Доклад: «Развитие читательской
грамотности на уроках литературы».
Главной задачей ФГОС третьего
поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Развитие
функциональной грамотности - одна из целей ФГОС. Несомненно, в первую очередь
учитель русского языка и литературы формирует у обучающихся читательскую
грамотность, которая представляет собой не только обучение чтению.
«Читательская грамотность -
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о
них для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни» (определение PISA-2000)
Выдержки из характеристики
деятельности обучающихся 5 и 9 класса класса по ФГОС 3 поколения.
5 класс
- Создавать
устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на
основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и
научно-популярной литературы.
- Устно
пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100
слов.
- Понимать
содержание прослушанных и прочитанных научно- учебных и художественных
текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150
слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них.
- Подробно и
сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста.
- Создавать
тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с
опорой на сюжетную картину.
9 класс
- Создавать
устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе
наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и
научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание,
монолог-рассуждение, монолог-повествование;
- Выступать с
научным сообщением.
- Участвовать в
диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые,
научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6
реплик).
- Устно
пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150
слов.
- Соблюдать в
устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в
том числе во время списывания текста объёмом 140-160 слов; словарного
диктанта объёмом 35-40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом
140-160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания.
- Создавать
тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения
искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений
или объёмом не менее 6-7 предложений сложной структуры, если этот объём
позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения
объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера
темы.
- Подробно и
сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и
прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для
подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280
слов; для сжатого и выборочного изложения - не менее 300 слов).
Таким образом, учителю за 5
лет нужно сформировать у обучающихся высокий читательский уровень,
предполагающий осмысленное восприятие текста, уметь работать с информацией в
тексте и создавать собственный текст.
В примерной рабочей программе
третьего поколения есть важный комментарий, довольно актуальный для
современного учителя относительно цели изучения предмета «Литература», в
котором заявлены новые предметные результаты:
- Планировать
своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя
и сверстников, в том числе за счёт произведений современной литературы для
детей и подростков.
- Участвовать в
коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской деятельности
и публично представлять полученные результаты.
Таким образом, перед учителем
стоит задача: сформировать у учащихся достаточно высокий уровень работы с
текстом, который определяется как «смысловое чтение».
Вместе с тем современная
ситуация с чтением характеризуется как «кризис чтения». Преамбула к
«Национальной программе поддержки и развития чтения» содержит такую мысль:
«Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на
фоне других существующих острых общественных проблем) во многом обусловлен снижением
интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении
характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна
подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».
Как же преодолеть этот кризис
и выйти на качественно новый уровень работы с текстом, ведь умение работать с
текстом является ключевым в учебной деятельности?
Мной были изучены стратегии
чтения учебного и научного текста, предложенными Г.В.Пранцовой и
Е.С.Романичевой, которые соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС к работе
с текстом и включают:
- Предтекстовую
деятельность, куда включаются:
Постановка целей чтения,
- Актуализация
или знакомство с важными понятиями, терминами,
- Определение
характера теста,
- Предположение
о цели написания, замысле автора,
- Деятельность
во время чтения, особенность - формулировка гипотез, которые
подтверждаются или опровергаются в процессе деятельности. Этот этап
сопровождается мониторингом чтения, постановкой и ответом на вопросы:
имеются ли в тексте непонятные слова, непонятная информация, понимаю ли я,
о ком и о чем идет речь и т.д.
- Послетекстовая
деятельность включает выполнение заданий, которые могут быть
репродуктивно-коммуникативными, творческими. Решение поставленных учителем
или самостоятельно задач.
Стратегии предтекстовой
деятельности:
- Создание
словаря (глоссария),
- Припоминание
важной информации,
- Беглый обзор
информации,
- Постановка
проблемы,
- Постановка
предваряющих чтение вопросов,
- Создание
кластеров, таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, таблица «верные-неверные
утверждения» и др.
Стратегии текстовой
деятельности:
- Заполнение
таблицы, или «бортового журнала» во время чтения, (чтение с пометками,
карта осмысления).
- Написание
заданий и вопросов к тексту.
- «мозговой
штурм», «спросите автора», «экскурсия по главе книги», «представление
героев», «презентация книги».
- Мнения и
замечания.
Стратегии послетекстовой
деятельности (рефлексивный этап):
- Составление
сводных таблиц, рисунков, диаграмм.
- Дискуссии.
- Создание
учебной работы (отзыв, тезисы, рецензия, интервью, эссе, свободное
письмо).
- Синквейн.
Пример формирования навыка
смыслового чтения на уроках литературы в 5 классе во время работы над
произведением Л.Кэррола «Алиса в Зазеркалье».
Предтекстовая деятельность:
составление вместе с детьми таблицы «тонких» и «толстых» вопросов. Детям
раздаются карточки с вопросами, ответы на которые вписываются в процессе
обсуждения.
«Тонкие вопросы»
|
«Толстые вопросы»
|
Кто?
|
Дайте 3 объяснения…
|
Что?
|
Почему…
|
Когда?
|
Почему вы считаете…?
|
Как зовут?
|
В чем различие?
|
Согласны ли вы?
|
Предположите, что будет, если…
|
Пример послетекстовой
деятельности по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева» в 5 классе.
Ребята были разделены на
группы, в которых был назначен лидер. У каждой группы были разные задания. Цель
для лидера - распределить задания между всеми членами группы, организовать
работу группы, затем выступление группы, а также дать оценку своим действиям и
каждому в группе.
Задания:
- 1 группа -
рассказать о персонажах, которые встретились на пути Герды, ответить на
вопрос, для чего автор описывает этих героев на пути девочки.
- 2 группа -
составить из картинок сюжетную линию сказки, затем склеить их в ленту и
кратко рассказать по ней.
- 3 группа -
составить кластер «Трудности на пути Герды и их преодоление», затем
демонстрация кластера.
- 4 группа -
составление таблицы «Герда и Снежная королева», сравнение главных героинь
сказки.
После распределения вопросов
и видов деятельности дети приступают к обсуждению, выполнению задания. Затем
представители от каждой группы представляет продукт своей деятельности.
Заключительный этап -
рефлексия
Таким образом, один из
способов формирования у обучающихся читательской грамотности - это
систематическое использование методов смыслового чтения на уроках литературы.
Смысловое чтение является инновационной разработкой, которая рекомендована
учителям не только русского языка и литературы, но и других предметов.