Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"
Оценка 4.8

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Оценка 4.8
Лекции
doc
администрации
Взрослым
18.01.2019
Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"
Данный доклад подготовлен для выступления на районном методическом объединении заместителей директоров по учебно - воспитательной работе. В докладе изложены теоретические основы творчества педагогов и аспекты управления в школе учебным и воспитательным процессом.Проанализированы управленческие технологии которые разработаны и внедрены в школе. Представлены достижения педагогического коллектива.
доклад Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления.doc
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №4 г. Никольска Пензенской области Белякина Любовь Валерьевна Районное методическое объединение: Творческая позиция учителя, как  цель педагогического управления Посредственный учитель рассказывает,  хороший учитель объясняет, замечательный учитель показывает,  гениальный учитель вдохновляет. Необходимость разработки педагогических основ управления школой  обусловлена происходящими изменениями в нашей стране и  геополитической ситуацией, в которой находится Россия. В соответствии с  законом Российской Федерации "Об образовании" система образования  является одним из факторов экономического и социального прогресса  общества и должна быть направлена на развитие личности выпускника, на  создание условий для его самоопределения и самореализации.  Существующий педагогический опыт различных типов образовательных  учреждений зарубежных стран и России свидетельствует о возрастающей  роли управления образовательным учреждением. Успешная деятельность  любой организации опирается и может быть построена на базе обоснованных принципов, на которые руководитель ориентируется и которыми  руководствуется при выполнении своих управленческих функций и  полномочий.   Никакая школа не существует изолированно от социально­педагогических  процессов в обществе. Растет количество больных, агрессивных,  безнадзорных детей, нуждающихся в специализированной помощи. В таком  городе, как наш, в школах учатся одаренные и обычные дети, а также  нуждающиеся в коррекционно­ развивающем обучении.   Тема МО «Творческая позиция учителя  как цель педагогического управления», попробуем разобрать её более детально. 1 Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности,  создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог  создания субъективно нового. Учитель — профессия и должность в системе начального и среднего  общего образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую  социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Слово «педагогика» происходит от греческого слова, и означает буквально  «детоведение, детовождение». В Древней Греции некоторые рабы должны  были отводить детей своего хозяина в школу. Управл ниеее внешние, по отношению к себе, объекты, субъекты с целью их  преобразования или изменения их свойств, по заранее­продуманному плану  по достижению желаемой цели.  — деятельность субъекта, направленная на себя или на  Управление   ­   это   функция   сложных   систем,   проявляющаяся   в ориентировочной   деятельности,   поиске   и   переработке   информации   и принятии   управленческих   решений,   в   самоорганизации   с   непрерывным изысканием ресурсов для собственного развития внутри себя и вовне.  В   социальной   системе   функция   управления   реализуется   через руководство   людьми   —   менеджмент.   Основное   назначение   управления   в образовательной системе состоит в достижении наибольшей эффективности этих   систем,   т.е.   в   обеспечении   того,   чтобы   эти   системы   сохранялись, адаптировались   и   развивались.   В   соответствии   с   этим   предметом управления являются:  1) люди (кадры) 2) информация  3) организация Управление   сводится   к   извлечению   достоверной   информации,   к   анализу ситуации   и   возможностей   ее   изменения,   принятию   решений   и стимулированию   их   исполнения,   обеспечению   уровня   педагогической деятельности   и   квалификации   педагогов,   соответствующих   требованиям образовательного стандарта. 2 Только   школа   может   создать   условия   для   развития   личности   ученика, образовательное   пространство   которой   ориентировано   на   личность, востребует   личность   и   ученика,   и   учителя.   