РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КИЖИНГИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
|
||||
|
||||
Дополнительная образовательная общеразвивающая
Авторская программа
краеведческой направленности
«Древо жизни»
Возраст обучающихся: 13– 17 лет
Срок реализации программы: 3 год
Количество часов: 1 год -144ч.; 2 год - 216 ч.,3год –216 ч.
Уровень обученности: базовый
|
Кижинга, 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
I. Пояснительная записка
II.Тематическое планирование образовательного курса
III.Учебно-тематические планы 1 – 3 годов обучения
и содержание программы
IV.Методическое обеспечение
V.Информационное обеспечение:
Литература для педагогов
Литература для обучающихся и родителей VI.Приложение
Календарный учебный график
Учебное методическое пособие «Теория и методика составления родословной»
Изучение генеалогии не только преследует чисто
научные цели, но и отвечает интересу людей к
прошлому своей семьи, потребностям восстанов-
ления прерванных традиций.
I. Пояснительная записка
Актуальность и практическая значимость программы
Программа «Древо жизни» составлена в рамках туристско-краеведческого движения учащихся Бурятии «Тоонто нютаг», «Малая родина». Главное назначение программы – помочь ребенку увидеть себя в зеркале, но не простом, а в зеркале истории, истории его семьи, его рода. Программа должна помочь сберечь тепло родительского дома, написать историю своей семьи, научиться составлять и оформлять свою родословную.
В каждой семье есть захватывающие страницы любви, жизненные трагедии, героизм. Чтобы чувствовать себя уверенным в беспощадном урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни. Это дом, семья, то родное тепло, которое мы получаем в детстве. Кто я? Какими были мои родители, когда были маленькими? А кто мои прабабушка и прадедушка? Каждый из нас пытался и пытается найти ответы на эти и другие вопросы.
Программа «Древо жизни» апробируется в этно-студии «Гуламта» Кижингинского Центра детского творчества и направлена на то, чтобы подержать этот интерес, развить его, помочь взрослым и детям создать условия совместного поиска своих корней.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
В современных условиях в связи с возрождением традиционной культуры, языка, обычаев, традиций народа наблюдается рост этнического самосознания и мобилизации народа, повышенный интерес общества к изучению исторического прошлого, корней своего народа.
Цель программы:
-Утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи;
- Содействие сплочению семьи, укрепление связей между его поколениями, воспитание и уважения к своим предкам.
Задачи программы
Обучающие
- Обучить к методам поисково – исследовательской работе через изучение родословной;
- Разработать методику оформления родословных для популяризации данного явления;
- научить работать с научной литературой, составлять аналитический обзор (реферирование) прочитанного;
- научить систематизировать материалы домашних архивов;
- научить составлять генеалогическую картотеку рода.
Воспитательные
- воспитать уважения к предкам, любви к своему народу, к месту его рождения;
- воспитать обучающихся на примере своих родителей и лучших представителей рода;
- определить воспитательный потенциал родословных и их влияние на развитие
этнического самосознания;
Развивающие
- развить интерес к истории своего рода;
- развить задатки и способности обучающихся, в той степени, которая возможна при совместной работе педагога, школьника и его родителей
Теоретической и методической основой послужили труды отечественных этнографов, филологов, философов, историков, в частности Кушнера П. И., Чебоксарова Н. Н., Токарева С. А., Опучина А. Н., Козлова В. И., Бромлея Ю. В., Джарылгасиновой Р. Ш., Лихачева Д. С., Цыдендамбаева Ц. Б., Барадина Б.Б., Бабуева С. Д., Чимитдоржиева Ш.Б., Долгих Б. О. и др.
Содержание программы, ее построение позволяют проводить познание истории родного края, культуры через изучение норм, правил, опыта жизни родителей, кровных родственников, способствуют реализации у обучающихся человеческой потребности в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность, безопасность человеческого существования.
Программа реализуются следующими формами работы:
- массовые (конференции, вечера, праздники, викторины, игры);
- групповые (экскурсии, походы, экспедиции);
- индивидуальные (изучение литературы, работа с документальными материалами архива, музеев, записи воспоминаний, наблюдения за жизнью и бытом родителей, кровных родственников, выполнение познавательных заданий, подготовка докладов, рефератов, составление родословных таблиц, фотоархивов, фотоальбомов).
Программа состоит из практической и теоретической части. Практическая часть заключается в следующем: оформление своей родословной в папках или на планшетах. Форма выбирается самостоятельно (вертикальные, горизонтальные, круговые, таблицы, родословные древа с применением фотографий). Главное условие – наглядность и понятность. В графической родословной должны быть отмечены даты жизни родственников.
Методика преподавания курса сочетает различные формы деятельности: лекции, практические занятия, семинары. По итогам изучения курса учащиеся готовят генеалогическую картотеку своего рода, участвуют на научно-практических конференциях.
