Рыбы
Понедельник
1. Упражнения на дыхание:
«Рыбка дышит»
После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щёки не надувать. Следить за правильной осанкой.
«Ныряльщики»
И.п.: о.с.1 – разводя руки в стороны, делать вдох ртом; 2 – обхватывая себя руками и приседая («опускаются под воду»), делать выдох носом. Повторить 2-3 раза.
«Шум моря»
И.п.: о.с.1 – вдох; 2 – на длительном выдохе произносить: Ш-ш-ш! Повторить 3-4 раза.
«Нагоним волны»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – набрать как можно больше воздуха, надуть щеки (вдох); 2 – плавно наклониться вперед вниз, постукивая кулачками по щекам и выдыхая воздух небольшими порциями. Повторить 3-4 раза.
«Какое большое море»
И.п.: о.с.1 – вдох; руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 – руки вниз, опуститься на стопу, на выдохе произносить: «А-а-а-х!». Повторить 3-4 раза.
«Чайки ловят рыбу в воде»
И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох, наклон туловища вперед, руки в стороны; 2 – выдох, и.п. Повторить 3-4 раза.
«Пловцы»
И.п.: о.с.1 – левую руку поднять (вдох); 2 – мах левой рукой вперед вниз (выдох); 3 – правую руку поднять (вдох); 4 – выполнить мах правой рукой вперед вниз (выдох). Повторить 3-4 раза.
«Дельфин плывет»
И.п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях. 1 – вдох – выдох, наклониться вперед, правым локтем коснуться левого согнутого колена; 2 – вдох – выдох, наклониться вперед, левым локтем коснуться правого колена, и.п. Повторить 3-4 раза.
«Лягушонок»
И.п.: о.с.1 – слегка присесть, вдохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед; 2 – на выдохе протяжно произносить: «К-в-а-а-к». Повторить 3-4 раза.
«Рыба сорвалась с крючка»
И.п.: ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки держат «удочку». 1- имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Э-х-х-х!». Повторить 3-4 раза.
2. Артикуляционная гимнастика
«Пузырьки лопаются»
Беззвучное произнесение [п], темп произнесения то убыстрять, то замедлять
«Хищная рыбка»
Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы
«Рыбка жуёт водоросли»
Имитировать жевание
«Щука»
Выдвигать вперёд нижнюю челюсть, рот открыт, прикусывать верхнюю губу нижними зубами
«Ракушка открывается»
Рот открыт, язык высунуть «лодочкой», держать неподвижно, губы то широко раскрывать, то касаться ими «лодочки»
«Рыбка выглядывает»
Рот открыт, губы в улыбке, поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта
«Трусливый малёк»
Широко открывать и закрывать рот, так, чтобы тянулись уголки губ
«Рыбка поёт»
Вытянуть губы «трубочкой» и медленно открыть рот, также медленно закрыть его
«Рыбка плавает»
Рот открыт, губы в улыбке, высунуть «острый» язык и делать им движения вверх и вниз.
3. Пальчиковая гимнастика
Жил да был один налим, |
Складывают ладони, изображают, как плывет рыба. |
Два ерша дружили с ним. |
Поднимают ладони вверх. |
Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки. |
Складывают кисти рук крест- накрест, машут ладонями. |
И учили их считать: |
Сжимают и разжимают кулаки. |
Раз, два, три, четыре, пять. |
Загибают поочередно пальцы, начиная с большого. |
4. Рассмотрите вместе с детьми и расскажите им:
- иллюстрации рыб;
- обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;
- рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных);
- рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними;
- ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
- прочитать и обсудить с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
5. Объясните ребенку, почему в народе так говорят?
Без труда не вытянешь рыбку из пруда.
Зорьку прозеваешь – рыбку не поймаешь.
Сильна птица крыльями, а рыба – плавниками.
Где чайки, там и рыба.
