Государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Рембуевский центр содействия семейному устройству»
Дополнительная общеобразовательная программа
по краеведению
«Здесь Родины моей начало...»
(реализация в 2024-2027 учебный год)
Автор программы:
- Терешенко Светлана Андреевна
высшая квалификационная категория;
воспитатель ГБУ АО
«Рембуевский ЦССУ»
2024 год.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Пояснительная записка…………………………………………………….5
3. Актуальность……………………………………………………………….6
4. Новизна……………………………………………………………………..7
5. Направленность…………………………………………………………….8
6. Цель и задачи……………………………………………………………….9
7. Содержание программы (условия, принципы, источники, методы работы)…………………………………………………………………….10
8. Блоки программы…………………………………………………………13
9. Форма проведения занятий……………………………………………....15
10 Формы контроля (критерии и показатели результативности)…………16
11 Ожидаемые результаты…………………………………………………..17
12 Методическое обеспечение………………………………………………19
13 Материально- техническое обеспечение………………………………..20
14 Литература………………………………………………………………...21
15 Приложения……………………………………………………………….23
Мой
край! Моя Россия, Русь!
Мне Родины другой совсем не надо!
Я здесь училась, здесь живу и здесь учусь,
Улыбке мамы, солнцу здесь я рада!
Россия, ты у каждого своя,
То место малой Родиной зовется,
А вот Российская Держава есть одна,
От этих слов с волненьем сердце бьется!
ВВЕДЕНИЕ
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже для человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре, труду родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь, стремится сделать ее лучше. И чем больше дети будут знать о малой Родине, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий родной край, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время. Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё «свой, милый сердцу уголок земли», где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша Родина.
Родина без нас обойтись сможет, мы же без неё ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребёнок.
Малая Родина ребенка-это и природа, которая его окружает, дом, школа, это памятные места родной области, её исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории и, конечно, это люди, гордость и слава родной деревни, района, области.
Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному к своей деревне, району, городу, области, Отечеству. Программа «Здесь Родины моей начало…» поможет сформировать у воспитанников целостное представление о своей малой Родине, сохранению и развитию социально-экономических и культурных достижений и традиций области за счет становления ключевых компетенций.
Это способствует развитию:
· гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям;
· изучению жизни области через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг писателей. экскурсий;
· выбору профессии, важной и нужной родному краю, а, следовательно, профессиональному ориентированию подростков
· формированию толерантности и толерантного поведения;
· общей работы воспитателей и воспитанников в деле охраны природы;
· способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
· познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
· стремления знать как можно больше о родном крае;
· интереса воспитанников к краеведению через тематические акции, конкурсы;
· способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Концепция модернизации российского образования” одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности воспитанника.
В настоящее время возрастает интерес к вопросам поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания детей. Это связано, прежде всего, с тем, что воспитанники должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к Родине.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, провел свое детство. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление воспитанников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края, его потребностями и перспективами.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Краеведческая деятельность воспитанников центра является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие. Краеведение способствует успешной социализации воспитанников в окружающей действительности.
Некоторые элементы этой деятельности дети получают на прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности воспитанника. А специфичность краеведческой деятельности как раз и заключается в непосредственном "столкновении" ребенка с окружающей его социальной средой, с действительностью, с жизнью.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность данной программы связывается в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни, а также заключается в необходимости формирования патриотических чувств воспитанников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, восстановления ценностных ориентиров, профессионального ориентирования подростков с учетом потребностей родного края.
Сегодня большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям? Как воспитать человека – гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства к своей Родине, ее культуре, традициям, достижениям? Наш современник Д.С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную ценность», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле.
В 2019 году была разработана и успешно реализована в 2019-2023 учебных годах программа «Здесь Родины моей начало…». На основании полученного опыта и актуальных потребностей, а также с учетом ФГОС программа доработана на следующие три года учебных года (2024-2027)
НОВИЗНА
Типовые программы по краеведению, в основном, нацелены на изучение истории края, то есть его прошлого. Программа же дополнительного образования по краеведению «Здесь Родины моей начало…» отличается не только объемом, способами преподнесения воспитанникам краеведческой информации (практическая, исследовательская и конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания), но и тем, что основой станет познание дня сегодняшнего нашей деревни, района, области, их проблем и перспектив.
