Доклад "Активизация познавательной деятельности школьников"
Оценка 5
Семинары
doc
математика +2
1 кл—2 кл
18.02.2017
Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподаваемого материала. Поэтому при подготовке к уроку необходимо много внимания уделять поиску активных форм и методов обучения, чтобы на уроке в глазах детей зажигались искорки любознательности. Рассмотрим различные методы и приёмы развития познавательной активности школьников...
доклад по самообр.doc
Активизация познавательной деятельности
на уроках
Формирование интереса к учению – важное средство повышения
качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только
формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному
предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять
свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в
знаниях.
Один из важнейших факторов развития интереса к учению – понимание
детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития
познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет
методика преподаваемого материала. Поэтому при подготовке к уроку
необходимо много внимания уделять поиску активных форм и методов
обучения, чтобы на уроке в глазах детей зажигались искорки
любознательности.
Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности,
опорные схемы, таблицы, эвристические задачи дидактические игры.
Дидактическая игра – одно из средств активизации познавательной
деятельности детей шестилетнего возраста
Большие возможности в использовании дидактических игр
представляются на уроках математики. Значительная часть игр позволяет
учителю сделать то или иное обобщение, закрепить приобретенные навыки.
Дидактическая игра позволяет разнообразить урок, более творчески
подходить к оценке знаний, привлекать к работе всех учеников класса,
учитывать индивидуальные способности детей.
Самое обычное решение примеров можно построить так, что работа
покажется детям интереснейшей игрой. Такие математические игры обычно
проводят в течение нескольких минут в начале или конце урока. Например:
«Кто скорее?», «Какая фигура исчезла?», «Кто первый полетит в космос?»,
«Кто прав?», «Рыболовы». Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и
усиление голоса создают у детей игровое настроение. На уроке можно
использовать куклы – игрушки, героев сказок: Буратино, Чиполино, Незнайку,
Петрушку, которые тоже хотят учиться и просят ребят помочь решить задачу,
ответить на вопрос, загадать загадку. Дети очень любят этих кукол, особенно
когда они радуются за правильный ответ учеников: хлопают в ладоши,
погладят по голове отличившегося ученика или пожмут ему руку.
Использование в ходе урока кукол оживляет учебный процесс. Снижает у
ребят напряжение.
Есть игры, которые ребятам особенно полюбились, вызывают большой
интерес. В результате их использования материал усваивается легко и просто.
Это игры «Молчанка», «Эстафета», «Магические квадраты». Незаметно для
детей они помогают отрабатывать вычислительные навыки. Обычно в этих
играх ребята показывают ответ на «веере цифр». «Веер» также используют
для составления решения задач. Во время работы с «веером» у ребят
развиваются фаланги кисти руки.
Именно в игре дети способны осознанно понять серьезные вещи. Играя,
они учатся считать, писать, читать, логически мыслить и даже учатся
правилам хорошего тона, а все это в конечном результате – труд. С помощью
дидактических игр решаются разные учебные задачи. Есть игры,
формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля (например,
«Математическое домино»). Игры, построенные на материале различной
степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный
подход к обучению детей с разным уровнем знаний.
Для младших школьников учение новое непривычное дело. Поэтому
при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между
"внешним миром знания" и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет
освоить то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности,
постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает
свободному освоению знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной
работы у детей ещё не сформирована. Поэтому основным типом
дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры,
формирующие устойчивый интерес и снимающие напряжение, которое
возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
Так как ведущий тип деятельности младших школьников учебная
деятельность, дидактическая игра должна обеспечивать формирование
навыков учебной работы и формирования собственно учебной деятельности.
В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той
среды, в которой происходит обучение ребёнка (роль учителя, роль
контролёра, роль оценщика результатов работы и т. д.)
Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого
круга задач, при чём ведущая функция игры определяется её дидактическими
целями. Подготовительный к игре наглядный материал может быть использован
при изучении различных учебных тем.
Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма задания
побуждает к развитию мышления и внимания, а затем переходят на второй
план, когда сюжет перестаёт быть основой активности учащихся. Не следует
приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или
сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков,
насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением
за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые
шутки минутки, игрыпутешествия в страну чисел или страну знаний.
Дидактические игры,
которые способствуют активизации
познавательной деятельности младших школьников, снижают
их
утомляемость и напряжение, можно подобрать по любой теме в любом классе
начальной школы.
Помимо дидактических игр, игр загадок в стихотворной форме,
занимательных упражнений, преподаватели на уроках математики для
развития логического мышления и различных мыслительных процессов
используют в содержании урока эвристические или нестандартные задачи.
Роль эвристических задач в обучении детей
Стимуляция самостоятельного умственного действия ученика должна
занимать значительное место в учебной деятельности младших школьников.
Существующие альтернативные программы обучения предоставляют для
этого большие возможности. За стремлением сделать обучение максимально
теоретичным, с высоким уровнем обобщения, следуют и попытки сделать его
активным со стороны самостоятельности учащихся.
