Дополнительная общеобразовательная программа "Хореография"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 24.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дополнительная общеобразовательная программа "Хореография" способствует развитию творческих способностей ребенка, формированию познавательного интереса к танцевальной деятельности, воспитанию понимания языка танца через движение, пластику, мимику и жест. Настоящая программа является комплексной, учащиеся изучают не только народный танец, но и элементы классического, бального танца, ритмики.Дополнительная общеобразовательная программа «Хореография» направлена на формирование у детей танцевальной культуры, улучшение физического развития и эмоционального состояния детей, приобщения к миру прекрасного, к национальным ценностям.
Иконка файла материала Программа Хореография .doc
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  «Федоровский центр дополнительного образования» Дополнительная общеобразовательная программа  «Хореография»                                                                   Составитель: Гареева Ольга Алексеевна,                                                                педагог дополнительного образования Сургутский район г.п. Федоровский 12017 г Пояснительная  записка Искусство танца, является одним из ранних проявлений творчества человека. Именно в ритуальных  танцах древний человек отражал свое отношение к окружающей действительности. Позже под влиянием цивилизации внешняя сторона танца его рисунок вышли на первый план, и он стал   оцениваться   с   этих   позиций.   Однако   если   мы   хотим   сформировать   у   ребенка   определенное мировоззрение,   отношение   к   себе   как   к   части   этого   мира,   мы   должны   помнить   что   танец   ­   это выражение чувств и эмоций человека посредством «пластических и ритмичных движений тела».            Программа разработана на основе адаптированных образовательных программ: «Путешествие в страну «Хореография» под редакцией Матяшиной А.А.;«Научись говорить телом» Агаевой Я.В. Дополнительная общеобразовательная программа «Хореография»  направлена  на формирование у детей танцевальной культуры, улучшение физического развития и эмоционального состояния детей,   приобщения  к миру прекрасного, к национальным ценностям.  Педагогическая целесообразность: Настоящая программа способствует развитию творческих  способностей ребенка, формированию познавательного интереса к танцевальной деятельности,  воспитанию понимания языка танца через движение, пластику, мимику  и жест.  Актуальностью программы является обращение к национальным, культурным традициям, как  своего народа, так и традициям и обычаям других народов, формирование у подрастающего поколения  интереса и уважения к народным истокам. Программа является комплексной, учащиеся изучают не только народный танец, но и элементы  классического, бального танца, ритмики. Цель: Прививать интерес и любовь учащихся к музыке, танцевальной деятельности; развивать их творческие  способности. Задачи:  1 год обучения  Пробудить интерес к танцевальному движению;  Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей;  Развивать наблюдательность и любознательность, знакомя детей с историей танца;  Формировать интерес к элементам классического танца и освоить основные движения;  Научить детей ориентироваться в пространстве;  Научить правильно, прослушав вступление, начать то или иное движение, а также правильно его закончить;  Приучать детей следить за постановкой корпуса, рук, ног, головы;  Выработать естественную двигательную реакцию;  Учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников;  Формировать умение слушать музыку, понимать её настроение, характер;  Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего  творчества.       Воспитывать силу воли, терпение ,настойчивость, самостоятельность.       