доклад "Активизация познавательной деятельности школьников"

  • Семинары
  • doc
  • 18.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподаваемого материала. Поэтому при подготовке к уроку необходимо много внимания уделять поиску активных форм и методов обучения, чтобы на уроке в глазах детей зажигались искорки любознательности. Рассмотрим различные методы и приёмы развития познавательной активности школьников...
Иконка файла материала доклад по самообр.doc
Активизация познавательной деятельности на уроках Формирование   интереса   к   учению   –   важное   средство   повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются   и   определяются   постоянные   интересы   к   тому   или   иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Один  из важнейших факторов развития интереса к учению – понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика   преподаваемого   материала.   Поэтому   при   подготовке   к   уроку необходимо   много   внимания   уделять   поиску   активных   форм   и   методов обучения,   чтобы   на   уроке   в   глазах   детей   зажигались   искорки любознательности.  Лучшему   усвоению   материала   способствуют   средства   наглядности, опорные схемы, таблицы, эвристические задачи дидактические игры. Дидактическая игра – одно из средств активизации познавательной деятельности детей шестилетнего возраста Большие   возможности   в   использовании   дидактических   игр представляются   на   уроках   математики.   Значительная   часть   игр   позволяет учителю сделать то или иное обобщение, закрепить приобретенные навыки. Дидактическая   игра   позволяет   разнообразить   урок,   более   творчески подходить   к   оценке   знаний,   привлекать   к   работе   всех   учеников   класса, учитывать индивидуальные способности детей.   Самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется детям интереснейшей игрой. Такие математические игры обычно проводят в течение нескольких минут в начале или конце урока. Например: «Кто скорее?», «Какая фигура исчезла?», «Кто первый полетит в космос?», «Кто прав?», «Рыболовы».Уже   объявление   названия   игры,   загадочная   интонация,   понижение   и усиление   голоса   создают   у   детей   игровое   настроение.   На   уроке   можно использовать куклы – игрушки, героев сказок: Буратино, Чиполино, Незнайку, Петрушку, которые тоже хотят учиться и просят ребят помочь решить задачу, ответить на вопрос, загадать загадку. Дети очень любят этих кукол, особенно когда   они   радуются     за   правильный   ответ   учеников:   хлопают   в   ладоши, погладят   по   голове   отличившегося   ученика   или   пожмут   ему   руку. Использование  в  ходе  урока  кукол  оживляет  учебный  процесс.  Снижает  у ребят напряжение.  Есть игры, которые ребятам особенно полюбились, вызывают большой интерес. В результате их использования материал усваивается легко и просто. Это игры «Молчанка», «Эстафета», «Магические квадраты». Незаметно для детей они помогают отрабатывать  вычислительные навыки. Обычно в этих играх ребята показывают ответ на «веере цифр». «Веер» также используют для   составления   решения   задач.   Во   время   работы   с   «веером»   у   ребят развиваются фаланги кисти руки. Именно в игре дети способны осознанно понять серьезные вещи. Играя, они   учатся   считать,   писать,   читать,   логически   мыслить   и   даже   учатся правилам хорошего тона, а все это в конечном результате – труд.  С помощью дидактических   игр   решаются   разные   учебные   задачи.   Есть   игры, формирующие   у   учащихся   навыки   контроля   и   самоконтроля   (например, «Математическое   домино»).   Игры,   построенные   на   материале   различной степени   трудности,   дают   возможность   осуществлять   дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.    Для младших школьников учение ­ новое непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между "внешним миром знания" и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет освоить то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно   внушаемое   уважение   к   школьной   премудрости,   что   мешает свободному освоению знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной работы   у   детей   ещё   не   сформирована.   