Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.03.2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»
Программа "Юные патриоты" имеет туристско-краеведческую направленность. Цель программы: патриотическое воспитание личности как носителя и хранителя истории своего народа, русской национальной культуры. При разработке программы учитывались требования ФГОС начального общего образования, поэтому может быть использована в организации внеурочной деятельности младших школьников.
Юные патриоты 2017.docx
«Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области Принято на заседании методического совета  протокол №1 от 31.08.2017 года. Утверждаю Директор МБОУ  «Первомайская средняя  общеобразовательная школа»  ______________А. Ю .Самохвалов Приказ №133/21 от 31.08.2017 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско­краеведческой направленности «Юные патриоты» Возраст обучающихся: от 10 до 13 лет  Срок реализации: 2 года                                Составитель:                                                     педагог дополнительного                                                               образования ­  Гладышева М. В.                                                                                                                                                Село Старосеславино, 2017 Краткая информационная справка Сведения об авторе: Гладышева Марина Владимировна – педагог дополнительного образования Информация о программе: Тип программы – модифицированная Направленность – туристско­краеведческая Уровень освоения – долгосрочный Возрастной диапазон – младший и средний школьный возраст Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на методическом совете:  протокол № 3 от 05.02.2008  Программа переутверждена на основании приказа № 133/21 от 31.08.2017  «О переутверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих  программ дополнительного образования»   Контактный телефон: 8 (47548) 71325 1 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1. Учреждение 2. Полное название  программы 3.  Сведения об авторах:  3.1. Ф.И.О., должность 4.  Сведения о программе: 4.1. Нормативная база: Филиал № 1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Старосеславино Первомайского района Тамбовской области «Юные патриоты» Гладышева   Марина   Владимировна   –  дополнительного образования педагог  Закон РФ «Об образовании»;  Типовое Положение об образовательном учреждении  дополнительного образования детей;  Типовое положение об общеобразовательном учреждении".  Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196  Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года;  Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы  СанПиН 2.4.2.2821­10 "Санитарно­эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в  общеобразовательных учреждениях" (Зарегистрированы в  Минюсте РФ 3 марта 2011 г.  Требования к содержанию и оформлению образовательных  программ дополнительного образования детей  (утвержденных научно­методическим советом по  дополнительному образованию детей Министерства  образования Российской Федерации 03.06.2003 г.);   Примерные требования к программам дополнительного  образования детей. Приложение к письму Департамента  молодежной политики, воспитания и социальной поддержки  детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. №  06­1844  4.2. Область применения 4.3. Направленность 4.4. Тип программы 4.5. Целевая  направленность  программы дополнительное образование Туристско­краеведческая модифицированная общеобразовательная 4.6. Возраст учащихся по  10­ 13 лет программе 4.7. Продолжительность  2 года 2 обучения 5. Рецензенты и авторы  отзывов: МБОУ «Первомайская СОШ» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» к общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования Пояснительная записка детей «Юные патриоты» (далее программа) Данная   программа   направлена   на   выявление   и   развитие   способностей   детей, приобретение   ими   определенных   знаний   и   умений.   Она   ориентирована   на   развитие компетентности   в   данной   области,   формирование   навыков   на   уровне   практического применения. Направленность программы  – туристско­краеведческая. Педагогическая   целесообразность  программы   состоит   в   том,   что   занятия направлены   на   развитие   творческих   способностей   учащихся   и   совершенствование   ими знаний, умений и навыков. Новизной данной программы является то, что программа направлена на осознание и ощущение школьниками своей сопричастности с историей, с жизнью страны, с борьбой за мир;   дает   возможность   расширить   круг   общения   школьников,   что   способствует формированию   у   них   чувства   гордости   за   принадлежность   к   коллективу   своего объединения, своей школы, своей страны. Актуальность  программы   обусловлена   тем,   что   современная   ситуация   в   стране предъявляет   системе   дополнительного   образования   детей   социальный   заказ   на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, в частности, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. В настоящее время необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, готовность посвятить свою жизнь служению ей и защите ее завоеваний.           