2 год обучения  Развивать интерес к хореографическому искусству;  Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей;  Формировать интерес к выполнению движений народного, бального, классического танца;  Продолжать развивать умение чувствовать характер музыки, передавать его путем пластики, 2мимики, движения и жеста;  Развивать индивидуальное исполнительское мастерство в танцах;  Продолжать приучать детей следить за осанкой, постановкой корпуса, рук, ног, головы;  Закреплять ранее разучиваемые движения и исполнять их в более быстром темпе и усложненном  варианте;  Научить исполнять новые движения и элементы классического, народного и историко – бытового  (бального) танца;  Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и выделять характерные признаки  предметов и явлений.      3   год обучения                                                                                                                               Совершенствовать интерес к хореографическому искусству;  Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей;  Воспитывать положительное отношение к систематическому выполнению экзерсиса;  Уметь слушать и повторять за педагогом элементы и несложные комбинации классического, народного и историко – бытового (бального) танцев, ритмики в более быстром темпе;  Развивать познавательные интересы;  Формировать умение ориентироваться в стилях хореографического искусства;  На основе расширения знаний об окружающей действительности показывать танцевальные образы      под выбранную мелодию;  Формировать умение импровизировать под музыку;  Развивать способность к анализу, самооценке при выполнении работ;  Воспитывать организованность, заботливое отношение друг к другу и желание объединяться для   коллективных композиций. Отличительные особенности и новизна данной дополнительной общеобразовательной  программы    заключаются в том, что программа состоит из 6 разделов: 1. Теоретический курс хореографии. 2. Элементы классического танца. 3. Элементы народно­сценического танца. 4. Историко­бытовой (бальный) танец. 5. Ритмика. 6. «Слушаем и фантазируем» танцевальная импровизация Возраст детей,  участвующих  в реализации  данной   программы:  младшее звено  (7­11 лет), среднее звено (11­14 лет) Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: три года. Формы и режим занятий:  1  Занятия (групповые, индивидуальные, коллективные) 2. Концерты 3. Конкурсы 4. Смотры творческих коллективов. Учащиеся занимаются: 1 год обучения 12 ­ человек в группе ,   2 год обучения ­ 11 человек в группе,    3 год обучения­ 10 человек в группе. Продолжительность каждого занятия 2 и 2,5 часа. Занятия  проводятся 2 раза в неделю.  Программа предусматривает    74  занятия. Количество часов, предусмотренных для выполнения  данной Программы   166,5  ч на каждый год обучения. При разработке Программы учитываются  возрастные особенности детей. Условия реализации программы 3Для реализации программы имеется определенная материальная база: специально оборудованное   помещение на базе СОШ №2 (зеркала, станок, коврики, музыкальный центр, аудиокассеты) Ожидаемые результаты и способы их проверки Учащиеся 1 года обучения должны: Знать:  терминологию    правила исполнения основных видов движений;  Уметь:   ориентироваться в пространстве;  применять знания и навыки здорового образа жизни;  исполнять основные виды движения;  правильно начать движение или упражнение, прослушав вначале вступление;  проявлять  творческие  способности, актерскую  выразительность;  следить за осанкой, постановкой корпуса, рук, ног и головы;  оценивать свои поступки, действия;  слушать музыку, понимать её характер, настроение;  доводить начатое дело до конца, быть самостоятельным, терпеливым и настойчивым. Учащиеся 2 года обучения должны: Знать:  правила исполнения основных видов движения;  термины по классическому танцу; Уметь:  ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, определять ее темп  и размер;  выполнять основные элементы классического, народного, историко­бытового (бального) танца и ритмики;  различать произведения разного жанра: танец (полька, пляска, вальс), песня, марш;    соблюдать координацию движений;  слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов музыкального        произведения;  исполнять дробные комбинации в народном танце;  импровизировать на свободную или заданную тему;  применять знания и навыки здорового образа жизни.  