Данный доклад подготовлен для выступления на районном методическом объединении заместителей директоров по учебно - воспитательной работе. В докладе изложены теоретические основы творчества педагогов и аспекты управления в школе учебным и воспитательным процессом.Проанализированы управленческие технологии которые разработаны и внедрены в школе. Представлены достижения педагогического коллектива.
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №4 г. Никольска Пензенской области
Белякина Любовь Валерьевна
Районное методическое объединение: Творческая позиция учителя, как
цель педагогического управления
Посредственный учитель рассказывает,
хороший учитель объясняет,
замечательный учитель показывает,
гениальный учитель вдохновляет.
Необходимость разработки педагогических основ управления школой
обусловлена происходящими изменениями в нашей стране и
геополитической ситуацией, в которой находится Россия. В соответствии с
законом Российской Федерации "Об образовании" система образования
является одним из факторов экономического и социального прогресса
общества и должна быть направлена на развитие личности выпускника, на
создание условий для его самоопределения и самореализации.
Существующий педагогический опыт различных типов образовательных
учреждений зарубежных стран и России свидетельствует о возрастающей
роли управления образовательным учреждением. Успешная деятельность
любой организации опирается и может быть построена на базе обоснованных
принципов, на которые руководитель ориентируется и которыми
руководствуется при выполнении своих управленческих функций и
полномочий.
Никакая школа не существует изолированно от социальнопедагогических
процессов в обществе. Растет количество больных, агрессивных,
безнадзорных детей, нуждающихся в специализированной помощи. В таком
городе, как наш, в школах учатся одаренные и обычные дети, а также
нуждающиеся в коррекционно развивающем обучении.
Тема МО «Творческая позиция учителя как цель педагогического
управления», попробуем разобрать её более детально.
1Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности,
создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог
создания субъективно нового.
Учитель — профессия и должность в системе начального и среднего
общего образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую
социальную функцию, состоящую в обучении учащихся.
Слово «педагогика» происходит от греческого слова, и означает буквально
«детоведение, детовождение». В Древней Греции некоторые рабы должны
были отводить детей своего хозяина в школу.
Управл ниеее
внешние, по отношению к себе, объекты, субъекты с целью их
преобразования или изменения их свойств, по заранеепродуманному плану
по достижению желаемой цели.
— деятельность субъекта, направленная на себя или на
Управление это функция сложных систем, проявляющаяся в
ориентировочной деятельности, поиске и переработке информации и
принятии управленческих решений, в самоорганизации с непрерывным
изысканием ресурсов для собственного развития внутри себя и вовне.
В социальной системе функция управления реализуется через
руководство людьми — менеджмент. Основное назначение управления в
образовательной системе состоит в достижении наибольшей эффективности
этих систем, т.е. в обеспечении того, чтобы эти системы сохранялись,
адаптировались и развивались. В соответствии с этим предметом
управления являются:
1) люди (кадры)
2) информация
3) организация
Управление сводится к извлечению достоверной информации, к анализу
ситуации и возможностей ее изменения, принятию решений и
стимулированию их исполнения, обеспечению уровня педагогической
деятельности и квалификации педагогов, соответствующих требованиям
образовательного стандарта.
2Только школа может создать условия для развития личности ученика,
образовательное пространство которой ориентировано на личность,
востребует личность и ученика, и учителя. В школе должна сложиться
система ценностей, образующая своеобразную инфракультуру школы.
Основу этого ценностнокультурного пространства составляет
представление о личности с присущим ей стремлением понять смысл
происходящего, осознать меру своей ответственности за творимое,
самостоятельно строить свой жизненный опыт.
Стратегии управления: (знаниевая и личностная ориентации образования)
Стратегия управления традиционной школой «знаниевой» ориентации
обусловлена главным назначением этой школы. Она добивается не развития
ученика в собственном смысле слова, а соответствия его подготовки
программе, образовательному стандарту. Стратегия администрации здесь
состояла в том, чтобы обеспечить четкий механизм функционирования
образовательного процесса и прежде всего — достижение требуемой
успеваемости, посещаемости, исполнения инструкций. Инструментами
управления здесь выступали: норматив, контроль, власть.
Школа личностной ориентации рассматривает предметные знания не как
самоцель, а как средство, которое должна обрести личность ребенка для
самореализации. Стратегическая линия управления здесь — превращение
школы в саморазвивающийся организм. Достижение этой цели предполагает
и другие инструменты и приоритеты управления. Среди них — ориентация
на компетентность и творчество учителя, его академическую свободу и
профессиональную ответственность, потребность в участии, авторстве,
личных достижениях, культ индивидуальности учителя и учащихся,
открытости,
создание команды
единомышленников, привлечение к участию в жизни школы «сторонних сил»
— компетентных специалистов, ученых, деятелей политики и культуры,
изменение статуса, авторитета школы в окружающей среде, обретение ею
собственного лица и конкурентоспособности.
