Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
18.01.2017
Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".
Направленность программы - туристско-краеведческая Новизна программы заключается в том, что она расширена пропедевтической программой 1 класса, в которой предлагается предварительно познакомить детей с тремя ведущими проблемами курса: «Человек и его взаимоотношения с природой», «Человек и его семья», «Человек и история его народа». Это знакомство происходит на основе сравнения образов богатырей, сопоставления колыбельных песен, загадок, примет, закличек, пословиц, характерных для творчества разных народов. Такое сопоставление позволяет сделать вывод о том, как много общего в культуре разных народов мира и России. Актуальность программы. Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения. То, что утеряно обществом за многие годы в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. И сегодня каждый раз, прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков, мы пробуждаем генетическую память, закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии с другими людьми. Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Korogod.doc
Номинация: организация воспитательного процесса. Название работы: дополнительная общеобразовательная программа «Корогод». Автор: Илюхина Валентина Ильинична Место выполнения работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» п. Тюльган Оренбургской области. Дополнительная общеобразовательная программа   «Корогод» Рассчитана на учащихся 7­10 лет. Срок реализации – 4 года. Составлена Илюхиной В.И. учителем начальных классов, 1 квалификационной категории. Год разработки 2012г. Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………………………..…..3 2. Учебно – тематический план………………………………………………….12 3. Содержание программы……………………………………………………….16 4. Методическое обеспечение……………………………………………….…..20 5. Литература……………………………………………………………………...23 Приложение……………………………………………………………………....2 2 Пояснительная записка Направленность программы ­ туристско­краеведческая Новизна   программы    заключается   в   том,   что   она   расширена   в   которой   предлагается пропедевтической   программой   1   класса, предварительно   познакомить   детей   с   тремя   ведущими   проблемами   курса: «Человек   и   его   взаимоотношения   с   природой»,   «Человек   и   его   семья», «Человек   и   история   его   народа».   Это   знакомство   происходит   на   основе сравнения   образов   богатырей,   сопоставления   колыбельных   песен,   загадок, примет,   закличек,   пословиц,   характерных   для   творчества   разных   народов. Такое   сопоставление   позволяет   сделать   вывод   о   том,   как   много   общего   в культуре разных народов мира и России. Актуальность программы. Изучение   самобытной   уникальной   культуры   наших   предков   имеет огромное   значение   в   выполнении   задач   нравственного,   патриотического   и эстетического воспитания подрастающего поколения. То,   что   утеряно   обществом   за   многие   годы   в   отношении   народности образования,   необходимо   восстановить   и   переосмыслить   в   духе   времени, которое   характеризуется   не   только   ростом   национального   самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. И сегодня каждый раз,   прикасаясь   к   самобытной   уникальной   культуре   наших   предков,   мы пробуждаем   генетическую   память,   закладываем   в   умы   и   сердца   молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям   предков,   понимание   культуры   других   народов,   осознание необходимости жить в гармонии с другими людьми. Начальная   школа   –   самоценный,   принципиально   новый   этап   в   жизни ребенка:   он   начинает   систематическое   обучение   в   образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.  Опираясь   на   природную   детскую   любознательность,   потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность,   в   начальной   школе   создается   образовательная     среда, стимулирующая  активные  формы  познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных   мнений,   предположений,   учебный   диалог   и   пр.   Данный   курс   даёт возможность   младшему   школьнику   предоставить   условия   для   развития способности   оценивать   свои   мысли   и   действия   как   бы   «со   стороны», соотносить   результат   деятельности   с   поставленной   целью,  определять   свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника. В   младшем   школьном   возрасте   продолжается   социально­личностное развитие   ребенка.   Этот   возрастной   период   характеризуется   появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о   нравственно­этических   нормах,   на   основе   которых   строятся взаимоотношения   со   сверстниками   и   взрослыми,     близкими     и     чужими людьми.  