Введение
Воспитание компетентного человека – главная задача образовательного процесса в современной школе. Это означает, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, иметь высокий уровень интеллектуаль- ного развития, владеть языковой культурой. Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры человека.
Актуальность избранной темы определяется рядом факторов: во-первых тем, что грамотность учащихся последнее время вызывает тревогу у педагогов и родителей; во-вторых, перед учителем стоит задача найти пути решения данной проблемы; в-третьих, особенно остро этот вопрос звучит в начальной школе, где закладываются основы правописания.
Какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать грамотно? Каковы способы усвоения орфограмм в начальных классах? Как организовать работу по повышению орфографической грамотности интересно и увлекательно? Почему зная правило, ученик пишет безграмотно? Это волнующие вопросы не только для меня, но и для всех учителей начальных классов.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение этой задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы выступает этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка. Применение правила на практике на основе алгоритма – второй этап, а различные виды упражнений, закрепляющих правило, - третий. Я считаю, что одна из главных целей на начальном этапе обучения – научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы в слове и решать орфографические задачи.
Цель работы – раскрыть сущность понятия «орфографическая грамотность» учащихся и описать пути повышения грамотности младших школьников, используя познавательные задания.
Задачи реферата:
- рассмотреть пути развития орфографической зоркости младших школьников;
- показать приёмы формирования орфографических навыков;
- осветить роль занимательности и развитие познавательного интереса в процессе обучения орфографии.
По своей структуре реферат состоит из введения, в котором раскрыта актуальность данной темы, рассмотрены цели и задачи работы; двух глав и заключения.
В первой главе раскрывается понятие орфографической зоркости, основные условия её успешного формирования, рассматриваются виды упражнений по выработке грамотности учащихся.
Во второй главе рассматриваются приёмы формирования орфографического навыка и предлагаются занимательные упражнения для повышения интереса к орфографии.
В заключении подводится итог всей работы и общий вывод по данной теме.
По данной проблеме существует много литературы.
В книге М.Р.Львова, Т.Г.Рамзаевой, Н.Н.Светловской «Методика обучению русскому языку в начальных классах» [6] авторы освещают методику обучения орфографии, раскрывают природу орфографического навыка и условия его формирования.
В книге Н.А.Лемяскина «Развитие орфографической зоркости младших школьников» [ 4 ] излагается систематизированный материал по формированию и развитию одного из важнейших орфографических умений, необходимых для повышения грамотности учащихся.
Интересный материал представлен в работе Н.И.Подгорной, Н.М.Бибик, Н.Ф.Скрипченко «Дидактические игры и познавательные задания в 1 классе»
[9], в которой представлен познавательный материал по обучению грамоте, дидактические игры, которые помогут сделать русского языка интересным и занимательным.
При освещении занимательности в обучении, особое значение имела книга В.Волиной «Весёлая грамматика» [2], которая представляет собой сборник весёлых сказок, пословиц, поговорок, задач и упражнений. Игровой и занимательный материал, вошедший в разделы «Занимательное азбуковедение», «Весёлая грамматика», поможет сделать творческими и радостными первые уроки словесности.
Глава І. Развитие орфографической зоркости младших школьников
1.1. Понятие орфографической зоркости
Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры человека. Одним из путей повышения орфографической грамотности учащихся является формирование у них умения решать грамматико – орфографические задачи. А первый «шаг» при решении любой орфографической задачи – нахождение орфограммы в слове, словосочетании, тексте «ошибкоопасных» мест в словах. Умение быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы называется орфографической зоркостью. С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зор-кость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, то есть различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. «Слабая сформированность орфографической зоркости или её отсутствие является одной из главных причин ошибок, допускаемых младшими школьниками. Даже если ребёнок знает правило, часто не может его применить, так как не видит орфограммы в слове»[ 4 ].
Орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Учитель должен систематически и целенаправленно работать на каждом уроке над формированием орфографической зоркости. При систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка. Это обеспечивает успешное выполнение первого действия орфографической задачи: обнаружение орфограммы.
Когда начинать формирование орфографической зоркости? Это возможно уже в период обучения грамоте. Необходимо показывать школьника неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём наблюдения вести от звука к букве.
Проводить работу по развитию орфографической зоркости нужно на каждом уроке русского языка. Для этого нужно спланировать работу заранее с учётом изучаемых и изученных орфограмм, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса.
