В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция».
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками и т.д. Нет единого подхода к определению понятия "профессиональная компетентностьучителя". Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.
Согласно словарю С.И.Ожегова, понятие "компетентный" определяется как "осведомленный, авторитетный в какой-либо области".В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция».
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками и т.д. Нет единого подхода к определению понятия "профессиональная компетентностьучителя". Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.
Согласно словарю С.И.Ожегова, понятие "компетентный" определяется как "осведомленный, авторитетный в какой-либо области".
Муниципальное бюдлжетное общеобразовательное учреждение
Злынковская основная общеобразовательная школа №2.
на тему:
Подготовила учитель
математики и информатики
КоваленкоА.ПМуниципальное бюдлжетное общеобразовательное учреждение
Злынковская основная общеобразовательная школа №2.
В психологопедагогической литературе понятие «компетентность» получило
широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 начале 1970х гг. в
западной, а в конце 1980х гг. в отечественной литературе зарождается специальное
направление компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития
педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и
«компетенция».
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора
и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистамипрактиками и
т.д. Нет единого подхода к определению понятия "профессиональная
компетентностьучителя". Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.
Согласно словарю С.И.Ожегова, понятие "компетентный" определяется как
"осведомленный, авторитетный в какойлибо области".
А.К.Маркова считает профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на
достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое
общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности
и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также
соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с
одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества с другой.
Д.С.Савельев под профессиональной компетентностью подразумевает способность
должностного лица успешно решать относящиеся к его компетенции задачи.
А.П.Акимов трактует профессиональную компетентность учителя как сумму знаний,
умений, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, в узком смысле слова и как
уровень успешности взаимодействия с окружающей средой в широком.
Н.В. Кузьмина понятие профессиональной компетентности связывает с определенной
областью деятельности педагога.
Таким образом, можно выделить несколько подходов к изучению профессиональной
компетентности учителя:
1. Процессуальный (Н.В. Кузьмина):
• исследование качества подготовки к учебновоспитательному процессу
(гностический и конструктивный компоненты);
• исследование деятельности учителя в ходе учебновоспитательного процесса
(коммуникативный и организаторский компоненты),
• исследование контрольнодиагностической деятельности учителя (рефлексивный
компонент).Муниципальное бюдлжетное общеобразовательное учреждение
Злынковская основная общеобразовательная школа №2.
Методы исследования: оценка учебновоспитательного процесса (анализ урока.)
2. Личностный подход (В.С.Шувалова, Е.ИРогов, Б.К.Ананьев, А.И.Щербаков и др.):
• оценка знаний и умений учителя;
• мотивационный компонент;
• профессионально значимые личностные качества учителя.
Методы исследования: наблюдения, диагностика профессионально значимых личностных
качеств учителя.
3. Процессуальноличностный (комплексный) подход (А.К. Маркова):
• исследование педагогических (процессуальных) умений учителя;
• исследование результатов труда учителя (обученности и воспитанности
школьников).
Методы исследования: оценка учебновоспитательного процесса; оценка и самооценка
профессиональнозначимых качеств личности учителя; диагностика результатов
обучения.
4. Результативный подходисследование результативности учебновоспитательного
процесса (И.Н.Лернер, М.Н.Скаткин, В.В. Краевский):
•
степень усвоения учащимися содержания учебных программ;
• приобретение учащимися опыта репродуктивной и творческой деятельности в
области данного учебного предмета;
• изменение эмоциональноценностных отношений учащихся к содержанию
учебного предмета и деятельности в соответствующей области.
Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К.
Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты
такие аспекты педагогической компетентности:
□ управленческий аспект : как учитель анализирует, планирует, организует,
контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
□ психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог
учитывает индивидуальные способности учащихся;
□ педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение
школьников.
Профессиональная компетентность учителя это совокупность умений структурировать
научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных
задач.
Значит под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность
профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогическойМуниципальное бюдлжетное общеобразовательное учреждение
Злынковская основная общеобразовательная школа №2.
деятельности.
Будем называть профессионально компетентным учителя, который на достаточно «,
высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение,
достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности это развитие творческой
индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям,
способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От
профессионального уровня педагога напрямую зависит социальноэкономическое и
духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью
повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной
компетентности.
Основная цель современного образования соответствие актуальным и перспективным
потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой
личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу
трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно
мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий
образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.
Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную,
творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать
личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития
профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
6. Трансляция собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не
осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для
педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог
самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных
профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует
профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки
исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую
деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, чтоМуниципальное бюдлжетное общеобразовательное учреждение
Злынковская основная общеобразовательная школа №2.
способствует развитию его профессионализма.
Развитие профессиональной компетентности это динамичный процесс усвоения и
модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных
профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий
непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной кохмпетентности:
• самоанализ и осознание необходимости;
• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
•
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности процесс цикличный, т.к. в процессе
педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и
каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс
саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией
личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное
развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно
зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное
саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и
система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга
(не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и
внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных
достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной
тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической
атмосферы в коллективе.
Говоря.о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании
портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в
процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость
саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь
собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание
портфолио хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его
профессиональной компетентности.
Важнейшей её характеристикой компетенции является «направленность на ученика».
Педагогическая направленность учителя преследует цель выработать у ученика мотивацию
учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о
ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности максимальной
самоактуализации его индивидуальности.