Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русская литература +2
Взрослым
12.04.2018
Человек – это Храм, сердце – Алтарь!
“Зорко одно лишь сердце”, – эти слова Экзюпери стали для меня чем-то вроде заповеди, определяющей смысл всей моей педагогической деятельности. Главное открывается сердцу, так как путь освоения духовных ценностей лежит через переживания, эмоциональный опыт.
Свято верю в то, что в образовании надо культивировать нравственность строить педагогический процесс так, чтобы он стимулировал стремление человека жить по-человечески.
Мне очень дороги слова Януша Корчака, и я обязательно говорю их своим ученикам:
“Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе.
Не даем Родину, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума.
Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя.
Но мы даем стремление к жизни по правде и справедливости.
И, может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине, любви”.
В этих мудрых словах выражена наивысшая цель ежедневной встречи с детьми.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.doc
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского
языка и литературы
Человек – это Храм, сердце – Алтарь!
“Зорко одно лишь сердце”, – эти слова Экзюпери стали для меня чемто вроде заповеди, определяющей смысл
всей моей педагогической деятельности. Главное открывается сердцу, так как путь освоения духовных
ценностей лежит через переживания, эмоциональный опыт.
Свято верю в то, что в образовании надо культивировать нравственность строить педагогический процесс так,
чтобы он стимулировал стремление человека жить почеловечески.
Мне очень дороги слова Януша Корчака, и я обязательно говорю их своим ученикам:
“Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе.
Не даем Родину, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума.
Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять
его на себя.
Но мы даем стремление к жизни по правде и справедливости.
И, может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине, любви”.
В этих мудрых словах выражена наивысшая цель ежедневной встречи с детьми.
Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем
становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах
взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое
событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно
почаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить
чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему
почаще надо обращаться к ребенку, чтобы проверить не разучились ли мы быть подетски искренними,
веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.
Перед нами, филологами, проблема духовнонравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем
сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А “Книга”, – по словам А Герцена,– это духовное
завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ,
передаваемый часовым, отправляющемуся на отдых человеку, заступающему на его место”.
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец. Уже в 5м
классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о
трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются
малодушие, трусость себялюбие, лень, праздность. Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести
взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о
бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом
“Юшка”: “Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере,
пробудить его к действию. Это чудо мне известно…” Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке
удалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие
и сострадание людям.
Завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира “Ромео и Джульетта”, призывает быть
милосердным повесть В.Железникова “Чучело” и др.
Также на уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на
понимание нравственных ценностей в жизни.
Особое место среди всех источников занимает Новый Завет. Итак, анализируем с подростками сущность такого
явления, как “ЛЮБОВЬ”.
Предлагается работа с карточками.
Задание. (Прочитать текст, подчеркнуть слова, которые относятся к слову “любовь”.) “Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине.
Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит.
Любовь никогда не уходит”.
Другой вариант работы по определению понятий.
1. Написать на доске слово “ЛЮБОВЬ” и попросить у детей дать по одному определению этого слова, т.е.
подобрать имена прилагательные (нежная, светлая, волшебная…)
2. Назвать по одному имени существительному, которое связано с этим понятием (мама, природа, свет…)
3. Назвать по одному глаголу, ответив на вопрос: “Каково действие любви?” (Заботится, окрыляет, приносит
счастье…)
Затем все задания обсуждаются, анализируются и выносится общее определение слову “любовь”.
При прохождении тем “Синонимы”, “Антонимы” подходит прием , позволяющий раскрыть сущность нравственного
понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно,
учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например,
сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность , сердечность
сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины,
порядочность, угрызение совести и т.д.
Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в
письменной форме, нельзя недооценивать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно
ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение
человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение духовнонравственных
чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается
тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому
он поверяет свои мысли и чувства.
К такому заданию можно относит незаконченное предложение, чтобы обучающийся попробовал проецировать
на поведение другого человека сой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной
ситуации. Например, продолжите предложения:
– В классе был мальчик, которого почему – то не любили, мне…
– Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…
Написание письма самому себе, какомулибо персонажу, герою или автору любимого произведения, значимому
для человека создает ситуацию самораскрытия, внутреннего очищения, которая ведет к изменению сознания
человека.
Выдержки из сочинений обучающихся 10 класса.
“Довольно долго говорилось людям: боритесь, повышайте, добивайтесь.
И слишком мало: любите друг друга, будьте великодушнее, жалейте друг друга, сострадайте друг другу…”
(Сатаева А.)
“Если мы хотим в будущем пожинать доброту, то давайте разбудим друг в друге те чувства, которые делают
человеческое сердце умным и добрым, чутким и отзывчивым, приобщимся ко всему прекрасному, что есть на
Земле, поможем увидеть и понять эту красоту, научимся смотреть вокруг себя добрыми человеческими глазами,
жить с чистой душой.” (Макарова Г.)
“Настоящая доброта не горда и не кичлива, она смиренна и кротка, она не слишком рассуждает, не исчисляет
прибытков и убытков, не мелочится, она исходит не от рассудка, а от души и сердца, она есть порождение любви”
(Митенев А.)
“Я верю, что в жизни есть место Прекрасному, в жизни есть место Доброте и Пониманию, только надо уметь
слышать Неслышимое, видеть Невидимое, да, наверное, надо просто оставаться Человеком” (Ивашин А.)
Специфика нашей работы такова , что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не
вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков обучающиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим
людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то
учитель может считать свою задачу выполнимой.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.