Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 «Гусельки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Английский для дошкольников»
Возраст обучающихся: дошкольники 5-7 лет
Срок реализации: сентябрь-май Количество часов в год: 72ч.
Педагог:
Тюкова Мария Ивановна
Сургут, 2019
Оглавление
1.Пояснительная записка.................................................................................. 3
1.2. Цель, задачи, принципы программы........................................................... 4
1.3. Содержание программы............................................................................. 5
1.4. Планируемые результаты........................................................................... 6
2. Комплекс организационно-педагогических условий.................................... 7
2.1. Календарный учебный график.................................................................... 7
2.2. Условия реализации программы................................................................. 7
2.3. Формы аттестации...................................................................................... 7
2.4. Оценочные материалы................................................................................ 8
2.5. Методические материалы......................................................................... 10
3. Список литературы...................................................................................... 11
Приложение.................................................................................................... 13
Дополнительная общеразвивающая программа «Английский для дошкольников» является программой социально-педагогической направленности, реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена развитие личности дошкольников через воспитание устойчивого интереса к овладению английским языком.
Актуальность раннего обучения иностранному языку определяется потребностями общества. Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста создает прекрасные возможности для усвоения иностранного языка младших школьников. В связи, с чем возрастает желание родителей детей дошкольного возраста как можно раннего обучения иностранному языку.
Считается, что наиболее благоприятным периодом для изучения иностранного языка считается период от 5 до 8 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо усвоил родной язык и активно им пользуется. А к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке.
Также дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Все, что ребенок учит в это время, надолго запоминается – прекрасно развита долговременная и оперативная память. Он способен запоминать языковой материал целыми блоками, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте. Поэтому в данной программе обучения дошкольников английскому языку широко использованы игровые технологии.
Ребёнок дошкольного возраста не осознаёт, зачем ему нужно знать второй язык. Цели, которые перед ним ставят взрослые, для него слишком абстрактны. Мотивация дошкольника действует по принципу: «здесь и сейчас», т.е. ребёнок не задаётся отдалёнными целями. Поэтому, весь процесс постижения второго языка выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребёнка в интересном общении с взрослыми и другими детьми.
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Программа построена на позициях гуманноличностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Программа рассчитана на 72 часа и будет реализована с сентября по май. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. Форма обучения – очная, групповая.
Цель программы - способствовать всестороннему развитию личности дошкольников через воспитание устойчивого интереса к овладению английским языком, развивать творческие способности воспитанников.
В ходе реализации этой программы решаются следующие задачи:
Образовательные:
1. Формировать навыки и умения самостоятельного решения простейших - коммуникативно-познавательных задач на английском языке.
2. Формировать навыки восприятия иностранной речи на слух.
3. Стимулировать к бессознательному запоминанию грамматических правил.
Развивающие:
1. Развивать восприятие, память, внимание, языковую память, воображение, логическое мышление.
2. Формировать способность ребенка оценивать различные явления, высказывать свою точку зрения.
3. Развивать творческие способности воспитанников.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки.
2. Воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению английского языка.
3. Воспитывать инициативность в обучении английскому языку.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Программа:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с
дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• учитывает особенности кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;
• отдает предпочтение группового обучения; введение парного обучения как важнейшего элемента успешного обучения говорению.
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2018-2019 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) |
1 год |
Год обучения (первый, второй) |
первый |
Возраст воспитанников |
5-7 лет |
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году |
10-14 человек |
Количество часов в неделю |
2 |
Общее количество часов в год |
72 |
Учебно-тематический план для групп на 2018-2019 учебный год
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
||
Теоретическа я часть |
Практическая часть |
Всего часов |
||
1 |
Приветствие |
1 |
2 |
3 |
2 |
Знакомство |
1 |
3 |
4 |
3 |
Семья |
1 |
7 |
8 |
4 |
Счет от 1 до 7 |
1 |
7 |
8 |
5 |
Цвет |
1 |
7 |
8 |
6 |
Это я |
1 |
7 |
8 |
7 |
Мои любимцы |
1 |
7 |
8 |
8 |
Мой дом |
1 |
7 |
8 |
9 |
Фрукты и овощи |
1 |
7 |
8 |
10 |
Магазин игрушек |
1 |
7 |
8 |
11 |
Итоговое занятие |
- |
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
10 |
62 |
72 |
• ребенок способен вычленять английскую речь в общем речевом потоке;
• отвечает на вопросы по темам;
• понимает речь (установки) педагога и небольшие рассказы на иностранном языке, построенные на знакомом языковом материале;
• способен выражать согласие, несогласие, высказывать предположения на элементарном уровне;
• рассказывает наизусть небольшие стихотворения, считалочки, рифмовки, петь песенки;
• ребенок приобретает определенное представление о культуре, традициях страны изучаемого языка, расширяет свой кругозор.
