Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская чувств»
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская чувств»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
29.03.2021
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская чувств»
Специфика программы «Мастерская чувств» заключается в том, что при выполнении комплексов по технике речи, педагог включает элементы сценического движения, мастерства актёра; при разборе сценария также применяется метод действенного анализа, являющийся профессиональным инструментом при разборе произведения и роли.
Театральный кружок.doc

Содержание

1.                 Пояснительная записка………………………………………………………...............стр. 3-5

2.                 Планируемые результаты……………………………………………………………..стр. 5-6

3.                 Учебно-тематический план……………………………………………………………стр. 7

4.                 Содержание  курса……………………………………………………….……………...стр. 7-9

5.                 Методическое обеспечение программы ……………………………………………..стр. 9-11

6.                 Список литературы…………………………………………………………………….стр. 11-12

7.                 Приложение……………………………………………………………………………..стр. 13-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа «Мастерская чувств» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, методического конструктора внеурочной деятельности и примерной программы Д.В. Григорьева, П.В.Степанова М., «Просвещение», 2010.

Владеть искусством сценической речи  очень важно обучающимся, участвующим  в массовых школьных мероприятиях, праздниках, конкурсах – то есть выступающим на сцене. Им  необходима постоянная тренировка своего речевого аппарата и умение выстраивать линию словесного действия в соответствии с исполнительскими задачами. Им важно  научиться овладеть основами правильного дыхания, чёткого произношения, основами логики речи, а также расширять свой голосовой диапазон.

Программа обучения сценической речи направлена на развитие речевого дыхания, воспитание фонематического слуха, формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие ощущений артикуляционных движений и коррекцию нарушений устной речи.

В процессе работы у обучающихся повышается культура поведения, расширяется словарный запас, развивается  культура речевого общения, и как следствие этого - появляется свобода в общении с аудиторией.

Специфика программы «Мастерская чувств» заключается в том, что при выполнении комплексов по технике речи, педагог включает элементы сценического движения, мастерства актёра; при разборе сценария также применяется метод действенного анализа, являющийся профессиональным инструментом при разборе произведения и роли.


Цель

формирование и коррекция грамотной и выразительной речи обучающихся, приобретение

обучающимися исполнительских знаний, умений и навыков.

Задачи

  развивать интерес к сценическому искусству;

•    развивать     зрительное          и     слуховое    внимание, память, наблюдательность, находчивость

и фантазию, воображение, образное мышление;

  активизировать познавательный интерес;

  развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

  воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

  развивать чувство ритма и координацию движения;

  развивать речевое дыхание и артикуляцию

  пополнять словарный запас;

        познакомить детей с театральной терминологией;

        познакомить детей с видами театрального искусства;

        воспитывать культуру поведения в театре.

Адресность

Программа реализуется в течение одного года. Учебно-тематический план соотнесен с целями и задачами

программы, сроками, этапами и порядком её реализации.

Согласно учебному плану учреждения на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю (35 часов в год)

Учебная группа формируются из мальчиков и девочек одного возраста.

Оптимальная численность группы 30 человек.

Система занятий – групповая.

Режим – один раз в неделю.

Продолжительность одного занятия 45 минут.

Занятия состоят из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных

бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной

ориентации школьников.

Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

театральные игры; конкурсы; викторины; беседы; спектакли; праздники.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

итоговый – открытые занятия, спектакли, выступления.

 


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающиеся научатся:

§     включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

§     работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

§     обращаться за помощью;

§     формулировать свои затруднения;

§     предлагать помощь и сотрудничество;

§     слушать собеседника;

§     договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

§     формулировать собственное мнение и позицию;

§     осуществлять взаимный контроль;

§     адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

§     Обучающиеся получат возможность научиться:

§     читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

§     выразительному чтению;

§     различать произведения по жанру;

§     развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

§     видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

§     умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

 

 

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование компонентов и разделов

 

Теория

 

Практика

Количество часов

1

Вводное занятие

1

 

1

2

Театральная игра

 

9

9

3

Культура и техника речи

2

14

16

4

Ритмопластика

 

3

3

5

Основы театральной культуры

3

1

4

8

Просмотрово-информационный раздел

1

 

1

9

Итоговое  занятие

1

 

1

 

Итого

 

 

35 ч

 

Содержание курса

1.  Вводное занятие (1ч)

Решение организационных вопросов; подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.

2.  Театральная игра (9ч)

Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.

Диагностика творческих способностей воспитанников.

3.  Культура и техника речи (16ч)

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней. Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.

4.         Ритмопластика (3ч)

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.

«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».

5.                  Основы театральной культуры (4ч)


Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре

6.                   Просмотрово-информационный (1ч)

Посещение театров.

7.                  Итоговое занятие. Планы на будущее (1 ч.)

 

Методическое обеспечение программы

Основные формы развития актерских способностей по данной программе - учебные упражнения, театральные развивающие игры, актерские этюды на базе личного опыта детей и драматизации по мотивам литературных произведений, сценические миниатюры и детские спектакли.

Данные формы предполагают использование комплекса методов обучения и воспитания: общих (по Ю.К. Бабанскому и С.А. Смирнову) и специфических.

Общие методы:

1.                  Методы организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности:

·                    получения новых знаний: беседа, мини-лекция, объяснение, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация;

·                    выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: прием «упражнение», практические работы, повторение.

·                    методы эмоционального стимулирования: создания ситуаций успеха, поощрение и порицание в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности;

·                    методы развития познавательного интереса: метод стимулирования занимательным содержанием, метод выстраивания вокруг учебного материала игрового сюжета, метод создания ситуаций творческого поиска.