неформальности в общении,
Чтобы школа «саморазвивалась», она должна обладать потенциалом
саморазвития — своеобразной инфракультурой, существующей в виде
3выработанной в коллективе и потому принимаемой им системы ценностей.
Эти ценности могут и не отличаться от общесоциальных, но важно, что они
пережиты, сформированы самими учителями. В основе стиля управления
здесь лежит личный пример саморазвития руководителя, научность,
компетентность и гуманизм его решений. Результаты работы каждого
педагога здесь оцениваются по конечному личностноразвивающему
результату. Школа, подобно личности, обладает своим индивидуальным
лицом, своеобразием по сравнению с другими образовательными
учреждениями. Признание школы в окружающем социуме рождает чувство
законной гордости за принадлежность к ней у учителей и учащихся.
индивидуальность учителя,
Новая стратегия порождает и новые методы управления. Это —
многопараметральное системное проектирование жизни школы,
позволяющее увязать воедино, казалось, несвязуемое — знания, творчество,
стандарт,
внутреннюю целостность и
взаимодействие со средой; создание реальных образцов опыта, в том числе и
не имеющего аналогов в науке и практике; передача учителю авторских, а не
только исполнительских полномочий; создание интенсивных форм
методической работы, через которые учитель переходит на новый уровень
педагогического
профессионального
педагогического мышления учителей (новое видение материала своего
предмета как своеобразного источника диалога, смыслового контакта,
философских баталий с учениками о сущности природы, духа и назначении
человека и т.п.); изменение целей, оценочных критериев, методики
подготовки и проведения учебных занятий и социальнопедагогических
контактов с учащимися.
изменение
образования;
Было проведено исследование в котором выявлялись индивидуальные
варианты методического развития учителей.
Исследование показало, что личностная концепция обучения не может быть
задана учителю извне или усвоена лишь в ходе какойто методической
лекции или инструктажа. Личностная ориентация мышления — это
результат саморазвития, что в значительной мере продиктовано
особенностями индивидуальности. Было выявлено примерно четыре типа
учителей,
поразному приходящих к личностной ориентации
профессионального мышления.
41. Учитель исполнительского типа ориентируется в профессиональном
саморазвитии на признание и одобрение вышестоящих лиц, органов
управления. Таковых оказалось 39% из 200 обследованных.
Преодоление таких стереотипов требует чрезвычайно сложных,
поистине «взрывных» методов перестройки всей психологической
атмосферы в педагогическом коллективе.
2. Второй тип учителей был обозначен как профессионально
коммуникативный. Ведущим мотивом методического творчества у
этой группы (47%) является утверждение в глазах коллег, признание
их профессионализма коллективом, вследствие чего стратегия
методической работы с ними ориентировалась на стимулирование
самостоятельности,
от
общепринятых стереотипов, повышение роли самооценки в отборе и
композиции приемов собственной профессиональной деятельности.
постепенный отказ
независимости,
3. Была выделена также небольшая группа учителей (5%), отнесенных к
либеральному типу, которые сводили гуманизацию обучения в
основном к социальнопсихологическому контакту с детьми, пытались
путем заниженных требований и упрощенно понимаемой «доброты»
завоевать авторитет. В работе с ними экспериментатор ориентировался
на показ противоречивости и бесперспективности их позиции,
неизбежно ведущей к профессиональному кризису.
4. Наиболее благоприятной в психологическом плане для овладения
технологией личностного подхода была позиция учителей (9%),
отнесенных к независимому типу, для которых гуманистическая
программа деятельности была средством самоутверждения в
собственных глазах, а процесс разработки авторской педагогической
системы протекал независимо от сложившихся в их среде стереотипов
и мнений.
ВЫВОД:
Становление у учителей профессиональной готовности к
реализации в своей практике идей личностного подхода не сводится к
простой отработке новых приемов педагогической деятельности, а
предполагает глубинные изменения в их профессиональной мотивации и в
ценностном аспекте сознания вообще.
