Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
искусство +1
Взрослым
21.01.2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"
Программа дополнительного образования имеет художественную направленность и рассчитана для детей младшего школьного возраста. Данная программа нацелена на изучение детьми традиций и культуры русского народа, на воспитание патриотизма, на развитие интереса к различным видам русского фольклора (частушка,поговорка, потешка, приговорка, закличка и т.д.)
ладушки.docx
Отдел образования администрации  Староюрьевского района Тамбовской области Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной школы в с.Крутовское РЕКОМЕНДОВАНО на методическом совете Протокол от _________№__ УТВЕРЖДАЮ Директор школы  __________________Т.И.Киселёва Зам. директора по УВР Приказ от ________ № ______ _________М.Н.Юдина ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛАДУШКИ» (СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ)                                                      Возраст обучающихся ­ 6­10 лет                                                      Срок реализации­ 1 год                                               Автор – составитель: Чевтаева Наталья Алесеевна, педагог дополнительного образования с.Староюрьево,2017 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы    Дополнительная   общеобразовательная     общеразвивающая     программа   стартового уровня «Ладушки» имеет художественную направленность. Новизна программы Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового   уровня   «Ладушки»   состоит   в   осуществлении   на   занятиях социокультурного   подхода,   направленного   на   накопление   социально­ эмоционального  и   культурного   опыта,   развитие   навыков   межличностного взаимодействия. Актуальность программы Актуальность   программы   продиктована   острой   необходимостью   воспитания цельной,   жизнеспособной,   творческой     и   нравственно   здоровой   личности, защиты и развития ее духовности.  Программа предназначена для возможности почувствовать   целостность   мира   культуры   русского   народа,   в  котором невозможно разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений, направлена на изучение народного творчества, народных игр. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Ладушки»  состоит в реализации задачи передачи накопленного духовного опыта, ценностей народной культуры театрально­игровыми методами;  в формировании культурного модуса личности и раскрытии  яркой творческой индивидуальности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого человека, через приобщение детей к духовному наследию народной  культуры как части общечеловеческой культуры.  Отличительные особенности программы     Отличительной   особенностью   дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей программы стартового уровня «Ладушки» является  2 активизация   познавательной   деятельности   (как   одной   из   ведущих   форм школьников), посредством музыки, народных игр. Адресат программы Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа стартового уровня «Ладушки» рассчитана на один год обучения для детей в возрасте 6­10 лет.  Условия   набора   учащихся:   для   обучения   по   дополнительной общеобразовательной   общеразвивающей   программе   стартового   уровня «Ладушки»     принимаются   без   отбора   учащиеся,   проявляющие   интерес   к устному народному творчеству. Объем и срок освоения программы Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа стартового уровня «Ладушки» рассчитана на один год обучения для детей в возрасте 6­10 лет. Занятия составляют 72 часа в год (2 раза в неделю по 1 часу). Данная программа реализуется в период летних каникул в объёме 24 часов. Схема возрастного и количественного распределения детей по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность Год Обучения Количество учащихся  в группах 1 15 Общее количество занятий  в неделю 2 Продолжительность занятия, час 1 х 1 (45 мин.) Общее количество часов  в неделю 2 Общее количество часов  в год 72 Формы и режим занятий: Формы   занятий:   беседа,   лекция,   рассказ   учителя,   урок­игра,   игра­ соревнование,  концертная   программа,  комментированное   чтение,  участие   в конкурсах, экскурсия, самостоятельная работа. Технология программы предусматривает проведение занятий по группам (15 человек). 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы:  ­пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского     детского фольклора; ­как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие   черты   русского   национального   характера:   порядочнось, совестливость,   способность   к   состраданию,   трудолюбие,   мастерство, изобретательность, правдивость. 3 Задачи: Образовательные: ­дать   общее   представление   о   содержании   и   объёме   понятия   «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях; ­сформировать у школьников общее представление о народной культуре, о её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве; ­познакомить   с   особенностями   жизни   и   быта   наших   предков,   дать представление о традиционной одежде русского народа. Развивающие: ­развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории. Воспитательные: ­воспитывать в обучающихся высокие нравственные законы, лежащие в основе народной   культуры,   научить   любить   и   ценить   ум,   талант   и   мудрость народную; ­воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, внимательное отношение к слову, культуру речи. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ № Название темы Тема 1. Русский детский фольклор   Введение. Русский детский фольклор Поэзия пестования. Колыбельные песни. Колыбельные песни. Колыбельные песни. Пестушки. Прибаутки. 1 2 3 4 5 6 Кол­во часов 9 1 1 1 1 1 1 4 теори я Практи ка Формы аттестации/контроля 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 1 1             контроль контроль контроль контроль Текущий (беседа) Текущий (беседа) Текущий (прослушивание, разучивание,   исполнение колыбельных песен) Текущий (прослушивание, разучивание,   исполнение колыбельных песен) Текущий контроль (чтение,   прослушивание и разучивание произведений   малого фольклора). Текущий контроль (чтение,   прослушивание и разучивание 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Прибаутки. Докучные сказки. Праздник «Ярмарка» Тема 2. Бытовой фольклор  Бытовой   фольклор.   