Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества г. Холмска
МО «Холмский городской округ»
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом Совете Директор_________Леонова С.С.
протокол № _____
от «___» _________ 20___ г. «____» ___________ 20____ г.
Дополнительная образовательная программа
художественной направленности
«Акварелька»
Возрастной состав обучающихся 5-6 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор – составитель: воспитатель Михновец Е.А.
г. Холмск
2018 г.
Пояснительная записка
Сейчас современное общество переживает эпоху стремительного прогресса во всех областях жизнедеятельности человека. Наше время – это время перемен. Следовательно, обществу требуются люди, способные находить разные подходы и необычные решения тех или иных задач, умеющие творчески мыслить. Помимо знаний и исполнительности современному человеку необходимы творческие способности, то есть креативность. Потому что именно это помогает человеку изобретать, придумывать, создавать что-то новое, необычное и проходит через все области его жизнедеятельности. Но способность к творчеству никогда не появится сама по себе, её необходимо развивать. Исходя из этого, возрастает интерес к проблеме развития творчества детей дошкольников.
Способность к творчеству зависит от многих факторов, одним из которых выступает такой психический процесс, как воображение. Развитие, которого в свою очередь зависит от приобретенного человеком социального опыта. В настоящее время приобретение детьми социального опыта происходит чаще всего через визуальные каналы. На детей обрушивается большое количество негативной информации из телевидения и других источников, что пагубно сказывается на их психике, губит эмоциональную сферу. Потребность в творческом самовыражении у детей снижается. Известно, что ребёнок не может обходиться без возможности свободы проявлений, а в водовороте проблем и забот взрослых он лишается этой потребности. Результатом этого является появление в детских рисунках сюжетов войны, монстры из комиксов и компьютерных игр. У детей пропадает интерес к изображению добрых сказочных персонажей, чаще используют в своих работах тёмные, тусклые, невзрачные цвета и оттенки, которые отражают агрессию, раздражительность и другие негативные эмоции.
Сейчас особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание всех необходимых условий для раскрытия максимальных возможностей каждого ребёнка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Изобразительное творчество является важным видом деятельности в дошкольном возрасте, оно определяет интересы детей, отражает мысли, чувства, отношение к окружающему миру, затрагивает все стороны личности ребёнка, тем самым, развивая разные её стороны.
Необходимость развития изобразительного творчества детей становится очевидной. А для этого необходимо создать специальные условия. В работе над развитием детского творчества очень важна роль взрослого. Дети не могут полностью самостоятельно организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Необходим такой взрослый, который не будет подавлять интересы ребёнка, а напротив – позволит самому найти область деятельности, будет стимулировать нестандартные и интересные идеи.
Исходя из этого, мною было решено организовать в своей группе кружок - изостудия «Маленькие художник», для дополнительных занятий с детьми изобразительным творчеством.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса:
Срок реализации программы – 1 год
Продолжительность обучения составляет 72 часа в год.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза неделю по 25-30 минут.
Между занятиями предусмотрены 10 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Возраст учащихся: От 5 до 6 лет.
Количество учащихся в группе: 21 человек.
Занятия направлены на развитие познавательной сферы, развитие эмоционального интеллекта и развитие художественных умений и навыков.
Цель:
Целью программы является расширение знаний и приобретение практических навыков в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей.
Программа ставит следующие задачи:
– формирование у обучающихся аккуратности в работе и трудолюбия, творческого мышления: ассоциативных образов, фантазии, умения решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации и импровизацию по мотивам народного орнамента;
– овладение различными художественными материалами и техниками изображения и декоративно-прикладной деятельности;
– развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками, эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.
– воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;
Основные методы работы.
Дидактические игры, игровые упражнения, занимательные и требующие творческого подхода задания, проблемно – игровые ситуации.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование тем |
Общее |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие. Знакомство с коллективом.