Важное место отводится практической деятельности воспитанников. В результате освоения программы они смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами Холмогорского района, города Архангельска, Архангельской области, Северо – Западного округа; оценки их исторической, эстетической, культурной, стратегической ценности; профессионального ориентирования; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие малой Родины, определение собственного возможного вклада в развитие своего края.
Место программы в общем плане воспитательной работы учреждения
Программа «Здесь Родины моей начало…» является интегрированной частью программы социализации воспитанников Рембуевского центра содействия семейному устройству «Дорога в успешную жизнь».
Основополагающими документами в разработке программы являлись:
ü Конституция Российской Федерации.
ü Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 26.07.2019 года.
ü Федеральные государственные стандарты основного, среднего общего образования.
ü Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
ü Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 № 1493.
ü Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р.
ü Государственная программа Архангельской области «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области (2014-2024 годы)» утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 19 июля 2013 года № 330-пп (с изменениями на 31 октября 2018 года).
НАПРАВЛЕННОСТЬ
туристско-краеведческая. Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель - формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родной деревни, района, области, страны.
Задачи:
Образовательные:
1. Изучать природу, историю, современное состояние своего родного края
2. Мотивировать воспитанников к сбору краеведческого материала.
3. Включать подростков в практическую исследовательскую деятельность.
Развивающие:
1. Развивать деловые качества воспитанников, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
2. Формировать творческий подход к учебно – практической деятельности.
Воспитательные:
1. Создавать у несовершеннолетних потребность в саморазвитии.
2. Формировать активную жизненную позицию.
3. Развивать культуру общения.
4. Воспитывать любовь к родному слову, своей малой Родине;
СОДЕРЖАНИЕ
В содержании отражены следующие аспекты:
- изложение содержания с территориально-хронологических позиций;
- понимание краеведения как курса, позволяющего воспитанникам увидеть родной регион как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир. Следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их национально-региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
- несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.п.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения малой Родины как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
- принципиальное различение содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населенного пункта;
- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего села, района, города, области, округа.
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
- обращение к реалиям повседневной жизни Архангельской области, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для воспитанников, осуществление личностно-ориентированного подхода.
В организации:
- реализация важнейшей особенности краеведения как интегративного курса воспитания: возможность показать детям реальные объекты изучения: реки, озера, леса, хозяйственные и культурные объекты, исторические памятники и т.п.;
- придание особой роли наглядности , интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение детей работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Возраст воспитанников нашего учреждения от 7 до 18 лет.
Время реализации программы – 3 года.
Условия для реализации программы
Программа будет успешно реализована, если:
· будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
· будут учитываться возрастные и личностные особенности детей;
· будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип от опыта к обобщениям;
- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;
- принцип смены видов деятельности;
- принцип социокультурного соответствия;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;
- принцип добровольности;
- принцип психологической комфортности в коллективе.
Основные источники краеведческой информации:
1) периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);
2) художественная литература;
3) архивные фонды;
4) фонды музеев;
5) материалы статистики;
6) устные свидетельства старожилов.
Методы работы по краеведению:
- Интервью, рассказы, воспоминания, консультации.
- Работа с документальными источниками краеведческой информации
- Работа с архивными материалами, фотографиями, правила оформления документов, посещение музеев.
-Работа с живыми источниками краеведческой информации:
- Общение с местными жителями (старожилы, известные люди, ветераны войны и труда), специалистами-краеведами, научными сотрудниками архивов музеев.
- Обобщение материала
- Оформление альбомов, написание рефератов, исследовательских работ, выступление с беседами. Формы занятий: монтаж, оформление фотоматериалов, написание рефератов, оформление альбомов, отчёт о проделанной работе, выступление на научно-практической конференции. В конце учебного года проводится обобщающее занятие в форме теста, викторины, кроссворда.
