Дополнительное занятие по теме Окружность 8 класс.
Цель: Повторить основные понятия по теме, решать задачи на свойство вписанного угла и центрального; на свойство хорды.
Устно решить задачи:
а) R = 5см. Найти расстояние от центра окружности до прямой, содержащей хорду, равную 8 см.
б) Найти расстояние от точки А до ближайшей к ней точки окружности с центром О радиуса r, если 1) ОА = 12см, r = 8cм, 2) ОА = 6 см, r = 8 cм
Предложить учащимся ответить на вопрос: «Как может располагаться прямая относительно окружности?» Далее объяснение нового материала в форме лекции (учебник, пункт 68). Слайд №3.
слайд 1.
· Закончите предложение.
1. Центральный угол – это… (угол с вершиной в центре окружности).
2. Градусная мера дуги – это… (градусная мера соответствующего центрального угла).
3. Угол, вписанный в окружность, – это…(угол, вершина которого лежит на окружности, стороны пересекают ее).
4. Угол, вписанный в окружность, равен…(половине соответствующего центрального угла).
5. Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу…(равны)
6. Вписанные углы, опирающиеся на диаметр... (прямые).
· На доске на рисунке показать и назвать углы и дуги, на которые эти углы опираются.
Рисунок 1.
· центральный угол, ответ: ∠АОD, ∠АОВ, ∠ВОD, ∠КОD, ∠ВОК, ∠АОК.
· вписанный угол, ответ: ∠ВКD, ∠АDК, ∠ВАD
· вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, ответ: ∠ВКD и ∠ВАD
· №71. Начертите окружность и проведите ее радиусы ОА, ОВ и ОС так, чтобы углы АОВ, ВОС и СОА были равны. Вычислите градусные меры образовавшихся дуг АВ, ВС и СА.
· Устно разобрать, чему равны градусные меры получившихся дуг.
· АВ=ВС= АС =120°.
· №77. Точки М, К и Р делят окружность на дуги, градусные меры которых пропорциональны числам 3, 2 и 7 (считая от точки М к точке К). Вычислите градусные меры углов треугольника МКР.
· В рабочей тетради в решении дается подсказка: принимаем градусные меры дуг за 3х°, 2х° и __, что подставили? (7х°).
· Так как сумма их градусных мер равна 360°, составим уравнение ____________
· Какое уравнение получили?
· Проверили решение уравнения.
· 3х+2х+7х=360
· 12х=360
· х=360:12
· х=30
· МК=3х=90, РК=2х=60, МР=7х=210
· Используя свойство вписанных углов, находим величины углов треугольника МКР:
· ∠ Р=45°, ∠ М=30°, ∠К=105°.
· IV. Решение задач
· 1. Задачи по чертежам. слайд 3:
· Решите задачи устно найдите х:
Разобрать, почему в задаче 1 x= 60°, а в задаче 2 x = 80°.
На основании какого свойства? ( свойство вписанного угла: угол, вписанный в окружность, равен половине соответствующего центрального угла).
Постройте в тетради четыре одинаковых окружности.
· Скопируйте задания с рисунков в тетрадь и по данным задач 3 и 4. Презентация слайд 4. См. рисунок 3, найдите х.
Решение задачи 3: 360° – 80° = 280°,
x = 280°:2 = 140°
Решение задачи 4: 360° – 110° = 250°,
x = 250°:2 = 125°
· Скопируйте задания с рисунков в тетрадь и по данным задач 5 и 6. слайд 5. См. рисунок 4 найдите х.
Решение задачи 5: ∠С = 90°,
Какое свойство вписанного угла применяем?
(Вписанные углы, опирающиеся на диаметр прямые)
∠А = 90° – 37°= 53°.
Решение задачи 6: в треугольнике АВD∠В = 90°, ∠CВD =30° + 90° = 120°.
2) Задача №79 в рабочей тетради.
Около равнобедренного треугольника АВС описана окружность. Его основание АС стягивает дугу, градусная мера которой равна 140°. Вычислите градусные меры всех углов треугольника АВС.
В рабочей тетради построили чертеж к задаче Рисунок 7.
Решение.
Какой угол треугольника АВС можно найти?
Можно найти ∠B, т.к. это вписанный угол, который опирается на дугу АС.
∠В = 140°:2 = 70°,
Какое свойство равнобедренного треугольника можно применить?
В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
∠А = ∠С = (180° – 70°) : 2 = 110°:2 = 55°.
Ответ: ∠В = 70°, ∠А = ∠С = 55°.
V. Домашнее задание.
П.107, повторить теорию по теме «Углы, вписанные в окружность»
Решить задачи №80, 82 в рабочей тетради.
VI. Самостоятельная работа на карточках по готовым чертежам.
слайд 6.
Учащиеся получают карточки с заданиями. См. рисунок 5.
VII. Проверка самостоятельной работы.
слайд 7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.