Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
Детсад
07.01.2020
Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"
дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Акварелька" для детей 5-6 лет
программа по ИЗО Михновец.doc

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества г. Холмска

МО «Холмский городской округ»

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО:                                              УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом Совете                                 Директор_________Леонова С.С.

протокол № _____

от «___» _________ 20___ г.                              «____» ___________ 20____ г.

 

 

 

 

        

 

Дополнительная образовательная программа

художественной направленности

 

 

 

«Акварелька»

 

 

 

Возрастной состав обучающихся  5-6  лет.

Срок реализации: 1 год.

 

 

Автор – составитель: воспитатель Михновец Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Холмск

2018 г.

 

 

 

Пояснительная записка

 

       Сейчас современное общество переживает эпоху стремительного прогресса во всех областях жизнедеятельности человека. Наше время – это время перемен. Следовательно, обществу требуются люди, способные находить разные подходы и необычные решения тех или иных задач, умеющие творчески мыслить. Помимо знаний и исполнительности  современному человеку необходимы творческие способности, то есть креативность. Потому что именно это помогает человеку изобретать, придумывать, создавать что-то новое, необычное и проходит через все области его жизнедеятельности. Но способность к творчеству никогда не появится сама по себе, её необходимо развивать. Исходя из этого, возрастает интерес к проблеме развития творчества  детей дошкольников.  

      Способность к творчеству зависит от многих факторов, одним из которых выступает такой психический процесс, как воображение. Развитие, которого в свою очередь зависит от приобретенного человеком социального опыта. В настоящее время приобретение детьми социального опыта происходит  чаще всего через визуальные каналы. На детей обрушивается большое количество негативной информации из телевидения и других источников, что пагубно сказывается на их психике, губит эмоциональную сферу. Потребность в творческом самовыражении у детей снижается. Известно, что ребёнок не может обходиться без возможности свободы проявлений, а в водовороте проблем и забот взрослых он лишается этой потребности. Результатом этого является появление в детских рисунках сюжетов войны, монстры из комиксов и компьютерных игр. У детей пропадает интерес к изображению добрых сказочных персонажей, чаще используют в своих работах тёмные, тусклые, невзрачные цвета и оттенки, которые отражают агрессию, раздражительность и другие негативные эмоции.

   Сейчас особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание всех необходимых условий для раскрытия максимальных возможностей каждого ребёнка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

      Изобразительное творчество является важным видом деятельности в дошкольном возрасте, оно определяет интересы детей, отражает мысли, чувства, отношение к окружающему миру,  затрагивает все стороны личности ребёнка, тем самым, развивая разные её стороны.

     Необходимость развития изобразительного творчества детей становится очевидной. А для этого необходимо создать специальные условия. В работе над развитием детского творчества очень важна роль взрослого. Дети не могут полностью самостоятельно организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Необходим такой взрослый, который не будет подавлять интересы ребёнка, а напротив – позволит самому найти область деятельности, будет стимулировать нестандартные и интересные идеи.

     Исходя из этого,  мною было решено организовать в своей группе кружок  - изостудия «Маленькие художник», для дополнительных занятий с детьми изобразительным  творчеством.

 

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса:

Срок реализации программы – 1 год

Продолжительность обучения составляет 72 часа в год.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза неделю по 25-30 минут.

Между занятиями предусмотрены 10 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Возраст учащихся: От 5 до 6 лет.

Количество учащихся в группе: 21 человек.

Занятия направлены на развитие познавательной сферы, развитие эмоционального интеллекта и развитие художественных умений и навыков.

 

Цель:

Целью программы является расширение знаний и приобретение практических навыков в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей.

 

Программа ставит следующие задачи:

        формирование у обучающихся аккуратности в работе и трудолюбия, творческого мышления: ассоциативных образов, фантазии, умения решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации и импровизацию по мотивам народного орнамента;

        овладение различными художественными материалами и техниками изображения и декоративно-прикладной деятельности;

        развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками, эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.

        воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;

 

                                  Основные методы работы.

Дидактические игры, игровые упражнения, занимательные и требующие творческого подхода задания, проблемно – игровые ситуации.

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Наименование тем

Общее
кол-во
учебных часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство с коллективом.
Инструктаж по ТБ.

1

1

-

2

Построение геометрических фигур

1

1

1

3

Изучение цветов радуги. Смешивание цветов. Различия теплых и холодных цветов.

