УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАЛОАТЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Достижение метапредметных результатов через учебно – исследовательскую и проектную деятельность
Подготовил: Гончаров Андрей Александрович.
Учитель физической культуры
Метапредметные результаты
Освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
• умение самостоятельно определять цели своего обучения
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
• владение основами самоконтроля, самооценки,
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
• смысловое чтение
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
• формирование и развитие ИКТ– компетенции.
Основы учебно – исследовательской и проектной деятельности
Определение разницы
между проектом и исследованием
Проектирование и исследование
Проект – это одноразовая, не повторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели.
Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Проектирование - Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния. Решение практической проблемы. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды.
Исследование - Не предполагает создание заранее планируемого объекта. Создание нового интеллектуального продукта. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания.
Общие черты (сходство)
практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности
• структура включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде
• творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация
• итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие учащихся, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Деятельность учителя и учащихся при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности включает последовательность определенных действий
Действия учащихся
1. Ученик выбирает тему
Темы исследований вывешиваются в начале года, каждый ученик может выбрать из предложенного списка тему или предложить собственную тему.
2. Ученик разбирается в теме
Тема должна быть сформулирована так, чтобы можно было самостоятельно начать ее решать. При первой договоренности о сотрудничестве учитель говорит примерно следующее: «Когда сделаешь все, что сможешь, придешь показать – обсудим».
3. Ученик читает литературу
Здесь все зависит от решаемой задачи и от осведомленности руководителя. Иногда учитель может порекомендовать книгу или статью, иногда ученик ищет необходимую литературу сам. Главное, что у него нет обязанности, что-то изучить по теме, он обращается к литературе тогда, когда все собственные резервы исчерпаны, а решение не найдено.
4.Ученик решает задачу (часть задачи)
Самый индивидуальный пункт, корректируется индивидуально
5. Ученик оформляет исследование (эксперимент)
Для многих это трудная часть. Текст пишется по ходу работы и сразу обсуждается с учителем. Текст может создаваться совместно учеником и учителем – это тоже форма обучения
6. Ученик готовится к устному выступлению
Создание плана выступления и его репетиция - это совместное творчество ученика и учителя. Учитель рекомендует ученикам прорепетировать свой доклад дома или в группе друзей
7. Ученик выступает и отвечает на вопросы при отчете о своей работе
При обсуждении работы слушатели могут выдвигать новые гипотезы, предлагают другие пути решения задачи или обобщения. В этом случае автор работы с одной стороны получает эмоциональный заряд от заинтересованности к его работе, с другой стороны в свете критических замечаний начинает по-другому видеть свою работу или сделанный им доклад.
Учитель НЕ делает
1. Учитель не подсказывает прямо хода выполнения работы, если этот ход ему известен
2. Учитель не мешает ученику двигаться в выбранном направлении, даже если учителю кажется, что путь заведомо ложный (кстати, бывает, что учитель в этом ошибается)
3. Учитель не требует изучения определенного корпуса литературы, а только советует, что может ученику помочь
4. Учитель не ставит жестких промежуточных сроков и подстраивается под ритм работы, удобный ученику. Некоторые дети работают над темой регулярно, некоторые урывками, откладывая проблему на 2-3 недели; главное, чтобы ученик нашел свой ритм исследовательской работы.
Исследовательская деятельность
Учебное исследование – это деятельность учащихся по овладению исследовательским способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем на основе внешнего контроля и оценки, переходящие в самоконтроль и самооценку.
Характерные признаки
1) учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо)
2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое
3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания
4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.
Учебное исследование
Научно-исследовательская деятельность - совокупность действий и операций, которые позволили бы учащимся самостоятельно, творчески разрабатывать тему своего исследования на достаточно высоком научном уровне
Учебно-исследовательская деятельность – это овладение учащимися технологией исследования, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой, методикой представления результатов исследования
Этапы
исследовательской деятельности
Распределите этапы исследовательской деятельности по порядку
• Выдвижение гипотезы
• Выбор методов
• Определение предмета исследования
• Оформление результатов работы (письменная работа)
• Устная защита (презентация + доклад)
• Накопление информации
• Постановка проблемы
• Выбор темы исследования
• Формулирование объекта исследования
• Определение цели исследования
• Постановка задач исследования
• Представление выводов, заключения по исследованию
• Обоснование актуальности исследования
Этапы
исследовательской деятельности
1. Выбор темы исследования
2. Накопление информации
3. Обоснование актуальности исследования
4. Постановка проблемы
5. Формулирование объекта исследования
6. Определение предмета исследования
7. Определение цели исследования
8. Постановка задач исследования
9. Выдвижение гипотезы
Выбор методов исследования
Представление выводов, заключения по исследованию
Оформление результатов работы (письменная работа)
Устная защита (презентация + доклад)
Структура содержания исследовательской работы
1.Титульный лист
2.Оглавление
3.Введение
4.Основная часть
5.Заключение
6.Список литературы
7.Приложение
Основные понятия
Сформулируйте понятия, необходимые для написания Введения
ü Актуальность |
ü Тема |
ü Объект исследования |
ü Предмет исследования |
ü Цель исследования |
ü Задачи исследования |
ü Гипотеза |
ü Методы исследования |
ü Проблема исследования |
Актуальность - Значимость, новизна и важность исследования
Тема - Это то, о чем будет исследование.
