Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Оценка 5

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русская литература +2
Взрослым
12.04.2018
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Человек – это Храм, сердце – Алтарь! “Зорко одно лишь сердце”, – эти слова Экзюпери стали для меня чем-то вроде заповеди, определяющей смысл всей моей педагогической деятельности. Главное открывается сердцу, так как путь освоения духовных ценностей лежит через переживания, эмоциональный опыт. Свято верю в то, что в образовании надо культивировать нравственность строить педагогический процесс так, чтобы он стимулировал стремление человека жить по-человечески. Мне очень дороги слова Януша Корчака, и я обязательно говорю их своим ученикам: “Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе. Не даем Родину, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Но мы даем стремление к жизни по правде и справедливости. И, может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине, любви”. В этих мудрых словах выражена наивысшая цель ежедневной встречи с детьми.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.doc
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы Человек – это Храм, сердце – Алтарь! “Зорко одно лишь сердце”, – эти слова Экзюпери стали для меня чем­то вроде заповеди, определяющей смысл  всей моей педагогической деятельности. Главное открывается сердцу, так как путь освоения духовных  ценностей лежит через переживания, эмоциональный опыт. Свято верю в то, что в образовании надо культивировать нравственность строить педагогический процесс так,  чтобы он стимулировал стремление человека жить по­человечески. Мне очень дороги слова Януша Корчака, и я обязательно говорю их своим ученикам: “Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе. Не даем Родину, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять  его на себя. Но мы даем стремление к жизни по правде и справедливости. И, может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине, любви”. В этих мудрых словах выражена наивысшая цель ежедневной встречи с детьми. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем  становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах  взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно  почаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить  чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему  почаще надо обращаться к ребенку, чтобы проверить не разучились ли мы быть по­детски искренними,  веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание. Перед нами, филологами, проблема духовно­нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем  сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А “Книга”, – по словам А Герцена,– это духовное  завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ,  передаваемый часовым, отправляющемуся на отдых человеку, заступающему на его место”. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец. Уже в 5­м  классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о  трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются  малодушие, трусость себялюбие, лень, праздность. Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о  бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом  “Юшка”: “Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере,  пробудить его к действию. Это чудо мне известно…” Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке  удалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие  и сострадание людям. Завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира “Ромео и Джульетта”, призывает быть  милосердным повесть В.Железникова “Чучело” и др. Также на уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на  понимание нравственных ценностей в жизни. Особое место среди всех источников занимает Новый Завет. Итак, анализируем с подростками сущность такого  явления, как “ЛЮБОВЬ”. Предлагается работа с карточками. Задание. (Прочитать текст, подчеркнуть слова, которые относятся к слову “любовь”.) “Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит. Любовь никогда не уходит”. Другой вариант работы по определению понятий. 1. Написать на доске слово “ЛЮБОВЬ” и попросить у детей дать по одному определению этого слова, т.е.  подобрать имена прилагательные (нежная, светлая, волшебная…) 2. Назвать по одному имени существительному, которое связано с этим понятием (мама, природа, свет…) 3. Назвать по одному глаголу, ответив на вопрос: “Каково действие любви?” (Заботится, окрыляет, приносит  счастье…) Затем все задания обсуждаются, анализируются и выносится общее определение слову “любовь”. При прохождении тем “Синонимы”, “Антонимы” подходит прием , позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно,  учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например,  сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность , сердечность  сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины,  порядочность, угрызение совести и т.д. Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в  письменной форме, нельзя недооценивать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно­ ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение  человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение духовно­нравственных  чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается  тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому  он поверяет свои мысли и чувства. К такому заданию можно относит незаконченное предложение, чтобы обучающийся попробовал проецировать  на поведение другого человека сой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной  ситуации. Например, продолжите предложения: – В классе был мальчик, которого почему – то не любили, мне… – Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я… Написание письма самому себе, какому­либо персонажу, герою или автору любимого произведения, значимому  для человека создает ситуацию самораскрытия, внутреннего очищения, которая ведет к изменению сознания  человека. Выдержки из сочинений обучающихся 10 класса. “Довольно долго говорилось людям: боритесь, повышайте, добивайтесь. И слишком мало: любите друг друга, будьте великодушнее, жалейте друг друга, сострадайте друг другу…”  (Сатаева А.) “Если мы хотим в будущем пожинать доброту, то давайте разбудим друг в друге те чувства, которые делают  человеческое сердце умным и добрым, чутким и отзывчивым, приобщимся ко всему прекрасному, что есть на  Земле, поможем увидеть и понять эту красоту, научимся смотреть вокруг себя добрыми человеческими глазами,  жить с чистой душой.” (Макарова Г.) “Настоящая доброта не горда и не кичлива, она смиренна и кротка, она не слишком рассуждает, не исчисляет  прибытков и убытков, не мелочится, она исходит не от рассудка, а от души и сердца, она есть порождение любви” (Митенев А.) “Я верю, что в жизни есть место Прекрасному, в жизни есть место Доброте и Пониманию, только надо уметь  слышать Неслышимое, видеть Невидимое, да, наверное, надо просто оставаться Человеком” (Ивашин А.) Специфика нашей работы такова , что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не  вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков обучающиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим  людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то  учитель может считать свою задачу выполнимой.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018