БЛОКИ ПРОГРАММЫ
1.«Здесь я родился, здесь я живу»
Цель – формирование знания об истории поселений, о достопримечательностях и заслуженных людях района, природе родного края посредством краеведческой деятельности.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес и стремление знакомиться с родным краем;
2. Расширить представление о родном районе, его истории, достопримечательностях и заслуженных людях;
3. Познакомить детей с обычаями и традициями народов, проживающих на территории района;
4. Воспитывать бережное отношение к памятным местам, развивать чувство гордости за свою малую Родину.
2. «Мой край родной, частица Родины большой»
Цель – формирование у воспитанников чувства патриотизма через знания и любовь к родному краю и Отечеству, идеалов духовности, уважения к историческим традициям, что является необходимым условием развития социально-активной и нравственной личности.
Задачи:
1.Приобщать воспитанников к истокам и основам родной культуры через активную экскурсионную деятельность;
2.Способствовать формированию исторической памяти;
3.Выявлять и развивать навыки учебно-познавательной и поисковой деятельности, способностей и интересов учащихся.
3. «Север литературный – проза и поэзия вчера и сегодня»
Цель – развитие интереса воспитанников к культурному и поэтическому наследию Северного края.
Задачи:
1.Познакомить воспитанников с творчеством северных поэтов и писателей, а также проводимыми в Архангельской области литературными фестивалями;
2. Способствовать развитию любознательности, интереса к творчеству местных поэтов и писателей;
3. Воспитывать любовь к своей малой Родине, к родной природе, умение видеть прекрасное в окружающем нас мире, воспитывать доброе отношение к окружающим.
4. «След известных людей»
Цель- пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к своему краю через знакомство с творчеством выдающихся людей.
Задачи:
1.Формировать у воспитанников представления о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;
2. Прививать воспитанникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
3. Развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу, расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
«История Севера»
Цель – приобщение к богатой истории Русского Севера через воспитание любви к родному краю и его традициям.
Задачи:
1.Формировать у воспитанников представления об историческом прошлом и настоящем нашей области;
2. Прививать воспитанникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
3. Развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу, расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
Учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, для реализации программы используются различные формы проведения занятий. Занятия по курсу краеведения являются комплексными, на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:
- интервью,
- индивидуальная работа,
- Работа с документами; СМИ: сбор устной информации, сбор видео и фотоматериалов,
- Работа с диктофоном.
- Экскурсии (в природу, по деревне, району, городу, области);
- Виртуальные экскурсии;
- Викторины;
- Конференции, лекции;
- Конкурсы;
- Проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.
- Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность воспитанников по заданию или инструкции воспитателя.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
промежуточных результатов реализации программы
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
· тестирование;
· творческие задания;
· викторины;
· конкурсы;
· интеллектуальные игры;
· выставки творческих работ учащихся.
Возможные критерии результативности
1. Активность воспитанников во внеурочное время.
2. Вовлеченность воспитанников в систему дополнительного образования.
3. Положительная тенденция роста участников выставок, викторин, конкурсов и т.п.
4. Уровень удовлетворенности педагогов и воспитанников жизнедеятельностью детского дома.
Показатели результативности
1. Активное участие детей в заданных условиях используя творческий подход.
2. Активное участие воспитанников в играх и конкурсах.
3. Рост числа воспитанников, занимающихся в группе по курсу краеведения.
4. Высокий уровень удовлетворенности детей собственной работой.
5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«Родная земля и в горсти мила» - гласит народная пословица. Программа по краеведению «Здесь Родины моей начало…» дает возможность воспитанникам полнее использовать социально-культурную среду для изучения природы и культуры своего города, края; педагогам воспитывать в детях детского дома любовь к родному краю, родным местам; развивать способность понимать и любить окружающий мир и бережно относится к нему; профессионально ориентировать подростков в интересах родного края.
В ходе работы воспитанники узнают о своей деревне, районе, области, округе, истории и культуре народов; самостоятельно станут писать сценарии экскурсий и проводить их, подбирать материал к составлению проектов и исследовательских работ. Деятельность программы создаст такие условия в детском разновозрастном коллективе, которые будут способствовать возникновению дружбы, сохранению и передачи опыта, традиций из поколения в поколение.
Программа также нацелена на формирование и развитие социально-коммуникативной, научно-исследовательской, профессионально-деловой компетенций:
1) публичное выступление с познавательной информацией;
2) умение выбрать, обработать, сохранить и распространить краеведческую информацию;
3) организовать тот или иной вид деятельности.
