Доклад на тему : "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ"
Оценка 4.8
Документация
JPG
русский язык
Взрослым
08.08.2017
Целью работы по развития речи учащихся является формирование содержательной, логичной, точной, богатой, выразительной и правильной речи.
Следовательно, система работы, направленная на развитие связной речи учащихся речевой школы, предполагает формирование у них умений адекватно воспринимать и анализировать связное речевое высказывание, а также умений создавать собственные тексты разных типов речи.
Как неоднократно отмечалось, предметом методики развития связной речи является – содержание, операционный состав и методические условия формирования у школьников речевых умений адекватно воспринимать высказывание, воспроизводить текст и создавать собственный. При этом формирование речевых умений рассматривается в системе работы по совершенствованию речевой деятельности учащихся.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ
.
Учитель русского языка и литературы
Пронина Наталья Анатольевна
20162017 учебный год
Целью работы по развития речи учащихся является формирование содержательной, логичной, точной,
богатой, выразительной и правильной речи. Следовательно, система работы, направленная на развитие связной речи учащихся речевой школы,
предполагает формирование у них умений адекватно воспринимать и анализировать связное речевое
высказывание, а также умений создавать собственные тексты разных типов речи.
Как неоднократно отмечалось, предметом методики развития связной речи является – содержание,
операционный состав и методические условия формирования у школьников речевых умений адекватно
воспринимать высказывание, воспроизводить текст и создавать собственный. При этом формирование
речевых умений рассматривается в системе работы по совершенствованию речевой деятельности
учащихся.
Развитие речи учащихся – одна из главных задач обучения. Под развитием речи понимается система
работы над созданием навыков активного владения языком в целях полноценного общения. При этом
связная речь рассматривается одновременно и как процесс коммуникации, и как результат этого процесса,
то есть создание определенного речевого произведения или текста.
В современной речевой школе обучение русскому языку направлено на овладение им как средством
общения, поскольку именно в процессе общения происходит развитие интеллекта школьника,
формирование его личностных качеств. Указанная цель обусловила коммуникативноречевую
направленность обучения русскому языку, что предполагает взаимодействие языкового образования и
речевого развития школьников. В русле такой направленности речевое развитие рассматривается как
готовность школьников к полноценной речевой деятельности, а основной целью обучения учащихся
связной речи является их речевое развитие. По определению Т.Г. Рамзаевой, основополагающими
компонентами системы обучения связной речи являются: знакомство с элементарными речеведческими
знаниями (речь; виды речевой деятельности; формы речи; типы и функциональные стили речи), а также
владение системой речевых умений, связанных с восприятием и созданием текста.
Следовательно, развитие связной речи учащихся предполагает формирование у них умений адекватно
воспринимать и анализировать связное речевое высказывание, а также умений создавать собственные
тексты разных типов речи.
Основным направлением работы по развитию связной речи учащихся является определение содержания,
операционного состава и методических условий формирования у школьников речевых умений адекватно
воспринимать высказывание, воспроизводить текст и создавать собственный. При этом формирование
речевых умений рассматривается в системе работы по совершенствованию речевой деятельности
учащихся.
В современной методической науке (А.К. Аксенова, Т.А. Ладыженская, В.И. Капинос, Т.Г. Рамзаева, Г.С.
Щеголева и др.) речевое умение понимается как действие или система действий, направленных на решение
определенных коммуникативных задач. В основе классификации речевых умений, разработанной М.С.
Соловейчик, лежит деятельностный подход и учтены все структурные компоненты речевой деятельности.
Названная классификация включает умения, необходимые для создания высказываний (говорения и
письма), а также умения, необходимые для восприятия высказываний (слушания и чтения).
Формирование умений связной речи у учащихся имеет свою особенность в плане организации деятельности
учащихся и в выборе методов обучения. На уроках в большей степени используется сочетание слуховых
(чтение текста, объяснение учителя), зрительных (вербальных, невербальных опор) и моторных (запись
материала) средств обучения, служащих базой для сознательного овладения учениками правилами
построения текста.
Целью развития связной речи учащихся является формирование у них умений адекватно
воспринимать и анализировать связное речевое высказывание, а также умений создавать
собственные тексты разных типов речи. В связи с этим названные речевые умения будут
рассматриваться как обобщенный способ выполнения действий, и как конечный результат
обучения связной речи учащихся.
Структура предполагает использование последовательного, поэтапного, системного подхода к развитию
связной речи, при котором логично сочетаются упражнения репродуктивного, конструктивного и
творческого характера.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что особенностями работы по формированию у учащихся
умения воспроизводить текст являются: целенаправленный и подробный анализ источника, проводимый с целью выяснения особенностей
содержания и структуры готового связного высказывания;
проведение языкового анализа текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей
школьников;
сочетание устных и письменных упражнений;
использование большого количества опорных конструкций вербального и невербального характера,
позволяющих ученикам представить модель анализируемого или воспроизводимого ими текста.
Обучение учащихся речевой школы правилам построения собственного высказывания будет включать
следующие компоненты:
поэтапное формирование содержательного, операционного, мотивационного компонентов умения
создавать текст;
проведение на уроках русского языка большого количества упражнений репродуктивного и
конструктивного характера в качестве подготовительных к написанию сочинений;
в процессе создания текста проводится одновременная работа над всеми компонентами речевой системы;
сочетание устных и письменных творческих упражнений;
использование большого количества опорных конструкций вербального и невербального характера,
позволяющих ученикам представить модель создаваемого ими текста.
Дети учатся составлять тексты по развернутым вопросам плана, по серии сюжетных картинок, сюжетным
картинам, опорным словам, предметнографическим схемам и другие. Проводятся следующие виды
сочинений: по наблюдениям, по сюжетной картине, описание предмета.
Важной особенностью проведения уроков по развитию связной речи является использование различных
моделей, опорных конструкций вербального и невербального характера (А.А. Алмазова). К вербальным
опорам относятся: развернутые вопросы, тематические предложения, смысловые лексические группы,
имена существительные и эпитеты к ним, глаголы и глагольные сочетания. В качестве опор невербального
характера используются: сюжетные картины, серии сюжетных картин, наглядные модели, графические и
предметные схемы. Как показывает практика, одним из эффективных приемов работы по развитию
связной речи является применение наглядных моделей. Они позволяют школьнику осознать смысловой
план текста, представить логику развития действия, поупражняться в употреблении грамматических форм
и синтаксических конструкций.
Литература:
1. Алмазова А.А. Методические аспекты формирования связной речи у учащихся среднего звена школы
для детей с тяжёлыми нарушениями речи // Современные подходы к образовательному процессу в школе
для детей. – М., 2003.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей: Учебное пособие. – М., 2006.
3. Рамзаева Т.Г. Система обучения русскому языку и речи, 1994.
4. Чиркина Г.В. Методическое пособие для учителя к учебнику «Развитие речи» для образовательных
учреждений
Доклад на тему : "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ"
Доклад на тему : "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ"
Доклад на тему : "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.