В основу авторской программы этно-студии «Гуламта» положен собственный опыт историко-краеведческой деятельности педагога, его публикации.
Отличительной особенностью настоящей образовательной программы является то, что обучение основам генеалогии в объединении «Гуламта» происходит на базе исследовательской деятельности, посвящённой изучению истории семьи, рода, летописи родного края, топонимики и, в целом, неизвестных сторон жизни и деятельности наших предков и выдающихся земляков.
Условия реализации программы
Программа «Древо жизни» ориентирована на учащихся 5-11 классов (13-17 лет) и рассчитана на курс занятий продолжительностью от одного до трех лет.
Комплектование групп происходит на основе нормативных документов.
Наполняемость групп диктуется также спецификой направления программы: 1-2 года обучения – 10-15 человек, 3-й год обучения – 12 человек (индивидуальные занятия).
Этапы реализации программы
Данная программа рассчитана на три года обучения.
Первый год обучения учащиеся осваивают теоретические направления генеалогии, постигают основы научно-исследовательской работы. В основу второго- третьего годов обучения положен принцип индивидуальных занятий, проведение самостоятельной исследовательской работы по персональным темам, а также коллективное посещение музеев, выставок, архивов, участие в семинарах, конференциях, конкурсах, проведение историко-краеведческих экспедиций по вопросам тематики программы.
статей и оформлению газетного номера.
Режим организации занятий в объединении соответствует общим Положениям, статусу учреждения. На 1-ом году обучения предусматриваются занятия два раза в неделю по 2 часа, причём по необходимости (это прописывается в расписании), первые 45 минут занятия педагог работает со всей группой, следующие 45 минут – индивидуально с кем-либо из обучающихся. На 2-ом и 3-ем годах обучения – занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа. Это объясняется возросшей сложностью материала, расширением тематики занятий по обучению методике составления компьютерной генеалогии, картотеки рода, по формам и методам поиска информации. В связи с этим увеличивается и число отдельных индивидуальных занятий по совершенствованию мастерства. Особенно это касается 3-го года обучения, в ходе которого идёт оттачивание умений и навыков в написании поисково-исследовательской работы, творческого проекта.
Таблица режима организации занятий
Года обучения |
Продолжительность занятия |
Периодичность в неделю |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во часов в год |
1-й |
2 часа |
2 раза |
2 |
144 |
2-й |
3 часа |
2 раза |
6 |
216 |
3-й |
3 часа |
2 раза |
6 |
216 |
Ожидаемые результаты выполнения программы
В итоге работы кружка каждый ученик должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками исследовательской самостоятельной деятельности:
- понятие «Историческое генеалогия»,
- Бурятские исторические хроники и родословные;
-пословицы и поговорки о родах хоринских бурят;
-составлять родословные таблицы, карточки,
-знать терминологию семейного родства;
- объяснить происхождение своей фамилии;
- составлять библиографию,
-составлять генеалогического досье на членов своей семьи;
-работать с каталогами, краеведческой, научной и справочной литературой,
-вести интервьюирование, владеть приемами записи и работы с аудио- и видеозаписывающей аппаратурой, фотографированием.
- наблюдать, описывать предметы материальной культуры, исторические памятники, события,
-Летопись родного края, «Историко-культурный атлас села»;
- готовить информацию на краеведческую тему,
-составлять семейные альбомы, семейную хронику,
-Виды познавательной деятельности.
Система отслеживания результатов
Для отслеживания результатов освоения программы используется система методов наблюдения, исследования и диагностики.
Наблюдение за освоением программы осуществляется, например, в ходе занятий по составлению своей родословной: собиранию материала, написанию истории семьи и оформлению картотеки рода.
Социометрические исследования (например, анкетирование), проводимые педагогом, позволяют определить, какие формы работы вызывают наибольший интерес, какие темы лучше усваиваются, как развиваются способности обучающихся, как проходит становление коллектива.
На 1-ом году обучения проводится предварительная диагностика, позволяющая выявить уровень развития обучающихся, их склонности и способности. Они выполняют творческое задание на тему, например, -
«Моя семья» или «История моего рода». В анализе отмечаются степень оригинальности раскрытия темы, образность, уровень владения информацией, общая грамотность. Также проводятся тесты на выявление уровня общей эрудированности детей и степени развитости логического мышления. Например, тест, позволяющий выявить знания терминологии семейного родства.
Для определения психологического климата и стадий формирования коллектива на занятиях проводится деловая игра. Этот приём позволяет выявить эмоциональное состояние каждого из обучающихся, степень адаптации к данным занятиям и к жизни в коллективе.
