Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)
Оценка 4.6

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Оценка 4.6
Лекции
docx
русская литература
1 кл—4 кл
10.07.2018
Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)
смысловой чтение.docx
Смысловое чтение как основа формирования УУД В соответствий с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя научить  школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной  литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и  использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению  и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык  чтения.  Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.  Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения. К технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда  уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика  его формирования до принятия стандарта фактически отсутствовали. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором максимально точно и  полно достигается понятие содержания текста, практически осмысливается  извлеченная информация, т.е. осуществляется познавательная деятельность. В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников  формируются умения: понимать текст; анализировать; сравнивать; видоизменять; генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи). Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то  составляющие его части имеются в структуре всех УУД:  в личностные УУД ­ мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;  в регулятивные УУД ­ принятие учеником учебной задачи, произвольная  регуляция деятельности;  в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить  сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно  передать информацию, отображать предметное содержание и условия  деятельности в речи;  в познавательные УУД – владение основами смыслового чтения  художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную  информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение  осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать  причинно­следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи       простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их  обоснование; Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает  воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними  образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и  окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него  развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь  письменная. Выделяют следующие виды чтения:  просмотровое ­ вид смыслового чтения, при котором происходит поиск  Виды смыслового чтения. конкретной информации или факта.  ознакомительное ­ вид, с помощью которого в тексте определяется главный  смысл, ключевая информация.  изучающее ­ вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели,  происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее  интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное  опускается.  рефлексивное ­ самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса  читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения. Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо  проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки  информации от класса к классу.  Выделяю три этапа работы с текстом. 1. До чтения 2. Во время чтения 3. После чтения Расскажу о некоторых из них методах и приемах смыслового чтения, которые  считаю самыми эффективными. Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные). Начиная с 1 класса, уже в период обучения грамоте, у меня заготовлены тексты и  вопросы к ним. (приложение №1) Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка  вопросов к тексту и поиск ответов на них. Использую в своей работе «Ромашку вопросов» (или «Ромашку Блума») –  систематика вопросов, основанная на созданной известным американским  психологом и педагогом Бенджамином Блумом  по уровням познавательной  деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. У меня это может быть и хоровод снежинок, и новогодняя ёлка, и лучи солнца и т.д. Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов:  1.Простые вопросы (Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть  краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали  главного героя? Куда впадает Волга?) 2. Уточняющие вопросы (Выводят на уровень понимания текста. Это  провокационные вопросы, требующие ответов «да» ­ «нет» и проверяющие  подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял,  то...) 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Используются для анализа  текстовой информации. Начинаются со слова"Почему". Направлены на выявление  причинно­следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не  содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых) 4. Творческие вопросы (Подразумевают синтез полученной информации. В них  всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент  прогноза, фантазии или предположения.Что бы произошло, если... Что бы  изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы  судьба героя, если бы он остался жив?) 5. Оценочные вопросы (Направлены на выяснение критериев оценки явлений,  событий, фактов.Как вы относитесь к ...? Что лучше? Правильно ли поступил ...?) 6. Практические вопросы (Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду  теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя?) Используя этот прием, я увидела, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого  класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут не только  распределить уже имеющиеся вопросы, но и привести свои примеры). Детям  нравится формулировать вопросы по какой­либо теме, записывая их на  соответствующие «лепестки», «снежинки», «ёлочные игрушки».  3. Чтение с пометками. ­ Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов). Практика разбора слов, недостаточно эффективна, так как дети иногда не  понимают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное  выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике  обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное  ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий  дальнейшему движению. На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения  непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения  подчёркивать непонятные слова. Затем эти слова обсуждаются: можно ли понять  слово из контекста или нужно воспользоваться словарём. 