Уровень сформированности этих личностных проявлений во многом зависит от направленности учебно­воспитательного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.).  Педагогическая целесообразность программы  В программе   содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе,   культуре   России   и   Оренбургского     края,   информационные   и практические   материалы   о   народном   творчестве   и   народных   традициях, позволяющие   учителю   построить   систему   работы   с   учащимися   начальных классов по формированию базиса их духовной культуры и социокультуризации каждого школьника. В основу программы внесены изменения, учитывающие условия нашего региона.          Предлагаемые   в   Приложении   материалы  предоставляют   широкую возможность   реализовывать   межпредметные   связи,   с   курсом   истории,  изобразительного литературы,   естественнонаучных   дисциплин,   музыки, искусства, художественного труда, могут быть использованы как учителями начальных   классов,   организаторами   воспитательной   работы.   Причём,   как   в полном объёме, так и в виде отдельных элементов.      Данные методические материалы позволят организовать необходимые условия по ознакомлению младших школьников с культурой России и своего региона,   чем   окажут   действенную   помощь   в   решении   задач   внеучебной деятельности в рамках базисного учебного плана. Цель программы: социокультуризация (практическая идентификация со своим народом) воспитанников на основе погружения в традиции и обычаи русского народа (российских народностей в региональном представительстве) через приобщение их к культурному наследию своего народа. Задачи:   изучить народные праздники, игры, песни и танцы;  активизировать внимание и память;  формировать чувство прекрасного и эстетические чувства благодаря знакомству с народной культурой;   приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;  развивать самоуважение, самокритичность;  укреплять психическое и физическое здоровье  обеспечить профилактику асоциального поведения Принципы педагогического процесса. Принцип единства культуры и человека:  ­ Знакомство с народным творчеством и народной культурой России в целом и Оренбургского края в частности. ­ Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры. ­ Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.           Реализация   этих   элементов   осуществляется   последовательно,   от первого класса к четвёртому. Принцип гражданской идентичности личности: ­ чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; ­   восприятия   мира   как   единого   и   целостного   при   разнообразии   культур, национальностей; ­ уважения истории и культуры каждого народа; Принцип гуманизации и психологического развития: ­   доброжелательности,   доверия   и   внимания   к   людям,   готовности   к сотрудничеству и дружбе; ­   уважения   к   окружающим   –   умения   слушать   и   слышать   собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;   – обеспечения эмоционального благополучия ребенка;  – приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;  – интеллектуального и духовного развития личности ребенка; – укрепления психического и физического здоровья; Ценностно­смысловые принципы личности: ­   принятия   и  уважения   ценностей   семьи   и   школы,  коллектива,   общества   и стремления следовать им; ­   формирования   чувства   прекрасного   и   эстетических   чувств   благодаря знакомству с народной культурой;  – взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей. Принцип успешности: – создания условий для развития личности ребенка;  – развитие мотивации личности к познанию и творчеству; ­   развитие   познавательных   способностей   и   интересов,   инициативы   и любознательности, развитие творческого самовыражения; ­   формирование   умения   учиться   и   способности   к   организации   своей деятельности, умению планировать работу, оценивать её; Принцип развития личностных качеств: ­ развития самоуважения, самокритичности; ­ ответственности за свои действия; ­ готовности к преодолению трудностей; – профилактики асоциального поведения;   –   создания   условий   для   социального,   культурного   и   профессионального самоопределения,   творческой   самореализации   личности   ребенка,   ее интеграции в систему мировой и отечественной культур. Отличительные особенности программы. Написанию программы «Корогод» предшествовало изучение уже  имеющейся авторской программы Николаевой Н. Н. учителя начальных  классов МОУ «ЛСОШ № 7» г. Лихославля, которая рассчитана на 2,3,4  классы. Программа «Корогод» дополнена и расширена специфическими условиями и видами деятельности, которые позволяют включить в курс  программы учащихся  1 класса.  