Два мороза

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок подойдет для открытого урока по чтению для 2 класса, в документе есть полное описание последовательности занятия
Иконка файла материала Конспект урока по чтению во 2 классе _Два Мороза_.doc

Тема урока: русская народная сказка «Два Мороза»

Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой Два Мороза; развивать память, внимание, мышление, речь; учить грамотно излагать свои мысли.

Планируемые результаты:

Предметные

·        учащиеся познакомятся с русской народной сказкой « Два Мороза»;

·        научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;

·        осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

·        находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Метапредметные

 - познавательные УУД

·        находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

·        строить речевое высказывание в устной форме;

 - коммуникативные УУД

·        слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

·        участвовать в коллективном обсуждении;

·        строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

 - регулятивные УУД

·        принимать и сохранять учебную задачу;

·        выделять необходимую (существенную) информацию из текста;

·        оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

 - личностные

·        формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;

·        развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

·        развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

1.     учебник

2.     карточки для  групповой работы

3.     презентация

4.     аудиозапись сказки

 

 

 

 

                                                       Ход урока:

I.      Организация детей на работу.

- К нам на урок пришли гости.  Давайте поздороваемся с ними. Проверим готовность к уроку.

II. Актуализация знаний

- О каком времени года мы начали читать произведения? Вместе с зимой к нам проходит... Отгадаете загадку – узнаете.

 

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз?

             (мороз)

СЛАЙД 2

- Давайте  повторим, какие ещё  признаки зимы вы знаете (ответы детей).

- Одним из признаков зимы является снег. Его сейчас очень много. Давайте покажем зиме как мы умеем ловить снежинки.. За каждый правильный ответ вы будете получать снежинки и складывать их к себе на парту. Но, к сожалению, снежинки могут таять. А таять они будут, если вы забудете о правилах поведения на уроке. Так что будьте внимательными и не нарушайте дисциплину.

- Мы прочли много стихотворений о зиме. Как вы думаете, легко ли быть поэтами? Давайте попробуем. Я буду вам читать начало стихотворения, а вы будете договаривать рифму к слову мороз.

1. Когда на улице мороз,

Красивы ветки у ...(берёз)

 

2. Когда на улице мороз,

Доволен очень пёс... (Барбос)

 

3. Когда на улице мороз,

В соседнем парке пруд ...(замёрз)

 

4. Когда на улице мороз,

В норе лисичка греет ...(нос)  

 

Молодцы ребята! Все рифмы подобрали правильно.

IV. Речевая минутка.

Сейчас мы проведём речевую минутку. У вас на парте лежит скороговорка. Прочитайте её сначала медленно «жужжащим чтением». А теперь  прочитайте, убыстряя темп чтения.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

 

СЛАЙД 3

 

( несколько ребят пробуют читать вслух).(если прочитал удачно получает снежинку).

 

 

Чтобы узнать тему урока, вам нужно расшифровать ребус

 

СЛАЙД 4

 

Р

А

О

Д

О

В

А

М

З

6

3

7

1

5

2

9

4

8

«Два Мороза»

 

 

СЛАЙД 5

-Какие ассоциации возникают у вас при прочтении названия произведения «Два   Мороза»? (Ассоциации с праздником, волшебством, чудесными картинами, с исполнением желаний, счастьем и добром)

 

- Как вы думаете, кто будут героями этого произведения?

 

- Как вы думаете к какому жанру относится это произведение?(сказка). А какая это сказка?

- Давайте вспомним, какие виды сказок вы знаете?(бытовые, волшебные, о животных).

( СЛАЙД 6 )

 - Предположите, к какому виду относится наша сказка.( волшебная).

Давайте проверим все ли мы правильно назвали.

- Откройте учебники на странице 146 и прочитайте название сказки.

 - Какую цель поставим перед собой на этот урок? (познакомиться с русской народной сказкой ).

- Как вы думаете, почему сказка так называется? ( ответы детей).

IV. Изучение нового материала.

1.Словарная работа.

-Перед тем, как мы познакомимся со сказкой, давайте выясним значение некоторых слов.

