Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2024-2027 учебный год)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 25.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному к своей деревне, району, городу, области, Отечеству. Программа «Здесь Родины моей начало…» поможет сформировать у воспитанников целостное представление о своей малой Родине, сохранению и развитию социально-экономических и культурных достижений и традиций области за счет становления ключевых компетенций.
Иконка файла материала программа по краеведению 24-27.doc

   Государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Рембуевский центр содействия семейному устройству»

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

по краеведению

«Здесь Родины моей начало...»

                                           (реализация в 2024-2027 учебный год)

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Автор программы:

        

                                                                       - Терешенко Светлана Андреевна  

                                                                   высшая квалификационная категория;

                                                                                  воспитатель ГБУ АО

                                                                                    «Рембуевский ЦССУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   2024 год.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     Введение…………………………………………………………………….3                                                                                                         

2.     Пояснительная записка…………………………………………………….5

3.     Актуальность……………………………………………………………….6

4.     Новизна……………………………………………………………………..7

5.     Направленность…………………………………………………………….8

6.     Цель и задачи……………………………………………………………….9

7.     Содержание программы (условия, принципы, источники, методы работы)…………………………………………………………………….10

8.     Блоки программы…………………………………………………………13

9.     Форма проведения занятий……………………………………………....15

10  Формы контроля (критерии и показатели результативности)…………16

11  Ожидаемые результаты…………………………………………………..17

12  Методическое обеспечение………………………………………………19

13  Материально- техническое обеспечение………………………………..20

14  Литература………………………………………………………………...21

15  Приложения……………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мой край! Моя Россия, Русь!
Мне Родины другой совсем не надо!
Я здесь училась, здесь живу и здесь учусь,
Улыбке мамы, солнцу здесь я рада!
Россия, ты у каждого своя,
То место малой Родиной зовется,
А вот Российская Держава есть одна,
От этих слов с волненьем сердце бьется!

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже для человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре, труду родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь, стремится сделать ее лучше. И чем больше дети будут знать о малой Родине, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий родной край, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время. Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё «свой, милый сердцу уголок земли», где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша Родина.

       Родина без нас обойтись сможет, мы же без неё ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребёнок.

      Малая Родина ребенка-это и природа, которая его окружает, дом, школа, это памятные места родной области, её исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории и, конечно, это люди, гордость и слава родной деревни, района, области.

       Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному к своей деревне, району, городу, области, Отечеству. Программа «Здесь Родины моей начало…» поможет сформировать у воспитанников  целостное представление о своей малой Родине, сохранению и развитию социально-экономических и культурных достижений и традиций области за счет становления ключевых компетенций.

 

Это способствует развитию:

 

·        гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям;

·        изучению жизни области через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг писателей. экскурсий;

·        выбору профессии, важной и нужной родному краю, а, следовательно, профессиональному ориентированию подростков

·        формированию толерантности и толерантного поведения;

·        общей работы воспитателей и воспитанников в деле охраны природы;

·        способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

·        познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

·        стремления знать как можно больше о родном крае;

·        интереса воспитанников к краеведению через тематические акции, конкурсы;

·        способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

       “Концепция модернизации российского образования” одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности воспитанника.

      В настоящее время возрастает интерес к вопросам поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания детей. Это связано, прежде всего, с тем, что воспитанники должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к Родине.

      Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, провел свое детство. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление воспитанников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края, его потребностями и перспективами.

    Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка.

      Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

     Краеведческая деятельность воспитанников центра является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие. Краеведение способствует успешной социализации воспитанников в окружающей действительности.

     Некоторые элементы этой деятельности дети получают на прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности воспитанника. А специфичность краеведческой деятельности как раз и заключается в непосредственном "столкновении" ребенка с окружающей его социальной средой, с действительностью, с жизнью.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

     Актуальность данной программы связывается в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов  воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни, а также заключается в необходимости формирования патриотических чувств воспитанников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, восстановления ценностных ориентиров, профессионального ориентирования подростков с учетом потребностей родного края.

      Сегодня большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям? Как воспитать человека – гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства к своей Родине, ее культуре, традициям, достижениям? Наш современник Д.С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную ценность», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле.

