Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………...............стр. 3-5
2. Планируемые результаты……………………………………………………………..стр. 5-6
3. Учебно-тематический план……………………………………………………………стр. 7
4. Содержание курса……………………………………………………….……………...стр. 7-9
5. Методическое обеспечение программы ……………………………………………..стр. 9-11
6. Список литературы…………………………………………………………………….стр. 11-12
7. Приложение……………………………………………………………………………..стр. 13-15
Пояснительная записка
Рабочая программа «Мастерская чувств» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, методического конструктора внеурочной деятельности и примерной программы Д.В. Григорьева, П.В.Степанова М., «Просвещение», 2010.
Владеть искусством сценической речи очень важно обучающимся, участвующим в массовых школьных мероприятиях, праздниках, конкурсах – то есть выступающим на сцене. Им необходима постоянная тренировка своего речевого аппарата и умение выстраивать линию словесного действия в соответствии с исполнительскими задачами. Им важно научиться овладеть основами правильного дыхания, чёткого произношения, основами логики речи, а также расширять свой голосовой диапазон.
Программа обучения сценической речи направлена на развитие речевого дыхания, воспитание фонематического слуха, формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие ощущений артикуляционных движений и коррекцию нарушений устной речи.
В процессе работы у обучающихся повышается культура поведения, расширяется словарный запас, развивается культура речевого общения, и как следствие этого - появляется свобода в общении с аудиторией.
Специфика программы «Мастерская чувств» заключается в том, что при выполнении комплексов по технике речи, педагог включает элементы сценического движения, мастерства актёра; при разборе сценария также применяется метод действенного анализа, являющийся профессиональным инструментом при разборе произведения и роли.
Цель
формирование и коррекция грамотной и выразительной речи обучающихся, приобретение
обучающимися исполнительских знаний, умений и навыков.
Задачи
• развивать интерес к сценическому искусству;
• развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость
и фантазию, воображение, образное мышление;
• активизировать познавательный интерес;
• развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
• воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
• развивать чувство ритма и координацию движения;
• развивать речевое дыхание и артикуляцию
• пополнять словарный запас;
• познакомить детей с театральной терминологией;
• познакомить детей с видами театрального искусства;
• воспитывать культуру поведения в театре.
Адресность
Программа реализуется в течение одного года. Учебно-тематический план соотнесен с целями и задачами
программы, сроками, этапами и порядком её реализации.
Согласно учебному плану учреждения на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю (35 часов в год)
Учебная группа формируются из мальчиков и девочек одного возраста.
Оптимальная численность группы 30 человек.
Система занятий – групповая.
Режим – один раз в неделю.
Продолжительность одного занятия 45 минут.
Занятия состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных
бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной
ориентации школьников.
Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры; конкурсы; викторины; беседы; спектакли; праздники.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
итоговый – открытые занятия, спектакли, выступления.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся научатся:
§ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
§ работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
§ обращаться за помощью;
§ формулировать свои затруднения;
§ предлагать помощь и сотрудничество;
§ слушать собеседника;
§ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
§ формулировать собственное мнение и позицию;
§ осуществлять взаимный контроль;
§ адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
§ Обучающиеся получат возможность научиться:
§ читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
§ выразительному чтению;
§ различать произведения по жанру;
§ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
§ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
§ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование компонентов и разделов |
Теория |
Практика |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
2 |
Театральная игра |
|
9 |
9 |
3 |
Культура и техника речи |
2 |
14 |
16 |
4 |
Ритмопластика |
|
3 |
3 |
5 |
Основы театральной культуры |
3 |
1 |
4 |
8 |
Просмотрово-информационный раздел |
1 |
|
1 |
9 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
Итого |
|
|
35 ч |
Содержание курса
1. Вводное занятие (1ч)
Решение организационных вопросов; подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.
2. Театральная игра (9ч)
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
Диагностика творческих способностей воспитанников.
3. Культура и техника речи (16ч)
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней. Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.
4. Ритмопластика (3ч)
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
5. Основы театральной культуры (4ч)
Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре
6. Просмотрово-информационный (1ч)
Посещение театров.
7. Итоговое занятие. Планы на будущее (1 ч.)
Методическое обеспечение программы
Основные формы развития актерских способностей по данной программе - учебные упражнения, театральные развивающие игры, актерские этюды на базе личного опыта детей и драматизации по мотивам литературных произведений, сценические миниатюры и детские спектакли.
Данные формы предполагают использование комплекса методов обучения и воспитания: общих (по Ю.К. Бабанскому и С.А. Смирнову) и специфических.
