Задумывались ли вы, что горы, как люди, растут и становятся высокими, а потом стареют, становясь пологими? Интересно, o чём мечтают маленькие горы? Чему завидуют? Хотите об этом узнать? Прочитаем сказочную миниатюру «Гора».
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение про себя.
– Какие мысли, чувства появились у вас после чтения?
2) Чтение вслух, словарная работа по ходу чтения:
алели на закате – были окрашены красным цветом, когда заходило солнце;
исследовательские экспедиции – группы учёных, которые изучают горы;
альпинисты – спортсмены, совершающие восхождения на горные вершины;
водружать (флаги) – торжественно устанавливать.
Литературное чтение
Урок 114.
Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо».
Тема: «Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»).
Цели:
– формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;
– развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия;
– формируем умение передавать последовательность сюжета, описывать героев.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть сказки.
– Хочется ещё читать сказкиминиатюры В. Хмельницкого?
– Вспомните, что означает слово миниатюра. (Произведение, небольшое
по размеру.)
II. Развитие
умений.
2 1 4 3 3 3
I. Работа со сказкойминиатюрой «Гора».
1. Работа с текстом до чтения.
Беседа.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
© ООО «Баласс», 2012
1– Кто из вас видел горы?
– Какие они бывают?
– Задумывались ли вы, что горы, как люди, растут и становятся высокими,
а потом стареют, становясь пологими? Интересно, o чём мечтают
маленькие горы? Чему завидуют? Хотите об этом узнать? Прочитаем
сказочную миниатюру «Гора».
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение про себя.
– Какие мысли, чувства появились у вас после чтения?
2) Чтение вслух, словарная работа по ходу чтения:
алели на закате – были окрашены красным цветом, когда заходило
солнце;
исследовательские экспедиции – группы учёных, которые изучают горы;
альпинисты – спортсмены, совершающие восхождения на горные
вершины;
водружать (флаги) – торжественно устанавливать.
3) Беседа по содержанию после чтения.
– Расскажите о взрослых горах.
– Чему завидовала маленькая гора?
– Какая она была?
– Кого напоминают горы? (Людей.)
В сказке использован литературный приём – олицетворение, когда
автор наделяет неживые существа свойствами человека.
3. Работа с текстом после чтения.
1) Словесное рисование. Выразительное чтение.
2) Пересказ сказки по ключевым словам (тетрадь, задание 2, с. 50) и от
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной
и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе работы с
иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
эмоции.
© ООО «Баласс», 2012
22. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
имени маленькой горы по данному началу (задание 3, с. 50).
II. Работа со сказкой «Снег и скрипка».
1. Чтение про себя.
– Однокоренные ли слова скрип, скрипит, скрипка?
– Почему снег скрипит? (Учится играть на скрипке, и звуки уже немножко
похожи...) Это не научное, а поэтическое объяснение этого явления.
2. Чтение вслух по абзацам.
1, 2, 3й абзацы:
– Что значит беззвучно опускался?
– С кем сравнивается снег? (И с птицами, и с ребёнком, и с человечком –
только не обычным, а волшебным.)
Чтение 4–5го абзацев:
– Почему звуки скрипки, которые он и раньше слышал, в этот раз запали
ему в душу?
Чтение до конца:
– Что же решил снег?
– Кто знает научное объяснение того, почему снег скрипит? (Снежинки –
это кристаллы. Их много, они под тяжестью ломаются, и поэтому слышен
скрип снега.)
– Какое объяснение вам нравится больше?
3. «Создание» мультфильма.
– Представьте, что вам поручили создать мультфильм по сказке «Снег и
скрипка». Какой он будет: рисованный, пластилиновый, кукольный?
Почему? (Пластилиновый. Снег «превращается» в воробья, в ребёнка.)
– Каким будет 1й кадр? (Заглавие, автор.)
– Что будет на следующих кадрах?
– Как озвучим мультфильм? (Скрипичный концерт.)
© ООО «Баласс», 2012
3Прослушать музыку в аудиозаписи.
4. – Каким человеком представляется вам автор Виктор Хмельницкий?
Рассказ учителя об авторе.
– В. Хмельницкий – современный писатель, живёт на Украине. Вот что он
сам о себе рассказывает:
«Родился я в 1950 году в самое сказочное время – под Новый год.
(Поэтому, скорее всего, и пишу сказки.) Очень многим в своём творческом
становлении обязан учителю математики – Михаилу Давыдовичу
Ямпольскому, поэту и педагогу – Вадиму Александровичу Левину и
великому и прекрасному – Борису Владимировичу Заходеру, который даже
написал однажды предисловие к моей книжке:
«Дорогой читатель! Ты, наверное, любишь сказки. Длинные интересные
сказки, где с героем происходит много приключений, где творят чудеса
добрые волшебники, побеждая злых. Я тоже их люблю. Но бывают и другие
сказки. Их я тоже очень люблю. В этих сказках как будто бы ничего
особенного не происходит (кстати, обычно они коротенькие – приключения
там и не поместились бы). Но хорошо знакомые нам, привычные вещи –
листик на дереве, солнечный луч, камешек у моря – в
этих сказках озаряются какимто волшебным светом и становятся
близкими и понятными, как будто они живые и родные нам. Такие сказки и
собраны в этой книжке. Прочитай их, уважаемый читатель, когда ты
вдоволь набегаешься и напрыгаешься и тебе вдруг захочется подумать и
помечтать... Я уверен, что они тебе тоже понравятся! Твой старый товарищ
БОРИС ЗАХОДЕР».
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
© ООО «Баласс», 2012
4ΙΙΙ
. Итог.
– Какое умение формировали?
– О каких «других» сказках пишет в предисловии к книге В. Хмельницкого
Борис Заходер?
– Сказки каких авторов вы тоже назвали бы «другими»? (Можно
предложить ребятам перелистать страницы учебника, просмотреть
содержание.)
Итоговая беседа по вопросам учебника (вопросы 1–2, с. 133).
– Какие сказки вам больше нравятся? Почему?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Выполнить задание на с. 133 (выучить сказку наизусть).
Задание 4 в тетради на с. 50 (по желанию).
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
5