4.     Подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн – это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли,  чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся  любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной  темой произведения. Можно использовать на стадии рефлексии. Это свободное  творчество, которое требует найти и выделить в изучаемой теме наиболее  существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы  и кратко сформулировать. Таким образом, подведение итогов по изученному  учебному материалу. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить  уровень понимания изученного материала учащимися. Структура синквейна Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы). Варианты работы с синквейном: Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с  пятистишиями на уроке. Составить рассказ, основой которого послужит уже готовый синквейн.  Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в  заданном синквейне. Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его. Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданный текст,  определить недостающую часть и заполнить ее.  Или, например, можно предложить синквейн, в котором не указана тема. Такой  вид синквейна часто использую для определения литературного героя. Применяя  слова, характеризующие и раскрывающие её, учащиеся должны понять, о чем идет  речь: Самым эффективным метод при работе с текстом считаю метод работы в  парах или группах. Как сказал Дени Дидро «Человек перестает мыслить, когда перестает читать».  Поэтому основной задачей вижу не просто научить детей читать, а читать  продуктивно, получая при этом главный продукт свой деятельности —  полноценное понимание и восприятие детьми текста. Ведь интерес к чтению  возникает тогда, когда читатель свободно владеет осознанным чтением. Литература: 1. http://pedsovet.su/ Статья «Синквейн ­ как форма обучения и творчества»  Вострова Светлана  Сергеевна Статья «Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны?»  Ирина Катайтанова,  2. http://www.planeta­kniga.ru Статья «Смысловое чтение в начальной школе» 3. https://moluch.ru Статья «Технология продуктивного чтения как способ противостояния клиповому восприятию мира»   Филиппова Татьяна Сергеевна Приложение №1. 1 класс И­ра  и  Ни­на. У  ма­мы  И­ра  и  Ни­на.  У  И­ры  кис­ка.  У  Ни­ны  миш­ка.  Ни­на  кор­мит   миш­ку.  И­ра  но­сит  кис­ку.  При­шла  Ми­ла.  У  Ми­лы  ша­рик.  Ма­лы­ши  ра­ды. У Нины  У Иры       У Милы     У  мамы  сын  Никита.  Пришла  Нина.  Нина,  Никита   и  мама  идут  в  парк!  У   Никита  и  Нина. мамы  ноша.  У  Никиты  слон.  А  Нина  мала.   1. Напиши имя девочки из текста  ______________ 2. Нарисуй, что нёс Никита? 3. Сколько главных героев в рассказе?__________ 1. Подчеркни правильный ответ.     ­ Кто сел на макушку маленькой Ёлочки?                               2 класс а) ворона б) сорока в) дятел г) синица     ­ Куда ехал купец из сказки « Два Мороза»? а) в деревню б) на базар в) в лес г) в город     ­ Кто выиграл спор из сказки « Два Мороза»? а) Синий Мороз б) Красный Мороз       в) Сильный Мороз 2. Ответь на вопросы:     а) Какого «рогатого зверя» испугались портные          из стихотворения «Храбрецы»?     ________________________________     б) Кто напал на Муху­Цокотуху?      ________________________________     в) Чем крокодил море синее тушил в сказке «Путаница»? _______________________     г) Для чего крокодил просил прислать ему калоши? ____________________________ 3 класс Тест №1. «Самое великое чудо на свете»  1. Древние рукописные книги писали на  А) бумаге; Б) пергаменте; В) бересте; Г) глиняных табличках. 2. Рукописные книги писали А) ученые; Б) знатные и богатые люди; В) учеными монахами; Г) любой, кто умел писать. 3. Когда научились печатать книги? А) в начале XV века; Б) в середине XV века; В) в конце XV века; Г) в XX веке. 4. При каком царе напечатали первую книгу? А) при Иване Калите; Б) при Иване Красном; В) при Иване Грозном;  Г) при Юрии Долгоруком. Прочитай сказку. Пошёл Иван­дурак счастье искать. Шёл, шёл, а счастья нигде не видно. Всю  землю обошёл, снова домой воротился. Смотрит, а счастье – вот оно, милое –  из окна родного дома смотрит, улыбается. Иван и говорит: «Эх, зря я весь белый свет обошёл. Дома­то тепло, чисто,  спокойно. Вот счастье­то!». А счастье в ответ: «Нет, не зря. Не искал бы меня, сидел бы сиднем и скучал, я бы тебе так и не показалось».  Ответь на вопросы: 1)  Что искал Иван по всему белому свету?___________________ 2)  Где же улыбнулось ему счастье?_________________________ 4 класс Тест 4. Литературные сказки. 1 Как назывался городок в табакерке? А) Динь­динь   Б) Дон­ дон    В) Дзынь – дзынь 2. Кто был надзирателем в городке? А) Винтик    Б) Валик    В) Болтик 3. Кем было Пружинка? А) царевна    Б) королева    В) принцесса 4. Кого, в сказке о розе и жабе, мальчик поил молоком? А) жабу   Б) ежа  В) кота 5. Почему весной мальчик не выходил в сад? А) был болен  Б) переехал  В) не хотел 6. Что хотела сделать жаба с розой? А) сорвать  Б) понюхать   В) съесть 7. Как звали девочку из сказки «Серебряное копытце»? А) Дарёнка   Б) Мурёнка   В) Бурёнка 8. Какая кличка была у кошки, которую Кокованя взял вместе с девочкой? А) Дарёнка   Б) Мурёнка   В) Бурёнка 9. Какое животное автор назвал  Серебряным копытцем? А) оленя   Б) козла   В) лося 10. Какая из дочерей, в сказке «Аленький цветочек», заказала привезти  «тувалет из хрусталю восточного»? А) старшая   Б) средняя   В) младшая 11. На какой палец нужно было надеть перстень, чтобы оказаться дома или во  дворце чудища лесного? А) на правый мизинец Б) на указательный правый палец В) на средний левый палец 12. Что сделали старшие сёстры, чтобы младшая не вернулась к чудищу? А) спрятали перстень Б) уговорили остаться В) перевели часы назад 13.Сколько лет провёл принц в образе чудища? А) 30   Б) 12   В) 33 14. Опиши одного из понравившихся тебе сказочных героев. ___________________________________________________ ___________________________________________________

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)

Доклад "Смысловое чтение как основа формирования УУД" (литературное чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2018