   В 2019 году была разработана и успешно реализована в 2019-2023 учебных годах программа «Здесь Родины моей начало…». На основании полученного опыта и актуальных потребностей, а также с учетом ФГОС программа доработана на следующие три года учебных года (2024-2027)

 

НОВИЗНА

 

      Типовые программы по краеведению, в основном, нацелены на изучение истории края, то есть его прошлого. Программа же дополнительного образования по краеведению «Здесь Родины моей начало…» отличается не только объемом, способами преподнесения воспитанникам краеведческой информации (практическая, исследовательская и конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания), но и тем, что основой станет познание дня сегодняшнего нашей деревни, района, области, их проблем и перспектив.

 

    Важное место отводится практической деятельности воспитанников. В результате освоения программы они смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами Холмогорского района, города Архангельска, Архангельской области, Северо – Западного округа; оценки их исторической, эстетической, культурной, стратегической ценности; профессионального ориентирования; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие малой Родины, определение собственного возможного вклада в развитие своего края.

 

Место программы в общем плане воспитательной работы учреждения

 

Программа «Здесь Родины моей начало…» является интегрированной частью программы социализации воспитанников Рембуевского центра содействия семейному устройству  «Дорога в успешную жизнь».

 

    Основополагающими документами в разработке программы являлись:

ü Конституция Российской Федерации.

ü Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 26.07.2019 года.

ü Федеральные государственные стандарты основного, среднего общего образования.

ü Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.

ü Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 № 1493.

ü Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р.

ü Государственная программа Архангельской области «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области (2014-2024 годы)» утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 19 июля 2013 года № 330-пп (с изменениями на 31 октября 2018 года).

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ

туристско-краеведческая. Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков.

                                       

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

 

      Цель - формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родной деревни, района, области, страны.

 

     Задачи:

Образовательные:

1.     Изучать природу, историю, современное состояние своего родного края

2.     Мотивировать воспитанников к сбору краеведческого материала.

3.     Включать подростков в практическую исследовательскую деятельность.

Развивающие:

1.     Развивать деловые качества воспитанников, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

2.      Формировать творческий подход к учебно – практической деятельности.

Воспитательные:

1.     Создавать у несовершеннолетних потребность в саморазвитии.

2.     Формировать активную жизненную позицию.

3.     Развивать культуру общения.

4.     Воспитывать любовь к родному слову, своей малой Родине;

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 В содержании отражены следующие аспекты:

- изложение содержания с территориально-хронологических позиций;

- понимание краеведения как курса, позволяющего воспитанникам увидеть родной регион как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир. Следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их национально-региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

- несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.п.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения малой Родины как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

- принципиальное различение содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населенного пункта;

- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего села, района, города, области, округа.

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;

- обращение к реалиям повседневной жизни Архангельской области, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для воспитанников, осуществление личностно-ориентированного подхода.

 

В организации:

- реализация важнейшей особенности краеведения как интегративного курса воспитания: возможность показать детям реальные объекты изучения: реки, озера, леса, хозяйственные и культурные объекты, исторические памятники и т.п.;

- придание особой роли наглядности , интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;

- вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение детей работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

 

  Возраст воспитанников нашего учреждения от 7 до 18 лет. 

 

 Время реализации программы – 3 года.

 

                           Условия для реализации программы

 

         Программа будет успешно реализована, если:

·       будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

·       будут учитываться возрастные и личностные особенности детей;

·       будет использоваться разнообразный дидактический материал.

 

        Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:

- принцип развивающего и воспитывающего обучения;

- принцип от опыта к обобщениям;

- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;

- принцип смены видов деятельности;

- принцип социокультурного соответствия;

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;

- принцип добровольности;

- принцип психологической комфортности в коллективе.

 

Основные источники краеведческой информации:

1) периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);

2) художественная литература;

3) архивные фонды;

4) фонды музеев;

5) материалы статистики;

6) устные свидетельства старожилов.

 

Методы работы по краеведению:

- Интервью, рассказы, воспоминания, консультации.