6. «Четвёртый - лишний» (назвать лишнее и объяснить свой выбор, а остальных назвать обобщающим словом):
Лиса, волк, щука, медведь (лишняя щука, потому что это - рыба, а остальные - животные);
Налим, заяц, карась, лещ;
Ворона, сорока, галка, сом;
Плотва, синица снегирь, воробей.
7. «Сосчитай 1, 2, 5» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже): один осетр, два осетра, .., пять осетров, (меченосец, сельдь, карп, сом, лещ, щука).
8. «Угадай-ка»
Как называется суп из рыбы? (Уха)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
9. Игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).
Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).
10. Закрась по определенным значкам
Вторник
1. Упражнение на дыхание
2. Артикуляционная гимнастика
3. Пальчиковая гимнастика
4. «Слова-родственники» (образование родственных слов).
- Как мы назовем маленькую рыбу? РЫБКА.
- Назовите рыбу ласково? РЫБОЧКА.
- Назовем большую рыбу? РЫБИНА.
- Как называется суп из рыбы? РЫБНЫЙ.
- А жир из рыбы, какой? РЫБИЙ.
- Как называют человека, который ловит рыбу? РЫБАК, РЫБОЛОВ, РЫБАЧКА.
- Куда ранним утром пошел рыбачек? НА РЫБАЛКУ.
- Как называют поселок в котором живут рыбаки? РЫБАЦКИЙ.
- Что делает на рыбалке рыболов? РЫБАЧИТ.
Рыба – рыбка, рыбёшка, рыбина, рыбища, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов, рыбачок, рыбачка, рыбалка, рыбацкий, рыбачить…
5. Игра: «Назови части тела рыбы»:
Туловище, голова, глаза, рот, плавники, хвост, жабры, чешуя, спинка.
6. «Чей хвост? Чья голова? и т.д. - усвоение притяжательных прилагательных. Чья голова? – Это рыбья голова.
Чьи жабры? – Это рыбьи жабры.
Чье туловище? – Это рыбье туловище.
Чья чешуя? – Это рыбья чешуя.
Чей хвост? – Это рыбий хвост.
Чьи плавники? – Это рыбьи плавники.
Чьи икринки? – Это рыбьи икринки.
Щука – щучий хвост, щучья голова;
Акула – акулий хвост, акулья голова;
Сом – сомовий хвост, сомовья голова;
Карп – карповый хвост, карповая голова.
7. «Великан и Гномик на рыбалке»
Великан поймал карася, а Гномик – карасика.
Великан поймал пескаря, а Гномик – …
Великан поймал леща, а Гномик – …
Великан поймал сома, а Гномик – …
Великан поймал карпа, а Гномик – …
Великан поймал ерша, а Гномик – …
8. Игровое упражнение «Какой? Какая? Какие?» - назови 3 признака:
Щука - какая? - хищная, зубастая, длинная.
Рыба (какая?) – хищная, быстрая, ловкая, скользкая, морская, речная, аквариумная, озерная, прудовая, чешуйчатая и т. д.
Карась (какой) – маленький, …
Ерши (какие) – шустрые, …
Кит (какой?)- большой…
Акула - какая? -
Плавники - какие? -
Хвост - какой? -
Водоросли - какие? -
Крючок - какой? -
Чешуя - какая? -
9. Игровое упражнение «Что делает? Что делал? Что будет делать?» :
Пескарь - плавает, плавал, будет плавать.
Щука - ловит,…
Акула - охотится, …
Меченосец - питается,…
Гуппи - откладывает икру, …
Плотва – спасается.
10. Заштрихуй рыбок по образцу:
Среда
1. Упражнение на дыхание
2. Артикуляционная гимнастика
3. Пальчиковая гимнастика
4. «Назови ласково» (образование прилагательных уменьшительной формы).
Сельдь – селедочка, карась - карасик.
Окунь, щука, ерш, сом, скалярия, камбала, сом, карась, пескарь, треска, акула, телескоп, гуппи, золотая рыбка, осетр, карп.
