Урок внеклассного чтения в 5-м классе проводится после изучения произведения В.П.Астафьева “Васюткино озеро”, на материале родного коми-пермяцкого края. Коми-пермяцкий писатель Василий Васильевич Климов много лет занимался исследованием родного края – Коми-пермяцкого национального округа: он изучал современную жизнь округа, её природу, историю, записывал старинные предания, песни, пословицы, меткие слова. В “Богатырской палице” читатель познакомится с Петей Алимовым, 12-летним школьником из небольшой коми-пермяцкой деревушки. Мальчик услышал старинную легенду, в которой говорилось, что в давние времена жил в их краю богатырь, и была у него золотая палица, украшенная драгоценными камнями. Писателем широко использованы поэтические легенды, сопутствующие юному герою в его приключениях в мире природы, помогающие заглянуть в душу главных героев произведения.
Данный урок проводится в традиционной форме беседы по вопросам, на изучение произведения отведено 2 урока. Это первый урок, на 2-ом уроке разговор пойдёт о главном герое, о людях, которые помогают мальчику в его нравственном становлении, о жанровых особенностях повести.
Ребята в классе разбиты на творческие группы, поэтому каждая группа выбирает себе задания:
• Озаглавить легенды, которые есть в повести, и приготовиться к пересказу, стараясь точнее передать речь деда Егора.
• Работа со словарём и, по возможности, создание иллюстрированного словаря. (Рисунки и иллюстрированные словари раздаются заранее, из них создаются к уроку компьютерная презентация. Слайды демонстрируются на протяжении урока.)
Душа народа в легендах родного края
Урок внеклассного чтения в 5м классе проводится после изучения произведения В.П.Астафьева “Васюткино
озеро”, на материале родного комипермяцкого края. Комипермяцкий писатель Василий Васильевич Климов
много лет занимался исследованием родного края – Комипермяцкого национального округа: он изучал
современную жизнь округа, её природу, историю, записывал старинные предания, песни, пословицы, меткие
слова. В “Богатырской палице” читатель познакомится с Петей Алимовым, 12летним школьником из небольшой
комипермяцкой деревушки. Мальчик услышал старинную легенду, в которой говорилось, что в давние времена
жил в их краю богатырь, и была у него золотая палица, украшенная драгоценными камнями. Писателем широко
использованы поэтические легенды, сопутствующие юному герою в его приключениях в мире природы,
помогающие заглянуть в душу главных героев произведения.
Данный урок проводится в традиционной форме беседы по вопросам, на изучение произведения отведено 2
урока. Это первый урок, на 2ом уроке разговор пойдёт о главном герое, о людях, которые помогают мальчику в
его нравственном становлении, о жанровых особенностях повести.
Ребята в классе разбиты на творческие группы, поэтому каждая группа выбирает себе задания:
Озаглавить легенды, которые есть в повести, и приготовиться к пересказу, стараясь точнее передать
речь деда Егора.
Работа со словарём и, по возможности, создание иллюстрированного словаря. (Рисунки и
иллюстрированные словари раздаются заранее, из них создаются к уроку компьютерная презентация.
Слайды демонстрируются на протяжении урока.)
Материал для словарной работы:
Палица – тяжелая дубинка с утолщенным концом.
Оборонный фонд – денежные средства, драгоценности, продукты питания, собиравшиеся населением
страны в годы Великой Отечественной войны для нужд фронта.
Урман – глухой лес.
Шабур, пестерь, совик, морда – эти слова объясняются в сносках.
Предание – переходящий от поколения к поколению рассказ о прошлом, сказ, легенда);
кумирня – место для моления древних коми.
Археолог – человек, изучающий историю по предметам, находимым при раскопках.
Ботало – колокольчик на шее коровы, по звонку которого пастух легко находит животное.
Вступительное слово учителя о писателе.
В.В. Климов, член СП СССР, “Заслуженный работник культуры РСФСР”, родился в 1927 году в Заречном
Пешнигорте Кудымкарского района. Он на протяжении многих лет исследует родной край, изучает не только
устное народное творчество своего народа, но и историю комипермяков, интересуется старинными преданиями
и легендами, древними обычаями и традициями народа коми. Писатель чуток и внимателен к языку простого
народа, записывает меткие выражения, пословицы, поговорки, приметы. Следует обратить внимание на
портрет. Богатый и своеобразный комипермяцкий фольклор нашел отражение в его произведениях.
