Дореформенная и пореформенная Русь в стихотворении Н.А.Некрасова.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок-мастерская построения знаний и творческого письма (10 класс. Рекомендации) Технология «Критическое мышление через чтение и письмо».
Иконка файла материала Литература_10 класс_Н.А.Некрасов_Лирика.docx

Урок-мастерская построения знаний и творческого письма

(10 класс. Рекомендации)

Технология «Критическое мышление через чтение и письмо»

 

Учитель русского языка и литературы Бутримова Н.А.

 

Тема урока: Дореформенная и пореформенная Русь в стихотворении Н.А.Некрасова.

Стратегии:         «Ассоциации»

                      «Кубики»

                      «Кластеры»

Мотивация. В самом  начале урока (на стадии Evocation) для стимулирования мышления используется «Метод ассоциации». Возникшие ассоциации, вызванные датой «1861», при объединении слов в определённые смысловые группы, позволяют подвести учащихся к главной мысли темы урока о пресловутом «освобождении крестьян». Этот вывод учащиеся должны сделать самостоятельно в кластерах, которые предлагаю начертить после объединения слов в смысловые группы. Данные методы позволяют формировать умение работать в сотрудничестве, умение быть внимательным, делать выводы, обобщать, также могут прочувствовать, лучше понять некрасовские стихотворения того времени. На этапе Realization of meaning используется стратегия «Кубики». Данная стратегия позволит нацелить учащихся на работу с текстами стихотворений, даст возможность учащимся не только  читать наизусть стихотворения, но и сделать их анализ. Небольшая письменная работа на заключительном этапе урока (Reflection) позволит ребятам поделиться мыслями и чувствами о своём восприятии Некрасова.

Задачи. Продолжить изучение творчества Некрасова, через изучаемые стихотворения помочь ученикам понять главную черту Некрасова как человека – обострённую способность к состраданию – и как поэта – умение выразить это через свою поэзию; воспитывать любовь к русской литературе.

Предпосылки. Для успешного использования данных стратегий учащиесядолжны уметь анализировать, делать выводы, обобщать.

Оценка. Доказательством того, что урок достиг цели, будут написанные учащимися работы.

Источники. Стихотворения Н.А.Некрасова.

Время. 1 урок.

 

Ход урока.

 

Эпиграф.

Это было раненое сердце, раз на всю

Жизнь, и незаживающая рана эта была,

всей страстной до мучения любви этого

человека ко всему, что страдает от насилия,

от жестокости…

Ф.М.Достоевский

 

 

I.                   1. Evocation. Вступительное слово.

- Сегодняшний урок – продолжение изучения творчества Н.А.Некрасова. Тема урока и о том, что будем делать на уроке, скажу чуть позже, после того, как мы выполним два небольшие задания, которые помогут нам лучше понять, прочувствовать стихотворения Некрасова того времени.

 

2. «Метод ассоциаций».

- Какие ассоциации у вас возникают при дате 1961 год?

(Пишется ряд слов, называемых учениками).

Например, реформа, царь, горе, нищнта, раскол в обществе, либералы, демократы, надежда, рабство, разорение, кровь, разочарование, кабала, «освободители», слёзы, правда, расправа, разорение, надругательство, сироты и т.д.

- Все эти слова объединены одной темой – реформа 1861 года.

- А таперь подумайте, в какие смысловые группы можно объединить эти слова и сколько будет таких групп?

(Получается 3 группы: До – Реформа – После.

(Учащиеся отмечают, что одно и то же слово может относиться к дореформенной Руси и пореформенной).

         Ребята приходят к выводу, что реформа 1861 года ничего не дала крестьянам, была на руку помещикам, авторам этого «проекта», а невыносимое положение народа усугубилось.

3. Метод «Кластеры».

         Прошу составить кластеры по теме «Реформа 1861 года» о самостоятельно сделать вывод,  отразив это в кластерах Готовые кластеры комментируют спикеры от каждой группы, отмечается наиболее удачная работа.

 

II.                Realization of meaning.

- Как вы уже поняли, тема нашего урока  - «Дореформенная и пореформенная Русь в стихотворении Н.А.Некрасова».

Учащиеся записывают в тетрадь тему, эпиграф, названия стихотворений с датами. Записи сделаны учителем заранее на доске.

4. Метод «Кубики».

Каждая группа выбирает кубик с вопросами, написанными на его гранях.

Идёт работа в группах.

От каждой группы выходят к доске по 2 человека: чтец предложенного на кубике стихотворения и комментатор (спикер), который читает записи, сделанные в процессе работы над гранями кубика (т.е. та работа, что велась в группах).

(20 минут всего, на каждую группу – 4 мин.).

 

III. Realization.

Письменный ответ на вопрос: «Моё восприятие Н.А.Некрасова как личности и как поэта».


 

Посмотрите также