Общие методы:
1. Методы организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности:
· получения новых знаний: беседа, мини-лекция, объяснение, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация;
· выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: прием «упражнение», практические работы, повторение.
· методы эмоционального стимулирования: создания ситуаций успеха, поощрение и порицание в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности;
· методы развития познавательного интереса: метод стимулирования занимательным содержанием, метод выстраивания вокруг учебного материала игрового сюжета, метод создания ситуаций творческого поиска.
2. Методы развития творческих способностей:
творческое задание;
игра и перевод игровой деятельности на творческий уровень.
3. Методы организации взаимодействия учащихся:
· прием взаимных заданий;
· создание ситуаций совместных переживаний.
Специфические методы:
· метод театрализации;
· метод эмоциональной драматургии;
· метод физических действий
· метод «оживления» куклы.
Важнейшими специальными методическими приёмами, применяемыми на занятиях по театральному искусству
для детей младшего школьного возраста, следует считать:
· выполнение учебных упражнений и этюдов по словесному заданию педагога;
· актерский тренинг;
· прием импровизации;
· прием создания нравственных переживаний
Список литературы рекомендуемой учащимся
1. Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. / М.: Росткнига, 2007.
2. Набор для творчества "Сказка из помпончиков" / Фан китс, 2009
3. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся выступать публично
4. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся понимать музыку/ Кирилл и Мефодий, 2010
Список литературы рекомендуемой для педагога
1. Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие школьника: Игры и занятия. – М.: АРКТИ, 2007
2. Васильев А.Ю., Лагачев Д.А. Уроки сценической речи. Музыкально-ритмический тренинг / Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2013
3. Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию. Учебно-методическое пособие. / М.: Центр педагогического образования, 2007
4. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. / М.: Флинта, 2010.
Интернет-ссылки:
1.Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2.Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
3. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10
4. Учительская копилка. http://uchkopilka.ru/
5. Сценарии Олеси Емельяновой http://www.olesya-emelyanova.ru
6. Школа моей мечты http://shkolabuduschego.ru
7. Домовенок. http://domovenok-as.ru
8. Ваше чудо. http://vashechudo.ru
Приложение
Календарно-тематическое планирование
Тема урока |
Количество часов |
УУД |
Вводное занятие (1ч) |
||
Вводное занятие |
1 |
Усвоение новых знаний, рассматриваемых на занятии |
Театральная игра (9 ч) |
||
Игра «Я – зритель» |
1 |
Уметь: выполнять упражнения для укрепления мышц диафрагмы, брюшного пресса, межрёберных мышц стоя, сидя, в движении. Уметь: выполнять упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных зажимов |
Что лишнее? Что изменилось? |
1 |
|
Жесты. Мимика. Позы |
1 |
|
Эмоции. Этюды с воображаемым предметом. |
1 |
|
Этюды на эмоции и вежливое поведение. |
1 |
|
Сказкотерапия |
1 |
|
Импровизация |
1 |
|
Пантомима. |
1 |
|
Этюды пантомимы. |
1 |
|
Культура и техника речи (16ч) |
||
Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. |
1 |
Знать: значение термина «речь», «речевой аппарат» Уметь: выполнять упражнения на координацию дыхания. Знать: понятия «голос», «сила голоса», «чистота звука», звукоподражание» Уметь: выполнять упражнения для развития сценического голоса. Уметь: грамотно артикулировать от лица персонажа |
Тренинг правильной сценической речи |
1 |
|
Постановка речевого голоса |
2 |
|
Диалог и монолог |
2 |
|
Речь в движении |
1 |
|
Работа над стихотворением и басней |
3 |
|
исполнительская задача в поэтическом произведении. |
3 |
|
Использование стихотворных сюжетов с элементами музыкально-ритмического оформления |
3 |
|
Ритмопластика (3ч) |
||
Пластические игры и упражнения |
1 |
Уметь грамотно артикулировать, сценически взаимодействовать с партнером |
Развитие свободы и выразительности телодвижений |
1 |
|
Упражнение «Зеркало» |
1 |
|
Основы театральной культуры(4ч) |
||
Поведение в театре |
1 |
Включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность |
«Закулисье» Игра-путешествие для зрителей |
1 |
|
Театральные профессии |
1 |
|
Работа на сцене. Развитие «чувства» сцены. |
1 |
|
Просмотрово-информационный (1ч) |
||
Просмотр классического или кукольного спектаклей |
1 |
Знать: изучаемые в программе термины |
Итоговое занятие (1ч) |
||
Итоговое занятие. Планы на будущее |
1 |
Знать: изучаемые в программе термины. Уметь: исполнять сюжетно-ролевые этюды выполнять упражнения на совершенствование речевой выразительности |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.