В процессе реализации программы «Здесь Родины моей начало…» воспитанники должны
Знать:
- основные этапы истории деревни, района, города, области, округа: возраст, происхождение названий, географическое положение, историю символики;
- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;
- название улиц названых в честь жителей Архангельской области;
- правила поведения в общественных местах;
- архитектурные, скульптурные памятники, природные заповедные места;
- имена и достижения знаменитых земляков;
- героев-земляков в годы Великой Отечественной войны;
- участников военных событий в Афганистане;
- крупные промышленные предприятия города;
- особенности труда людей, востребованных в области профессий;
- учебные заведения своего района, города, области, округа
Уметь:
находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;
-работать в семейных архивах;
- работать с историческими документами;
- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;
- оформлять материалы, создавать экспозиции;
-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством воспитателя;
-посещать музеи и другие культурные учреждения;
Сформируются общие умения и личностные качества:
- развитая зрительная, слуховая и моторная память;
- устойчивость внимания, наблюдательность; любознательность;
- умение работать в группе;
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- умение слушать и слышать друг друга;
- дружелюбие.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В качестве дидактического материала используются:
· наглядные пособия,
· альбомы,
· карты-схемы,
· книги,
· газеты.
· раздаточный материал;
· наглядные пособия;
· краеведческая литература для чтения;
· сведения из интернета (краеведческих сайтов по Архангельской области)
· книги, брошюры, газетные материалы;
· картографические пособия по родному краю;
· разработанные тексты экскурсий;
· фотографии;
· тесты, кроссворды по темам;
· видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях
и музейных праздниках;
· компьютерные презентации по темам;
· аудиозаписи.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Групповые помещения центра и актовый зал, оборудованные в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, аудиотехника и телевизионное оборудование, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Транспорт для экскурсий.
ЛИТЕРАТУРА
1. 500 мест Русского Севера, которые нужно увидеть. - М.: Мартин, 2013.
2. Гемп К.П. “Сказ о Беломорье”, Словарь поморских изречений М., Наука; Архангельск; Поморский университет, 2004.
3. География Архангельской области: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы / Под ред. Н.М. Бызовой, Я.К. Премининой. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.
4. География Архангельской области. / Под. ред. В.Ф. Изотова. – Северо-западное книжное издательство, 1977
5. Голицына Ирина. Поморье. Сокровищница русского Севера.: Белый город – 2009 г.
6. Демин. В. Н. Загадки русского Севера / В.Н. Демин. - М.: Вече, 2012.
7. Кодола О.Е. История Архангельской области: книга для детей и их родителей.:2006 г.
8. Краеведение: учебно – методическая разработка / М.В. Воронцова. – Архангельск: Поморский университет, 2004.
9. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982г.
10. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
11. Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
12. Писахов, Шергин: Волшебные поморские сказки. Рипол-Классик, 2016.
13. Поморская азбука/авт.-сост.: Т.Зайцева. – Архангельск: Анзер, 2010 г.
14. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
15. Словарь – справочник географических названий и топонимов Архангельской области / М.В. Воронцова. – Архангельск: Поморский университет, 2004.
16. Современный урок географии. Архангельская область: учебное пособие / М.В. Воронцова. – Архангельск: Поморский университет, 2005.
17. Формы экологического образования в школе: учебно – методическое пособие / Под. ред. В.А. Сковородкина, И.З. Сковородкиной. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994.
18. Хрестоматия по географии Архангельской области. М.В. Воронцова. – Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2002.
19. Шорыгина, Т. А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2015.
Приложение № 1.