|
1 |
1 |
- |
2 |
Построение геометрических фигур |
1 |
1 |
1 |
3 |
Изучение цветов радуги. Смешивание цветов. Различия теплых и холодных цветов. |
3 |
1 |
2 |
4 |
Изображение осенних листьев и деревьев |
4 |
1 |
3 |
5 |
Свет и тени |
4 |
1 |
3 |
6 |
Изображение натюрморта |
4 |
1 |
3 |
7 |
Зимняя сказка |
5 |
1 |
4 |
8 |
Изображение стилизованных животных |
6 |
1 |
5 |
9 |
Изображение любимых сказочных героев |
2 |
1 |
1 |
10 |
Растительный мир |
2 |
1 |
1 |
11 |
Портрет |
5 |
- |
5 |
12 |
Изображение стилизованных цветов |
3 |
- |
3 |
13 |
Изображение открытки |
3 |
- |
3 |
14 |
Ознакомление с росписью |
6 |
1 |
5 |
15 |
Декоративно-прикладное искусство |
5 |
1 |
4 |
16 |
Пейзаж |
4 |
1 |
3 |
17 |
Изображение транспорта |
2 |
- |
2 |
18 |
В мире прекрасного: произведения русских художников |
3 |
- |
3 |
19 |
Оформление выставки |
2 |
2 |
- |
20 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
|
Итого |
67 |
|
|
Содержание программы
«Акварелька»
1. Вводное занятие.
Знакомство
с планом
работы кружка
на год.
Правила техники
безопасности.
Организация рабочего места. Чем и как работают художники. Как нужно держать кисть и карандаш. Материалы, необходимые для художественного творчества.
Практика: рисунок на свободную тему.
Оборудование: карандаш, ластик, акварель или цветные карандаши.
2. Тема: Построение геометрических фигур.
Практика: учимся рисовать квадрат, треугольник, шар, овал, прямоугольник.
Оборудование: карандаш, ластик.
3. Тема: Изучение цветов радуги.
Изучение
цветов. Смешивание
их на палитре. Различие теплых и холодных
цветов. Разновидность акварели.
Практика: рисуем радугу.
Оборудование: акварель, кисти.
4. Тема: Изображение осенних листьев и деревьев.
Практика: изображение веток с листьями березы, клена, рябины, дуба и дерева без листьев.
Оборудование: карандаш, акварель.
5. Тема: Понятие света и тени. Огонь как источник света.
Практика: рисуем яблоко, показывая свет и тень на нем.
Оборудование: акварель кисти.
6. Тема: Изображение натюрморта.
Практика: геометрические фигуры и фрукты.
Оборудование: карандаш, акварель, кисти, палитра, наглядные пособия.
7. Тема: Зимняя сказка.
Практика: рисование снежинки, елочки, Снегурочки, деда Мороза.
Оборудование: акварель, карандаш, кисти.
8. Тема: Изображение стилизованных животных.
Практика: изображение бабочки, рыбы, птицы, утки, зайца, пони.
Оборудование: карандаш, акварель, кисти.
9. Тема: Изображение любимых сказочных героев.
Практика: изображение героя по выбору.
Оборудование: карандаш, акварель, кисти.
10. Тема: Растительный мир.
Практика: изображение листьев и ягод.
Оборудования: акварель, карандаш, кисть.
11. Тема: Портрет.
Практика: : научить детей как выбирать наилучшую точку зрения, с которой модель смотрится наиболее интересно и выразительно. Правильно уточнять пропорции лицевой части.
Оборудование: альбом, краски, ластик.
12. Тема: Изображение стилизованных цветов.
Практика: изображение тюльпана, колокольчика, нарцисса.
Оборудования: акварель, карандаш, кисть.
13. Тема: Изображение открытки.
Практика: изображение открытки к празднику.
Оборудования: акварель, карандаш, кисть.
14. Тема: Ознакомление с росписью.
Практика: гжель, полхов-майдан, городецкая роспись, хохломская роспись.
Оборудование: гуашь, кисти.
15. Тема: Декоративно-прикладное искусство.
Практика: лепка домашних животных из пластилина. Аппликации «Кораблик», «Собака». Аппликации из сухих листьев «Рыбка».
Оборудование: пластилин, ножницы, цветная бумага, сухие листья, клей.
16. Тема: Пейзаж.
Практика: изображение времен года.
Оборудование: акварель, карандаш, кисти.
17. Тема: Изображение транспорта.
Практика: изображение авто- и авиатранспорта.
Оборудование: акварель, карандаш, кисти.
18. Тема: В мире прекрасного.
Знакомство с произведениями русских художников. Анализ произведений. Экскурсия в выставочный зал.
19. Тема: Оформление выставки рисунков.
20. Итоговое занятие.
Прогнозируемые результаты
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы и делятся на три группы:
1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.
2. Практические умения и навыки.