Детские   народные песни. Бытовой   фольклор.   Детские   народные песни. Заклички и приговорки. Детская обрядовая поэзия. Детская обрядовая поэзия. Прозвища и дразнилки. Детские сказки, народные песни. Детские сказки, народные песни. Страшилки. Тема 3. Потешный фольклор  Потешный фольклор. Словесные игры. Потешный фольклор. Словесные игры. Молчанки и голосянки. 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 1 1 1 5 ­ ­ ­ 1 ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ 1 ­ ­ ­ 1 1 1 ­ 1 1 ­ 1 ­ 1 1 ­ 1 1 1     произведений   малого фольклора). Текущий контроль (чтение,   прослушивание и разучивание произведений   малого фольклора). Текущий контроль (чтение,   прослушивание и разучивание произведений   малого фольклора). Концертная программа         Текущий   контроль   контроль закличек   и контроль Текущий (знакомство   с   детскими народными песнями и их исполнение) Текущий контроль (знакомство   с   детскими народными песнями и их исполнение) Текущий (чтение   приговорок)   (чтение) Текущий (чтение) Текущий контроль (Чтение   прозвищ   и дразнилок) Текущий контроль (   Чтение   сказок   и прослушивание песен) Текущий контроль (   Чтение   сказок   и прослушивание песен) Текущий (Чтение) контроль контроль         контроль   разучивание Текущий (Чтение, игр) Текущий (Чтение, игр) Текущий контроль (Чтение,   прослушивание контроль   разучивание 22 Поддёвки. 23 Сечки. 24 25 26 27 28 29 Небылицы – перевёртыши. Подготовка   к   «   Фольклорным посиделкам». Подготовка   к   «   Фольклорным посиделкам». «Фольклорные посиделки». Знакомство с обрядовыми песнями. Ансамбль народных инструментов. 30 Пляски – заигрыши. 31 32 33 34 35 36 Хороводные песни. Народные обычаи. Тема 4. Игровой фольклор  Игровой фольклор. Формы ролевой игры без поэтически организованного текста. Формы   ролевой   игры   с   игровыми припевами. Формы ролевой игры с приговорками. Игры – импровизации. ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 1 1 1 1 ­ 0,5 0,5 ­ ­ 1 1 1 1 ­ 1 1 ­ ­ ­ ­ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 1 1 1 1 6         и разучивание произведений   малого фольклора). Текущий контроль (Чтение,   прослушивание и разучивание произведений   малого фольклора). Текущий контроль (Чтение,   прослушивание и разучивание произведений   малого фольклора). Текущий (Прослушивание чтение) Репетиция выступлений контроль и       Репетиция выступлений     контроль  Выступления Текущий   (беседа) Текущий контроль (Рассказ   о   различных народных   инструментах, слушание мелодий. Самостоятельное исполнение   мелодий   на ложках). Текущий контроль (Чтение,   прослушивание и разучивание произведений   малого фольклора). Текущий (Исполнение песен)   Текущий (Рассказ,   иллюстраций) контроль просмотр контроль           Текущий (Беседа) Текущий (Разучивание игр) Текущий (Разучивание игр) Текущий (Разучивание игр)     контроль контроль контроль контроль 37 38 Игры – импровизации. Жеребьёвые сговорки. 39 Считалки. 40 Считалки. 41 Потешки. 42 Скороговорки. 43 Приговорки. 44 Небылицы. 45 46 47 48 Загадки. Конкурс загадок. Тема   5.   Пословицы   и   поговорки   как вид народного творчества  Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки. ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 7                   контроль Текущий (Разучивание игр) Текущий контроль (Чтение,   прослушивание и разучивание произведений   малого фольклора). Текущий контроль (Чтение,   прослушивание и разучивание произведений   малого фольклора). Текущий контроль (Чтение,   прослушивание и разучивание произведений   малого фольклора). Текущий контроль (Чтение,   прослушивание и разучивание произведений   малого фольклора). Текущий контроль (Чтение,   прослушивание и разучивание произведений   малого фольклора). Текущий контроль (Чтение,   прослушивание и разучивание произведений   малого фольклора). Текущий контроль (Чтение,   прослушивание и разучивание произведений   малого фольклора). Текущий контроль (Придумывание загадок) Текущий контроль (Участие в конкурсе)                   Текущий контроль (Чтение,   прослушивание пословиц и поговорок) Текущий контроль (Чтение,   прослушивание пословиц и поговорок) 49 50 Игра ­ соревнование «Собери пословицу» Аукцион пословиц, поговорок, загадок. 51 Аукцион пословиц, поговорок, загадок. 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 Игры русского народа. Игры русского народа. Тема 6. Русские народные сказки (7 ч.) Сказка «Колобок». Сказка «Репка» Сказка «Маша и Медведь» Курочка ряба. Теремок. Петушок ­ золотой гребешок. Викторина по сказкам. Тема 7. Частушки как вид народного творчества (11 ч.) Частушки. 62 Частушки  63 Инсценировки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Участие в игре Текущий контроль  (   Загадывание   загадок. Чтение   пословиц   и поговорок) Текущий контроль   (   Загадывание   загадок. Чтение   пословиц   и поговорок) Текущий контроль (Знакомство   с   играми, беседа) Текущий контроль (Знакомство   с   играми, беседа)           Текущий контроль (Чтение сказки, беседа о сказке) Текущий контроль (Чтение сказки, беседа о сказке) Текущий контроль (Чтение сказки, беседа о сказке) Текущий контроль (Чтение сказки, беседа о сказке) Текущий контроль (Чтение сказки, беседа о сказке) Текущий контроль (Чтение сказки, беседа о сказке ) Текущий (Викторина) контроль           контроль Текущий (Прослушивание, разучивание,   исполнение частушек). Текущий (Прослушивание, разучивание,   исполнение частушек). Текущий   (Разучивание контроль   мини­ контроль 64 65 66 67 68 69 70 71 72 Инсценировки. Посещение районной библиотеки. Кричалки. Переклички. Переклички  Зачины и концовки Посещение   районного   краеведческого музея. Выпуск фольклорной стенгазеты. Промежуточная Тестирование.   аттестация. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 1 1 1 1 1 1     контроль контроль контроль мини­   сценок) Текущий   (Разучивание сценок) Текущий (беседа) Текущий (Разучивание кричалок) Текущий   (Разучивание перекличек)   Текущий (Разучивание перекличек) Текущий контроль     Знакомство   и разуччивание   зачинов   и концовок) Текущий контроль  ( беседа, ознакомление с коллекцией музея) контроль контроль ( Тестирование СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Тема 1. Русский детский фольклор (9 ч.) Теория.  Рассказ учителя. Введение. Русский детский фольклор. Поэзия пестования. Прибаутки.  