Возраст воспитанников: Программа рассчитана на учащихся 1­4 классов Младшая группа – 1­2 класс Средняя группа – 3 класс Старшая группа – 4 класс Срок реализации: Программа рассчитана на 4 года обучения (120 часов) ­ первый год  обучения – 1 класс (30 часов) ­ второй год обучения  ­ 2класс (30 часа) ­ третий год обучения – 3 класс (30 часов) ­ четвертый год обучения – 4 класс (30 часов) Формы и режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Всего 30 часов в год. Используются разнообразные формы: занятия, прогулка, экскурсия, игры на   воздухе   и   в   помещении,   работа   в   мастерских,   посещение   концертов, выставок.   Режим   занятий   соответственно   выбранной   форме   может варьироваться. Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения следующего примерного содержания программы. Ожидаемые результаты обучения К концу первого года обучения дети должны знать: ­ что такое детская культура; ­ народные пословицы, приметы о временах года; ­ многообразие видов народной художественной культуры; ­ какие бывают календари мира;     Учащиеся должны уметь: ­ отличать понятия начало и конец; ­ отличать юлианский от григорианского календаря; ­ понимать смысл народной культуры; К концу второго года обучения дети должны знать:      ­ что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;     ­ историю возникновения различных праздников;     ­ традиции и обряды России;     ­ особенности одежды Тверской губернии в XVIII­XIX вв;     ­ отличие народной песни от авторской;     Учащиеся должны уметь:     ­ отличать пословицы и поговорки;     ­ исполнять народную песню;     ­ проводить русские народные игры;     ­ изображать элементы русского народного костюма;     ­ понимать смысл библейских легенд.       К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:     ­ историю возникновения различных праздников;     ­ традиции и обряды России;     ­ центры основных народных промыслов и ремёсел России        ­ основные центры народных промыслов и ремёсел Тверской области и продукцию, которую они выпускают.     Учащиеся должны уметь:     ­ исполнять народные песни и заклички;     ­ различать пословицы и поговорки, раскрывать их смысл, использовать их по необходимости в своей речи;     ­ различать основные виды росписи;     ­ проводить народные игры; ­ изображать основные элементы народных промыслов (Городецкая роспись, хохломская, гжельская);  ­ проектировать свою деятельность, выполнять презентации своих проектов.     К концу четвертого года обучения в кружке  учащиеся должны знать: ­ обычаи и верования своих предков; ­ государственную символику России; ­ названия крупных административных центров Оренбургской области; ­   государственные   символы   Оренбурга,   Тюльгана   и   Оренбургской   области (герб, флаг); ­ исторические места  края; ­ природу и экологическое состояние  области; ­ известных людей России, чьи имена связаны с родным краем (А.С. Пушкин, И.А. Крылов, А. Никитин и др.); учащиеся должны уметь: ­ различать прошлое, настоящее и будущее; ­ отличать и узнавать герб и флаг Оренбурга, герб Тюльгана; ­ уметь составлять родословную своей семьи; ­   оценивать   характер   взаимоотношений   людей   в   различных   социальных группах (семья, общество сверстников, этнос); ­ осознавать своё место в историческом времени и культурном пространстве на основе   эмоционально­ценностного   осмысления   личного   опыта   общения   с людьми, обществом и природой; ­   осуществлять   под   руководством   учителя   элементарную   проектную деятельность в группах от разработки до демонстрации готового продукта; ­   использовать   различные   виды   чтения:   ознакомительное,   изучающее, поисковое (в зависимости от цели чтения); ­   использовать   различные   справочные   издания   (словари,   энциклопедии, включая компьютерные) Метапредметные результаты (разделить по годам) К концу первого года дети должны уметь:  организовывать   поиск   необходимой   информации,   находить   в   тексте необходимые сведения, факты,  определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;  соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;  распознавать   особенности   построения   малых   фольклорных   форм   (загадки, сказки, пословицы и др.);  различать   образцы     музыкального   фольклора,     народные     музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды); К концу второго года дети должны уметь:  участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;  соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;  различать государственные и духовные праздники;  воплощать   художественно­образное   содержание   и   особенности   народного творчества (в пении, слове, движении, играх);  узнавать   государственную   символику   РФ   и   своего   региона,   описывать достопримечательности