Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"
Оценка 4.9
Лекции
docx
администрации
Детсад
24.01.2018
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.
Доклад Преемственность.docx
«Преемственность дошкольного и начального общего образования»
Доклад на тему:
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием
актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности? Этот вопрос
сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами
личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить
нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения
педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования
рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного
образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь,
согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач,
содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой
ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны −
дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства,
формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой
успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет
«радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения
ребёнкадошкольника (а значит, действительно, знает о реальных достижениях
дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.
Понятие
преемственности в философском словаре обозначает непрерывный
процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для
каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития,
сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или
отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени
образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении
содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие,
физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от
дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование
личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и
начального образования.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и
начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого
компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся. 4. Сформированность их творческого воображения, как направления
личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и
сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение
готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями
работы педагогов в образовательных учреждениях.
Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития
ребенка базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть
разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.
Программы детского сада и начальной школы предусматривают
преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и
развитию речи. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла
в комплексе «детский садшкола» программами предусмотрены.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и
дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и
обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые
служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые
обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ
первой ступени, являются ориентирами образовательного на этапе дошкольного
образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.
Такими основаниями преемственности являются следующие.
Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной
активности будущего ученика. Познавательная активность не только является
необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе,
произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих
(умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть
успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение ребенка
пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем,
знаков, символов, предметовзаместителей.
Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и
личностном развитии ребенка. Это обеспечивается широким использованием
сюжетноролевых игр, игрдраматизаций, конструирования, разных видов
художественной деятельности, детского экспериментирования.
Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и
сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности
детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же время важнейшего
направления социальноличностного развития. Развитие коммуникативности
осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых при партнерских
способах взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между
сверстниками, в обучении детей средствам общения, позволяющим вступать в
контакты, разрешать конфликты, взаимодействовать друг с другом. Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и
начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети,
которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те
психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые
традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся:
познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения
и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием
произвольного поведения, умение работать по образцу и по правилу, связанные с
развитием произвольного поведения, умение обобщать. Поэтому при организации
педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе
образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют
весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения
ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако
должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие
подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология
портфолио, познавательноисследовательская деятельность и т.п.
Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в
незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для него
социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми помогает
ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет на формирование
доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивает успешность совместной
и учебной деятельности.
Разработан план работы с детьми старшего дошкольного возраста:
Разговор с детьми о Дне знаний;
Праздник День знаний;
Экскурсии в школу;
Встречи с первоклассниками;
Игры в школу;
Чтение художественной литературы о школе;
Интеллектуальные викторины и др.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой
являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение
музея, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень
внимательно слушают ученицэкскурсоводов, задают очень много вопросов.
Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они
рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал, актовый зал, беседы и
встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у
наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет
уверенность в своих силах.
Для педагогов составлен следующий план действий для решения данной
проблемы:
составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности;
проведение профилактических мероприятий, таких как: «День открытых
дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.;
проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе. Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является
создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные
годы. Нами были определены три основных направления обеспечения
преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:
Методическая работа.
Работа с родителями.
Работа с детьми.
Методическая работа осуществлялась через проведение педсовета, бесед,
методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
Адаптация учащихся 1ых классов к обучению в школе.
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.
Хотелось бы добавить взаимопосещение уроков в первых классах школы и
открытых занятий в подготовительных группах. Чтобы на занятиях в детском саду
присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После
занятий педагоги бы обязательно совместно обсуждали насущные проблемы и
скорректировали свою деятельность, что давало бы возможность совершенствовать
методы обучения детей.
Задача воспитателей дошкольного учреждения донести до родителей всю
важность полноценной совместной жизни с ребенком, помочь родителям вспомнить
себя детьми. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного
года. Для родителей разработаны темы родительских собраний, совместных досугов с
детьми, анкеты, памятки. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы
родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.
Такое сотрудничество ради детей и позволяет добиваться положительных
результатов в работе.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст
это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель
начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя
педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном
взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради
детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"
Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"
Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"
Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"
Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального общего образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.