Практика. Колыбельные песни. Пестушки. Докучные сказки. Праздник «Ярмарка». Тема 2. Бытовой фольклор (9 ч.) Теория. Бытовой фольклор. Детские народные песни (1ч). Детская обрядовая поэзия. Прозвища и дразнилки.  Практика.  Бытовой   фольклор.   Детские   народные   песни   (1ч).   Заклички   и приговорки. Детские сказки, народные песни. Страшилки. Тема 3. Потешный фольклор (14 ч.) Теория.  Знакомство   с   обрядовыми   песнями.   Ансамбль   народных инструментов (0,5 ч). Народные обычаи. Практика.  Потешный   фольклор.   Словесные   игры.   Молчанки   и   голосянки. Поддёвки. Сечки. Небылицы – перевёртыши. Подготовка к « Фольклорным посиделкам». «Фольклорные посиделки». Пляски –  заигрыши. Хороводные песни.  Ансамбль народных инструментов (0,5 ч). Тема 4. Игровой фольклор (14 ч.) 9 Пословицы   и   поговорки.  Игра   ­   соревнование   «Собери Теория.  Игровой   фольклор.   Формы   ролевой   игры   без   поэтически организованного текста. Формы ролевой игры с игровыми припевами. Формы ролевой игры с приговорками. Практика. Игры – импровизации. Жеребьёвые сговорки. Считалки. Потешки. Скороговорки. Приговорки. Небылицы. Загадки. Конкурс загадок. Тема 5. Пословицы и поговорки как вид народного творчества (7ч.) Практика. пословицу». Аукцион пословиц, поговорок, загадок. Игры русского народа. Тема 6. Русские народные сказки (7 ч.) Практика.  Сказка «Колобок». Сказка «Репка». Сказка «Маша и Медведь». Курочка ряба. Теремок. Петушок ­ золотой гребешок. Викторина по сказкам. Тема 7. Частушки как вид народного творчества (11 ч.) Практика. Кричалки.  Переклички.  Зачины   и   концовки. краеведческого музея. Выпуск фольклорной стенгазеты. Промежуточная аттестация. Тестирование.  Частушки.  Инсценировки.   Посещение   районной   библиотеки.  Посещение   районного 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Личностные результаты:   ­   совершенствование   духовно­нравственных   качеств   личности,   воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской культуре; ­   использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач различных   источников   информации   (словари,   энциклопедии,   интернет ресурсы и др.); ­использование  элементов народной культуры в повседневной жизни. Метапредметные результаты:  ­   умение   самостоятельно   организовывать   собственную   деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;  ­умение работать с разными источниками информации, анализировать; ­ приобретение   комплекса   специальных   знаний   и   навыков   в   театральном творчестве, фольклоре, краеведении, а также применение их в быту. Предметные результаты:  Знать: ­ духовно­ нравственные ценности русской культуры. Уметь: ­   формулировать   собственное   отношение   к   произведениям   русского народного творчества, оценивать их;  ­ воспринимать на слух различные произведения русского фольклора;  ­ пересказывать произведения фольклора или их отрывки с использованием образных средств русского языка. 10 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО­ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Учебная  четверть Сроки  Каникул Даты  начала  и   окончания четверти Число  учебных  недель   по программе Число  учебных  дней по  программе Количество учебных  часов по  программе Первая четверть Вторая четверть Третья четверть Четвертая четверть 01.09 – 03.11 13.11 – 29.12 11.01 – 23.03 02.04 – 30.05 04.11 – 12.11 9 30.12 – 10.01 7 24.03 – 01.04 12 8 36 36 недель ИТОГО 18 14 24 16 72 72 дня 18 14 24 16 72 72 часа 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально­технические условия Для   успешной   реализации   дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей программы «Ладушки» необходимы следующие условия: Кабинет:  соответствующий   санитарно­гигиеническим   нормам   освещения   и температурного   режима(18­21   градус   Цельсия;   влажность   воздуха   должна быть в пределах 40­60 %).  Мебель: соответствующая возрастным особенностям детей 6­10лет. Оборудование: столы для  занятий. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, микрофон, диски. Кадровое обеспечение: педагоги, организующие образовательный процесс по данной   программе   должны   иметь   высшее   или   среднее   профессиональное образование   по   специальности,   связанной   с   педагогикой.   Требования   к квалификации и стажу работы не предъявляются. 2.3ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ       Для   оценки   результативности   учебных   занятий,   проводимых   по дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей   программе «Ладушки» применяются следующие виды контроля.  Текущий   контроль   ­  осуществляется   в   конце   каждого   занятия   для выявления уровня освоения материала, формы контроля: исполнение песни, беседа, игра, викторина, участие в конкурсе, рассказ, чтение, прослушивание и  разучивание произведений малого фольклора. 11 Промежуточный контроль –  проводится  в  конце каждого учебного года   (май).   Формой     промежуточного   контроля   является   тестирование   по изученным темам.   2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Результат   работы   дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей программы «Ладушки» можно отследить в двух направлениях:  ­   творческая   активность   учащихся,   уровень   их   достижений   в   процессе учебной деятельности  анкеты)  ­   результат   освоения   программы   учащимися:   выступление   на концертах,   проведение   календарных   праздников:   «Осенние капустники»,   «Фольклорные   посиделки», «Масленица», «Пасха».    «Колядки», 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ     Основная форма проведения занятия – это учебное занятие. Такая форма обеспечивает   системность   учебного   процесса,   возможность   повторять, развивать полученные умения и навыки. Методика проведения занятий предусматривает: ­теоретическую подачу материала (словесные методы); ­демонстрация иллюстраций, старинных вещей; ­практическую   деятельность,   являющуюся   основной,   необходимой   для закрепления  информации в виде вокально ­ хоровой  работы, знакомство с народным танцем, занятий по сценической речи, декоративно – прикладному искусству   (знакомство   с   ремеслами,   художественным   и   декоративно­ прикладным искусством). Занятия часто проходят в форме игры.  Образные игровые формы проведения занятий: считалки, урок­игра, песни, сценки,   импровизации   –   сочетаются   с   элементами   художественной деятельности. Методическое обеспечение программы № Название  раздела, темы Формы  занятий Приемы  и методы 1. Тема   1.   