Учащиеся 3 года обучения должны: Знать:  правила исполнения основных движений классического танца;  правила исполнения движений народно­сценического танца;  правила исполнения историко­бытового (бального) танца;  правила исполнения основных элементов ритмики; Уметь:  исполнять основные движения детского бального танца ­ шаг польки, галоп, поскоки,       балансе, падебаск, а так же положение партнеров в паре;  исполнять движение на мелодию с затактом;  исполнять простые и двойные дроби русского танца, сочетающие ударные и безударные       движения (синкопы);  исполнять ходы, шаги, различные виды бега народного танца; 4 исполнять основные элементы ритмики;  логически рассуждать;  импровизировать на темы классической, народной и современной музыки;  выражать в пластике общее содержание музыки, ее образные ассоциации;  применять знания и навыки здорового образа жизни.  Оценка и контроль результата Вид деятельности Первый год обучения 1 полугодие Знакомство с правилами поведения на занятиях; основными  элементами и движениями хореографии 2 полугодие Формирование прочного фундамента для успешной танцевальной  деятельности и раскрытия творческих способностей детей,  отработка умений до превращения их в навыки. Закрепление ранее  разучиваемого материала. Разучивание элементов классического,  народно­ сценического, историко ­ бытового (бального) танца и  ритмики. Второй год обучения 1  полугодие Закрепление ранее разучиваемого материала и отработка его в  более быстром темпе и усложненном варианте. Выполнение основных элементов классического, народно­  сценического, историко­ бытового (бального) танца и ритмики в  более быстром темпе и усложненном варианте. 2  полугодие Отработка знаний, умений, навыков полученных ранее.  Развитие умения чувствовать характер музыкального произведения  и передавать его через пластику, мимику, движение и жест.  Развитие умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять  характерные признаки предметов и явлений. Ведется постановочная работа. Третий год обучения 1  полугодие Отработка умений слушать и повторять за педагогом движения и  несложные комбинации. Закрепление интереса к танцевальной  деятельности. Вовлечение детей в импровизированную  деятельность. Способность к самооценке, анализу при выполнении  практических заданий. Форма контроля Проведение бесед, выполнение практических заданий Выполнение практических заданий.  Участие в концертах, смотрах, конкурсах и фестивалях Выполнение практических заданий. Участие в концертах, смотрах, конкурсах и фестивалях Проведение бесед. Выполнение практических заданий. Проведение бесед. Выполнение практических заданий.  Участие в 52  полугодие Исполнение элементов, движений и комбинаций классического,  народно­ сценического, историко­ бытового ( бального) танца.,  ритмики в более быстром темпе и усложненном варианте.  Показ танцевальных образов на основе расширения знаний об  окружающей нас действительности под выбранную мелодию.  Побуждение к творческой активности, ассоциативному мышлению,  пластической выразительности. Воспитание организованности, желания объединяться для  коллективных и массовых постановок, композиций. Формы подведения итогов реализации программы: концертной деятельности, смотрах, конкурсах, фестивалях Проведение  бесед. Выполнение  практических,  самостоятельных творческих  заданий             Основные формы проведения аттестации: проверка теоретических знаний (тестирование, опрос),  проверка практических умений и навыков (концертная деятельность, практические задания).           Для реализации программы используются методы обучения:  1.