3

1

2

4

Изображение осенних листьев и деревьев

4

1

3

5

Свет и тени

4

1

3

6

Изображение натюрморта

4

1

3

7

Зимняя сказка

5

1

4

8

Изображение стилизованных животных

6

1

5

9

Изображение любимых сказочных героев

2

1

1

10

Растительный мир

2

1

1

11

Портрет

5

-

5

12

Изображение стилизованных цветов

3

-

3

13

Изображение открытки

3

-

3

14

Ознакомление с росписью

6

1

5

15

Декоративно-прикладное искусство

5

1

4

16

Пейзаж

4

1

3

17

Изображение транспорта

2

-

2

18

В мире прекрасного: произведения русских художников

3

-

3

19

Оформление выставки

2

2

-

20

Итоговое занятие

2

1

1

 

Итого

67

 

 

Содержание программы

«Акварелька»

 

 

1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы кружка на год. Правила техники безопасности.
Организация
рабочего места. Чем и как работают художники. Как нужно держать кисть и карандаш. Материалы, необходимые для художественного творчества.

         Практика: рисунок на свободную тему.

         Оборудование: карандаш, ластик, акварель или цветные карандаши.

2. Тема:  Построение геометрических фигур.

Практика: учимся рисовать квадрат, треугольник, шар, овал, прямоугольник.

Оборудование: карандаш, ластик.

3. Тема: Изучение цветов радуги.

Изучение цветов. Смешивание их на палитре. Различие теплых и холодных
цветов.
Разновидность акварели.

Практика: рисуем радугу.

Оборудование: акварель, кисти.

4. Тема: Изображение осенних листьев и деревьев.

Практика: изображение веток с листьями березы, клена, рябины, дуба и дерева без листьев.

Оборудование: карандаш, акварель.

5. Тема: Понятие света и тени. Огонь как источник света.

Практика: рисуем яблоко, показывая свет и тень на нем.

Оборудование: акварель кисти.

6. Тема: Изображение натюрморта.

Практика: геометрические фигуры и фрукты.

Оборудование: карандаш, акварель, кисти, палитра, наглядные пособия.

7. Тема: Зимняя сказка.

Практика: рисование снежинки, елочки, Снегурочки, деда Мороза.

Оборудование: акварель, карандаш, кисти.

8. Тема: Изображение стилизованных животных.

Практика: изображение бабочки, рыбы, птицы, утки, зайца, пони.

Оборудование: карандаш, акварель, кисти.

9. Тема: Изображение любимых сказочных героев.

Практика: изображение героя по выбору.

Оборудование: карандаш, акварель, кисти.

10. Тема: Растительный мир.

Практика: изображение листьев и ягод.

Оборудования: акварель, карандаш, кисть.

11. Тема: Портрет.

Практика: : научить детей как выбирать наилучшую точку зрения, с которой модель смотрится наиболее интересно и выразительно. Правильно уточнять пропорции лицевой части.

Оборудование: альбом, краски, ластик.

12. Тема: Изображение стилизованных цветов.

Практика: изображение тюльпана, колокольчика, нарцисса.

Оборудования: акварель, карандаш, кисть.

13. Тема: Изображение открытки.

Практика: изображение открытки к празднику.

Оборудования: акварель, карандаш, кисть.

14. Тема: Ознакомление с росписью.

Практика: гжель, полхов-майдан,  городецкая роспись, хохломская роспись.

Оборудование: гуашь, кисти.

15. Тема: Декоративно-прикладное искусство.

Практика: лепка домашних животных из пластилина. Аппликации «Кораблик», «Собака». Аппликации из сухих листьев «Рыбка».

Оборудование: пластилин, ножницы, цветная бумага, сухие листья, клей.

16. Тема: Пейзаж.

Практика: изображение времен года.

Оборудование: акварель, карандаш, кисти.

17. Тема: Изображение транспорта.

Практика: изображение авто- и авиатранспорта.

Оборудование: акварель, карандаш, кисти.

18. Тема: В мире прекрасного.

Знакомство с произведениями русских художников. Анализ произведений. Экскурсия в выставочный зал.

19. Тема: Оформление выставки рисунков.

20. Итоговое занятие.

 

 

 

 


 

 

Прогнозируемые результаты

 

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы  и делятся на три группы:

1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.

2. Практические умения и навыки.

3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

 

К концу  обучения:

 

1. Дети должны знать:

²   правила техники безопасности и личной гигиены при работе в изостудии;

²   основы соотношения света и тени;

²   понятие теплого и холодного цвета;

²   понятие цветового круга, правила смешивания цветов;

²   понятие композиции и принципы ее построения;

²   значение фона в работе;

²   понятие «иллюстрация»;

²   понятие симметрии;

²   виды и символы орнамента;

 

2. Дети должны уметь:

²   правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;

²   стараться правильно передавать форму, пропорции, положение предметов;

²   передавать в тематических рисунках пространство;

²   работать кистью по готовому фону;

²   выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно переработанных форм животного и растительного мира;

²   рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы народной росписи;

²   применять в рисунках средства выразительности;

²   должны научиться выполнять плоские аппликации; 

²   лепить простейшие фигуры.