- Работа с документальными источниками краеведческой информации

- Работа с архивными материалами, фотографиями, правила оформления  документов, посещение музеев.

-Работа с живыми источниками краеведческой информации:

 - Общение с местными жителями (старожилы, известные люди, ветераны войны и труда), специалистами-краеведами, научными сотрудниками архивов музеев.

- Обобщение материала

 - Оформление альбомов, написание рефератов, исследовательских работ, выступление с беседами. Формы занятий: монтаж, оформление фотоматериалов, написание рефератов, оформление альбомов, отчёт о проделанной работе, выступление на научно-практической конференции. В конце учебного года проводится обобщающее занятие в форме теста, викторины, кроссворда.

 

БЛОКИ ПРОГРАММЫ

 

     1.«Здесь я родился, здесь я живу»

Цель – формирование знания об истории поселений, о достопримечательностях и заслуженных людях района, природе родного края посредством краеведческой деятельности.

Задачи:

1.     Развивать познавательный интерес и стремление знакомиться с родным краем;

2.     Расширить представление о родном районе, его истории, достопримечательностях и заслуженных людях;

3.     Познакомить детей с обычаями и традициями народов, проживающих на территории района;

4.     Воспитывать бережное отношение к памятным местам, развивать чувство гордости за свою малую Родину.

 

2.     «Мой край родной, частица Родины большой»

Цель –  формирование у воспитанников чувства патриотизма через знания и любовь к родному краю и Отечеству, идеалов духовности, уважения к историческим традициям, что является необходимым условием развития социально-активной и нравственной личности.

 

 

Задачи:

   1.Приобщать воспитанников к истокам и основам родной культуры через активную экскурсионную деятельность;

  2.Способствовать формированию исторической памяти;

 

  3.Выявлять и развивать навыки учебно-познавательной и поисковой деятельности, способностей и интересов учащихся.

 

3.      «Север литературный – проза и поэзия вчера и сегодня»

Цель –  развитие интереса воспитанников к культурному и поэтическому наследию Северного края.

 

Задачи:

 1.Познакомить воспитанников с творчеством северных поэтов и писателей, а также проводимыми в Архангельской области литературными фестивалями;

 

  2. Способствовать развитию любознательности, интереса к творчеству местных поэтов и писателей;

 3. Воспитывать любовь к своей малой Родине, к родной природе, умение видеть прекрасное в окружающем нас мире, воспитывать доброе отношение к окружающим.

 

4.      «След известных людей»

Цель- пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к своему краю через знакомство с творчеством выдающихся людей.

  

Задачи:

 

1.Формировать у воспитанников представления о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

 

2.  Прививать воспитанникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

 

3.  Развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу, расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

 «История Севера»

Цель – приобщение к богатой истории Русского Севера через воспитание любви к родному краю и его традициям.

Задачи:

 

1.Формировать у воспитанников представления об историческом прошлом и настоящем нашей области;

 

2.  Прививать воспитанникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

 

3.  Развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу, расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

 Учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, для реализации программы используются различные формы проведения занятий. Занятия по курсу краеведения являются комплексными, на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:

- интервью,

- индивидуальная работа,

- Работа с документами; СМИ: сбор устной информации, сбор видео и фотоматериалов,

- Работа с диктофоном.

- Экскурсии (в природу, по деревне, району, городу, области);

- Виртуальные экскурсии;

- Викторины;

- Конференции, лекции;

- Конкурсы;

- Проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.

- Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность воспитанников по заданию или инструкции воспитателя.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

промежуточных результатов реализации программы

   

    Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

·       тестирование;

·       творческие задания;

·       викторины;

·       конкурсы;

·       интеллектуальные игры;

·       выставки творческих работ учащихся.

 

Возможные критерии результативности

 

1. Активность воспитанников во внеурочное время.

2. Вовлеченность воспитанников в систему дополнительного образования.

3. Положительная тенденция роста участников выставок, викторин, конкурсов и т.п.

4. Уровень удовлетворенности педагогов и воспитанников  жизнедеятельностью детского дома.

 

Показатели результативности

 

1. Активное участие детей в заданных условиях используя творческий подход.

2. Активное участие воспитанников в играх и конкурсах.

