Дополнительная общеобразовательная программа «ШАХМАТЫ» (8-15 лет)
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная программа «ШАХМАТЫ» (8-15 лет)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
14.01.2017
Дополнительная общеобразовательная программа «ШАХМАТЫ» (8-15 лет)
Настоящая программа предназначена для шахматного объединения общеобразовательных школ, предусматривает изучение школьниками материала по теории и истории шахмат, участие в соревнованиях. Наряду с этим в шахматном кружке ведется работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию общественной активности у детей, развитию творческих способностей. В процессе занятий шахматами школьники получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений.
ДО Шахматы..docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бродовская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей

эстетико-оздоровительного цикла
протокол № 1

от « 28 »  08.  2016 г.

 

Утверждена     педагогическим советом школы

 

 

протокол № 2

от 30..08. 2016г.

 

«Утверждаю»

Директор школы ______________

 

 

приказ № 00

от   03.  09. 2016 г.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«ШАХМАТЫ»

 

на 2016-2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст детей:  8-15 лет

Срок реализации программы:  1 год  

 

 

Составитель: учитель дополнительного образования

Бутко Владимир Евгеньевич

 

 

 

 

 

 

с. Бродовое  2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Шахматы» спортивно-оздоровительная

Шахматы - один из наиболее демократичных видов спорта: игроки могут соперничать между собой независимо от  возраста, пола, состояния здоровья. В настоящее время популярность шахмат растет повсеместно, в ряде стран они введены в обязательную школьную программу. Шахматная игра развивает в детях усидчивость, вдумчивость, логическое мышление, воспитывает в них соревновательный дух, волю к победе. Знакомство с шедеврами из творчества великих мастеров способствует эстетическому росту ребенка.

 

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает  многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч  детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Актуальность программы обусловлена тем, что в школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности  школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что  начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост  и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый  интерес к знаниям.

 

 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

 Цель – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Задачи:

·     Обучающие:

o   познакомить с историей шахмат,

o   дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

·     Воспитывающие:

o   привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,

o   научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,

o   научить уважать соперника,

·     Развивающие:

o   развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,

o   ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

 

 Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы

Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. 

       В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. 
         

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополни­тельной образовательной программы

В кружке занимаются дети младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста. Учащиеся разделены на 3 группы: группу начинающих и 2 группы совершенствования. В кружок принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.

В группе совершенствования второго года обучения занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт.

 

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной програм­мы 

Срок реализации программы – 1 год.

Периодичность занятий: 1 час в неделю

Объем программы: 37 часов

Программа шахматного кружка  по типу – адаптированная, по организации учебного процесса – краткосрочная.

 

Формы и режим занятий

 

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику.

Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

 

Для реализации программы используются следующие средства:

1.   Комплекты шахматных фигур с досками – 10 шт.

2.   Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.

3.   Часы шахматные – 1 шт.

4. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

 

Режим занятий.

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

1 раз

1 час

37 часов

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результа­тивности

 

Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметные результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

 

 

  К концу учебного года дети должны знать:

·         названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

·         шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

 

К концу учебного года дети должны уметь: 

·         ориентироваться на шахматной доске;

·         играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

·         правильно помещать шахматную доску между партнерами;

·         правильно расставлять фигуры перед игрой;

·         различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

·         рокировать;

·         объявлять шах;

·         ставить мат;

·         решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Темы и виды деятельности

Количество часов

На теоретич. занятия

На

практич. занятия

На индивид.занятия

Итого

1.

Шахматная доска

1

1

-

2

2.

Шахматные фигуры

1

1

-

2

3.

Начальная расстановка фигур

0,5

0,5

-

1

4.

Ходы и взятие фигур

5

7

4

16

5.

Цель шахматной партии

2

2

2

6

6.

Игра всеми фигурами из начального положения

2

6

2

10

Всего:

11,5

17,5

8

37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА

 

 Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

 Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шах­матной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

 

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

 

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

 Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шах­матные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.                                                   

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети долж­ны догадаться, что это за фигура.                            

«Секретная фигура».Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы­таются угадать,    какая фигура загадана.      

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

  

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

 

 Начальное положе­ние (начальная позиция); расположение каждой из фигур в на­чальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстанов­кой фигур.

 

Дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утвержде­ние верно, то мяч следует поймать.

 

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

 

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, пре­вращение пешки.

 

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышле­ния и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, располо­женные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шах­матной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирает­ся такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна до­стичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля».Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

 

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры против­ника.