В   школе   должна   сложиться система   ценностей,   образующая   своеобразную   инфракультуру   школы. Основу   этого   ценностно­культурного   пространства   составляет представление   о   личности   с   присущим   ей   стремлением   понять   смысл происходящего,   осознать   меру   своей   ответственности   за   творимое, самостоятельно строить свой жизненный опыт. Стратегии управления: (знаниевая и личностная ориентации образования) Стратегия   управления   традиционной   школой   «знаниевой»   ориентации обусловлена главным назначением этой школы. Она добивается не развития ученика   в   собственном   смысле   слова,   а   соответствия   его   подготовки программе,   образовательному   стандарту.   Стратегия   администрации   здесь состояла   в   том,   чтобы   обеспечить   четкий   механизм   функционирования образовательного   процесса   и   прежде   всего   —   достижение   требуемой успеваемости,   посещаемости,   исполнения   инструкций.   Инструментами управления здесь выступали: норматив, контроль, власть. Школа  личностной  ориентации рассматривает предметные знания не как самоцель, а как средство, которое должна обрести личность ребенка для самореализации.  Стратегическая   линия   управления   здесь  —  превращение школы в саморазвивающийся организм. Достижение этой цели предполагает и другие инструменты и приоритеты управления. Среди них — ориентация на   компетентность   и   творчество   учителя,   его   академическую   свободу   и профессиональную   ответственность,   потребность   в   участии,   авторстве, личных   достижениях,   культ   индивидуальности   учителя   и   учащихся, открытости,   создание   команды единомышленников, привлечение к участию в жизни школы «сторонних сил» —   компетентных   специалистов,   ученых,   деятелей   политики   и   культуры, изменение статуса, авторитета школы в окружающей среде, обретение ею собственного лица и конкурентоспособности.   неформальности   в   общении, Чтобы   школа   «саморазвивалась»,   она   должна   обладать   потенциалом саморазвития   —   своеобразной   инфракультурой,   существующей   в   виде 3 выработанной в коллективе и потому принимаемой им системы ценностей. Эти ценности могут и не отличаться от общесоциальных, но важно, что они пережиты, сформированы самими учителями. В основе стиля управления здесь   лежит   личный   пример   саморазвития   руководителя,   научность, компетентность   и   гуманизм   его   решений.   Результаты   работы   каждого педагога   здесь   оцениваются   по   конечному   личностно­развивающему результату.   Школа,   подобно   личности,   обладает   своим   индивидуальным лицом,   своеобразием   по   сравнению   с   другими   образовательными учреждениями. Признание школы в окружающем социуме рождает чувство законной гордости за принадлежность к ней у учителей и учащихся.   индивидуальность   учителя, Новая   стратегия   порождает   и   новые   методы   управления.   Это   — многопараметральное   системное   проектирование   жизни   школы, позволяющее увязать воедино, казалось, несвязуемое — знания, творчество, стандарт,   внутреннюю   целостность   и взаимодействие со средой; создание реальных образцов опыта, в том числе и не имеющего аналогов в науке и практике; передача учителю авторских, а не только   исполнительских   полномочий;   создание   интенсивных   форм методической работы, через которые учитель переходит на новый уровень педагогического профессионального педагогического   мышления   учителей   (новое   видение   материала   своего предмета   как   своеобразного   источника   диалога,   смыслового   контакта, философских баталий с учениками о сущности природы, духа и назначении человека   и   т.п.);   изменение   целей,   оценочных   критериев,   методики подготовки   и   проведения   учебных   занятий   и   социально­педагогических контактов с учащимися. изменение     образования;   Было   проведено   исследование   в   котором   выявлялись   индивидуальные варианты методического развития учителей.  Исследование показало, что личностная концепция обучения не может быть задана   учителю   извне   или   усвоена   лишь   в   ходе   какой­то   методической лекции   или   инструктажа.   Личностная   ориентация   мышления   —   это результат   саморазвития,   что   в   значительной   мере   продиктовано особенностями   индивидуальности.   Было   выявлено   примерно  четыре   типа учителей,   по­разному   приходящих   к   личностной   ориентации профессионального мышления.  4 1. Учитель  исполнительского типа  ориентируется в профессиональном саморазвитии   на   признание   и   одобрение   вышестоящих   лиц,   органов управления.   Таковых   оказалось   39%   из   200   обследованных. Преодоление   таких   стереотипов   требует   чрезвычайно   сложных, поистине   «взрывных»   методов   перестройки   всей   психологической атмосферы в педагогическом коллективе.  