Текущий контроль на 1-ом году обучения заключается в выполнении дидактических упражнений, тестов, подобранных по смыслу к тематике определённого занятия, в решении тематических кроссвордов и заполнении терминологии семейного родства. Все эти задания, упражнения и т.п. подробно расписаны в поурочном планировании, данном в приложении к ней. С помощью тех же тестов, дидактических упражнений, ролевых и деловых игр осуществляется закрепление и проверка усвоения материала на практических занятиях.
Промежуточный контроль на 1-ом году обучения осуществляется в ходе практического занятия, которое завершает главный раздел программы
«Историко-генеалогическое краеведение». На основе заранее подобранных материалов обучающиеся должны подготовить творческий проект. Проверяется знание умения, навыки работы. Как правило, данное занятие проходит в декабре - январе.
Итоговый контроль: в мае проводится круглый стол «Храни свои корни», целью которого является проверка знаний обучающихся по пройденному этапу.
На первом этапе данного образовательного курса – «Историческое родословие» актуальными будут следующие показатели результативности освоения программы:
- заинтересованность обучающегося в направленности программы;
- базовые знания и умения: составлять родословные таблицы, карточки;
-составлять библиографию родных;
- вести интервьюирование;
- желание творчества, инициатива в выборе работ, нестандартность подхода к выполнению заданий;
- желание продолжить освоение программы.
Диагностика освоения программы на этапе «Изучение личности, семьи и истории народа» (2-ой год обучения) существенно отличается от предыдущего. Она исходит из его тематики, усвоение которой предусматривает увеличение индивидуальных занятий – консультаций по непосредственно индивидуальной работе самих обучающихся (исследовательский поиск и обработка краеведческого материала, составления генеалогической картотеки рода, компьютерной генеалогии, выступления с исследовательскими работами на научно-практических краеведческих конференциях и конкурсах). Осуществляется фиксация этой индивидуальной работы.
Тематика 2-го года обучения спланирована так, что после каждого объяснения нового материала на следующем занятии идёт практическая работа, в ходе которой и осуществляется текущий контроль в форме закрепления и проверки полученных знаний. За изучением темы «Когда семья вместе, то душа на месте» следует выполнение практической работы творческое задание «Обычаи и традиции моего рода», «Обрядовые песни Хоринских бурят», «Священные места моего рода, села», «Легенды и предания о Хори бурятах», «Фольклор бурятского народа».
На 2-ом году обучения помимо тестовых заданий, направленное на повышение уровня владения данной темы, появляются задания, проверяющие усвоение методики составления родословной. Например: нисходящая родословная, восходящая родословная, смешанная восходящая родословная, генеалогическая картотека рода, родословное древо.
Текущий контроль осуществляется и на практических занятиях по закреплению знаний методов сбора и обработки материала.
Промежуточный контроль запланирован на конец декабря, когда проводится практическая работа «Историко-биографический очерк о знаменитых людях Кодуно-Кижингинской долины».
Она построена на основе выполнения обучающимися домашнего задания по поиску интересных, малоизвестных сведений о наших земляках. Кружковцам предстоит написать краткий историко-биографический очерк об этих людях. Таким образом, на данном занятии проверяется и способность ребят к поисково-исследовательской работе, сбору материала.
Способности детей к исследовательской деятельности проверяются не только в форме наблюдения за их работой со справочной литературой и документами, но также и в фиксации навыков общения с краеведами, старожилами, родственниками, то есть в умении проводить анкетирование, интервью, выступать с докладами и сообщениями на научно-практических конференциях. Умение общаться, отрабатывается и во время проведения занятий. Подобные занятия помогают определить и степень сплочённости детского коллектива. Степень сплочённости коллектива и уровень коллективного взаимодействия отслеживается педагогом методом наблюдения в ходе коллективной работы.
Итоговый контроль осуществляется в мае на практическом занятии. Практическое занятие можно рассматривать как одно из итоговых по главному разделу программы 2-го года обучения – «Изучение личности, семьи и истории народа». На этом занятии обучающиеся показывают, как можно использовать краеведческие знания в составлении летописи своего рода. Фиксируется и закрепляется понимание краеведения, пропаганды и популяризации историко-культурного наследия (материальная и духовная культура бурят) как одной из характеристик информационной и исследовательской направленности краеведческой деятельности.
Показатели результативности освоения программы на 2 этапе нашего курса – «Изучение личности, семьи и истории народа» - это:
- творческий рост обучающегося;
- количество и качество выполненных творческих работ;
- самостоятельность в поиске краеведческого материала;
- выступление с краеведческими докладами на конференциях, конкурсах;
- исполнение народных песен Хоринских бурят;
- знание обычаев и традиции своего рода;
- знание легенды и предания родного края.