Русский детский   фольклор   (9 ч.) Рассказ учителя, беседа, комментир ованное Словесны й (объяснен ие, демонстра 12 Дидактический материал,  техническое оснащение Музыкальный центр,   микрофон   диски, Формы  подведения  итогов Разучивание   и исполнение песен,концерт 2. 3. Тема   2.  фольклор (9 ч.) Бытовой Тема   3.   Потешный фольклор (14 ч.) 4.  Тема   4. фольклор (14 ч.)   Игровой 5. 6. 7. Тема   5.   Пословицы   и поговорки   как   вид народного   творчества (7ч.)   Русские Тема   6. народные сказки (7 ч.) Тема 7. Частушки как вид народного творчества (11 ч.)   чтение Беседа, лекция, комментир ованное чтение   лекция, рассказ учителя, прослушив ание произведен ий, разучивани е игр, работа   с литературо й Лекция, игра­ соревнован ие,   урок­ игра, работа   с литературо й Рассказ учителя, работа   с литературо й Чтение, беседа, викторина беседа, экскурсия ция), практичес кий  Словесны й, репродукт ивный Словесны й, практичес кий, творчески й Словесны й, демонстра ционно­ наглядный , репродукт ивный Наглядны й, репродукт ивный Творческо ­ репродукт ивный Словесны й, демонстра ционно­ наглядный , репродукт ивный Музыкальный центр, диски Литература, музыкальный центр Текущий  контроль (чтение, прослушивание песен) Текущий  контроль  (чтение, разучивание игр, исполнение песен, выступления) Дополнительная литература, музыкальный центр, диски Доп. литература   (разучивание чтение, Текущий  Контроль   игр, придумывание загадок, прослушивание и   разучивание произведений) Игра­ соревнование, чтение Доп. литература Доп. литература,  музыкальный центр чтение, беседа о сказках, викторина Разучивание, исполнение произведений, экскурсия 8. Промежуточная аттестация (1 ч.) Самостоят ельная работа 13 тестирование 2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1.Алдошина   Л.   И.   Проведение   фольклорных   праздников   в   школе. Педагогическое общество России. ­ М., 2005.­ 128 с. 2.Беспятова   Н.   К.   Программа   педагога   дополнительного   образования:   От разработки до реализации. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176 с. – (Методика) 3.Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2000. – 160 с., ил. 4.Куприянова Л. Л., Шамина. , Л. В. Музыкальный фольклор. Министерство образования Российской Федерации, 1992.­15с. 5.Мельникова  Л.  И., Зимина  А. Н.  Детский  музыкальный  фольклор. –  М.: Гном – Пресс, 2000. ­ 88 с. 6.Панкеев И. А. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998. – 256 с. 7.Агапова   И.   А.,   Давыдова   М.   А.:   Фольклорные   праздники   в   школе.   – Волгоград, Учитель, 2008. 8.Челышева Т. В., Спутник учителя музыки.­ М. «Просвещение», 1993. 9.   Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 2000. 10.   Юдин   С.   Е.:   Мы   друзей   зовем   на   праздник.   –   Ярославль,   «Академия развития», 2003. 11. Елкина Н. В.,Тарабарина Т. И., 1000 загадок. – Ярославль, «Академия развития», 2008. Для учащихся: 1. Гульянц Е. В.: Музыкальная азбука для детей. ­ М., «Аквариум», 1997. 2. Кудлаева Н.: Альманах. – Тюмень, 2000. 3. Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 2000. 4.   Михайлов   М.   А.,Горбина   Е.   В.:   Поем,   играем,   танцуем.   –   Ярославль, «Академия развития», 1998. 5. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 1998. 14 6.   Юдин   С.   Е.:   Мы   друзей   зовем   на   праздник.   –   Ярославль,   «Академия развития», 2003. 7.   Елкина   Н.   В.,Тарабарина   Т.   И.,   1000   загадок.   –   Ярославль,   «Академия развития», 2008. 8. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Весна и лето.– Волгоград, Учитель, 2008. 9. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Зима и осень.– Волгоград, Учитель, 2008. ГЛОССАРИЙ Фолькл роо  ­ устное словесное и музыкальное народное творчество. Иногда, в более   широком   смысле   кроме   словесных   жанров,   сюда   включают   язык, верования, обряды, ремёсла. Пестушка  (от   слова   пестовать,   то   есть   нянчить,   холить)   ­   короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни. ео   Пот шки ­   короткие   стишки   (реже   песенки),   предназначенные   для развлечения   детей   младенческого   возраста   и   сопровождающиеся элементарными   игровыми   движениями:   во   время   проговаривания   или пропевания. Прибаутки  ­   это   небольшие   рассказы   юмористического   характера, забавляющие   малыша   своим   содержанием   или   ритмической   организацией. Обладают   довольно   незамысловатым   сюжетом,   могут   исполняться   как   в прозаической, так и поэтической форме. Докучная сказка ­ сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.  Закличка ­ небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы и т.д. Приговорка  ­ это прибаутка, то есть нечто, чем сопровождается основной рассказываемый текст. 15 Дразнилка  ­ насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употр. детьми для того, чтобы дразнить кого­нибудь, трунить над кем­нибудь. Молчанка (разговорное) ­ детская игра, в которой проигрывает заговоривший первым. Играть в молчанку (также переносное значение: молчать тогда, когда нужно говорить, высказать своё мнение; неодобрительное). Сечки ­ один из самых редких и древних жанров детского фольклора. У сечек очень интересное происхождение: они связаны с процессом обучения счёту. Небылицы­перевертыши  –   это   песенки   или   стишки,   в   которых   все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют   у   ребенка   понимание   подлинных,   реальных   связей   вещей   и явлений. Хороводные песни ­ песни, сопровождающие хороводы. Обрядовая песня ­ песня, сопровождающая народный обряд. Считалка  ­   жанр   детского   фольклора,   рифмованная   или   нерифмованная игровая прелюдия, задача которой — распределить роли в предстоящей игре. Скороговорка  – это краткое произведение устного народного поэтического творчества, обязательно построенное на аллитерациях. Небылица ­ это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает на самом деле. Загадка ­ метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством   другого,   имеющего   с   ним   какое­нибудь,   хотя   бы   отдаленное сходство;   на   основании   выше   изложенного   человек   и   должен   отгадать задуманный предмет. оо Посл вица  ­ малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое,   ритмизованное   изречение,   несущее   обобщенную   мысль,   вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Поговорка ­  фраза, отражающая какое­либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер. Из простейших поэтических произведений, каковы басня и пословица. ао ­   Ск зка     один   из   жанров   фольклора,   либо   литературы.   Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей. 16 Частушка  ­   это   рифмованная   четырехстрочная   припевка,   исполняемая   в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони, балалайки. Инсценировка  недраматического произведения. ­   переработка   для   постановки   в   театре   или   кино Зачин – начало произведения русского народного литературного творчества – былины, сказки и т.д. («Жили­были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»). Концовка  ­   заключительная   часть   литературного   или   музыкального произведения, а также вообще заключительная часть чего­нибудь. Был наио  (стáрина) ­ древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI–XVI веков. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной ПРИЛОЖЕНИЕ общеразвивающей программы «Ладушки» Тема занятия Тема   1.   Русский   детский фольклор    Введение.   Русский   детский фольклор Поэзия Колыбельные песни.   пестования. Колыбельные песни. Форма занятия Лекция Урок­ знакомство Рассказ учителя, (стартовый уровень) Кол­во часов месяц число 9 1 1 1 17 Время проведения Формы аттестации /контроля Текущий контроль (беседа) Текущий контроль (Исполнение колыбельных песен) Текущий контроль Колыбельные песни Пестушки. Прибаутки. прослушиван ие Рассказ учителя, прослушиван ие Рассказ учителя Рассказ учителя, чтение Прибаутки. чтение Докучные сказки. комментиро ванное чтение Праздник «Ярмарка» Концерт Тема 2. Бытовой фольклор  Бытовой   фольклор.   Детские народные песни. лекция 1 1 1 1 1 1 9 1 (Прослушивание, разучивание, исполнение колыбельных песен) Текущий контроль (Прослушивание, разучивание, исполнение колыбельных песен) Текущий контроль (Чтение, прослушивание и разучивание произведений малого фольклора). Текущий контроль (Чтение, прослушивание и разучивание произведений малого фольклора). Текущий контроль (Чтение, прослушивание и разучивание произведений малого фольклора). Текущий контроль (Чтение прослушивание сказок) Концертная программа и   Текущий контроль (знакомство   с детскими народными 18 Бытовой   фольклор.   Детские народные песни. комментиро ванное чтение Заклички и приговорки. беседа Детская обрядовая поэзия. Беседа Детская обрядовая поэзия. Беседа  Прозвища и дразнилки. Детские   сказки,   народные песни. Детские   сказки,   народные песни. беседа Комментиро ванное чтение Комментиро ванное чтение   Страшилки. Тема 3. фольклор  Потешный Словесные игры. Потешный Словесные игры. Молчанки и голосянки.       Потешный фольклор. фольклор. Рассказ учителя Рассказ учителя  Работа с литературой   1 1 1 1 1 1 1 1 14 1 1 1 Поддёвки. Работа с литературой   1 Сечки. Работа с литературой   1 19 и песнями   и   их исполнение) Текущий контроль (знакомство   с детскими народными песнями   и   их исполнение) Текущий контроль (Чтение закличек   приговорок)   контроль (чтение) Текущий контроль (чтение) Чтение Чтение   сказок   и прослушивание песен Чтение   сказок   и прослушивание песен Чтение Текущий Разучивание   игр, чтение Разучивание   игр, чтение Чтение, прослушивание и разучивание произведений малого фольклора. Чтение, прослушивание и разучивание произведений малого фольклора. Чтение, прослушивание и разучивание Небылицы – перевёртыши. Работа с литературой   1 Подготовка к « Фольклорным посиделкам». Подготовка к « Фольклорным посиделкам». «Фольклорные посиделки». Знакомство   с   обрядовыми песнями. Ансамбль инструментов. народных   репетиция репетиция Концертная программа лекция лекция 1 1 1 1 1 Пляски – заигрыши. Работа с литературой   1 Хороводные песни. Народные обычаи. Лекция Тема 4. Игровой фольклор  Игровой   фольклор.   Формы ролевой игры без поэтически организованного текста. Формы   ролевой   игры   с игровыми припевами. Формы   ролевой   игры   с приговорками. Игры – импровизации. Игры – импровизации. лекция лекция лекция чтение чтение 1 1 14 1 1 1 1 1 20 произведений малого фольклора. Чтение, прослушивание и разучивание произведений малого фольклора. Репетиция Репетиция Наблюдение, выступления Беседа     о Рассказ различных народных инструментах, слушание мелодий. Самостоятельно   исполнение е мелодий на ложках. Чтение, прослушивание и разучивание произведений малого фольклора. Разучивание песен Рассказ   учителя, просмотр иллюстраций Беседа Разучивание игр Разучивание игр Разучивание игр Разучивание игр Жеребьёвые сговорки. чтение Считалки. чтение Считалки. чтение Потешки. чтение Скороговорки. Приговорки. Небылицы. Загадки. Конкурс загадок. Тема   5. поговорки     народного творчества   Пословицы   и вид как с   Работа доп. литературой с   Работа доп. литературой с   Работа доп. литературой с   Работа доп. литературой Урок­игра Пословицы и поговорки. с работа литературой   1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 21 прослушивание и разучивание произведений малого фольклора.   прослушивание и   разучивание произведений малого фольклора. прослушивание и разучивание произведений малого фольклора. прослушивание и разучивание произведений малого фольклора. Чтение, прослушивание и разучивание произведений малого фольклора. Чтение, прослушивание и разучивание произведений малого фольклора. Чтение, прослушивание и разучивание произведений малого фольклора. Придумывание загадок Конкурс Чтение, прослушивание пословиц поговорок   и Пословицы и поговорки. работа с литературой     Игра ­ соревнование «Собери пословицу» Аукцион поговорок, загадок. Аукцион поговорок, загадок. Игры русского народа. пословиц, пословиц,   Игры русского народа. Урок­игра Урок­игра лекция лекция Тема   6.   Русские   народные сказки  Чтение Сказка «Колобок». Чтение Сказка «Репка» Чтение Сказка «Маша и Медведь» Чтение Курочка ряба. Теремок. Чтение Петушок ­ золотой гребешок. Чтение Викторина по сказкам. Тема 7. Частушки как вид народного творчества  Частушки. Частушки.   Инсценировки. Инсценировки. Посещение библиотеки. Кричалки. Переклички. Переклички. Зачины и концовки Посещение краеведческого музея.   районной районного Выпуск стенгазеты.   