2. Второй   тип   учителей   был   обозначен   как  профессионально­ коммуникативный.   Ведущим   мотивом   методического   творчества   у этой группы (47%) является утверждение в глазах коллег, признание их   профессионализма   коллективом,   вследствие   чего   стратегия методической   работы   с   ними   ориентировалась   на   стимулирование самостоятельности,   от общепринятых стереотипов, повышение роли самооценки в отборе и композиции приемов собственной профессиональной деятельности.   постепенный   отказ   независимости, 3. Была выделена также небольшая группа учителей (5%), отнесенных к либеральному   типу,   которые   сводили   гуманизацию   обучения   в основном к социально­психологическому контакту с детьми, пытались путем   заниженных   требований   и   упрощенно   понимаемой   «доброты» завоевать авторитет. В работе с ними экспериментатор ориентировался на   показ   противоречивости   и   бесперспективности   их   позиции, неизбежно ведущей к профессиональному кризису. 4. Наиболее   благоприятной   в   психологическом   плане   для   овладения технологией   личностного   подхода   была   позиция   учителей   (9%), отнесенных   к  независимому   типу,   для   которых   гуманистическая программа   деятельности   была   средством   самоутверждения   в собственных глазах, а процесс разработки авторской педагогической системы протекал независимо от сложившихся в их среде стереотипов и мнений. ВЫВОД:  Становление   у   учителей   профессиональной   готовности   к реализации   в   своей   практике   идей   личностного   подхода   не   сводится   к простой   отработке   новых   приемов   педагогической   деятельности,   а предполагает глубинные изменения в их профессиональной мотивации и в ценностном аспекте сознания вообще. 5 Управлять  —   значит   четко,   критериально   и   зримо   предвосхитить   и реализовать требуемый тип педагогического процесса. В нашем случае речь идет о специальном, личностно­развивающем процессе. Чтобы он состоялся, необходимо: •   четко   определить   цели   школы,   среди   которых   приоритетная   состоит   в обеспечении   личностного   развития   воспитанников,   что   предполагает определение   критериев   данного   типа   развития   в   отличие   от   обычного аморфного представления об этом, сложившегося в массовом обыденном сознании; • разработать конструкцию содержания образования, в котором овладение школьными   предметами   на   уровне   государственных   стандартов органически   сочеталось   бы   с   усвоением   личностного   опыта   — своеобразного   умения,   точнее,   способности   осмысливать   собственные жизненные   проблемы,   адекватно   представлять   свои   способности   и жизненный потенциал, планировать свою жизнедеятельность и отвечать за принятые решения, действовать не по указке, а автономно и др.; • определить, где и как этот опыт будет обретаться воспитанниками — в учебном   процессе,   во   внеучебном   педагогическом   общении,   в   системе воспитательных   институтов   школы   и   внешкольных   учреждений дополнительного образования, в семье; в чем будет состоять этот процесс личностного   развития,   как   педагоги   будут   судить   о   его   нормальном протекании; •   выявить   систему   специальных   приемов   (технологий),   включающих «механизмы»   личностного   развития   учащихся   на   основе   создания личностно­развивающей педагогической ситуации, при этом должен быть освоен инструментарий приемов и диагностик, позволяющих оценивать эффективность   создания   такого   рода   ситуаций   в   культурно­ педагогическом пространстве школы. Представленный   теоретический   модуль   дает   совокупность   общих ориентиров для создания в школе личностно­развивающей образовательной системы,   однако   в   различных   образовательных   учреждениях   могут   быть различные пути к этому. Найти наиболее оптимальный из них — также одна из функций инновационного управления. 6 Основной   принцип   всей   управленческой   деятельности   нашей   школы является «Принцип диалога». Если есть нормальный диалог между всеми участниками   учебного   процесса,   тогда   и   школа   будет   успешной.   Нужно видеть в каждом человеке личность и уважать эту личность.  В   нашей   школе   принцип   диалога   прослеживается   в   отношениях     между учеником и учителем. Как говорил Пётр Леонидович Капица: «Кто учит своего учителя, как не его ученики?». Важнейшим   двигательным   стимулом   школьного   процесса   является ученик   с   его   хаосом   мыслей   и   действий,   которые   учитель   приводит   в систему, направляет в нужное русло, посредством своего опыта и таланта. Любое   педагогическое   взаимодействие   инновационно:   оно   происходит   с конкретным ребёнком и в конкретной ситуации, поэтому его невозможно осуществить   по   готовой   «методической   системе».   