 

3. Дети приобретут:

²   навыки аккуратности и трудолюбия;

²   основные навыки работы в группе.

 

 

 

 

 

²   умение самостоятельно рассуждать о произведениях искусства;

²   уверенность в своей способности творить;

²   умение работать в группе;

²   навыки культурного общения со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Изобразительное творчество детей младшего возраста имеет свои особенности. Как правило, в работах обнаруживаются признаки аналитического восприятия действительности. В то же время заметна неравномерность развития учащихся: одни демонстрируют сравнительную зрелость и умения в отдельных видах изобразительного творчества (живопись, графика); у других отмечается колебания и медлительность в рисовании, трудность в выполнении декоративно-прикладных работ; многие болезненно реагируют на замечания.

Главная трудность для педагога - преодолеть склонность детей рисовать готовыми штампами, нередко сформированными в более раннем возрасте. Работа с детьми в этом возрасте требует преимущественно индивидуального подхода и большого разнообразия вариантов заданий.

Формы занятий, планируемых по основным разделам программы, подобраны таким образом, чтобы наиболее эффективно достигать поставленных целей. В разных разделах и темах используются как традиционные формы (беседы, практические упражнения детей с различными материалами), так и ряд активных форм.

 Рассматривание вместе с детьми репродукций картин известных художников способствуют развитию высокой эстетической взыскательности и художественного вкуса обучающихся, самостоятельности суждений; пониманию терминологии изобразительного искусства, воспитанию любви к сокровищам национальной культуры и произведениям мировой культуры.

Обязательным элементом по окончании изучения каждого раздела должно стать оформление выставок работ учащихся. Пусть это будет учебные выставки, но их воспитательный эффект значителен: они содействуют развитию художественного вкуса детей; способности самостоятельно формировать экспозицию; подбирать работы и впоследствии принимать непосредственное участие в оформлении школы.

Для успешной реализации программы необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, фотографии скульптур.

2. Литература по искусству.

3. Натюрмортный фонд.

4. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, кисти, бумага и т.д.).

5. Компьютер.

6. Столы, стулья.

Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым.

Формы подведения итогов по каждому разделу программы определяются конкретными учебными и воспитательными целями.Особенно высокий стимулирующий эффект для обучающихся создает такая форма подведения итогов: как их участие в выставках, организуемых на базе дошкольного учреждения.


Программа составлена с учетом нормативно-правовых документов.

 

 

1.     САН и ПИН для учреждений дополнительного и профессионального образования.

2.     Устав МБДОУ №5 «Радуга»  г. Холмска.

3.     Типовое Положение об МБДОУ №5 «Радуга»  г. Холмска.

4.     Конвенция о правах ребёнка.

5.     Закон РФ «Об образовании».

6.     Закон Сахалинской области «Об образовании».

7.     Областная программа «Одарённые дети».

8.     Декларация прав ребёнка.

9.     Конституция РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Литература для педагога:

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. - М.. Просвещение, 1984.

2. Дранов С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и

логического. - Санкт-Петербург; Каро, 2004.

3. Коротеева Е.И. Искусство и ты. - М.: Просвещение, 2000.

4. Мосин И.Г. Рисование. - У-Фактория, г. Екатеринбург, 1997.

5. Катханова Ю.Ф., Васильев А.И. «Изобразительное искусство». Рабочая тетрадь.

Ч. 1,2. «Владос», 2000.

6. «Искусство - детям», учебное издание - серия выпусков, М., «Мозаика-Синтез», 2005

 

Литература для обучающихся и родителей:

1. Пал Корчмарос «Хорошо-заточенный-карандаш» рассказывает волшебные истории,

Москва, Тип. МГПУ им, В.И. Ленина

2. Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. - М.: Просвещение, 1996.

3. «Художественная галерея», Киев, Юнивест-Маркетинг, 2004-2005.

4. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1975.

5. Рогов А.П. Кладовая радости. - М.; Просвещение, 1982

6. Платонова Н.И., Тарасов В.Ф. Этюды об изобразительном искусстве. - М.: Просвещение, 1994.

7. Ивасенко А. Когда я буду художником. М.: Дет

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"

Дополнительная общеобразовательная программа "Акварелька"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2020