Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Дмитриевка Ершовского района Саратовской области»
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МОУ «СОШ с. Дмитриевка Ершовского района Саратовской области»
Протокол № 4 от 16.05.2022г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ с. Дмитриевка Ершовского района Саратовской области» ____________ /Г.К. Абулхаирова/ Приказ № 79 от 16.05.2022г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ
Возраст детей – 7-14 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель: Должникова Елена Дмитриевна, педагог дополнительного образования
с. Дмитриевка, 2022 г.
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная студия» ориентирует на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к
образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь
параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и
обогащает его. Участники студии научатся уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, научатся преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная студия» МОУ «СОШ с.Дмитриевка Ершовского района Саратовской области» разработана в рамках художественной направленности в соответствии с:
- «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28сентября 2020 года №28 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МОУ «СОШ с.Дмитриевка Ершовского района Саратовской области».
Так как в течение учебного года возникает непреодолимая сила, или форс-мажор – обстоятельства (эпидемия, карантин, погодные условия и прочее), не позволяющие осуществлять обучение в обычной (очной) форме, программа реализуется с помощью электронных (дистанционных) технологий.
Актуальность.
Театральное искусство в силу своей эмоциональной наполненности, комплексного воздействия на зрителя и юного актёра, приобретает всё большее значение в духовном, нравственном и патриотическом воспитании детей и юношества. Именно, как целостная система, театральное воспитание в значительной мере способствует интеллектуальному, эстетическому и эмоциональному развитию ребёнка. Театральные занятия позволяют учащимся тренировать внимание, воображение, память, мышление, волю. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнёрами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, ребенок овладевает способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него формируются начальные формы волевого управления поведением. Все выше перечисленные качества необходимы личности в современном динамично развивающемся обществе.
Новизна заключается в стремлении создать атмосферу искусства, сделать занятия радостными, увлекательными. На каждом занятии дети слышат и усваивают прекрасную речь наших классиков и ясную мелодичную полную лирики и юмора речь народного творчества.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет быть более успешными в социуме. Известно, что одной из самых важных потребностей детей является потребность в общении. В этой связи одной из приоритетных задач является развитие у них качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Реализация программы позволяет включить в механизм
воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой
самореализации.
Программа предоставляет
возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить
обучающихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта,
безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению.
Отличительными особенностями программы являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию учащихся посредством театральной деятельности, где учащийся выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным дисциплинам (занятия по культуре речи, литературе, живописи, технологии);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество подростка, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Атмосфера доверия, сотрудничества обучающихся и педагога, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств, способствует успешному развитию индивидуальности учащегося.
Адресат, возрастные особенности. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 7 до 14 лет. Рекомендуемый состав группы – от 10 человек. При наборе принимаются все желающие. Состав коллектива постоянный. Зачисление обучающихся в объединение производится по заявлению родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.
Программа предусматривает возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями: имеющих мотивацию к предметной области программы, талантливых, одаренных, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Психолого-педагогические особенности возрастной категории учащихся.
1 группа: 7 -10 лет.
В этой группе занимаются дети младшего школьного возраста. В этом возрасте ведущий вид деятельности – игра. Его восприятие становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Этот возраст наиболее благоприятный для развития памяти и интенсивного роста словарного состава речи. Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. В два раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Самым важным личностным механизмом считается соподчинение мотивов. Обучающиеся начинают усваивать этические нормы поведение, принятые в обществе.
2 группа: 11 – 14 лет
В этой группе занимаются дети среднего школьного возраста. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является феноменом, на котором протекает психологический кризис. Ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Подросток считает себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Активно начинают развиваться творческие способности. Появляются критичность мышления, формируется самоанализ. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и даже идёт на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию.
Программа составлена в соответствии с данными психолого-педагогических особенностей школьников данного возраста.
Объем и сроки реализации программы. Программа рассчитана на один год обучения. Общий объем программы - 72 часа(36 недель).
Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Один час приравнивается к стандартной продолжительности занятия в 45 минут, с перерывом 10 минут между занятиями.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для реализации и развития творческого потенциала обучающихся средствами театрального искусства.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с основными понятиями по теории и истории театрального искусства;
- сформировать речевую культуру;
- развить познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства
развивающие:
- формирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей;
- развитие умения использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;
- формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать свою деятельность.
воспитательные:
- воспитывать патриотизм через занятия театральным творчеством;
- формирование социального опыта;
- развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера.
1.3. Планируемые результаты.
К концу обучения по данной программе обучающиеся должны получить следующие результаты:
предметные результаты:
- сформированы знания основных понятий по теории и истории театрального искусства;
- сформирована речевая культура;
-сформированы познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства
метапредметные результаты:
- сформированы потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей;
- сформированы умения использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;
- сформировано аналитического мышления, умения объективно оценивать свою деятельность.
личностные результаты:
- сформирован патриотизм через занятия театральным творчеством;
- сформирован социальный опыт;
- сформированы внутренняя (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешняя (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера.
1.4. Содержание программы.
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральная студия» (72 часа).
№ п\п |
Перечень разделов и тем
|
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
Общее |
Теория |
Практика |
|||
Модуль №1. Страна театральных игр |
|||||
1 |
Вводное занятие Знакомство с учащимися. Знакомство с программой обучения: цели и задачи, перспективы творческого роста. Правила поведения на занятии для учащихся.
|
2 |
1 |
1 |
Викторина (Онлайн-викторина) |
2 |
Раздел 1. Театр, как вид искусства. История театра. Эволюция театра. Многообразие выразительных средств в театре.
|
8 |
4 |
4 |
Наблюдение Блиц-опрос, самостоятельные импровизации (Онлайн-опрос, онлайн-мини импровизация) |
3 |
Раздел 2. «Осенние дары»: знакомство с народными традициями и устным народным творчеством |
12 |
2 |
10 |
Наблюдение Практикум. Игра. Инсценировка (Онлайн-игра, онлайн-праздник) |
Народные обычаи и обряды: Сентябрь (встреча осени, Осенины, Семёнов день, праздник урожая), Октябрь («свадебник», «Покров»- покровские ярмарки), Ноябрь- сентябрев внук, октябрёв сын, зиме-родной батюшка |
|||||
Устное народное творчество: Осенние заклички, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, попевки, частушки |
|||||
Музыкально – фольклорные игры: «Царь-горох», «Яша», «Щеточка», «Три-та-та», «У дядюшки Трифона», «Маланья» |
|||||
Праздник «Яблочные посиделки» |
|||||
4 |
Раздел 3. Зимние забавы: знакомство с народными традициями и устным народным творчеством |
24 |
4 |
20 |
Наблюдение Практикум. Игра. Инсценировка (Онлайн-игра, онлайн-инсценировка) |
Народные обычаи и обряды: Декабрь – Студень, «Святки»(Святочные вечера, Святочные гадания); Январь- Просинец: «Рождество», «Крещение»; Февраль- Бокогрей: «Масленица»- проводы зимы |
|||||
Устное народное творчество: Пословицы, поговорки, загадки о зиме, народные приметы |
|||||
Музыкально-фольклорные игры: «Зрячие жмурки», «Колпак мой треугольный», «Бабка-Ежка» |
|||||
Инсценировка русской народной сказки |
|||||
5 |
Раздел 4. Встреча весны: знакомство с народными традициями и устным народным творчеством |
24 |
4 |
20 |
Наблюдение Практикум. Игра. Инсценировка (Онлайн-игра, онлайн-инсценировка) |
Народный календарь, обычаи и обряды: Март-Протальник; Апрель-Снегогон: «Благовещенье», «Вербное воскресенье»; Май-Травень: «Пасха» |
|||||
Устное народное творчество: Пословицы, поговорки, загадки о зиме, народные приметы |
|||||
Музыкально-фольклорные игры: «Кострома», «Колпачок», «Репка», «Я-главный повар» |
|||||
Драматизация отрывков из произведений авторов: В.Сутеева, К.Чуковского, С.Маршака |
|||||
6 |
Итоговое занятие. Спектакль |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение Показ спектакля (Онлайн- спектакль) |
|
|
72 |
16 |
56 |
|
Содержание учебного плана.