5Управлять — значит четко, критериально и зримо предвосхитить и
реализовать требуемый тип педагогического процесса. В нашем случае речь
идет о специальном, личностноразвивающем процессе. Чтобы он состоялся,
необходимо:
• четко определить цели школы, среди которых приоритетная состоит в
обеспечении личностного развития воспитанников, что предполагает
определение критериев данного типа развития в отличие от обычного
аморфного представления об этом, сложившегося в массовом обыденном
сознании;
• разработать конструкцию содержания образования, в котором овладение
школьными предметами на уровне государственных стандартов
органически сочеталось бы с усвоением личностного опыта —
своеобразного умения, точнее, способности осмысливать собственные
жизненные проблемы, адекватно представлять свои способности и
жизненный потенциал, планировать свою жизнедеятельность и отвечать за
принятые решения, действовать не по указке, а автономно и др.;
• определить, где и как этот опыт будет обретаться воспитанниками — в
учебном процессе, во внеучебном педагогическом общении, в системе
воспитательных институтов школы и внешкольных учреждений
дополнительного образования, в семье; в чем будет состоять этот процесс
личностного развития, как педагоги будут судить о его нормальном
протекании;
• выявить систему специальных приемов (технологий), включающих
«механизмы» личностного развития учащихся на основе создания
личностноразвивающей педагогической ситуации, при этом должен быть
освоен инструментарий приемов и диагностик, позволяющих оценивать
эффективность создания такого рода ситуаций в культурно
педагогическом пространстве школы.
Представленный теоретический модуль дает совокупность общих
ориентиров для создания в школе личностноразвивающей образовательной
системы, однако в различных образовательных учреждениях могут быть
различные пути к этому. Найти наиболее оптимальный из них — также одна
из функций инновационного управления.
6Основной принцип всей управленческой деятельности нашей школы
является «Принцип диалога». Если есть нормальный диалог между всеми
участниками учебного процесса, тогда и школа будет успешной. Нужно
видеть в каждом человеке личность и уважать эту личность.
В нашей школе принцип диалога прослеживается в отношениях между
учеником и учителем. Как говорил Пётр Леонидович Капица: «Кто учит
своего учителя, как не его ученики?».
Важнейшим двигательным стимулом школьного процесса является
ученик с его хаосом мыслей и действий, которые учитель приводит в
систему, направляет в нужное русло, посредством своего опыта и таланта.
Любое педагогическое взаимодействие инновационно: оно происходит с
конкретным ребёнком и в конкретной ситуации, поэтому его невозможно
осуществить по готовой «методической системе». Важным условием
«диалога» между учеником и учителем является уровень профессиональной
компетенции педагога, который должен находиться в постоянном и
непрерывном развитии, чтобы не отстать от современного ученика и
современной жизни. Чтобы в педагогическом процессе была востребована
личность ученика, в нем в первую очередь должна быть востребована
личность учителя. Она должна состояться, самоопределиться, найти свой,
индивидуальный, в какойто степени уникальный способ профессиональной
самореализации.
Современному педагогу уже не достаточно однажды приобрести
знания и умения, необходимо их приобретать постоянно, обновлять,
корректировать и совершенствовать в современных условиях. Школьная
методическая служба обеспечивает целенаправленное, непрерывное,
личностноориентированное повышение профессиональной компетентности
учителя и содействует его переводу на саморегулируемый процесс.
Педагоги школы являются организаторами и активными участниками
различных обучающих семинаров областного и муниципального уровня,
показывают мастер – классы, открытые уроки в рамках курсов повышения
квалификации, проводят предметные недели в рамках школьных
предметных недель, являются руководителями работ учащихся в научно
практических конференциях, публикуют передовой опыт в методических
7журналах и на сайтах Интернета. В условиях современной школы педагоги
проходят курсы повышения квалификации не только в Пензенском
институте развития образования, но и дистанционно, с помощью интернет
технологий, без отрыва от производственного обучающего процесса.
Чем больше лидеров среди детей и взрослых по разным направлениям
деятельности удаётся вырастить в коллективе, тем больше шансов добиться
ещё больших успехов, не уронить честь школы на олимпиадах, конкурсах и
конференциях.
В школе ведётся картотека инноваторов школы, в которую
записываются сведения о том, кто вводит инновацию в данном классе и кем
он является по отношению ней:
пользователь,
распространитель. И пусть пока некоторые инновации находятся на
формирующей стадии, самое главное, работа прогрессивных педагогов уже
даёт конкретные результаты.
разработчик,
Администрация, руководители методических объединений, прежде чем
предъявить требования к профессиональной компетентности учителя, его
личностным качествам, сами активно занимаются самообразованием:
принимают участие в научнопрактических конференциях, организуют
обучающие семинары, проходят дистанционное обучение, публикуют статьи
в научнометодических сборниках и журналах.