На заключительном (3-й год обучения) этапе программы – «Формирование умений и навыков исследовательской деятельности» - отрабатываются умения и навыки написания поисково-исследовательской работы. Педагогом разрабатывается и проводится анкетирование обучающихся по основным разделам программы, разрабатываются индивидуальные маршруты, цель которых – провести собственное исследование по заданной теме и оформить реферат.
Текущий контроль осуществляется в течение всего данного этапа при выполнении практической работы: исследовательские проекты, проверяющий усвоение пройденного материала и способности детей к научно-исследовательской работе, уровень их понимания данного рода деятельности. Так же, как и на предыдущих годах обучения, выполняются различные тесты, решаются тематические кроссворды, пишутся учебные заметки, проводятся мастер-классы и т.д.
Промежуточный контроль осуществляется в форме наблюдения за подготовкой творческого проекта, за выступлением обучающихся на конференциях со своими докладами по какой-либо исследовательской работе так как, промежуточным результатом работы является участие на научно-практических конференциях: «Шаг в Будущее», декабрь-январь, эколого-краеведческая НПК «Моя малая Родина», НПК «Сибирская весна», февраль-март, конференция «Достояние России», январь, март). Также промежуточный контроль осуществляется на практических занятиях.
Итоговый контроль осуществляется в ходе защиты каждым из обучающихся своих индивидуальных маршрутов. Каждый должен подготовить творческий отчёт по самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. По каждому индивидуальному маршруту должен быть подготовлен проект для итогового учебно-научного семинара по исследованиям обучающихся. На итоговом занятии проводится и анкетирование на тему «Наш коллектив лучше, чем все остальные», которое помогает определить, сложился ли в объединении творческий коллектив единомышленников.
На этапе «Формирование научно-исследовательской деятельности» показатели результативности программы должны быть следующие:
- анализировать архивных документов;
- умение систематизировать материалы домашних архивов;
- умение составлять генеалогическую картотеку рода.
- выполнение поисково-исследовательской работы;
- выступление на научно-практических конференциях и конкурсах;
- удовлетворённость программой, самооценка собственного интеллектуального развития, познавательной активности.
Формы подведения итогов
Практические занятия, написание творческих проектов, исследовательских работ, выступления с исследовательскими докладами на конференциях, творческое задание, тесты, тематические кроссворды.
Основным метод реализации программы является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый ученик с учетом индивидуальных интересов работает над составлением родословных таблиц, семейных архивов, подготовкой докладов.
Материалы данной программы направлены на выработку как познавательных и практических навыков, так и может способствовать этническому воспитанию личности. В течение всего обучения учащиеся осваивают практическое направления генеалогии, постигают основы научно- исследовательской работы
Программа способствует к выработке умений и навыков: находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве, наиболее ценные для последующих поколений материалы. Овладеть практическими навыками оформления и подачи находок и документов, осваивать способы изображения родословных корней, генеалогического древа, формировать умения восприятия и передачи жизненного опыта поколений, помогать навыкам культуры письменного общения с родными и близкими людьми.
Практическое значение работы не ограничивается возможностью использования основных положений и выводов исследования при дальнейшем изучении рассматриваемого явления. Результаты проведенного исследования могут быть весьма полезными в школьной и вузовской практике при разработках учебных курсов, спецкурсов, учебных программ по дисциплинам с национально-региональным компонентом и в целом представляют интерес как источник в исследовании культурно-духовного наследия бурятского народа.
Основные положения работы прошли апробацию в виде статей, сообщений в сборниках
1. «Храни свои корни» // Код семьи –родословной. -Улан-Удэ,- 2003.
2. Альманах «Родословие» //Моя родословная Москва, -1999.
3. «Я иду на урок с журналом Вестник Евразии» // Элективный курс: «Родословные таблицы как средство воспитания этнического самосознания» Москва - Улан-Удэ, 2008
4.«Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов в системе среднего профессионального образования» /Материалы республиканской научно-практической конференции/ -Улан-Удэ, - 2007.-87с.
5. «Теория и практика дополнительного образования» № 12 // Теория и методика составления родословной// под ред. Горского. – М., 2008
Докладывались на научно-практических конференциях:
1. Республиканской НПК «Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов в системе среднего профессионального образования» (2007),
2. II региональный конкурс учителей «Я иду на урок с журналом Вестник Евразии» (2007);
3. Межрегиональная НПК «Роль традиционных праздников в воспитании нравственности детей и молодежи» (2008);
4. Республиканская НПК «Непрерывное образование личности в условиях модернизации общества» (2008);
5. Республиканская выставка-ярмарка педагогических инноваций (2015).
Члены кружка принимают активное участие в районных, республиканских, всероссийских научно-практических конференциях.