1.Вводное занятие (2ч)
Теория: (Очно/дистанционно)
Знакомство с учащимися. Знакомство с программой обучения: цели и задачи, перспективы творческого роста. Правила поведения на занятии для учащихся.
Практика: (Очно/дистанционно)
Участие в викторине
2.Театр, как вид искусства (8ч)
Теория: (Очно/дистанционно)
Первоначальные представления о театре как виде искусства. История театра. Эволюция театра. Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр. Многообразие выразительных средств в театре. Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер. Разъяснение выражений «зрительская культура», «театр начинается с вешалки»
Знакомство с правилами (поведения в общественных местах-театре, правилами дорожного движения, этикетом)
Практика: (Очно/дистанционно)
Творческие игры; Игра «Что такое театр?». Инсценировка отрывков из произведений А.Усачева, Н.Павловой, М.Пляцковского. Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
3. «Осенние дары»: знакомство с народными традициями и устным народным творчеством (12ч)
Теория: (Очно/дистанционно)
Народные обычаи и обряды: Сентябрь (встреча осени, Осенины, Семёнов день, праздник урожая), Октябрь («свадебник», «Покров» - покровские ярмарки), Ноябрь - сентябрев внук, октябрёв сын, зиме-родной батюшка. Знакомство с устным народным творчеством.
Практика: (Очно/дистанционно)
Разучивание осенних закличек, считалок, пословиц, поговорк, скороговорок, частушек. Музыкально – фольклорные игры: «Царь-горох», «Яша», «Щеточка», «Три-та-та», «У дядюшки Трифона», «Маланья». Участие в праздничной программе «Яблочные посиделки».
4. Зимние забавы: знакомство с народными традициями и устным народным творчеством (24ч)
Теория: (Очно/дистанционно)
Народные обычаи и обряды: Декабрь – Студень, «Святки»(Святочные вечера, Святочные гадания); Январь- Просинец: «Рождество», «Крещение»; Февраль- Бокогрей: «Масленица»- проводы зимы. Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, народными приметами, загадками о зиме.
Практика: (Очно/дистанционно)Разучивание пословиц, поговорок. Участие в музыкально-фольклорных играх: «Зрячие жмурки», «Колпак мой треугольный», «Бабка-Ежка». Инсценировка русской народной сказки
5. Встреча весны: знакомство с народными традициями и устным народным творчеством (24ч)
Теория: (Очно/дистанционно)
Народный календарь, обычаи и обряды: Март-Протальник; Апрель-Снегогон: «Благовещенье», «Вербное воскресенье»; Май-Травень: «Пасха». Знакомство с устным народным творчеством. Приемы устного народного творчества в произведениях К.Чуковского, В.Сутеева, С.Маршака
Практика (Очно/дистанционно):
Разучивание пословиц и поговорок о весне. Музыкально-фольклорные игры: «Кострома», «Колпачок», «Репка», «Я-главный повар». Драматизация отрывков из произведений авторов: В.Сутеева, К.Чуковского, С.Маршака.
6. Итоговое занятие (2ч)
Практика: (Очно/дистанционно)
Спектакль – инсценировка сказки
1.5. Формы аттестации/контроля, их периодичность.
Основными формами подведения итогов по программе являются входная диагностика, текущий контроль, проведение итоговой аттестации учащихся .
Предметные результаты:
- входная диагностика, проводится в начале года с целью изучения личности каждого ребенка и его мотивации: наблюдение за увлечённостью и поведением обучающихся; беседа, направленная на изучение мотива деятельности.
- текущая диагностика проводится на каждом занятии для анализа самостоятельной и творческой работы обучающихся в форме наблюдения, устного опроса, творческого задания, инсценировки.
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения достигнутого уровня знаний, умений и навыков обучающихся в форме инсценировки сказки.
Метапредметные и личностные результаты:
Текущий контроль проводится с использованием метода педагогического наблюдения в ходе проведения театрализованных представлений, миниатюр, инсценировок.
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Методическое обеспечение.
Обучение проводится и реализуется в очной форме с использованием электронных (дистанционных) технологий.