Словесный 2. Показ 3. Творческие задания 4. Игровые упражнения 5. Самостоятельная работа 6. Практическая работа Успешной реализации поставленных целей и задач можно добиться исходя их следующих принципов: 1. Принцип постепенного освоения материала (от простого к сложному). 2. Принцип индивидуального подхода к обучению ­ учет индивидуальных, возрастных и  психологических особенностей детей. 3. Принцип систематичности и повторения. 4. Взаимоуважение и взаимопонимание между педагогом и учащимися. 3.Учебно­тематический план  1 год обучения №  п/п Перечень разделов, тем. Количество часов Всего Теория Практика 1 2 3 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 Вводное занятие Происхождение танца Музыка как вид искусства Музыкально ­ ритмические навыки и навыки  выразительного движения: Учебно­репетиционная работа Танцевально­образовательная работа Ритмика­ закладка хореографических навыков Экзерсис Движения в народном характере 2 2 8 2 2 2 122 30,5 22 26 36 14 24 5,5 6,5 9 3,5 6 ­ ­ 6 91,5 16,5 19,5 27 10,5 18 65 6 7. Концертная деятельность Учет знаний. Промежуточная аттестация. Досугово – развивающие мероприятия Итого:                            2 год обучения № п/п 1 2 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4 5 6 Вводное занятие Азбука музыкального движения Музыкально ­ ритмические навыки и навыки  выразительного движения: Элементы классического танца Элементы народно­сценического танца Элементы историко­бытового (бального) танца Ритмика ­ закладка хореографических навыков Танцевальная импровизация «Слушаем и фантазируем» Танцевально­образовательная и постановочная работа Концертная деятельность Учет знаний Досугово – развивающие мероприятия Итого:                                      3 год обучения № п/п Перечень разделов, тем 1 2 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4 5 6 Итого Вводное занятие Азбука музыкального движения Музыкально ­ ритмические навыки и навыки  выразительного движения: Элементы классического танца Элементы народно­сценического танца Элементы историко ­ бытового (бального) танца Ритмика ­ закладка хореографических навыков Танцевальная импровизация «Слушаем и фантазируем» Танцевально­образовательная и постановочная работа Концертная деятельность Учет знаний Досугово – развивающие мероприятия 1. Вводное занятие: 2 ч. 4. Содержание изучаемого курса 1 год обучения 2 4 8 148 Всего 2,5 6,5 137 18 20,5 13 38 9 38,5 5 4,5 11 166,5 Всего 2,5 6,5 137 18 20,5 13 38 9 38,5 5 4,5 11 166,5 ­ 1 ­ 2 3 8 37,5 110,5 Количество часов Теория Практика 2,5 1,5 30,5 4 4,5 3 8,5 2 8,5 ­ 1 2,5 39 ­ 5 106,5 14 16 10 29,5 7 30 5 3,5 8,5 127,5 Количество  часов Теория Практика 2,5 1,5 30,5 4 4,5 3 8,5 2 8,5 ­ 1 2,5 39 ­ 5 106,5 14 16 10 29,5 7 30 5 3,5 8,5 127,5 7Знакомство с детьми, заполнение анкетных данных. Знакомство учащихся с планами и задачами на  учебный год, режимом работы объединения, правилами поведения учащихся в объединении. 2. Проuсхожденuе танца:  2 ч. Теоретические занятия: Танец как вид искусства, возникновение танца, искусство танца как проявление народного творчества. Танец эпохи первобытного строя. 3. Музыка­ как вид искусства:  8 ч. Теоретические занятия: Музыка неотъемлемый компонент танца. Музыкальные размеры.   Ритмика­ закладка хореографических навыков: 36 ч. Определение характера музыкального произведения. Практические занятия: Определение характера музыкального произведения. 4.   Музыкально­ ритмические навыки и навыки выразительного движения:  122 ч. 4.1. Учебно­ ­репетиционная работа: 22 ч. Теоретические занятия: Правила работа исполнения хореографических навыков: постановка корпуса,  позиции ног (1,11, IП, IV, У, VI), рук (подготовительная 1,11, IП), разминка по кругу (шаги, бег),релеве  (поднятие на полупальцы) Практические занятия: Овладение хореографическими навыками: постановка корпуса, позиции ног  (1,11, IП, IV, У, VI), рук (подготовительная 1, 11, IП), разминка по кругу(шаги, бег), релеве (поднятие  на полупальцы) 4.2 Танцевально­образовательная работа: 26 ч. Теоретические занятия: Танцевальность, чувство ритма, техника и манера исполнения движений.  