Важным   условием «диалога» между учеником и учителем является уровень профессиональной компетенции   педагога,   который   должен   находиться   в   постоянном   и непрерывном   развитии,   чтобы   не   отстать   от   современного   ученика   и современной жизни. Чтобы в педагогическом процессе была востребована личность   ученика,   в   нем   в   первую   очередь   должна   быть   востребована личность учителя. Она должна состояться, самоопределиться, найти свой, индивидуальный, в какой­то степени уникальный способ профессиональной самореализации. Современному   педагогу   уже   не   достаточно   однажды   приобрести знания   и   умения,   необходимо   их   приобретать   постоянно,   обновлять, корректировать   и   совершенствовать   в   современных   условиях.   Школьная методическая   служба   обеспечивает   целенаправленное,   непрерывное, личностно­ориентированное повышение профессиональной компетентности учителя и содействует его переводу на саморегулируемый процесс.  Педагоги школы являются организаторами и активными участниками различных   обучающих   семинаров   областного   и   муниципального   уровня, показывают мастер – классы, открытые уроки в рамках курсов повышения квалификации,   проводят   предметные   недели   в   рамках   школьных предметных недель, являются руководителями работ учащихся в научно­ практических  конференциях,  публикуют   передовой   опыт  в  методических 7 журналах и на сайтах Интернета. В условиях современной школы педагоги проходят   курсы   повышения   квалификации   не   только   в   Пензенском институте развития образования, но и дистанционно, с помощью интернет технологий, без отрыва от производственного обучающего процесса.  Чем больше лидеров среди детей и взрослых по разным направлениям деятельности удаётся вырастить в коллективе, тем больше шансов добиться ещё больших успехов, не уронить честь школы на олимпиадах, конкурсах и конференциях.  В   школе   ведётся   картотека   инноваторов   школы,   в   которую записываются сведения о том, кто вводит инновацию в данном классе и кем он   является   по   отношению   ней:   пользователь, распространитель.   И   пусть   пока   некоторые   инновации   находятся   на формирующей стадии, самое главное, работа прогрессивных педагогов уже даёт конкретные результаты.   разработчик, Администрация, руководители методических объединений, прежде чем предъявить требования к профессиональной компетентности учителя, его личностным   качествам,   сами   активно   занимаются   самообразованием: принимают   участие   в   научно­практических   конференциях,   организуют обучающие семинары, проходят дистанционное обучение, публикуют статьи в научно­методических сборниках и журналах. В   коллективе   прислушиваются   к   мнению   не   только   администрации, учителей, родителей, и учащихся. В 2007 году в школе создан Управляющий совет, который состоит из родителей (7 человек), учащихся (3) и педагогов (3   человека).   На   совете   школы   решаются   вопросы   жизнедеятельности образовательного учреждения, в 2009 году в Управляющий совет включён Уполномоченный   по   правам   ребёнка,   решающий   проблемные   вопросы образования   и   воспитания   ребёнка.   Раз   в   четверть   проводятся общешкольные собрания, на которых рассматриваются проблемы школы и обсуждаются   пути   их   преодоления:   проблемы   профильного   обучения, адаптация   учащихся   при   переходе   в   среднее   звено,   адаптация   учащихся первых   классов,   проблема   профилактики   правонарушений,   постепенная утрата определяющей роли семьи в воспитании личности.  Основной особенностью современной школы является постепенное стирание граней   между   учебной   и   так   называемой   воспитательной   работой. 8 Специфика   воспитательной   работы   педагога   состоит   в   том,   что   при исполнении   ее   он   занят   не   предметной,   как   при   обучении,   а   ценностно­ смысловой сферой личности. Педагог должен объединить функции обучения и воспитания. Учащиеся нашей школы входят в Детскую общественную организацию «Планета   Детства»,   принципы   работы   которой     ­   содружество   и сотворчество   взрослых   и   детей,   неограниченные   возможности   для творческого   воплощения   идей   в   жизнь,   формирование   социально­ нравственной личности, воспитание лидера. Предметом   управления   является   информация.   А   одним   из информационных   средств   в   школе   является   школьное   издание.   