«Диагностическая функция классного руководителя
в условиях реализации ФГОС»
Макарова Т.Л. учитель географии, классный
руководитель 6А класса МБОУ СОШ №3
"В работе с детьми педагогу – практику необходимо уметь
прослеживать социально – психологические изменения в группе,
формирование отношений детей; ценностные приобретения
и
продвижения. Чтобы корректировать свою профессиональную
деятельность, он должен уметь регулярно производить анализ
воспитательных результатов.
Слайд Высказывание
К сожалению, в школьной практике диагностика пока не
воспринимается как обязательный компонент педагогического
процесса. Это неизбежно ведёт не только к поверхностному знанию
детей, но и
возрастающем индивидуальном своеобразии
современных школьников. Вот почему часто учителя бывают
недовольны своими учениками, а те, в свою очередь, – школой.
к
Слайд
Но ещё К.Д. Ушинский утверждал: чтобы воспитывать личность во
всех отношениях, надо знать её во всех отношениях. Добавим, надо
знать во всех отношениях также и воспитателей,
их
профессиональную подготовленность, а также педагогическую
культуру родителей,
возможности и особенности детского
коллектива, положительные и отрицательные влияния на детей в
микрорайоне школы, городе или селе.
Один из основных объектов диагностики учебного процесса – это
воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное
использование содержания, организации средств и методов
обучения для управления психическим развитием детей, для
воспитания у них познавательной самостоятельности,
требовательности к себе и другим.
ответственности, процесс
учебновоспитательный
Слово "диагностика” нас уже не пугает. Наука предлагает
организовывать
как
технологический: "изготовление” выпускника можно сравнить с
изготовлением любого промышленного продукта, как это ни
покажется ужасно. Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое,
поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и
частями производства, тем не менее приходиться слышать в школе
от учителей, что они используют такието технологии или, наоборот,
просят дать им новые технологии.
Слайд Нередко учителю кажется, что у него хорошие отношения с
детьми, что все он делает правильно. А в то же время ученики не
удовлетворены отношениями с учителем и хотели бы большего
понимания, более неформальных отношений или чтобы уроки
проводились подругому. Очень много ошибок на уроках и неудач в
воспитательной работе происходит оттого, что учитель не знает
своих учеников. Итак, рассмотрим, что стоит за понятием
диагностика – это оценочная процедура, направленная на
прояснение ситуации, выявление истинного уровня (например,
воспитанности). В нашем случае – изучение процесса и результатов
обучения и воспитания.
Слайд Диагностика Общий способ получения опережающей
информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)
Значение диагностики в воспитательной системе можно сравнить с
медицинским диагнозом, если вовремя и правильно определены его
признаки и причины возникновения, то можно надеяться на
благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз сводит к
нулю шансы на выздоровление больного. Вот поэтому диагностика в
любой области развития – чрезвычайно важное дело, требующее
высокой квалификации и ответственности. Но это нас не должно пугать!
В результате через диагностику можно установить как реализованы
педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.
Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами
управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим
я применяю 3 типа диагностики в работе классного руководителя:
Слайд
1) начальная;
2) корректирующая ( текущая);
3) обобщающая (итоговая)
1) Начальная диагностика связана с планированием и
управлением классным коллективом.
Перед тем,
как
определились воспитательные задачи,
которые будут
реализованы в данной учебной четверти или в течении года, я,
как классный руководитель изучаю уровень воспитанности
ученика.
2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом
процессе организации деятельности
коллектива, ориентирует
педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе.
Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений.
Информация, полученная в результате текущей диагностики,
помогает мне быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать
свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми,
методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет
роль экспрессинформации и этим помогает мне принять быстрое
решение по совершенствованию педагогической деятельности. 3) в системе прогнозирования результатов воспитательной работы
проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года.
Она дает основные данные для коррекции педагогического
воздействия в течении следующего учебного года ( это мне еще
предстоит сделать).
Я считаю, что диагностика важна не сама по себе, а тем, что
обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она
необходима для более оптимальной организации педагогического
процесса.
Часто мы спрашиваем друг у друга, что подлежит
диагностированию? Конечно же в первую очередь:
•
учеников
• степень социального и психологического развития, что как раз
соответствует трем функциям учебновоспитательного процесса:
обучающей, воспитывающей и развивающей.
уровень
знаний
Использование диагностики предполагает четкое определение
целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой
диагностикой, классный руководитель должен ответить на
следующие вопросы:
Слайд
• Что я хочу получить в результате диагностики?
• Как я буду работать с полученным материалом?
• Что может измениться в лучшую сторону, если такая
диагностика будет проведена?
Слайд
содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:
демографические данные об ученике и его семье;
данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
познавательные способности (особенности внимания, памяти,
воображения, мышления); эмоциональноволевая и потребностномотивационная сфера;
направленность личности (интересы, отношения, ценности, я
концепция)
поведение, поступки учащихся.
Что же всётаки включить в диагностику? Спросите вы?
Слайд
Мы начинаем работать, чаще всего с пятого класса, где
увеличивается объем учебного материала, усвоение которого
требует развития смысловой памяти. Смена деятельности на
уроках, как правило, происходит реже, чем в начальной
школе, т.к. материал подается более крупными блоками (т.е.
возрастают требования к устойчивости внимания). Учебный
материал чаще оформляется в виде схем, алгоритмов и т.п.,
что требует от учеников определенного уровня развития
теоретического мышления и речи как инструмента
мышления.
1. В средней школе от учащихся требуется большая, по
сравнению с начальными классами, организованность и
самостоятельность, т.е. возрастают требования к
волевой сфере личности.
2. В средней школе будет постепенно происходить
смена ведущей деятельности: учеба уступит свое
первенство общению,
3. Будет расширяться сфера социальных контактов
учащихся -следовательно, дети должны к концу
начальной школы освоить формы позитивного общения
друг с другом и взрослыми.
Слайд
Конечно роль современного классного
руководителя огромна.
Если мы правильно выберим подход,
тогда он
позволяет сделать процесс развития личности каждого ребенка,
коллектива класса и школы в целом не
только педагогически управляемым, но и
придать ему поступательный, развивающий
характер. Такой подход!, который заставит
учителя работать с классом на основе
рефлексии и индивидуального анализа,
разрабатывать коррекционную программу,
прогнозировать и предвидеть возможные
результаты.
Таким образом, имеет смысл выбирать методики, с
помощью которых можно получить данные относительно
перечисленных выше качеств учащихся.
Наука предлагает большой арсенал методов диагностик классному
руководителю, однако, я считаю, что нужны методики простые,
нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные.
Слайд
По результатам опроса учащихся «Какой должен быть кл.
руководитель!»
И тогда мы можем смело сказать Я – счастливый человек! Я –
учитель! Я – классный руководитель! Пока я мечтать умею, пока я
любить умею, я буду идти вперёд!
Доклад на тему " Диагностическая функция классного руководителя в условиях реализации ФГОС"
Доклад на тему " Диагностическая функция классного руководителя в условиях реализации ФГОС"
Доклад на тему " Диагностическая функция классного руководителя в условиях реализации ФГОС"
Доклад на тему " Диагностическая функция классного руководителя в условиях реализации ФГОС"
Доклад на тему " Диагностическая функция классного руководителя в условиях реализации ФГОС"
Доклад на тему " Диагностическая функция классного руководителя в условиях реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.