Программа рассчитана на ознакомление обучающихся с театральной деятельностью, получения необходимых умений и навыков. Она носит выраженный деятельностный характер, создает возможность активного практического погружения детей в театральную деятельность. Программа состоит из 4-х разделов, каждый из которых нацелен на решение определённых задач.
Раздел 1. Театр, как вид искусства – знакомит с историей развития театра, правилами поведения в общественных местах (театре), этикетом и т.д.
Раздел 2. «Осенние дары», раздел 3. «Зимние забавы», раздел 4. «Встреча весны» -
знакомят обучающихся с народными традициями и устным народным творчеством, обычаями и обрядами разных времен года, фольклорными играми и праздниками.
Формы организации образовательного процесса.
- групповая;
-индивидуально-групповая (педагог уделяет внимание нескольким воспитанникам на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно)
-Электронная (дистанционная).
Формы взаимодействия субъектов образовательного процесса в случае электронного обучения с применением дистанционных технологий предусматривается взаимодействие с педагогом, обучающимися, родителями – помощниками в техническом обеспечении образовательного процесса
Формы проведения занятий.
Беседа, практикум, игра-имитация, викторина, инсценировка, ролевой диалог, спектакль.
При реализации программы используются различные методы обучения:
словесные: рассказ, чтение вслух, разучивание;
наглядные: показ, демонстрация костюмов и декораций;
практические: инсценировки, фольклорные игры, спектакли;
игровые: ролевые игры, викторины, имитации.
Приемы обучения обучающихся - это создание ситуации успеха, использование дифференцированного и индивидуального подходов, возможность поделиться своими достижениями и успехами, возможность каждого обучающегося видеть своё движение вперёд, педагогическое сотрудничество и др.
Педагогические технологии.
№ |
Наименование технологии, методик |
Характеристика технологий в рамках образовательной программы |
1 |
Технология группового обучения |
С помощью групповой технологии учебная группа, поделённая на подгруппы, решает и выполняет конкретные задачи таким образом, что виден вклад каждого обучающегося. |
2 |
Игровая технология
|
Обеспечивает личностную мотивационную включенность каждого обучающегося, что значительно повышает результативность обучения по программе, т.к. каждый может попробовать себя в роли актера, режиссера, декоратора и т.д. |
3 |
Здоровьесберегающая технология |
Благодаря этим технологиям обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они способствуют активному участию самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребёнка, становления самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье своих товарищей. |
4 |
Электронные (дистанционные) технологии |
С помощью этих процессов происходит подготовка и передача информации обучающемуся, через компьютер (дистанционно) |
|
2.2.Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение: Теоретические и практические занятия объединения театральной студии проходят в школьном актовом зале на 50 мест, т.к. нужна сцена. Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование:
-реквизит, бутафория, костюмы театральные и карнавальные, атрибуты для игр-драматизаций (домик, забор, цветы, деревья и т.д.), шапочки-маски диких и домашних животных; -грим, декоративная косметика, - аудиокассеты с записями музыки, стихов, сказок, песен, «театральных шумов». Информационное обеспечение Для реализации программы используются следующие методические материалы: календарный график; методическая литература для педагогов дополнительного образования и обучающихся; ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий Сайт школы: http://dmitrievka72.edusite.ru/ Электронная почта школы: dmitrievka72@mail.ru Интернет-ресурсы:
Дидактические материалы:
Кадровое обеспечение. Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральная студия» осуществляет педагог дополнительного образования МОУ «СОШ с.Дмитриевка Ершовского района Саратовской области», категория - соответствие.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Календарный учебный график
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральная студия»
на 2022-2023 учебный год
( 72 часа)
№ п/п
|
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма аттестации/ контроля |
||
Модуль №1 . Страна театральных игр
|
|
|||||||||
1-2 |
Сентябрь |
7 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Беседа Викторина Неаудиторная/дистанционная |
2 |
Вводное занятие. Знакомством обучающихся с планом работы. |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/
|
Викторина (Онлайн-викорина) |
|
|
Раздел 1. Театр, как вид искусства – 8 часов |
|
|||||||||
3 |
Сентябрь |
14 |
16.00-16.45
|
Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
История театра. |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Игра «Что такое театр?» (Онлайн-игра) |
|
|
4 |
Сентябрь |
14 |
16.55-17.40 |
Беседа Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Эволюция театра. |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Тест (Онлайн-тест) |
|
|
5 |
Сентябрь |
21 |
16.00-16.45
|
Беседа Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Многообразие выразительных средств в театре. |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
6 |
Сентябрь |
21 |
16.55-17.40 |
Занятие-тренинг Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Знакомство с правилами (поведения в общественных местах-театре, правилами дорожного движения, этикетом) |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре». (Онлайн-тренинг) |
|
|
7-10 |
Сентябрь Октябрь |
28 5 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Творческая игра Неаудиторная/дистанционная |
4 |