Однако, если на логические действия учащихся при современном
обучении обращается внимание, но они при этом требуют большей
содержательной базы, большего многообразия опыта. А развитие их
умственной инициативы, эвристических элементов мышления значительно
отстаёт.
Развитие логического мышления,
способности к активному
использованию умственных возможностей при встрече с проблемными
ситуациями являются одной из главных задач начального обучения. В этот
благоприятный для развития
самостоятельности умственных действий
период исключительную важность приобретают методы и условия её
формирования.
Увеличение количества эвристических задач, соответствующих знаниям
и уровню общего развития учеников, позволит повысить уровень
самостоятельности и активности мышления детей, развить их творческое
мышление. При подборе задач необходимо придерживаться определённых
положений.
Задачи должны:
а) по возможности стимулировать разные формы умственной активности.
При этом главный упор
стимуляцию самостоятельных
умственных усилий детей;
б) соответствовать возможностям детей по объёму элементов и по
сложности их отношений, при этом предпочтение отдаётся задачам с
минимальным количеством шагов;
в) должны иметь элемент новизны и в то же время быть близкими
жизненному , но не обязательно учебному опыту ребёнка.
делается на
Степень трудности, как по объёму, так и по сложности
отношений, возрастает по мере приобретения детьми умений анализировать и
решать их.
Примерная классификация задач.
1.Задачи на оперирование логическими понятиями: "все", "некоторые",
"отдельные" и установление отношений между элементами множеств.
2.Задачи на установление временных, пространственных, функциональных
отношений.
3.Задания на комбинаторные действия.
4.Задания на активный перебор вариантов отношений.
5.Задания на установления сходства и сопоставления.
1. Задачи на придумывание способов обозначения схематизации.
Большая часть заданий проста по структуре и не
исключает возможности решения по типу непосредственного усмотрения
отношений. Стимуляция действий интуитивного характера необходима для
формирования творческих сторон мышления. Более простые задачи
используются в качестве вспомогательных средств для подсказки,
подталкивания мысли ребёнка в тех случаях, когда он испытывает
затруднения.
Формирование эвристических умственных действий
играет большую роль в развитии ребёнка. Готовясь к уроку, учитель должен
шире использовать возможность учебного материала, организуя поисковую
деятельность учащихся. Целесообразно включать в урок
задания
эвристического характера, что позволит не только повысить интерес детей к
изучаемому предмету.
Но и выявить неординарность мышления,
сформировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применяя
имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Подобные задачи можно
задавать на дом для индивидуальной работы. Наиболее полно используются
возможности влияния эвристических задач на формирование мышления
ребёнка во внеурочной работе ( математический кружок, факультатив), а
также при проведении специальных занятий в группах коррекции. Задачи на оперирование понятиями "все", "некоторые", "отдельные".
Цель: формировать умение анализировать объект с разных сторон, развивать
логическое мышление.
1. Все ученики нашего класса завтра пойдут в кино. Пойдёшь ли в
кино ты?
2. В парке растут деревья и кустарники. Сирень кустарник. Растёт
ли в парке сирень?
3. На дереве сидели 4 синицы и 6 воробьёв. 5 птиц улетело. Был ли
среди них хоть один воробей? Объясни.
4. На ёлке горело 7 свечей. 5 из них погасли. Сколько свечей
осталось на ёлке?
5. Часть ребят пойдут в кино, а часть в парк. Пойдёт ли в кино
Коля?
Задачи на установление временных, пространственных и
функциональных отношений.
Цель: выяснить понимание детьми временных, пространственных и
функциональных отношений, развивать логическое мышление.
1. Как отмерить 1л воды, если есть кружки в 5л и 2л?
2. Бревно длиной 6м распилили на 6 равных частей. Сколько раз
пришлось распиливать бревно?
3. Зина живёт на 3 этаже, а Нина на 5 этаже. Сколько ступенек
проходит каждая девочка, если от одного этажа до другого 15
ступенек?
1. Толя, Володя и Саша любят приходить в школу вместе. Володя
живёт от школы не ближе Толи. Саша не дальше Толи. Кто из ребят
должен выходить из дома раньше всех?
на придумывание собственных способов
обозначения, схематизации и символизации для выражения различных
отношений. Задачи на установления сходства и различия.
Задачи
Цель: показать всесторонние связи между величинами задачи, развивать
умение выделять признаки существенные в данной ситуации, развивать
логическое мышление.
1. Изобрази условными знаками свой город, свою улицу и дом, в
котором ты живёшь. 2. Найди лишнее слово в ряду.
Объясни, почему оно лишнее
(сметана, молоко, сало, сливки, творог, кефир), ( осина, берёза,
сосна, липа, дуб)?
3. Допиши ещё несколько слов в ряду…лужа, пруд,…
4. Определи, какая фигура лишняя и почему?
Задачи на комбинаторные действия.
Цель: формировать умение проводить анализ с разных точек зрения
и синтезировать полученные результаты, развивать логическое
мышление.
1. "Мишка по лесу шёл.
Сочетанья букв нашёл.
Составь слова из букв
КОЖАЛ, ЛКАЧШ. "
(Ребята записывают ответы на листочках.)
