Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"
Оценка 4.9

Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"

Оценка 4.9
Лекции
docx
администрации
Детсад
24.01.2018
Доклад  на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды. В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.
Доклад Преемственность.docx
«Преемственность дошкольного и начального общего образования» Доклад на тему: Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием  актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности? Этот вопрос  сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды. В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами  личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить  нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения  педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства. Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования  рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного  образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь,  согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач,  содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой  ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.  Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны −  дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства,  формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой  успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет  «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения  ребёнка­дошкольника (а значит, действительно, знает о реальных достижениях  дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал. Понятие     преемственности в философском словаре обозначает непрерывный  процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для  каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития,  сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или  отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени  образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении  содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании. Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие,  физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от  дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование  личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.  Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и  начального образования. В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и  начального школьного образования сегодня выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого  компонента учебной деятельности. 3. Умственные и нравственные способности учащихся. 4. Сформированность их творческого воображения, как направления  личностного и интеллектуального развития. 5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и  сверстниками. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение  готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы педагогов в образовательных учреждениях. Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития  ребенка ­ базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть  разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования. Программы детского сада и начальной школы предусматривают  преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и  развитию речи. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла  в комплексе «детский сад­школа» программами предусмотрены. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и  дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и  обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые  служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые  обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ  первой ступени, являются ориентирами образовательного на этапе дошкольного  образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования. Такими основаниями преемственности являются следующие. ­ Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной  активности будущего ученика. Познавательная активность не только является  необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка. ­ Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих  (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть  успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение ребенка  пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем,  знаков, символов, предметов­заместителей. ­ Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и  личностном развитии ребенка. Это обеспечивается широким использованием  сюжетно­ролевых игр, игр­драматизаций, конструирования, разных видов  художественной деятельности, детского экспериментирования. ­ Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и  сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же время важнейшего  направления социально­личностного развития. Развитие коммуникативности  осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых при партнерских  способах взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между  сверстниками, в обучении детей средствам общения, позволяющим вступать в  контакты, разрешать конфликты, взаимодействовать друг с другом. Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и  начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети,  которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те  психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые  традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся:  познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием  произвольного поведения, умение работать по образцу и по правилу, связанные с  развитием произвольного поведения, умение обобщать. Поэтому при организации  педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе  образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют  весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения  ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако  должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие  подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология  портфолио, познавательно­исследовательская деятельность и т.п. Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в  незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для него  социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми помогает  ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет на формирование  доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивает успешность совместной  и учебной деятельности. Разработан план работы с детьми старшего дошкольного возраста: ­ Разговор с детьми о Дне знаний; ­ Праздник День знаний; ­ Экскурсии в школу; ­ Встречи с первоклассниками; ­ Игры в школу; ­ Чтение художественной литературы о школе; ­ Интеллектуальные викторины и др. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой  являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение  музея, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень  внимательно слушают учениц­экскурсоводов, задают очень много вопросов.  Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они  рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал, актовый зал, беседы и  встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у  наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет  уверенность в своих силах. Для педагогов составлен следующий план действий для решения данной  проблемы: ­ составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности; ­ проведение профилактических мероприятий, таких как: «День открытых  дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.; ­ проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе. Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является  создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные  годы. Нами были определены три основных направления обеспечения  преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно: ­ Методическая работа. ­ Работа с родителями. ­ Работа с детьми. Методическая работа осуществлялась через проведение педсовета, бесед,  методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: ­ Адаптация учащихся 1­ых классов к обучению в школе. ­ Психологическая готовность ребёнка к школе. ­ Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе. Хотелось бы добавить взаимопосещение уроков в первых классах школы и  открытых занятий в подготовительных группах. Чтобы на занятиях в детском саду  присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги бы обязательно совместно обсуждали насущные проблемы и  скорректировали свою деятельность, что давало бы возможность совершенствовать  методы обучения детей. Задача воспитателей дошкольного учреждения донести до родителей всю  важность полноценной совместной жизни с ребенком, помочь родителям вспомнить  себя детьми. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного  года. Для родителей разработаны темы родительских собраний, совместных досугов с  детьми, анкеты, памятки. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Такое сотрудничество ради детей и позволяет добиваться положительных  результатов в работе. По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст ­  это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя ­  педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном  взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради  детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"

Доклад  на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"

Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"

Доклад  на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"

Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"

Доклад  на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"

Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"

Доклад  на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"

Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"

Доклад  на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018