Цель   программы:  патриотическое   воспитание   личности   как   носителя   и хранителя истории своего народа, русской национальной культуры. Задачи:       Обучающие: изучить историю школы, родного края;  ознакомить   школьников   с   корнями   русской   культуры,   с   семейными   традициями   и традициями школы. создать   условия   для   самовыражения   и   самоадаптации,   для   реализации   творческого потенциала   растущей   личности   через   участие   в   работе   школьного   музея,   через конкретные дела социально­педагогической направленности. Развивающие: развивать коммуникативные способности и творческий потенциал школьников; развивать у детей и подростков чувство гордости, глубокого уважения и почитания Государственных символов РФ, символов Тамбовской области, исторических святынь Отечества; привить интерес к творческому труду. 3   Воспитательные:  воспитывать чувство гордости за свою семью, школу, «малую»  родину; воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию русского  народа. Отличительные особенности программы Данная программа является  модифицированной,  так как она разработана на основе планирования   образовательной   деятельности,   в   ней   используются   личностно­ ориентированные   подходы   в   обучении   детей,   применяются   педагогические   технологии личностно­ориентированной направленности.  Программа   предусматривает   применение   в   образовательном   процессе   современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной   деятельности,   креативности   мышления,   формирования   личностных качеств. В отличие от других программ, эффективность реализации программы усилено за счет максимального использования краеведческого материала, накопленного в школьном Музее боевой и трудовой славы. В реализации программы участвуют дети в возрасте от 10 до 13 лет. Срок реализации – 2 года: 1 год – «С чего начинается Родина? » 2 год – «Край мой – гордость моя» Обучение  по  программе  рассчитано на 36 рабочих недель в год. Режим занятий 1 год – 72 часа из расчета 2 раза в неделю по 40 минут, с перерывом 10 минут. 2 год – 72 часа из расчета 2 раза в неделю по 40 мин. с перерывом 10 минут.         Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми, так и с отстающими детьми. Формы занятий:           традиционное занятие; занятие­игра; занятие­экскурсия; теоретическое занятие; практическое занятие; коллективная работа; конкурсы; создание проектов; защита проекта; итоговое занятие. Ожидаемые результаты освоения программы К концу обучения учащиеся должны:  Знать:  историю России, Тамбовского края, села Старосеславино; о  современной «малой»   родине,   о   ее   фауне   и   флоре;   о   Государственных   символах   РФ   и   символах Тамбовской   области;   о   народном   русском   костюме;   об   исторических   и   культурных памятниках Тамбовщины; о развитии литературы и искусства в родном крае; о традициях и семейных праздниках; об экологических проблемах села, района, области и их влияние на организм человека; об истории и традициях родной школы.            Уметь:  составлять   генеалогическое   древо   семьи,   вести   историю   своей   семьи, историю   школы,   отбирать   необходимый   исторический   и   краеведческий   материал   для 4 сочинений,   рисунков,   конференций,   проектов,   конкурсов   и   т.   д.,   проводить   обзорные лекции в школьном Музее боевой и трудовой славы. Приобрести навыки: общения и адекватного поведения в современном обществе. Планируемые результаты: Личностные   результаты  –- формирование   у   учащихся   готовности   к патриотическому   действию   и   активной   гражданской   позиции,   создание   условий   для реализации   лидерского   и   творческого   потенциала   личности,   навыков   коллективной деятельности. Метапредметные результаты  – формирование универсальных учебных действий (УУД). научиться проявлять творческие способности; развивать интерес к изучению родного края. понимать задачи, поставленные педагогом; правильно оценивать результаты своей деятельности. Регулятивные УУД:   Познавательные УУД:   Коммуникативные УУД:   Предметные результаты  – формирование знаний   об истории России, Тамбовского края,   села   Старосеславино;   о  современной   «малой»   родине,   о   ее   фауне   и   флоре;   о Государственных   символах   РФ   и   символах   Тамбовской   области;   о   народном   русском костюме; об исторических и культурных памятниках Тамбовщины; о развитии литературы и   искусства   в   родном   крае;   о   традициях   и   семейных   праздниках;   об   экологических проблемах   села,   района,   области   и   их   влияние   на   организм   человека;   об   истории   и традициях родной школы, приобретение опыта творческой и проектной деятельности. учиться работать в коллективе; проявлять индивидуальность и самостоятельность. Виды и формы контроля ЗУН учащихся:   входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование; текущий   контроль   –   беседа   в   форме   «вопрос­ответ»,   беседы   с   элементами викторины, контрольные задания, тестирование;  итоговый контроль (итоговая аттестация) –тестирование;  предварительный;  устный;  письменный;  фронтальный;  индивидуальный. Способы проверки ЗУН учащихся: начальная диагностика; промежуточная диагностика; итоговая аттестация. Формы подведения итогов реализации программы: участие в конкурсах; защита творческих работ и проектов.      