В   нашей школе   с   декабря   2008   года     выпускается   школьная   газета   «Штрих», которая   выходит   один   раз   в   четверть.   Газета   служит   главным информационным источником школы, ведь без информации нет жизни. В нашем периодическом издании освещаются успехи и достижения учащихся и   учителей,   участие   на   различных   конкурсах,   злободневные   вопросы   и проблемы,   а   также   интересная   информация   для   учащихся   и   родителей. Главным редактором газеты «Штрих» является ученица десятого класса. Всю   работу   по   созданию   газеты:   репортажи,   комментарии,   опросы, интервью,   вёрстка,   оформление   ­   проводят   учащиеся   девятых   и одиннадцатых   классов,  а  учителя  являются  только   корректорами.  Газета пользуется большим авторитетом   у педагогов,   учащихся и их родителей. Наша газета «Штрих» в 2009 году победила в районном конкурсе школьных газет   проводимом   редакцией   газеты   «Знамя   труда»   и   получила   Диплом областного   конкурса   школьных   изданий   в   номинации   «Дебют   со   знаком плюс» .  Управление начинается и заканчивается анализом. В управленческую и аналитическую  деятельность включаются  все участники  образовательного процесса:   администрация   школы,   учителя,   педагоги   дополнительного образования, родители учащихся. В школе разработаны и внедрены следующие управленческие технологии: 1. Технология   проблемного   анализа   и   планирования   УВП.  Анализ работы   школы   составляется   по   направлениям   работы:   учебная деятельность,   направленная   на   получение   начального,   основного   и среднего   общего   образования,   научно­методическая   работа, образовательный   мониторинг,   мониторинг   здоровья   школьников, 9 воспитательная   работа.   В   каждом   разделе   определен   уровень достижения   поставленных   задач,   даны   рекомендации   и   указан прогнозирующий результат.  2. Организация научно­методической и экспериментальной  деятельности. Технология включает в себя план научно методической  и экспериментальной работы, анализ эффективности педагогической  деятельности, результаты и выводы. Учителя нельзя заставить быть  творческим педагогом. Он должен сам хотеть этого. Задача методиста  – предрасположить педагога к творческой деятельности, а именно  создать ситуацию успешности его работы. Удовлетворенность  профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность  становится потребностью.  3. Инновационный   менеджмент   в   управлении   школой.  Именно   в школьной   среде   происходит   формирование   мотивации   к инновационному мышлению и поведению. И от того, сможем ли мы создать равные условия всем членам педагогического коллектива для проявления   инициативы,   самостоятельности   и   ответственности   в выборе   смелых,   неординарных   решений,   будет   зависеть   реализация инновационного сценария развития школы. 4. Технология   внутришкольного   контроля,   которая   включает разработанную   систему   ВШК,   положение   о   ВШК,   план   ВШК.   Как часть   внутришкольного   контроля   разработана   система   школьного образовательного мониторинга.  5. Организация   педагогической   деятельности   в   школе,   вторая половина   дня.    Система   дополнительного   образования,   работа кружков   и   секций,   методы   и   способы   оценки   и   анализа   работы педагогов.  6. Внедрение   информационных   технологий   в   обучение.  Ни   один открытый урок и ни одно открытое мероприятие любого уровня не проходит без применения современных информационных технологий. Мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной работе   над   развитием   своего   творческого   потенциала.   Поэтому готовность   к   исследовательской   деятельности   предполагает способность сомневаться, строить предположение о возможном и вовсе не очевидном, готовность без отчаяния начинать сначала.  10 Наша школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к  учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой стороны, по  возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.  Главным итогом такой двусторонней деятельности  является адаптация  детей всех ступеней обучения к быстроменяющейся жизни, а учебно­ воспитательный процесс  организован с учетом социальных запросов  населения и требований государства к образовательным стандартам.   Благодаря деятельности администрации, эффективной работе  методических объединений в школе созданы благоприятные условия для  наибольшей эффективности образовательного процесса и для развития  творчества учителей и учащихся. 11

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2019