Инсценировка отрывков из произведений А.Усачева, Н.Павловой, М.Пляцковского. |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Инсценировка (Онлайн-инсценировка) |
|
|
Раздел 2. «Осенние дары» - 12 часов |
|
|||||||||
11 |
Октябрь |
12 |
|
Беседа. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Народные обычаи и обряды: Сентябрь (встреча осени, Осенины, Семёнов день, праздник урожая) |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
12 |
Октябрь |
12 |
|
Беседа. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Народные обычаи и обряды Октябрь («свадебник», «Покров» - покровские ярмарки) |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
13 |
Октябрь |
19 |
|
Беседа. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Народные обычаи и обряды: Ноябрь - сентябрев внук, октябрёв сын, зиме-родной батюшка. |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
14 |
Октябрь |
19 |
|
Беседа. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Знакомство с устным народным творчеством.
|
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
15 |
Октябрь |
26 |
|
Практикум. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Разучивание осенних закличек, считалок, пословиц, поговорк, скороговорок, частушек. |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
16 |
Октябрь |
26 |
|
Практикум. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Музыкально – фольклорные игры: «Царь-горох», «Яша» |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
17 |
Ноябрь |
2 |
|
Практикум. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Музыкально – фольклорные игры: «Щеточка», «Три-та-та» |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
18 |
Ноябрь |
2 |
|
Практикум. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Музыкально – фольклорные игры: «У дядюшки Трифона», «Маланья». |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
19-22 |
Ноябрь |
9,16 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
ИнсценировкаНеаудиторная/дистанционная |
4 |
Подготовка и участие в праздничной программе «Яблочные посиделки». |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Выступление в праздничной программе «Яблочные посиделки» (Онлайн-выступление) |
|
|
Раздел 3. Зимние забавы – 24 часа |
|
|||||||||
23-24 |
Ноябрь |
23 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Беседа. Игра Неаудиторная/дистанционная |
2 |
Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, народными приметами, загадками о зиме. |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
25-26 |
Ноябрь |
30 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Беседа. Игра Неаудиторная/дистанционная |
2 |
Народные обычаи и обряды: Декабрь – Студень: «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания) |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
27-28 |
Декабрь |
7 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Беседа. Игра Неаудиторная/дистанционная |
2 |
Народные обычаи и обряды: Январь- Просинец: «Рождество», «Крещение» |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
29-30 |
Декабрь |
14 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Беседа. Игра Неаудиторная/дистанционная |
2 |
Народные обычаи и обряды: Февраль- Бокогрей: «Масленица»- проводы зимы. |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
31-32 |
Декабрь |
21 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Игра Неаудиторная/дистанционная |
2 |
Музыкально-фольклорная игра: «Зрячие жмурки» |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
33-34 |
Декабрь |
28 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Игра Неаудиторная/дистанционная |
2 |
Музыкально-фольклорная игра: «Колпак мой треугольный» |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
35-36 |
Январь |
4 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Игра Неаудиторная/дистанционная |
2 |
Музыкально-фольклорная игра:«Бабка-Ежка». |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
37-46 |
Январь
Февраль |
11,18, 25 1,8 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Разучивание и репетиция ролей. Игра Неаудиторная/дистанционная |
10 |
Подготовка и инсценировка русской народной сказки |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Инсценировка (Онлайн-показ) |
|
|
Раздел 4. Встреча весны – 24 часа |
|
|||||||||
47 |
Февраль |
15 |
|
Беседа. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Народный календарь, обычаи и обряды: Март-Протальник. |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
48 |
Февраль |
15 |
|
Беседа. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Народный календарь, обычаи и обряды: Апрель-Снегогон. «Благовещенье» |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
49 |
Февраль |
22 |
|
Беседа. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Народный календарь, обычаи и обряды: Апрель-Снегогон. «Вербное воскресенье» |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
50 |
Февраль |
22 |
|
Беседа. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Народный календарь, обычаи и обряды: Май-Травень. «Пасха» |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
51-52 |
Март |
1 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Беседа. Игра Неаудиторная/дистанционная |
2 |
Знакомство с устным народным творчеством. |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
53-54 |
Март |
15 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Беседа. Игра Неаудиторная/дистанционная |
2 |
Приемы устного народного творчества в произведениях К.Чуковского, В.Сутеева, С.Маршака |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
55-56 |
Март |
22 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Практикум. Игра Неаудиторная/дистанционная |
2 |
Разучивание пословиц и поговорок о весне.