План мероприятий на 2024-2025 уч.год
№ |
Мероприятие |
Формы |
Количество часов |
Дата проведения |
Здесь я родился, здесь я живу |
||||
1 |
«Мой край родной-моя история живая» |
Познавательное мероприятие |
1 |
Сентябрь |
2 |
«Родной земли многоголосье» |
Краеведческие посиделки |
1 |
Октябрь |
|
«Мой край родной -частица Родины большой» |
|||
3 |
«Мой край отеческий, моя глубинка» |
Краеведческая викторина |
1 |
Ноябрь |
4 |
Традиции и нравы холмогорской земли |
Краеведческий альманах
|
1 |
Декабрь |
|
«Север литературный: проза и поэзия вчера и сегодня» |
|||
5 |
«Душа и память земли любимой» |
Выставка-просмотры |
1
|
Январь |
6 |
«Расскажу с любовью я о доме» |
Устный журнал |
1 |
Февраль |
|
«След известных людей» |
|||
7 |
Судьба родины в лицах |
Видеосалон
|
1 |
Март |
8 |
«Волшебные места, где я живу душой» |
Вечер поэтической магии |
1 |
Апрель |
|
«История Севера» |
|||
9 |
«Из сокровенной памяти сторожилов» |
Беседа-дайвинг |
1 |
Май |
10 |
Путешествие на теплоходе «Н.В.Гоголь» |
Путешествие-экскурсия |
1 |
Июнь |
|
По плану работы детского дома |
|
||
11 |
Праздник урожая |
Игровая программа |
1 |
Сентябрь |
12 |
Новый год. |
Праздничная программа |
1 |
Январь |
13 |
Рождество |
Встречи при свечах |
1 |
Январь |
14 |
Масленица |
Игровая программа |
1 |
Март |
15 |
Пасха |
Познавательное мероприятие |
1 |
Апрель |
16 |
Троица. |
Народный праздник |
1 |
Июнь |
|
ИТОГО |
|
16 |
|
После реализации плана на 2024-2025 учебный год проводится итоговый тест по истории родного края, подведение итогов работы, формулируются выводы.
Приложение №2
Итоговый тест по истории родного края за период 2024-2025 учебный год
1. Когда началось строительство Новодвинской крепости?
а) 1694 г; б) 1700 г; в) 1703 г.
2. Как называлась канцелярии, ведавшая постройкой крепости?
а) контора; б) коллегия; в) «изба».
3. Когда было закончено строительство Новодвинской крепости?
а) 1698 г. ; б) 1705 г. ; в) 1721 г.
4. Как называлась просека, прорубленная в годы Северной войны от деревни Нюхча на Белом море до города Повенец на Онежском озере?
а) Петровская дорога ; б) Северная дорога; в) «Государева дорога».
5. Кого назвали «беспахотным бобыльком», захваченного шведами в плен в горле Белого моря?
а) Семена Дежнёва; б) Ивана Рябова; в) Василия Безручко.
6. Ещё до XVIII в. в этом северном городе было развито сканное ремесло
а) Каргополь; б) Сольвычегодск; в) Холмогоры.
7. Как называлась медная монета стоимостью в 3 копейки в XVI – XVII в.?
а)гривна; б) полтина; 3) алтын.
8. Аршин- это мера длины в конце (XV – XVIII в.в.), равная:
а) 100 см; б) 72 см; в) 85 см.
9.Одна из крупных ярмарок, возникшая в XVI в.на Севере, получила название:
а) Маргаритинская; б) Ивановская; в) Семёновская.
10. Эту историческую работу «Начертание истории города Холмогор» написал северный историк XVIII в:
а) М. Е. Головин; б) М. В. Ломоносов; в) В. В. Крестинин.
11. Выходец из бедной крестьянской семьи (село Евда Архангельской губернии) известен как искусный каменотес, прославившийся при сооружении Александровской колонны на Дворцовой площади г.Санкт – Петербурга
а) Ф. И. Шубин; б) А.И. Фомин; в) С.К.Суханов.
12. Крупнейшей судостроительной мануфактурой на Севере (XVIII в.) стала
а) Соломбальская; б) Важская; в) Двинская.
13. Кто был первым архангелогородским губернатором в начале XVIII в.?
а) П. П. Бредаль; б) П. А. Голицын; в) А.П.Мельгунов.
14. Он был инициатором освоения Северного морского пути, для исследования которого наметил маршрут и сконструировал новые научные приборы :
а) П. И.Челищев; б) М. В. Ломоносов; в) М. Е. Головин
.
15. Когда был установлен памятник М.В.Ломоносову в Архангельске, созданный известным скульптором И.П. Мартюсом?
а)1905 г.; б) 1822 г.; 3) 1832 г.
