Доклад "Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления"

  • Лекции
  • doc
  • 18.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный доклад подготовлен для выступления на районном методическом объединении заместителей директоров по учебно - воспитательной работе. В докладе изложены теоретические основы творчества педагогов и аспекты управления в школе учебным и воспитательным процессом.Проанализированы управленческие технологии которые разработаны и внедрены в школе. Представлены достижения педагогического коллектива.
Иконка файла материала доклад Творческая позиция учителя, как цель педагогического управления.doc
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №4 г. Никольска Пензенской области Белякина Любовь Валерьевна Районное методическое объединение: Творческая позиция учителя, как  цель педагогического управления Посредственный учитель рассказывает,  хороший учитель объясняет, замечательный учитель показывает,  гениальный учитель вдохновляет. Необходимость разработки педагогических основ управления школой  обусловлена происходящими изменениями в нашей стране и  геополитической ситуацией, в которой находится Россия. В соответствии с  законом Российской Федерации "Об образовании" система образования  является одним из факторов экономического и социального прогресса  общества и должна быть направлена на развитие личности выпускника, на  создание условий для его самоопределения и самореализации.  Существующий педагогический опыт различных типов образовательных  учреждений зарубежных стран и России свидетельствует о возрастающей  роли управления образовательным учреждением. Успешная деятельность  любой организации опирается и может быть построена на базе обоснованных принципов, на которые руководитель ориентируется и которыми  руководствуется при выполнении своих управленческих функций и  полномочий.   Никакая школа не существует изолированно от социально­педагогических  процессов в обществе. Растет количество больных, агрессивных,  безнадзорных детей, нуждающихся в специализированной помощи. В таком  городе, как наш, в школах учатся одаренные и обычные дети, а также  нуждающиеся в коррекционно­ развивающем обучении.   Тема МО «Творческая позиция учителя  как цель педагогического управления», попробуем разобрать её более детально. 1Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности,  создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог  создания субъективно нового. Учитель — профессия и должность в системе начального и среднего  общего образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую  социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Слово «педагогика» происходит от греческого слова, и означает буквально  «детоведение, детовождение». В Древней Греции некоторые рабы должны  были отводить детей своего хозяина в школу. Управл ниеее внешние, по отношению к себе, объекты, субъекты с целью их  преобразования или изменения их свойств, по заранее­продуманному плану  по достижению желаемой цели.  — деятельность субъекта, направленная на себя или на  Управление   ­   это   функция   сложных   систем,   проявляющаяся   в ориентировочной   деятельности,   поиске   и   переработке   информации   и принятии   управленческих   решений,   в   самоорганизации   с   непрерывным изысканием ресурсов для собственного развития внутри себя и вовне.  В   социальной   системе   функция   управления   реализуется   через руководство   людьми   —   менеджмент.   Основное   назначение   управления   в образовательной системе состоит в достижении наибольшей эффективности этих   систем,   т.е.   в   обеспечении   того,   чтобы   эти   системы   сохранялись, адаптировались   и   развивались.   В   соответствии   с   этим   предметом управления являются:  1) люди (кадры) 2) информация  3) организация Управление   сводится   к   извлечению   достоверной   информации,   к   анализу ситуации   и   возможностей   ее   изменения,   принятию   решений   и стимулированию   их   исполнения,   обеспечению   уровня   педагогической деятельности   и   квалификации   педагогов,   соответствующих   требованиям образовательного стандарта. 2Только   школа   может   создать   условия   для   развития   личности   ученика, образовательное   пространство   которой   ориентировано   на   личность, востребует   личность   и   ученика,   и   учителя.   