Фрагмент планирования материала
№ п/п |
Вид упражнения |
Содержание |
1 |
а) Орфографический диктант |
Корова Бурёнка, щенок Барбос, собака Тузик, жеребёнок Орлик |
|
б) Фонетический разбор |
Льёт |
2 |
а) Орфографический диктант |
Крольчата, встреча, ищут, Василий Чаплин |
|
б)Орфографическое проговаривание |
На дворе и за двором белый снег лежит ковром. |
3 |
а) Орфографический диктант |
Зайчата, угощают, качаются, молчу, ульи, гостья, вьюга, город Уфа |
|
б)Комментированное письмо |
Толик Рожков и Петр Рябчиков – большие друзья |
Для успешного развития орфографической зоркости важны правильное формирование понятия об орфограмме, установка учащихся на выработку орфографической зоркости, а также знакомство детей с этим понятием. Для этого учитель может использовать сказку или загадку, игровой материал или стихотворение. Например, можно знакомить с этим понятием так: «Кому нужна зоркость? Моряку, ястребу. Да. Охотнику, разведчику. Верно. Чтобы зорко видеть, люди изобрели различные инструменты: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. Зорким бывает ещё и ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чём – то эти люди похожи на хороших грибников. Как люди собирают грибы? Одни ходят по лесу и ждут, когда гриб попадётся на глаза, вторые обшаривают всё подряд, третьи знают, где любят расти грибы. Ии они находят их легко и быстро. Тем, кто хочет писать грамотно, надо знать «грибные» места для ошибок – «ошибкоопасные» места [ 4 ].
1.2. Основные условия успешного формирования орфографической зоркости
Каковы основные условия успешного формирования орфографической зоркости?
Это:
· Развитое умение слышать звучащее слово, то есть степень развития фонематического слуха.
· Знание опознавательных признаков орфограмм.
· Систематическая целенаправленная тренировка в нахождении орфограмм.
Развитию фонематического слуха способствуют:
· развитие дикции, упражнения по артикуляции звуков, выразительное чтение:
· упражнения в орфографическом проговаривании слов;
· упражнения в словообразовании и словоизменении;
· фонетический и морфологический разбор;
· фонетические упражнения занимательного характера.
Правильному артикулированию звуков, развитию дикции способствуют проведение фонетических зарядок, на которых учитель использует чистоговорки, скороговорки.
Например:
Коси коса, пока роса.
Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.
Проворонила ворона воронёнка.
Ра – ра – ра, на улице жара.
Та – та – та, открываем ворота.
Ор – ор –ор, у нас есть помидор.
В современной школе начинает распространяться методика П. Тоцкого. В основе его методики – орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребёнок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется. «Данная методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо учеников, но не может считаться универсальным средством, так как в процессе проговаривания восприятие орфографического материала не связано с его теоретическим осмыслением» [14 ].
Для развития фонематического слуха надо выбирать упражнения разнообразные и интересные. Например.
1. Сначала произнеси слово так, как говорим, затем, как пишем: окно, моряк, грибы.
2. Измени слово так, чтобы получилось новое слово (роза – гроза): дар, стол, клад, шар.
3. В словах замените первый или последний звук, чтобы получилось новое слово: нос, ток, воз.
4. Игра «Одень слово»
Перед тобой слово в звуковой одежде. Выбери для него буквенный костюм.
[к’ и т] Катя
кто
кит
кот
5. Игра « Телеграф»
Назови слово [р’ и ф м а] , [ к' и т], [ к а н’ и к у л ы].
Таких упражнений учитель может составить множество. Одной из причин плохо развитой орфографической зоркости является то, что учащиеся плохо знают опознавательные признаки орфограмм. Работая с правилом, надо выделять вместе с детьми существенные, отличительные признаки орфограмм и учить детей их обнаруживать по данным признакам. Каждый тип орфограмм имеет свои опознавательные признаки. Например, орфограмма «Безударные гласные в корне слова» (проверяемые и непроверяемые).
Признаки:
- безударность на корневом гласном;
- гласные а, о, и, е как наиболее опасные;
- место в слове: гласный находится в корне слова.
Умения, которые надо выработать у учащихся для проверки этой орфограммы: быстро и безошибочно определять место ударения в слове, находить в слове корень, подбирать родственные слова, выбирать из их числа проверочные. Для непроверяемых случаев – умение пользоваться словарём.
Важным условием успешного формирования орфографической зоркости является развитие и тренировка памяти.
1.3. Виды упражнений по выработке орфографической зоркости
Как говорилось ранее работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико – синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. В этот период можно использовать такие упражнения:
- ежедневный звуковой анализ;
- способ протяжного интонирования звука в целом слове:
с - с- с- ыр, сы-ы-ы-р;
- приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?) клад – лад, спорт – порт;
- подбор слов к звуковым моделям;
- использование слов – ловушек: сколько в слове «два»?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что в слове «вата» все звуки мягкие?
- игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с одинаковым звуком».
Наиболее действенным и одновременно наиболее сложным упражнением, формирующим орфографическую зоркость, является письмо с пропусками орфограмм или письмо с «окошечками». Овладеть письмом «с пропусками» непросто. Поэтому целесообразно начинать учить детей этому виду работы на отдельных словах.
Порядок работы:
1. Прослушать слово, например, вода, записать столько черточек, сколько звуков в слове.
2. Обвести кружочком звуки, которые нельзя обозначить на слух.
3. Записать слово с пропусками.
1. _ _ _ _
2. _ _ _ _
3. в _ да
Прекрасным приёмом развития орфографической зоркости является специально организованное списывание. Работа проводится в классе коллективно с усвоением алгоритма:
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2. Повтори предложение, не глядя в текст.
3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Пиши, диктуя себе орфографически.
5. Проверь написанное: читай, подчёркивая орфограммы и сверяя с текстом.
Значительное место среди орфографических упражнений занимают диктанты.
Диктант «Проверяю себя»
Во время диктанта школьник может пропустить букву, в которой сомневается. Затем задать вопрос учителю.
Диктант «с обоснованием»
Ученик сначала лает устное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает слово.
Комментированное письмо.
Этот вид диктанта строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.
Диктант «Найди слова»
Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, написание которых можно проверить.
Все эти диктанты должны быть небольшими по объёму.
Интересным видом работы является работа с книгой для чтения. Учащиеся открывают книгу на определённой странице, находят слова на заданную орфограмму, записывают их, на работу отводится 3 минуты. Затем проводится проверка. Через месяц при постоянной тренировке школьники находят 12 слов. Детям очень нравится этот вид работы.
Глава ІІ. Приёмы формирования орфографических навыков.
2.1. Орфографический словарь
Работу над орфографическим словарём можно начинать вести с І класса во втором полугодии. При изучении алфавита ученики знакомятся со списком словарных слов в учебнике. Можно предложить такие задания:
1. Выпиши из словарика слова, обозначающие учебные вещи, поставь в них ударение и подчеркни безударную гласную.
2. Слова, обозначающие животных, спиши в алфавитном порядке, вставь безударную гласную и проверь по словарю.
Л . СИЦА, П . ТУХ, З . ЯЦ.
Со ІІ класса ученики начинают работать по «Орфографическому словарю» П.Л. Грушникова. Начинается работа с письма словарного диктанта на одну и ту же букву (абажур, август, аквариум), с последующей проверкой по словарю. Постепенно задание усложняется: из словаря ученики выписывают опорные слова для составления рассказа простейшего типа, например на тему «Поездка в Киев» (вокзал, билет, вагон), определяют безударные гласные.
Чтобы правильно написать окончание, ученики должны знать склонение имени существительного, т.е. вначале определить род, можно обратиться к словарю, посмотреть его начальную форму, а затем дописать слово.
Орфографический словарь можно использовать при выполнении любой творческой работы в классе, дома.
При работе со словарными словами можно использовать приём использования ассоциативных пар, во время такого вида работы кроме орфографического словаря дети учатся работать с этимологическим словарём. Ученик «оживляет» слово, начинает его связывать с другими словами, которые помогают ему запомнить написание исходного. Дети могут сочинять с этими словами рассказы, сказки, стихи, загадки.
Например,
Вездеход
1. Вездеход – вид транспорта.
2. Вездеход = везде + ход
3. Вездеход
Везде ходит вездеход,
По болоту ходит вброд,
И по речке, словно плот,
По тропинкам и по кочкам,
По полям и по ярочкам,
Всюду ходит вездеход,
Мы возьмём его в поход.
2.2. «Памятка» при работе над ошибками
Огромное значение для повышения грамотности учащихся является работа над ошибками. Вопрос о работе над ошибками полностью не разработан в современной методике, хотя методисты сделали очень много в этом направлении. В работе «Обучение орфографии в начальной школе» Н.С.Рождественский отмечает, что важным условием работы над ошибками являются учёт ошибок, их предупреждение и преодоление.
Составление памятки при работе над ошибками и использование её в повседневной практике воспитывает у детей ответственное отношение к пробелам в знаниях, нетерпимость к ним и желание ликвидировать эти пробелы, вырабатывает орфографическую зоркость, умение соотнести допущенную ошибку с изучаемой орфограммой. В своей работе целесообразно составить памятку к работе над ошибками, где каждое правило имеет свой порядковый номер и образец проверки.
1. Перенос слов.
Ма –ленький, малень-кий, ал-лея,чай-ка.
2. Жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн.
Напиши слово и ещё три на это же правило.
3. Большая буква в именах собственных.
Горький, Волга, Денис
4. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Грозы – гроза, снег - снега
5. Пропуск или замена букв.
Напиши три раза.
6. Мягкий знак
Подобрать 3 разных слова: пень, письмо, коньки.
7. Разделительный мягкий знак (ь)
Подобрать три слова: вьюга, воробьи, обезьяна.
8. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Ночь – ж.р.
Мяч – м.р.
Запишите три слова.
9. Сомнительные согласные
Глаз – глаза, шубка – шуба.
Запишите три слова.
10. Непроизносимые согласные
Солнце – солнышко, но опасный – опасен
Запишите три слова.
11. Двойные согласные
Подобрать три разных слова: перрон, группа, ванна.
12. Предлог со словом
В моём столе, в твоём доме.
13. Словарные слова
Подобрать три разных слова.
14. Разделительный ъ знак
Объявление, съел, подъём.
Подберите три слова.
15. Слова на –оро-, -оло-
Подберите три слова: корова, соловей
16. Перенос слов с приставкой
Подобрать три слова: по - крыл, до - гнал, до – плыл.
17. Глагол с приставкой с
Подобрать три слова: сделал, сгорел, сбил.
18. Частица не с глаголами
Подобрать три слова: не шумел, не бил, не кусал.
19. Безударные падежные окончания
Шёл (по чему?) по площади – 3 скл. Д.п. (по степи).
20. Безударные окончания прилагательных
Озером (каким?) глубоким.
21. Безударные личные окончания глаголов
Писать (не на –ить, не искл., Іспр.) пишет.
Работа над ошибками по памятке происходит следующим образом. На полях строки, где была допущена ошибка, ставится цифра – номер орфограммы, помещённой в памятке. Ученик должен выполнить работу над ошибками строго по памятке.
Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление при чём осознанное учениками. «Общий принцип исправления ошибок, - говорит Н.С.Рождественский, - сводится к тому, чтобы ученики работали на д своими ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…» [ 10 ]
Использовать «Памятку» можно на специальных уроках работы над ошибками, на отдельных этапах уроков русского языка, при выполнении дифференцированного домашнего задания, для организации работы в парах и проведения групповой работы, для самопроверки и взаимопроверки работы учащимися.
Такой вид работы способствует повышению орфографической зоркости учащихся, положительно влияет на выработку у школьников навыков контроля и развивает умение учиться.
2.3.Занимательные задания для повышения орфографической грамотности
Одна из причин того, что ученики теряют интерес к русскому языку заключается в том, что учителя не всегда ярко показывают богатство русского языка. Каковы же пути, позволяющие привить учащимся любовь и интерес к языку? Таких путей много. Одним из них является применение на уроках элементов занимательности. Дарить детям интересные уроки! Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого ума – вот к чему должен стремиться каждый педагог. «Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а напряжённый труд и постоянный поиск [ 2 ].
На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, состязания, конкурсы, игры – путешествия, викторины, загадки, шутки, сказки, кроссворды, ребусы, шарады. Этот материал помогает ученикам в усвоении орфографии.
Оживить урок, повысить его познавательное значение помогут произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, загадки. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности, это соревнование на смекалку, развитие ума, внимания, памяти, выработка умения сравнивать предметы и явления природы.
Загадки можно использовать для словарных диктантов, при изучении частей речи. Изучая тему «Правописание падежных окончаний имён существитель-ных» предлагаются загадки для списывания и выделения в словах падежных окончаний.
В поле родился, на заводе варился, на столе растворился (Сахар).
Сидит на ложке, свесив ножки (Лапша).
При изучении темы «Проверяемая безударная гласная» рационально использовать загадки, в отгадках которых есть орфограмма.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)
Два братца живут рядом, а друг друга не видят (Глаза).
Днём спит, ночью летает, прохожих пугает (Сова).
Летом зеленеет, осенью желтеет (Трава).
Пословицы – прекрасный материал для письма по памяти, письма с пропусками.
Родной край делами прославляй.
Жить – Родине служить.
Умей дружбой дорожить.
Хорошая книга лучший друг.
Нравиться детям упражнение «Не зевай, дополняй!»
Кто много читает,…(тот много знает).
Семеро одного…(не ждут).
Труд кормит. …(а лень портит).
Разнообразить урок помогут различные грамматические игры.
Игра «Четвёртый лишний». Надо найти лишнее слово и объяснить свой выбор.