3. Рост числа воспитанников, занимающихся в группе по курсу краеведения.

4. Высокий уровень удовлетворенности детей собственной работой.

5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

         «Родная земля и в горсти мила» - гласит народная пословица. Программа по краеведению «Здесь Родины моей начало…» дает возможность воспитанникам полнее использовать социально-культурную среду для изучения природы и культуры своего города, края; педагогам воспитывать в детях детского дома любовь к родному краю, родным местам; развивать способность понимать и любить окружающий мир и бережно относится к нему; профессионально ориентировать подростков в интересах родного края.

          В ходе работы воспитанники узнают о своей деревне, районе, области, округе, истории и культуре народов; самостоятельно станут писать сценарии экскурсий и проводить их, подбирать материал к составлению проектов и исследовательских работ. Деятельность программы создаст такие условия в детском разновозрастном коллективе, которые будут способствовать возникновению дружбы, сохранению и передачи опыта, традиций из поколения в поколение.

Программа также нацелена на формирование и развитие социально-коммуникативной, научно-исследовательской, профессионально-деловой компетенций:

1) публичное выступление с познавательной информацией;

2) умение выбрать, обработать, сохранить и распространить краеведческую информацию;

3) организовать тот или иной вид деятельности.

 

В процессе реализации программы «Здесь Родины моей начало…» воспитанники должны

Знать:

- основные этапы истории деревни, района, города, области, округа: возраст, происхождение названий, географическое положение, историю символики;

- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;

- название улиц названых в честь жителей Архангельской области;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники, природные заповедные места;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- героев-земляков в годы Великой Отечественной войны;

- участников военных событий в Афганистане;

- крупные промышленные предприятия города;

- особенности труда людей, востребованных в области профессий;

-  учебные заведения своего района, города, области, округа

 

Уметь:

 находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;

-работать в семейных архивах;

- работать с историческими документами;

- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;

- оформлять материалы, создавать экспозиции;

-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством воспитателя;

-посещать музеи и другие культурные учреждения;

 

Сформируются общие умения и личностные качества:

- развитая зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания, наблюдательность; любознательность;

- умение работать в группе;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- умение слушать и слышать друг друга;

- дружелюбие.

 

  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

В качестве дидактического материала используются:

·  наглядные пособия,

·  альбомы,

·  карты-схемы,

·  книги,

·  газеты.

·  раздаточный материал;

·  наглядные пособия;

·  краеведческая литература для чтения;

·  сведения из интернета (краеведческих сайтов по Архангельской  области)

·  книги, брошюры, газетные материалы;

·  картографические пособия по родному краю;

·  разработанные тексты экскурсий;

·  фотографии;

·  тесты, кроссворды по темам;

·  видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях

  и музейных праздниках;

·  компьютерные презентации по темам;

·  аудиозаписи.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Групповые помещения центра и актовый зал, оборудованные в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, аудиотехника и телевизионное оборудование, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Транспорт для экскурсий.   

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ЛИТЕРАТУРА

 

1.      500 мест Русского Севера, которые нужно увидеть. - М.: Мартин, 2013. 

2.     Гемп К.П. “Сказ о Беломорье”, Словарь поморских изречений М., Наука; Архангельск; Поморский университет, 2004.

3.     География Архангельской области: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы / Под ред. Н.М. Бызовой, Я.К. Премининой. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.

4.     География Архангельской области. / Под. ред. В.Ф. Изотова. – Северо-западное книжное издательство, 1977

5.     Голицына Ирина. Поморье. Сокровищница русского Севера.: Белый город – 2009 г. 

6.     Демин. В. Н. Загадки русского Севера / В.Н. Демин. - М.: Вече, 2012.

7.     Кодола О.Е. История Архангельской области: книга для детей и их родителей.:2006 г.

8.     Краеведение: учебно – методическая разработка / М.В. Воронцова. – Архангельск: Поморский университет, 2004.

9.     Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982г.

10. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.

11. Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.

12. Писахов, Шергин: Волшебные поморские сказкиРипол-Классик, 2016.

13. Поморская азбука/авт.-сост.: Т.Зайцева. – Архангельск: Анзер, 2010 г.

14. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.

15. Словарь – справочник географических названий и топонимов Архангельской области / М.В. Воронцова. – Архангельск: Поморский университет, 2004.

16. Современный урок географии. Архангельская область: учебное пособие / М.В. Воронцова. – Архангельск: Поморский университет, 2005.

17. Формы экологического образования в школе: учебно – методическое пособие / Под. ред. В.А. Сковородкина, И.З. Сковородкиной. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994.

18. Хрестоматия по географии Архангельской области. М.В. Воронцова. – Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2002.

19.   Шорыгина, Т. А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

План мероприятий на 2024-2025 уч.год

 

Мероприятие

Формы

Количество часов

     Дата   проведения

Здесь я родился, здесь я живу

1

«Мой край родной-моя история живая»

Познавательное мероприятие

 

1

Сентябрь

2

 «Родной земли многоголосье»

Краеведческие посиделки

 

1

Октябрь

 

«Мой край родной -частица Родины большой»

3

 «Мой край отеческий, моя глубинка»

 Краеведческая викторина

 

1

Ноябрь

4

Традиции и нравы холмогорской земли

Краеведческий альманах

 

 

1

Декабрь

 

«Север литературный: проза и поэзия вчера и сегодня»

5

«Душа и память земли любимой»

 Выставка-просмотры

1

 

Январь

6

  «Расскажу с любовью я о доме»

Устный журнал

 

1

Февраль

 

«След известных людей»

7

 Судьба родины в лицах

Видеосалон

 

 

1

Март

8

«Волшебные места, где я живу душой»

Вечер поэтической магии

 

1

Апрель

 

«История Севера»

9

«Из сокровенной памяти сторожилов»

 Беседа-дайвинг

 

1

Май

10

Путешествие на теплоходе «Н.В.Гоголь»

Путешествие-экскурсия

 

1

Июнь

 

                 По плану работы детского дома

 

11

Праздник урожая    

 Игровая программа

1

Сентябрь

12

Новый год.  

Праздничная программа

1

Январь

13

Рождество

Встречи при свечах

1

Январь

14

Масленица   

Игровая программа

1

Март

15

Пасха

Познавательное мероприятие

1

Апрель

16

Троица.  

Народный праздник

1

Июнь

 

                                   ИТОГО

 

16

 

 

 После реализации плана на 2024-2025 учебный год проводится итоговый тест по истории родного края, подведение итогов работы, формулируются выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

Итоговый тест по истории родного края за период 2024-2025 учебный год

 

1. Когда началось строительство Новодвинской крепости?

а) 1694 г; б) 1700 г; в) 1703 г.

 

2. Как называлась канцелярии, ведавшая постройкой крепости?

а) контора; б) коллегия; в) «изба».

 

3. Когда было закончено строительство Новодвинской крепости?

а) 1698 г. ; б) 1705 г. ; в) 1721 г.

 

4. Как называлась просека, прорубленная в годы Северной войны от деревни Нюхча на Белом море до города Повенец на Онежском озере?

а) Петровская дорога ; б) Северная дорога; в) «Государева дорога».

 

5. Кого назвали «беспахотным бобыльком», захваченного шведами в плен в горле Белого моря?

а) Семена Дежнёва; б) Ивана Рябова; в) Василия Безручко.

 

6. Ещё до XVIII в. в этом северном городе было развито сканное ремесло

а) Каргополь; б) Сольвычегодск; в) Холмогоры.

 

7. Как называлась медная монета стоимостью в 3 копейки в XVI – XVII в.?

а)гривна; б) полтина; 3) алтын.

 

8. Аршин- это мера длины в конце (XV – XVIII в.в.), равная:

а) 100 см; б) 72 см; в) 85 см.

 

9.Одна из крупных ярмарок, возникшая в XVI в.на Севере, получила название:

а) Маргаритинская; б) Ивановская; в) Семёновская.

 

10. Эту историческую работу «Начертание истории города Холмогор» написал северный историк XVIII в:

а) М. Е. Головин; б) М. В. Ломоносов; в) В. В. Крестинин.