Содержание программы
Содержание первого года обучения – «Историческое родословие» состоит из 9 блоков:
1. Генеалогия как специальная историческая дисциплина
2. Развитие отечественной и зарубежной генеалогии
3. Источники генеалогии
4. Родство и свойство
5. О Хори бурятах
6. Родословная в устном народном творчестве
7. Историческая ономастика
8. Историко-генеалогическое краеведение
9. Компьютерная генеалогия
Содержание второго года обучения – «Изучение личности, семьи и истории народ» состоит из 8 блоков:
1. Познай самого себя.
2. Моя семья
3. История семьи.
4. Семейный архив.
5. Когда семья вместе, то душа на месте.
6. Мой дом, мой двор.
7. Мои друзья, школа.
8. Мой край. Мое «тоонто».
Содержание третьего года обучения – «Формирование научно-исследовательской деятельности» Состоит из 8 блоков:
1. Научно- исследовательская деятельность: цели, задачи, специфика.
2. Основные компоненты исследовательской деятельности
3. Методы исследовательской деятельности.
4. Факт, знание, информация
5. Круглый стол: Учебно-исследовательская работа обучающихся.
6. Завершающий этап учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
7. Оформление отчетности по самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
8. Проведение учебно-научного семинара по исследованиям обучающихся.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
|||
Темы |
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 год обучения (114ч.) I. Историческое родословие |
||||||
1. |
Вводное занятие.
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
||||
1. |
Генеалогия как специальная (вспомогательная) историческая дисциплина. Из истории генеалогии |
17 |
17 |
|
зачет |
|
2. |
Развитие отечественной и зарубежной генеалогии |
10 |
10 |
|
зачет |
|
3 |
Источники генеалогии. Родословные легенды и предания. |
17 |
17 |
|
зачет |
|
4. |
Родство и свойство |
27 |
6 |
21 |
тестиро -вание |
|
5. |
О Хори бурятах. |
9 |
9 |
|
выступления в концертах |
|
6. |
Родословная в устном народном творчестве |
25 |
25 |
|
участие в конкурсах художественного слова |
|
7. |
Историческая ономастика |
9 |
9 |
|
зачет |
|
8. |
Историко-генеалогическое краеведение |
9 |
9 |
|
зачет |
|
9. |
Компьютерная генеалогия |
17 |
17 |
|
Выполнение проекта |
|
10. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
|
Защита работы |
|
|
Итого |
144 |
123 |
21 |
|
|
2 год обучения ( 216ч.) II. Изучение личности, семьи и истории народа |
||||||
1. |
Познай самого себя |
40 |
27 |
13 |
зачет |
|
2. |
История семьи |
40 |
|
40 |
зачет |
|
3. |
Семейный архив. Практическая генеалогия |
40 |
20 |
20 |
участие в НПК |
|
4. |
Когда семья вместе, то душа на месте |
60 |
|
60 |
Зачет
|
|
5. |
Мой дом, мой двор |
12 |
|
12 |
зачет |
|
6. |
Мои друзья, школа |
14 |
|
14 |
зачет |
|
7. |
Мой край. Мое «тоонто» |
10 |
|
10 |
Защита проекта |
|
|
Итого |
216 |
47 |
169 |
|
|
3 год обучения (216 ч.) III. «Формирование умений и навыков исследовательской деятельности» |
||||||
1. |
Научно- исследовательская деятельность: цели, задачи, специфика. |
40 |
27 |
13 |
зачет |
|
2. |
Основные компоненты исследовательской деятельности |
40 |
|
40 |
зачет |
|
3. |
Методы исследовательской деятельности. |
40 |
20 |
20 |
зачет |
|
4. |
Факт, знание, информация |
60 |
|
60 |
зачет |
|
5. |
Круглый стол: Учебно-исследо-вательская работа обучающихся |
12 |
|
12 |
защита работы |
|
6. |
Завершающий этап учебно-исследовательской деятельности обучающихся |
14 |
|
14 |
конфе-ренция |
|
7. |
Оформление отчетности по самостоятельной познавательной деятельности обучающихся |
7 |
|
7 |
защита проекта |
|
8. |
Проведение учебно-научного семинара по исследованиям обучающихся. |
3 |
|
3 |
мастер-класс |
|
9. |
Итого: |
216 |
47 |
169 |
|
|
План индивидуальной работы
1. Выбор темы исследования.
2. Подбор источников и литературы
3. Изучение, чтение, анализ, выписки (картотека)
4. Составление библиографии.
5. Написание первого варианта работы, составление схем, таблиц, подбор иллюстративного материала.
6. Корректировка уточнение фактов.
7. Написание последнего варианта работы (сочинения, реферата, доклада).
8. Написание тезисов, подготовка к выступлению.
9. Выступление, публикация.
Календарный учебный график
Программа
«Историческое родословие» (144 ч.)
первый год обучения
I. Вводное занятие (2)
Знакомство с детьми. Изложение программы занятий. Анкетирование. Выявление личных предпочтений детей в области генеалогии.
