Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

2 2 1 1 2 Наблюдение над характерами героев. 1. Беседа. – Назовите героев сказки. Кого бы из них вы назвали своим любимым? Почему? – Вопрос 1 на с. 152 учебника (ставится как проблемный). (Действительно, Буратино непоседлив, не любит учиться, бывает грубоватым, а тем не менее его любят читатели всех возрастов.) – Кто из вас знает, как был придуман Буратино? (Об этом писатель рассказывает в предисловии к сказке: «Когда я был маленький – очень, очень давно, – я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски – буратино). Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было. Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка». Конечно, Толстой немного лукавит, рассказывая об истории своей сказки. Когда он был маленьким, то не знал итальянского языка, а на русском языке итальянская сказка появилась, когда писатель уже вырос. Но всё это неважно. Сказка о Пиноккио не раз печаталась в России, но так и не стала популярной у наших читателей. А вот о приключениях Буратино мы готовы читать и читать… – Среди любимых героев вы назвали не только Буратино, но и девочку Мальвину, отважного пуделя Артемона… А как же Дуремар, Карабас- Барабас? – На какие две группы легко делятся все герои сказки? (Мир добра и мир зла.) – Всё ли вам нравится в Буратино? (Можно опираться на любые эпизоды сказки. Временами Буратино груб, он не хочет учиться, неряшлив, непослушен. Но в целом он добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный в опасных ситуациях. Именно ему открывают тайну золотого ключика.) 2. Работа в тетради. – Кого напоминает Буратино? (Мальчишку.) – Хотелось ли вам иметь такого друга? Почему? (Вот почему Буратино – любимый герой многих поколений.) – А что вы можете сказать о Мальвине? После краткой беседы выполняется задание 2 в тетради на с. 18 (столбик слов о Мальвине). – Устные рассказы о Мальвине (задание 3 на с. 19 тетради). 3. Выразительное чтение текста (задание 4 на с. 152 учебника). До чтения обсуждается, как будут говорить герои, в тексте подчёркиваются слова-подсказки (с. 141 – хитро, терпеливо, сморщился, с огорчением, страшно испугался и пр.). Обсуждение результатов выразительного чтения: какими получились Буратино и Мальвина в исполнении артистов? 4. Составление рассказа о Карабасе-Барабасе, Дуремаре. – Что знаете о них? Кто это? Какими были? – Какими вы их себе представляете? – Зачем Карабасу был нужен золотой ключик? 5. Составление рассказа (беседа) о лисе Алисе и коте Базилио. Обсуждается, как будут говорить герои, в тексте подчёркиваются слова-подсказки (с. 141 – хитро, терпеливо, сморщился, с огорчением, страшно испугался и пр.). Обсуждение результатов выразительного чтения: какими получились Буратино и Мальвина в исполнении артистов? 6. Составление рассказа о Карабасе-Барабасе, Дуремаре. – Что знаете о них? Кто это? Какими были? – Какими вы их себе представляете? – Зачем Карабасу был нужен золотой ключик? 7. Составление рассказа (беседа) о лисе Алисе и коте Базилио. Беседа об идее сказки. – Какие мысли автор не высказал прямо, а спрятал между строк? С. 19 тетради, задание 4. – Какой совет и кому даёт автор сказки? Что он любит, а чего не терпит? Откуда вы это узнали? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали?
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur40.doc
Урок 40. Литературное чтение Тема раздела: «Сказочные человечки». Тема: Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино». Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения  аргументировать свою точку зрения;  – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний.   1  2   Проверка домашнего задания. 1. Ответ на вопрос № 2 (с. 152). 2. Выборочное чтение. –  Найдите и прочитайте отрывки, которые можно озаглавить так: «Здесь кто­то побывал», «Двойной штопор Буратино», «Погибать – так весело!». 3. Обобщение впечатлений от прочитанного. (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной формы в  другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. © ООО «Баласс», 2012 1II. Развитие  умений.  2  2  1  1  2    Наблюдение над характерами героев. 1. Беседа. –  Назовите героев сказки. Кого бы из них вы назвали своим любимым? Почему? –  Вопрос   1   на   с.   152   учебника   (ставится   как   проблемный). (Действительно,   Буратино   непоседлив,   не   любит   учиться,   бывает грубоватым, а тем не менее его любят читатели всех возрастов.) –  Кто   из   вас   знает,   как   был   придуман   Буратино?   (Об   этом   писатель рассказывает в предисловии к сказке: «Когда я был маленький – очень, очень   давно,   –   я   читал   одну   книжку:   она   называлась   «Пиноккио,   или Похождения   деревянной   куклы»   (деревянная   кукла   по­итальянски   – буратино). Я   часто   рассказывал   моим   товарищам,   девочкам   и   мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по­разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было. Теперь, через много­много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную   историю   про   этого   деревянного   человечка».   