Доклад « Проектная деятельность на уроках и внеурочное время»
Оценка 4.9
Руководства для учителя +1
doc
администрации
Взрослым
14.03.2017
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно актуальной в связи с этим стала сегодня индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности: неверие школьников в свои силы, неудовлетворённость педагогов уровнем качества знаний. Учащиеся теряют интерес к изучению истории и обществознания, не всегда умеют оперировать фактами, устанавливать причинно–следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.
Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых вопросов. Наиболее эффективным в решение данной проблемы является метод проектов.
Доклад Левченко О.С проектная деятельность..doc
«МОУ СОШ №6 c. Солдато Александровского»
Советский район
Ставропольский край
Доклад
« Проектная деятельность на уроках и
внеурочное время»
Подготовила
1 Левченко Ольга Сергеевна
учитель истории и обществознания
2 Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь.
Модернизация российского образования ориентирует современную
школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся,
формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно
актуальной в связи с этим стала сегодня индивидуализация целей образования
на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла
требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода
источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно
растёт. Это вызывает определённые трудности: неверие школьников в свои
силы, неудовлетворённость педагогов уровнем качества знаний. Учащиеся
теряют интерес к изучению истории и обществознания, не всегда умеют
оперировать фактами,
устанавливать причинно–следственные связи,
оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже
естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.
Выход может быть найден в создании таких педагогических условий,
когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска
путей решения социально–значимых вопросов. Наиболее эффективным в
решение данной проблемы является метод проектов. Его использование
предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной
деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает
необходимость их практического применения.
В современных условиях под учебным проектом подразумевается
комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других
видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно ( в парах, группах или
индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой
проблемы.
3 Метод проектов способствует формированию критического и
творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в
полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию
способной к самоутверждению и
социально активной личности,
самосовершенствованию.
В работе над учебными проектами встает немало весьма конкретных
вопросов, имеющих методический и даже технологический характер. В своей
практике на некоторые из них я нашла ответы, которыми хотела бы
поделиться с коллегами.
Как организовать работу над проектом?
Как правило следует выделить следующие этапы работы.
1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, поиск информации.
4. Составление технологической карты с представлением в логической
последовательности хода работы.
5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим
заданиям.
6. Промежуточные обсуждения полученных данных.
7. Презентация – защита проектов, оппонирование.
8.
Коллективное обсуждение, выводы.
Какие требования предъявляются к результатам учебных
проектов?
Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как
традиционных, так и современных методов сбора информации. При
этом результаты проектной деятельности:
Представляются в виде конкретного «продукта» доклада,
реферата, альбома и т.д.
4 Выполняются в едином стиле ( заголовки, поля)
Содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на
источники информации.
Рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей.
Защищаются в присутствии заинтересованной аудитории.
Должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
Каковы требования к мультимедийной презентации результатов
проектной работы?
Новые информационные технологии, возможности Интернета для
получения и передачи текстовой, графической, видео информации,
создания презентации,
webсайта и другие,
публикации,
способствуют применению нетрадиционных методик обучения,
формированию практических умений и навыков, учащихся в
освоении исторического материала.
Подготовка мультимедийной презентации включает в себя
следующие этапы( помимо перечисленных выше и относящихся ко
всем видам проектов): практическая работа в библиотеках, обзор
литературы и электронных источников, поиск информации в
Интернете, разработка структуры презентации, создание презентации
( как правило, с применением программы Power point, демонстрация
и защита.
При использовании метода проектов на уроках истории и обществознания
учитель не объясняет материал. Он предлагает учащимся ряд ситуаций, явлений, в
которых так или иначе просматривается противоречие и просит их обозначить это
противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет оживленная
дискуссия, а затем учитель предлагает ребятам наметить гипотезы решения
выделенной проблемы («мозговая атака»). Он ничего не комментирует,
5 предоставляя в дальнейшем учащимся доказать справедливость тех нескольких
гипотез, на которых они сами остановились.
Ребята самостоятельно объединяются в группы. Каждая работает над
поиском решения одной из сформулированных гипотез. В зависимости от предмета
исследования учащиеся используют и различные методы. Каждая группа сама
решает, как она будет оформлять результат своего исследования, распределяет
роли для совместной деятельности. Работа с историческими источниками,
документами, социологические опросы, составление схем, таблиц, опорных
конспектов это процесс выработки новых знаний, формирование критического и
творческого мышления, умение работать с информацией, что в полной мере
отвечает основной задаче современной школы – воспитание социальноактивной
личности.
Значит, главной задачей и результатом целенаправленной проектно
исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося,
перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.
Защита проектов проходит всегда очень оживленно, с активным участием
оппонентов, в качестве которых выступают учащиеся других групп. Это не просто
воспроизведение усвоенного, а уже формирование убеждений, поскольку свои идеи
ребята отстаивают с фактами и аргументами.
В основе
лежит
некая
проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности
каждого учебного проекта
учащихся. Проблема исследования
обуславливает метод деятельности,
направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов
решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в
определенных условиях.
Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто
качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая
деятельность это создание, открытие чеголибо ранее неизвестного для данного
6 субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний,
умений, проявлений личности.
Еще один необходимый и важный в проектной деятельности (как и в
исследовательской вообще) аспект необходимо на заключительном этапе, при
подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного
исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к
следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и
совершенствования личности.
В ходе организации работы школьников над проектами реализуются
следующие цели:
Образовательная
вовлечение каждого учащегося в активный
познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности
школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая развитие интереса к предмету, творческих способностей
воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности,
публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой;
расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за
выполнение выбранной работы.
Результатами активного внедрения метода проектов на уроках истории и
обществознания является:
повышение творческой активности учащихся на уроке;
развитие их логического и критического мышления;
расширение кругозора школьников.
Главный результат компетентность учащихся в области истории и
обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе
проектной деятельности:
• опыт работы с большим объемом информации;
7 • опыт проведения презентации;
• умение оценивать ситуацию и принимать решения;
• умение работать в коллективе;
• умение структурировать информацию;
• умение индивидуально планировать работу;
• умение работать в команде.
Таким образом, в преподавании истории и обществознания под
учебным проектом подразумевается комплекс
поисковых,
исследовательских, графических и других видов работ с целью
практического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе
самостоятельной работы у учащихся появляется возможность поновому
рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы
общественнополитической и социальной жизни.
Проектная
деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися
прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных
оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает
преодолеть
догматизм, который препятствует совершенствованию
учебной деятельности.
8
Доклад « Проектная деятельность на уроках и внеурочное время»
Доклад « Проектная деятельность на уроках и внеурочное время»
Доклад « Проектная деятельность на уроках и внеурочное время»
Доклад « Проектная деятельность на уроках и внеурочное время»
Доклад « Проектная деятельность на уроках и внеурочное время»
Доклад « Проектная деятельность на уроках и внеурочное время»
Доклад « Проектная деятельность на уроках и внеурочное время»
Доклад « Проектная деятельность на уроках и внеурочное время»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.