Правила исполнения марша, простого шага, шага на п/п, рессорного шага, пружинящего шага, шага на  каблуке или пятке, шага на внешней и внутренней стороне стопы. Различные виды бега по 111 и УI  позициям, прыжки, движения для танцевальных постановок. Практические занятия: Исполнение марша, простого шага, шага на п/п, рессорного шага, пружинящего  шага, шага на каблуке или пятке, шага на внешней и внутренней стороне стопы, различных видов бега по III и УI позициям, прыжков, движений для танцевальных постановок. 4.3    Теоретические занятия: Различие и понимание специфических средств музыкального «языка» таких как  звуковысотность, динамика, темп. Чувство ритма, музыкальный слух и память. Практические занятия: Выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, прыжков, поскоков, ритмико­гимнастических упражнений и т.п. 4.4 Экзерсис: 14 ч. Теоретические занятия:  Правила исполнения элементов классического экзерсиса. Практические занятия: Упражнения у станка (деми и гранд плие, батман тандю, батман тандю жете,  пассе, ронд де жамб партер, батман фраппе, батман фондю, батман тандю жете , батман сотеню, батман тандю жете пике, батман релеве лян, довлеппе, гран батман жете) 4.5 Движения в народном  характере: 24 ч. Теоретические занятия: Функции народно ­ сценического танца. Правила исполнения элементов и  движений народно ­ сценического танца. Практические занятия: Выполнение движений в народном характере (шаги и ходы, притоп, припадание,  гармошка, ковырялочка, моталочка, веревочка, простые дроби, вращения) 5.  Концертная деятельность:  2 ч. Теоретические занятия: Правила поведения на сценической площадке. Практические занятия: Участие в концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах. 6.  Промежуточная аттестация. Учет знаний:  4 ч. Теоретические занятия: Знание теоретических сведений необходимых на занятиях. Практические занятия: Умение пользоваться ЗУН, полученными на занятиях при выполнении танцевальных элементов, движений и композиций. 7.  Досугово – развивающие мероприятия: 8 ч. 8Знакомство   с   календарными   праздниками,   развивающими   играми   и   конкурсами   историей   их Теоретические занятия:   возникновения. Практические занятия: Участие детей в мероприятиях, музыкальных викторинах, конкурсах.  2 год обучения    : 2,5 ч.  ­   ритмические навыки u навыки  выразительного движения: 137 ч. 1.   Вводное занятие  Знакомство учащихся с планами и задачами на учебный год, режимом работы объединения, правилами  поведения учащихся в объединении, ТБ. 2.    Аз6ука .музыкального движения: 6,5 ч. Теоретические занятия: Мелодия и движения. Темп. Контрастная музыка. Такт и затакт. Особенности  музыки ­ марши, вальсы. Медленные хороводы и быстрые плясовые русские танцы. Характер сюжетных  тематических песен и их интерпретация в танце. Практические занятия: Акцентировка на сильную долю такта в шагах и дирижерском жесте.  Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. Прослушивание народных мелодий в исполнении  оркестров народных инструментов. Оформление занятий классической, современной и народной  музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. 3.   Музыкально 3.1  Элементы  классического танца:  18 ч.  Теоретические занятия: Правила исполнения элементов классического танца у станка и на середине.  Уровень подъема ноги. Подготовительные движения руки (припарасьон). Разные этапы прыжка.  Практические занятия: Упражнения у станка. Постановка корпуса, позиции ног, рук, разминка по кругу  и на середине, прыжки, движения и элементы классического танца в ускоренном темпе. Позиции ног.  Перегибы корпуса, темп умеренный. Прыжки лицом к станку, на середине. Позы классического танца ­ круазе, эффасе. Вращения, повороты по УI позиции на l/4, 1/2 круга. 3.2   Элементы народно­сценического танца: 20,5 ч. Теоретические занятия: Упражнения у станка и на середине, более четкое исполнение народных  движений.  