доклад на тему "Формирующее оценивание"

  • Лекции
  • docx
  • 19.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад "Формирующее оценивание" написан для выступления на ГМО учителей начальных классов. В докладе раскрывается: Что такое формирующее оценивание, принципы формирующего оценивания, особенности формирующего оценивания.Формирующее оценивание не повышает успеваемость учащихся само по себе, также как и взвешивание не помогает поросенку набирать вес. Учащиеся увеличивают свои знания, если информация, полученная в ходе формирующего оценивания, используется конструктивно, с целью учесть индивидуальные потребности и помочь ученикам стать независимыми в обучении. Сегодня в одном классе обучаются дети с разным культурным прошлым, с разными способностями и интересами. Формирующее оценивание помогает учителям учитывать индивидуальные потребности учащихся через дифференцированное обучение.
Иконка файла материала Что такое формирующее оценивание.docx
Выступление на ГМО учителей 3­х классов План выступления 1. Что такое формирующее оценивание 2. Принципы формирующего оценивания 3. Особенности формирующего оценивания Новохатская Татьяна Ивановна, учитель   квалификационной категории Ι г. Свободныйоктябрь,2018 Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной  составляющей всего образовательного процесса. При этом следует отметить, что «…термин оценивание относится к любым  формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя,  обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и  позволяет модифицировать процесс преподавания и учения». Начиная разговор о новых требованиях и задачах оценивания, посмотрим на ситуацию, которая сложилась в школе сегодня. В целом она кажется вполне благоприятной и открытой для новых подходов и инструментов. Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании  учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию.  Практически во всех разделах Государственного образовательного  стандарта начального образования мы находим соответствующие  комментарии. (слайд) В разделе 1 «Общие положения», пункте 7 указано, что стандарт направлен  на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов  освоения обучающимися основной образовательной программы начального  общего образования» и этим закладывается основной подход к оцениванию  как процессу объективному, имеющему под собой чёткие критериальные  основания. В этом же разделе в пункте 8 говорится, что на ступени начального общего  образования осуществляется «формирование основ умения учиться и  способности к организации своей деятельности – умение принимать,  сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою  деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с  педагогом и сверстниками в учебном процессе», что задаёт новый ракурс  организации процесса оценивания, перенося его фокус с оценочной  деятельности учителя на оценочную деятельность ученика. В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования» в пункте 11 метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования связываются с оценочной  компетентностью ученика и предполагают:« – формирование умения планировать, контролировать и оценивать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации; – определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной  деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях  неуспеха; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии». Таким образом, формирование метапредметных результатов  учения предполагает освоение учащимися навыков самооценки  эффективности учебной деятельности. Наконец, в разделе 3 «Требования к структуре основной образовательной  программы начального образования» в пункте 19.9 «Система оценки  достижения планируемых результатов освоения основной  общеобразовательной программы начального общего образования»  оценивание позиционируется как многоаспектный процесс,  предполагающий богатый инструментарий, соответствующий разным  формам учебной деятельности и разнообразным учебным продуктам. «В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно­нравственного развития, освоения основной образовательной  программы начального общего образования должны использоваться  разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга  (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)». Принятый новый государственный образовательный стандарт, а также  сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают  внедрить в отечественную практику новую систему оценивания,  построенную на следующих основаниях: 1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом  интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание  осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года. 2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями  оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным  целям. Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как  предметные, так и метапредметные.3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны  и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. 4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся  включались в контрольно­оценочную деятельность, приобретая навыки и  привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности  оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной  системе оценивания), сколько самими учащимися. Изменения в системе оценивания можно проиллюстрировать теми  преобразованиями, которые уже начали происходить в начальной школе.  Так, в системе оценивания в начальной школе предлагается использовать: ­ преимущественно внутренную оценку, которая выставляется педагогом,  школой; ­ субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и  др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные  на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе –  стандартизированные (основанные на результатах письменных работ, или  тестов) процедуры и оценки;   ­ оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их  формирования и осознанности каждым обучающимся особенностей  развития его собственного процесса обучения; ­ разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом  обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными  задачами; целью получения информации; ­ интегральную оценку, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и  дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения; ­ самоанализ и самооценку обучающихся.       Существенно расширяется перечень видов и форм учебных работ,  которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности и  подлежат оценке. В их число входят: ­ работы учащихся ( домашние задания, мини­проекты и презентации,  разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники,  собранные массивы данных, подборки информационных материалов, а  также разнообразные инициативные творческие работы); ­ индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения  работ;­ статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и  получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини ­  исследований; ­  результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных  работ) Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и  интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей  учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим  образом. Формирующее оценивание принято выделять наряду с итоговым как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое  оценивания происходит по завершении того или иного учебного этапа и  решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее  оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно  рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название  – «оценивание для обучения».      Чем формирующее оценивание отличается от традиционного оценивания учителем своих учеников, которое постоянно происходит в классе? Рассмотрим важные для этого различения принципы. Формирующее оценивание ­ Центрировано на ученике. В центре формирующего оценивания —  ученик. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на  отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. При его  использовании учитель и ученик получают информацию, на основании  которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение. ­ Направляется учителем. Применение формирующего оценивания  предполагает автономию, академическую свободу и высокий  профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать,  каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом  учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем­либо помимо  собственного класса. ­ Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они  глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это  приводит к тому, что растёт их учебная мотивация, поскольку дети видятзаинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать  успешными в учёбе.  ­  Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления  отметок. ­ Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с  учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых  дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации. Поэтому то, что хорошо работает в одном классе, не обязательно подойдёт  для другого.  ­ Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который  запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в  работающем состоянии. Используя различные техники, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся, и сообщает  им, как можно улучшить процесс учёбы. Для того чтобы проверить,  насколько эти предложения оказались полезны, учителя опять запускают  механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в  классе. ­  Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание  опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью  механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся  ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и  эффективно.       Чтобы представить все эти принципы в действии, опишем работу в  классе, в котором активно применяются приёмы формирующего  оценивания. Во время урока между учителем и детьми идет постоянный диалог.  Учитель комментирует работы учеников, показывая, что им удалось в этой  работе и что нужно сделать, чтобы следующая была лучше. Ученики взаимодействуют друг с другом, задают вопросы не только  учителю, но и товарищам, вместе обсуждают чью­либо работу, дают оценку собственной. Учебный процесс открыт для учеников: в начале урока обсуждаются не  только цели и задачи урока, но и то, как будут оцениваться работы.Критерии оценки обсуждаются и принимаются учителем вместе с  учениками. В классе задаётся много вопросов, которые направлены не только на  проверку знания материала, выполнения домашнего задания, а на  выяснение того, что понятно или непонятно ученикам, что им интересно и  может усилить учебную активность. Преобладают вопросы, которые носят  преимущественно открытую проблемную форму: «Почему?», «Как вы это  можете объяснить?», «Какую связь вы видите?» – и стимулируют  осмысление изучаемого материала. При использовании формирующего оценивания учитель, наблюдая за  учениками и получая от них обратную связь в виде вопросов и суждений,  корректирует на этом основании преподавание, ставит перед учениками те  или иные учебные задачи. На практике очень трудно «перепрограммировать» учеников, которые  привыкли думать о том, что они написали в тестах и за что получили  отметки, как о материале, который они «прошли» и «сдали». Поэтому  наиболее эффективное время для оценивания и налаживания обратной  связи – это период до начала тестовых проверок и контрольных работ. Цель подобного оценивания – создание именно такой ранней обратной связи. Для понимания специфики использования формирующего оценивания в  образовательном процессе важно ответить на ряд вопросов. Что такое формирующее оценивание? Формирующее оценивание отличается от традиционных подходов к оценке  результатов учебной деятельности учащихся следующими особенностями: ­ Формирующее оценивание – это больше, чем маркировка. В его основе – механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая  нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее  эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более  активно включиться в своё учение. ­  Формирующее оценивание – это обратная связь, с помощью которой  учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени удалось реализовать  поставленные учебные цели. Чтобы эта обратная связь сработала на  повышение качества учения, необходимо не только определить, на каком  уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и  до какой степени они осваивают его по ходу курса. ­ Формирующее оценивание направляет учение. Традиционныетехники оценивания, например тестирование, как правило, проверяют,  знают ли ученики конкретные факты и могут ли решать задачи по  определённому алгоритму, – это создаёт у учеников представление, что  именно такой род знаний является наиболее ценным. Написав тесты,  ученики узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя тот или иной  курс. В результате школьники привыкают изучать предмет, не достигая  глубокого понимания основных понятий и законов. Как самое важное и  обязательное воспринимается именно то, что проверяется. Используя  формирующее оценивание, можно управлять вниманием учеников. Для  этого необходимо определить: что ученик должен извлечь из учебного  курса; какие формы оценивания этому соответствуют. Почему мы будем оценивать именно таким образом? Формирующее оценивание позволяет согласовать результаты оценивания с  поставленными целями. Наиболее распространенные техники тестирования  позволяют оценить знание фактов и способность решать задачи с помощью  алгоритма.     В случае если установленные цели являются иными, например,  предполагают понимание процессов и законов, долговременный интерес к  предмету, способность критически анализировать информацию,  традиционные формы оценивания не позволяют получить необходимые  данные. Неправильно выбранные техники оценивания дадут ученикам  неправильный посыл относительно того, чего мы от них хотим и что они  должны взять из изучаемого курса. Покажем, как можно спланировать оценивание и использовать его на уроке. Весь процесс обучения можно представить в виде модели Дорожной карты  с постановкой учебной цели в начале, прокладыванием пути и оцениванием  в конце (рис. 1.1). Оценивание говорит учителю, достиг ли он пункта назначения или нет, и  надо ли продвигаться к нему по­другому. Эта Дорожная карта  обеспечивает детальную разработку всех действий учителя, которые нужно совершить согласно указателям по ходу пути. Выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться  следующим образом: ­ перевести цели в измеряемые учебные результаты; ­ определить необходимый для них уровень достижений; ­ отобрать и содержание, и техники оценивания; ­  выбрать и реализовать соответствующие методы обучения;­ провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.     Итак, обобщая вышесказанное о формирующем оценивании, можно представить общие идеи его использования. Учителю для того, чтобы совершенствовать преподавание, нужно прежде  всего определить и представить ученикам учебные цели и задачи, а затем  наладить обратную связь. Полученная информация покажет ему, в какой  степени эти цели и задачи реализованы, и что ему целесообразно сделать  или изменить, чтобы ученики достигли следующих уровней овладения  материалом. Учащимся, чтобы совершенствовать учение, необходимо получить  вовремя и во всей полноте соответствующую обратную связь, а также  научиться самостоятельно оценивать то, как они учатся. Выступление на ГМО учителей 3­хклассов Формирующее оценивание – это «оценивание для обучения» План выступления 1. Что такое формирующее оценивание 2. Принципы использования формирующего оценивания 3. Особенности формирующего оценивания 25 октября  2018г Новохатская Т.И., учитель начальных классов МОАУ СОШ № 2