Доклад на тему "Индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ"
Оценка 4.9
Документация +5
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
23.02.2019
Современная образовательная система предполагает создание индивидуально-образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой движение в образовательном пространстве, которое было создано специально для учащегося и его семьи с целью образовательного и психолого-педагогического сопровождения для реализации индивидуальных особенностей развития.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ в школе направлен на реализацию индивидуального потенциала ученика в обучении.
ОВЗ.docx
Индивидуальнообразовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Формирование индивидуальных образовательных маршрутов регламентируется
законом № 273ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (редакция от 03.07.16г с
изменениями и дополнениями).
В п. 2, ст. 34 Закона закреплено право ребенка с ОВЗ на индивидуальный
маршрутный лист вне зависимости от формы его обучения:
инклюзивное,
дистанционное образование
или индивидуальное обучение на дому.
Выбор ИОМ для детей с ОВЗ должен осуществляться на основании таких факторов
возраст учащегося;
состояние его здоровья;
уровень готовности к усвоению материала из школьной программы;
интересы ученика, его особенности и потребности в достижении
определенных учебных успехов;
уровень квалификации педагогического состава учебного учреждения.
Что представляет собой индивидуальнообразовательный маршрут ребенка с
как:
ОВЗ
Современная образовательная система предполагает создание индивидуально
образовательного маршрута (ИОМ) для детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ). Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой движение в
образовательном пространстве, которое было создано специально для учащегося и его
семьи с целью образовательного и психологопедагогического сопровождения для
реализации индивидуальных особенностей развития.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ в школе направлен
на реализацию индивидуального потенциала ученика в обучении. Это позволяет решить
проблему направленности процесса обучения детей на средний уровень развития, изза чего
не каждый ребенок может в полной мере проявить и реализовать свои способности. Над
созданием маршрута должны работать психолог учебного заведения, воспитатели и
логопеды.
Задачи индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут для школьника с ОВЗ определяется
государственным заказом, запросами родителей или законных представителей
воспитанников, возможностями учебного учреждения, а также индивидуальными
особенностями учеников и уровнем их развития.
Главными задачами создания образовательного маршрута являются: 1. создание в учебном заведении тех условий, которые в полной мере будут
способствовать позитивной реализации учеников, а также их социальному и
личностному развитию;
2. решение задач личностносоциального развития воспитанника;
3. создание благоприятствующей предметноразвивающей среды для развития
ребенка;
4. организация единой системы работы педагогического коллектива,
медицинских сотрудников и родителей для успешного развития ученика;
5. выработка и совершенствование корректного с психологической точки
зрения стиля общения преподавателя и воспитанника, установление
доверительных отношений.
Благодаря ИОМ для детей с ОВЗ в школе у ребенка должно формироваться
положительное отношение к себе, окружающему миру и другим людям, развиваться
коммуникативные навыки и социальная компетенция. Отдельный маршрутный лист
призван помочь школьнику осознать свои права и свободы, облегчить выбор круга
общения, увлечений, по собственному усмотрению распоряжается свободным временем.
Кому нужен индивидуальный образовательный маршрут
Составление ИОМ может понадобиться в нескольких случаях. А именно:
для детей, которые не могут усвоить общую образовательную программу;
для детей с очень высоким уровнем интеллектуального развития;
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Чаще всего применяется такой режим образования к ученикам с ОВЗ. Основанием
для составления ИОМ будут являться рекомендации психологомедикопедагогической
комиссии (ПМПК). При необходимости на обследование комиссией направляются
младшие школьники. По результатам ПМПК составляется заключение, в котором
описываются условия, требующиеся для усвоения ребенком учебной программы, а также
перечисляются специалисты, помощь которых потребуется школьнику при прохождении
индивидуального маршрута.
Кто должен составлять индивидуальный образовательный маршрут
В создании индивидуального маршрутного листа для ребенка с ОВЗ должен
участвовать школьный психологомедикопедагогический консилиум, в состав которого
входят:
учителя,
психолог,
логопед,
дефектолог,
педагоги допобразования.
Также в работу включается администрация во главе с директором школы. Администрация отвечает за общее руководство образовательным процессом,
внесение соответствующих правок в устав школы, за создание и принятие приказов,
положений, обеспечивающих возможность ведения коррекционнообразовательной
деятельности. Кроме того, директор образовательного учреждения несет ответственность
за содержание и выполнение ИОМ.