1. Тема «Генеалогия как специальная (вспомогательная) историческая дисциплина. Из истории генеалогии» (17 ч.)
Теория. Предмет и задачи генеалогии, ее место в системе специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Из истории генеалогии. Первые родословные книги. генеалогия становится наукой. Начало изучения родословий в России. Бурятские исторические хроники родословной.
2. Тема «Развитие отечественной и зарубежной генеалогии » (17 ч.)
Теория. Генеалогия в советское время. Историко-родословные общества России конца XIX - начало XX вв. Деятельность Историко-родословного общества в Москве. Популяризация генеалогических исследований.
3. Тема «Источники генеалогии. Родословные легенды и предания» (17 ч.)
Теория. Родословные легенды и сказания о хори-бурят. Бурятские исторические хроники и родословные. Родоначальники хори бурят и их кукуры. Четыре вопроса по родословной. Пословицы и поговорки о родах хоринских бурят. Версии ученых о кукурах хори- бурят.
Практика. Поисково - исследовательская работа по информациям некоторых авторов, то есть исследование имен и количеств кукуров хори-бурят по данным рукописного фонда Ленинградского отделения Института востоковедения Академии Наук СССР; рукописного отдела Бурятского филиала Академии Наук; Дампила Базарова (Ацагат); Цыбика Бобоевича Цыдендамбаева (Улан-Удэ); Цыдена Нимаевича Цыренжапова (Загустай); Дондока Базаржапова (Хоринск); Рыгзена Эрдынеевича Эрдынеева (Усть-Игита); Цырен-Намжила Очировича Очирова (Могсохон).
Самостоятельная работа.
Составление конспектов. Разучивание пословиц и поговорок. Составление родословной таблицы по легенде Базара Барадина.
4. Тема « Родство и свойство » (27 ч.)
Теория. Понятие «родство», «свойство» («сватовство»), «кумовство». Родственно- свойские отношения между людьми. Терминология родственных и свойских отношений. Родство законное (кровное) и незаконное (побочное). Кумовство.
Практика. Составление схем по родственным и свойским отношениям.
Темы для самостоятельных работ. «Составление списка родственников с указанием родства или свойства».
5. Тема: «О хори бурятах» (9 ч.)
Теория. Генеалогические источники: официальные и неофициальные, прямые и косвенные. Письменные, вещественные и изобразительные источники. Происхождение и анализ родословных легенд и преданий. Особенности работы с генеалогическими источниками.
6. Тема: «Родословная в устном народном творчестве» (25 ч.)
Теория. Генеалогические загадки, пословицы-поговорки о хори бурят, народные песни хоринских бурят.
7.Тема: «Историческая ономастика» (9)
Теория. Ономастика, ее предмет и задачи. Антропонимика. Истории происхождение фамилий и родовых прозваний. Псевдонимы. Тайна имени. Топонимия.
Практика. Объяснение своего имени.
Темы для самостоятельных работ. «Объяснение и происхождение своей фамилии»
8. Тема «Историко-генеалогическое краеведение» (9 ч.)
Теория. Предмет и задачи краеведения. Из истории краеведения. Кижингинская долина в жизни знаменитых людей и их семей.
Экскурсия. Народный музей им. Ц-Н. Очирова. ул. Могсохон, Верхне-Кижингинский музей.
9. Тема «Компьютерная генеалогия» (17ч.)
Теория. Составление родословных схем и таблиц.
Практика. Составление родословных схем и таблиц. Ведение генеалогической картотеки.
Итоговое занятие (2 ч.)
Подведение итогов за год. Рекомендации на летний период.
Программа
«Изучение личности, семьи и истории народа»
второй год обучения (216 ч.)
1. Тема: « Познай самого себя » (40 ч.)
Теория. Кто я? Я сам. Что я о себе знаю? Почему я такой? Я человек. Что значит быть человеком? Самовоспитание, что это? Мое имя. Что оно значит? Кто и почему меня так назвал? Моя мечта.
Практика. Тесты, беседы. конкурсы смешных историй «Когда я был маленьким».
2. Тема: «История семьи» (40 ч.)
Теория. Рождение семьи. Родственники. Семейные традиций, Династия. Реликвии семьи, Генеалогия семьи и личности. Мои самые близкие люди. Что я знаю о своих родителях? Взаимоотношение в семье. Профессия моих родителей. Гордость нашей семьи. Моя фамилия. Что она означает?
Практика. Рассказы, встречи с родителями, словарь родственных отношений, выставки, составление генеалогических таблиц своей семьи.
3. Тема: «Семейный архив» (40 ч.)
Практика. Поиск и сбор фотографий родственников, дневников, школьных тетрадей, поздравительных открыток, наград ( ордена, медали, грамоты, дипломы), адресов родственников, документов (дипломы, трудовые книжки, удостоверения) и т. д. Разбор и систематизация материалов домашнего архива.