Материально – техническое обеспечение программы Материал, необходимый для одного ребенка 1 года обучения: Альбом   для   рисования,   альбом   для   фотографий,   тетрадь,   фломастеры,   краски,   кисти, цветные карандаши, поделочный природный материал. Материал, необходимый для одного ребенка 2 года обучения: 5    методические разработки по темам программы;       подборка информационной справочной литературы; сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся; наглядные пособия по темам; карты индивидуального пользования по темам; образцы творческих работ; диагностические методики для определения уровня ЗУН и творческих  способностей детей; новые педагогические технологии в образовательном процессе; видео и фотоматериалы. Альбомы:  История села Старосеславина.  История школы.  Город на Цне – Тамбов.  Природа родных мест. Героический труд жителей села в годы Великой Отечественной войны.  Старосеславинский фольклор.  Моя улица.         Ты нас растила, родная школа, ты нас учила Родину любить.  Альбом   для   рисования,   альбом   для   фотографий,   тетрадь,   фломастеры,   краски,   кисти, цветные карандаши, поделочный природный материал. Техническое оснащение проектор; экран; видео – диски;     магнитофон;  компьютер. Дидактическое обеспечение программы  Наши односельчане – Почетные граждане Первомайского района. Методы и приемы обучения Объяснительно   –   иллюстративный  (беседа,   рассказ,   экскурсия,   объяснение,   показ иллюстраций,  предметов натурной постановки)   Репродуктивный  (изготовление сувенира по образцу, по схеме, демонстрация приемов работы с бумагой)   Проблемно  –  поисковый  (наблюдение,   анализ   и   синтез   объекта   или   сюжетной композиции, индукция – дедукция)  Исследовательский (творческие проекты, самостоятельная работа. Инновационные технологии, используемые и предусмотренные программой Образовательные технологии: Технология развивающего обучения – активизация памяти, внимания, мышления Технология   эффективности   организации   и   управления   образовательным   процессом   – качество освоения программного материала Технология интенсификации и активной познавательной деятельности – создание ситуации успешности, поддержки, способствует творческому развитию личности.              Образовательные  технологии  направлены  на  развитие  важнейших  компетенций обучающихся для современной жизни. Здоровьесберегающие технологии: 6 Индивидуально  –  дифференцированный   подход,  снятие  эмоциональной  нагрузки, напряжения, закрепощенности.      Дыхательная гимнастика – укрепление физического здоровья.   (упражнения)        Игровые   динамические   паузы   –   снятие   перегрузок,   снятие   утомляемости   глаз          Наблюдения за учащимися показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет детям более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Санитарно – гигиенические требования Для реализации программы необходимо иметь:   светлое просторное помещение; у каждого ребенка должно быть место за партой и набор необходимых  канцелярских принадлежностей; кабинет должен быть оборудован шкафами для хранения принадлежностей,  методической литературы и наглядных пособий для занятий; в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание. Кадровое обеспечение программы   Реализация   программы   и   подготовка   занятий   осуществляется   педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей. Педагог   осуществляет   дополнительное   образование   учащихся   в   соответствии   со своей   образовательной   программой.   В   ходе   реализации   программы   возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых способностей детей. Первый год обучения «С чего начинается Родина? » Цель – Изучить историю школы, родного края, ознакомить школьников с корнями  русской культуры, с семейными традициями и традициями школы. Задачи: 1 Обучающие:  Изучить историю школы, ознакомить с корнями русской культуры, с семейными традициями и традициями школы. 2. Развивающие:  Развивать коммуникативные способности и творческий потенциал школьников.  Развить индивидуальную творческую деятельность детей.           3.  Воспитательные:  Воспитывать чувство гордости за свою семью, школу, «малую» родину.   Помогать организованно и целеустремлённо проводить досуг.  Воспитывать навыки и привычки культурного поведения. Предполагаемые результаты К концу первого года обучения учащиеся должны: знать:  историю   своей   семьи,   школы,   села,   семейные   традиции   и   праздники, семейный   этикет,     школьные   традиции   и   праздники,   географическое   положение   села, особенности   природы   родного   края,   экологические   проблемы,     достопримечательности села,  имена знаменитых земляков. уметь:  создавать   социальный   паспорт   семьи,   составлять   генеалогическое   древо семьи, вести историю своей семьи, школы; правильно вести себя при проведении семейных и школьных праздников; отбирать необходимый исторический и краеведческий материал для сочинений, проектов, конкурсов и т. д.; проводить обзорные лекции по истории села. 7 Приобрести   навыки:  применять   полученные   знания   и   умения   в   практической деятельности для повышения культурного и образовательного уровня. Учебно­ тематический план                                   Тема Первый год обучения «С чего начинается Родина?» Кол­ во часов теория 15 3 1 2 2 2 2 1 1 1 ­ Мой дом – моя семья. Я и мое происхождение.  Родословная семьи. Наши семейные традиции.  Происхождение русских имен. Этикет и трудовое воспитание. Семейные праздники. Домашние развлечения. Культура и обстановка в доме. Семейный календарь. Итоговое занятие. Кол­во  часов ­ всего 30 6 3 3 3 3 3 3 2 2 2 № п/п I. I.1. I.2. I.3. I.4. I.5. I.6. I.7. I.8. I.9. I.10. II. II.1. II.2. II.3. II.4. II.5. III. III.1. III.2. III.3. III.4.   ­ Кол­во часов –  практика 15 3 2 1 1 1 1 2 1 1 2 10 3 1 1 3 2 15 1 2 1 2 Родная школа – колыбель моя. Из истории школы.  Школьные традиции и праздники. Школьный этикет.  Школа будущего. Итоговое занятие. Мое   село   в   прошлом,   настоящем   и будущем. История возникновения села.  Географическое положение села. Почвы, их использование и охрана. Растительный и животный мир. 15 5 2 2 4 2 27 4 3 2 4 5 2 1 1 1 ­ 12 3 1 1 2 Краткое содержание изучаемого материала 1­й год обучения Мой дом – моя семья (30 ч)          1. Я и мое происхождение (6 ч). Теоретические   сведения   (3   ч).   Где   и   когда   я   родился.   Все   о   моих   родителях (происхождение, детство, родители моих родителей, их интересы, занятия, воспитательные идеалы и т. д.). Мои родственники (родные братья и сестры, двоюродное родство). Практические занятия  (3 ч). Диагностика семьи. Создание социального паспорта каждой семьи. Изобразительная деятельность на тему: «Занятия моих родителей». 2. Родословная семьи (3 ч). Теоретические сведения (1 ч). Составление генеалогического древа семьи. Практические занятия (2 ч). Оформление семейных альбомов. Конкурс сочинений «Моя милая мама». 3.Наши семейные традиции (3 ч). Теоретические сведения (2 ч). О семье в мире и о мире в семье. Семейные реликвии. 8 Практическое занятие (1 ч). Сбор материала на тему «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи». 4. Происхождение русских имен (3 ч). Теоретические сведения (2 ч). Мое имя, фамилия, отчество. Происхождение имен. Практическое занятие (1 ч). Творческое занятие  «Что в имени тебе моем?». 5. Этикет и трудовое воспитание (3 ч).  Теоретические сведения (2 ч). Семейный этикет. Этикет и трудовое воспитание. Практическое занятие (1 ч). Рисование на тему «Домашние любимцы». 6. Семейные праздники (3 ч). Теоретические сведения (2 ч). Подготовка семейных праздников. Мое участие в подготовке семейных праздников. Практическое занятие (1 ч). Рисование на тему «Семейный отдых». 7. Домашние развлечения (3 ч). Теоретические сведения (1 ч). Мои игрушки. Практические   занятия   (2   ч).   Социологический   опрос   детей   и   родителей   «Мое хобби». Выставка «Мир моих увлечений». 8. Культура и обстановка в доме (2 ч). Теоретические сведения (1 ч). Культура и обстановка в доме. Практическое занятие (1 ч). Рисование на тему «Моя комната». 9. Семейный календарь (2 ч). Теоретические сведения (1 ч). Что такое семейный календарь? Практическое занятие (1 ч). Учимся дарить и принимать подарки. 10. Итоговое занятие (2 ч).  Праздник «Папа, мама, я – великолепная семья». Родная школа – колыбель моя (15 ч) 1. Из истории школы (5ч). 9 Теоретические   сведения   (2   ч).   Из   истории   школы.   Из   истории   письменных принадлежностей. Практические занятия (3 ч). Учителя – участники Великой Отечественной войны. Выпускники   школы,   проходившие   службу   в   Афганистане   и   Чечне.   Выпускники   – медалисты. 2.Школьные традиции и праздники (2 ч).  Теоретические сведения (1 ч). Беседа «Ты нас растила, родная школа». Практическое занятие (1 ч). Рисование на тему «Эмблема школы».    Школьный этикет (2 ч).  Теоретические сведения (1 ч). Взаимоотношения в школе: ученик­ученик, ученик­ 3. учитель. Практическое   занятие   (1   ч).   Конкурс   мини­сочинений   «Что   значит   быть образованным?». 4. Школа будущего (4 ч). Теоретические сведения (1 ч). Лекция «Заглянем в будущее». Практические занятия (3 ч). Анкетирование «Мое отношение к школе». Творческий проект «Школа будущего». Конкурс рисунков «Мир моих увлечений».  5. Итоговое занятие (2 ч).  Праздник «Школа – колыбель моя». Мое село в прошлом, настоящем и будущем (27 ч) 1. История возникновения села (4 ч).  Теоретические   сведения   (3   ч).   Возникновение   села.   Первые   поселенцы.   История названия села. Практическое занятие (1 ч). Творческая работа «О чем шепчут названия  старых улиц». 2. Географическое положение села (3 ч).    Теоретические сведения (1 ч). Географическое положение села, его значение для экономического развития.   Практические занятия (2 ч). Экскурсия по окрестностям села. 3. Почвы, их использование и охрана (2 ч). Теоретические сведения (1 ч). Почвы, их использование и охрана. Практическое занятие (1 ч). Составление коллекции «Полезные ископаемые моей местности». 4. Растительный и животный мир (4 ч).  Теоретические сведения (2 ч). Растительный мир. Животный мир. Практические   занятия   (2   ч).   Фотовыставка   «Сердцу   милый   уголок».   Конкурс знатоков природы родного края. 5. Охрана природы родного края (2 ч).  Теоретические сведения (1 ч). Экологические проблемы и пути их решения.  Практическое занятие (1 ч). Дискуссия «С чего начинается Родина?». 6. Население нашего села, виды деятельности (2 ч). 10 Теоретические сведения (1 ч). Население села, виды деятельности.  Практическое занятие (1 ч). Конкурс рисунков «О чем я мечтаю».  7. Мои земляки – гордость России (3ч).  Теоретический материал (1 ч). Мои земляки – гордость России. Практические занятия (2 ч). Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Встреча с ветеранами афганских и чеченских событий. 8. Достопримечательности села (2 ч).  Теоретические сведения (1 ч). Достопримечательности села. Практическое занятие (1 ч). Архитектурная ценность села – церковь, ее посещение. 9. Фольклор и народные игры (3 ч). Теоретические сведения (1 ч). Местный фольклор.  Практические занятия (2 ч). Разучивание народных игр, песен, считалок, прибауток. 10. Итоговое занятие (2 ч) – тестирование. Информационные ресурсы: Для педагога: 1.