В   школе   должна   сложиться система   ценностей,   образующая   своеобразную   инфракультуру   школы. Основу   этого   ценностно­культурного   пространства   составляет представление   о   личности   с   присущим   ей   стремлением   понять   смысл происходящего,   осознать   меру   своей   ответственности   за   творимое, самостоятельно строить свой жизненный опыт. Стратегии управления: (знаниевая и личностная ориентации образования) Стратегия   управления   традиционной   школой   «знаниевой»   ориентации обусловлена главным назначением этой школы. Она добивается не развития ученика   в   собственном   смысле   слова,   а   соответствия   его   подготовки программе,   образовательному   стандарту.   Стратегия   администрации   здесь состояла   в   том,   чтобы   обеспечить   четкий   механизм   функционирования образовательного   процесса   и   прежде   всего   —   достижение   требуемой успеваемости,   посещаемости,   исполнения   инструкций.   Инструментами управления здесь выступали: норматив, контроль, власть. Школа  личностной  ориентации рассматривает предметные знания не как самоцель, а как средство, которое должна обрести личность ребенка для самореализации.  Стратегическая   линия   управления   здесь  —  превращение школы в саморазвивающийся организм. Достижение этой цели предполагает и другие инструменты и приоритеты управления. Среди них — ориентация на   компетентность   и   творчество   учителя,   его   академическую   свободу   и профессиональную   ответственность,   потребность   в   участии,   авторстве, личных   достижениях,   культ   индивидуальности   учителя   и   учащихся, открытости,   создание   команды единомышленников, привлечение к участию в жизни школы «сторонних сил» —   компетентных   специалистов,   ученых,   деятелей   политики   и   культуры, изменение статуса, авторитета школы в окружающей среде, обретение ею собственного лица и конкурентоспособности.   неформальности   в   общении, Чтобы   школа   «саморазвивалась»,   она   должна   обладать   потенциалом саморазвития   —   своеобразной   инфракультурой,   существующей   в   виде 3выработанной в коллективе и потому принимаемой им системы ценностей. Эти ценности могут и не отличаться от общесоциальных, но важно, что они пережиты, сформированы самими учителями. В основе стиля управления здесь   лежит   личный   пример   саморазвития   руководителя,   научность, компетентность   и   гуманизм   его   решений.   Результаты   работы   каждого педагога   здесь   оцениваются   по   конечному   личностно­развивающему результату.   Школа,   подобно   личности,   обладает   своим   индивидуальным лицом,   своеобразием   по   сравнению   с   другими   образовательными учреждениями. Признание школы в окружающем социуме рождает чувство законной гордости за принадлежность к ней у учителей и учащихся.   индивидуальность   учителя, Новая   стратегия   порождает   и   новые   методы   управления.   Это   — многопараметральное   системное   проектирование   жизни   школы, позволяющее увязать воедино, казалось, несвязуемое — знания, творчество, стандарт,   внутреннюю   целостность   и взаимодействие со средой; создание реальных образцов опыта, в том числе и не имеющего аналогов в науке и практике; передача учителю авторских, а не только   исполнительских   полномочий;   создание   интенсивных   форм методической работы, через которые учитель переходит на новый уровень педагогического профессионального педагогического   мышления   учителей   (новое   видение   материала   своего предмета   как   своеобразного   источника   диалога,   смыслового   контакта, философских баталий с учениками о сущности природы, духа и назначении человека   и   т.п.);   изменение   целей,   оценочных   критериев,   методики подготовки   и   проведения   учебных   занятий   и   социально­педагогических контактов с учащимися. изменение     образования;   Было   проведено   исследование   в   котором   выявлялись   индивидуальные варианты методического развития учителей.  Исследование показало, что личностная концепция обучения не может быть задана   учителю   извне   или   усвоена   лишь   в   ходе   какой­то   методической лекции   или   инструктажа.   Личностная   ориентация   мышления   —   это результат   саморазвития,   что   в   значительной   мере   продиктовано особенностями   индивидуальности.   Было   выявлено   примерно  четыре   типа учителей,   по­разному   приходящих   к   личностной   ориентации профессионального мышления.  41. Учитель  исполнительского типа  ориентируется в профессиональном саморазвитии   на   признание   и   одобрение   вышестоящих   лиц,   органов управления.   Таковых   оказалось   39%   из   200   обследованных. Преодоление   таких   стереотипов   требует   чрезвычайно   сложных, поистине   «взрывных»   методов   перестройки   всей   психологической атмосферы в педагогическом коллективе.  