Конечно, Толстой немного лукавит, рассказывая об истории своей сказки. Когда он был маленьким, то не знал итальянского языка, а на русском языке итальянская сказка появилась, когда писатель уже вырос. Но всё это неважно. Сказка о Пиноккио не раз печаталась в России, но так и не стала популярной у наших читателей. А вот о приключениях Буратино мы готовы читать и читать… 4. Находить ответы на вопросы  в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2012 2–  Среди любимых героев вы назвали не только Буратино, но и девочку Мальвину,   отважного   пуделя   Артемона…   А   как   же   Дуремар,   Карабас­ Барабас? – На какие две группы легко делятся все герои сказки? (Мир добра и мир зла.) – Всё ли вам нравится в Буратино? (Можно опираться на любые эпизоды сказки.  Временами   Буратино   груб,   он   не   хочет   учиться,   неряшлив, непослушен.   Но   в   целом   он   добрый,   жизнерадостный,   настоящий   друг, смелый и решительный в опасных ситуациях. Именно ему открывают тайну золотого ключика.) 2. Работа в тетради. – Кого напоминает Буратино? (Мальчишку.) – Хотелось ли вам иметь такого друга? Почему? (Вот почему Буратино – любимый герой многих поколений.) – А что вы можете сказать о Мальвине? После   краткой   беседы   выполняется   задание   2   в   тетради   на   с.   18 (столбик слов о Мальвине). – Устные рассказы о Мальвине (задание 3 на с. 19 тетради). 3.  Выразительное   чтение   текста   (задание   4   на   с.   152   учебника).   До чтения   обсуждается,   как   будут   говорить   герои,   в   тексте подчёркиваются  слова­подсказки   (с.   141   –  хитро,   терпеливо, сморщился,   с   огорчением,   страшно   испугался  и   пр.).   Обсуждение результатов   выразительного   чтения:   какими   получились   Буратино   и Мальвина в исполнении артистов? Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. 3. Воспитание трудолюбия,  способности к познанию. © ООО «Баласс», 2012 34. Воспитание здорового образа  жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. 4. Составление рассказа о Карабасе­Барабасе, Дуремаре. – Что знаете о них? Кто это? Какими были? – Какими вы их себе представляете? – Зачем Карабасу был нужен золотой ключик? 5. Составление рассказа (беседа) о лисе Алисе и коте Базилио. Обсуждается,   как   будут   говорить   герои,   в   тексте   подчёркиваются слова­подсказки (с. 141 –  хитро, терпеливо, сморщился, с огорчением, страшно   испугался  и   пр.).   Обсуждение   результатов   выразительного чтения:   какими   получились   Буратино   и   Мальвина   в   исполнении артистов? 6. Составление рассказа о Карабасе­Барабасе, Дуремаре. – Что знаете о них? Кто это? Какими были? – Какими вы их себе представляете? – Зачем Карабасу был нужен золотой ключик? 7. Составление рассказа (беседа) о лисе Алисе и коте Базилио.  Беседа об идее сказки. – Какие мысли автор не высказал прямо, а спрятал между строк? С. 19 тетради, задание 4. – Какой совет и кому даёт автор сказки? Что он любит, а чего не терпит? Откуда вы это узнали? –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. 1. Повторный ответ на проблемный вопрос № 2 (с. 152). 2. Чтение фрагмента из книги Б. Галанова «Книжки про книжки»: – Всех этих персонажей Толстой не просто привёл под новыми именами на © ООО «Баласс», 2012 4страницы своего «Буратино». Одним он увеличил роли, расцветив самыми фантастическими   узорами,   другим   –   сократил,   а   третьим   переписал   их роли заново, решительно изменив характеры, облик, поведение, в согласии с изменившейся окраской повествования. И надо сказать, что следить за превращениями   героев   Коллоди   в   героев   Алексея   Толстого   бывает чрезвычайно любопытно. В первую очередь перемены коснулись самого деревянного человечка. И дело не только в том, что у Толстого он стал называться Буратино (по­ итальянски – деревянная кукла), а не Пиноккио (по­итальянски – зёрнышко сосновой   шишки).   Вместе   с   именем   Буратино   деревянный   человечек приобрёл и новые, существенно важные черты. Правда, многое он унаследовал от Пиноккио. Кроме крепких деревянных больно лягающих ног и длинного деревянного носа, имевшего обыкновение ещё   и   вытягиваться,   когда   его   хозяин   начинал   лгать,   он   унаследовал человеческое сердце. И хотя об этом у Коллоди нигде и ничего прямо не говорится, хотя чаще всего Пиноккио поступает как упрямый, ленивый, неблагодарный, непослушный и глупый мальчишка, желающий всё делать по­своему,   мы­то   слышим,   как   бьётся   его   сердце.   И   в   конце   концов Пиноккио всем блестяще докажет, что сердце у него действительно доброе и великодушное. Так же, как докажет это и Буратино. – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? 1.   Нарисовать   иллюстрацию   к   прочитанным   главам.   Подписать   рисунок словами из текста. 2.   Подготовить   выразительное   чтение   отрывка   из   другой   главы   книги А.Толстого.   Перед   чтением   отрывка   нужно   будет   кратко   рассказать   о Ι V. Домашнее  задание. © ООО «Баласс», 2012 5событиях, которые предшествовали этому эпизоду. Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и  тон речи. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также