Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»

Оценка 4.7
Образовательные программы
pdf
Детсад
15.02.2020
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности  «Умелые ручки»
Умелые ручки.pdf

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

ПРИНЯТА на заседании педагогического Совета от « 06 »   сентября 2019 г.

протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО ДДТ г. Холмска __________ (Леонова С.С.) «   » сентября2019 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Умелые ручки»

Возраст учащихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

Педагог дополнительного образования

Михновец Елена Алексеевна

г.Холмск 2019 г.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. 

Современная психология и педагогика всё больше ориентируется на использование художественной деятельности в процессе воспитания и обучения детей.

Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации, предоставляет ребёнку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, способствует утверждению и познанию своего « Я».

Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими поделок повышает его самооценку, самопознание.   Одним из универсальных средств является ручной труд.

Изготовление поделки – это не только выполнение определённых действий. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать  задание, планировать ход его выполнения.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка. 

Содержание программы «Умелые ручки» предполагает развитие творческих способностей детей при работе с бумагой и использовании и  других материалов. Программа построена от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разных техник (объёмные поделки из бумаги, скручивание полосок, торцевание, коллажи из разных материалов, силуэтное вырезывание). В процессе реализации программы формируется способность детей отбирать нужные средства для выполнения работы, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, поразному комбинируя и трансформируя их.

1

Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное  и эстетическое развитие детей. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. Помимо развития мелкой моторики у детей развивается пространственное восприятие, воображение, художественный вкус и аккуратность. Ребёнок учится сосредотачиваться на процессе изготовления поделок, следовать устным инструкциям. Занятия  интересны для ребёнка. Он радуется результату своей работы. Свою поделку он может подарить маме, друзьям, использовать в игре. Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формирует адекватную самооценку у ребёнка, он становится уверенным в своих силах.

Направленность программы художественная.

Актуальность данной программы:

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной  мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно-эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового методолого–теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.

Отличительная особенность программы:

Программа дает возможность каждому воспитаннику дома детского творчества попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.  

Возраст детей

Программа «Умелые ручки» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6-7лет. В объединение принимаются все желающие, без специального отбора. Группа постоянного состава. Занятия проводятся на базе МБДОУ№5 «Радуга». Рекомендуемое количество обучающихся в группе 15 человек.

Цель:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения приёмами и способами конструирования из бумаги и других материалов.

2

Программа ставит следующие задачи:

Образовательные:

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2.Познакомить со свойствами материалов и инструментами.

3.Научить применять инструменты и приспособления.

4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.

6.Обучить лепке из соленого теста.

7.  Познакомить с технологией изготовления аппликации из лоскутков ткани.

8.  Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала,пластилина. Развивающие:

развить индивидуально-творческие способности воспитанников, потребности в личностном самоопределении в сфере прикладного искусства; развить мелкую моторику через овладение многообразными ручными операциями.

Воспитательные:

воспитать уважительное отношение к труду, аккуратность, усидчивость и терпение; научить самовыражению и работе в коллективе.

Данная программа дополнительного образования состоит из четырёх блоков:

1.                 Работа с бумагой и картоном;

2.                 Работа с солёным тестом;

3.                 Работа с природным и бросовым материалом; 4. Работа с тканью.

3

Блок «Работа с бумагой и картоном» - один из распространённых видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закрепленных на другом материале, принятых за фон. Большая роль принадлежит цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса у детей.

Блок «Работа с солёным тестом» - солёное тесто превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интересных поделок, в том числе целые картины. Это не только увлекательное, но и очень полезное занятие, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти.

Блок «Работа с природным и бросовым материалом» - работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, и формирования первых трудовых навыков. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное- этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Блок «Работа с тканью» - работая с тканью, ребенок развивает тактильное восприятие окружающего мира, тренирует воображение и учится творчеству.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 72 часа в год.

Занятия проводятся:

Два раза в неделю по 30 минут.

4

Учебно-тематический план программы «Умелые ручки»

ОДИН ГОД ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы

(один год обучения)

1.Вводное занятие. (1 час)

Теория. (1 час)

      Правила техники безопасности.

      Правильное положение рук и туловища во время работы.

      Инструменты и материалы, необходимые для работы.

      Организация рабочего места.

      Цель и задачи объединения.

      Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий.

2.   Работа с бумагой и картоном. (14 часов)

2.1. Художественное моделирование из бумаги путем сгибания. (7 часов)

Теория. (1час)

      Знакомство с техникой оригами.