Продолжительность учебного периода – 03.09.2018 - 31.05.2019г.
Объем недельной образовательной нагрузки - 1 час. (60 минут).
Сроки проведения мониторинга реализации ДОП - 17.09.2018 - 24.09.2018; 24.05.2019 - 31.05.2019.
Праздничные дни – 4,5 ноября 2018; 31 декабря 2018 -08 января 2019; 08марта 2019; 01-05 мая, 09-12 мая 2019; 12 июня 2019.
Цели и задачи Программы реализуются при создании необходимых условий: наличие кабинета, его оснащенность методической литературой, наглядными пособиями, игрушками, раздаточным материалом;
При создании предметно-развивающей среды должны быть учтены психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Также среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную деятельность детей.
Материальное обеспечение Программы:
1. ТСО (ПК, проектор, проигрыватель CD)
2. Магнитно-маркерная доска
3. Наглядный материал (предметные и сюжетные картинки, плакаты)
4. Объемные игрушки
5. Цветные карандаши, маркеры, фломастеры
Для определения результативности усвоения дополнительной общеразвивающей программы «Английский для дошкольников» предусмотрены следующие формы аттестации:
1. Педагогическая диагностика (мониторинг) 2 раза в год: в начале года -
17.09.2018 - 24.09.2018; в конце года 24.05.2019 - 31.05.2019.
Педагогическая диагностика (мониторинг) проводится в ходе наблюдений за активностью детей в ходе занятий. Результаты мониторинга освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы заносятся в сводную ведомость данных индивидуального учета результатов освоения программы (Приложение 1) и в Карты индивидуального развития дошкольников (КИР).
2. Проведение праздников, открытых занятий
В начале учебного года мероприятие для детей «Happy English», в конце учебного года – «Bye-bye, good bye!».
Критерии для мониторинга:
1. Диалогическая речь.
Оптимальный уровень: задает более 2х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения.
Достаточный уровень: задает менее 2х вопросов, вопросы условноправильные, ответы нечеткие, условно-правильные (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки).
Низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные (нарушающие смысл и с ошибками).
2. Монологическая речь.
Оптимальный уровень: учитывается общее количество фраз, построенных по различным моделям, речь корректная, содержит 3 и более фраз.
Достаточный уровень: речь условно-правильная (есть лексические и грамматические ошибки), 2-3 фразы.
Низкий уровень: не дает ответа.
3. Аудирование.
Оптимальный уровень: правильно передает содержание сказанного, отгадывает загадку.
Достаточный уровень: условно-правильно передает содержание сказанного (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки ответы), отгадывает загадку.
Низкий уровень: не понимает, о чем шла речь, не отгадывает загадку.
4. Лексические навыки.
Оптимальный уровень: лексический запас соответствует программным требованиям, называет все лексические единицы по каждой теме, не испытывая при этом затруднений.
Достаточный уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет более 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом затруднения.
Низкий уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет менее 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения.
5. Грамматические навыки.
Оптимальный уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач, справляется с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения, вопросы правильно сформулированы.
Достаточный уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач. Однако требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. Ответы нечеткие, условно-правильные (содержащие грамматические ошибки), вопросы условно-правильные.
Низкий уровень: дети не имеют предусмотренного программой запаса знаний, испытывают затруднения при их использовании. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значительно влияния на ответы, дети не всегда справляются с заданием или не справляются совсем, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или выполняют с серьезными ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания.