родного края и исторических мест России; К концу третьего года дети должны уметь:  создавать   иллюстрации,   диафильмы   по   содержанию   прочитанного   или услышанного;  используя   дополнительные   источники   информации   находить   факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;  осознанно   воспринимать   содержание   текстов   разных   литературных   жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;  реализовывать свой творческий потенциал;  различать виды декоративно­прикладного искусства, узнавать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского искусства; К концу четвертого года дети должны уметь:  передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики   произведений   народных   художественных   промыслов     России   и своего региона;   понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая   выразительность,   прочность),   сравнивать   различные   виды декоративно – прикладного искусства,    изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;  пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;  знать известные центры народных художественных ремесел России и своего региона; ведущие художественные музеи России и своего региона;   адекватно   оценивать   роль   трудовой   деятельности   в   жизни   человека; распространенные  виды  профессий (с  учетом  региональных особенностей); влияние  технологической  деятельности  человека  на  окружающую среду и здоровье;   готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте. Оценка метапредметных результатов Регулятивные   УУД:  учащиеся   планируют   собственную   деятельность   в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее   реализации,   приобретают   навыки контролируют   и   оценивают   свои   действия, саморегуляции. Познавательные   УУД:  познавательные задачи; учатся осуществлять информационный поиск, сбор и  выделение   существенной   информации   из   различных   информационных учащиеся   самостоятельно   формулируют источников. Проявляют инициативу и самостоятельность на занятиях.  Коммуникативные УУД: учащиеся на занятиях сотрудничают с педагогом и сверстниками,  учатся  слушать  и  вступать  в  диалог, выражать   и  отстаивать свою точку зрения. Личностные   УУД:  формирование   мотивации;   формирование   адекватной самооценки; формирование гражданской идентичности Учебно­тематический план 1 года обучения (1 класс) Разделы, индив теори практика ид. Работа 0,5 УУД ЦОРы Всег о 1 № I. название темы Введение я 0,5 II. Человек и  природа в народной  культуре 15 9 6 30    Регулятивные   УУД:  учащиеся планируют собственную деятельность   в   соответствии   с поставленной задачей и условиями ее реализации Познавательные   УУД:  Проявляют инициативу   и   самостоятельность   на занятиях Коммуникативные УУД:  учащиеся на   занятиях   сотрудничают   с педагогом   и   сверстниками,   учатся слушать и вступать в диалог Личностные УУД:  формирование гражданской  идентичности 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2 3 3 3 3 3 Кто мы? Откуда мы? Чем живы? О чем расскажет нам  детская считалка Чудо – древо, или вслед за солнышком живем! Зачинается, починается, от начала начинается. Что сегодня за день? Как по нему можно судить о предстоящей погоде? 2 2 2 1 1 1 1 1 2 6 6 6 6 6 III. Дом. Род. Народ. 3.1 3.2 3.3 3.4 Твой дом. Твоя семья. Традиции семьи,  традиции народа Праздники светские и духовные. Народный костюм. Игры русского народа.  Регулятивные УУД:  учащиеся планируют  собственную деятельность в  соответствии с поставленной  задачей и условиями ее  реализации Познавательные УУД:  учащиеся самостоятельно  формулируют познавательные  задачи Коммуникативные УУД:  учащиеся на занятиях  сотрудничают с педагогом и  сверстниками, учатся слушать  и вступать в диалог Личностные   формирование формирование самооценки; гражданской идентичности УУД:   мотивации;   адекватной   формирование 1 1 3 3 3 2 1 3 3 4 2 4 6 30 2 1 1 2 8 8 6 8 Учебно­тематический план 2 года обучения (2 класс) № III. 3.1 3.2 3.3 Разделы, название темы Дом. Род.  Народ. Твой дом. Твоя семья. Традиции семьи,  традиции народа Праздники светские и духовные. теория практика индивид. Работа Всего 3 3 3 4 3 2 2 1 1 30 8 8 6 3.4 Народный костюм. Игры русского народа. 2 4 2 8 18   Учебно­тематический план 3 года обучения (3 класс) IV. Жизнь по народному  календарю. Народные  промыслы и ремёсла.  Игрушки России,  оренбургского края. 4.1. 4.2 4.3. 4.4 Народный календарь и народные приметы. Народные игрушки. Народные  праздники.  Народные промыслы.  