно обращаться с вопросами к библиотекарю, познакомить с правилами поведения в библиотеке, с правилами выбора книг и правилами пользования библиотечными книгам, с устройством и режимом работы библиотеки, также помочь выучить, как нужно обращаться к библиотекарю и правильно формулировать вопрос о наличии нужной книги. Вместе со школьным библиотекарем и работниками городской библиотеки нужно учить детей выбирать книгу двумя путями: через библиотекаря и самостоятельно, а также учить пользоваться выставочными витринами.
По аналогии с работой по ознакомлению со структурой книги проходит работа по ознакомлению с журналами и газетами. В журнале обращается внимание детей на номер, год и месяц издания. Основной задачей является научить детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ориентироваться в изданиях периодической печати также , как и в изданиях книг.
Библиотекарь в образовательном учреждении является полноправным участником учебно-воспитательного процесса. Работа по развитию читательского интереса проводится по планам, составленным школьной и городской библиотеками.
Еще одно направление - привитие читательской активности в процессе уроков и внеурочной деятельности. Это направление работы осуществляется воспитателями на занятиях по самоподготовке, в процессе воспитательских часов, в ходе режимных моментов. Содержание данной работы входит в профессиональную деятельность воспитателя. На уроке чтения учитель может планировать минутку внеклассного чтения. Дети рассказывают о книге (кто автор, название, о чем книга, рассказ отдельных мест из книги) – это задание выполняется детьми вместе с воспитателем. Можно дать задание составить устный отзыв по прочитанной книге (на дом или с воспитателем). Составление устного отзыва о книге дает возможность решать коррекционные задачи, т.к. идет контроль за чтением, дети учатся составлять устный рассказ, развиваются само регуляция и контроль за собой. Воспитатель в школе-интернате приобщает детей к чтению дополнительной литературы, о которой учитель русского языка и литературы дает возможность рассказать на уроке. То же можно сказать об уроках других учителей, на которых осуществляется прямая или косвенная работа по формированию интереса к чтению.
При формировании читательских интересов на уроках чтения, занятиях по внеклассному чтению и уроках по развитию речи следует придерживаться следующих общих методических правил:
каждый шаг в усложнении предлагаемого для чтения материала, требующий изменения содержания и структуры читательской деятельности ребенка, должен быть сначала подготовлен на уроках чтения на простом и уже отработанном лексико-грамматическом материале;
как только ребенком будут освоены необходимые для понимания текстов нового типа приемы умственной деятельности, необходимо обеспечить условия для их закрепления и реализации в чтении по свободному выбору, в чтении «с удовольствием»;
по мере того, как ребенок осваивает новый круг доступного ему чтения и проявит в нем определенный уровень читательской самостоятельности, можно переходить к работе по «эксплуатации» чтения текстов данного типа для решения образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Обеспечение условий для чтения в семье ребенка является еще одним направлением работы по формированию читательских интересов.
Для родителей можно разработать памятку по работе с книгой дома, провести индивидуальные беседы о том, как лучше организовать чтение литературы дома каждому ребенку, исходя из его индивидуальных возможностей. Учитель подбирает список книг для чтения дома во время каникул, дает рекомендации по организации и подбору книг в семейные и домашние библиотеки. Одной из интересных форм работы с родителями в данном направлении можно считать проведение рейда проверки книг и учебников «Книжки и порядок» и акции «Книжкина больница», в которой дети совместно с родителями дома выполняют ремонт книг.
Следующее направление работы - организация и оформление предметно-развивающей среды для повышения читательского интереса в образовательном учреждении. Важным способом реализации этого направления является создание и функционирование читательского уголка и оформление школьной библиотеки.
В уголке внеклассного чтения, в помещении класса могут быть отражены: тематика уроков внеклассного чтения на год; подборка литературы по конкретной теме (в начале месяца – темы и материал); задания к уроку внеклассного чтения; цветные картинки, связанные с темой; цитаты о книгах, о знании литературы, о писателях.
Это поможет привлечь внимание к книгам с помощью читательского уголка, активизирует на чтение дополнительной литературы. Такой уголок может содержать 2 кармашка: на чтение обязательной литературы и на чтение дополнительной. На каждого ребенка рекомендуется завести формуляр, в котором дети сами (или с воспитателем, учителем) пишут, что и когда они читают. Результаты конкурса «Лучший чтец» или «Лучший читатель месяца» можно отображать в уголке и поощрять победителей призами. Читательский дневник целесообразно завести на каждого ребенка.
Стоит уделить внимание и такому направлению работы как привитие интереса к процессу чтения на начальных этапах работы с детьми, имеющими тяжелый речевой и интеллектуальный дефекты.
Во время чтения, так же как в игре и в рисовании, важно подкрепление моментов сосредоточения на содержании книги привычными удовольствиями, например, ритмом стиха или воспоминанием о собственном подобном впечатлении. Поэтому чтение идет параллельно с комментариями учителя, во время которых он обращается к собственному приятному опыту ребенка. Для усиления впечатления можно выполнить рисунок, лепку.
Цель всего этого - дать ребенку опыт сопереживания содержанию книги, сначала бытовому, уютному, созвучному привычным и приятным домашним впечатлениям.
Для возникновения читательского интереса к книге можно использовать истории с накоплением и использованием «полезных вещей», как, скажем, в «Разных колесах» или в «Капризной кошке» В. Сутеева. Такие книжки всегда очень детально иллюстрированы, и дети со специфическим дефектом больше всего любят рассматривать именно эти реалистические подробности. Классическое сопровождение таких книг - это рисунки В. Сутеева, В. Конашевича, Ю. Васнецова. Эти изображения отвечают особенностям детей с нарушением интеллекта: они предназначены для долгого рассматривания и узнавания детьми деталей собственной жизни, в них представлено обилие реальных и красочных бытовых подробностей, характерна орнаментальность рисунка, связывающая все детали воедино, зарифмовывающая их и связывающая в единый порядок.
Довольно часто подготовить ребенка к совместному чтению помогают аудиозаписи с хорошим музыкальным сопровождением. Огромной помощью тут становятся классические радиоинсценировки детских сказок. В этих инсценировках обычно очень точно выверены все смысловые акценты, точно дозируется интенсивность переживания, выстраивается целостная партитура динамики нарастания и снятия напряжения в развитии сюжета, выделяются бытовые детали, узнаваемые каждым ребенком, значимые в его индивидуальном опыте. То есть в них, в сущности, решаются те же задачи, которые стоят и перед учителем на занятии с детьми по привитию интереса к книге.
Таким образом, система работы по формированию читательских
интересов у детей с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения должна определять содержание чтения, формы работы, а также
преемственность в работе над данной темой между школьной библиотекой, воспитателем и учителем класса (группы), а также родителями обучающихся.
Литература
1. Гончарова Е.Л. Обходные пути в формировании «ядра» читательской компетенции у «особого» ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 2.
2. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса // Дефектология. – 2007. - № 1.
3. Кабачек О.Л. Детская библиотека для детей с нарушениями развития // Дефектология. – 2007. - № 1.
4. Наумова С.М. Важенина Е.И., Елисеева А.А. Повышение уровня читательского интереса у младших школьников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.