 

11. Выходец из бедной крестьянской семьи (село Евда Архангельской губернии) известен как искусный каменотес, прославившийся при сооружении Александровской колонны на Дворцовой площади г.Санкт – Петербурга

а) Ф. И. Шубин; б) А.И. Фомин; в) С.К.Суханов.

 

12. Крупнейшей судостроительной мануфактурой на Севере (XVIII в.) стала

а) Соломбальская; б) Важская; в) Двинская.

 

13. Кто был первым архангелогородским губернатором в начале XVIII в.?

а) П. П. Бредаль; б) П. А. Голицын; в) А.П.Мельгунов.

 

14. Он был инициатором освоения Северного морского пути, для исследования которого наметил маршрут и сконструировал новые научные приборы :

а) П. И.Челищев; б) М. В. Ломоносов; в) М. Е. Головин

.

15. Когда был установлен памятник М.В.Ломоносову в Архангельске, созданный известным скульптором И.П. Мартюсом?

а)1905 г.; б) 1822 г.; 3) 1832 г.

 

16.Этот полк показал пример самопожертвования, героизма и мужества в ходе Бородинского сражения:

а) Каргопольский; б) Соловецкий; в) Архангелогородский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3.

План мероприятий на 2025-2026 уч.год

 

Мероприятие

Формы

Количество часов

     Дата   проведения

Здесь я родился, здесь я живу

1

 «И края в мире нет дороже, где довелось родиться нам»

 Беседа откровение

1

 

Сентябрь

2

 «Малая Родина в воспоминаниях старожилов»

Ретро-вечер

 

1

Октябрь

 

«Мой край родной - частица Родины большой»

3

«Утро доброе родному краю»

Познавательное мероприятие

1

 

Ноябрь

4

«В путешествие по родной земле отправляясь»

Виртуальное путешествие

1

 

Декабрь

 

«Север литературный: проза и поэзия вчера и сегодня»

5

 

Литературный конкурс

1

 

Январь

6

Деревенские посиделки

Игровая программа

 

1

Февраль

 

                                 «След известных людей»

 

7

 «Земли родной талант и вдохновенье» (о писателях-земляках)

 Поэтический вечер

1

 

Март

8

 «Чудеса народного искусства»

 Арт-встреча

1

 

Апрель

 

«История Севера»

9

«Глубинкою сильна Россия»

 Краеведческий калейдоскоп

1

 

Май

10

«Малая родина в событиях и лицах»

Литературная беседа

 

1

Июнь

                                          По плану работы детского дома

 11

Осенний праздник  

Праздник-концерт

1

Сентябрь

12

Новый год

Праздничная программа

1

Январь

13

Рождество

Рождественские игры

1

Январь

14

Масленица

Игровая программа

1

Март

15

Пасха

Познавательное мероприятие

1

Апрель

16

Троица

Фольклорный праздник

1

Июнь

 

                                   ИТОГО

 

16

 

 

После реализации плана на 2025 -2026 учебный год проводится  итоговая викторина «Знаете ли вы свой край?», подведение итогов работы, формулируются выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

Итоговая викторина «Знаете ли вы свой край?» за период 2025-2026 учебный год.
Ответьте на вопросы . (1 балл за правильный ответ)

 

1.                             Назовите год основания Архангельска? (1584)

 

2.                             С именем, какого царя связано основание Архангельска? (Иван Грозный)

 

3.                             На купюре какого номинала изображён Архангельск? (500 рублей)

 

4.                             Какой император посетил наш город трижды? (Петр 1)

 

5.                             Что такое «морянка» ? (северный ветер)

 

6.                             Что такое «сполохи» (северное сияние)

 

7.                             Кто придумал Сеню Малину? (Степан Писахов)

 

8.                             Какая река протекает в Архангельске? (Северная Двина)

 

9.                             Назовите три моря, которые омывают побережье Архангельской области. (за каждое название 1 балл) (Белое, Баренцево, Карское)

 

10.                         Какие три страны, не считая Россию, входят в страны Баренц-региона? (за каждое название 1 балл) (Швеция, Норвегия, Финляндия)

 

11.                         Что такое «шаркунок»? (погремушка)

 

