Смысловое чтение как
основа формирования
УУД
Подготовила
учитель начальных классов
ГБОУ лицей г.Сызрани
Полякова Наталья Юрьевна
НАВЫК ЧТЕНИЯ
Техническая Смысловая
способ чтения понимание текста
темп чтения анализ
правильность чтения сравнение
выразительность чтения видоизменение
генерирование
Составляющие смыслового
чтения в структуре УУД
в личностные УУД мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к
школе;
в регулятивные УУД принятие учеником учебной задачи, произвольная
регуляция деятельности;
в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передать информацию, отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
в познавательные УУД – владение основами смыслового чтения
художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную
информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов
с выделением существенных и несущественных признаков; умение
осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять
сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать
причинноследственные связи; умение строить рассуждения в форме связи
простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их
обоснование;
Ответы на поставленные вопросы
И-ра и Ни-на.
У ма-мы И-ра и Ни-на. У И-ры кис-ка. У
Ни-ны миш-ка. Ни-на кор-мит миш-ку. И-ра
но-сит кис-ку. При-шла Ми-ла. У Ми-лы ша-
рик. Ма-лы-ши ра-ды.
У Нины
У Иры
У Милы
Никита и Нина.
У мамы сын Никита. Пришла Нина. Нина,
Никита и мама идут в парк! У мамы ноша.
У Никиты слон. А Нина мала.
1. Напиши имя девочки из текста ______________
2. Нарисуй, что нёс Никита?
3. Сколько главных героев в рассказе?__________
2 класс
Ответь на вопросы:
а) Какого «рогатого зверя» испугались портные
из стихотворения «Храбрецы»?
________________________________
б) Кто напал на МухуЦокотуху?
________________________________
в) Чем крокодил море синее тушил в сказке
«Путаница»?
________________________________
г) Для чего крокодил просил прислать ему
калоши?
________________________________
4 класс
1. Какая из дочерей, в сказке «Аленький цветочек», заказала привезти «тувалет из
хрусталю восточного»?
А) старшая Б) средняя В) младшая
2. На какой палец нужно было надеть перстень, чтобы оказаться дома или во
дворце чудища лесного?
А) на правый мизинец
Б) на указательный правый палец
В) на средний левый палец
3. Что сделали старшие сёстры, чтобы младшая не вернулась к чудищу?
А) спрятали перстень
Б) уговорили остаться
В) перевели часы назад
4.Сколько лет провёл принц в образе чудища?
А) 30 Б) 12 В) 33
5. Опиши одного из понравившихся тебе сказочных героев.
Постановка вопросов к тексту
и поиск ответов на них.
«Ромашка вопросов» (или «Ромашка
Блума»)
Структура синквейна
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка
темы).
Составить рассказ, основой которого послужит
уже готовый синквейн.
Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!
Отредактировать готовый синквейн, с целью
усовершенствовать его.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Старуха Рыбка
Сердитая, _________ Золотая, _________
_______, командует, _______ Слушает,
выполняет, ___
___________________________
_________________________
Глупость ____________
Дописать синквейн.
__________________
Крохотная, милая.
Спасается, стремится,
покоряется.
Но счастье свое она
найдет.
Королева цветов.
_____________________
Круглый, румяный.
Катится, просит, поёт.
Не слушался деда и
бабку.
Булка.
«Человек перестает
мыслить, когда перестает
читать».
Дени
Дидро
Сказочные викторины,
эстафеты…
Литература:
1. http://pedsovet.su/
Статья «Синквейн - как форма обучения и
творчества» Вострова Светлана Сергеевна
Статья «Прием синквейн на уроке. Что это такое и
как писать синквейны?» Ирина Катайтанова,
2. http://www.planeta-kniga.ru
Статья «Смысловое чтение в начальной школе»
3. https://moluch.ru
Статья «Технология продуктивного чтения как
способ противостояния клиповому
восприятию мира» Филиппова Татьяна
Сергеевна