·        Бубенчик металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;

·        Дровосекчеловек, рубящий дрова;

·        Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;

·        Крестьянинбедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.( СЛАЙД 7)

2. Слушаем запись сказки. СЛАЙД 8

3. Первичная проверка понимания. 

- Заинтересовало ли вас начало сказки?

- Назовите действующих лиц сказки.

- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного?

- Как решили подшутить Морозы?  Снежок за полный ответ

- Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос? снежок

- Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос? снежок

 - Предположите, кому из морозов удалось выиграть спор?

 

– Понравилась ли сказка? 
– Какой момент сказки самый интересный?
– Назовите героев сказки. Кто больше понравился? Почему?

Физкультминутка

Наклоняемся вперед,

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре-

Завертелись, закружились.

 

 

А теперь мы с вами поработаем в группах

Каждый из вас разделен на группы, у каждого будет свое задание

После того, как группа справится со своим заданием мы объединим вами работы и создадим книжку-малышку.

 

 1 группа: Вы будите украшать обложку книжки

2 группа: Ваша задача-украсть главных героев сказки

3 группа: Вам нужно будет восстановить последовательность сказки

4 группа: Вам необходимо подобрать подходящую пословицу к сказки

5 группа: Вам нужно собрать зимний пазл

6 группа: Вы прочитаете стихотворение о зиме.

 

 

!!!!4. Выборочное чтение.

- Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца (снежок)

- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец?

- Удалось ли ему это сделать?

- Так почему же Мороз его заморозил?

- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина (снежок)

- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин?

- Удалось ли ему это сделать?

- Так почему же Мороз его не смог заморозить?

Молодцы ребята и с этим заданием справились!

 

 

!!!!5. Характеристика героев.

Работа в группах.
- Давайте теперь попробуем охарактеризовать каждого героя. 

1 группа: найдите и подчеркните  слова, которые характеризуют купца. (снежок)

2 группа: найдите и подчеркните  слова, которые характеризуют крестьянина(снежок)

3 группа: найдите и подчеркните  слова, которые характеризуют Мороза – Синего носа –

4 группа: найдите слова, которые характеризуют Мороза - Красного Носа

 

Найдите пословицу, которая выражает основную мысль сказки (снежок)

1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2. Скучен день до вечера,  коли делать нечего.

3. Топор лучше шубы греет.

- Почему топор лучше шубы греет? Разве его можно надеть?

 

 VII. Итог

– Чему же эта сказка учит? (Не быть ленивым, тогда и любой мороз не страшен.)

 

Снежки

-Посмотрите, как много снежинок мы поймали!

- Я хочу вам сказать «спасибо» за урок!  Зима тоже благодарит вас.

 

V. Рефлексия

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Подсчитайте снежинки.

- Закончим предложения

Я научился….

У меня получилось….

Мне захотелось….

Было интересно….

VI. Домашнее задание

- Прочитайте сказку по ролям. Подумайте, какой совет можно  дать купцу, чтобы он больше никогда не замерзал.

 

 

 

 

 

 

ПАЗЛ

 

 

Восстанови последовательность событий в сказке:

 

Мороз - Красный нос рассказывает, как потешился с барином.

Братья - Морозы встречают крестьянина и барина.

Мороз - Синий нос рассказывает, как мужик его победил.

Два Мороза решают позабавиться.

 

 

 

Выбери подходящую пословицу

 

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Скучен день до вечера,  коли делать нечего.

Топор лучше шубы греет.

 

Расскажите о чувствах, которые вы испытали при чтении сказки.

 

После прочтения сказки, я испытала чувства

Слова для справок: радости, страха, восхищения, жалости, уважения, удивления, сочувствия, равнодушия.

 

Снег да снежные узоры

Снег да снежные узоры,
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов уж тьма.
День — коньки, снежки, салазки,
Вечер — бабушкины сказки, —
Вот она — зима!..

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Тихо, словно бы во сне,
Закружился в вышине
Первый снег
И зашептал:
- Как давно я не летал!

ДЕД МОРОЗ ПРИСЛАЛ…


Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках — снежок!