Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"
Оценка 4.9

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
русская литература
Взрослым
21.04.2017
Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"
Современные педагогические технологии направлены на развитие у школьников способности к активному восприятию информации, готовности рассматривать проблему с разных точек зрения, умения отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способности применять полученные знания и приобретенные навыки в различных ситуациях. Использование инновационных методик преподавания и новых форм построения учебного процесса помогают совершенствовать методы обучения, способствуют развитию интеллектуально-творческих возможностей учащихся.
Доклад нетрадиционные типы уроковMicrosoft Office Word (2).docx
МБОУ Павловская СШ Доклад (из опыта) на тему: «Нетрадиционные уроки литературы» Подготовила: Берлинская П.В., учитель русского языка и литературы 2017    Понятие «Педагогическая технология», отражающее процессы определений преобразования   образовательной   системы,   стало   непременным   атрибутом деятельности современного педагогического коллектива.    При всем множестве определений чаще под «технологией» понимают:  1. Совокупность приемов, применяемых в каком­либо деле, мастерстве, искусстве; 2. Искусство,   мастерство,   умение,   совокупность   методов   обработки, изменения состояния.       Любая педагогическая технология­ это прежде всего, процессная система совместной   деятельности   учащихся   и   учителя   по   проектированию   и организации   образовательного   процесса   с   целью   достижения   конкретного результата   при   обеспечении     комфортных   условий   участникам.   Отличие обучения   с   применением   педагогической   технологии   от   традиционного обучения   заключается   в   том,   что   при   традиционном   обучении   педагог програмирует конечный результат, при технологическом подходе в обучении учитель   только   прогнозирет,   а   ученик   самостоятельно   выстраивает собственную образовательную траекторию.       Употребление термина «нетрадиционный» тип урока уместно в контексте понимания   технологического   подхода.   Вместе   с   тем   применение нетрадиционных   уроков   обусловлено   необходимостью   научить   учащихся свободно ориентироваться в нарастающем потоке информации.       Современные   педагогические   технологии   направлены   на   развитие   у школьников способности к активному восприятию информации, готовности рассматривать   проблему   с   разных   точек   зрения,   умения   отслеживать   ход своих   мыслей   и   строить   логические   выводы,   способности   применять полученные знания и приобретенные навыки в различных ситуациях. Такие технологии,   как   развитие   критического   мышления   через   чтение   и   письмо, интегрирование   школных   предметов,   дебатная,   модульная,   проектная технологии,   в   конечном   счете   преследуют   общую   образовательную   и воспитательную   задачу:   формирование   компетентной   личности,   способной меняться в современном  мире.     Все   уроки   перечислить   просто   невозможно.   Я   занималась   многими уроками, и каждый из этих уроков носит в себе определенные цели и задачи. Группы нестандартных уроков 1.   Уроки   в   форме   соревнования   и   игр:   конкурс,   турнир,   эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной   практике:   анализ первоисточников,   комментарии,   мозговая   атака,   интервью,   репортаж,   изобретательство,   исследование, рецензия. 3.   Уроки,   основанные   на   нетрадиционной   организации   учебного материала: урок мудрости, откровение, урок­блок, урок­«дублер» начинает действовать». 4.   Уроки,   напоминающие   публичные   формы   общения:   пресс­ конференция,   аукцион,   бенефис,   митинг,   регламентированная   дискуссия, панорама,  телепередача,   телемост,  рапорт,  диалог,  «живая   газета»,  устный журнал. 5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок­сказка, урок­сюрприз, урок­ подарок от Хоттабыча. 6.   Уроки,   основанные   на   имитации   деятельности   учреждений   и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет. 7.   Перенесенные   в   рамках   урока   традиционные   формы   внеклассной работы:   КВН,   «следствие   ведут   знатоки»,   утренник,   спектакль,   концерт, инсценировка   художественного   произведения,   диспут,   «посиделки»,   «клуб знатоков». 8. Интегрированные уроки. 9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция­ парадокс, парный опрос, экспресс­опрос, урок­зачет (защита оценки), урок­ консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения. Практически   все   они   позволяют   задавать   проблемные   вопросы   и создавать   проблемные   ситуации,   решать   задачи   дифференцированного обучения,   активизируют   учебную   деятельность,   повышают   познавательный интерес,   способствуют   развитию   критического   мышления.   Нетрадиционные же   уроки   русского   языка   и   литературы   обеспечивают   системный   анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.   