Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
ПРИНЯТА на заседании педагогического Совета от « 06 » сентября 2019 г. протокол № 1 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО ДДТ г. Холмска __________ (Леонова С.С.) « » сентября2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Умелые ручки»
Возраст учащихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования
Михновец Елена Алексеевна
г.Холмск 2019 г.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Современная психология и педагогика всё больше ориентируется на использование художественной деятельности в процессе воспитания и обучения детей.
Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации, предоставляет ребёнку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, способствует утверждению и познанию своего « Я».
Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими поделок повышает его самооценку, самопознание. Одним из универсальных средств является ручной труд.
Изготовление поделки – это не только выполнение определённых действий. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка.
Содержание программы «Умелые ручки» предполагает развитие творческих способностей детей при работе с бумагой и использовании и других материалов. Программа построена от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разных техник (объёмные поделки из бумаги, скручивание полосок, торцевание, коллажи из разных материалов, силуэтное вырезывание). В процессе реализации программы формируется способность детей отбирать нужные средства для выполнения работы, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, поразному комбинируя и трансформируя их.
1
Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. Помимо развития мелкой моторики у детей развивается пространственное восприятие, воображение, художественный вкус и аккуратность. Ребёнок учится сосредотачиваться на процессе изготовления поделок, следовать устным инструкциям. Занятия интересны для ребёнка. Он радуется результату своей работы. Свою поделку он может подарить маме, друзьям, использовать в игре. Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формирует адекватную самооценку у ребёнка, он становится уверенным в своих силах.
Направленность программы художественная.
Актуальность данной программы:
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно-эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового методолого–теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.
Отличительная особенность программы:
Программа дает возможность каждому воспитаннику дома детского творчества попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Возраст детей
Программа «Умелые ручки» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6-7лет. В объединение принимаются все желающие, без специального отбора. Группа постоянного состава. Занятия проводятся на базе МБДОУ№5 «Радуга». Рекомендуемое количество обучающихся в группе 15 человек.
Цель:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения приёмами и способами конструирования из бумаги и других материалов.
2
Программа ставит следующие задачи:
Образовательные:
1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
2.Познакомить со свойствами материалов и инструментами.
3.Научить применять инструменты и приспособления.
4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.
5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.
6.Обучить лепке из соленого теста.
7. Познакомить с технологией изготовления аппликации из лоскутков ткани.
8. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала,пластилина. Развивающие:
развить индивидуально-творческие способности воспитанников, потребности в личностном самоопределении в сфере прикладного искусства; развить мелкую моторику через овладение многообразными ручными операциями.
Воспитательные:
воспитать уважительное отношение к труду, аккуратность, усидчивость и терпение; научить самовыражению и работе в коллективе.
Данная программа дополнительного образования состоит из четырёх блоков:
1. Работа с бумагой и картоном;
2. Работа с солёным тестом;
3. Работа с природным и бросовым материалом; 4. Работа с тканью.
3
Блок «Работа с бумагой и картоном» - один из распространённых видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закрепленных на другом материале, принятых за фон. Большая роль принадлежит цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса у детей.
Блок «Работа с солёным тестом» - солёное тесто превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интересных поделок, в том числе целые картины. Это не только увлекательное, но и очень полезное занятие, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти.
Блок «Работа с природным и бросовым материалом» - работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, и формирования первых трудовых навыков. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное- этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Блок «Работа с тканью» - работая с тканью, ребенок развивает тактильное восприятие окружающего мира, тренирует воображение и учится творчеству.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 72 часа в год.
Занятия проводятся:
Два раза в неделю по 30 минут.
4
Учебно-тематический план программы «Умелые ручки»
ОДИН ГОД ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы
(один год обучения)
1.Вводное занятие. (1 час)
• Правила техники безопасности.
• Правильное положение рук и туловища во время работы.
• Инструменты и материалы, необходимые для работы.
• Организация рабочего места.
• Цель и задачи объединения.
• Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий.
2. Работа с бумагой и картоном. (14 часов)
2.1. Художественное моделирование из бумаги путем сгибания. (7 часов)
• Знакомство с техникой оригами.
• Схемы оригами.
• Условные обозначения.
• Эстетическое оформление работ. Практика. (6 часа)
• Складывание полоски и прямоугольника «гармошкой».
• Складывание фигур из квадрата. Составление композиций.
2.2. Вырезание и аппликация. Бумага. (2 часа)
• Знакомство с терминами «аппликация», «симметрия», «асимметрия», «плоская аппликация», «объемная аппликация». Практика. (1час)
• Изготовление деталей по шаблонам и трафаретам.
• Изготовление аппликации из кругов.
• Изготовление геометрической мозаики.
• Конструкции из полосок бумаги.
• Составление из композиций.
• Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
2.3. Вырезание и аппликация. Работа с текстильными материалами. (5 часов)
• Знакомство с понятием «текстиль», его видами.
• Приемы использования текстиля в аппликации. Практика. (4часа)
• Изготовление аппликации из цельных нитей.
• Изготовление аппликации из резанных нитей.
• Изготовление геометрической мозаики.
• Составление композиций.
• Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
3. Работа с солёным тестом. (15 часов)
3.1. Способы изготовления солёного теста. (5 часов)
• История лепки из солёного теста. Практика. (3 часа)
• Изготовлением солёного теста по различным рецептам. Смешивание цветов.
3.2. Изготовление объемных фигур. (5 часов)
• Технология изготовления объемных фигур. Практика. (4 часа)
• Изготовление сказочных фигур.
• Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
3.3. Композиции из солёного теста. (5 часов)
Использование крупных и мелких элементов при изготовлении работы.
• Изготовление фона.
• «Рисование» жгутиками.