2. Второй   тип   учителей   был   обозначен   как  профессионально­ коммуникативный.   Ведущим   мотивом   методического   творчества   у этой группы (47%) является утверждение в глазах коллег, признание их   профессионализма   коллективом,   вследствие   чего   стратегия методической   работы   с   ними   ориентировалась   на   стимулирование самостоятельности,   от общепринятых стереотипов, повышение роли самооценки в отборе и композиции приемов собственной профессиональной деятельности.   постепенный   отказ   независимости, 3. Была выделена также небольшая группа учителей (5%), отнесенных к либеральному   типу,   которые   сводили   гуманизацию   обучения   в основном к социально­психологическому контакту с детьми, пытались путем   заниженных   требований   и   упрощенно   понимаемой   «доброты» завоевать авторитет. В работе с ними экспериментатор ориентировался на   показ   противоречивости   и   бесперспективности   их   позиции, неизбежно ведущей к профессиональному кризису. 4. Наиболее   благоприятной   в   психологическом   плане   для   овладения технологией   личностного   подхода   была   позиция   учителей   (9%), отнесенных   к  независимому   типу,   для   которых   гуманистическая программа   деятельности   была   средством   самоутверждения   в собственных глазах, а процесс разработки авторской педагогической системы протекал независимо от сложившихся в их среде стереотипов и мнений. ВЫВОД:  Становление   у   учителей   профессиональной   готовности   к реализации   в   своей   практике   идей   личностного   подхода   не   сводится   к простой   отработке   новых   приемов   педагогической   деятельности,   а предполагает глубинные изменения в их профессиональной мотивации и в ценностном аспекте сознания вообще. 5Управлять  —   значит   четко,   критериально   и   зримо   предвосхитить   и реализовать требуемый тип педагогического процесса. В нашем случае речь идет о специальном, личностно­развивающем процессе. Чтобы он состоялся, необходимо: •   четко   определить   цели   школы,   среди   которых   приоритетная   состоит   в обеспечении   личностного   развития   воспитанников,   что   предполагает определение   критериев   данного   типа   развития   в   отличие   от   обычного аморфного представления об этом, сложившегося в массовом обыденном сознании; • разработать конструкцию содержания образования, в котором овладение школьными   предметами   на   уровне   государственных   стандартов органически   сочеталось   бы   с   усвоением   личностного   опыта   — своеобразного   умения,   точнее,   способности   осмысливать   собственные жизненные   проблемы,   адекватно   представлять   свои   способности   и жизненный потенциал, планировать свою жизнедеятельность и отвечать за принятые решения, действовать не по указке, а автономно и др.; • определить, где и как этот опыт будет обретаться воспитанниками — в учебном   процессе,   во   внеучебном   педагогическом   общении,   в   системе воспитательных   институтов   школы   и   внешкольных   учреждений дополнительного образования, в семье; в чем будет состоять этот процесс личностного   развития,   как   педагоги   будут   судить   о   его   нормальном протекании; •   выявить   систему   специальных   приемов   (технологий),   включающих «механизмы»   личностного   развития   учащихся   на   основе   создания личностно­развивающей педагогической ситуации, при этом должен быть освоен инструментарий приемов и диагностик, позволяющих оценивать эффективность   создания   такого   рода   ситуаций   в   культурно­ педагогическом пространстве школы. Представленный   теоретический   модуль   дает   совокупность   общих ориентиров для создания в школе личностно­развивающей образовательной системы,   однако   в   различных   образовательных   учреждениях   могут   быть различные пути к этому. Найти наиболее оптимальный из них — также одна из функций инновационного управления. 6Основной   принцип   всей   управленческой   деятельности   нашей   школы является «Принцип диалога». Если есть нормальный диалог между всеми участниками   учебного   процесса,   тогда   и   школа   будет   успешной.   Нужно видеть в каждом человеке личность и уважать эту личность.  В   нашей   школе   принцип   диалога   прослеживается   в   отношениях     между учеником и учителем. Как говорил Пётр Леонидович Капица: «Кто учит своего учителя, как не его ученики?». Важнейшим   двигательным   стимулом   школьного   процесса   является ученик   с   его   хаосом   мыслей   и   действий,   которые   учитель   приводит   в систему, направляет в нужное русло, посредством своего опыта и таланта. Любое   педагогическое   взаимодействие   инновационно:   оно   происходит   с конкретным ребёнком и в конкретной ситуации, поэтому его невозможно осуществить   по   готовой   «методической   системе».   