Ремёсла Оренбургской  области. Регулятивные УУД:  контролируют и  оценивают свои действия,  приобретают навыки  саморегуляции. Личностные УУД:  формирование мотивации;  формирование адекватной  самооценки;  Коммуникативные УУД: учащиеся на занятиях  сотрудничают с педагогом  и сверстниками, учатся  слушать и вступать в  диалог Познавательные УУД:  учатся осуществлять  информационный поиск,  сбор и  выделение  существенной информации из различных  информационных  источников. Проявляют  инициативу и  самостоятельность на  занятиях 9 2 2 1 4 17 4 30 3 5 6 3 1 1 1 1 6 8 8 8 19 Учебно­тематический план 4 года обучения (4 класс) V. 17 Основные вехи  истории России. 30 9 4 5.1 История России. Наши предки – славяне. 4 2 1 7       соответствии Регулятивные   УУД: учащиеся планируют собственную   деятельность в с поставленной   задачей   и условиями   ее   реализации, контролируют и оценивают   свои   действия, приобретают навыки саморегуляции.             Проявляют и на Познавательные   УУД: учащиеся   самостоятельно формулируют задачи; познавательные   учатся осуществлять информационный   поиск, сбор   и   выделение существенной информации из различных информационных источников. инициативу   самостоятельность занятиях.  Коммуникативные УУД: учащиеся   на   занятиях сотрудничают с педагогом и   сверстниками,   учатся слушать   и   вступать   в диалог,   выражать   и отстаивать   свою   точку зрения. Личностные УУД: формирование   мотивации; формирование   адекватной самооценки; формирование гражданской идентичности 5.2 5.3 5.4 Города России.  Города большие и  малые Оренбург и оренбургская область. История и современность. Я и моя семья в истории и культуре России 6 5 2 20 1 ­­ 7 2 1 8 4 2 8 Содержание программы. Первый год обучения Раздел I. Введение. 1.1. Презентация программы творческого объединения.  Теория: Знакомство с программой творческого объединения, традициями.     Практика: Просмотр фотоальбомов, записей выступлений. 1.2. БОЖ.  Теория: Правила поведения на занятии. Техника безопасности. Содержание  первого года обучения  Раздел II. Человек и природа в народной культуре. 2.1. Кто мы? Откуда мы? Чем живы? Теория.  Понятия   о   народе,   народной   культуре.   Понятие   об   исторической народной памяти, ее глубине и формах. Понятие о многообразии видов народной художественной культуры. Практика:  Знакомство   с   разными   элементами   народной   культуры.   Отражение многообразия видов народной художественной культуры в рисунках. Выставка. 21 2.2. О чем расскажет нам детская считалка. Теория.  Понятие   о   детской   культуре   как   части   культуры   общенародной. Специфика   бытования   народной   культуры:   устойчивость   и   вариативность, импровизационность.  Специфика   бытования   народной   культуры:   анонимность   и коллективность, традиционность. Практика.  Детская культура: организация спектакля. Конкурсы для родителей проводимые вместе с детьми. Разучивание народных игр. Содержание  второго года обучения Раздел III. Дом. Род. Народ. 31.Твой дом. Твоя семья. Теория.  Человек   и   природа.   Постоянный   труд   и   стремление   к   красоте. Эстетизация   быта.   Многообразие   видов   и   форм   творческой   деятельности. Сходство и различие пословиц и поговорок. Знакомство с жанром, его функции, особенности.   Структура   загадки.   Пословицы,   поговорки,   сказки   об   отце. Пословицы о маме. Сказки о маме. Устный журнал. Практика:  Отгадывание  загадок. Турнир  «загадочников». «Рисование»  загадок. Оформление   выставки   рисунков   «Моя   семья»,   подборка   фото­   и   видеоряда   о традициях   семьи.   Выставка   лучших   «книжек   –   малышек»   с   произведениями устного   народного   творчества.   Конкурсы   для   мам,   пап,   бабушек   и   дедушек, проводимые   вместе   с   детьми.   Концерт   с   самостоятельно   подготовленными номерами   художественной   самодеятельности   от   каждой   семьи.   Разучивание стихов о бабушке и дедушке. Забавы бабушек для внуков. Песни бабушек для внуков. Бабушкины сказки. 3.2. Традиции семьи, традиции народа.  Теория:  Народные песни ­ их особенности, функции. Знакомство с жанрами, их функциями и особенностями. Знакомство с разными жанрами детского фольклора. 22 Практика:  Народные песни. Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен. Посещение концерта в ДК для ознакомления с русским народным музыкальным искусством.   Работа   над   дикцией.   Рассказывание.   Разучивание   считалок, скороговорок.   Составление,   оформление   книжек­малышек   с   известными   детям примерами   детского   фольклора.   Конкурс   на   лучшего   знатока   традиций празднования Нового года. Изготовление новогодних подарков. Работа с разными материалами. Урок ­ деловая игра. Сценки, проигрывание разных ситуаций. 3.3. Праздники светские и духовные. Теория:  Разделение   праздников   светских   и   духовных.   Связующая   их   нить   – традиции   народа.   Знакомство   традиционными   школьными   праздниками.   