• «Печатание» по тесту.
• Составление композиций.
• Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
4. Работа с природным и бросовым материалом. (14 часов)
4.1. Коллективная работа «Театр кукол». (5 часов)
• Развитие творчества и умения работать в коллективе.
• Научить использованию нужным материалом для работы. Практика. (4 часа)
• Выбор материала для работы.
• Технология выполнения изделий.
• Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ. Демонстрация готовых работ в виде спектакля.
4.2. Изготовление панно из природного и бросового материала.
• Знакомство с различным природным материалом. Практика. (7 часов)
• Выбор фона для изделия.
• Изготовление панно.
• Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
5. Работа с тканью. (15 часов)
5.1. Подборка тканей для изготовления различных видов изделий. (2 часов) Теория. (1 час)
• Виды и свойства тканей. Практика. (1 час )
• Выбор ткани для будущей аппликации.
• Обводка шаблонов по ткани.
• Контурное вырезание деталей.
5.2. Изготовление аппликаций. (13 часов)
• Самостоятельный выбор ткани.
• Изготовление аппликации по образцу и без него.
• Выбор фона для будущей работы.
• Подбор материалов.
• Обводка шаблонов.
• Контурное вырезание деталей.
• Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
6. Итоговое занятие. (1 час)
Обобщение пройденного материала, тестирование знаний, полученных на занятиях. Подготовка к итоговой выставке.
Оформление выставки.
Календарно-тематический план по программе «Умелые ручки» 1 год обучения 2019-2020 г.
Планируемые результаты:
К концу обучения:
1. Дети должны знать:
ü правила техники безопасности;
ü особенности природного и бросового материала, ткани, бумаги;
ü эстетическое оформление работ;
ü основные приемы выполнения аппликации.
2. Дети должны уметь:
ü пользоваться инструментами;
ü осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ходом и результатами;
ü получать информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы;
ü изготавливать изделия из материалов по рисунку, эскизу;
ü выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
ü осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.
3. Дети приобретут:
ü навыки аккуратности и трудолюбия; ü основные навыки работы в группе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
1. Составление выставок лучших работ; 2. Участие в районных выставках.
Методическое обеспечение программы
Программа предлагает инновационные формы организации занятий в системе дополнительного образования детей, эффективные методы образовательно-воспитательной работы с детьми: беседы, игры-путешествия, выставка-праздник, занятия-практикумы, выставка изделий. В процессе работы используются информационно-методические материалы.
Программа построена так, что учащиеся преодолевают одно затруднение за другим, переходя от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности, в процессе художественного творчества.
Работа учащихся организуется таким образом, чтобы она способствовала не только углублению и закреплению знаний и умений, но и формирования умения самостоятельно планировать свою деятельность, способность к самооценке и самоконтролю.
Большую роль в успехе реализации программы объединения «Чудеса своими руками» играет необходимое умение педагога создать на каждом занятии атмосферу доброжелательности, добросовестности, взаимопонимания, которая укрепляет веру в себя, в свои возможности.
Также для успешной реализации программы применяются следующие методы:
– Репродуктивные (тренировочные упражнения по изготовлению элементов или деталей изделия);
– Словесные (викторины, беседы, составление плана устно и т.д.); – Проблемный (поиск ответов на поставленный вопрос и т.п.); – Основной метод проведения занятий – практический.
На занятиях применяются различные педагогические технологии. Это может быть методика развивающего обучения, проектирование. Тогда же говорится об областях применения данного приема, дается творческое задание. Дети используют его, додумывая детали.
В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:
• Определение задачи;
• Его обсуждение;
• Воплощение в материале; Анализ работы.
Так выполняется изготовление поделок.
ИКТ в образовательном процессе по дополнительному образованию детей используют:
ü Для моделирования занятий в объединении – показ образцов готовых работ, выставки работ прикладного творчества, музейных экспонатов, защита и демонстрация творческих проектов;
ü Для контроля и учета ЗУН воспитанников объединения – подготовка тестовых заданий, оформление результатов промежуточной и итоговой аттестации воспитанников.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимо:
1. Помещение, соответствующее нормам СанПиН.
2. Мебель, соответствующая нормам СанПиН.
3. Наглядные пособия и материалы:
– журналы, книги, брошюры по прикладному искусству;
– методические пособия, образцы готовых изделий;
– расходный материал – белая и цветная бумага, картон, клей, ножницы, линейки, карандаши, лоскутки ткани, природный материал, бросовый материал, солёное тесто.
4. Компьютерная техника: компьютер, экран, проектор.
Список литературы
Литература для педагога:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Все об оригами. – СПб.: ООО «СЗКЭО»Кристалл», 2006.
2. Давыдова Г.Н., Детский дизайн. Пластилинография. – М.: «Скрипторий 2003», 2006.
3. Давыдова Г.Н., Пластилинография – 2. – М.: «Скрипторий 2003», 2006.
4. Давыдова Г.Н., Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: «Скрипторий 2003», 2007.
5. Молотобарова О.С., Кружок – изготовление сувениров-игрушек. – М.: просвещение, 1999.
6. Петрова И.М., Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – Спбю: «Детство-Пресс» 2007.
7. ФронксДилис, Аппликации из ткани. – М.: Мой мир, 2007.
Литература для учащихся и родителей:
1. Гульянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала.
– М.: Просвещение, 1991.
2. Гусакова М.А., Аппликация. – М.: Просвещение, 1997.
3. Курицина С.П., Оригами игрушки из бумаги. – Дельта, 2000.
4. Соколова С., Театр оригами. Игрушки из бумаги. – М.: Эксмо, 2006.
5. Шептуля А., Домашние обереги своими руками. – М.: Эксмо, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.