|
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
57 |
Март |
29 |
|
Практикум. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Музыкально-фольклорные игры: «Кострома» |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
58 |
Март |
29 |
|
Практикум. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Музыкально-фольклорные игры: «Колпачок» |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
59 |
Апрель |
5 |
|
Практикум. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Музыкально-фольклорные игры «Репка» |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
60 |
Апрель |
5 |
|
Практикум. Игра Неаудиторная/дистанционная |
1 |
Музыкально-фольклорные игры «Я-главный повар». |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Наблюдение Игра (Онлайн-игра) |
|
|
61-70 |
Апрель
Май |
12,19, 26
3,17 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Разучивание и репетиция ролей. Игра Неаудиторная/дистанционная |
10 |
Драматизация отрывков из произведений авторов: В.Сутеева, К.Чуковского, С.Маршака. |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Инсценировка (Онлайн-показ отрывка) |
|
|
71-72 |
Май |
24 |
16.00-16.45 16.55-17.40 |
Инсценировка сказки Неаудиторная/дистанционная |
2 |
Итоговое занятие. Спектакль |
Актовый зал zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ |
Спектакль (Онлайн-спектакль) |
|
|
2.4. Оценочные материалы.
Критерии оценки предметных результатов по разделам (темам) и планируемых оцениваемых параметров метапредметных и личностных результатов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральная студия» в рамках текущего контроля, промежуточной/ итоговой аттестации обучающихся.
Критерии оценивания |
Степень выраженности оцениваемого качества (число баллов) |
Методы диагностики |
||||||
Образовательные и метапредметные результаты |
||||||||
Педагогическая оценка развития навыков театрализованной деятельности: - знание театральных терминов;
|
|
Наблюдение
|
||||||
- речевая культура
- эмоционально-образное развитие
- основы изобразительно – оформительской деятельности
- основы коллективной творческой деятельности
|
Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения. Низкий уровень (1 балл): понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. Средний уровень (2 балла): владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение. Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью руководителя объединения.
Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основам действиям спектакля, эскизы персонажей и декорацией с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям. Средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике - инструкции декорации из различных материалов Низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действиях спектакля; затрудняется в изготовлении деклараций из различных материалов.
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Личностные результаты |
Наблюдение |
||||||
Психологическая оценка развития навыков театрализованной деятельности: - поведенческая активность; - коммуникативно - речевые навыки; - отношения с взрослыми; - любознательность; - стремление к общению в больших группах детей; - желание стать лидером в группе; - конфликтность, агрессивность. |
|
Беседа одновременно со всей группой. Наблюдение |
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
3. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
4. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
5. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
6. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
7. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
8. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006. – 208 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
11. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
12. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
13. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А. Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
14. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
15. Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
16. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.
17. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
18. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
19. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
20. Я познаю мир: Театр: Дет.энцикл./ И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
Для обучающихся:
1. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
2. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. –2000. – 96 с.
3. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
5. Я познаю мир: Театр: Дет.энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.