Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподаваемого материала. Поэтому при подготовке к уроку необходимо много внимания уделять поиску активных форм и методов обучения, чтобы на уроке в глазах детей зажигались искорки любознательности. Рассмотрим различные методы и приёмы развития познавательной активности школьников...
Активизация познавательной деятельности
на уроках
Формирование интереса к учению – важное средство повышения
качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только
формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному
предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять
свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в
знаниях.
Один из важнейших факторов развития интереса к учению – понимание
детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития
познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет
методика преподаваемого материала. Поэтому при подготовке к уроку
необходимо много внимания уделять поиску активных форм и методов
обучения, чтобы на уроке в глазах детей зажигались искорки
любознательности.
Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности,
опорные схемы, таблицы, эвристические задачи дидактические игры.
Дидактическая игра – одно из средств активизации познавательной
деятельности детей шестилетнего возраста
Большие возможности в использовании дидактических игр
представляются на уроках математики. Значительная часть игр позволяет
учителю сделать то или иное обобщение, закрепить приобретенные навыки.
Дидактическая игра позволяет разнообразить урок, более творчески
подходить к оценке знаний, привлекать к работе всех учеников класса,
учитывать индивидуальные способности детей.
Самое обычное решение примеров можно построить так, что работа
покажется детям интереснейшей игрой. Такие математические игры обычно
проводят в течение нескольких минут в начале или конце урока. Например:
«Кто скорее?», «Какая фигура исчезла?», «Кто первый полетит в космос?»,
«Кто прав?», «Рыболовы».Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и
усиление голоса создают у детей игровое настроение. На уроке можно
использовать куклы – игрушки, героев сказок: Буратино, Чиполино, Незнайку,
Петрушку, которые тоже хотят учиться и просят ребят помочь решить задачу,
ответить на вопрос, загадать загадку. Дети очень любят этих кукол, особенно
когда они радуются за правильный ответ учеников: хлопают в ладоши,
погладят по голове отличившегося ученика или пожмут ему руку.
Использование в ходе урока кукол оживляет учебный процесс. Снижает у
ребят напряжение.
Есть игры, которые ребятам особенно полюбились, вызывают большой
интерес. В результате их использования материал усваивается легко и просто.
Это игры «Молчанка», «Эстафета», «Магические квадраты». Незаметно для
детей они помогают отрабатывать вычислительные навыки. Обычно в этих
играх ребята показывают ответ на «веере цифр». «Веер» также используют
для составления решения задач. Во время работы с «веером» у ребят
развиваются фаланги кисти руки.
Именно в игре дети способны осознанно понять серьезные вещи. Играя,
они учатся считать, писать, читать, логически мыслить и даже учатся
правилам хорошего тона, а все это в конечном результате – труд. С помощью
дидактических игр решаются разные учебные задачи. Есть игры,
формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля (например,
«Математическое домино»). Игры, построенные на материале различной
степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный
подход к обучению детей с разным уровнем знаний.
Для младших школьников учение новое непривычное дело. Поэтому
при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между
"внешним миром знания" и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет
освоить то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности,
постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает
свободному освоению знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной
работы у детей ещё не сформирована. Поэтому основным типом
дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры,
формирующие устойчивый интерес и снимающие напряжение, которое
возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
Так как ведущий тип деятельности младших школьников учебная
деятельность, дидактическая игра должна обеспечивать формирование
навыков учебной работы и формирования собственно учебной деятельности.
В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той
среды, в которой происходит обучение ребёнка (роль учителя, роль
контролёра, роль оценщика результатов работы и т. д.)
Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого
круга задач, при чём ведущая функция игры определяется её дидактическими
целями.Подготовительный к игре наглядный материал может быть использован
при изучении различных учебных тем.
Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма задания
побуждает к развитию мышления и внимания, а затем переходят на второй
план, когда сюжет перестаёт быть основой активности учащихся. Не следует
приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или
сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков,
насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением
за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые
шутки минутки, игрыпутешествия в страну чисел или страну знаний.
Дидактические игры,
которые способствуют активизации
познавательной деятельности младших школьников, снижают
их
утомляемость и напряжение, можно подобрать по любой теме в любом классе
начальной школы.
Помимо дидактических игр, игр загадок в стихотворной форме,
занимательных упражнений, преподаватели на уроках математики для
развития логического мышления и различных мыслительных процессов
используют в содержании урока эвристические или нестандартные задачи.
Роль эвристических задач в обучении детей
Стимуляция самостоятельного умственного действия ученика должна
занимать значительное место в учебной деятельности младших школьников.
Существующие альтернативные программы обучения предоставляют для
этого большие возможности. За стремлением сделать обучение максимально
теоретичным, с высоким уровнем обобщения, следуют и попытки сделать его
активным со стороны самостоятельности учащихся.