Важным   условием «диалога» между учеником и учителем является уровень профессиональной компетенции   педагога,   который   должен   находиться   в   постоянном   и непрерывном   развитии,   чтобы   не   отстать   от   современного   ученика   и современной жизни. Чтобы в педагогическом процессе была востребована личность   ученика,   в   нем   в   первую   очередь   должна   быть   востребована личность учителя. Она должна состояться, самоопределиться, найти свой, индивидуальный, в какой­то степени уникальный способ профессиональной самореализации. Современному   педагогу   уже   не   достаточно   однажды   приобрести знания   и   умения,   необходимо   их   приобретать   постоянно,   обновлять, корректировать   и   совершенствовать   в   современных   условиях.   Школьная методическая   служба   обеспечивает   целенаправленное,   непрерывное, личностно­ориентированное повышение профессиональной компетентности учителя и содействует его переводу на саморегулируемый процесс.  Педагоги школы являются организаторами и активными участниками различных   обучающих   семинаров   областного   и   муниципального   уровня, показывают мастер – классы, открытые уроки в рамках курсов повышения квалификации,   проводят   предметные   недели   в   рамках   школьных предметных недель, являются руководителями работ учащихся в научно­ практических  конференциях,  публикуют   передовой   опыт  в  методических 7журналах и на сайтах Интернета. В условиях современной школы педагоги проходят   курсы   повышения   квалификации   не   только   в   Пензенском институте развития образования, но и дистанционно, с помощью интернет технологий, без отрыва от производственного обучающего процесса.  Чем больше лидеров среди детей и взрослых по разным направлениям деятельности удаётся вырастить в коллективе, тем больше шансов добиться ещё больших успехов, не уронить честь школы на олимпиадах, конкурсах и конференциях.  В   школе   ведётся   картотека   инноваторов   школы,   в   которую записываются сведения о том, кто вводит инновацию в данном классе и кем он   является   по   отношению   ней:   пользователь, распространитель.   И   пусть   пока   некоторые   инновации   находятся   на формирующей стадии, самое главное, работа прогрессивных педагогов уже даёт конкретные результаты.   разработчик, Администрация, руководители методических объединений, прежде чем предъявить требования к профессиональной компетентности учителя, его личностным   качествам,   сами   активно   занимаются   самообразованием: принимают   участие   в   научно­практических   конференциях,   организуют обучающие семинары, проходят дистанционное обучение, публикуют статьи в научно­методических сборниках и журналах. В   коллективе   прислушиваются   к   мнению   не   только   администрации, учителей, родителей, и учащихся. В 2007 году в школе создан Управляющий совет, который состоит из родителей (7 человек), учащихся (3) и педагогов (3   человека).   На   совете   школы   решаются   вопросы   жизнедеятельности образовательного учреждения, в 2009 году в Управляющий совет включён Уполномоченный   по   правам   ребёнка,   решающий   проблемные   вопросы образования   и   воспитания   ребёнка.   Раз   в   четверть   проводятся общешкольные собрания, на которых рассматриваются проблемы школы и обсуждаются   пути   их   преодоления:   проблемы   профильного   обучения, адаптация   учащихся   при   переходе   в   среднее   звено,   адаптация   учащихся первых   классов,   проблема   профилактики   правонарушений,   постепенная утрата определяющей роли семьи в воспитании личности.  Основной особенностью современной школы является постепенное стирание граней   между   учебной   и   так   называемой   воспитательной   работой. 8Специфика   воспитательной   работы   педагога   состоит   в   том,   что   при исполнении   ее   он   занят   не   предметной,   как   при   обучении,   а   ценностно­ смысловой сферой личности. Педагог должен объединить функции обучения и воспитания. Учащиеся нашей школы входят в Детскую общественную организацию «Планета   Детства»,   принципы   работы   которой     ­   содружество   и сотворчество   взрослых   и   детей,   неограниченные   возможности   для творческого   воплощения   идей   в   жизнь,   формирование   социально­ нравственной личности, воспитание лидера. Предметом   управления   является   информация.   А   одним   из информационных   средств   в   школе   является   школьное   издание.   