Доклад "Процесс усвоения произношением слова в школе глухих" (начальные классы)
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
2 кл
15.01.2018
Главный путь усовершенствования устной речи глухих учащихся - это работа над словом. Учить слитному произношению и выделению словесного ударения на основе слухо-зрительного и слухового подражания. Основные приёмы: сопряжённое проговаривание; слитное произношение ряда слогов; различение ударения (отхлопывание, отстукивание); соблюдение орфоэпических правил.
Процесс овладения произношением слова в школе глухих..docx
П р о ц е с с о в л а д е н и я
п р о и з н о ш е н и е м с л о
в а.
Воспроизведение слова.
Правильное воспроизведение слова предполагает, что оно
произносится слитно, без призвуков, с соблюдением правил
орфоэпии и сохранением звукового состава - либо точного,
либо приближённого с использованием регламентированных
замен в соответствии с концентрическим методом обучения
произношению.
Дефекты воспроизведения слова могут быть связаны с
любой из указанных сторон, характеризующих его
правильное произнесение.
Каковы же возможные дефекты при произнесении слова?
1. Нарушение слитности, т. е. деление слова на слоги (ка-
ран-даш), на части (каран-даш), на части с выделением
отдельных звуков (ка-р-ан-даш или кара-н-даш) и
позвуковое произнесение (с-т-о-л, м-а-м-а).
2. Нарушение в стечениях согласных, выражающееся в
появлении голосового элемента, сопровождающего
артикуляцию одного или двух членов в группе смежных
согласных (сытол, шыкола, сытыраница).
3. Нарушение словесного ударения, выражающееся в
монотонном, без ударения, воспроизведении слова
(кисточка, линейка) или в переносе ударения (кисточка,
кисточка).
4. Нарушение, связанное с несоблюдением основных
орфоэпических правил: безударное О произносится как О
(вода, собака); звонкие согласные не оглушаются в конце
слов (лоб, лев, пирог, глаз) и перед глухими (лодка,
1 сказка), произносятся непроизносимые согласные
(солнце, здравствуйте, лестница и т. д.).
5. Нарушение звукового состава (искажения) – мокровь
вместо морковь и искажения, обусловленные дефектным
воспроизведением звуков. Отдельно звуки произносит
(напр. С, Ш), в слове – сонантно – (шесть- йэйть, десять –
дейять; дом – домп, лимон –лимпонт).
Обычно недостатки воспроизведения слова охватывают
одновременно несколько его сторон: например, слово
произносится по частям, следовательно, как правило, без
ударения, но с призвуками.
Наблюдения и специальные проверки показывают, что
глухие школьники младших классов усваивают слитное
воспроизведение слов и навык словесного ударения в
знакомых словах.
Овладение слитным произношением слова у
подавляющего большинства глухих школьников происходит
на основе подражания речи учителя.
Если в начале обучения темп речи учителя несколько
замедлен, а затем ускоряется до нормального, то требование
к слитности проговаривания учителем всего речевого
материала остаётся незыблемым на всех этапах работы.
При этом следует заметить, что нет прямого соответствия
между темпом речи и её слитностью: речь может быть
медленной, несколько нараспев, но слитной и, наоборот,
достаточно быстрой, но скандированной.
Существует тесная зависимость характера речи учащихся от
характера речи педагога. Процесс обучения носит
многогранный характер. Одну из задач современной школы
глухих составляет ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Реализация указанной задачи в известной мере зависит от
уровня владения учащимися устной речью. Поэтому для
усовершенствования
обучения
небезразличны сроки усвоения правильного произношения
учащимися.
И хотя основным путём овладения слитной речью и
навыком выделять словесное ударение является
школьного
всего
2 ПОДРАЖАНИЕ, было бы неправильно рассчитывать только на
такой информальный путь усвоения правильной речи.
Во-первых, разные учащиеся имеют различные
возможности восприятия на слух и далеко неодинаковые
способности к подражанию.
Во-вторых, речевой материал, который проговаривают
учащиеся, далеко неоднороден по своему фонетическому
составу. В силу этого возникают осложнения. Так, например,
на первых порах ребёнок, который только что усвоил
артикуляцию звука Ш, затрудняется в воспроизведении слов
с этим звуком; как правило, перед произнесением этого звука
он делает паузу (каранда-ш, ко-ш-ка) или удлиняет
произнесение гласного перед трудным согласным (напр.,
перед звуком Р - ка – рандаш, ба – рабан), меняя тем самым
ритмический рисунок слова.