12.                         Как называется северный пряник? (козуля)

 

13.                         Где растёт клюква? (на болоте)

 

14.                         Как цвета используются в Мезенской росписи? (чёрный и красный)

 

15.                         Из чего делают северную птицу - счастья? (щепа, дерево)

 

16.                         Каким промыслом занимаются поморы? (ловят рыбу)

 

17.                         Это целый архитектурный ансамбль памятников деревянного зодчества под открытым небом в 24 километрах от Архангельска, любимое место отдыха взрослых и детей. (Музей деревянного зодчества «Малые Карелы»)

 

18.                           Он был не только прекрасным писателем, но и талантливым художником. (Борис Шергин)

 

19.                         Его книга так и называется «Детство в Соломбале» (Е.Коковин)

 

20.                         Что построил Петр 1 в Архангельске? (первый флот в России)

 

21.                         Что изображено на гербе области? (Архангел Михаил, поражающий Дьявола)

 

22.                          В городе Каргополе это ремесло передаётся из поколения в поколение. (Изготовление глиняной игрушки).

 

 

 

Приложение № 5

План мероприятий на 2026-2027 уч.год

 

Мероприятие

Формы

Количество часов

     Дата   проведения

Здесь я родился, здесь я живу

1

«Мне по сердцу маленькая Родина, мне по сердцу мой любимый край»

 Час доброго общения

 

1

Сентябрь

2

«Здесь Родины моей начало…»

 Литературно-историческое ревю

 

1

Октябрь

 

«Мой край родной -частица Родины большой»

3

 «Вот она какая, сторона родная…»

Познавательная игра

1

 

Ноябрь

4

«Родного края разноцветье»

 Вечер доброго обшения

 

1

Декабрь

 

«Север литературный: проза и поэзия вчера и сегодня»

5

«И в песнях, и в стихах поэтов, пусть расцветает край родной…»

 Музыкально-поэтический вечер

1

 

Январь

6

По мотивам поморских сказок «Крутим, вьем, чудеса  создаем» (козули, куклы-закрутки)

Мастер-класс

Творческие мастерские

 

1

февраль

 

 «След известных людей»

7

Умели наши предки и мы не отстаем

Выставка рукоделия

 

 

1

Март

8

Ты мира не узнаешь, не зная края своего

Презентация- просмотр видеороликов

 

1

Апрель

 

«История Севера»

9

«Люби свой край, уважай свою историю»

 Беседа

 

1

Май

10

 «По родной земле на гусином крыле….»

Виртуальное путешествие

1

 

Июнь

                                          По плану работы детского дома

11

 Осенний праздник

Игровая программа

1

Сентябрь

12

Новый год

Праздничная программа

1

Январь

13

Рождество

Рождественские гуляния

1

Январь

14

Масленица.  

Игровая программа

1

Март

15

Пасха  

Познавательное мероприятие

1

Апрель

16

Троица

Народные гуляния

1

Июнь

 

                                   ИТОГО

 

16

 

 

 После реализации плана на 2026 -2027 учебный год проводится  итоговый кроссворд «Архангельская область» , подведение итогов работы, формулируются выводы.

 

 

Итого по программе за 2024-2027 год 48 часов.                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение № 6    Итоговый кроссворд «Архангельская область» за период 2026-2027 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали.

1.                      Дайте название проспекта, расположенного в центре города с брусчатыми мостовыми, скамейками, фонарями и клумбами, отреставрированному в 2005 году. Чумбарова - ….

2.                      Как называют жителя города Архангельска?

3.                      Великий русский ученый родом из Архангельской губернии.

4.                      О каком государственном символе идет речь. «В золотом поле щита изображен летящий архангел – Святой Михаил - в синем одеянии с огненным мечом и щитом, побеждающий черного дьявола».

5.                      Дайте название церкви, построенной в 16 в., храм которой служил также и маяком для прибывающих кораблей.

6.                      Назовите фамилию известной архангельской купчихи, дом-усадьба которой является одним из ценнейших памятников архитектуры Архангельской области конца 18 - начало 20 вв.

7.                      Какой Архангельский театр по традиции носит имя знаменитого земляка М.В.Ломоносова?