  

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

            Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

 Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом

или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

 

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕ­НИЯ

 

Самые общие представления о том, как начинать шахмат­ную партию.

 Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угро­зы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

 

Тема занятия

 

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

 

1. Шахматная доска

 

 

 

1

Знакомство с шахматной доской

1

2.09

 

2

Шахматная доска

1

9.09

 

 

2. Шахматные фигуры.

 

 

 

3

Знакомство с шахматными фигурами

1

16.09

 

4

Знакомство с шахматными фигурами

1

23.09

 

 

3. Начальная расстановка фигур.

 

 

 

5

Начальное положение

1

30.10

 

 

4. Ходы и взятие фигур.

 

 

 

6

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

1

7.10

 

7

Ладья в игре.

1

14.10

 

8

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

1

21.10

 

9

Слон в игре.

1

28.10

 

10

Ладья против слона.

1

11.11

 

11

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

1

18.11

 

12

Ферзь в игре.

1

25.11

 

13

Ферзь против ладьи и слона.

1

2.12

 

14

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

1

9.12

 

15

Конь в игре.

1

16.12

 

16

Конь против ферзя, ладьи слона.

1

23.12

 

17

Знакомство с пешкой.

1

13.01

 

18

Пешка в игре.

1

20.01

 

19

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

27.01

 

20

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

1

3.02

 

21

Король против других фигур.

1

10.02

 

 

5. Цель шахматной партии.

 

 

 

22

Шах.

1

17.02

 

23

Мат.

1

24.02

 

24

Ставим мат.

1

03.03

 

25

Ничья, пат.

1

10.06

 

26

Король против других фигур.

1

17.03

 

27

Рокировка.

1

24.03

 

 

6. Игра всеми фигурами из начального положения.

 

 

 

28

Шахматная партия.

1

27.03

 

29

Шахматная партия.

1

3.04

 

30

Шахматная партия.

1

10.04

 

31

Шахматная партия.

1

17.04

 

32

Шахматная партия.

1

24.04

 

33

Шахматная партия.

1

8.05

 

34

Шахматная партия.

1

15.05

 

35

Повторение программного материала.

1

22.05

 

36

Шахматный турнир (в группе)

1

29.05

 

37

Шахматный турнир (в группе)

1

 

 

 

ИТОГО:

37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение:

1.   Комплекты шахматных фигур с досками – 10 шт.

2.   Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.

3.   Часы шахматные – 1 шт.

4. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

 

УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ШАХМАТНОЙ ИГРЕ

 

1.        Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы: Из опыта работы. М.: Просвещение,1991.

2.        Вольф П. «Шахматы» ООО «Издательство Астрель», 2003 г.

3.        Я познаю мир: Шахматы: Дет. Энциклопедия. / М.: ООО «Издательство АСТ», 2002 г.

4.        Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле.— М.: ФиС, 1979.

5.        Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995.

6.        Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам.— М.: ГЦОЛИФК, 1990.

7.        Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. - Киев: Радянська школа, 1986.

8.        Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1983.

9.        Князева В. Азбука шахматиста.— Ангрен, 1990.

10.   Костьев А. Учителю о шахматах.— М.: Просвещение, 1986.

11.   Ласкер Эм. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1980.

12.   Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии.— Л.: Лениздат, 1956.

13.   Майзелис И. Шахматы.—М.; Л.: Детгиз, 1960.

14.   Макарычев С., Макарычева М. От А до ...— М.: “64”, 1995.

15.   Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.: Педагогика, 1991.

16.   Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.— Обнинск: Духовное возрождение, 2003.

17.   Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер.— М.: ФиС, 1964.

18.   Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др.— М.: Педагогика, 1991.

19.   Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности.— М.: ГЦОЛИФК, 1986.Шумилин Н. Практикум по тактике.— М.: Андреевский флаг, 1993.

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность д ополнительной общеобразовательной программы «Шахматы» спортивно-оздоровительная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность д ополнительной общеобразовательной программы «Шахматы» спортивно-оздоровительная

Воспитывающие: o привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом, o научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества…

Воспитывающие: o привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом, o научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества…

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной програм­мы

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной програм­мы

Ожидаемые результаты и способы определения их результа­тивности

Ожидаемые результаты и способы определения их результа­тивности

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание программы 1. ШАХМАТНАЯ

Содержание программы 1. ШАХМАТНАЯ

Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении

Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении

Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем

Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Шахматная партия. 1 27

Шахматная партия. 1 27

Методическое обеспечение : 1

Методическое обеспечение : 1