16.Этот полк показал пример самопожертвования, героизма и мужества в ходе Бородинского сражения:
а) Каргопольский; б) Соловецкий; в) Архангелогородский.
Приложение № 3.
План мероприятий на 2025-2026 уч.год
№ |
Мероприятие |
Формы |
Количество часов |
Дата проведения |
||
Здесь я родился, здесь я живу |
||||||
1 |
«И края в мире нет дороже, где довелось родиться нам» |
Беседа откровение |
1
|
Сентябрь |
||
2 |
«Малая Родина в воспоминаниях старожилов» |
Ретро-вечер |
1 |
Октябрь |
||
|
«Мой край родной - частица Родины большой» |
|||||
3 |
«Утро доброе родному краю» |
Познавательное мероприятие |
1
|
Ноябрь |
||
4 |
«В путешествие по родной земле отправляясь» |
Виртуальное путешествие |
1
|
Декабрь |
||
|
«Север литературный: проза и поэзия вчера и сегодня» |
|||||
5 |
|
Литературный конкурс |
1
|
Январь |
||
6 |
Деревенские посиделки |
Игровая программа |
1 |
Февраль |
||
|
«След известных людей» |
|
||||
7 |
«Земли родной талант и вдохновенье» (о писателях-земляках) |
Поэтический вечер |
1
|
Март |
||
8 |
«Чудеса народного искусства» |
Арт-встреча |
1
|
Апрель |
||
|
«История Севера» |
|||||
9 |
«Глубинкою сильна Россия» |
Краеведческий калейдоскоп |
1
|
Май |
||
10 |
«Малая родина в событиях и лицах» |
Литературная беседа |
1 |
Июнь |
||
По плану работы детского дома |
||||||
11 |
Осенний праздник |
Праздник-концерт |
1 |
Сентябрь |
||
12 |
Новый год |
Праздничная программа |
1 |
Январь |
||
13 |
Рождество |
Рождественские игры |
1 |
Январь |
||
14 |
Масленица |
Игровая программа |
1 |
Март |
||
15 |
Пасха |
Познавательное мероприятие |
1 |
Апрель |
||
16 |
Троица |
Фольклорный праздник |
1 |
Июнь |
||
|
ИТОГО |
|
16 |
|
||
После реализации плана на 2025 -2026 учебный год проводится итоговая викторина «Знаете ли вы свой край?», подведение итогов работы, формулируются выводы.
Приложение № 4
Итоговая викторина «Знаете ли вы свой край?» за период 2025-2026 учебный
год.
Ответьте на вопросы
. (1 балл за правильный ответ)
1. Назовите год основания Архангельска? (1584)
2. С именем, какого царя связано основание Архангельска? (Иван Грозный)
3. На купюре какого номинала изображён Архангельск? (500 рублей)
4. Какой император посетил наш город трижды? (Петр 1)
5. Что такое «морянка» ? (северный ветер)
6. Что такое «сполохи» (северное сияние)
7. Кто придумал Сеню Малину? (Степан Писахов)
8. Какая река протекает в Архангельске? (Северная Двина)
9. Назовите три моря, которые омывают побережье Архангельской области. (за каждое название 1 балл) (Белое, Баренцево, Карское)
10. Какие три страны, не считая Россию, входят в страны Баренц-региона? (за каждое название 1 балл) (Швеция, Норвегия, Финляндия)
11. Что такое «шаркунок»? (погремушка)
12. Как называется северный пряник? (козуля)
13. Где растёт клюква? (на болоте)
14. Как цвета используются в Мезенской росписи? (чёрный и красный)
15. Из чего делают северную птицу - счастья? (щепа, дерево)
16. Каким промыслом занимаются поморы? (ловят рыбу)
17. Это целый архитектурный ансамбль памятников деревянного зодчества под открытым небом в 24 километрах от Архангельска, любимое место отдыха взрослых и детей. (Музей деревянного зодчества «Малые Карелы»)
18. Он был не только прекрасным писателем, но и талантливым художником. (Борис Шергин)
19. Его книга так и называется «Детство в Соломбале» (Е.Коковин)
20. Что построил Петр 1 в Архангельске? (первый флот в России)
21. Что изображено на гербе области? (Архангел Михаил, поражающий Дьявола)
22. В городе Каргополе это ремесло передаётся из поколения в поколение. (Изготовление глиняной игрушки).