Объект исследования - Это процесс или явление, которое привело к проблеме. Результат этого процесса можно изменить (улучшить, увеличить либо уменьшить).
Предмет исследования - Это способ видения объекта исследования. Предмет уже, чем объект и связан с объектом.
Цель исследования - Формулирование ответа на вопрос: «Что нужно сделать для решения поставленной проблемы». Формулируется в виде отглагольного существительного (выявление, изучение, исследование). Цель может быть только одна.
Задачи исследования - Этапы, которые определяют продвижение исследовательской работы по достижению цели. Формулируются при помощи глаголов: проанализировать, выявить, разработать, провести, наблюдать, создать и т.п (ОТ 2-ДО 5).
Гипотеза - Мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. Рассуждение- от следствия к причине: «если,…то…». Может быть 1.
Методы исследования - Способ достижения цели. Существует много типов. Бывают общенаучными, теоретическими, эмпирическими.
Проблема исследования - Теоретический, либо практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Содержит противоречие в формулировке. (полезно - не полезно, можно - нельзя, влияет - не влияет)
Выводы исследования - Результаты исследования. Содержат ответы на поставленные задачи во введении, подтверждают либо опровергают гипотезу.
Темы исследований
• Влияние Луны на живые организмы
• Влияние активности Солнца на некоторые аспекты жизнедеятельности человека
• Влияние магнитного поля на спектры звезд
• Влияние невесомости на организм человека
• Проблемы подготовки космонавтов к длительным космическим полетам
Проектная деятельность
Проект – это пять «П»
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт (создание проектного продукта)
5. Презентация проектного продукта
Классификация проектов
• Практико-ориентированный проект
• Информационный проект
• Творческий проект
• Социальный проект
• Практико-ориентированный проект - это проект, который нацелен на социальный интерес самих участников проекта
• Продукт заранее определен и может быть использован в жизни группы, класса, школы, микрорайона, города, государства
• Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории
• Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в Интернете
• Творческий проект предполагает максимально свободный нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть игры, выставки, видеофильмы и т.д.
Социальный проект это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем
Классификация проектов
По количеству участников
• индивидуальный
• групповой
• коллективный (группа, класс, ОУ)
• муниципальный
• городской
• По предметно - содержательной области
• Монопредметный проект – проводится в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины) по наиболее сложной теме и укладывается в классно-урочную систему
• Межпредметный проект – проект, предполагает использование знаний по двум и более дисциплинам. Используется во внеурочной деятельности
• Надпредметный (внепредметный) проект выполняется на стыках разных областей знаний и выходит за рамки одного предмета. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования
Состав проектной папки
• титульный лист
• паспорт проекта
• планы выполнения проекта и отдельных его этапов
• промежуточные отчеты
• вся собранная информация по теме проекта (ксерокопии, распечатки из Интернета)
• результаты исследований и анализа
• записи всех идей, гипотез и решений
• эскизы, чертежи, наброски продукта
• материалы к презентации продукта (сценарий)
Этапы разработки учебного проекта
Распределите этапы проектной деятельности по порядку
• анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел
• мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта
• сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы
• представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта
• исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации
• общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции
• 1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта)
• 2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции)
• 3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации)
• 4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы)
• 5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел)
• 6. Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта)
Формы продуктов проектной деятельности
• web-сайт
• анализ данных социологического опроса
• бизнес-план
• видеофильм
• видеоклип
• выставка, коллекция
• газета, журнал
• законопроект
• словарь, каталог
• сценарий
• учебное пособие
• карта, атлас
• макет, модель
• мультимедийный продукт
• пакет рекомендаций
• праздник
• публикация
• путеводитель
• серия иллюстраций
• сборник
• справочник
• статья
Паспорт проекта
• Название проекта
• Руководитель проекта
• Консультанты проекта
• Состав проектной группы (ФИО учащихся, группа)
• Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практический, социальный)
• Цель проекта
• Задачи проекта
• Необходимое оборудование
• Продукт
• Этапы работы над проектом
Хороший проект должен
• иметь практическую ценность
• предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований
• быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении
• быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения
• предполагать возможность решения актуальных проблем
• давать учащемуся возможность учиться в соответствии с его способностями
• содействовать проявлению способностей учащихся при решении задач более широкого спектра
• способствовать налаживанию взаимодействия между учащимися
Темы проектов
• Астрономия и естественные науки
• Эпиграфы к урокам астрономии
• Астрономия в картинках
• Есть ли чудеса за пределами нашей планеты?
• Космические технологии в повседневной жизни человека
• Две минуты астрономического счастья
• Идеи космоса в художественном искусстве
• Манящий мир космоса
• Сказки звёздного неба
Спасибо
за внимание!
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного курса
«Физическая культура»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
• владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
• способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
• формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
• формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
• владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
• владение умениями:
— в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
— в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;
— в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
— в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши);
— в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
• демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
• владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
• владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
• владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
• понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
• приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
• понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
• владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
• расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и мета-предметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
• умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
• умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
• умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
• способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
• умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
Содержание курса
Знания о физической культуре
История физической культуры.Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия).Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека.Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.