3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
К концу обучения:
1. Дети должны знать:
² правила техники безопасности и личной гигиены при работе в изостудии;
² основы соотношения света и тени;
² понятие теплого и холодного цвета;
² понятие цветового круга, правила смешивания цветов;
² понятие композиции и принципы ее построения;
² значение фона в работе;
² понятие «иллюстрация»;
² понятие симметрии;
² виды и символы орнамента;
2. Дети должны уметь:
² правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
² стараться правильно передавать форму, пропорции, положение предметов;
² передавать в тематических рисунках пространство;
² работать кистью по готовому фону;
² выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно переработанных форм животного и растительного мира;
² рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы народной росписи;
² применять в рисунках средства выразительности;
² должны научиться выполнять плоские аппликации;
² лепить простейшие фигуры.
3. Дети приобретут:
² навыки аккуратности и трудолюбия;
² основные навыки работы в группе.
² умение самостоятельно рассуждать о произведениях искусства;
² уверенность в своей способности творить;
² умение работать в группе;
² навыки культурного общения со сверстниками.
Методическое обеспечение программы
Изобразительное творчество детей младшего возраста имеет свои особенности. Как правило, в работах обнаруживаются признаки аналитического восприятия действительности. В то же время заметна неравномерность развития учащихся: одни демонстрируют сравнительную зрелость и умения в отдельных видах изобразительного творчества (живопись, графика); у других отмечается колебания и медлительность в рисовании, трудность в выполнении декоративно-прикладных работ; многие болезненно реагируют на замечания.
Главная трудность для педагога - преодолеть склонность детей рисовать готовыми штампами, нередко сформированными в более раннем возрасте. Работа с детьми в этом возрасте требует преимущественно индивидуального подхода и большого разнообразия вариантов заданий.
Формы занятий, планируемых по основным разделам программы, подобраны таким образом, чтобы наиболее эффективно достигать поставленных целей. В разных разделах и темах используются как традиционные формы (беседы, практические упражнения детей с различными материалами), так и ряд активных форм.
Рассматривание вместе с детьми репродукций картин известных художников способствуют развитию высокой эстетической взыскательности и художественного вкуса обучающихся, самостоятельности суждений; пониманию терминологии изобразительного искусства, воспитанию любви к сокровищам национальной культуры и произведениям мировой культуры.
Обязательным элементом по окончании изучения каждого раздела должно стать оформление выставок работ учащихся. Пусть это будет учебные выставки, но их воспитательный эффект значителен: они содействуют развитию художественного вкуса детей; способности самостоятельно формировать экспозицию; подбирать работы и впоследствии принимать непосредственное участие в оформлении школы.
Для успешной реализации программы необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:
1. Репродукции картин, фотографии скульптур.
2. Литература по искусству.
3. Натюрмортный фонд.
4. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, кисти, бумага и т.д.).
5. Компьютер.
6. Столы, стулья.
Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым.
Формы подведения итогов по каждому разделу программы определяются конкретными учебными и воспитательными целями.Особенно высокий стимулирующий эффект для обучающихся создает такая форма подведения итогов: как их участие в выставках, организуемых на базе дошкольного учреждения.
Программа составлена с учетом нормативно-правовых документов.
1. САН и ПИН для учреждений дополнительного и профессионального образования.
2. Устав МБДОУ №5 «Радуга» г. Холмска.
3. Типовое Положение об МБДОУ №5 «Радуга» г. Холмска.
4. Конвенция о правах ребёнка.
5. Закон РФ «Об образовании».
6. Закон Сахалинской области «Об образовании».
7. Областная программа «Одарённые дети».
8. Декларация прав ребёнка.
9. Конституция РФ.
Список литературы:
Литература для педагога:
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. - М.. Просвещение, 1984.
2. Дранов С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и
логического. - Санкт-Петербург; Каро, 2004.
3. Коротеева Е.И. Искусство и ты. - М.: Просвещение, 2000.
4. Мосин И.Г. Рисование. - У-Фактория, г. Екатеринбург, 1997.
5. Катханова Ю.Ф., Васильев А.И. «Изобразительное искусство». Рабочая тетрадь.
Ч. 1,2. «Владос», 2000.
6. «Искусство - детям», учебное издание - серия выпусков, М., «Мозаика-Синтез», 2005
Литература для обучающихся и родителей:
1. Пал Корчмарос «Хорошо-заточенный-карандаш» рассказывает волшебные истории,
Москва, Тип. МГПУ им, В.И. Ленина
2. Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. - М.: Просвещение, 1996.
3. «Художественная галерея», Киев, Юнивест-Маркетинг, 2004-2005.
4. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1975.
5. Рогов А.П. Кладовая радости. - М.; Просвещение, 1982
6. Платонова Н.И., Тарасов В.Ф. Этюды об изобразительном искусстве. - М.: Просвещение, 1994.
7. Ивасенко А. Когда я буду художником. М.: Дет
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.