Доклад на тему "Формирующее оценивание"
Оценка 5

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Оценка 5
Лекции
docx
администрации
1 кл—4 кл
19.11.2018
Доклад на тему "Формирующее оценивание"
Доклад "Формирующее оценивание" написан для выступления на ГМО учителей начальных классов. В докладе раскрывается: Что такое формирующее оценивание, принципы формирующего оценивания, особенности формирующего оценивания.Формирующее оценивание не повышает успеваемость учащихся само по себе, также как и взвешивание не помогает поросенку набирать вес. Учащиеся увеличивают свои знания, если информация, полученная в ходе формирующего оценивания, используется конструктивно, с целью учесть индивидуальные потребности и помочь ученикам стать независимыми в обучении. Сегодня в одном классе обучаются дети с разным культурным прошлым, с разными способностями и интересами. Формирующее оценивание помогает учителям учитывать индивидуальные потребности учащихся через дифференцированное обучение.
Что такое формирующее оценивание.docx
Выступление на ГМО учителей 3­х классов План выступления 1. Что такое формирующее оценивание 2. Принципы формирующего оценивания 3. Особенности формирующего оценивания Новохатская Татьяна Ивановна, учитель   квалификационной категории Ι г. Свободный октябрь,2018 Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной  составляющей всего образовательного процесса. При этом следует отметить, что «…термин оценивание относится к любым  формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя,  обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и  позволяет модифицировать процесс преподавания и учения». Начиная разговор о новых требованиях и задачах оценивания, посмотрим на ситуацию, которая сложилась в школе сегодня. В целом она кажется вполне благоприятной и открытой для новых подходов и инструментов. Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании  учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию.  Практически во всех разделах Государственного образовательного  стандарта начального образования мы находим соответствующие  комментарии. (слайд) В разделе 1 «Общие положения», пункте 7 указано, что стандарт направлен  на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов  освоения обучающимися основной образовательной программы начального  общего образования» и этим закладывается основной подход к оцениванию  как процессу объективному, имеющему под собой чёткие критериальные  основания. В этом же разделе в пункте 8 говорится, что на ступени начального общего  образования осуществляется «формирование основ умения учиться и  способности к организации своей деятельности – умение принимать,  сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою  деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с  педагогом и сверстниками в учебном процессе», что задаёт новый ракурс  организации процесса оценивания, перенося его фокус с оценочной  деятельности учителя на оценочную деятельность ученика. В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования» в пункте 11 метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования связываются с оценочной  компетентностью ученика и предполагают: « – формирование умения планировать, контролировать и оценивать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации; – определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной  деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях  неуспеха; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии». Таким образом, формирование метапредметных результатов  учения предполагает освоение учащимися навыков самооценки  эффективности учебной деятельности. Наконец, в разделе 3 «Требования к структуре основной образовательной  программы начального образования» в пункте 19.9 «Система оценки  достижения планируемых результатов освоения основной  общеобразовательной программы начального общего образования»  оценивание позиционируется как многоаспектный процесс,  предполагающий богатый инструментарий, соответствующий разным  формам учебной деятельности и разнообразным учебным продуктам. «В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно­нравственного развития, освоения основной образовательной  программы начального общего образования должны использоваться  разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга  (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)». Принятый новый государственный образовательный стандарт, а также  сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают  внедрить в отечественную практику новую систему оценивания,  построенную на следующих основаниях: 1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом  интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание  осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года. 2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями  оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным  целям. Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как  предметные, так и метапредметные. 3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны  и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. 4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся  включались в контрольно­оценочную деятельность, приобретая навыки и  привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности  оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной  системе оценивания), сколько самими учащимися. Изменения в системе оценивания можно проиллюстрировать теми  преобразованиями, которые уже начали происходить в начальной школе.  Так, в системе оценивания в начальной школе предлагается использовать: ­ преимущественно внутренную оценку, которая выставляется педагогом,  школой; ­ субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и  др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные  на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе –  стандартизированные (основанные на результатах письменных работ, или  тестов) процедуры и оценки;   ­ оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их  формирования и осознанности каждым обучающимся особенностей  развития его собственного процесса обучения; ­ разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом  обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными  задачами; целью получения информации; ­ интегральную оценку, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и  дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения; ­ самоанализ и самооценку обучающихся.       Существенно расширяется перечень видов и форм учебных работ,  которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности и  подлежат оценке. В их число входят: ­ работы учащихся ( домашние задания, мини­проекты и презентации,  разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники,  собранные массивы данных, подборки информационных материалов, а  также разнообразные инициативные творческие работы); ­ индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения  работ; ­ статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и  получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини ­  исследований; ­  результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных  работ) Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и  интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей  учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим  образом. Формирующее оценивание принято выделять наряду с итоговым как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое  оценивания происходит по завершении того или иного учебного этапа и  решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее  оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно  рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название  – «оценивание для обучения».      Чем формирующее оценивание отличается от традиционного оценивания учителем своих учеников, которое постоянно происходит в классе? Рассмотрим важные для этого различения принципы. Формирующее оценивание ­ Центрировано на ученике. В центре формирующего оценивания —  ученик. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на  отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. При его  использовании учитель и ученик получают информацию, на основании  которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение. ­ Направляется учителем. Применение формирующего оценивания  предполагает автономию, академическую свободу и высокий  профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать,  каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом  учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем­либо помимо  собственного класса. ­ Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они  глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это  приводит к тому, что растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать  успешными в учёбе.  ­  Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления  отметок. ­ Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с  учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых  дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации. Поэтому то, что хорошо работает в одном классе, не обязательно подойдёт  для другого.  ­ Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который  запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в  работающем состоянии. Используя различные техники, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся, и сообщает  им, как можно улучшить процесс учёбы. Для того чтобы проверить,  насколько эти предложения оказались полезны, учителя опять запускают  механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в  классе. ­  Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание  опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью  механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся  ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и  эффективно.       Чтобы представить все эти принципы в действии, опишем работу в  классе, в котором активно применяются приёмы формирующего  оценивания. Во время урока между учителем и детьми идет постоянный диалог.  Учитель комментирует работы учеников, показывая, что им удалось в этой  работе и что нужно сделать, чтобы следующая была лучше. Ученики взаимодействуют друг с другом, задают вопросы не только  учителю, но и товарищам, вместе обсуждают чью­либо работу, дают оценку собственной. Учебный процесс открыт для учеников: в начале урока обсуждаются не  только цели и задачи урока, но и то, как будут оцениваться работы. Критерии оценки обсуждаются и принимаются учителем вместе с  учениками. В классе задаётся много вопросов, которые направлены не только на  проверку знания материала, выполнения домашнего задания, а на  выяснение того, что понятно или непонятно ученикам, что им интересно и  может усилить учебную активность. Преобладают вопросы, которые носят  преимущественно открытую проблемную форму: «Почему?», «Как вы это  можете объяснить?», «Какую связь вы видите?» – и стимулируют  осмысление изучаемого материала. При использовании формирующего оценивания учитель, наблюдая за  учениками и получая от них обратную связь в виде вопросов и суждений,  корректирует на этом основании преподавание, ставит перед учениками те  или иные учебные задачи. На практике очень трудно «перепрограммировать» учеников, которые  привыкли думать о том, что они написали в тестах и за что получили  отметки, как о материале, который они «прошли» и «сдали». Поэтому  наиболее эффективное время для оценивания и налаживания обратной  связи – это период до начала тестовых проверок и контрольных работ. Цель подобного оценивания – создание именно такой ранней обратной связи. Для понимания специфики использования формирующего оценивания в  образовательном процессе важно ответить на ряд вопросов. Что такое формирующее оценивание? Формирующее оценивание отличается от традиционных подходов к оценке  результатов учебной деятельности учащихся следующими особенностями: ­ Формирующее оценивание – это больше, чем маркировка. В его основе – механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая  нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее  эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более  активно включиться в своё учение. ­  Формирующее оценивание – это обратная связь, с помощью которой  учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени удалось реализовать  поставленные учебные цели. Чтобы эта обратная связь сработала на  повышение качества учения, необходимо не только определить, на каком  уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и  до какой степени они осваивают его по ходу курса. ­ Формирующее оценивание направляет учение. Традиционные техники оценивания, например тестирование, как правило, проверяют,  знают ли ученики конкретные факты и могут ли решать задачи по  определённому алгоритму, – это создаёт у учеников представление, что  именно такой род знаний является наиболее ценным. Написав тесты,  ученики узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя тот или иной  курс. В результате школьники привыкают изучать предмет, не достигая  глубокого понимания основных понятий и законов. Как самое важное и  обязательное воспринимается именно то, что проверяется. Используя  формирующее оценивание, можно управлять вниманием учеников. Для  этого необходимо определить: что ученик должен извлечь из учебного  курса; какие формы оценивания этому соответствуют. Почему мы будем оценивать именно таким образом? Формирующее оценивание позволяет согласовать результаты оценивания с  поставленными целями. Наиболее распространенные техники тестирования  позволяют оценить знание фактов и способность решать задачи с помощью  алгоритма.     В случае если установленные цели являются иными, например,  предполагают понимание процессов и законов, долговременный интерес к  предмету, способность критически анализировать информацию,  традиционные формы оценивания не позволяют получить необходимые  данные. Неправильно выбранные техники оценивания дадут ученикам  неправильный посыл относительно того, чего мы от них хотим и что они  должны взять из изучаемого курса. Покажем, как можно спланировать оценивание и использовать его на уроке. Весь процесс обучения можно представить в виде модели Дорожной карты  с постановкой учебной цели в начале, прокладыванием пути и оцениванием  в конце (рис. 1.1). Оценивание говорит учителю, достиг ли он пункта назначения или нет, и  надо ли продвигаться к нему по­другому. Эта Дорожная карта  обеспечивает детальную разработку всех действий учителя, которые нужно совершить согласно указателям по ходу пути. Выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться  следующим образом: ­ перевести цели в измеряемые учебные результаты; ­ определить необходимый для них уровень достижений; ­ отобрать и содержание, и техники оценивания; ­  выбрать и реализовать соответствующие методы обучения; ­ провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.     Итак, обобщая вышесказанное о формирующем оценивании, можно представить общие идеи его использования. Учителю для того, чтобы совершенствовать преподавание, нужно прежде  всего определить и представить ученикам учебные цели и задачи, а затем  наладить обратную связь. Полученная информация покажет ему, в какой  степени эти цели и задачи реализованы, и что ему целесообразно сделать  или изменить, чтобы ученики достигли следующих уровней овладения  материалом. Учащимся, чтобы совершенствовать учение, необходимо получить  вовремя и во всей полноте соответствующую обратную связь, а также  научиться самостоятельно оценивать то, как они учатся. Выступление на ГМО учителей 3­хклассов Формирующее оценивание – это «оценивание для обучения» План выступления 1. Что такое формирующее оценивание 2. Принципы использования формирующего оценивания 3. Особенности формирующего оценивания 25 октября  2018г Новохатская Т.И., учитель начальных классов МОАУ СОШ № 2

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"

Доклад на тему "Формирующее оценивание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018