Приложение № 5
План мероприятий на 2026-2027 уч.год
№ |
Мероприятие |
Формы |
Количество часов |
Дата проведения |
|
Здесь я родился, здесь я живу |
|||||
1 |
«Мне по сердцу маленькая Родина, мне по сердцу мой любимый край» |
Час доброго общения |
1 |
Сентябрь |
|
2 |
«Здесь Родины моей начало…» |
Литературно-историческое ревю |
1 |
Октябрь |
|
|
«Мой край родной -частица Родины большой» |
||||
3 |
«Вот она какая, сторона родная…» |
Познавательная игра |
1
|
Ноябрь |
|
4 |
«Родного края разноцветье» |
Вечер доброго обшения |
1 |
Декабрь |
|
|
«Север литературный: проза и поэзия вчера и сегодня» |
||||
5 |
«И в песнях, и в стихах поэтов, пусть расцветает край родной…» |
Музыкально-поэтический вечер |
1
|
Январь |
|
6 |
По мотивам поморских сказок «Крутим, вьем, чудеса создаем» (козули, куклы-закрутки) |
Мастер-класс Творческие мастерские |
1 |
февраль |
|
|
«След известных людей» |
||||
7 |
Умели наши предки и мы не отстаем |
Выставка рукоделия
|
1 |
Март |
|
8 |
Ты мира не узнаешь, не зная края своего |
Презентация- просмотр видеороликов |
1 |
Апрель |
|
|
«История Севера» |
||||
9 |
«Люби свой край, уважай свою историю» |
Беседа |
1 |
Май |
|
10 |
«По родной земле на гусином крыле….» |
Виртуальное путешествие |
1
|
Июнь |
|
По плану работы детского дома |
|||||
11 |
Осенний праздник |
Игровая программа |
1 |
Сентябрь |
|
12 |
Новый год |
Праздничная программа |
1 |
Январь |
|
13 |
Рождество |
Рождественские гуляния |
1 |
Январь |
|
14 |
Масленица. |
Игровая программа |
1 |
Март |
|
15 |
Пасха |
Познавательное мероприятие |
1 |
Апрель |
|
16 |
Троица |
Народные гуляния |
1 |
Июнь |
|
|
ИТОГО |
|
16 |
|
|
После реализации плана на 2026 -2027 учебный год проводится итоговый кроссворд «Архангельская область» , подведение итогов работы, формулируются выводы.
Итого по программе за 2024-2027 год 48 часов.
Приложение № 6 Итоговый кроссворд «Архангельская область» за период 2026-2027 учебный год
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
По вертикали.
1. Дайте название проспекта, расположенного в центре города с брусчатыми мостовыми, скамейками, фонарями и клумбами, отреставрированному в 2005 году. Чумбарова - ….
2. Как называют жителя города Архангельска?
3. Великий русский ученый родом из Архангельской губернии.
4. О каком государственном символе идет речь. «В золотом поле щита изображен летящий архангел – Святой Михаил - в синем одеянии с огненным мечом и щитом, побеждающий черного дьявола».
5. Дайте название церкви, построенной в 16 в., храм которой служил также и маяком для прибывающих кораблей.
6. Назовите фамилию известной архангельской купчихи, дом-усадьба которой является одним из ценнейших памятников архитектуры Архангельской области конца 18 - начало 20 вв.
7. Какой Архангельский театр по традиции носит имя знаменитого земляка М.В.Ломоносова?
8. Международный аэропорт города Архангельска.
По горизонтали.
1. Какому императору установили памятник в городе Архангельске в 1914 году?
2. С 1978 года данный курорт начал свою деятельность. Он расположен в 40 км от города Архангельска на автомагистрали Архангельск-Вологда в большом хвойном лесу с живописными озерами. О каком санатории идет речь?
3. Какому животному установлен памятник 6 мая 2010 года в городе Архангельске? Данное животное спасло от голодной смерти тысячи людей не только в городе Архангельске, но и в блокадном Ленинграде. Мясо и жир этого животного доставляли по «дороге жизни» через замерзшее Ладожское озеро.