6. Фонетические навыки.
Оптимальный уровень: произношение звуков соответствует программным требованиям, все звуки произносит четко и правильно, не испытывая при этом затруднений.
Достаточный уровень: произношение звуков частично соответствует программным требованиям, не все звуки, произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения.
Низкий уровень: произношение звуков не соответствует программным требованиям, многие звуки произносит неправильно, испытывает при этом серьезные затруднения, отказывается произносить заданные звуки.
Обучение английскому языку детей дошкольного возраста осуществляется только устным путем, в игровой форме.
Занятия проводятся по подгруппам не более 14 человек в кабинете английского языка, 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут.
Удобнее всего организовывать эти занятия после дневного сна, когда дети не утомлены и хорошо воспринимают материал иностранного языка.
Занятия должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Важно добиться определенных качеств владения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в компетенции ребенка использовать их ситуативно и осмысленно.
На занятиях по дополнительной общеобразовательной программе организуются следующие виды детской деятельности:
1. Работа над произношением: скороговорки, рифмовки, сказки, зарядки, жестикулирование.
2. Работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры и сказки.
3. Работа с картинками: описание, детализация, диалог, игры, сравнение.
4. Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок конкурс чтецов, разножанровая декламация.
5. Разучивание песен.
6. Подвижные игры: игры с мячом, “цепочка” с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы и хороводы, команды в движении.
7. Спокойные игры: настольные, лото, загадки, кроссворды.
8. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты.
9. Рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием.
10. Работа с видео-материалом: просмотр и обсуждение мультфильмов на английском языке.
Рекомендуемая литература для педагогов:
1. Астафьева, М.Д. Праздники для детей, изучающих английский язык: сборник сценариев праздников для детей 6-7 лет / М.Д. Астафьева. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Белоножко, Н.Е. Английский с удовольствием / Н.Е. Белоножко. – Донецк: ООО ПФК «БАО», 2006.
3. Вербовская М.Е., Шишкова И.А. УМК для детей 4-6 лет. Английский для малышей / Под ред. Н.А. Бонк. М.: ООО "Издательство "Росмэн-Пресс", 2004-2005, 2007.
4. Верещагина И.Н. УМК «English-1», М., Просвещение, 2001.
5. Гурвич Е.М. Мы играем. Пособие по английскому языку для дошкольников. М., 1996.
6. Гудкова Л., Граник Г. Моя самая первая книжка по английскому языку. М., 1995.
7. Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г. УМК «Как детишек нам учить поанглийски говорить», СПб., КАРО, 2002.
8. Конышева, А.В. Английский для малышей: стихи, песни, игры, рифмовки, инсценировки, утренники / А.В. Конышева. - СПб.: КАРО, Мн: Издательство «Четыре четверти», 2005.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013 года).
10. Фурсенко С.В. Веселый алфавит английского языка. М., 2000.
11. Штайнепрайс М.В. Английский язык и дошкольник / М.В.
Штайнепрайс. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
1. Английский язык, Первый учебник вашего малыша, Шалаева Г.П., 2006.
2. Английский язык для детей. Сборник занимательных заданий, Агеева
И.Д., 2001.
3. Веселые стихи для запоминания английских слов. Коновалова Т.В., 2006.
4. Добро пожаловать в мир английского языка. Пособие для родителей, дети которых проходят начальный этап обучения, Басик Т.А. - Издательство: Аверсэв, 2002.
5. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. Серия: "Скоро в школу". Кулиш В.Г. - Издательство: Донецк: Сталкер, 2001.
6. Мой Oxford. Англо-русский словарь в картинках. -
Издательство: РОСМЭН, 1997.
7. Первые уроки английского. Книга для занятий с дошкольниками. Благовещенская Т.А. - ООО "Издательство РОСМЭН-ПРЕСС", 2004.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
ДАННЫХ УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ ДОП
«АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
№ п/ п |
Фамилия, имя ребенка |
|
Диалогическ ая речь |
Монологичес кая речь |
Аудирование |
Лексические навыки |
Грамматичес кие навыки |
Фонетически е навыки |
Уровень |
||||||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.