Духовный и общественный подвиг Сергия Радонежского

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Духовный и общественный подвиг Сергия Радонежского Цели и задачи: выявить жанровые признаки “Жития Сергия Радонежского”, доказать, что жизнь Сергия является духовным и общественным подвигом; закрепить осознание восприятия определенных литературоведческих терминов; развить умение воспринимать живопись и литературу как единое целое; проследить межпредметные связи литература-МХК-история-география; отработать умение анализа публицистической статьи. Инновационные методы: Инвариантные и вариантные типы заданий, дифференцированный опрос, вопросы-ловушки, использование ИКТ. Оборудование: учебники “Древнерусская литература”. Составитель Страхова Л.Д. М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001; икона/репродукция Сергия Радонежского; иллюстрации к “Житию …”; ксерокопии статьи Н.В. Давыдовой “Пути-дороги в сказке и житии”; фотографии Радонежа и Сергиева Посада.
Иконка файла материала Духовный и общественный подвиг Сергия Радонежского.doc
Духовный и общественный подвиг Сергия Радонежского Цели и задачи: выявить жанровые признаки “Жития Сергия Радонежского”, доказать, что жизнь Сергия  является духовным и общественным подвигом; закрепить осознание восприятия определенных  литературоведческих терминов; развить умение воспринимать живопись и литературу как единое целое;  проследить межпредметные связи литература­МХК­история­география; отработать умение анализа  публицистической статьи. Инновационные методы: Инвариантные и вариантные типы заданий, дифференцированный опрос, вопросы­ ловушки, использование ИКТ. Оборудование: учебники “Древнерусская литература”. Составитель Страхова Л.Д. М.: ООО “Издательство  АСТ”, 2001; икона/репродукция Сергия Радонежского; иллюстрации к “Житию …”; ксерокопии статьи Н.В.  Давыдовой “Пути­дороги в сказке и житии”; фотографии Радонежа и Сергиева Посада. Ход урока 1. Объявление целей урока Учитель: Сегодня на уроке русской литературы мы продолжаем работу с текстом “Жития Сергия  Радонежского”, написанным Епифанием Премудрым. В ходе работы постараемся ответить на вопрос: можно ли  назвать духовную и общественную жизнь Сергия подвигом. Вспоминаем: Каковы отличительные признаки жанра жития?   С какой житийной литературой мы уже знакомы?  “Узнайте” отрывки: 1. 2. 3. “И этого святого не оставил в пренебрежении Господь: проходящие мимо купцы, охотники и пастухи  иногда видели то огненный столп, то горящие свечи или слышали пение ангелов”. (“Сказание о Борисе и  Глебе”). “Вот тогда и услышал он о блаженном Антонии, живущем в пещере, и поспешил, окрыленный надеждой.  Великий Антоний сказал: “Разве не видишь пещеру эту: уныло место!” Это он говорил, видя прозорливым  оком, что тот создаст на этом месте славный монастырь”. (“Житие Феодосия Печерского”). “Случилось тогда дивное чудо. Князь, как живой, сам протянул руку и принял грамоту от митрополита”.  (“Житие Александра Невского”). 2. Проверка домашнего задания – Мини­доклады “Судьба монастырей, основанных учениками Сергия”, иллюстрированные репродукциями  Симонова, Андроникова, Высоцкого, Голутвинского и других монастырей. 3. Дифференцированная работа с учащимися Класс разбивается на 3 группы, каждая группа совместно готовит ответы на вопросы разного уровня сложности: Укажите агиографические черты в “Житии Сергия Радонежского”.   Почему жизнь Сергия можно назвать духовным подвигом? Ответы подтвердите цитатами из “Жития…”.  Почему жизнь Сергия можно назвать общественным подвигом? 4. Работа с репродукциями к “Житию…” Этот тип работы был предложен учащимся как домашнее задание: найти в Интернете иллюстрации и подобрать  соответствующие цитаты из “Жития…”.5. Вопросы-ловушки 1. В каком городе родился Сергий Радонежский? 2. Что такое пустынь? 3. Возможно ли в пустыни общественное служение? 4. Как изменяется Сергий, став игуменом монастыря? 5. Может ли Епифаний, прозванный Премудрым, быть “незначительным и неразумным”, “бездеятельным и  безгласным”? 6. Художественные приемы – Какие художественные приёмы, доказывающие, что жизнь Сергия­подвиг, использует автор?       “…родился от родителей благородных и благоверных” (эпитет, инверсия) “И всячески он изнурял тело своё, и иссушал плоть свою, и чистоту душевную и телесную без  осквернения соблюдал, и часто в тайном месте один со слезами молился Богу…” (ряды однородных  членов) “Разве не были они братьями родными? Разве не вместе решили обосноваться в малой той пустыни? Как  расстались друг с другом?” (ряд риторических вопросов) “Блаженный же все испытания с радостью терпел, а не протестовал, не унывал в трудностях”  (контекстуальные антонимы) “Этот преподобный отец воссиял в стране Русской, как цветок прекрасный среди терниев и колючек…”  (сравнение) “…как светило светлое воссиял посреди тьмы и мрака...” (тавтология) 7. Работа с публицистической статьёй Н.В.Давыдовой “Пути-дороги в сказке и житии” Выясняя идейное содержание статьи, отвечаем на вопросы: 1. Каковы трактовки “пути” в сказке, Библии и житии? 2. Какие эпизоды Библии интерпретированы в “Житии…”? 3. Какой путь выбрал Сергий? 4. Считает ли автор статьи такой выбор подвигом? 8. Завершение работы с текстом “Жития Сергия Радонежского”. Самостоятельная работа – В качестве домашнего задания можно предложить написать эссе: “Что нового я узнал(а) во время экскурсии в  Сергиев Посад?” или “Мои впечатления от экскурсии в Сергиев Посад”.

Посмотрите также