Историческое краеведение: история Тамбовского края. Учебное пособие. – Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2011 г. 2. Литературное краеведение. Учебное пособие. – Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2013 г. 3.   Геоэкология   Тамбовской   области.   Учебное   пособие.   –   Тамбов.   ООО   «Издательство Юлис», 2013 г. 4. Попова Т. И. Сказы о земле Тамбовской. – Тамбов, 2010 г. 5. Артемов И. С., Гоноровский П. А. Край родной. – Воронеж, 2007 г. 6. Анохина Е. А. Райцентр Первомайский и его окружение. – Мичуринск,2001 г. 7. Анохина Е. А. Райцентр Первомайский. – Мичуринск,2001 г. Для детей: 1. Анохина Е.А. Райцентр Первомайский и его окружение. – Мичуринск, 1994г. 2. Анохина Е.А. Райцентр Первомайский. – Мичуринск, 2001г. 3. Артемов И.С., Гоноровский П.А. Край родной. – Воронеж, 1978 г. 4.   Геоэкология   Тамбовской   области.   Учебное   пособие.   –   Тамбов,   ООО   «Издательство Юлис», 2006 г. 5.Историческое краеведение: история Тамбовского края. Учебное пособие. – Тамбов, ООО «Издательство Юлис», 2007г. 6. литературное краеведение. Учебное пособие. – Тамбов, ООО «Издательство  Юлис», 2007г. 7. Попова Т.И. Сказы о земле Тамбовской. – Тамбов,2004г. 8.Ривина Е.К. Герб и флаг России. – Москва: АРКТИ, 2002г. Способы проверки ЗУН.  Начальная диагностика  Промежуточная диагностика  Итоговая аттестация Виды и формы контроля ЗУН воспитанников. 11 Входной контроль – собеседование, анкетирование. Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в  форме «вопрос – ответ» , самостоятельная работа, беседы в форме викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование. Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный период: четверть,  полугодие или материал по разделу. Итоговый –(проверяется на кануне перевода на следующую ступень обучения) – основная  форма подведения итогов обучения – тестирование, участие в конкурсах. Способы организации контроля  Индивидуальный  Фронтальный   Коллективный Групповой Формы подведения итогов: Зачётные занятия по теме Защита творческих проектов Календарно – тематический план 1 год обучения (1 группа) Тема занятия дата часы  Виды, формы, контроль занятий входной  Тематический тематический устный  фронтальный тематический тематический тематический фронтальный тематический тематический устный  Тематический тематический устный  фронтальный тематический тематический тематический фронтальный тематический тематический устный  Тематический тематический устный  фронтальный 04.09 04.09 11.09 11.09 18.09 18.09 25.09 25.09 02.10 02.10 09.10 09.10 16.10 16.10 23.10 23.10 30.10 30.10 06.11 06.11 13.11 13.11 20.11 20.11 27.11 27.11 04.12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1   № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Где и когда я родился. Все о моих родителях Мои родственники. Диагностика семьи. Создание социального паспорта семьи. Занятие моих родителей Составление генеалогического древа семьи. Оформление семейных альбомов. Сочинение «Моя милая мама». О семье в мире и о мире в семье. Семейные реликвии. Великая Отечественная война в судьбе моей  семьи. Происхождение имен. Что в имени тебе моем. Семейный этикет. Этикет и трудовое воспитание. Рисование на тему «Мои домашние любимцы». Подготовка семейных праздников. 13. Мое имя, фамилия, отчество. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Мое участие в подготовке семейных праздников. 21. 22. Мои игрушки. 23. Мое хобби. 24. 25. 26. 27. Семейный отдых. Культура и обстановка в доме. Рисование на тему «Моя комната». Что такое семейный календарь? Учимся дарить и принимать подарки. 12 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. Папа, мама, я – великолепная семья. Папа, мама, я – великолепная семья. Из истории школы. Из истории письменных принадлежностей. Учителя – участники Великой Отечественной  войны. Выпускники школы, проходившие военную  службу в Чечне и Афганистане. Выпускники – медалисты. Ты нас растила, родная школа. Рисование на тему «Эмблема школы» Взаимоотношения в школе: ученик­ученик,  ученик­учитель. Сочинение «Что значит быть образованным?». Заглянем в будущее. 38. 39. 40. Мое отношение к школе. 41. Школа будущего. 42. Мир моих увлечений. 43. Школа – колыбель моя. 44. Школа – колыбель моя. 45. 46. Почвы, их использование и охрана. Составление коллекции «Полезные ископаемые  моей местности». Растительный мир. 47. 48. Животный мир. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. Мои земляки – гордость России. 56. Сердцу милый уголок. Конкурс знатоков родной природы. Экологические проблемы и пути их решения. С чего начинается Родина? Население села, виды деятельности. О чем я мечтаю. 57. Встреча с ветеранами Великой Отечественной  войны. Встреча с ветеранами афганских и чеченских  событий. 58. Достопримечательности села. Посещение церкви. 59. 60. Местный фольклор. 61. Разучивание народных игр, песен, считалок,  прибауток. Разучивание народных игр, песен, считалок,  прибауток. История возникновения села.  62. 63. 13 04.12 11.12 11.12 18.12 18.12 25.12 25.120 8.01 08.01 15.01 15.01 22.01 22.01 29.01 29.01 05.02 05.02 07.02 07.02 12.02 12.02 19.02 19.02 26.02 26.02 05.03 05.03 12.03 12.03 19.03 19.03 09.04 09.04 16.04 16.04 23.04 23.04 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 тематический тематический тематический фронтальный тематический тематический устный  Тематический тематический устный  фронтальный тематический тематический тематический фронтальный тематический тематический устный  Тематический тематический устный  фронтальный тематический тематический тематический фронтальный тематический тематический устный  Тематический тематический устный  фронтальный тематический тематический тематический 64. Первые поселенцы. О чем шепчут названия старых улиц? Географическое положение села, его значение для экономического развития. Край родной. История названия села. Итоговое занятие. 