Духовный и общественный подвиг Сергия Радонежского
Цели и задачи: выявить жанровые признаки “Жития Сергия Радонежского”, доказать, что жизнь Сергия является духовным и общественным подвигом; закрепить осознание восприятия определенных литературоведческих терминов; развить умение воспринимать живопись и литературу как единое целое; проследить межпредметные связи литература-МХК-история-география; отработать умение анализа публицистической статьи.
Инновационные методы: Инвариантные и вариантные типы заданий, дифференцированный опрос, вопросы-ловушки, использование ИКТ.
Оборудование: учебники “Древнерусская литература”. Составитель Страхова Л.Д. М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001; икона/репродукция Сергия Радонежского; иллюстрации к “Житию …”; ксерокопии статьи Н.В. Давыдовой “Пути-дороги в сказке и житии”; фотографии Радонежа и Сергиева Посада.
Духовный и общественный подвиг Сергия
Радонежского
Цели и задачи: выявить жанровые признаки “Жития Сергия Радонежского”, доказать, что жизнь Сергия
является духовным и общественным подвигом; закрепить осознание восприятия определенных
литературоведческих терминов; развить умение воспринимать живопись и литературу как единое целое;
проследить межпредметные связи литератураМХКисториягеография; отработать умение анализа
публицистической статьи.
Инновационные методы: Инвариантные и вариантные типы заданий, дифференцированный опрос, вопросы
ловушки, использование ИКТ.
Оборудование: учебники “Древнерусская литература”. Составитель Страхова Л.Д. М.: ООО “Издательство
АСТ”, 2001; икона/репродукция Сергия Радонежского; иллюстрации к “Житию …”; ксерокопии статьи Н.В.
Давыдовой “Путидороги в сказке и житии”; фотографии Радонежа и Сергиева Посада.
Ход урока
1. Объявление целей урока
Учитель: Сегодня на уроке русской литературы мы продолжаем работу с текстом “Жития Сергия
Радонежского”, написанным Епифанием Премудрым. В ходе работы постараемся ответить на вопрос: можно ли
назвать духовную и общественную жизнь Сергия подвигом.
Вспоминаем:
Каковы отличительные признаки жанра жития?
С какой житийной литературой мы уже знакомы?
“Узнайте” отрывки:
1.
2.
3.
“И этого святого не оставил в пренебрежении Господь: проходящие мимо купцы, охотники и пастухи
иногда видели то огненный столп, то горящие свечи или слышали пение ангелов”. (“Сказание о Борисе и
Глебе”).
“Вот тогда и услышал он о блаженном Антонии, живущем в пещере, и поспешил, окрыленный надеждой.
Великий Антоний сказал: “Разве не видишь пещеру эту: уныло место!” Это он говорил, видя прозорливым
оком, что тот создаст на этом месте славный монастырь”. (“Житие Феодосия Печерского”).
“Случилось тогда дивное чудо. Князь, как живой, сам протянул руку и принял грамоту от митрополита”.
(“Житие Александра Невского”).
2. Проверка домашнего задания
– Минидоклады “Судьба монастырей, основанных учениками Сергия”, иллюстрированные репродукциями
Симонова, Андроникова, Высоцкого, Голутвинского и других монастырей.
3. Дифференцированная работа с учащимися
Класс разбивается на 3 группы, каждая группа совместно готовит ответы на вопросы разного уровня сложности:
Укажите агиографические черты в “Житии Сергия Радонежского”.
Почему жизнь Сергия можно назвать духовным подвигом? Ответы подтвердите цитатами из “Жития…”.
Почему жизнь Сергия можно назвать общественным подвигом?
4. Работа с репродукциями к “Житию…”
Этот тип работы был предложен учащимся как домашнее задание: найти в Интернете иллюстрации и подобрать
соответствующие цитаты из “Жития…”.5. Вопросы-ловушки
1. В каком городе родился Сергий Радонежский?
2. Что такое пустынь?
3. Возможно ли в пустыни общественное служение?
4. Как изменяется Сергий, став игуменом монастыря?
5. Может ли Епифаний, прозванный Премудрым, быть “незначительным и неразумным”, “бездеятельным и
безгласным”?
6. Художественные приемы
– Какие художественные приёмы, доказывающие, что жизнь Сергияподвиг, использует автор?
“…родился от родителей благородных и благоверных” (эпитет, инверсия)
“И всячески он изнурял тело своё, и иссушал плоть свою, и чистоту душевную и телесную без
осквернения соблюдал, и часто в тайном месте один со слезами молился Богу…” (ряды однородных
членов)
“Разве не были они братьями родными? Разве не вместе решили обосноваться в малой той пустыни? Как
расстались друг с другом?” (ряд риторических вопросов)
“Блаженный же все испытания с радостью терпел, а не протестовал, не унывал в трудностях”
(контекстуальные антонимы)
“Этот преподобный отец воссиял в стране Русской, как цветок прекрасный среди терниев и колючек…”
(сравнение)
“…как светило светлое воссиял посреди тьмы и мрака...” (тавтология)
7. Работа с публицистической статьёй Н.В.Давыдовой “Пути-дороги в сказке и житии”
Выясняя идейное содержание статьи, отвечаем на вопросы:
1. Каковы трактовки “пути” в сказке, Библии и житии?
2. Какие эпизоды Библии интерпретированы в “Житии…”?
3. Какой путь выбрал Сергий?
4. Считает ли автор статьи такой выбор подвигом?
8. Завершение работы с текстом “Жития Сергия Радонежского”. Самостоятельная работа
– В качестве домашнего задания можно предложить написать эссе: “Что нового я узнал(а) во время экскурсии в
Сергиев Посад?” или “Мои впечатления от экскурсии в Сергиев Посад”.