Точные позиции, положения и движения рук. Источники народных тем, сюжетов, движений,  их связь с образом жизни народов. Национальный костюм. Правила исполнения народных движений и  характерные рисунки и ходы. Музыкальные характеристики танцев. Практические занятия: Позиции рук в народном характере. Положение ног. Положение рук в групповых танцах и фигурах: звездочка, круг, карусель, корзиночка, цепочка. Поклон на месте, с движением  вперед и назад. Ходы: простой шаг с продвижением вперед и назад, переменный шаг с продвижением  вперед и по кругу. Притоп ­ удар всей стопой. Дроби (дробная дорожка), ключ ­ l­й, 2­й, 3­й. Гармошка ­ с наклоном корпуса вправо, влево. Приподание ­ с открыванием рук во 2 ­ю позицию. Ковырялочка ­ без подскока, с подскоком. Моталочка ­ на месте, с продвижением. Вращения, повороты – 1/2 круга. 3.3   Элементы Теоретические занятия: Введение. Бальный танец. Музыка, стиль, манеры, костюмы, прически. Правила исполнения элементов историко – бытового (бального) танца. Практические занятия: Положение рук, корпуса, головы. Композиция из пройденных элементов  историко­бытового танца (па балансе, па де баск, па глиссе, па польки). Вальс ­ «вальсовая дорожка», «вальсовый поворот». 3.4 Ритмика   – зак   Теоретические занятия: Чувство ритма, музыкальный слух и память, координация движений.  Жизненный тонус. Практические занятия: Упражнения для шеи, плеч, развороты корпуса, наклоны корпуса, упражнения  для бедра. Упражнения, сидя, лежа на полу.  Бег, прыжки, растяжка на полу, станке, большие броски.   историко ­ бытового (бального) танца: 13 ч.  ладка, хореографических навыков: 38 ч.       93.5  Танцевальная импровизация «Слушаем и фантазируем»: 9 ч. Теоретические занятия: Прослушивание музыкальных произведений. Наблюдательность, память,  воображение, фантазия, актерская выразительность, эмоциональный настрой. Практические занятия: Танцевальные этюды или отрывки (зарисовки) на свободную или заданную тему.  Массовая или индивидуальная импровизация. Свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми для передачи  эмоционального  восприятия музыкального образа. 3.6  Танцевально­ образовательная и постановочная работа:  38,5 ч. Теоретические занятия: Правила исполнения движений и дробных комбинаций. Манера и характер  исполнения движений и дробных комбинаций. Танцевальность и техника исполнения движений.  Практические занятия: Движения разучиваются сначала отдельно, а потом объединяются в различные  комбинации: простой шаг и припадания,   ковырялочка и притоп, моталочка с соскоком, гармошка и  притоп, припадания и дорожка, переменный шаг и шаг на п/п, шаг на п/п и поворот, веревочка и  переступания, двойная дорожка и притоп, каблучная дробь и переступания, каблучная дробь и притоп,  вращения и притоп, бег №2 и моталочка, бег №2 и ковырялочка, и т.д. На основе разучиваемых движений ведется постановочная работа. Хореографические переходы и  рисунки. 4. Концертная деятельность: 5 ч. Теоретические занятия: Правила поведения  на сценической площадке. Практические занятия: Участие в концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах. 5. Промежуточная аттестация. Теоретические занятия: Знание теоретических сведений необходимых на занятиях.  Практические занятия: Умение пользоваться ЗУН, полученными  на занятиях при выполнении танцевальных элементов, движений, комбинаций, композиций. 6. Досугово – развивающие мероприятия: 11 ч. Теоретические занятия: Знакомство с календарными праздниками, развивающими играми и конкурсами, история возникновения праздников Практические занятия: Участие детей в мероприятиях, музыкальных викторинах, конкурсах.   Учет знаний: 4,5 ч.    3 год обучения 1. Вводное занятие: 2,5 ч. Знакомство учащихся с планами и задачами на учебный год, режимом работы объединения, правилами  поведения учащихся в объединении. 2.   2.  Азбука музыкального движения:  6,5 ч. Теоретические занятия: Темповые обозначения: адажио, виво, ленто, лярго, анданте, аллегро. Характер  сюжетных тематических песен и их интерпретация в танце. Практические занятия: Акцентировка на сильную долю такта в шагах и дирижерском жесте.  Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. Прослушивание народных мелодий в исполнении оркестров   народных   инструментов.   Оформление   занятий   классической,   современной   и   народной музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком.     3.    Музыкально­ ритмические навыки и навыки выразительного движения: 137 ч. 3.1Элементы классического танца: 18 ч. Теоретические занятия: Обобщение полученных практических навыков и знаний. Типы координации  движения по степени трудности ­ однонаправленные, разнонаправленные, одновременные (ног, рук),  разновременные. Правила исполнения элементов классического танца у станка и на середине в  ускоренном темпе. Уровень подъема ноги. Подготовительные движения руки (припарасьон). Разные этапы прыжка. Практические занятия: Упражнения у станка. Постановка корпуса, позиции ног, рук, разминка по кругу  и на середине, прыжки, движения и элементы классического танца в ускоренном темпе. Позиции ног.  Перегибы корпуса, темп умеренный. Прыжки лицом к станку, на середине. Позы классического танца ­  10Элементы народно­ сценического танца: 20,5 ч. круазе, эффасе, экарте. Вращения, повороты по УI позиции на ½, 1/2 круга. Постановка танцевальных  композиций.  3.2      Теоретические занятия: Поэзия и бытовые краски народных танцев, характер и манера исполнения.  Народные костюмы, музыка и ритмы. Точные позиции, положения и движения рук. Источники народных тем, сюжетов, движений, их связь с образом жизни народов. Правила исполнения элементов и    движений в народном характере. Практические занятия: Позиции рук в народном характере. Положение ног. Положение рук в групповых танцах и фигурах: звездочка, круг, карусель, корзиночка, цепочка. Поклон на месте, с движением  вперед и назад. Ходы: простой шаг с продвижением вперед и назад, переменный шаг с продвижением  вперед и по кругу. Притоп ­ удар всей стопой. Дроби (дробная дорожка), ключ ­ l­й, 2­й, 3­й. Гармошка ­ с наклоном корпуса вправо, влево. Приподание ­ с открыванием рук во 2­й позиции. Ковырялочка ­ без  подскока, с подскоком. Моталочка ­ на месте, с продвижением. Вращения, повороты – ½  круга. 3.3   Элементы историко­ бытового( бального) танца: 13 ч. Теоретические занятия: Живой, веселый, быстрый характер польки. Музыка, стиль, манеры, костюмы, прически. Содержание полонеза. Практические занятия: Положение рук, корпуса, головы. Па балансе па де баск, па глиссе, па польки.  Вальс – «квадрат медленного вальса», «вальсовая дорожка», «вальсовый поворот». Основной шаг  полонеза. Композиция из пройденных элементов историко­бытового танца. 3.4  Ритмика­закладка хореографических навыков: 38 ч. Теоретические занятия: Совершенствование двигательных навыков. Развитие мышечного чувства. Чувство ритма, музыкальный слух и память, координация движений. Жизненный тонус.  Практические занятия: Упражнения для шеи, плеч, развороты корпуса, наклоны корпуса, упражнения  для бедра.  Упражнения, сидя, лежа на полу. Бег, прыжки. Растяжка на полу, станке. Большие броски. 3.5    Танцевальная импровизация «Слушаем и фантазируем     Теоретические занятия: Образы природы в музыке и танце. Прослушивание музыкальных произведений. Наблюдательность, память, воображение, фантазия, эмоциональный настрой.  Практические занятия: Танцевальные этюды или отрывки (зарисовки) на заданную тему «Зима»,  «Весна», «Осень», «Лето». Массовая или индивидуальная импровизация. Свободные формы движения,  самостоятельно выбранные детьми, для  передачи эмоционального восприятия музыкального образа. 3.6 Танцевально­ образовательная и постановочная работа: 38,5 ч. Теоретические занятия:  Правила исполнения движений и дробных комбинаций. Манера и характер  исполнения движений и дробных комбинаций. Танцевальность и техника исполнения движений. Практические занятия:  Движения разучиваются сначала отдельно, а потом объединяются в различные  комбинации: простой шаг и приподание, ковырялочка и притоп, молоточки и притоп, моталочка 1и  моталочка 2, гармошка и притоп, моталочка и ковырялочка, веревочка и переступания, переменный шаг и приподание, различные виды дробей и притоп и т.