Однако, если на логические действия учащихся при современном
обучении обращается внимание, но они при этом требуют большей
содержательной базы, большего многообразия опыта. А развитие их
умственной инициативы, эвристических элементов мышления значительно
отстаёт.
Развитие логического мышления,
способности к активному
использованию умственных возможностей при встрече с проблемными
ситуациями являются одной из главных задач начального обучения. В этот
благоприятный для развития
самостоятельности умственных действий
период исключительную важность приобретают методы и условия её
формирования.
Увеличение количества эвристических задач, соответствующих знаниям
и уровню общего развития учеников, позволит повысить уровень
самостоятельности и активности мышления детей, развить их творческое
мышление.При подборе задач необходимо придерживаться определённых
положений.
Задачи должны:
а) по возможности стимулировать разные формы умственной активности.
При этом главный упор
стимуляцию самостоятельных
умственных усилий детей;
б) соответствовать возможностям детей по объёму элементов и по
сложности их отношений, при этом предпочтение отдаётся задачам с
минимальным количеством шагов;
в) должны иметь элемент новизны и в то же время быть близкими
жизненному , но не обязательно учебному опыту ребёнка.
делается на
Степень трудности, как по объёму, так и по сложности
отношений, возрастает по мере приобретения детьми умений анализировать и
решать их.
Примерная классификация задач.
1.Задачи на оперирование логическими понятиями: "все", "некоторые",
"отдельные" и установление отношений между элементами множеств.
2.Задачи на установление временных, пространственных, функциональных
отношений.
3.Задания на комбинаторные действия.
4.Задания на активный перебор вариантов отношений.
5.Задания на установления сходства и сопоставления.
1. Задачи на придумывание способов обозначения схематизации.
Большая часть заданий проста по структуре и не
исключает возможности решения по типу непосредственного усмотрения
отношений. Стимуляция действий интуитивного характера необходима для
формирования творческих сторон мышления. Более простые задачи
используются в качестве вспомогательных средств для подсказки,
подталкивания мысли ребёнка в тех случаях, когда он испытывает
затруднения.
Формирование эвристических умственных действий
играет большую роль в развитии ребёнка. Готовясь к уроку, учитель должен
шире использовать возможность учебного материала, организуя поисковую
деятельность учащихся. Целесообразно включать в урок
задания
эвристического характера, что позволит не только повысить интерес детей к
изучаемому предмету.
Но и выявить неординарность мышления,
сформировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применяя
имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Подобные задачи можно
задавать на дом для индивидуальной работы. Наиболее полно используются
возможности влияния эвристических задач на формирование мышления
ребёнка во внеурочной работе ( математический кружок, факультатив), а
также при проведении специальных занятий в группах коррекции.Задачи на оперирование понятиями "все", "некоторые", "отдельные".
Цель: формировать умение анализировать объект с разных сторон, развивать
логическое мышление.
1. Все ученики нашего класса завтра пойдут в кино. Пойдёшь ли в
кино ты?
2. В парке растут деревья и кустарники. Сирень кустарник. Растёт
ли в парке сирень?
3. На дереве сидели 4 синицы и 6 воробьёв. 5 птиц улетело. Был ли
среди них хоть один воробей? Объясни.
4. На ёлке горело 7 свечей. 5 из них погасли. Сколько свечей
осталось на ёлке?
5. Часть ребят пойдут в кино, а часть в парк. Пойдёт ли в кино
Коля?
Задачи на установление временных, пространственных и
функциональных отношений.
Цель: выяснить понимание детьми временных, пространственных и
функциональных отношений, развивать логическое мышление.
1. Как отмерить 1л воды, если есть кружки в 5л и 2л?
2. Бревно длиной 6м распилили на 6 равных частей. Сколько раз
пришлось распиливать бревно?
3. Зина живёт на 3 этаже, а Нина на 5 этаже. Сколько ступенек
проходит каждая девочка, если от одного этажа до другого 15
ступенек?
1. Толя, Володя и Саша любят приходить в школу вместе. Володя
живёт от школы не ближе Толи. Саша не дальше Толи. Кто из ребят
должен выходить из дома раньше всех?
на придумывание собственных способов
обозначения, схематизации и символизации для выражения различных
отношений. Задачи на установления сходства и различия.
Задачи
Цель: показать всесторонние связи между величинами задачи, развивать
умение выделять признаки существенные в данной ситуации, развивать
логическое мышление.
1. Изобрази условными знаками свой город, свою улицу и дом, в
котором ты живёшь.2. Найди лишнее слово в ряду.
Объясни, почему оно лишнее
(сметана, молоко, сало, сливки, творог, кефир), ( осина, берёза,
сосна, липа, дуб)?
3. Допиши ещё несколько слов в ряду…лужа, пруд,…
4. Определи, какая фигура лишняя и почему?