фольклорной чтение чтение репетиция репетиция Экскурсия чтение чтение чтение чтение Экскурсия 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 Чтение, прослушивание пословиц поговорок Игра   и Игра Игра Беседа Беседа   беседа о сказке беседа о сказке беседа о сказке  беседа о сказке  беседа о сказке  беседа о сказке  Участие в викторине   Прослушивание, разучивание, исполнение частушек. Прослушивание, разучивание, исполнение частушек. Репетиция Репетиция Беседа Разучивание Разучивание Разучивание Разучивание беседа, ознакомление   с коллекцией музея Выпуск стенгазеты Промежуточная аттестация.   Тестирование. Анкетирование. 1 Тестирование ПРИЛОЖЕНИЕ Промежуточная аттестация. Тестирование. 1 вариант Каким по своему происхождению является слово «фольклор»? ____________________________________________________ Что такое колыбельная песенка?______________________________ _____________________________________________________ Назовите жанр русского фольклора: А баиньки­баиньки, 1. 2. 3. 1. Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет наш сынок ходить, Новы валенки носить. ________________________________________________________ 2)Дон,   дон,   дон!   Загорелся   кошкин   дом.   Бежит   курочка   с   ведром   – заливать кошкин дом. __________________________________________ 4. Какой из ниже перечисленных жанров не относится к фольклору: а) колыбельная песня; 23 б) считалка в) закличка; г) былина. 5.Нарисуй ответ к загадке: Без   него   плачем, прячем.__________________________________________   а   как   появится   –   от   него   глаза Назовите магическое число в русских сказках? ____________________ «В тридесятом царстве, в тридевятом государстве жил был царь…» Это В каком государстве жил царь?__________________________________ Что такое постоянные эпитеты? Приведи примеры. __________________________________________________________________ ________________________________________________________ Найди ошибку в сказке «Царевна­лягушка». В некотором царстве, в некотором государстве жил­был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван ­крестьянский сын». ____________________________________________________________ Прибаутка, которая предшествует зачину в сказках – это ___________ Как переводится слово «фольклор»? 2 вариант __________________________________________________________ Что   такое   скороговорка?   Вспомни   и   запиши   скороговорки,   которые тебе известны. ___________________________________________________________ ____________________________________________________________ ___________________________________________________________ Назовите жанр русского фольклора: Нужно как пятое колесо в телеге. __________________________________________________________ 24 6. 7. 6. 6. 6. 1. 2. 3. 1. 2. Шли бараны по дороге, Промочили в луже ноги. Раз, два, три, четыре, пять, Стали ноги вытирать. Кто платочком, кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей. __________________________________________________________ 4. 5. 6. 7. 8. 9. Маленькие сказочки в стихах – это _____________________________ Нарисуй ответ к загадке: Мал малышок, буян на носок, нос­то долог, голос звонок, летит – визжит, а сядет ­ молчит. Кто его убьет, тот кровь свою прольет. Какие реки текут в сказках? ________________________________ Во   многих   сказках   говорится:   «За   тридевять   земель,   в   тридевятом государстве…» . Понятно, то очень далеко. А насколько далеко? _____________________________________________________________ Что такое сказка? _____________________________________________ _____________________________________________________________ Найди ошибку в сказке «Царевна­лягушка». «Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красной девицей Еленой Прекрасной». ______________________________________________________________ 10. Начало   сказки   –   это   … ___________________________________________ Критерии оценки тестовой работы При выполнении 39% и более объема тестовой работы уровень знаний  обучающихся оценивается как зачет; при выполнении менее 39 % объема  тестовой работы – как незачет.       25 Отдел образования администрации Староюрьевского района Тамбовской области Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной школы в с.Крутовское РЕКОМЕНДОВАНО на методическом совете Протокол от _________№__ Зам. директора по УВР _________М.Н.Юдина УТВЕРЖДАЮ Директор __________________Т.И.Киселёва   школы Приказ от ________ № ______ 26 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛАДУШКИ» СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ (ЛЕТО)                                                       Возраст обучающихся ­ 6­10 лет                                                      Срок реализации­ 1 год                                               Автор – составитель: Чевтаева Наталья Алесеевна, педагог дополнительного образования с.Староюрьево,2017 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДПРОГРАММЫ 1.1Пояснительная записка Направленность подпрограмм Дополнительная   общеобразовательная     программа стартового уровня «Ладушки» (лето)  имеет художественную направленность.   общеразвивающая   Новизна подпрограммы Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового   уровня   «Ладушки»   состоит   в   осуществлении   на   занятиях социокультурного   подхода,   направленного   на   накопление   социально­ эмоционального  и   культурного   опыта,   развитие   навыков   межличностного взаимодействия. 27 Актуальность Актуальность   программы   продиктована   острой   необходимостью   воспитания цельной,   жизнеспособной,   творческой     и   нравственно   здоровой   личности, защиты и развития ее духовности.  Программа предназначена для возможности почувствовать   целостность   мира   культуры   русского   народа,   в  котором невозможно разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений, направлена на изучение народного творчества, народных игр. Педагогическая целесообразность        Педагогическая целесообразность   дополнительной общеобразовательной общеразвивающей   программы   стартового   уровня   «Ладушки»    состоит   в реализации   задачи   передачи   накопленного   духовного   опыта,   ценностей народной   культуры   театрально­игровыми   методами;   в   формировании культурного   модуса   личности   и   раскрытии     яркой   творческой индивидуальности,   допускающей   множество   истин,   уважающей   взгляды   и позиции другого человека, через приобщение детей к духовному наследию народной  культуры как части общечеловеческой культуры.  