В   своей   практике   я   наиболее   удачно   использую   несколько нетрадиционных   форм   урока:   практикум,   викторина,   исследование, путешествие,   диалог   на   основе   проблемной   ситуации,  деловая   игра,  зачет. Выбор   зависит   от   нескольких   условий:   во­первых,   учитываю   возрастные особенности учащихся, во­вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой. Например, урок­семинар имеет повторительно­обобщающий характер и его   целесообразно   проводить   в   старших   классах.   Хотя   в   сильном   классе можно   попробовать   такую   форму   уже   в   среднем   звене,   так   как   она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока­семинара служит теория.     Урок ­ исследование Одним из современных требований к уроку русского языка является работа   с   текстом.   Целесообразно   использовать   такую   форму   урока,   как исследование.   В   самом   названии   «урок   ­   исследование»   просматривается основная задача ­ исследование языкового материала на основе текстов.  Урок ­ практикум Одна   из   основных   сложностей   при   обучении   русскому   языку   ­ написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу   для   всей   семьи,   надо   провести   на   уроке   серьёзную подготовительную   работу.  Научиться   писать   сочинение  ­   значит   научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью проводятся уроки­ практикумы по русскому языку в 5­ом классе. Цель этого урока ­ обратить внимание   ребят   на   то,   что   происходит   рядом   с   ними,   научить   их   видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.   Статистика   подсчитала,   что   в   среднем   ученик   в   течение   5   уроков говорит   3­5   минут.   Поэтому   сегодня   актуальными   являются уроки   — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится   на   плечи   учителя:   выбор   темы,   подход   к   проблеме,   составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.   Излюбленной формой урока ребят 5­7­х классов остается урок­игра. Отличительной   особенностью   учебно­ролевых   уроков   является   то,   что   их психологическую   основу   составляет   механизм   воображения:   ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал  При   всем   многообразии   и   эффективности   нетрадиционных   уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому можно прибегнуть   к   нестандартным,   творческим   элементам   отдельного традиционного урока. Большое   значение   для   раскрытия   творческого   потенциала   ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой   стороны,   позволяют   ребёнку   проявить   самостоятельность,   самому найти решение нестандартного вопроса, задания.  РЕКОМЕНДАЦИИ 1.   Нестандартные   уроки   следует   использовать   как   итоговые   при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся; 2.   Слишком   частое   обращение   к   подобным   формам   организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения; 3.   Нетрадиционному   уроку   должна   предшествовать   тщательная подготовка   и   в   первую   очередь   разработка   системы   конкретных   целей обучения и воспитания; 4.   При   выборе   форм   нетрадиционных   уроков   преподавателю необходимо   учитывать   особенности   своего   характера   и   темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся; 5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно­математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла; 6.   При   проведении   нестандартных   уроков   руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.   Эксперимент показал, что обучающимся интересны такие уроки. Они способствуют   развитию   инициативы,   развивают   коммуникативные   навыки, предполагают   самостоятельный   поиск   средств   и   способов   решения   задач, связанных   с   реальными   ситуациями   в   жизни,   искореняют   такие   присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность. Сами обучающиеся отметили, что такие уроки привлекают их тем, что вносят в учебные будни разнообразие, создают в группе атмосферу праздника, приподнятое настроение. Обучающимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают   учебный   процесс,   а   оживляют   атмосферу,   активизируя   ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям. Немаловажную   роль   в   приобретении обучающимися глубоких   и прочных   знаний   играет   организация   учебной   деятельности   на   уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Нетрадиционный   урок   –   импровизированное   учебное   занятие   со свободной   структурой.   По   своему   назначению   он   может   быть   и   уроком изучения   нового,   и   уроком   повторения,   и   обобщающим,   и   уроком комбинированного   типа.   Такие   уроки   появились   как   своего   рода   “ответ” учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. Это прогресс учительской мысли. На этих уроках обучающиеся развиваются в личностно – ориентированном образовании. Оно помогает им стать культурной личностью, поддерживая   всё,   то   хорошее,   что   заложено   в   него   от   природы.   Учитель пользуется  предлагаемыми  материалами,  создавая условия для проявления деятельности   личностных   структур   сознания:   критичности,  мотивирования, рефлексии   и   т.   д.   Нетрадиционные   уроки   в   моей   работе   занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями обучающихся, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"

Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017