2. Три друга Петя, Коля и Вася хотят сесть на скамейку. Как
их можно рассадить?(Всего существует 6 вариантов).
3. Во дворе стояли мотоциклы, мотоциклы с колясками и
легковые машины. Мальчик насчитал всего 13 колёс.
Сколько могло быть машин, мотоциклов и мотоциклов с
колясками?
4. Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы,
получилось 10 лап. Сколько могло быть кур и сколько
собак?
Задачи на активный перебор вариантов отношений. Цель: формировать умение сравнивать объекты, выяснить понимание
детьми вариантов отношений, развивать логическое мышление.
1. Как разделить 6 яблок на 6 человек, чтобы каждый
получил по целому яблоку и одно осталось в
корзине?
2. Из каких знакомых тебе фигур состоит эта фигура?
3. Нарисуй такую же фигуру без отрыва от бумаги и не
проводя два раза одну и ту же линию.
4. Заполни цифрами квадрат, так чтобы сумма чисел по
всем направлениям была равна 15.
Игра "Переправа, переправа берег левый, берег правый".
Как перевезти в лодке с одного берега на другой волка, козу и
капусту, если известно, что волка нельзя оставить без присмотра с козлом, а
козел "неравнодушен" к капусте. В лодке только два места, поэтому можно
брать с собой одновременно или одно животное, или капусту.
Решение задачи.
Опишем организацию перевозки с левого берега на правый волка, козла и
капусту, при которой без присмотра не будут оставаться одновременно волк с
козой или коза с капустой.
В ПЕРВОМ РЕЙСЕ перевозчик берет с собой козу, оставляя на левом
берегу волка и капусту. Переехав на правый берег перевозчик оставляет там
козу и возвращается на левый берег.
ВО ВТОРОМ РЕЙСЕ перевозчик берет с собой волка, оставляя на
левом берегу капусту. Переехав на правый берег, перевозчик оставляет там
волка, забирает с собой козу и возвращается с ним на левый берег.
В ТРЕТЬЕМ РЕЙСЕ перевозчик берет с собой капусту, оставляя на левом
берегу козу. Переехав на правый берег оставляет там капусту "с волком" и возвращается на левый берег. И, наконец, В ЧЕТВЕРТОМ РЕЙСЕ он
перевозит с левого берега на правый козу.
Детям будет интереснее, если эту задачу учитель продемонстрирует на доске
с помощью наглядности.
Задание. Раскрась шары так, чтобы желтый шар был между красным и
Игра «Шарики».
синим, а синий шар рядом с зеленым.
Такие логические задачи чаще используются для самых способных детей
в классе при дифференцированном подходе.
Активная деятельность детей на уроке математики одно
из более важных направлений в совершенствовании учебновоспитательного
процесса в школе. Дидактические игры и занимательные упражнения,
которые в наибольшей степени активизируют учебную деятельность ребят
необходимо проводить на каждом уроке. Основной функцией дидактической
игры является формирующий устойчивый интерес к учению и снятие
напряжения во время учебных занятий.
Игра является одним из средств формирования психологических
образований, крайне необходимых для учебного процесса мышления,
внимания, памяти и т.п.
Так как ведущий вид деятельности шестилетних школьников учебная
формирование
деятельность, дидактические игры должны обеспечивать
навыков учебной работы и собственно учебной деятельности.
В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и
той среды, в которой происходит обучение ребенка (роль учителя, роль
контролера, роль оценщика результатов учебной работы и т.д.) Особый момент
использования игр формирование навыков
самоконтроля и самооценки через использование различных видов
взаимоконтроля и взаимооценки.
Итак, когда игра используется как дидактический прием, она всегда
приводит к запланированному результату. Основное внимание при проведении
дидактической игры должно быть направлено на обучение основам
математики, реализующееся в различных формах работы ребят (работа по
звездочкам, группам, вдвоем), в процессе которой дети усваивают главную
сторону учебной деятельности, традиционно закрепленные за учителем,
оценку и контроль. Этому способствует взаимоконтроль и взаимооценка, а
игра учителя важное средство выработки адекватной самооценки
повышающие ответственность ребят и позволяющее творчески овладеть
учебным материалом. Система дидактических игр в процессе обучения
начальной математики позволяет решать все многообразие воспитательных и
учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо
соответствует активной природе младшего школьника.
Таким образом; применение на уроках математики шестилетних детей
игровых моментов, способствует активизации познавательной деятельности,
развивает внимание, память, мышление учащихся.
Доклад "Активизация познавательной деятельности школьников"
Доклад "Активизация познавательной деятельности школьников"
Доклад "Активизация познавательной деятельности школьников"
Доклад "Активизация познавательной деятельности школьников"
Доклад "Активизация познавательной деятельности школьников"
Доклад "Активизация познавательной деятельности школьников"
Доклад "Активизация познавательной деятельности школьников"
Доклад "Активизация познавательной деятельности школьников"
Доклад "Активизация познавательной деятельности школьников"
Доклад "Активизация познавательной деятельности школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.