Доклад на тему : "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ"
Оценка 4.8

Доклад на тему : "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ"

Оценка 4.8
Документация
JPG
русский язык
Взрослым
08.08.2017
Доклад на тему : "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ"
Целью работы по развития речи учащихся является формирование содержательной, логичной, точной, богатой, выразительной и правильной речи. Следовательно, система работы, направленная на развитие связной речи учащихся речевой школы, предполагает формирование у них умений адекватно воспринимать и анализировать связное речевое высказывание, а также умений создавать собственные тексты разных типов речи. Как неоднократно отмечалось, предметом методики развития связной речи является – содержание, операционный состав и методические условия формирования у школьников речевых умений адекватно воспринимать высказывание, воспроизводить текст и создавать собственный. При этом формирование речевых умений рассматривается в системе работы по совершенствованию речевой деятельности учащихся.
Слайд30.JPG
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ . Учитель русского языка и литературы Пронина Наталья Анатольевна 2016­2017 учебный год Целью работы по развития речи учащихся является формирование содержательной, логичной, точной,  богатой, выразительной и правильной речи. Следовательно, система работы, направленная на развитие связной речи учащихся речевой школы,  предполагает формирование у них умений адекватно воспринимать и анализировать связное речевое  высказывание, а также умений создавать собственные тексты разных типов речи. Как неоднократно отмечалось, предметом методики развития связной речи является – содержание,  операционный состав и методические условия формирования у школьников речевых умений адекватно  воспринимать высказывание, воспроизводить текст и создавать собственный. При этом формирование  речевых умений рассматривается в системе работы по совершенствованию речевой деятельности  учащихся. Развитие речи учащихся – одна из главных задач обучения. Под развитием речи понимается система  работы над созданием навыков активного владения языком в целях полноценного общения. При этом  связная речь рассматривается одновременно и как процесс коммуникации, и как результат этого процесса, то есть создание определенного речевого произведения или текста. В современной речевой школе обучение русскому языку направлено на овладение им как средством  общения, поскольку именно в процессе общения происходит развитие интеллекта школьника,  формирование его личностных качеств. Указанная цель обусловила коммуникативно­речевую  направленность обучения русскому языку, что предполагает взаимодействие языкового образования и  речевого развития школьников. В русле такой направленности речевое развитие рассматривается как  готовность школьников к полноценной речевой деятельности, а основной целью обучения учащихся  связной речи является их речевое развитие. По определению Т.Г. Рамзаевой, основополагающими  компонентами системы обучения связной речи являются: знакомство с элементарными речеведческими  знаниями (речь; виды речевой деятельности; формы речи; типы и функциональные стили речи), а также  владение системой речевых умений, связанных с восприятием и созданием текста. Следовательно, развитие связной речи учащихся предполагает формирование у них умений адекватно  воспринимать и анализировать связное речевое высказывание, а также умений создавать собственные  тексты разных типов речи. Основным направлением работы по развитию связной речи учащихся является определение содержания,  операционного состава и методических условий формирования у школьников речевых умений адекватно  воспринимать высказывание, воспроизводить текст и создавать собственный. При этом формирование  речевых умений рассматривается в системе работы по совершенствованию речевой деятельности  учащихся. В современной методической науке (А.К. Аксенова, Т.А. Ладыженская, В.И. Капинос, Т.Г. Рамзаева, Г.С.  Щеголева и др.) речевое умение понимается как действие или система действий, направленных на решение определенных коммуникативных задач. В основе классификации речевых умений, разработанной М.С.  Соловейчик, лежит деятельностный подход и учтены все структурные компоненты речевой деятельности.  Названная классификация включает умения, необходимые для создания высказываний (говорения и  письма), а также умения, необходимые для восприятия высказываний (слушания и чтения). Формирование умений связной речи у учащихся имеет свою особенность в плане организации деятельности учащихся и в выборе методов обучения. На уроках в большей степени используется сочетание слуховых  (чтение текста, объяснение учителя), зрительных (вербальных, невербальных опор) и моторных (запись  материала) средств обучения, служащих базой для сознательного овладения учениками правилами  построения текста.  Целью развития связной речи учащихся является формирование у них умений адекватно  воспринимать и анализировать связное речевое высказывание, а также умений создавать  собственные тексты разных типов речи. В связи с этим названные речевые умения будут  рассматриваться как обобщенный способ выполнения действий, и как конечный результат  обучения связной речи учащихся. Структура предполагает использование последовательного, поэтапного, системного подхода к развитию  связной речи, при котором логично сочетаются упражнения репродуктивного, конструктивного и  творческого характера. Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что особенностями работы по формированию у учащихся  умения воспроизводить текст являются: ­ целенаправленный и подробный анализ источника, проводимый с целью выяснения особенностей  содержания и структуры готового связного высказывания; ­ проведение языкового анализа текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей  школьников; ­ сочетание устных и письменных упражнений; ­ использование большого количества опорных конструкций вербального и невербального характера,  позволяющих ученикам представить модель анализируемого или воспроизводимого ими текста. Обучение учащихся речевой школы правилам построения собственного высказывания будет включать  следующие компоненты: ­ поэтапное формирование содержательного, операционного, мотивационного компонентов умения  создавать текст; ­ проведение на уроках русского языка большого количества упражнений репродуктивного и  конструктивного характера в качестве подготовительных к написанию сочинений; ­ в процессе создания текста проводится одновременная работа над всеми компонентами речевой системы; ­ сочетание устных и письменных творческих упражнений; ­ использование большого количества опорных конструкций вербального и невербального характера,  позволяющих ученикам представить модель создаваемого ими текста. Дети учатся составлять тексты по развернутым вопросам плана, по серии сюжетных картинок, сюжетным  картинам, опорным словам, предметно­графическим схемам и другие. Проводятся следующие виды  сочинений: по наблюдениям, по сюжетной картине, описание предмета. Важной особенностью проведения уроков по развитию связной речи является использование различных  моделей, опорных конструкций вербального и невербального характера (А.А. Алмазова). К вербальным  опорам относятся: развернутые вопросы, тематические предложения, смысловые лексические группы,  имена существительные и эпитеты к ним, глаголы и глагольные сочетания. В качестве опор невербального  характера используются: сюжетные картины, серии сюжетных картин, наглядные модели, графические и  предметные схемы. Как показывает практика, одним из эффективных приемов работы по развитию  связной речи является применение наглядных моделей. Они позволяют школьнику осознать смысловой  план текста, представить логику развития действия, поупражняться в употреблении грамматических форм и синтаксических конструкций.   Литература: 1. Алмазова А.А. Методические аспекты формирования связной речи у учащихся среднего звена школы  для детей с тяжёлыми нарушениями речи // Современные подходы к образовательному процессу в школе  для детей. – М., 2003. 2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей: Учебное пособие. – М., 2006. 3. Рамзаева Т.Г. Система обучения русскому языку и речи, 1994. 4. Чиркина Г.В. Методическое пособие для учителя к учебнику «Развитие речи» для образовательных  учреждений

Доклад на тему : "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ"

Доклад на тему : "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ"

Доклад на тему : "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ"

Доклад на тему : "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ"

Доклад на тему : "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ"

Доклад на тему : "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2017