Духовный стих в устном народном творчестве

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Духовный стих в устном народном творчестве Тип урока: получение новых знаний Цели урока: • Образовательные: • создать условия для осмысления понятия «духовный стих»; • показать особенность духовного стиха как жанра поэтического. • Развивающие: развивать умение работать с текстом самостоятельно или в группе. • Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Оргмомент Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха. Ученики приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.
Иконка файла материала Духовный стих в устном народном творчестве.doc
Духовный стих в устном народном творчестве Тип урока: получение новых знаний Цели урока:  Образовательные:     создать условия для осмысления понятия «духовный стих»; показать особенность духовного стиха как жанра поэтического. Развивающие: развивать умение работать с текстом самостоятельно или в группе. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Оргмомент Приветствует учащихся, проверяет готовность  рабочего места, создаёт ситуацию успеха. Мотивация Целеполагание Слово учителя: – Посмотрите на экран и послушайте исполнение  произведения, которое называется: «Приими меня,  пустыня»  Как можно определить жанр отрывка, который вы  прослушали? Похоже ли пение на исполнение русской народной  песни? Церковный хор? Перед нами образец  исполнения русского ДУХОВНОГО СТИХА.  На этом уроке мы будем говорить о возникновении  Духовной поэзии, её истоках, выясним отличие  народной песни и духовного стиха. Запишем тему урока: «Духовный стих в русской  народной поэзии» Итак, перед вами пример текста Духовного стиха,  записана тема урока. Определите цель  сегодняшнего занятия, обратившись к записи на  доске. Цели: 1. Осмыслить… 2. Выяснить отличие… 3.Показать особенность … – Запишем цели в тетрадь. Ученики приветствуют  учителя, проверяют свои  рабочие места. Учащиеся осмысливают  услышанное. Ведут  наблюдения над  (распечатанным) текстом  духовного стиха. Анализируют текст.  Высказывают свои  предположения. Записывают в тетрадь  тему урока. Формулируют цели урока Актуализация Ответьте на вопросы: – Рассмотрите схему. Что такое фольклор?  Попробуйте дать определение.  Анализируют схему,  формулируют и  записывают в тетрадиИзучение нового  материала – Тема нашего урока непосредственно связана с  устным народным творчеством. Духовный стих – это  особый жанр фольклора со своими признаками,  особым языком и складом. Запишем в тетради определение: Духовные стихи — русские народные стихотворения  – песни на христианские темы и сюжеты. – Прослушаем устное сообщение   о времени  возникновения Духовных стихов. Не забывайте  записывать основные положения рассказа. – Рассмотрим картину Иллариона Михайловича  Прянишникова  «Калики перехожие, поющие Лазаря».  5­8 предложениями ответьте на вопрос: Как  происходило на Руси распространение Духовного  стиха? – Запишем в тетради основные темы Духовной поэзии. Основные темы духовной поэзии.  Жизнеописание Христа.  Библейские мотивы из Ветхого завета – «О  блудном сыне», «О потопе».  Небесные силы: Троица, Богородица, ангелы,  архангелы.  Господские и Богородичные праздники.  Особо выделяются циклы Рождеству и Пасхе. определение фольклора. (Выступления заранее  подготовленных  учеников.  Карточка 1. Когда  возникли Духовные стихи. Кто были основными  героями духовных стихов? Карточка 2. Кто был  создателем и  исполнителем Духовных  стихов.  Закрепляют навык  конспектирования лекции, записывая основные  положения в тетрадь. Дают краткий ответ на  вопрос (монологическое  высказывание). Ведут запись в тетради  Святые. Варвара и Николай, Спиридон  Тримифунский, который почитался наравне с  Николой, апостол Павел (“Из врат языческого  Рима”) Иоанн Креститель (“В далекой стране  Палестине”), св. Кирилл и Мефодий.  Мать­земля.  Жизнь человеческая (грешный мир,  нравственный закон). Первичное   осмысление и  закрепление  нового материала  Страшный суд. – Теперь нам предстоит выяснить отличие духовных  стихов от народной песни.  Вспомните названия русских народных песен (Ах, вы  сени, мои сени», «А мы просо сеяли, сеяли..», «Во  поле березка стояла…», «Калинка, калинка, калинка  моя…» О чем эти песни? Определите тематику  некоторых из них. Обратитесь к тексту стиха «Приими мя, пустыня…».  Прочитайте его вслух.  Ответьте на вопросы: Чтение вслух лирического произведения. Отрабатывают навык  выразительного чтения. Слушают стихотворение,  определяют тему и идею.  Проводят  сопоставительный  анализ. Делают выводы.Вывод: Главное в  духовных стихах  не  музыкальная, а смысловая  информация: текст,  назидание.  – Кто является лирическим героем стихотворения? О  чем он просит Господа? – Что он делает для того, чтобы Господь услышал его  Молитву? – Определите идею произведения. – В чем вы видите сходство и отличие духовного  стиха от песни?  Запишите вывод в тетрадь. (Учитель может дать краткую справку об  Иосафе­царевиче и пустыне как символе бегства от мира и земных страстей)  Подведем итог. Итак, духовные  песни, или стихи, которые имели  мелодию, один из сохранившихся жанров фольклора.  Духовная поэзия существовала вне церкви. Она не  дублировала богослужебные песнопения, не  выполняла функцию молитвы.  Духовные стихи  реализовывали потребность человека в  «божественном», в рассуждениях о начале и конце  мироздания, размышлениях о чьей­то особенной,  богоугодной жизни.. Рефлексия Вернемся к целям нашего урока. Выполнены ли они?  Заполните в тетрадях небольшую таблицу: Что знал? Что узнал  нового?     Осмысливают урок.  Анализируют свою  работу. Домашнее задание Выучить определения и материалы, записанные в  тетради на уроке. Повторить и записать в тетрадь  основные жанры и отличительные черты фольклора.

Посмотрите также