2.                  Методы развития творческих способностей:

творческое задание;

игра и перевод игровой деятельности на творческий уровень.

3. Методы организации взаимодействия учащихся:

·                    прием взаимных заданий;

·                    создание ситуаций совместных переживаний.

Специфические методы:

·                    метод театрализации;

·                    метод эмоциональной драматургии;

·                    метод физических действий

·                    метод «оживления» куклы.

Важнейшими специальными методическими приёмами, применяемыми на занятиях по театральному искусству

 для детей младшего школьного возраста, следует считать:

·                    выполнение учебных упражнений и этюдов по словесному заданию педагога;

·                    актерский тренинг;

·                    прием импровизации;

·                    прием создания нравственных переживаний

 

Список литературы  рекомендуемой учащимся

1.                 Соколова Т.Н.  Юным умникам и умницам. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. / М.: Росткнига, 2007.

2.                 Набор для творчества "Сказка из помпончиков" / Фан китс, 2009

3.                 Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся выступать публично

4.                 Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся понимать музыку/ Кирилл и Мефодий, 2010

Список литературы рекомендуемой  для педагога

1.                 Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие школьника: Игры и занятия. – М.: АРКТИ, 2007

2.                 Васильев А.Ю., Лагачев Д.А. Уроки сценической речи. Музыкально-ритмический тренинг / Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2013

3.                 Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию. Учебно-методическое пособие.  / М.: Центр педагогического образования, 2007

4.                 Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. / М.: Флинта, 2010.

Интернет-ссылки:

1.Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

 искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2.Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

3. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10

4. Учительская копилка.  http://uchkopilka.ru/

5. Сценарии Олеси Емельяновой http://www.olesya-emelyanova.ru

6. Школа моей мечты http://shkolabuduschego.ru

7. Домовенок. http://domovenok-as.ru

8. Ваше чудо. http://vashechudo.ru

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Количество часов

УУД

Вводное занятие (1ч)

          Вводное занятие

1

Усвоение новых знаний,   рассматриваемых на занятии

Театральная игра (9 ч)

Игра «Я – зритель»

1

Уметь: выполнять упражнения  для укрепления мышц диафрагмы, брюшного пресса, межрёберных мышц стоя, сидя, в движении. 

Уметь:  выполнять  упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных зажимов

Что лишнее? Что изменилось?

1

Жесты. Мимика. Позы

1

Эмоции. Этюды с воображаемым предметом.

1

Этюды на эмоции и вежливое поведение.

1

Сказкотерапия

1

Импровизация

1

Пантомима.

1

Этюды пантомимы.

1

Культура и техника речи (16ч)

Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения.

1

Знать: значение термина «речь», «речевой аппарат» Уметь: выполнять  упражнения на координацию дыхания.

Знать: понятия «голос», «сила голоса», «чистота звука», звукоподражание»

Уметь: выполнять  упражнения для развития сценического голоса.

Уметь: грамотно артикулировать от лица персонажа

Тренинг правильной сценической речи

1

Постановка речевого голоса

2

Диалог и монолог

2

Речь в движении

1

Работа над стихотворением и басней

3

  исполнительская задача в поэтическом произведении.

3

Использование стихотворных сюжетов с элементами музыкально-ритмического оформления

3

Ритмопластика (3ч)

Пластические игры и упражнения

1

   Уметь грамотно артикулировать,

сценически взаимодействовать с партнером

Развитие свободы и выразительности телодвижений

1

Упражнение  «Зеркало»

1

Основы театральной культуры(4ч)

Поведение в театре

1

Включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

«Закулисье» Игра-путешествие для зрителей

1

Театральные профессии

1

Работа на сцене. Развитие «чувства» сцены.

1

Просмотрово-информационный (1ч)

Просмотр классического или  кукольного спектаклей

1

Знать:  изучаемые в программе термины

Итоговое занятие (1ч)

Итоговое занятие. Планы на будущее

1

Знать:  изучаемые в программе термины.  Уметь:  исполнять   сюжетно-ролевые этюды выполнять упражнения на совершенствование речевой выразительности

 


Скачано с www.znanio.ru

Содержание 1.

Содержание 1.

Пояснительная записка Рабочая программа «Мастерская чувств» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, методического конструктора внеурочной деятельности и примерной программы

Пояснительная записка Рабочая программа «Мастерская чувств» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, методического конструктора внеурочной деятельности и примерной программы

Задачи • развивать интерес к сценическому искусству; • развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление; • активизировать познавательный интерес;…

Задачи • развивать интерес к сценическому искусству; • развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление; • активизировать познавательный интерес;…

Режим – один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут

Режим – один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут

Обучающиеся получат возможность научиться: § читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; § выразительному чтению; § различать произведения по жанру; § развивать речевое дыхание и…

Обучающиеся получат возможность научиться: § читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; § выразительному чтению; § различать произведения по жанру; § развивать речевое дыхание и…

Наименование компонентов и разделов

Наименование компонентов и разделов

Этюды на эмоции и вежливое поведение

Этюды на эмоции и вежливое поведение

Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом

Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом

Общие методы: 1.

Общие методы: 1.

Важнейшими специальными методическими приёмами, применяемыми на занятиях по театральному искусству для детей младшего школьного возраста, следует считать: · выполнение учебных упражнений и этюдов по словесному…

Важнейшими специальными методическими приёмами, применяемыми на занятиях по театральному искусству для детей младшего школьного возраста, следует считать: · выполнение учебных упражнений и этюдов по словесному…

Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию

Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию

Приложение Календарно-тематическое планирование

Приложение Календарно-тематическое планирование

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Закулисье» Игра-путешествие для зрителей 1

Закулисье» Игра-путешествие для зрителей 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2021