В   нашей школе   с   декабря   2008   года     выпускается   школьная   газета   «Штрих», которая   выходит   один   раз   в   четверть.   Газета   служит   главным информационным источником школы, ведь без информации нет жизни. В нашем периодическом издании освещаются успехи и достижения учащихся и   учителей,   участие   на   различных   конкурсах,   злободневные   вопросы   и проблемы,   а   также   интересная   информация   для   учащихся   и   родителей. Главным редактором газеты «Штрих» является ученица десятого класса. Всю   работу   по   созданию   газеты:   репортажи,   комментарии,   опросы, интервью,   вёрстка,   оформление   ­   проводят   учащиеся   девятых   и одиннадцатых   классов,  а  учителя  являются  только   корректорами.  Газета пользуется большим авторитетом   у педагогов,   учащихся и их родителей. Наша газета «Штрих» в 2009 году победила в районном конкурсе школьных газет   проводимом   редакцией   газеты   «Знамя   труда»   и   получила   Диплом областного   конкурса   школьных   изданий   в   номинации   «Дебют   со   знаком плюс» .  Управление начинается и заканчивается анализом. В управленческую и аналитическую  деятельность включаются  все участники  образовательного процесса:   администрация   школы,   учителя,   педагоги   дополнительного образования, родители учащихся. В школе разработаны и внедрены следующие управленческие технологии: 1. Технология   проблемного   анализа   и   планирования   УВП.  Анализ работы   школы   составляется   по   направлениям   работы:   учебная деятельность,   направленная   на   получение   начального,   основного   и среднего   общего   образования,   научно­методическая   работа, образовательный   мониторинг,   мониторинг   здоровья   школьников, 9воспитательная   работа.   В   каждом   разделе   определен   уровень достижения   поставленных   задач,   даны   рекомендации   и   указан прогнозирующий результат.  2. Организация научно­методической и экспериментальной  деятельности. Технология включает в себя план научно методической  и экспериментальной работы, анализ эффективности педагогической  деятельности, результаты и выводы. Учителя нельзя заставить быть  творческим педагогом. Он должен сам хотеть этого. Задача методиста  – предрасположить педагога к творческой деятельности, а именно  создать ситуацию успешности его работы. Удовлетворенность  профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность  становится потребностью.  3. Инновационный   менеджмент   в   управлении   школой.  Именно   в школьной   среде   происходит   формирование   мотивации   к инновационному мышлению и поведению. И от того, сможем ли мы создать равные условия всем членам педагогического коллектива для проявления   инициативы,   самостоятельности   и   ответственности   в выборе   смелых,   неординарных   решений,   будет   зависеть   реализация инновационного сценария развития школы. 4. Технология   внутришкольного   контроля,   которая   включает разработанную   систему   ВШК,   положение   о   ВШК,   план   ВШК.   Как часть   внутришкольного   контроля   разработана   система   школьного образовательного мониторинга.  5. Организация   педагогической   деятельности   в   школе,   вторая половина   дня.    Система   дополнительного   образования,   работа кружков   и   секций,   методы   и   способы   оценки   и   анализа   работы педагогов.  6. Внедрение   информационных   технологий   в   обучение.  Ни   один открытый урок и ни одно открытое мероприятие любого уровня не проходит без применения современных информационных технологий. Мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной работе   над   развитием   своего   творческого   потенциала.   Поэтому готовность   к   исследовательской   деятельности   предполагает способность сомневаться, строить предположение о возможном и вовсе не очевидном, готовность без отчаяния начинать сначала.  10Наша школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к  учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой стороны, по  возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.  Главным итогом такой двусторонней деятельности  является адаптация  детей всех ступеней обучения к быстроменяющейся жизни, а учебно­ воспитательный процесс  организован с учетом социальных запросов  населения и требований государства к образовательным стандартам.   Благодаря деятельности администрации, эффективной работе  методических объединений в школе созданы благоприятные условия для  наибольшей эффективности образовательного процесса и для развития  творчества учителей и учащихся. 11