Экскурсии: Обоо - это святилище, на которых ежегодно совершались родовые обряды, жертвоприношения предкам, хозяевам данной местности.
Темы для самостоятельных работ. «Составление генеалогического досье на членов своей семьи». «Папка - летопись».
Рекомендация:
Семейный архив надо изучать тщательно, внимательно прочесть каждую "бумажку", вглядеться в каждую фотографию, не пропустив ни одной, даже на первый взгляд незначительной, ибо почти все они несут хоть маленькую, но поистине историческую информацию, которая поможет вам и составить биографию того или иного предка, и получить более полное представление о жизни в то, далекое от вас, время.
Каждая фотография должна быть полностью аннотирована, то есть в подписи под ней следует указать, кто, где, в каком возрасте изображен, где находится подлинник и кому он принадлежит. Ни в коем случае не приклеивайте фотографии и документы, нельзя их выставлять на прямые солнечные лучи. Не делайте на исторических материалах никаких собственных надписей и пометок.
4. Тема «Когда семья вместе, то душа на месте» (60ч.)
Теория. Любимые занятия. Увлечения. Традиционные семейные праздники, торжества. Песни, которые поются в семье. Совместные дела. Мастер в доме. Чем можно обрадовать маму?
Практика. Родовые обряды «Угаа тахиха». Праздники семейного отдыха, конкурсы, концерты «Алло, мы ищем талантливую семью», конкурс «Бабушкины блюда», («Элинсэгэйм сагаан эдеэн»), рассказы, сочинения, выставки. День семьи в школе.
5. Тема «Мой дом, мой двор» (12 ч.)
Теория. Что я знаю о своем доме? (значение традиционной жилищи бурят юрты), Мои соседи – мои друзья. Добрые дела для моего дома, моего двора.
Практика. Рассказы, семейная гостиная, беседы, встречи с старожилами села.
6. Тема «Мои друзья, школа» (14 ч.)
Теория. Как я чувствую себя среди одноклассников? Есть ли у меня друзья? С чего начинается дружба? Взаимоотношение в классе. Добрые дела. Традиции школы. Выпускники нашей школы.
Практика. Анкеты, тесты, вечер школьных друзей, путешествие в «страну знаний», дни именинников, участие в праздновании Дня учителя, Дня знаний, Последнего звонка.
7. Тема «Мой край, мое тоонто» (10 ч.)
Теория. Улица, на которой я живу. История моего края и его традиций. Летопись села, «Историко-культурный атлас села» (год, дата возникновения села, население, географическое положение, родословное, совхозные строительства, история школы, развитие образования, знаменитые люди- гордость села, традиционные праздники итд.)
Программа
«Формирование умений и навыков исследовательской деятельности»
третьего года обучения (216 ч.)
1. Тема. Научно-исследовательская деятельность: цели, задачи, специфика. (40 ч.)
Теория. Введение. Понятие и термины, которые используются в курсе.
Виды познавательной деятельности.
2. Тема. Основные компоненты исследовательской деятельности. (40 ч.)
Теория. Этапы исследовательской деятельности. Постановка проблемы, выбор темы исследования, сбор данных. Поиск литературы. Формулировка цели, гипотезы, идеи, концепции (ведущего замысла) исследования.
Практика. Практическое занятие по выбору темы и методики проведения исследования.
3. Тема. Методы исследовательской деятельности. (40 ч.)
Теория. Методы исследовательской деятельности. Метод анализа. Наблюдение. Обработка результатов. Метод эксперимента. Виды экспериментов. Обработка результатов. Метод анкетирования. Обработка результатов. Метод мысленного эксперимента. Техническое моделирование.Техническое творчество обучающегося
Практика. Метод эксперимента. Виды экспериментов. Обработка результатов.
4. Тема. Факт, знание, информация. (60 ч.)
Теория. Где и в каком виде хранится информация. Поиск информации. Дескрипторы, ключевые слова, тезаурусы, рубрикаторы.
Практика. Самостоятельная работа обучающихся с информацией. Практические занятия по работе с информацией.
5. Круглый стол: Учебно-исследовательская работа обучающихся (12 ч.)
6.Тема Завершающий этап учебно-исследовательской деятельности обучающихся. (14 ч.)
Теория. Создание своего научно-исследовательского текста. Критерии оценки исследовательской работы обучающихся.Рассмотрение образцов текстов по исследовательской деятельности.
Практика. Критерии оценки исследовательской работы обучающихся. Редактирование текста исследовательской работы.
7. Тема. Оформление отчетности по самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. (7ч.)
Теория. Оформление отчета по учебно-исследовательской деятельности.