День первого звонка, День Учителя, Прощание с Азбукой, Последний звонок. Подборка стихов и песен. Загадки о школе. Знакомство с символикой России. Знакомство с государственными праздниками – Днём народного единства, Днём Победы и др. Знакомство   с   одним   из   главных   праздников   православной   церкви   –   Пасхой. Библейские легенды. История праздника. Практика: Оформление альманаха «Наши любимые праздники». Разучивание игр и   забав   для   семейного   праздника.   Разучивание   песни   «Золотая   свадьба».   Моя помощь бабушке и дедушке. Спортивные состязания «Мы – будущие защитники своей   Родины».   Проведение   утренника   «   Золотые   руки   мамочки   моей». Расписывание яиц. Разучивание пасхальной   игры «Катание яиц». Знакомство с играми оренбургского края, разучивание их. 3.4. Народный костюм. Игры русского народа. Теория:  Знакомство с народной одеждой. История одежды; совершенствование костюма   в   различных   климатических   областях   России.   Одежда   Оренбургской губернии XVIII­XIX веков. Знакомство с   народным костюмом. Головной убор женщин. Орнамент, украшающий элементы народного костюма, его символика. 23 Практика:.   Рисование   костюмов.   Игровая   программа   «Крестьянский   дом хранит…» Дети предлагают для разучивания те игры, в которые играют на своей улице с друзьями. Разучивание народных игр. Исполнение народных песен, игры, исполнение диалоговых потешек, прибауток, небылиц. Конкурс пословиц, скороговорок, загадок.  Содержание третьего года обучения Раздел IV. Жизнь по народному календарю. Народные промыслы и ремёсла. Игрушки России, оренбургского края. 4.1. Народный календарь и народные приметы. Теория: Древние взгляды на природу, возможность воздействия на неё, заботы об урожае.   Приметы   и   обряды   русского   народа,   связанные   с   природой.   Красота времён года. Стихи русских поэтов о природе. Откуда взялись названия времен года,   месяцев,   дней   недели?   Народные   песни   –   заклички.   Сказки,   загадки   о временах года, о земледелии. Земледельческий календарь. Обряды календарные и семейные.   Предсказания   погоды.   Приметы   осени.   Пословицы   и   поговорки, связанные с народными приметами.  Практика:  Конкурс   пословиц.   Разучивание   закличек.   Подборка   пословиц   и поговорок, связанных с сезонными изменениями природы. Работа со словарями и справочниками. Урок проводится в виде единой групповой презентации. Каждая группа защищает свой проект по выбранному направлению. Игровая программа «Не   велика   птичка­синичка,   и   та   свой   праздник   помнит».   Традиции   и   время. Разработка   индивидуальных   и   групповых   исследовательских,   информационных, творческих проектов по народным приметам. Песни, игры, пословицы, соотнесение народных примет с настоящим временем.  4.2. Народные игрушки. 24 Теория:  Виды   игрушек.   Погремушки,   кони,   свистульки,   куклы.     Игрушки   – символы. Рождественская кукла – коляда, пасхальная кукла – символ плодородия, кукла   –   масленица.   Природный   материал   для   изготовления   народной   игрушки (тряпки, солома, лоза, глина, береста, дерево). Игрушки, созданные взрослыми и   Каргопольские   (Архангельская   область),   дымковские   (Вятка), детьми. филимоновская (Тульская область), абашевская (Пензенская). Игрушка – древнее изображение человека. Игрушки – образы. Образ женщины матери – символ земли и   её   плодородия   Образ   птицы   –   связь   между   землёй   и   воздухом,   живыми   и умершими, конь – солнце и вода,  козёл – образ покровителя урожая. Игрушка – оберег. Практика:  Экскурсия   в   музей   изобразительных   искусств   г.Оренбурга. Декоративное   рисование   на   тему   «Рисуем   русскую   матрешку».     Изготовление простейшей тряпичной куклы. Изготовление глиняных игрушек детьми по образцу (по выбору) Свистулька, кукла, конь и т.д. Выставка авторской куклы  и изделий учащихся  кружка. 4.3. Народные праздники. Теория:  Праздничные   обряды   Сочельника.   Символы.   Гостевание   и   угощение. Пословицы, связанные с народными праздниками. Правила приёма гостей. Обряды. Обрядовые песни на Масленице. Знакомство с пасхальными обычаями и обрядами. Практика:  Изготовление игрушек – подарков близким к празднику. Разучивание рождественских   колядок.   Народные   игры.   Игры   со   снегом.   Ролевые   игры. Угощения на Масленицу. Хороводы – игры. Игра «Бояре молодые» Групповой проект.   Составление   кулинарной   книги   с   постными   блюдами.   Презентация кулинарной книги. Стихи к празднику. Декоративное рисование – создание эскиза расписанного яйца. Выставка рисунков. Народные игры. Пасхальные обряды, игры. Сценки. 4.4. Народные промыслы.  Ремёсла Оренбургской  области. 25 Теория: Народные промыслы. Их функции и особенности: особенности: бытовые, эстетические.   Знакомство   с   промыслом.   