Следовательно, не изменяя главному принципу – учить
слитному произношению и выделению словесного ударения
на основе слухо-зрительного и слухового подражания –
необходимо использовать некоторые СПЕЦИАЛЬНЫЕ
методические приёмы, которые способствуют скорейшему
усвоению данных навыков учащимися, испытывающими
затруднения в правильном произнесении слова.
К ним относятся следующие приёмы:
1. СОПРЯЖЁННОЕ С УЧИТЕЛЕМ ПРОГОВАРИВАНИЕ. Такое
проговаривание полезно как во время фронтальных (на
уроке по любому учебному предмету), так и
индивидуальных занятий. Также на уроках ритмики
проговаривание ритмических слогов, попевок,
музыкальных фраз учитель должен применять.
Согласно требованиям фонетического режима, новые слова
должны быть представлены в написанном виде (на доске, на
табличке);
проставлены ударение и надстрочные знаки;
в трудных случаях слово записывается по частям.
Учитель обязательно произносит слово в микрофон, а затем
произносит вместе с учеником.
3 2. УПРАЖНЕНИЯ В СЛИТНОМ ПРОИЗНЕСЕНИИ РЯДА
СЛОГОВ.
В соответствии с требованиями методики учащимся
предлагается произнести на одном выдохе слоги типа:
папапа… или сасаса… или папопу…При этом важно
соблюдать принцип постепенного усложнения заданий:
папа, папапа и т. д. Однако нередко дети даже
затрудняются произвести слияние двух элементарных слогов
типа папа.И при сопряжённом проговаривании, и при
повторении за учителем (обязательно с аппаратом) в
течение нескольких занятий иногда не удаётся достичь
слитного воспроизведения слова. Тогда используем приём
выделения звука на стыке двух слогов: а п, а_па, па па. С
опорой на слух, это позволяет преодолеть сложившийся
стереотип неправильного произношения. После таких
специальных упорных упражнений на нескольких словах,
перенос навыка на другие слова осуществляется довольно
быстро.
Ученик успешно воспроизводит слова при сопряжённом
проговаривании и при повторении за учителем.
3.УПРАЖНЕНИЯ В РАЗЛИЧЕНИИ УДАРЕНИЯ ПРИ
СЛУХОВОМ ВОСПРИЯТИИ РЕЧИ.
Знакомить учащихся с выделением ударного слога (более
длительное и громкое произнесение), развивать навык
подражать учителю.
Главным элементом упражнений являются практические
упражнения – воспроизведение слова (изолированно и в
предложениях) с ударением. Одновременно проводятся
упражнения по выработке ритма –отхлопывание,
отстукивание заданных ритмов с проговариванием и без
него.
На индивидуальных занятиях учитель непременно даёт
образец правильного произнесения слова с ударением и
требует от ученика такого же повторения.
К числу специальных упражнений следует отнести
проговаривание с одновременным движением рук. Дать
ребенку послушать, как говорит учитель и увидеть характер
4 движений его руки ( плавные и широкие при слитном
произнесении). Например, а_ м, а- ма, м- ам- а – рукой
выделять ударный слог.
Совместное проговаривание могут делать дети, взявшись за
руки, на уроках ритмики. Воспроизводят ударный слог
длительным произнесением гласного и более широким
движением руки. Так можно отрабатывать музыкальные
фразы из песни.
4 –ый приём. УСТАНОВЛЕНИЕ ОШИБОК В РЕЧИ
ТОВАРИЩА.
Существенную роль в процессе усвоения произносительных
навыков играет умение слышать ошибки в речи другого.
Овладение этим умением помогает детям обнаруживать
ошибки и в собственной речи. Учитель начинает с того, что
сам повторяет допущенную ошибку ( Вова сказал: пи-шет.
Правильно? Как надо сказать?). Постепенно дети будут
замечать (если их настраивать на это) ошибки других и
исправлять (Марина сказала неправильно: восе-мь, а надо –
во-семь).
Итак, основной путь усвоения таких сторон
воспроизведения слова, как слитность и словесное ударение
– это ПОДРАЖАНИЕ на слухо-зрительной и слуховой основе
в условиях информального обучения (на всех уроках и
занятиях со звукоусиливающей аппаратурой) и
специального обучения ( на фонетических зарядках и
индивидуальных занятиях по формированию
произносительных навыков).
К нарушению слитности слова приводят и такие
ошибки, как паузы на месте стечений согласных и призвуки.