4. До 1613 года город называли «Новые Холмогоры». О каком городе идет речь?
5. Назовите фамилию известного поморского художника и писателя, который повествование своих сказок вел от лица вымышленного рассказчика Сени Малинина из деревни Уйма.
6. В бывшей «Немецкой слободе» расположен органный зал Поморской филармонии. О каком здании идет речь?
7. Как называется мыс, откуда начал свою историю город Архангельск в 1584 году? Пур - …
8. Дайте название хоккейного клуба, основателем которого был Евгений Александрович Дулетов в 1925 году?
9. Какое животное находится рядом с помором на скульптурной композиции знаменитого обелиска Севера, открытого в ноябре 1930 года.
10. Аэропорт местного значения.
11. Как называются дворы, построенные в 1683 году, как торговый центр для русских и иностранных купцов?
12. Какого известного советского писателя носит имя улица города Архангельска, Архангельская областная детская библиотека и городской штаб школьников?
13. Коренные жители Архангельской губернии.
14. Назовите фамилию выдающегося русского художника-пейзажиста 1866-1934 гг. жизни, открывшего новую тему в живописи, основоположника художественного освоения Арктики и мастера северодвинских зимних пейзажей.
15. Музей деревянного зодчества в Архангельске. Малые …
16. Туристический комплекс находится в 188 км. от города Архангельска на красивом берегу р. Пинега, среди бескрайних хвойно-лиственных лесов, извилистых рек, рядом с Пинежским заповедником и карстовыми пещерами. Как называется данный комплекс?
17. В какое море впадает Северная Двина?
18. Этот хитрый зверек охотится на белок, зайцев и птиц, также не против полакомиться насекомыми, грызунами и ягодами. Его мех очень ценится. О каком животном идет речь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5У |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
7Д |
|
|
|
|
||||
1Л |
|
|
|
|
|
|
3Л |
|
|
|
|
|
1П |
Е |
Т |
Р |
|
|
|
|
||||
У |
|
2Б |
Е |
Л |
О |
М |
О |
Р |
Ь |
Е |
|
|
Е |
|
|
А |
|
|
|
|
||||
Ч |
|
|
|
|
|
|
М |
|
3Т |
Ю |
Л |
Е |
Н |
Ь |
|
М |
|
|
|
|
||||
И |
|
|
|
2А |
|
|
О |
|
|
|
|
|
С |
|
6П |
Ы |
|
|
|
|
||||
Н |
|
|
4А |
Р |
Х |
А |
Н |
Г |
Е |
Л |
Ь |
С |
К |
|
Л |
|
|
|
|
|
||||
С |
|
|
|
Х |
|
|
О |
|
|
5П |
И |
С |
А |
Х |
О |
В |
|
|
|
|
||||
6К |
И |
Р |
Х |
А |
|
|
С |
|
|
|
|
|
Я |
|
Т |
|
|
|
|
|
||||
О |
|
|
|
7Н |
А |
В |
О |
Л |
О |
К |
|
|
|
|
Н |
|
|
|
|
|
||||
Г |
|
|
|
Г |
|
|
В |
|
|
|
8В |
О |
Д |
Н |
И |
К |
|
|
|
|
||||
О |
|
9О |
Л |
Е |
Н |
Ь |
|
|
|
|
10В |
А |
С |
Ь |
К |
О |
В |
О |
|
|
||||
|
|
|
|
Л |
|
|
|
|
|
4Г |
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
11Г |
О |
С |
Т |
И |
Н |
Ы |
Е |
|
|
|
|
В |
|
|
8Т |
|
|
||||
|
|
|
|
Г |
|
|
|
|
|
Р |
|
|
|
12Г |
А |
Й |
Д |
А |
Р |
|
||||
|
13П |
О |
М |
О |
Р |
Ы |
|
|
|
Б |
|
|
|
|
|
|
|
Л |
|
|
||||
|
|
14Б |
О |
Р |
И |
С |
О |
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
||||
|
|
|
15К |
О |
Р |
Е |
Л |
Ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г |
|
|
||||
|
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
16Г |
О |
Л |
У |
Б |
И |
Н |
О |
||||
|
|
|
17Б |
Е |
Л |
О |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
18К |
У |
Н |
И |
Ц |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.