В обязанности педагогического состава входит участие в разработке учебных
программ и их реализация, мотивация детей к обучению, создание благоприятной
обстановки и выстраивание образовательных задач в соответствии с уровнем учащихся, а
также внесение корректив в индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ и консультирование
родителей.
Работа воспитателей и педагогов дополнительного образования заключается в
создании программ обучения, а также помощи учителю в реализации учебного процесса.
Как создается ИОМ
Работа над созданием индивидуального коррекционнообразовательного маршрута
для детей с ОВЗ выполняется последовательно. Разработка документа включает в себя
этапы:
1. Наблюдение.
2. Диагностика.
3. Конструирование.
4. Реализация.
5. Итоговая диагностика.
Во время наблюдения необходимо выявить группы учеников, которые могут
испытывать разные трудности. К примеру, познавательные, психомоторные, личностные,
коммуникативные регулятивные или же комплексны.
Этап диагностики предполагает выявление причин возникновения трудностей у
учеников. Выполняется эта работа вместе с психологом, который производит ряд
диагностических процедур, также подключаются дефектолог и логопед. Определяются
трудности каждого конкретного ребенка, нуждающегося в специальном маршрутном листе.
Учитывается заключение ПМПК, которое должны предоставить родители ученика.
В процессе конструирования необходимо продумать и составить образовательный
маршрут для детей с ОВЗ, поступивших в данную образовательную организацию. На этом
этапе выявляет объем помощи, необходимой для реализации коррекционно
образовательной деятельности. Подразумевается не только специальная педагогическое
участие, но также медицинское и психологическое сопровождение.
Оцениваются ресурсы, которыми располагает школа:
кадровое,
материальнотехническое,
программное обеспечение. За образец рабочих программ в рамках индивидуального образовательного
маршрута школьника берутся примерные программы по предметам, которые предлагаются
ФКГОС и ФГОС. Количество часов определяется индивидуально по потребностям
школьника.
На этапе реализации педсостав может перейти к осуществлению созданной
образовательной программы и обучению ребенка. Итоговая диагностика подразумевает
оценку успехов ребенка и достижение ожидаемого результата. После проведения итоговой
диагностики необходимо создать отчет, в котором указывается, сохранились ли у ребенка
трудности при обучении, в полной ли мере развивались коммуникативные навыки и
социальная компетентность, устранена ли тревожность, насколько адекватна самооценка
учащегося, развивалось ли чувство самоценности, а также насколько успешно
скорректированы социальные и личностные проблемы.
Структура индивидуальнообразовательного маршрута для детей с ОВЗ
В индивидуальном маршрутном листе для ребенка с ОВЗ в школе прописываются
цели и задачи. Цель может быть описана общими словами. Любой индивидуальный
маршрут нацелен на преодоление несоответствия между процессом воспитания,
социализации школьника с ОВЗ, его обучения по программам определенного уровня
образования и реальными возможностями ребенка с учетом особенностей его
психологического и физического развития.
Задачи будут варьироваться, исходя из особенностей конкретного обучающегося,
но, в целом, дети с ОВЗ в школе нуждаются в коррекции речи, формировании
познавательных навыков, развития эмоциональной составляющей личности.
Также документ содержит пояснительную записку, краткую характеристику
ученика, и обязательно содержание индивидуального образовательного маршрута.
Содержание ИОМ состоит из:
психологопедагогического обеспечения (включает оптимальные нагрузки на
ученика, учет его особенностей, использование современных технологий
обучения);
программнометодического обеспечения (использование цифровых ресурсов
образования,
диагностического и коррекционнообразовательного
инструментария, учебнометодических комплексов и учебных программ);
кадрового обеспечения (работа с детьми производится психологами,
логопедами, воспитателями, медработниками и т.д.);
материальнотехнического обеспечения (учитывается наличие пандусов,
полов без порогов и парапетов, расширение дверных проемов и пр.);
информационного обеспечения;
содержания образовательных программ (создаются индивидуальные
образовательные программы, соответствующие всем требованиям ФГОС);
педагогических методов воспитания и образования;
ожидаемого результата ИОМ и результатов итоговой аттестации учащихся.
Доклад на тему "Индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ"
Доклад на тему "Индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ"
Доклад на тему "Индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ"
Доклад на тему "Индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.