Отличительные особенности программы     Отличительной   особенностью   дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей программы стартового уровня «Ладушки» является  активизация   познавательной   деятельности   (как   одной   из   ведущих   форм школьников), посредством музыки, народных игр. Адресат программы Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа «Ладушки» рассчитана на один год обучения для детей в возрасте 6­10 лет.  Условия   набора   учащихся:   для   обучения   по   дополнительной общеобразовательной   общеразвивающей   программе   стартового   уровня «Ладушки» (лето) принимаются без отбора учащиеся, проявляющие интерес к устному народному творчеству. Объем и срок освоения программы Краткосрочная   подпрограмма   «Ладушки     (лето)»   реализуется   в   период летних   каникул   в   рамках   дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей   программы   стартового   уровня   «Ладушки»   в     объеме   24 учебных   часов.  Подпрограмма     рассчитана   на   детей  6­10  лет,  на  1  год, 2 занятия в неделю по 1 часу. Схема возрастного и количественного распределения детей по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность 28 Год обучения Количество учащихся  в группах 1 15 Общее количество занятий  в неделю 2 Продолжительность занятия, час 1 х 1 (45 мин.) Общее количество часов  в неделю 2 Общее количество часов  в год 24 Формы занятий: игра, рассказ учителя, урок­конкурс, лекция, концерт. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы:  ­пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского     детского фольклора; ­как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие   черты   русского   национального   характера:   порядочнось, совестливость,   способность   к   состраданию,   трудолюбие,   мастерство, изобретательность, правдивость. Задачи: Образовательные: ­дать   общее   представление   о   содержании   и   объёме   понятия   «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях; ­сформировать у школьников общее представление о народной культуре, о её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве; ­познакомить   с   особенностями   жизни   и   быта   наших   предков,   дать представление о традиционной одежде русского народа. Развивающие: ­развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории. Воспитательные: ­воспитывать в обучающихся высокие нравственные законы, лежащие в основе народной   культуры,   научить   любить   и   ценить   ум,   талант   и   мудрость народную; ­воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, внимательное отношение к слову, культуру речи. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ № Название темы Кол­ теория практика Формы 29 Тема   1.   Русский   песенный фольклор Русский   песенный   фольклор: особенности песнопения. Знакомство   с   новой   песней «Было у матушки много детей». Знакомство   с   новой   песней «Было у матушки много детей».     с   на музыкальным «Улыбнись Русская   народная   песня,   как   и всякое художественное творение. «Комарик», «Две уточки». Русская   народная   песня,   как   и всякое художественное творение. «Комарик», «Две уточки». Конкурс лучшую инсценировку   русской   народной песни. Хороводные   танцы.   «Как   по реченьке   утушка   плывёт»­ разучивание. Хороводные песни. « Мы на луг ходили». Знакомство с новой песней «А я по лугу». Игра   сопровождением   поскорей». Тема   2.  Жанр   былины   ­   как устное народное творчество  Жанр   былины   ­   как   устное народное творчество. Жанр   былины   ­   как   устное народное творчество. Тема Народное, художественное,   декоративно­ прикладное искусство Народные промыслы России. Народные умельцы. Волшебная   дымка. хохлома. Золотая хохлома. Голубая Гжель. Городецкие узоры. Народная вышивка.   Золотая 3.     во часов 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 30 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 ­ 7,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 9 ­ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ 1 3,5 ­ ­ 0,5 0,5 0,5 0,5 ­ аттестации/ контроля беседа Разучивание исполнение песни   и Разучивание исполнение песни   и Разучивание исполнение песен   Разучивание исполнение песен   и и Инсценировка народной песни и   Разучивание инсценировка песни Разучивание песни Разучивание песни Участие в игре   Чтение и обсуждение былин Чтение и обсуждение былин   беседа Раскрашивание рисунков, рисование   узоров. Игра   «Народные промыслы» беседа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Одежда наших предков. Русский народный костюм. Одежда наших предков. Русский народный костюм. 1 1 1 ­ ­ 1 Женский младенчества до старости. костюм     от 1 0,5 0,5 23 Народные игрушки. 1 1 ­ 24 Итоговое занятие. 1 ­ 1 просмотр иллюстраций, раскрашивание просмотр иллюстраций, раскрашивание Беседа   педагога   с детьми,   просмотр иллюстраций   и слайдов.   Игра «Назови   одежду куклы». беседа   о   первых игрушках с показом иллюстраций. Игрушки глиняные, деревянные, тряпичнные, соломенные. Концерт   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Тема 1. Русский песенный фольклор (10ч.) Теория. Русский песенный фольклор: особенности песнопения. Практика.  Знакомство   с   новой   песней   «Было   у   матушки   много   детей». Русская народная песня, как и всякое художественное творение. «Комарик», «Две уточки». Конкурс на лучшую инсценировку русской народной песни. Хороводные   танцы.   «Как   по   реченьке   утушка   плывёт»­   разучивание. Хороводные песни. « Мы на луг ходили». Знакомство с новой песней «А я по лугу». Игра с музыкальным сопровождением «Улыбнись поскорей». Тема 2. Жанр былины ­ как устное народное творчество (2 ч.) Теория.  Жанр былины ­ как устное народное творчество.(1ч.) Практика. Жанр былины ­ как устное народное творчество.(1ч.) Тема 3. Народное, художественное,  декоративно­прикладное  искусство (11ч.) Теория. Народные промыслы России. Народные умельцы. Волшебная дымка (0,5 ч.). Золотая хохлома(0,5 ч.). Голубая Гжель (0,5 ч.). Городецкие узоры (0,5 ч). Народная вышивка. Одежда наших предков. Русский народный костюм (1ч). Женский костюм от младенчества до старости (0,5ч.). Народные игрушки. Практика. Волшебная дымка (0,5 ч.). Золотая хохлома(0,5 ч.). Голубая Гжель (0,5   ч.).   Городецкие   узоры   (0,5   ч).   Женский   костюм   от   младенчества   до старости (0,5ч.) Одежда наших предков. Русский народный костюм (1ч). 31 Итоговое занятие (1ч). Текущий контроль УУД: проведение тестирования по изученным темам. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Личностные результаты:   ­   совершенствование   духовно­нравственных   качеств   личности,   воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской культуре; ­   использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач различных   источников   информации   (словари,   энциклопедии,   интернет ресурсы и др.); ­использование  элементов народной культуры в повседневной жизни. Метапредметные результаты:  ­   умение   самостоятельно   организовывать   собственную   деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;  ­умение работать с разными источниками информации, анализировать; ­ приобретение   комплекса   специальных   знаний   и   навыков   в   театральном творчестве, фольклоре, краеведении, а также применение их в быту. Предметные результаты:  ­   приобщение   к   духовно­   нравственным   ценностям   русской   культуры, сопоставление их с духовно­нравственными ценностями других народов;  ­   формулирование   собственного   отношения   к   произведениям   русского народного творчества, их оценка;  ­   восприятие   на   слух   различных   произведений   русского   фольклора, осмысленное чтение и адекватное восприятие;  ­   умение   пересказывать   произведения   фольклора   или   их   отрывки   с использованием образных средств русского языка. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО­ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК     Занятия       по   краткосрочной   дополнительной   общеразвивающей подпрограмме стартового уровня «Ладушки» рассчитаны на период летних каникул:   обучение   начинается   01   июня   и   заканчивается   31   августа,   что обеспечивает   творческое   развитие   и   досуговую   занятость   учащихся   во внеурочное время.  32 Учебная  четверть Первая четверть Вторая четверть Третья четверть Четвертая четверть Летние каникулы Даты  начала  и   окончания четверти 01.09 – 03.11 13.11 – 29.12 11.01 – 23.03 02.04 – 30.05 Сроки  каникул Число  учебных  недель   по программе Число  учебных  дней по  программе Количество учебных  часов по  программе 04.11 – 12.11 ­ 30.12 – 10.01 ­ 24.03 – 01.04 ­ ­ 12 12 недель 01.06­31.08 ИТОГО ­ ­ ­ ­ 24 24 дня ­ ­ ­ ­ 24  24 часа 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ Материально­технические условия Для   успешной   реализации   дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей программы «Ладушки» необходимы следующие условия: Кабинет:  соответствующий   санитарно­гигиеническим   нормам   освещения   и температурного   режима(18­21   градус   Цельсия;   влажность   воздуха   должна быть в пределах 40­60 %).  Мебель: соответствующая возрастным особенностям детей 6­10лет. Оборудование: столы для  занятий. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, микрофон, диски. Кадровое обеспечение: педагоги, организующие образовательный процесс по данной   программе   должны   иметь   высшее   или   среднее   профессиональное образование   по   специальности,   связанной   с   педагогикой.   Требования   к квалификации и стажу работы не предъявляются. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Для   оценки   результативности   учебных   занятий,   проводимых   по дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей   подпрограмме «Ладушки» (лето) применяются следующие виды контроля.  Текущий   контроль   ­  осуществляется   в   конце   каждого   занятия   для выявления уровня освоения материала, формы контроля: беседа, разучивание и исполнение песни, инсценировка песни, игра, обсуждение,   раскрашивание рисунков, концерт. Методическое обеспечение подпрограммы № Наименование  тем Форма  занятия Приемы и  методы организации занятия Дидактичес кий  материал,  техническое оснащение Форма подведе ния итогов 33 1. 2. 3. Тема   1.   Русский песенный фольклор (12ч.) Рассказ учителя,   урок­ конкурс Творческий, репродуктивный Музыкальны й центр,   диски ­ Тема   2.  Жанр   как былины   устное   народное творчество (2 ч.) Тема   3.   Народное, художественное, декоративно­ прикладное искусство (12ч.) Чтение, обсуждение репродуктивный Доп. литература Словесный, наглядный Лекция, просмотр иллюстраций   и слайдов, рассказ учителя, самост. работа   Иллюстраци и, доп. литература, музыкальный центр беседа, разучива ние   и исполне ние песен, инсцени ровка, игра Чтение и обсужде ние былин беседа, рисован ие узоров, игры, концерт ная програм ма 34 2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1.Алдошина   Л.   И.   Проведение   фольклорных   праздников   в   школе. Педагогическое общество России. ­ М., 2005.­ 128 с. 2.Беспятова   Н.   К.   Программа   педагога   дополнительного   образования:   От разработки до реализации. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176 с. – (Методика) 3.Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2000. – 160 с., ил. 4.Куприянова Л. Л., Шамина. , Л. В. Музыкальный фольклор. Министерство образования Российской Федерации, 1992.­15с. 5.Мельникова  Л.  И., Зимина  А. Н.  Детский  музыкальный  фольклор. –  М.: Гном – Пресс, 2000. ­ 88 с. 6.Панкеев И. А. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998. – 256 с. 7.Агапова   И.   А.,   Давыдова   М.   А.:   Фольклорные   праздники   в   школе.   – Волгоград, Учитель, 2008. 8.Челышева Т. В., Спутник учителя музыки.­ М. «Просвещение», 1993. 9.   Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 2000. 10.   Юдин   С.   Е.:   Мы   друзей   зовем   на   праздник.   –   Ярославль,   «Академия развития», 2003. 11. Елкина Н. В.,Тарабарина Т. И., 1000 загадок. – Ярославль, «Академия развития», 2008. Для учащихся: 1. Гульянц Е. В.: Музыкальная азбука для детей. ­ М., «Аквариум», 1997. 2. Кудлаева Н.: Альманах. – Тюмень, 2000. 3. Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 2000. 4.   Михайлов   М.   А.,Горбина   Е.   В.:   Поем,   играем,   танцуем.   –   Ярославль, «Академия развития», 1998. 5. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 1998. 6.   Юдин   С.   Е.:   Мы   друзей   зовем   на   праздник.   –   Ярославль,   «Академия развития», 2003. 35 7.   Елкина   Н.   В.,Тарабарина   Т.   И.,   1000   загадок.   –   Ярославль,   «Академия развития», 2008. 8. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Весна и лето.– Волгоград, Учитель, 2008. 9. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Зима и осень.– Волгоград, Учитель, 2008. 36

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ладушки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018