I. Учебная ситуация. Сюжет и герои повести.
– В какое время и где происходят события в повести комипермяцкого писателя В.Климова?
– О чем рассказывается в повести “Богатырская палица”?
(В повести рассказывается не только о поисках мальчиком Петей заветной палицы, но и о жизни коми
пермяцкой деревни в тяжелые военные годы, о том, как жили и помогали фронту школьники.)
– Что вы узнали из повести о мальчике Пете?
– Почему дед Егор именно Петю взял в помощники?II. Учебная ситуация. Легенды Коми-пермяцкого края.
Какой рассказ от деда Егора услышал Петя во время отдыха у Гавкина мыса? Перескажите его. (В пересказе
порекомендовать сохранить интонацию и манеру сказителей устного народного творчества).
Что знает и умеет делать дед Егор? (Отвечая на этот вопрос, уместно попросить учащихся пересказать один из
сказов деда Егора о Виселе.)
– Что такое кабала? Кем, кому и о чем она написана?
– Почему кабалупрошение пишут на 3х берестах, не больше и не меньше? О чем напоминает цифра “3”?
(Учащиеся скажут, что цифра “3” используется в устном народном поэтическом творчестве, считается
магической. Учитель добавит, что дед Егор соблюдает старинный комипремяцкий обычай. В эпизоде написания
кабалы лешему отражена вера древних коми в потусторонние силы.)
Еще о каких комипремяцких обычаях, традициях вы узнали, прочитав повесть?
(Комипермяки традиционно берут с собой топор, когда идут в лес. Почему, как вы думаете? Из леса Петя
приносит детям, братишке и сестричке, гостинцы от синяшорского зайца. Это комипермяцкий обычай приносить
детям из леса “кочнянь” [кэчн’ан’], “кочгоснеч” (заячий хлеб). Учитель может подчеркнуть, что в качестве
заячьего хлеба могли быть не только лесные ягоды, щавель, другие съедобные травы, но и кусочек хлеба –
остаток от обеда на покосе, на поле. Отразилось бережное отношение комипермяков к хлебу.)
– Дед Егор знает много легенд, преданий, в которых переплелись правда и вымысел, верит в приметы,
например, берет с собой на новое место старый лапоть, повозку домового, чтобы все сложилось удачно.
– Речь Егора пестрит пословицами, поговорками, яркими сравнениями, звукоподражательными словами.
Предложить учащимся зачитать некоторые из них:
Осенний день, что коровий рог, короток.
Сижу с конюхами, пряду языком пряжу – не толсто, не тонко.
Не жалей лаптей, ходи веселей.
Свинья, она всегда в чужой огород лезет, да недолго ей в нем хозяйничать и т.д.
Здоровенный мужичище, лыком шелестит и кочедыком стучит – шват да шват.
Рассказать предание о чудских князьях Чугуе и Кинеше, стараясь точнее передать речь деда Егора.
III.Учебная ситуация. Природа в жизни героев.
Как относятся герои повести к лесу? Зачитайте.
(Главы “Кабала”, “Есть они, клады!”)
Обратите внимание, какие поэтические названия даёт коми народ деревням, речкам, озёрам (Синяшор, Тёплый
мыс, Гавкин мыс, Адово озеро, Чукар, Кайдук, Иньва, Панвич, Чугуйкар, Шулим).
Вывод.
Предания, которые рассказывает дед Егор, интересные по содержанию, запоминающиеся, помогают заглянуть в
душу старого человека, увидеть уважительное, почтительное отношение ко всему старому, древнему,
народному, к природе родного края. Эти сказы, звучащие из уст старика, знакомят Петю Алимова и читателя с
древними обычаями комипермяков, являются своеобразным украшением повести.
Домашнее задание.
1. Приготовить легенды комипермяцких народов и создать рисунки к ним.
2. Приготовить сообщение о героях повести (мать, отец, Семён, Пашка и др.) на выбор.