5. «Великаны» (формирование навыка словообразования существительных с увеличительными суффиксами)
Пескарь - пескарище, окунь - окунище, ерш - ершище, акула - акулища,
карась - карасище, рыба - рыбища.
(Сом, щука, лещ, осьминог, рак кит, морж,селедка, золотая рыбка, акула, карась, горбуша).
6. «Один - много»:
Акула – акулы
Лещ-
Малек-
Судак-
Карась-
Линь-
Окунь-
Сазан-
Тунец-
7. «Скажи наоборот»:
Водоросли высокие - низкие
Рыба длинная-
Акула сильная -
Озеро глубокое -
Окунь смелый -
Река чистая -
8. «Сравни»:
Пруд широкий, а озеро шире.
Щука зубастая, а акула…
Река прозрачная, а пруд …
У скалярии хвост большой, а у золотой рыбки …
У леща чешуя крупная, а у сазана …
В реке много воды, а в море…
9. «Исправь ошибки Незнайки»:
Уплыла, за, рыба, добычей. Рыба уплыла за добычей.
Удочка, ловит, рыбу, рыболов.
Зарастал, низкий, камыш, берег.
Стоял, мостик, на, рыбак.
10. Найди тень.
Четверг
1. Упражнение на дыхание
2. Артикуляционная гимнастика
3. Пальчиковая гимнастика
4. «Подбери рифму»
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как………………. рыбы
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно ……………….рыбка
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая ……………………...рыбешка
Выплывает, корм ища,
пребольшая…………………………рыбища
Эх сорвался мой улов!,
Рассердился………………………...рыболов.
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой…………………….рыбак
от обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день…………………рыбачит
Рыбаку ужасно жалко,
что не удалась………………………рыбалка
5. «Кто где живёт? Какие они?»
В реке живут рыбы - речные, пресноводные
В озере?
В море?
В океане?
В аквариуме?
6. Расскажи, чем рыбы отличаются от животных:
У животных шерсть, а у рыб - …….. (чешуя)
У животных лапы, а у рыб - ……… (плавники)
У животных легкие, а у рыб - ……. (жабры)
7. Скажи одним словом, какие это рыбы:
Ёрш, сом, пескарь живут в реке – это … (речные рыбы);
Камбала, горбуша, сельдь живут в море – это …
Карп, карась, плотва живут в озере – это …
Золотая рыбка, гуппи, скалярия живут в аквариуме – это ..
8. Какая это рыба?
Рыбу законсервировали – это консервированная рыба
Рыбу поджарили – это …
Рыбу сварили – это …
Рыбу подкоптили – это …
Рыбу засолили – это …
9. Соедини точки. Помоги животным поймать свою рыбку
Пятница
1. Упражнение на дыхание
2. Артикуляционная гимнастика
3. Пальчиковая гимнастика
4. Читаем вместе
5. Отгадай загадку:
-В воде жива, на суше мертва.
- У родителей и деток вся одежда из монеток.
- Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (щука)
- Колюч, да не еж, кто же это …? (ерш)
Есть в лесу колючий ёж,
А в реке – колючий … (ерш)
-На дне, зарывшись в ил и грязь,
От щуки прячется … (карась)
6. Игра «Какое слово не подходит?»
Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор.
Например:
кит, китовый, кот, китёнок;
дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;
рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;
море, морской, моряк, марка, приморский;
7. Составление описательного рассказа о рыбе (по схеме)
8. Выложи фигуру из палочек по образцу
|
|
Игры на закрепление
«Четвертый лишний»
Акула, кит, дельфин, ерш.
Плавники, шерсть, чешуя, жабры.
Лужа, море, река, аквариум.
Акула, мурена, щука, меченосец.
Река, озеро, море, мост.
Карась, щука, треска, сом.
Игровое упражнение «Мы считаем 1-2-5-9»:
Одна хищная щука, две хищные щуки, пять хищных щук, девять хищных щук.
Один юркий меченосец,
Один круглый аквариум,
Один мелкий малек,
Что сначала, что потом:
1. головастик
2. икринка
3. лягушка
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.