В коллективе прислушиваются к мнению не только администрации,
учителей, родителей, и учащихся. В 2007 году в школе создан Управляющий
совет, который состоит из родителей (7 человек), учащихся (3) и педагогов
(3 человека). На совете школы решаются вопросы жизнедеятельности
образовательного учреждения, в 2009 году в Управляющий совет включён
Уполномоченный по правам ребёнка, решающий проблемные вопросы
образования и воспитания ребёнка. Раз в четверть проводятся
общешкольные собрания, на которых рассматриваются проблемы школы и
обсуждаются пути их преодоления: проблемы профильного обучения,
адаптация учащихся при переходе в среднее звено, адаптация учащихся
первых классов, проблема профилактики правонарушений, постепенная
утрата определяющей роли семьи в воспитании личности.
Основной особенностью современной школы является постепенное стирание
граней между учебной и так называемой воспитательной работой.
8Специфика воспитательной работы педагога состоит в том, что при
исполнении ее он занят не предметной, как при обучении, а ценностно
смысловой сферой личности. Педагог должен объединить функции обучения
и воспитания.
Учащиеся нашей школы входят в Детскую общественную организацию
«Планета Детства», принципы работы которой
содружество и
сотворчество взрослых и детей, неограниченные возможности для
творческого воплощения идей в жизнь, формирование социально
нравственной личности, воспитание лидера.
Предметом управления является информация. А одним из
информационных средств в школе является школьное издание. В нашей
школе с декабря 2008 года выпускается школьная газета «Штрих»,
которая выходит один раз в четверть. Газета служит главным
информационным источником школы, ведь без информации нет жизни. В
нашем периодическом издании освещаются успехи и достижения учащихся
и учителей, участие на различных конкурсах, злободневные вопросы и
проблемы, а также интересная информация для учащихся и родителей.
Главным редактором газеты «Штрих» является ученица десятого класса.
Всю работу по созданию газеты: репортажи, комментарии, опросы,
интервью, вёрстка, оформление проводят учащиеся девятых и
одиннадцатых классов, а учителя являются только корректорами. Газета
пользуется большим авторитетом у педагогов, учащихся и их родителей.
Наша газета «Штрих» в 2009 году победила в районном конкурсе школьных
газет проводимом редакцией газеты «Знамя труда» и получила Диплом
областного конкурса школьных изданий в номинации «Дебют со знаком
плюс» .
Управление начинается и заканчивается анализом. В управленческую и
аналитическую деятельность включаются все участники образовательного
процесса: администрация школы, учителя, педагоги дополнительного
образования, родители учащихся.
В школе разработаны и внедрены следующие управленческие технологии:
1. Технология проблемного анализа и планирования УВП. Анализ
работы школы составляется по направлениям работы: учебная
деятельность, направленная на получение начального, основного и
среднего общего образования,
научнометодическая работа,
образовательный мониторинг, мониторинг здоровья школьников,
9воспитательная работа. В каждом разделе определен уровень
достижения поставленных задач, даны рекомендации и указан
прогнозирующий результат.
2. Организация научнометодической и экспериментальной
деятельности. Технология включает в себя план научно методической
и экспериментальной работы, анализ эффективности педагогической
деятельности, результаты и выводы. Учителя нельзя заставить быть
творческим педагогом. Он должен сам хотеть этого. Задача методиста
– предрасположить педагога к творческой деятельности, а именно
создать ситуацию успешности его работы. Удовлетворенность
профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность
становится потребностью.
3. Инновационный менеджмент в управлении школой. Именно в
школьной среде происходит формирование мотивации к
инновационному мышлению и поведению. И от того, сможем ли мы
создать равные условия всем членам педагогического коллектива для
проявления инициативы, самостоятельности и ответственности в
выборе смелых, неординарных решений, будет зависеть реализация
инновационного сценария развития школы.
4. Технология внутришкольного контроля,
которая включает
разработанную систему ВШК, положение о ВШК, план ВШК. Как
часть внутришкольного контроля разработана система школьного
образовательного мониторинга.
5. Организация педагогической деятельности в школе, вторая
половина дня.
Система дополнительного образования, работа
кружков и секций, методы и способы оценки и анализа работы
педагогов.
6. Внедрение информационных технологий в обучение. Ни один
открытый урок и ни одно открытое мероприятие любого уровня не
проходит без применения современных информационных технологий.
Мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной
работе над развитием своего творческого потенциала. Поэтому
готовность к исследовательской деятельности предполагает
способность сомневаться, строить предположение о возможном и вовсе
не очевидном, готовность без отчаяния начинать сначала.
10Наша школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к
учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой стороны, по
возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
Главным итогом такой двусторонней деятельности является адаптация
детей всех ступеней обучения к быстроменяющейся жизни, а учебно
воспитательный процесс организован с учетом социальных запросов
населения и требований государства к образовательным стандартам.
Благодаря деятельности администрации, эффективной работе
методических объединений в школе созданы благоприятные условия для
наибольшей эффективности образовательного процесса и для развития
творчества учителей и учащихся.
11