Практика. Подготовка обучающимся учебно-научного доклада. Подготовка обучающимся реферата
8. Проведение учебно-научного семинара по исследованиям обучающихся (3 ч.)
Учебно-методическое обеспечение программы для педагогов:
§ История, исторические исследования
1. Бадараев Б. Хори буряадай уг гарбал: [происхождение хоринских бурят] // Байгал. – 1965. - №5 – С.141-148
2. Баранников А. П. Летопись хоринских бурят: Хроники Тугулдур Тобоева и Вандан Юмжунова / пер. Н. Н. Лоппе; // Ин-т востсковедения. – 1940. – Т.33.
3. Балдаев С. П. Материалы о бурятских племенах и родах // этногр. Сб. – 1961. – Вып. 2. – С. 129-133.
4. 4. Каменцева Е.И., История вспомогательных исторических дисциплины.- М., - 1979.
5. Князев Е.А. Родная старина: слова, термины, образы. – М., Остожье, 1996. - 394с.
6. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А. Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. – М., 1994. – С. 178-207.
7. Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история / Сост. Елманова Н.С., Савичева Е.М. – М., - 1993. – С. 101-104.
§ Источниковедение
1. Басаева К. Д. Воспитание детей у бурят // Этногр. сб. -1965. – Вып. 4: Культура и быт народов Бурятии. – С. 38-54.
2. Басаева Н. Д. Бурятские народные традиции. - Улан-Удэ. 1996.
3. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Изд. 2-е, доп. и испр. – Ростов-на – Дону, 1976. – 343с.
4. Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования: Учебн. Пособие «История».– М.,1989. – 208с.
§ Генеалогия
Учебно-методическая литература
1. Аббасов А. Семейный родословник. – Воронеж, 1994.
2. Аббасов А., Вялых Л. Твоя родословная. –Воронеж, 1991.
3. Бычкова М. Е. Семейный летописец // Как собрать досье для составления родословия своей семьи. / Родина. – 1991. -№5 – С.35-37.
4. Бычкова М.Е. Семейный летописец (как собрать досье для составления родословия семьи ) // Родина.- 1991.№5 – С. 35-37.
5. Можаров Н.Д. Как составить свою родословную // Воспитание школьников. – 1992. - %5-6. – С. 21-25.
§ Историография по генеалогии
1. Аксенов А.И. Очерк истории генеалогии в России // История и генеалогия. – М., 1977.
2. Цыдендамбаев Ц. Б. Природа истории бурят по данным пережитков тотемных культов // Происхождение аборигенов Сибири и их языков: Материалы межвуз. конф., 11-13 мая 1969г. – Томск, 1969. – С. 134-136.
3. Медушевская О. М. Историческая наука и генеалогия // Вопросы истории. – 1970.- №2. – С. 187-188.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
Сайты:
-Федеральный государственный образовательный стандарт // http://standart.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/
- Федеральная коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://school-collection.edu.ru/
- Александр Сергеевич Пушкин // http://pushkin.niv.ru/
Википедия – свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/
Литература для детей и родителей:
§ Генеалогические исследования
1. Бычкова М.Е. Некоторые задачи генеалогического исследования // вспомогательные исторические дисциплины.– Л.,1983.–Вып.14–С.3-22.
2. Лукичев М.П., Станиславский А.Л. Об использовании делопроизводственных источников X VI- XVII вв. генеалогических исследованиях // Отечественные архивы. – 1994. - №5. – С. 14-20.
3. Миронов П. С. Моя родословная // Бурятовед. сб. – 1929. – Вып. 5. -. 62-63. – Прилож: Схема моей родословной. – С. 64.
4. Соболева Н.А. Некоторые аспекты методики генеалогических исследований // История и генеалогия. –М., -1977. – С. 274-286.
5. Шаховской Д.М. Приемы изучения источников по русской генеалогии и новейшей исследовательской практике // Археографический ежегодник за 1988 год.- М., 1989. – С. 93-103.
§ Родство и свойство
1. Шавров А.В. Поколенная роспись родства и свойства по русскому речению // Отечественные архивы. – 1992. - №5. – с. 92-94с
§ Компьютерная генеалогия
1. Рикман В.Ю. Опыт применения ЭВМ в генеалогических исследованиях// 2. Генеалогичесие исследования: Сб. статей. – М., 1993.
§ Историческая ономастика
1. Зинин С.И. Историческая ономастика.- М., 1977.-308с.
2. Успенский Л.В. Ты и твое имя. Рассказы об именах.- Л. 1991. – 220 с.
3. Щаницын В.А. Народные личные имена - М., 1989.-65с.
§ Историческое краеведение
Учебно-методическая литература
1. Историческое краеведение / под. Ред. Г.Н. Матюшкина. – М., 1975.
2. Историческое краеведение: Основные источники изучения истории родного края – М., 1969.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.