      Схемы оригами.

      Условные обозначения.

      Эстетическое оформление работ. Практика. (6 часа)

      Складывание полоски и прямоугольника «гармошкой».

      Складывание фигур из квадрата. Составление композиций.

2.2. Вырезание и аппликация. Бумага. (2 часа)

Теория. (1 час)

  Знакомство с терминами «аппликация», «симметрия», «асимметрия», «плоская аппликация», «объемная аппликация». Практика. (1час)

  Изготовление деталей по шаблонам и трафаретам.

  Изготовление аппликации из кругов.

  Изготовление геометрической мозаики.

  Конструкции из полосок бумаги.

  Составление из композиций.

  Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.

2.3. Вырезание и аппликация. Работа с текстильными материалами. (5 часов)

Теория. (1 час)

  Знакомство с понятием «текстиль», его видами.

  Приемы использования текстиля в аппликации. Практика. (4часа)

  Изготовление аппликации из цельных нитей.

  Изготовление аппликации из резанных нитей.

  Изготовление геометрической мозаики.

  Составление композиций.

  Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.

3.   Работа с солёным тестом. (15 часов)

3.1. Способы изготовления солёного теста. (5 часов)

Теория. (2 часа)

             История лепки из солёного теста. Практика. (3 часа)

             Изготовлением солёного теста по различным рецептам. Смешивание цветов.

3.2. Изготовление объемных фигур. (5 часов)

Теория. (1 час)

  Технология изготовления объемных фигур. Практика. (4 часа)

  Изготовление сказочных фигур.

  Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.

3.3. Композиции из солёного теста. (5 часов)

Теория. (1 час)

Использование крупных и мелких элементов при изготовлении работы.

Практика. (4 часа)

      Изготовление фона.

      «Рисование» жгутиками.

      «Печатание» по тесту.

      Составление композиций.

      Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.

4.   Работа с природным и бросовым материалом. (14 часов)

4.1. Коллективная работа «Театр кукол». (5 часов)

Теория. (1 час)

      Развитие творчества и умения работать в коллективе.

      Научить использованию нужным материалом для работы. Практика. (4 часа)

      Выбор материала для работы.

      Технология выполнения изделий.

      Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ. Демонстрация готовых работ в виде спектакля.

4.2. Изготовление панно из природного и бросового материала.

Теория. (2 часа)

  Знакомство с различным природным материалом. Практика. (7 часов)

  Выбор фона для изделия.

  Изготовление панно.

  Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.

5.   Работа с тканью. (15 часов)

5.1.   Подборка тканей для изготовления различных видов изделий. (2 часов) Теория. (1 час)

  Виды и свойства тканей. Практика. (1 час )

  Выбор ткани для будущей аппликации.

  Обводка шаблонов по ткани.

  Контурное вырезание деталей.

5.2.   Изготовление аппликаций. (13 часов)

Теория. (0.5 часа)

      Самостоятельный выбор ткани.

      Изготовление аппликации по образцу и без него.

Практика. (12.5 часов)

      Выбор фона для будущей работы.

      Подбор материалов.

      Обводка шаблонов.

      Контурное вырезание деталей.

      Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.

6. Итоговое занятие. (1 час)

Теория. (0.5 часа)

Обобщение пройденного материала, тестирование знаний, полученных на занятиях. Подготовка к итоговой выставке.

Практика. (0.5 часа)

Оформление выставки.

  Календарно-тематический план по программе «Умелые ручки» 1 год обучения 2019-2020 г.




Планируемые результаты:

К концу обучения:

1.   Дети должны знать:

ü правила техники безопасности;

ü особенности природного и бросового материала, ткани, бумаги;

ü эстетическое оформление работ;

ü основные приемы выполнения аппликации.

2.   Дети должны уметь:

ü пользоваться инструментами;

ü осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ходом и результатами;

ü получать информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы;

ü изготавливать изделия из материалов по рисунку, эскизу;

ü выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;

ü осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.

3.   Дети приобретут:

ü навыки аккуратности и трудолюбия; ü основные навыки работы в группе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

1. Составление выставок лучших работ; 2. Участие в районных выставках.

Методическое обеспечение программы

Программа предлагает инновационные формы организации занятий в системе дополнительного образования детей, эффективные методы образовательно-воспитательной работы с детьми: беседы, игры-путешествия, выставка-праздник, занятия-практикумы, выставка изделий. В процессе работы используются информационно-методические материалы.

Программа построена так, что учащиеся преодолевают одно затруднение за другим, переходя от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности, в процессе художественного творчества.