Задачи на комбинаторные действия.
Цель: формировать умение проводить анализ с разных точек зрения
и синтезировать полученные результаты, развивать логическое
мышление.
1. "Мишка по лесу шёл.
Сочетанья букв нашёл.
Составь слова из букв
КОЖАЛ, ЛКАЧШ. "
(Ребята записывают ответы на листочках.)
2. Три друга Петя, Коля и Вася хотят сесть на скамейку. Как
их можно рассадить?(Всего существует 6 вариантов).
3. Во дворе стояли мотоциклы, мотоциклы с колясками и
легковые машины. Мальчик насчитал всего 13 колёс.
Сколько могло быть машин, мотоциклов и мотоциклов с
колясками?
4. Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы,
получилось 10 лап. Сколько могло быть кур и сколько
собак?
Задачи на активный перебор вариантов отношений.Цель: формировать умение сравнивать объекты, выяснить понимание
детьми вариантов отношений, развивать логическое мышление.
1. Как разделить 6 яблок на 6 человек, чтобы каждый
получил по целому яблоку и одно осталось в
корзине?
2. Из каких знакомых тебе фигур состоит эта фигура?
3. Нарисуй такую же фигуру без отрыва от бумаги и не
проводя два раза одну и ту же линию.
4. Заполни цифрами квадрат, так чтобы сумма чисел по
всем направлениям была равна 15.
Игра "Переправа, переправа берег левый, берег правый".
Как перевезти в лодке с одного берега на другой волка, козу и
капусту, если известно, что волка нельзя оставить без присмотра с козлом, а
козел "неравнодушен" к капусте. В лодке только два места, поэтому можно
брать с собой одновременно или одно животное, или капусту.
Решение задачи.
Опишем организацию перевозки с левого берега на правый волка, козла и
капусту, при которой без присмотра не будут оставаться одновременно волк с
козой или коза с капустой.
В ПЕРВОМ РЕЙСЕ перевозчик берет с собой козу, оставляя на левом
берегу волка и капусту. Переехав на правый берег перевозчик оставляет там
козу и возвращается на левый берег.
ВО ВТОРОМ РЕЙСЕ перевозчик берет с собой волка, оставляя на
левом берегу капусту. Переехав на правый берег, перевозчик оставляет там
волка, забирает с собой козу и возвращается с ним на левый берег.
В ТРЕТЬЕМ РЕЙСЕ перевозчик берет с собой капусту, оставляя на левом
берегу козу. Переехав на правый берег оставляет там капусту "с волком" ивозвращается на левый берег. И, наконец, В ЧЕТВЕРТОМ РЕЙСЕ он
перевозит с левого берега на правый козу.
Детям будет интереснее, если эту задачу учитель продемонстрирует на доске
с помощью наглядности.
Задание. Раскрась шары так, чтобы желтый шар был между красным и
Игра «Шарики».
синим, а синий шар рядом с зеленым.
Такие логические задачи чаще используются для самых способных детей
в классе при дифференцированном подходе.
Активная деятельность детей на уроке математики одно
из более важных направлений в совершенствовании учебновоспитательного
процесса в школе. Дидактические игры и занимательные упражнения,
которые в наибольшей степени активизируют учебную деятельность ребят
необходимо проводить на каждом уроке. Основной функцией дидактической
игры является формирующий устойчивый интерес к учению и снятие
напряжения во время учебных занятий.
Игра является одним из средств формирования психологических
образований, крайне необходимых для учебного процесса мышления,
внимания, памяти и т.п.
Так как ведущий вид деятельности шестилетних школьников учебная
формирование
деятельность, дидактические игры должны обеспечивать
навыков учебной работы и собственно учебной деятельности.
В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и
той среды, в которой происходит обучение ребенка (роль учителя, роль
контролера, роль оценщика результатов учебной работы и т.д.)Особый момент
использования игр формирование навыков
самоконтроля и самооценки через использование различных видов
взаимоконтроля и взаимооценки.
Итак, когда игра используется как дидактический прием, она всегда
приводит к запланированному результату. Основное внимание при проведении
дидактической игры должно быть направлено на обучение основам
математики, реализующееся в различных формах работы ребят (работа по
звездочкам, группам, вдвоем), в процессе которой дети усваивают главную
сторону учебной деятельности, традиционно закрепленные за учителем,
оценку и контроль. Этому способствует взаимоконтроль и взаимооценка, а
игра учителя важное средство выработки адекватной самооценки
повышающие ответственность ребят и позволяющее творчески овладеть
учебным материалом. Система дидактических игр в процессе обучения
начальной математики позволяет решать все многообразие воспитательных и
учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо
соответствует активной природе младшего школьника.
Таким образом; применение на уроках математики шестилетних детей
игровых моментов, способствует активизации познавательной деятельности,
развивает внимание, память, мышление учащихся.