Поэтому   основным   типом дидактических   игр,   используемых   на   начальных   этапах,   являются   игры, формирующие   устойчивый   интерес     и   снимающие   напряжение,   которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму. Так как ведущий тип деятельности младших школьников  ­     учебная деятельность,   дидактическая   игра   должна   обеспечивать   формирование навыков учебной работы и формирования собственно учебной деятельности. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды,   в   которой   происходит   обучение   ребёнка   (роль   учителя,   роль контролёра, роль оценщика результатов работы и т. д.) Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, при чём ведущая функция игры определяется её дидактическими целями.Подготовительный к игре наглядный материал может быть использован при изучении различных  учебных тем. Ненавязчивость   используемой   наглядности   и   игровая   форма   задания побуждает к развитию мышления и внимания, а затем переходят на второй план, когда сюжет перестаёт быть основой активности учащихся. Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных   героев.   Необходим   последовательный   переход   от   уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является  поощрением за   работу   на   уроке   или   используется   для   активизации   внимания:   весёлые шутки­ минутки, игры­путешествия в страну чисел или страну знаний. Дидактические   игры,   которые   способствуют   активизации познавательной   деятельности   младших   школьников,   снижают     их утомляемость и напряжение, можно подобрать по любой теме в любом классе начальной школы.               Помимо  дидактических игр, игр­ загадок в стихотворной форме, занимательных   упражнений,   преподаватели   на   уроках   математики   для развития   логического   мышления   и   различных   мыслительных   процессов используют в содержании урока  эвристические или нестандартные задачи.  Роль эвристических задач  в обучении детей Стимуляция самостоятельного умственного действия ученика должна занимать значительное место в учебной деятельности младших школьников. Существующие   альтернативные   программы   обучения   предоставляют   для этого  большие возможности. За стремлением сделать обучение максимально теоретичным, с высоким уровнем обобщения, следуют и попытки сделать его активным со стороны самостоятельности учащихся.                 Однако,  если   на  логические   действия   учащихся   при   современном обучении   обращается   внимание,   но   они   при   этом   требуют   большей содержательной   базы,   большего   многообразия   опыта.   А   развитие   их умственной   инициативы,   эвристических   элементов   мышления   значительно отстаёт.  Развитие   логического   мышления,   способности   к   активному использованию   умственных   возможностей   при   встрече   с   проблемными ситуациями являются одной из главных задач начального обучения. В этот благоприятный   для   развития     самостоятельности   умственных   действий период   исключительную   важность   приобретают   методы   и   условия   её формирования.           Увеличение количества эвристических задач, соответствующих знаниям и   уровню   общего   развития   учеников,   позволит   повысить   уровень самостоятельности   и   активности   мышления   детей,   развить   их   творческое мышление.При   подборе   задач   необходимо   придерживаться   определённых положений.         Задачи должны:      а) по возможности стимулировать разные формы умственной активности. При   этом   главный   упор     стимуляцию   самостоятельных умственных усилий детей;     б)   соответствовать   возможностям   детей   по   объёму   элементов   и   по   сложности   их   отношений,   при   этом   предпочтение   отдаётся   задачам   с минимальным количеством шагов; в)   должны   иметь   элемент   новизны   и   в   то   же   время   быть   близкими жизненному , но не  обязательно  учебному опыту ребёнка.   делается   на   Степень трудности, как по объёму, так и по сложности отношений, возрастает по мере приобретения детьми умений анализировать и решать их. Примерная классификация задач.       1.Задачи   на   оперирование   логическими   понятиями:   "все",   "некоторые", "отдельные" и установление отношений между элементами множеств.    2.Задачи  на установление  временных, пространственных, функциональных отношений. 3.Задания на комбинаторные действия. 4.