65­ 66 67 68­ 69 70 71­ 72 30.04 30.04 07.05 07.05 12.05 12.05 19.05 28.05 28.05 1 2 1 2 1 2 фронтальный тематический тематический устный  Тематический Итоговый Цель – изучить историю развития Первомайского района и Тамбовской области. «Край мой – гордость моя» Второй год обучения Задачи: 1. Обучающие:  2. Развивающие:  Изучить историю развития Первомайского района и Тамбовской области.  Создать условия для самовыражения и самоадаптации, для реализации творческого потенциала   растущей   личности   через   участие   в   работе   школьного   музея,   через конкретные дела патриотической направленности.  Развивать у детей и подростков чувство гордости, глубокого уважения и почитания Государственных   символов   РФ,   символов   Тамбовской   области,   исторических святынь Отечества.  Развить индивидуальную творческую деятельность детей. 2     Воспитательные:  Воспитывать   бережное   отношение   к   историческому   и   культурному   наследию русского народа.  Формировать культуру поведения в коллективе.  Помогать организованно и целеустремлённо проводить досуг. Предполагаемые результаты К концу второго года обучения учащиеся должны: знать:  историю   освоения   и   исследования   Первомайского   района.   Общую характеристику природы, общую характеристику населения. Экологические особенности района.  Быт,   традиции   и  обычаи   местного  населения;  основные   предприятия.  Историю заселения   и  хозяйственного   освоения   Тамбовской  области;  исторические  и  культурные памятники   Тамбовщины;   Государственные   символы   РФ   и   Тамбовской   области; происхождение фамилий; народные промыслы родного края и народные промыслы России. уметь: давать общую характеристику природы и населения района, области; делать экологическую   оценку   современных   ландшафтов   Тамбовской   области;   отбирать 14 необходимый   краеведческий   и   исторический   материал   для   сочинений,   конкурсов, конференций, рисунков, проектов, творческих работ; проводить экскурсии в школьном Музее боевой и трудовой славы. Приобрести   навыки:  применять  полученные   знания   и   умения   для   творческого саморазвития, самоопределения и самореализации. Учебно­ тематический план  Второй год обучения «Край мой – гордость моя» № п/п I. I.1. I.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10. II. II.1. II.2. II.3. II.4. II.5. II.6. II.7. II.8. II.9. II.10. II.11. II.12. II.13. II.14. II.15. Тема Мой   район   в   прошедшем,   настоящем   и будущем. Географическое   положение   Первомайского района. Первомайский   район   на   карте   Тамбовской области и России. История исследования и освоения района. Природные ресурсы. Растения. Животные. Общая характеристика населения района. Предприятия   района,   их   история,   динамика развития и значение для России. Экологические   процессы   и   их   влияние   на здоровье. Поэтическое творчество наших земляков. Храмы Первомайского района. Итоговое занятие. Тамбовская земля в истории России. История заселения и хозяйственного освоения территории Тамбовской области. Растительный   и   животный   мир   Тамбовской области. Экология и здоровье людей. Исторические памятники. Город на Цне. Патриотизм и доблесть наших земляков. Русский   народный   костюм   Тамбовской губернии. Поэты и художники Тамбовского края. Малые города Тамбовщины. Фольклорные праздники и народные гуляния. Символы Тамбовской области. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Тамбовская земля в истории России. Народные промыслы России. Конечная диагностика. 15 Кол­во часов­ всего 30 Кол­во часов­ теория 12 Кол­во часов­ практика 18 3 2 3 4 3 3 3 4 3 2 42 3 4 2 3 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 2 1 1 2 2 1 1 1 2 1 ­ 15 1 2 1 1 ­ 1 1 1 1 1 1 2 1 2 ­ 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 27 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 Итого 72 Краткое содержание изучаемого материала 2­й год обучения Мой район в прошлом, настоящем и будущем (30 ч) 1. Географическое положение Первомайского района (3 ч). Теоретические сведения (1 ч). Географическое положение Первомайского района. Практические занятия (2 ч). Походы по родным местам. 2. Первомайский район на карте Тамбовской области и России (2 ч). Теоретические сведения (1 ч). Положение района на карте области и России. Практическое занятие (1 ч). Рисование на тему «Свет родных берез». 3. История исследования и освоения района (3 ч). Теоретические   сведения   (2   ч).   История   исследования   района.   История   освоения района. Практическое занятие (1 ч). Экскурсия в районный краеведческий музей. 4. Природные ресурсы. Растения. Животные (4 ч). Теоретические  сведения  (2 ч). Общая  характеристика  природы  (рельеф,  климат, водные ресурсы, почвы, растительный и животный мир). Практические   занятия   (2   ч).   Сбор   иллюстраций   о   природе.   Интеллектуально­ познавательная игра «Эти забавные животные». 5. Общая характеристика населения района (3 ч). Теоретические   сведения   (1   ч).   Общая   характеристика   населения   района: численность,   национальный   состав,   обычаи,   традиции,   демографическая   ситуация, миграции, социальный состав населения. Практические   занятия   (2   ч).   