Работа учащихся организуется таким образом, чтобы она способствовала не только углублению и закреплению знаний и умений, но и формирования умения самостоятельно планировать свою деятельность, способность к самооценке и самоконтролю.

Большую роль в успехе реализации программы объединения «Чудеса своими руками» играет необходимое умение педагога создать на каждом занятии атмосферу доброжелательности, добросовестности, взаимопонимания, которая укрепляет веру в себя, в свои возможности.

Также для успешной реализации программы применяются следующие методы:

        Репродуктивные (тренировочные упражнения по изготовлению элементов или деталей изделия);

        Словесные (викторины, беседы, составление плана устно и т.д.); –     Проблемный (поиск ответов на поставленный вопрос и т.п.); –     Основной метод проведения занятий – практический.

На занятиях применяются различные педагогические технологии. Это может быть методика развивающего обучения, проектирование. Тогда же говорится об областях применения данного приема, дается творческое задание. Дети используют его, додумывая детали.

В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:

      Определение задачи;

      Его обсуждение;

      Воплощение в материале; Анализ работы.

Так выполняется изготовление поделок.

ИКТ в образовательном процессе по дополнительному образованию детей используют:

ü Для моделирования занятий в объединении – показ образцов готовых работ, выставки работ прикладного творчества, музейных экспонатов, защита и демонстрация творческих проектов;

ü Для контроля и учета ЗУН воспитанников объединения – подготовка тестовых заданий, оформление результатов промежуточной и итоговой аттестации воспитанников.

Условия реализации программы

Для успешной реализации  данной программы необходимо:

1.     Помещение, соответствующее нормам СанПиН.

2.     Мебель, соответствующая нормам СанПиН.

3.     Наглядные пособия и материалы:

        журналы, книги, брошюры по прикладному искусству;

        методические пособия, образцы готовых изделий;

        расходный материал – белая и цветная бумага, картон, клей, ножницы, линейки, карандаши, лоскутки ткани, природный материал, бросовый материал, солёное тесто.

4. Компьютерная техника: компьютер, экран, проектор.

Список литературы

Литература для педагога:

1.     Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Все об оригами. – СПб.: ООО «СЗКЭО»Кристалл», 2006.

2.     Давыдова Г.Н., Детский дизайн. Пластилинография. – М.: «Скрипторий 2003», 2006.

3.     Давыдова Г.Н., Пластилинография – 2. – М.: «Скрипторий 2003», 2006.

4.     Давыдова Г.Н., Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: «Скрипторий 2003», 2007.

5.     Молотобарова О.С., Кружок – изготовление сувениров-игрушек. – М.: просвещение, 1999.

6.     Петрова И.М., Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – Спбю: «Детство-Пресс» 2007.

7.     ФронксДилис, Аппликации из ткани. – М.: Мой мир, 2007.

Литература для учащихся и родителей:

1.     Гульянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала.

– М.: Просвещение, 1991.

2.     Гусакова М.А., Аппликация. – М.: Просвещение, 1997.

3.     Курицина С.П., Оригами игрушки из бумаги. – Дельта, 2000.

4.     Соколова С., Театр оригами. Игрушки из бумаги. – М.: Эксмо, 2006.

5.     Шептуля А., Домашние обереги своими руками. – М.: Эксмо, 2006.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека

Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей

Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей

Программа ставит следующие задачи:

Программа ставит следующие задачи:

Большая роль принадлежит цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса у детей

Большая роль принадлежит цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса у детей

Содержание программы (один год обучения) 1

Содержание программы (один год обучения) 1

Правильное положение рук и туловища во время работы

Правильное положение рук и туловища во время работы

Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ

Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ

Технология выполнения изделий. •

Технология выполнения изделий. •

Практика. (0.5 часа) Оформление выставки

Практика. (0.5 часа) Оформление выставки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности  «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности  «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности  «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности  «Умелые ручки»

Планируемые результаты: К концу обучения: 1

Планируемые результаты: К концу обучения: 1

В процессе работы используются информационно-методические материалы

В процессе работы используются информационно-методические материалы

Для моделирования занятий в объединении – показ образцов готовых работ, выставки работ прикладного творчества, музейных экспонатов, защита и демонстрация творческих проектов; ü

Для моделирования занятий в объединении – показ образцов готовых работ, выставки работ прикладного творчества, музейных экспонатов, защита и демонстрация творческих проектов; ü

Гульянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала

Гульянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2020