Задания на активный перебор вариантов отношений. 5.Задания на установления сходства и сопоставления. 1. Задачи на придумывание способов обозначения схематизации. Большая   часть   заданий     проста   по   структуре   и   не исключает   возможности   решения   по   типу     непосредственного   усмотрения отношений. Стимуляция действий интуитивного характера необходима для формирования   творческих   сторон   мышления.   Более   простые   задачи используются   в   качестве   вспомогательных   средств   для   подсказки, подталкивания   мысли   ребёнка   в   тех   случаях,   когда   он   испытывает затруднения. Формирование   эвристических   умственных   действий играет большую роль в развитии ребёнка. Готовясь к уроку, учитель должен шире   использовать   возможность   учебного   материала,   организуя   поисковую деятельность   учащихся.   Целесообразно   включать   в   урок     задания эвристического характера, что позволит не только повысить интерес детей к изучаемому   предмету.   Но   и   выявить   неординарность   мышления, сформировать   умение   анализировать,   сравнивать,   обобщать,   применяя имеющиеся   знания   в   нестандартной   ситуации.   Подобные   задачи   можно задавать на дом  для индивидуальной работы. Наиболее полно используются возможности   влияния   эвристических   задач   на   формирование   мышления ребёнка   во   внеурочной   работе   (   математический   кружок,   факультатив),   а также при проведении специальных занятий в группах коррекции.Задачи на оперирование понятиями "все", "некоторые", "отдельные". Цель: формировать умение анализировать объект с разных сторон, развивать логическое мышление. 1. Все ученики нашего класса завтра пойдут в кино. Пойдёшь ли в кино ты? 2. В парке растут деревья и кустарники. Сирень  кустарник. Растёт ли в парке сирень? 3. На дереве сидели 4 синицы и 6 воробьёв. 5 птиц улетело. Был ли среди них  хоть один воробей? Объясни. 4. На   ёлке   горело   7   свечей.   5   из   них   погасли.   Сколько   свечей осталось  на ёлке?  5. Часть ребят пойдут в кино, а часть в парк. Пойдёт ли в кино Коля? Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Цель:   выяснить   понимание   детьми   временных,   пространственных   и функциональных отношений, развивать логическое мышление. 1. Как отмерить 1л воды, если есть кружки в 5л и 2л? 2.   Бревно   длиной   6м   распилили   на   6   равных   частей.   Сколько   раз пришлось распиливать бревно?   3.   Зина   живёт   на   3   этаже,   а   Нина   на   5   этаже.   Сколько   ступенек проходит   каждая   девочка,   если   от   одного   этажа   до   другого   15 ступенек?      1. Толя,  Володя  и  Саша  любят    приходить  в школу  вместе.  Володя живёт от школы не ближе Толи. Саша ­ не дальше Толи. Кто из ребят должен выходить из дома раньше всех?    на   придумывание   собственных   способов обозначения, схематизации и символизации для выражения различных отношений. Задачи на установления сходства и различия.  Задачи   Цель:  показать   всесторонние   связи   между   величинами   задачи,   развивать умение   выделять   признаки   существенные   в   данной   ситуации,   развивать логическое мышление. 1. Изобрази условными знаками свой город, свою улицу и дом, в котором ты живёшь.2. Найди лишнее слово в ряду.  Объясни, почему оно лишнее (сметана,   молоко,   сало,   сливки,   творог,   кефир),   (   осина,   берёза, сосна, липа, дуб)? 3. Допиши ещё несколько слов в ряду…лужа,  пруд,… 4. Определи, какая фигура лишняя и почему? Задачи на комбинаторные действия. Цель: формировать умение проводить анализ с разных точек зрения и   синтезировать   полученные   результаты,   развивать   логическое мышление. 1. "Мишка по лесу шёл. Сочетанья букв нашёл. Составь слова из букв КОЖАЛ, ЛКАЧШ. "       (Ребята записывают ответы на листочках.) 2. Три друга Петя, Коля и Вася хотят сесть на скамейку. Как их можно рассадить?(Всего существует 6 вариантов). 3. Во   дворе   стояли   мотоциклы,   мотоциклы   с   колясками   и легковые   машины.   Мальчик   насчитал   всего   13   колёс. Сколько   могло   быть   машин,  мотоциклов   и  мотоциклов   с колясками? 4. Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы, получилось   10   лап.   Сколько   могло   быть   кур   и   сколько собак? Задачи на активный перебор вариантов отношений.