Деловая   игра     «Старинные   обычаи   и   обряды». Анкетирование «Мое отношение к людям других национальностей и вероисповеданий». 6. Предприятия района, их история, динамика развития (3 ч). Теоретические сведения (1 ч). Предприятия района, их история, динамика развития, значение для России. Практические занятия (2 ч). Экскурсия в ЛПУ. Заочная экскурсия на первомайский завод «Химмаш». 7. Экологические процессы и их влияние на здоровье (3 ч).   Теоретические сведения (1 ч). Экологические процессы и их влияние на здоровье. Практические занятия (2 ч). Защита проектов по решению экологических проблем района. Конференция «Социально­экономическое развитие Тамбовщины». 8. Поэтическое творчество наших земляков (4 ч). Теоретические   сведения   (2   ч).   Поэтическое   творчество   наших   земляков.   В литературной гостиной. Практические   занятия   (2   ч).   Конкурс   чтецов.     Рисование   иллюстраций   к прочитанным стихам. 9. Храмы первомайского района (3 ч).  Теоретические сведения (1ч). Памятники культуры и архитектуры – храмы. Практические занятия (2 ч). Конференция «Храмы района». Выставка творческих работ «Дорога к храму».  10. Итоговое занятие (2 ч) – тестирование.                              Тамбовская земля в истории России (42 ч) 16 1. История заселения и хозяйственного освоения территории Первомайского района (3 ч).                        Теоретические сведения (1 ч). История заселения и хозяйственного освоения территории Тамбовской области.              Практические занятия (2 ч). Викторина «Тамбовская земля в истории России». Сбор иллюстраций о природе тамбовского края.           2. Растительный и животный мир Тамбовской области (4 ч).                            Теоретические   сведения   (2   ч).   Особенности   природы   Тамбовского   края. Растительный и животный мир.               Практические занятия (2 ч). Викторина «Флора и фауна Тамбовской области». Конкурс поделок из природного материала.           3.Экология и здоровье людей (2 ч).                Теоретические сведения (1 ч). Роль природы в сохранении здоровья человека.                              Практическое занятие (1 ч). Экологическая оценка ландшафтов Тамбовской области.           4. Исторические памятники (3 ч).                 Теоретические сведения (1 ч). Исторические памятники Тамбовщины.                 Практические занятия (2 ч). Краеведческий вечер «Край мой – гордость моя». Ролевая игра «У истоков русской культуры».           5. Город на Цне (2 ч).                  Практические занятия (2 ч). Заочное путешествие по городу Тамбову. Наместник Тамбовского края Г.Р. Державин.            6. Патриотизм и доблесть наших земляков (3ч).                 Теоретические сведения (1 ч). Патриотизм и доблесть наших земляков.                  Практические занятия (2 ч). Сбор материалов о жителях села – ровесников области. Книга Памяти.                 7. Русский народный костюм Тамбовской области (3 ч).                                  Теоретические сведения (1 ч). Народный костюм, его значение для наших предков.                  Практические занятия (2 ч). Сбор иллюстраций о народном костюме. Выставка «Мир моих увлечений».               8. Поэты и художники Тамбовского края (3 ч).                   Теоретические сведения (1ч). Знакомство с творчеством поэтов и художников Тамбовского края.                    Практические занятия (2 ч). Конкурс чтецов. Интеллектуальная игра «Наш край в песнях и стихах».             9. Малые города Тамбовщины (3 ч).                     Теоретические сведения (1 ч). Знакомство с малыми городами Тамбовщины.                     Практические занятия (2 ч). Экскурсия в город Мичуринск.             10. Фольклорные праздники и народные гуляния (3ч).                   Теоретические сведения (1 ч). Фольклорные праздники и народные гуляния.                   Практические занятия (2 ч). Праздник русской березки. Разучивание народных игр.              11. Символы Тамбовской области (3 ч).                   Теоретические сведения (1 ч). Символы Тамбовской области.                   Практические занятия (2 ч).  Творческая работа «Если бы я был губернатором». Подготовка рефератов «Из истории символов».             12. Государственные символы России: герб, флаг, гимн (3 ч). 17 Теоретические сведения (2 ч). История возникновения  и развития Государственного   герба   России.   История   возникновения   и   развития   Государственного флага и гимна  России.                    Практическое занятие (1 ч). Конструирование «Флаги России».               13. Тамбовская земля в истории России (2 ч).                    Теоретические сведения (1 ч).  Тамбовская земля в истории России.                   Практическое занятие (1 ч). Конференция «Тамбовщина и современная Россия».                    14. Народные промыслы России (3 ч).                    Теоретические сведения (2 ч). Народные промыслы родного края.  Народные промыслы России.                     Практическое занятие (1 ч). Рисование «Узоры на кухонных досках».                   15. Конечная диагностика (2ч). Тестирование. Информационные ресурсы Для педагога: 1.Историческое краеведение: история Тамбовского края. Учебное пособие. – Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2011 г. 2. Литературное краеведение. Учебное пособие. – Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2013 г. 3.   Геоэкология   Тамбовской   области.   Учебное   пособие.   –   Тамбов.   