Доклад на тему "Профессиональная компетентность учителя".

  • Лекции
  • docx
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками и т.д. Нет единого подхода к определению понятия "профессиональная компетентностьучителя". Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Согласно словарю С.И.Ожегова, понятие "компетентный" определяется как "осведомленный, авторитетный в какой-либо области".В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками и т.д. Нет единого подхода к определению понятия "профессиональная компетентностьучителя". Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Согласно словарю С.И.Ожегова, понятие "компетентный" определяется как "осведомленный, авторитетный в какой-либо области".
Иконка файла материала Профессиональная компитентность учителя..docx
Муниципальное бюдлжетное общеобразовательное учреждение Злынковская  основная общеобразовательная школа №2. на тему: Подготовила учитель  математики и информатики КоваленкоА.ПМуниципальное бюдлжетное общеобразовательное учреждение Злынковская  основная общеобразовательная школа №2. В психолого­педагогической литературе понятие «компетентность» получило   широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 ­ начале 1970­х гг. в   западной, а в конце 1980­х гг. в отечественной литературе зарождается специальное   направление ­ компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития  педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и  «компетенция». Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора  и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами­практиками и т.д. Нет единого подхода к определению понятия "профессиональная  компетентностьучителя". Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Согласно словарю С.И.Ожегова, понятие "компетентный" определяется как  "осведомленный, авторитетный в какой­либо области". А.К.Маркова считает профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества ­ с другой.  Д.С.Савельев под профессиональной компетентностью подразумевает способность  должностного лица успешно решать относящиеся к его компетенции задачи. А.П.Акимов трактует профессиональную компетентность учителя как сумму знаний, умений, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, ­ в узком смысле слова и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой ­ в широком. Н.В. Кузьмина понятие профессиональной компетентности связывает с определенной областью деятельности педагога. Таким образом, можно выделить несколько подходов к изучению профессиональной  компетентности учителя: 1. Процессуальный (Н.В. Кузьмина): • исследование качества подготовки к учебно­воспитательному процессу   (гностический и конструктивный компоненты); • исследование деятельности учителя в ходе учебно­воспитательного процесса   (коммуникативный и организаторский компоненты), • исследование контрольно­диагностической деятельности учителя (рефлексивный  компонент).Муниципальное бюдлжетное общеобразовательное учреждение Злынковская  основная общеобразовательная школа №2. Методы исследования: оценка учебно­воспитательного процесса (анализ урока.) 2. Личностный подход (В.С.Шувалова, Е.ИРогов, Б.К.Ананьев, А.И.Щербаков и др.): • оценка знаний и умений учителя; • мотивационный компонент; • профессионально значимые личностные качества учителя. Методы исследования: наблюдения, диагностика профессионально значимых личностных  качеств учителя. 3. Процессуально­личностный (комплексный) подход (А.К. Маркова): • исследование педагогических (процессуальных) умений учителя; • исследование результатов труда учителя (обученности и воспитанности  школьников). Методы исследования: оценка учебно­воспитательного процесса; оценка и самооценка  профессионально­значимых качеств личности учителя; диагностика результатов  обучения. 4. Результативный подход­исследование результативности учебно­воспитательного процесса (И.Н.Лернер, М.Н.Скаткин, В.В. Краевский): • степень усвоения учащимися содержания учебных программ; • приобретение учащимися опыта репродуктивной и творческой деятельности в  области данного учебного предмета; • изменение эмоционально­ценностных отношений учащихся к содержанию  учебного предмета и деятельности в соответствующей области. Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К.  Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности: □ управленческий аспект : как учитель анализирует, планирует, организует,  контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися; □ психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог  учитывает индивидуальные способности учащихся; □ педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение  школьников. Профессиональная компетентность учителя ­ это совокупность умений структурировать  научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных  задач. Значит под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность  профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогическойМуниципальное бюдлжетное общеобразовательное учреждение Злынковская  основная общеобразовательная школа №2. деятельности. Будем называть профессионально компетентным учителя, который на достаточно «,  высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение,  достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности ­ это развитие творческой  индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям,  способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От  профессионального уровня педагога напрямую зависит социально­экономическое и  духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью  повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной  компетентности. Основная цель современного образования ­ соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой  личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно  мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий  образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.  Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную,  творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать  личность в современном, динамично меняющемся мире. Исходя из современных требований можно определить основные пути развития  профессиональной компетентности педагога: 1. Работа в методических объединениях, творческих группах; 2. Исследовательская деятельность; 3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; 4. Различные формы педагогической поддержки; 5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях; 6. Трансляция собственного педагогического опыта; 7. Использование ИКТ и др. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не  осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.  Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для  педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог  самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных  профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует  профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки  исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую  деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, чтоМуниципальное бюдлжетное общеобразовательное учреждение Злынковская  основная общеобразовательная школа №2. способствует развитию его профессионализма. Развитие профессиональной компетентности ­ это динамичный процесс усвоения и  модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных  профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий  непрерывное развитие и самосовершенствование. Можно выделить этапы формирования профессиональной кохмпетентности:        •    самоанализ и осознание необходимости; • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); • самопроявление, анализ, самокорректировка. Формирование профессиональной компетентности ­ процесс цикличный, т.к. в процессе  педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и  каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс  саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией  личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное   развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно  зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и  система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга   (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и  внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных  достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной  психологической  атмосферы в коллективе. Говоря.о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании  портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в  процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь  собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание  портфолио ­ хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его  профессиональной компетентности. Важнейшей её характеристикой компетенции является «направленность на ученика».  Педагогическая направленность учителя преследует цель выработать у ученика мотивацию  учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о  ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности максимальной  самоактуализации его индивидуальности.

Посмотрите также