Знакомство   с   центрами   народных промыслов  области. Историческая справка. Современность. Практика: Создание эскиза   жостовского   подноса.   Знакомство   с   народным   промыслом.   Групповые проекты Создание панно методом аппликации из отдельных элементов. Роспись шкатулочек   (мастер­класс).   Сообщения   детей   по   теме   народных   промыслов. Праздник   «Деревенские   посиделки».   С   привлечением   родителей,   а   также творческих коллективов ДШИ,  ЦДОД. Содержание четвертого года обучения Раздел V. Основные вехи истории России. 5.1. История России. Наши предки – славяне. Теория:  Территория   расселения   восточных   славян.   Жилища,   одежда,   орудия труда и занятия восточных славян. Связь между природой и занятиями людей. Предки, род, племя. Бог, религия, идол, дух, жертва. Языческие боги восточных славян. Связь между явлениями природы и языческими божествами. Славянские праздники.   Киевская   Русь.   Ремесленники,   купцы,   князь,   дружина,   дань,   собор, мозаика,   фрески.   «Экскурсия»   по   Древнему   Киеву.   «Путешествие»   в   Великий Новгород. Вече, посадник, Кремль, бояре. Общее в облике Новгорода и Киева. Легенда   об   Иисусе   Христе.   Крещение   Руси.   Христианство.   Евангелие. Последствия принятия христианства на Руси. Практика: Славянские праздники. Рисуем талисманы. Создание макета древнего русского   города.   Отчёт   о   проведённых     исследованиях   каждой   группой. Оформление   буклета   (при   возможности   –   в   электронном   виде).   Обобщение изученного в виде конкурса (по группам или индивидуально).  5.2. Города России. Города большие и малые 26 Теория:  Исторические   места   нашей   столицы.   Ознакомление   с   историей   и культурой   родного   края,   этнокультурными   традициями,   особенностями   быта жителей     Оренбурга.   Ознакомление   с   историей   и   культурой   родного   края, этнокультурными   традициями,   особенностями   быта   жителей.   Ознакомление   с историей   и   культурой   родного   края,   этнокультурными   традициями, особенностями   быта   старейших   городов     края.   Гербы.   Казацкие   легенды. Ознакомление   с   историей   и   культурой   родного   края,   этнокультурными традициями,   особенностями   быта   жителей   Ржева,   Зубцова.   Гербы   этих административных центров. Легенды, связанные с их созданием. Ознакомление с историей   и   культурой   родного   края,   этнокультурными   традициями, особенностями быта народов. Природа и экология Оренбургской области сегодня. Ознакомление   с   историей   и   культурой   родного   края,   этнокультурными традициями, особенностями быта жителей Тюльганского района.  Практика:  Экскурсия   в   краеведческий   музей   г.   Оренбурга.  Ознакомление   с историей   и   культурой   родного   края,   этнокультурными   традициями, особенностями быта жителей. 5.3. Оренбург и оренбургская область. История и современность. Теория:  Ознакомление с основными государственными символами Оренбурга и городов Оренбургской области. Географическое положение   области. Полезные ископаемые.   От   народных   промыслов   к   современной   промышленности.   Связь истории,   культуры,   традиций,   фольклора.   Библиографические   справки. Памятники.   Исторические   места.     Памятники   А.   Никитину,   А.С.   Пушкину. Обелиски защитникам в годы ВОВ. Знакомство с театральной жизнью ЦДОД. Практика: Работа со справочной литературой. Презентация. Конкурс чтецов. 5.4. Я и моя семья в истории и культуре России 27 Теория: Происхождение имён, фамилий, отчеств. Значение имён, имя, прозвище. Откуда к нам пришли наши имена. Имена моей семьи. Генеалогическое  древо. Обучение составлению генеалогического древа своей семьи. Практика:  Проект   «Имя   мамочки   моей».   Генеалогическое   древо.   Работа   над генеалогическим древом.   Презентации индивидуальных проектов «Моя семья», «Моя   родословная».   Презентации   индивидуальных   проектов   «Моя   семья». Расширение темы (традиции моей семьи, любимые праздники, занятия, любимые блюда моей семьи, домашние животные и т.д.) Без меня народ неполный». Урок – утренник.   Презентации   лучших   работ   обучающихся.   Народные   песни,   игры. Проведение конкурсов.  Обязательное привлечение родителей. Методическое обеспечение программы Компетентностный     и     деятельностный     подход   основаны   на     развитии активной   личности,   способной   проявить   творчество   при     создании   проектов, диафильмов, презентаций, умение аргументировать, давать оценку, делать выводы. Личностно­ориентированный   подход   основан   на   индивидуальных особенностях воспитанников, где средством реализации индивидуального подхода являются индивидуальные занятия, направлен на обеспечение условий и наличие факторов, способствующих личностному росту и успешности каждого ребенка. На занятиях   используются следующие методы обучения: ­ сюжетные и ролевые игры ­метод беседы ­ метод наблюдений Виды занятий. 