Например, вместо шапка, кошка может быть произнесено
шапъ ка, кошъ ка. Два дефекта в одном слове. Это
устраняется показом верного и ошибочного произнесения, в
ходе автоматизации правильной артикуляции на основе
подражания речи учителя. Но иногда приходится прибегать
к обходным путям, как дутьё, восприятие вибрации гортани с
помощью руки.
5 К оформлению слова относится и СОБЛЮДЕНИЕ
ОРФОЭПИЧЕСКИХ ПРАВИЛ. Усвоение этих правил идёт по
двум направлениям: 1)учащиеся практически знакомятся с
этими правилами, овладевая ими путём подражания учителю
(на основе использования слуха);
2) с другой стороны – на основе специально подобранного
речевого материала делают практические обобщения и
узнают некоторые правила.
Несколько иначе обстоит дело с воспроизведением
ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. Здесь возможны следующие
варианты:
1. Точное произнесение слова ( стол, карандаш). Это
отвечает предъявляемым требованиям.
2. Сосуществование правильного и ошибочного
произнесения (два и тва, спасибо и спаибо).Этот
вариант очень распространён. Он характерен для
периода автоматизации.
3. Замена ещё неусвоенного звука другим. При этом
замена может быть двоякой: а) регламентированная
(предусмотренная концентрическим методом); б)
дефектная (дефекты типа: закрытая гнусавость,
сонантность, открытая гнусавость, глубокое
произношение звука К , горловое Р и другие).
Подход к исправлению ошибок в звуковом составе слова
не однозначен. Он зависит от ряда причин таких, как:
индивидуальные особенности учащихся,
характер
составляющих слово звуков, степень овладения навыком
воспроизведения слова и профессиональное мастерство
учителя – умение слышать дефекты и правильно исправлять
их.
Чтобы обеспечить воспроизведение слова без грубых
ошибок в его звуковом составе, необходимо использовать
регламентированные ( в соответствии с концентрическим
методом) ЗВУКОВЫЕ ЗАМЕНЫ.
Перед педагогом стоит неотложная задача: возможно
быстрее сформировать у учащихся навык правильного
6 воспроизведения слова. С этой целью на индивидуальных
занятиях проводится систематическая тренировка на
ограниченном словесном материале, представленном в
различных видах речевой деятельности.
Усвоив на отработанном материале умение
воспроизводить слово слитно, с сохранением звукового
состава, с соблюдением ударения и орфоэпических правил,
ученик распространяет его на другие слова. Все
упражнения в правильном произнесении слова проводятся с
опорой на слух ученика.
В ходе закрепления того или другого
произносительного навыка огромную роль для глухих играет
контроль со стороны учителя (воспитателя) за их устной
речью, что позволяет повысить внятность речи учащихся.
К общим приёмам, способствующим усвоению звуков
всеми глухими школьниками, относится УСТАНОВКА,
которую даёт учитель ученику перед его ответом.
Интересные данные были получены в результате
проведённого В. Я. Стаценко и Е. Н. Комаровой эксперимента.
Испытуемые читали один и тот же текст трижды: 1) без
какой-либо установки по инструкции : «Читай!»; 2) с
установкой общего характера : «Читай хорошо!»; 3) с
установкой конкретного характера: «Читай! Говори слова
правильно, с ударением!».
Результаты показывают, что установка даже общего
характера положительно влияет на качество произношения,
а конкретизированное задание заставляет учащихся особо
мобилизоваться и реализовать свои возможности,
следствием чего являются существенные качественные
изменения.
Таким образом, для того чтобы решительно изменить
качество речи ученика, на первый план выдвигается РАБОТА
НАД СЛОВОМ, состоящим из усвоенных звуков. Это
главный путь усовершенствования устной речи глухих
учащихся.
7 8
Доклад "Процесс усвоения произношением слова в школе глухих" (начальные классы)
Доклад "Процесс усвоения произношением слова в школе глухих" (начальные классы)
Доклад "Процесс усвоения произношением слова в школе глухих" (начальные классы)
Доклад "Процесс усвоения произношением слова в школе глухих" (начальные классы)
Доклад "Процесс усвоения произношением слова в школе глухих" (начальные классы)
Доклад "Процесс усвоения произношением слова в школе глухих" (начальные классы)
Доклад "Процесс усвоения произношением слова в школе глухих" (начальные классы)
Доклад "Процесс усвоения произношением слова в школе глухих" (начальные классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.