Современные педагогические технологии направлены на развитие у школьников способности к активному восприятию информации, готовности рассматривать проблему с разных точек зрения, умения отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способности применять полученные знания и приобретенные навыки в различных ситуациях. Использование инновационных методик преподавания и новых форм построения учебного процесса помогают совершенствовать методы обучения, способствуют развитию интеллектуально-творческих возможностей учащихся.
Доклад нетрадиционные типы уроковMicrosoft Office Word (2).docx
МБОУ Павловская СШ
Доклад
(из опыта)
на тему: «Нетрадиционные уроки литературы»
Подготовила: Берлинская П.В.,
учитель русского языка и литературы 2017
Понятие «Педагогическая технология», отражающее процессы определений
преобразования образовательной системы, стало непременным атрибутом
деятельности современного педагогического коллектива.
При всем множестве определений чаще под «технологией» понимают:
1. Совокупность приемов, применяемых в какомлибо деле, мастерстве,
искусстве;
2. Искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки,
изменения состояния.
Любая педагогическая технология это прежде всего, процессная система
совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию и
организации образовательного процесса с целью достижения конкретного
результата при обеспечении комфортных условий участникам. Отличие
обучения с применением педагогической технологии от традиционного
обучения заключается в том, что при традиционном обучении педагог
програмирует конечный результат, при технологическом подходе в обучении
учитель только прогнозирет, а ученик самостоятельно выстраивает
собственную образовательную траекторию.
Употребление термина «нетрадиционный» тип урока уместно в контексте
понимания технологического подхода. Вместе с тем применение
нетрадиционных уроков обусловлено необходимостью научить учащихся
свободно ориентироваться в нарастающем потоке информации.
Современные педагогические технологии направлены на развитие у
школьников способности к активному восприятию информации, готовности
рассматривать проблему с разных точек зрения, умения отслеживать ход
своих мыслей и строить логические выводы, способности применять
полученные знания и приобретенные навыки в различных ситуациях. Такие
технологии, как развитие критического мышления через чтение и письмо, интегрирование школных предметов, дебатная, модульная, проектная
технологии, в конечном счете преследуют общую образовательную и
воспитательную задачу: формирование компетентной личности, способной
меняться в современном мире.
Все уроки перечислить просто невозможно. Я занималась многими
уроками, и каждый из этих уроков носит в себе определенные цели и задачи.
Группы нестандартных уроков
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета
(лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд,
викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в
общественной практике:
анализ
первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж,
изобретательство,
исследование,
рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного
материала: урок мудрости, откровение, урокблок, урок«дублер» начинает
действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс
конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия,
панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный
журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: уроксказка, уроксюрприз, урок
подарок от Хоттабыча.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и
организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной
работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб
знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция
парадокс, парный опрос, экспрессопрос, урокзачет (защита оценки), урок
консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и
создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного
обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный
интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные
же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ
лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
В своей практике я наиболее удачно использую несколько
нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование,
путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет.
Выбор зависит от нескольких условий: вопервых, учитываю возрастные
особенности учащихся, вовторых, задачи, цели, содержание обучения в связи
с изучаемой темой.
Например, уроксеминар имеет повторительнообобщающий характер и
его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе
можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она
способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных
высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля,
ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой.
Основой содержания урокасеминара служит теория.
Урок исследование
Одним из современных требований к уроку русского языка является
работа с текстом. Целесообразно использовать такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок исследование» просматривается
основная задача исследование языкового материала на основе текстов.
Урок практикум
Одна из основных сложностей при обучении русскому языку
написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в
катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную
подготовительную работу. Научиться писать сочинение значит научиться
мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью проводятся уроки
практикумы по русскому языку в 5ом классе. Цель этого урока обратить
внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть
удивительное, необычное в самых обыденных вещах.
Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков
говорит 35 минут. Поэтому сегодня актуальными являются уроки —
диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку
ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление
плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на
уроках литературы.
Излюбленной формой урока ребят 57х классов остается урокигра.
Отличительной особенностью учебноролевых уроков является то, что их
психологическую основу составляет механизм воображения: ребята
представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации,
совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий
механизм, можно оживить даже самый сложный материал
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков
использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется,
чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому можно
прибегнуть к нестандартным,
творческим элементам отдельного
традиционного урока. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика
имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с
одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с
другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому
найти решение нестандартного вопроса, задания.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при
обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации
учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере
устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная
подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей
обучения и воспитания;
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю
необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента,
уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и
отдельных учащихся;
5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков,
целесообразно не только в рамках предметов естественноматематического
цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться
принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание
учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Эксперимент показал, что обучающимся интересны такие уроки. Они
способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки,
предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач,
связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих
отметок, закомплексованность.
Сами обучающиеся отметили, что такие уроки привлекают их тем, что
вносят в учебные будни разнообразие, создают в группе атмосферу праздника,
приподнятое настроение.
Обучающимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не
сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят,
приближая учебу к жизненным ситуациям.
Немаловажную роль в приобретении обучающимися глубоких и
прочных знаний играет организация учебной деятельности на уроках,
правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со
свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком
изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком
комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода “ответ”
учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. Это прогресс
учительской мысли. На этих уроках обучающиеся развиваются в личностно –
ориентированном образовании. Оно помогает им стать культурной личностью,
поддерживая всё, то хорошее, что заложено в него от природы. Учитель
пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления
деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования,
рефлексии и т. д. Нетрадиционные уроки в моей работе занимают
значительное место. Это связано с возрастными особенностями обучающихся,
игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"
Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"
Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"
Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"
Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"
Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"
Доклад на тему: Нетрадиционные уроки литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.