8.                      Международный аэропорт города Архангельска.

 

По горизонтали.

1.                      Какому императору установили памятник в городе Архангельске в 1914 году?

2.                      С 1978 года данный курорт начал свою деятельность. Он расположен в 40 км  от города Архангельска на автомагистрали Архангельск-Вологда в большом хвойном лесу с живописными озерами. О каком санатории идет речь?

3.                      Какому животному установлен памятник 6 мая 2010 года в городе Архангельске? Данное животное спасло от голодной смерти тысячи людей не только в городе Архангельске, но и в блокадном Ленинграде. Мясо и жир этого животного доставляли по «дороге жизни» через замерзшее Ладожское озеро.

4.                      До 1613 года город называли «Новые Холмогоры». О каком городе идет речь?

5.                      Назовите фамилию известного поморского художника и писателя, который повествование своих сказок вел от лица вымышленного рассказчика Сени Малинина из деревни Уйма.

6.                      В бывшей «Немецкой слободе» расположен органный зал Поморской филармонии. О каком здании идет речь?

7.                      Как называется мыс, откуда начал свою историю город Архангельск в 1584 году? Пур - …

8.                      Дайте название хоккейного клуба, основателем которого был Евгений Александрович Дулетов в 1925 году?

9.                      Какое животное находится рядом с помором на скульптурной композиции знаменитого обелиска Севера, открытого в ноябре 1930 года.

10.                  Аэропорт местного значения.

11.                  Как называются дворы, построенные в 1683 году, как торговый центр для русских и иностранных купцов?

12.                  Какого известного советского писателя носит имя улица города Архангельска, Архангельская областная детская библиотека и городской штаб школьников?

13.                  Коренные жители Архангельской губернии.

14.                  Назовите фамилию выдающегося русского художника-пейзажиста 1866-1934 гг. жизни, открывшего новую тему в живописи, основоположника художественного освоения Арктики и мастера северодвинских зимних пейзажей.

15.                  Музей деревянного зодчества в Архангельске. Малые …

16.                  Туристический  комплекс находится в 188 км. от города Архангельска на красивом берегу р. Пинега, среди бескрайних хвойно-лиственных лесов, извилистых рек, рядом с Пинежским заповедником и карстовыми пещерами. Как называется данный комплекс?

17.                  В какое море впадает Северная Двина?

18.                  Этот хитрый зверек охотится на белок, зайцев и птиц, также не против полакомиться насекомыми, грызунами и ягодами. Его мех очень ценится. О каком животном идет речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

7Д

 

 

 

 

1Л

 

 

 

 

 

 

3Л

 

 

 

 

 

Е

Т

Р

 

 

 

 

У

 

2Б

Е

Л

О

М

О

Р

Ь

Е

 

 

Е

 

 

А

 

 

 

 

Ч

 

 

 

 

 

 

М

 

3Т

Ю

Л

Е

Н

Ь

 

М

 

 

 

 

И

 

 

 

2А

 

 

О

 

 

 

 

 

С

 

6П

Ы

 

 

 

 

Н

 

 

4А

Р

Х

А

Н

Г

Е

Л

Ь

С

К

 

Л

 

 

 

 

 

С

 

 

 

Х

 

 

О

 

 

5П

И

С

А

Х

О

В

 

 

 

 

6К

И

Р

Х

А

 

 

С

 

 

 

 

 

Я

 

Т

 

 

 

 

 

О

 

 

 

7Н

А

В

О

Л

О

К

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

Г

 

 

В

 

 

 

8В

О

Д

Н

И

К

 

 

 

 

О

 

9О

Л

Е

Н

Ь

 

 

 

 

10В

А

С

Ь

К

О

В

О

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

4Г

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

11Г

О

С

Т

И

Н

Ы

Е

 

 

 

 

В

 

 

8Т

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

12Г

А

Й

Д

А

Р

 

 

13П

О

М

О

Р

Ы

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

14Б

О

Р

И

С

О

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

15К

О

Р

Е

Л

Ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

16Г

О

Л

У

Б

И

Н

О

 

 

 

17Б

Е

Л

О

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18К

У

Н

И

Ц

А