д.  На основе разучиваемых движений ведется постановочная работа. Хореографические переходы и  рисунки. 4. Концертная деятельность: 5 ч.  »: 9 ч.     Теоретические занятия: Правила поведения на сценической площадке. Практические занятия: Участие в концертах, смотрах, фестивалях, конкурсах. 5. Промежуточная и итоговая аттестация. Учет знаний:  4,5 ч. Теоретические занятия: Знание теоретических сведений необходимых на занятиях.  Практические занятия: Умение пользоваться ЗУН, полученными на занятиях при выполнении  танцевальных движений и композиций. 6. Досугово – развивающие мероприятия: 11 ч. 11Теоретические занятия: Знакомство с календарными праздниками, развивающими играми и конкурсами, история возникновения праздников Практические занятия: Участие детей в мероприятиях, музыкальных викторинах, конкурсах. 5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы № п/п Перечень разделов Формы занятий Приемы и методы 1 Вводное занятие Беседа Формы подведения итогов  Дидактический материал, техническое оснащение занятий 2 Происхождение танца Лекция Словесный, наглядный Опрос 3 Музыка как вид искусства Лекция 4  Азбука  музыкального движения Лекция, практикум 5 Музыкально ­ ритмические навыки и навыки выразительного движения: Лекция, Практикум Сообщение нового материала, практическая работа Самостоятельная практическая работа Самостоятельная практическая работа 6 Концертная деятельность Практикум Практическая работа 7 Промежуточная   и итоговая аттестация.  Учет знаний Практикум Опрос, практическая работа Самостоятельная практическая работа 8 Досугово развивающие мероприятия   ­ Коллективная игра, театрализован ное Объяснение, наглядно­слуховой, метод игры, практический    Самостоятельная практическая работа Сообщение нового материала Сообщение Опрос нового материала, практическая работа Выполнение практических заданий Андреева М. , Шушкина З. ­  «Первые шаги в музыке» ­ М.  1993г. Аудиокассеты, видеокассеты. Школьников Л.С. «Рассказы о танцах»­ М., 1980г. Лагутин А. Подготовка  учащихся к педагогической  работе по музыкальной ли  туре.// Вопросы музыкальной  педагогики Выпуск З. М..  1981г. Барышникова Т. «Азбука хореографии» ­ М. 2001г. Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца» ­ Лен. 1976г. ГЛ. Гусев «Методика преподавания народного танца» ­ М. 2001г. Аудиокассеты, диски с записями музыкального сопровождения танцевальных постановок Аудиокассеты, диски с записями музыкального сопровождения танцевальных постановок   фонограммы, диски, иллюстрации   Музыкальный   центр 12представление, урок­ викторина, беседа ит.д. 6. Список литературы:        а) для детей: 1. Афанасьев С., Коморин С. «Сто отрядных дел» ­ Кострома, 2000г. 2.Научно­методический журнал «Воспитание школьников» ­ Школьная пресса, 2002г. с. Пушкина С.И.  «мы играем и поем» ­ М., 2001г. 3. Федорова ГЛ. «Весенний бал» ­ СП., 2000г. 4. Федорова ГЛ. «Танцы для детей» ­ СП., 2000г. б) для педагога: 1. Андреева М. , Шушкина 3. ­ «Первые шаги в музыке» ­ М. 1993г. 2.Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко­ эволюционном процессе. – М., 1986г. 3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» ­ М. 4. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» М., 1963г. 5. Васильева Е,А. «Танец» М., 1968 6.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1991г. 7. ГЛ. Гусев «Методика преподавания народного танца» ­ М. 2001г 8. Климов А. «Основы русского народного танца» ­ М. 1981г. 9. Костровицкая В., Писарев Л. «Школа классического танца» Л., 1978г. 10. Резникова 3.М. «Орлята учатся летать. Танцы для детей», М. 1974г.10j. Сборник «Русский танец»,  13М., 1969г. вып. 4 9.. Степанова Л. «Танцы народов России» Репертуарный сборник К!! 14 М., 1973г. 10.. Ткаченко Т. «Народные танцы» М., 1975г. 11.Школьников Л.С. «Рассказы о танцах» М., 1980г. 12. Шульгин А., Томилина Л., 3амалина Л. «Костюмы для танцевальных и хоровых коллективов», М.,  1974г. 14