28 ­ Практические занятия, где дети в группах и самостоятельно создают проекты, презентации, макеты,  изготавливают игрушки, разучивают стихи и рисуют рисунки по темам. ­Теоретические   занятия,   где   излагаются   теоретические   сведения,   дети знакомятся с народным творчеством России и конкретно с народным творчеством Оренбургской области. Выездное занятие – экскурсия в краеведческий музей. Ознакомление с историей и культурой   родного   края,   этнокультурными   традициями,   особенностями   быта жителей. Индивидуальное   занятие,   где   педагог   дает   индивидуальное   задание   каждому учащемуся.  Список литературы 1. Дайн   Г.Л.,   Дайн   М.Б.   Русская   тряпичная   кукла   культура,   традиции, технология Издательство «Культура и традиции» Москва 2008 г.– 1 2. Корнева   Т.А.,   Шмидт   Е.А.   Уроки   истории   в   3­ем   классе.   (Поурочные разработки). Методическое пособие для учителей начальных классов. Часть I, часть II. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2000. 3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2006, ­ 240 с. + вкл. 4. Лыхин Ю. Как составить родословную // Сибирское наследство. Иркут. обл. публ. б­ки им. И. И. Молчанова­Сибирского, 2004 ­ № 1 ­ 3 5. Миронов   Ю.   Ю.   Главная   книга   семьи   //   Дошкольная   педагогика   –   ООО “Детство­пресс” ­ 2004 ­ № 5 – 55 с. – 6 – 49 с. 29 6.  Народно­обрядовый календарь// Библиотечка газеты «Толока»: «Усадьба» ­ приложение   к   газете   «Толока.   Календарь­справочник   садовода   – огородника».– 2007 г. ­ №1.  7. Науменко Г.М Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. Всесоюзное издательство «Советский композитор», М.: 1977 – 104 с. 8. Науменко   Г.М.   Жаворонушки:   Русские   песни,   прибаутки,   скороговорки, считалки, сказки, игры. Всесоюзное издательство "Советский композитор". ­ М. Вып. V. ­ 1988.  9. Науменко   Г.М.   Игры   и   игровые   припевы.   Русский   детский   игровой фольклор. Книга для учителей и учащихся. Издательство "Просвещение". ­ М., 1995. 10.Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни: Ч.  I. – М.: Сов. Россия,   –   176   с. 1990. самодеятельности»; № 19)    –   (Библиотечка   «В   помощь   художественной 11.Соловьёва Л.Н. Игрушка альбом Издательство «Интербук­бизнес» ­ Москва. 2002 г. –  12.Торопцев А.П. От Руси к России. Киевская Русь Исторические рассказы для младшего и среднего школьного возраста. Издательство «Росмэн­Пресс», 2001. Список литературы для детей 1. Бедник   Н.И.   Хохлома.   Для   младшего   школьного   возраста.   Издательство «Художник РСФСР», 1980. 2. Жданова   А.С.,   Островская   М.Д.   Календарь   народных   примет,   обычаев   и обрядов. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 224 с. 3. Жданова Л. Жостово. Аппликация. ООО «Хатбер­пресс», 2003. 30 4. Лазарев   А.   Учебник   для   общеобразовательных   школ   «Народоведение».   – Челябинск, Южно­Уральское Книжное Издательство, 1997  5. Науменко   Г.М.   Чудесный   короб.   Русские   народные   песни,   сказки,   игры, загадки   Составление,   запись   и   обработка   Г.М.   Науменко.   Рисунки   Л.Н. Корчемкина. Издательство "Детская литература". ­ М., 1988, ­ 208 с.: ил. 6. Науменко   Г.М.   Дождик,   дождик,   перестань!   Русское   народное   детское музыкальное творчество Издательство "Советский композитор". ­ М., 1988, ­ 192 с.: ил 7. Науменко   Г.М.   Котенька­коток.   Русские   народные   детские   песни Издательство "Дом". ­ М., 1990, ­ 112 с.: ил.  8. Науменко   Г.М.   Золотой   серпок.   Русские   народные   сказки.   Издательство "Малыш". ­ М., 1994, ­ 80 с.: ил.  9. Науменко Г.М. Русские детские страшилки. Издательство "Классика плюс". ­ М., 1997, ­ 128 с.: ил.  10.Пантелеева   Л.В.   Жостово.   Альбом   для   раскрашивания.   Для   младшего школьного возраста. Издательство «Малыш», 1986. 11.Пантелеева   Л.В.   Узоры   на   фарфоре.   Альбом   для   раскрашивания.   Для младшего школьного возраста. Издательство «Малыш», 1982. 12.Саплина   Е.В.,   Саплин   А.И.   Введение   в   историю.   3   класс:   Учебник   для общеобразовательных учебных заведений – 5­е издание.ю стереотипное – М.: Дрофа, 1996. – 96 с.: ил. 13.Саплина   Е.В.,   Саплин   А.И.   Введение   в   историю.   3   класс:   Учебник   для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2001. – 128 с. 14.Составитель Исламова С. М. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей – М: ­ ванта +, 1995 – т 5 – ч 1 – 46­56 с 15.Старостин А. Родословное древо // Новая Игрушка – М:1995 ­ № 2 –27с 31 32 33

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".

Дополнительная общеобразовательная программа "Корогод".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017