ООО   «Издательство Юлис», 2013 г. 4. Попова Т. И. Сказы о земле Тамбовской. – Тамбов, 2010 г. 5. Артемов И. С., Гоноровский П. А. Край родной. – Воронеж, 2007 г. 6. Анохина Е. А. Райцентр Первомайский и его окружение. – Мичуринск,2001 г. 7. Анохина Е. А. Райцентр Первомайский. – Мичуринск,2001 г. Для детей: 1. Анохина Е.А. Райцентр Первомайский и его окружение. – Мичуринск, 1994г. 2. Анохина Е.А. Райцентр Первомайский. – Мичуринск, 2001г. 3. Артемов И.С., Гоноровский П.А. Край родной. – Воронеж, 1978 г. 4.   Геоэкология   Тамбовской   области.   Учебное   пособие.   –   Тамбов,   ООО   «Издательство Юлис», 2006 г. 5.Историческое краеведение: история Тамбовского края. Учебное пособие. – Тамбов, ООО «Издательство Юлис», 2007г. 6. литературное краеведение. Учебное пособие. – Тамбов, ООО «Издательство  Юлис», 2007г. 7. Попова Т.И. Сказы о земле Тамбовской. – Тамбов,2004г. 8.Ривина Е.К. Герб и флаг России. – Москва: АРКТИ, 2002г. Способы проверки ЗУН.  Начальная диагностика  Промежуточная диагностика  Итоговая аттестация Виды и формы контроля ЗУН воспитанников. Входной контроль – собеседование, анкетирование. Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в  форме «вопрос – ответ» , самостоятельная работа, беседы в форме викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование. Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный период: четверть,  полугодие или материал по разделу. Итоговый –(проверяется на кануне перевода на следующую ступень обучения) – основная  форма подведения итогов обучения – тестирование, участие в конкурсах. 18 Способы организации контроля.  Индивидуальный  Фронтальный   Коллективный Групповой Формы подведения итогов: Зачётные занятия по теме Защита творческих проектов Календарно – тематический план 2 год обучения (2 группа) Тема занятия дата часы    № п/п 1. 1. 2. 2.  3. 3.  4. 4. 5. 5­6 6. 7. 7. 8. 8. 9. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Географическое положение Первомайского  района. Положение района на карте области и России. Рисование на тему «Свет родных берез». История исследования и освоения  Первомайского района. Климат, водные ресурсы. Рельеф, почвы. Природные особенности Первомайского района. Растительный мир. Полна чудес великая природа. Животный мир. Эти забавные животные. Составление гербариев. Характеристика населения района. Мое отношение к людям других национальностей и вероисповеданий. Экологические процессы и их влияние на  здоровье. Защита проектов по решению экологических  проблем района. Памятники культуры и архитектуры. Храмы Первомайского района. Дорога к храму. Предприятия района, их история. Предприятия района, динамика их развития,  значение для России. Поэтическое творчество наших земляков. В литературной гостиной. Местные художники. Сбор иллюстраций о природе. Посещение Первомайского краеведческого  музея. 28­29 Обобщение темы «Мой район в прошлом,  настоящем, будущем» 30­31 История заселения и хозяйственного освоения  19 08.09 08.09 15.09 15.09 22.09 22.09 29.09 29.09 06.10 06.10 13.10 13.10 20.10 20.10 27.10 27.10 03.11 03.11 10.11 10.11 17.11 17.11 24.11 24.11 01.12 01.12 08.12 08.12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды, формы, контроль занятий входной Тематический тематический устный  входной тематический тематический тематический фронтальный тематический тематический устный  Тематический тематический устный  устный тематический тематический тематический фронтальный тематический тематический устный  Тематический тематический устный  устный тематический 15.12 15.12 22.12 22.12 29.12 29.12 12.01 19.01 19.01 26.01 26.01 02.02 02.02 09.02 09.02 16.02 16.02 01.03 01.03 16.03 16.03 23.03 23.03 30.03 30.03 06.04 06.04 13.04 13.04 20.04 20.04 27.04 27.04 04.05 04.05 11.05 18.05 25.05 25.05 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 2 2 тематический тематический фронтальный тематический тематический устный  Тематический тематический устный  устный тематический тематический тематический фронтальный тематический тематический устный  Тематический тематический устный  устный тематический тематический тематический фронтальный тематический тематический устный  Тематический тематический устный  устный тематический тематический итоговый 32. 33. 34. 35 36. 37. Тамбовской области. Фамилии Тамбовской области. Особенности природы Тамбовской области. Растительный и животный мир. Флора и фауна Тамбовской области Роль природы в сохранении здоровья человека. Экологическая оценка ландшафтов Тамбовской  области. Исторические памятники. Патриотизм и доблесть наших предков. Книга Памяти. Город на Цне. Наместник Тамбовского края – Г. Р. Державин. Малые города Тамбовщины. Наш край в песнях и стихах. Фольклорные праздники и народные гуляния. Береза – символ Родины моей. Разучивание народных игр. Поэты и художники Тамбовского края. Государственные символы России. Конструирование «Флаги России». Символы Тамбовской области. Из истории символов. Народные промыслы родного края. Народные промыслы России.. Край мой – гордость моя. Если бы я был губернатором. Тамбовщина и современная Россия» Социально­экономическое развитие Тамбовщины. 38. 39. 40 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59­60 У истоков русской культуры. 61­62 Тамбовская земля в истории России. 63. Народный костюм, его значение для наших  предков. Сбор иллюстраций о народном костюме. Изготовление поделок из природного материала. 64 65 66­67 Мир моих увлечений. 68­69 Узоры на кухонных досках. 70­72 Итоговая диагностика 20

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018