«Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задумывались ли вы, что горы, как люди, растут и становятся высокими, а потом стареют, становясь пологими? Интересно, o чём мечтают маленькие горы? Чему завидуют? Хотите об этом узнать? Прочитаем сказочную миниатюру «Гора». 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение про себя. – Какие мысли, чувства появились у вас после чтения? 2) Чтение вслух, словарная работа по ходу чтения: алели на закате – были окрашены красным цветом, когда заходило солнце; исследовательские экспедиции – группы учёных, которые изучают горы; альпинисты – спортсмены, совершающие восхождения на горные вершины; водружать (флаги) – торжественно устанавливать.
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur114.doc
Литературное чтение Урок 114. Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема: «Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»). Цели: – формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения; –  развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия; – формируем умение передавать последовательность сюжета, описывать героев. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1    Проверка домашнего задания. Чтение наизусть сказки. – Хочется ещё читать сказки­миниатюры В. Хмельницкого? – Вспомните, что означает слово миниатюра. (Произведение, небольшое  по размеру.) II. Развитие  умений. 2  1  4  3  3  3  I. Работа со сказкой­миниатюрой «Гора». 1. Работа с текстом до чтения. Беседа. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию  из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте  учебника. 4. Находить ответы на вопросы в  тексте, иллюстрациях. © ООО «Баласс», 2012 1– Кто из вас видел горы? – Какие они бывают? – Задумывались ли вы, что горы, как люди, растут и становятся высокими, а   потом   стареют,   становясь   пологими?   Интересно,   o   чём   мечтают маленькие   горы?   Чему   завидуют?   Хотите   об   этом   узнать?   Прочитаем сказочную миниатюру «Гора». 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение про себя. – Какие мысли, чувства появились у вас после чтения? 2) Чтение вслух, словарная работа по ходу чтения: алели   на   закате  –   были   окрашены   красным   цветом,   когда   заходило солнце; исследовательские экспедиции – группы учёных, которые изучают горы; альпинисты  –   спортсмены,   совершающие   восхождения   на   горные вершины; водружать (флаги) – торжественно устанавливать. 3) Беседа по содержанию после чтения. – Расскажите о взрослых горах. – Чему завидовала маленькая гора? – Какая она была? – Кого напоминают горы? (Людей.) В   сказке   использован   литературный   приём   –   олицетворение,   когда автор наделяет неживые существа свойствами человека. 3. Работа с текстом после чтения. 1) Словесное рисование. Выразительное чтение. 2) Пересказ сказки по ключевым словам (тетрадь, задание 2, с. 50) и от Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной  и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность действий на  уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение на основе работы с  иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать  эмоции. © ООО «Баласс», 2012 22. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. имени маленькой горы по данному началу (задание 3, с. 50). II. Работа со сказкой «Снег и скрипка». 1. Чтение про себя. – Однокоренные ли слова скрип, скрипит, скрипка? – Почему снег скрипит? (Учится играть на скрипке, и звуки уже немножко похожи...) Это не научное, а поэтическое объяснение этого явления. 2. Чтение вслух по абзацам.  1­, 2­, 3­й абзацы: – Что значит беззвучно опускался? – С кем сравнивается снег? (И с птицами, и с ребёнком, и с человечком – только не обычным, а волшебным.) Чтение 4–5­го абзацев: – Почему звуки скрипки, которые он и раньше слышал, в этот раз запали ему в душу? Чтение до конца: – Что же решил снег? – Кто знает научное объяснение того, почему снег скрипит? (Снежинки – это кристаллы. Их много, они под тяжестью ломаются, и поэтому слышен скрип снега.) – Какое объяснение вам нравится больше? 3. «Создание» мультфильма. –  Представьте, что вам поручили создать мультфильм по сказке «Снег и скрипка».   Какой   он   будет:   рисованный,   пластилиновый,   кукольный? Почему? (Пластилиновый. Снег «превращается» в воробья, в ребёнка.) – Каким будет 1­й кадр? (Заглавие, автор.) – Что будет на следующих кадрах? – Как озвучим мультфильм? (Скрипичный концерт.)  © ООО «Баласс», 2012 3Прослушать музыку в аудиозаписи. 4. – Каким человеком представляется вам автор Виктор Хмельницкий? Рассказ учителя об авторе. – В. Хмельницкий – современный писатель, живёт на Украине. Вот что он сам о себе рассказывает: «Родился   я   в   1950   году   в   самое   сказочное   время   –   под   Новый   год. (Поэтому, скорее всего, и пишу сказки.) Очень многим в своём творческом становлении   обязан   учителю   математики   –   Михаилу   Давыдовичу Ямпольскому,   поэту   и   педагогу   –   Вадиму   Александровичу   Левину   и великому и прекрасному – Борису Владимировичу Заходеру, который даже написал однажды предисловие к моей книжке: «Дорогой   читатель!   Ты,   наверное,   любишь   сказки.   Длинные   интересные сказки, где с героем происходит много приключений, где творят чудеса добрые волшебники, побеждая злых. Я тоже их люблю. Но бывают и другие сказки.   Их   я   тоже   очень   люблю.   В   этих   сказках   как   будто   бы   ничего особенного не происходит (кстати, обычно они коротенькие – приключения там и не поместились бы). Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, камешек у моря – в этих   сказках   озаряются   каким­то   волшебным   светом   и   становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам. Такие сказки и собраны   в   этой   книжке.   Прочитай   их,   уважаемый   читатель,   когда   ты вдоволь набегаешься и напрыгаешься и тебе вдруг захочется подумать и помечтать... Я уверен, что они тебе тоже понравятся! Твой старый товарищ БОРИС ЗАХОДЕР». –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) © ООО «Баласс», 2012 4ΙΙΙ . Итог. – Какое умение формировали?  – О каких «других» сказках пишет в предисловии к книге В. Хмельницкого Борис Заходер? –  Сказки   каких   авторов   вы   тоже   назвали   бы   «другими»?   (Можно предложить   ребятам   перелистать   страницы   учебника,   просмотреть содержание.) Итоговая беседа по вопросам учебника (вопросы 1–2, с. 133). – Какие сказки вам больше нравятся? Почему? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. Выполнить задание на с. 133 (выучить сказку наизусть). Задание 4 в тетради на с. 50 (по желанию). Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп  и тон речи. © ООО «Баласс», 2012 5

Посмотрите также