Плащ печь стол голодный
нож мышь стул летний
рожь тишь дочь зелёный
врач камыш дом пчела
Игра «Найди родственное слово»
На доске написаны слова: водопровод, проводы, половодье, разводить, водопад, водитель, завод, наводнение. Класс делиться на две команды. Учащиеся первой команды выписывают слова с корнем, имеющим значение «вода»; вторая команда – со значением «водить».
Игра «Молчанка»
Учитель демонстрирует картинку, ребята молча записывают название изображённого предмета и подчёркивают заданную орфограмму.
Игра «Угадай слово»
Дети угадывают слово и проверяют по орфографическому словарю свою запись:
К Р Н Д Ш СТ К Н Д В Ч К М Л К
карандаш стакан девочка молоко
Игра «Ремонт слов»
Вредный вирус пробрался в наши слова и всё запутал, испортил. Попробуйте «починить слова»: рэпка, тярелка, свэт, утуг.
Разумеется игра – не единственный метод закрепления знаний и умений. Можно использовать метод группировки слов по орфографическим признакам. Учащиеся записывают слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слова. Например, слова с непроверяемой безударной гласной. А Е И О
планета тетрадь лимон комар
капуста пещера собака
Интересное задание на группировку и запись слов с «противоположными» орфограммами:
Артиллерия кавалерия
трасса трос
аллея галерея
Чтобы запомнить правила орфографии, ребёнку нужно хорошо потрудиться. А можно облегчить ему задачу, рассказывая правило в весёлой, занимательной форме. Такие правила – стихи можно найти в книге В.Волиной «Весёлая грамматика» [ ].
Непроизносимые согласные
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды –
Будешь грамотным и ты.
Безударные гласные
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
Весёлые рифмы
В сочетаниях жи – ши
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пишем только букву А.
В сочетаниях чу – щу
Пишут только букву У.
Заключение
Проблема орфографической зоркости убедила в том, что она имеет сложности: младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением материала в памяти и его воспроизведение, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования.
Завершая изложение вопроса о формировании орфографической грамотности младших школьников, следует отметить, что работа над повышением грамотности, работа над орфограммами сложна, требует точных знаний и умений в области грамматики. Но, по мнению Л.Р.Львова «путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания – единственно надёжный» [5].
Следует заметить, что орфографическая зоркость приобретается теми учащимися, у которых создана первичная основа, и медленно формируется у тех детей, кто слабо различает и соотносит звуки речи, не умеет пользоваться ударностью слов, подбором слов по смыслу. Для развития орографической зоркости нужны, прежде всего, постоянные упражнения в выделении орфограмм, и тогда объяснения написаний станет намного эффективнее.
Описанные выше резервы повышения орфографической зоркости младших школьников являются наиболее результативными. Если в первые месяцы обучения познакомить детей с признаками орфограмм («опасных мест») и систематически тренировать в их нахождении, не бояться пользоваться приёмом письма с пропусками букв, при котором ребёнок приучается обнаруживать орфограммы до записи слов, если использовать интересные упражнения, познавательные игры, разнообразные задания, дарить ученикам интересные, яркие, эмоциональные уроки, то можно достичь хороших результатов.
Этот вопрос считается очень актуальным. Учащиеся должны овладеть глубокими и прочными знаниями принципов русской орфографии, для этого необходимо создавать условия для привлечения внимания учащихся к орфографической деятельности, а также способствовать развитию интереса к орфографии.
Список литературы
1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.:Просвещение, 1957.
2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
3. Жедек П.С. Методика обучения орфографии. – М. :Просвещение, 1992.
4. Лемяскина Н.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников. - Воронеж, 1998.
5. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
6. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучению русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.
7. Межонова Г.М. Как научить ребёнка грамотно писать?// Начальная школа. – 2003- № 7. – с.89 – 93.
8. Одегова В.Ф. Развитие орфографической зоркости. // Начальная школа. – 1989. - №6. – с.20 – 22.
9. Подгорная Н.И., Бибик Н.М., Скрипниченко Н.Ф. Дидактические игры и познавательные задания в 1 классе. – К., 1988.
10. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М.,1960
11. Смирнова И.Н. Совершенствование орфографических умений учащихся при работе над ошибками на уроках русского языка во 2 классе.// Початкове навчання та виховання. – 2010. - №36. – с.14 – 19.
12. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. – М., 1992.
13. Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский с увлечением! – Екатеринбург., 1997.
14. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. // Начальная школа. – 1001. – №5. – с.41 – 47.
15. Христенко М.А. Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников // Начальная школа. – 1993. - №2. – с.33 – 37.
16. Чардынцева Т.Н., Зыкова А.М. Сказки на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах. – Воронеж, 1995.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.