Цель:  формировать   умение   сравнивать   объекты,   выяснить   понимание     детьми вариантов отношений, развивать логическое мышление. 1. Как разделить 6 яблок на 6 человек, чтобы каждый получил   по   целому   яблоку     и   одно   осталось   в корзине? 2. Из каких знакомых тебе фигур состоит эта фигура? 3. Нарисуй такую же фигуру без отрыва от бумаги и не проводя два раза одну и ту же линию. 4. Заполни цифрами квадрат, так чтобы сумма чисел по всем направлениям была равна 15.      Игра "Переправа, переправа берег левый, берег правый". Как   перевезти   в   лодке     с   одного   берега   на   другой   волка,   козу   и капусту, если известно, что волка нельзя оставить без присмотра с козлом, а козел "неравнодушен" к капусте. В лодке только два места, поэтому можно брать с собой одновременно или одно животное, или капусту. Решение задачи. Опишем организацию перевозки  с левого берега на правый ­  волка, козла и капусту, при которой без присмотра не будут оставаться одновременно волк с козой или коза  с капустой. В ПЕРВОМ РЕЙСЕ перевозчик берет с собой козу, оставляя на левом берегу волка и капусту. Переехав на правый берег перевозчик оставляет там козу  и возвращается на левый берег.  ВО  ВТОРОМ  РЕЙСЕ  перевозчик   берет  с собой    волка,  оставляя   на левом берегу капусту. Переехав на правый берег, перевозчик оставляет там  волка, забирает с собой козу и возвращается с ним на левый берег. В ТРЕТЬЕМ РЕЙСЕ перевозчик берет с собой капусту, оставляя на левом берегу козу. Переехав на правый берег оставляет там капусту "с волком" ивозвращается   на   левый   берег.     И,   наконец,   В   ЧЕТВЕРТОМ   РЕЙСЕ     он перевозит с левого берега на правый козу. Детям будет интереснее, если эту задачу учитель продемонстрирует на доске с помощью наглядности. Задание. Раскрась шары так, чтобы желтый шар был между красным и Игра «Шарики». синим, а синий шар рядом с зеленым.      Такие логические задачи чаще используются для самых  способных детей в классе при дифференцированном подходе. Активная деятельность детей на уроке математики ­ одно из более важных направлений в совершенствовании учебно­воспитательного процесса   в   школе.   Дидактические   игры   и   занимательные     упражнения, которые   в   наибольшей   степени   активизируют   учебную   деятельность   ребят необходимо проводить  на каждом уроке. Основной функцией дидактической игры является   формирующий устойчивый интерес к учению и снятие напряжения во время учебных занятий. Игра является одним из средств формирования  психологических образований,  крайне   необходимых   для   учебного   процесса   ­   мышления, внимания, памяти и т.п. Так как ведущий вид деятельности шестилетних школьников ­ учебная  формирование деятельность,   дидактические   игры   должны   обеспечивать   навыков учебной работы и собственно учебной деятельности.    В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той   среды,   в   которой   происходит   обучение   ребенка   (роль   учителя,   роль контролера, роль оценщика результатов учебной работы и т.д.)Особый   момент     использования   игр   ­   формирование   навыков самоконтроля   и   самооценки  через   использование   различных   видов взаимоконтроля и взаимооценки.         Итак, когда игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к запланированному результату. Основное внимание при проведении дидактической   игры   должно   быть   направлено   на   обучение   основам математики,  реализующееся  в  различных  формах  работы  ребят (работа   по звездочкам, группам, вдвоем), в процессе которой дети усваивают главную сторону   учебной   деятельности,   традиционно   закрепленные   за   учителем,   ­ оценку и контроль. Этому способствует взаимоконтроль и взаимооценка, а игра   учителя   ­   важное   средство   выработки   адекватной   самооценки повышающие   ответственность   ребят   и   позволяющее   творчески   овладеть учебным   материалом.   Система   дидактических   игр   в   процессе     обучения начальной математики позволяет решать все многообразие воспитательных  и учебных   задач.   Она   играет   огромную   роль   в   учебном   процессе,   ибо соответствует активной природе младшего школьника.    Таким образом; применение на уроках математики шестилетних детей игровых моментов, способствует активизации познавательной деятельности, развивает внимание, память, мышление учащихся.