2 2 1 1 2
Наблюдение над характерами героев.
1. Беседа.
– Назовите героев сказки. Кого бы из них вы назвали своим любимым? Почему?
– Вопрос 1 на с. 152 учебника (ставится как проблемный). (Действительно, Буратино непоседлив, не любит учиться, бывает грубоватым, а тем не менее его любят читатели всех возрастов.)
– Кто из вас знает, как был придуман Буратино? (Об этом писатель рассказывает в предисловии к сказке: «Когда я был маленький – очень, очень давно, – я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски – буратино).
Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было. Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка». Конечно, Толстой немного лукавит, рассказывая об истории своей сказки. Когда он был маленьким, то не знал итальянского языка, а на
русском языке итальянская сказка появилась, когда писатель уже вырос. Но всё это неважно. Сказка о Пиноккио не раз печаталась в России, но так и не стала популярной у наших читателей. А вот о приключениях Буратино мы готовы читать и читать…
– Среди любимых героев вы назвали не только Буратино, но и девочку Мальвину, отважного пуделя Артемона… А как же Дуремар, Карабас- Барабас?
– На какие две группы легко делятся все герои сказки? (Мир добра и мир зла.)
– Всё ли вам нравится в Буратино? (Можно опираться на любые эпизоды сказки. Временами Буратино груб, он не хочет учиться, неряшлив, непослушен. Но в целом он добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный в опасных ситуациях. Именно ему открывают тайну золотого ключика.)
2. Работа в тетради.
– Кого напоминает Буратино? (Мальчишку.)
– Хотелось ли вам иметь такого друга? Почему? (Вот почему Буратино – любимый герой многих поколений.)
– А что вы можете сказать о Мальвине?
После краткой беседы выполняется задание 2 в тетради на с. 18 (столбик слов о Мальвине).
– Устные рассказы о Мальвине (задание 3 на с. 19 тетради).
3. Выразительное чтение текста (задание 4 на с. 152 учебника). До чтения обсуждается, как будут говорить герои, в тексте подчёркиваются слова-подсказки (с. 141 – хитро, терпеливо, сморщился, с огорчением, страшно испугался и пр.). Обсуждение результатов выразительного чтения: какими получились Буратино и Мальвина в исполнении артистов?
4. Составление рассказа о Карабасе-Барабасе, Дуремаре.
– Что знаете о них? Кто это? Какими были?
– Какими вы их себе представляете?
– Зачем Карабасу был нужен золотой ключик?
5. Составление рассказа (беседа) о лисе Алисе и коте Базилио.
Обсуждается, как будут говорить герои, в тексте подчёркиваются слова-подсказки (с. 141 – хитро, терпеливо, сморщился, с огорчением, страшно испугался и пр.). Обсуждение результатов выразительного чтения: какими получились Буратино и Мальвина в исполнении артистов?
6. Составление рассказа о Карабасе-Барабасе, Дуремаре.
– Что знаете о них? Кто это? Какими были?
– Какими вы их себе представляете?
– Зачем Карабасу был нужен золотой ключик?
7. Составление рассказа (беседа) о лисе Алисе и коте Базилио.
Беседа об идее сказки.
– Какие мысли автор не высказал прямо, а спрятал между строк?
С. 19 тетради, задание 4.
– Какой совет и кому даёт автор сказки? Что он любит, а чего не терпит? Откуда вы это узнали?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Урок 40.
Литературное чтение
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2
Проверка домашнего задания.
1. Ответ на вопрос № 2 (с. 152).
2. Выборочное чтение.
– Найдите и прочитайте отрывки, которые можно озаглавить так: «Здесь
ктото побывал», «Двойной штопор Буратино», «Погибать – так весело!».
3. Обобщение впечатлений от прочитанного.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
2 2 1 1 2
Наблюдение над характерами героев.
1. Беседа.
– Назовите героев сказки. Кого бы из них вы назвали своим любимым?
Почему?
– Вопрос 1 на с. 152 учебника (ставится как проблемный).
(Действительно, Буратино непоседлив, не любит учиться, бывает
грубоватым, а тем не менее его любят читатели всех возрастов.)
– Кто из вас знает, как был придуман Буратино? (Об этом писатель
рассказывает в предисловии к сказке: «Когда я был маленький – очень,
очень давно, – я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или
Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла поитальянски –
буратино).
Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам,
занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я
рассказывал каждый раз поразному, выдумывал такие похождения, каких в
книге совсем и не было. Теперь, через многомного лет, я припомнил моего
старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики,
необычайную историю про этого деревянного человечка». Конечно,
Толстой немного лукавит, рассказывая об истории своей сказки. Когда он
был маленьким, то не знал итальянского языка, а на
русском языке итальянская сказка появилась, когда писатель уже вырос.
Но всё это неважно. Сказка о Пиноккио не раз печаталась в России, но так
и не стала популярной у наших читателей. А вот о приключениях Буратино
мы готовы читать и читать…
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2012
2– Среди любимых героев вы назвали не только Буратино, но и девочку
Мальвину, отважного пуделя Артемона… А как же Дуремар, Карабас
Барабас?
– На какие две группы легко делятся все герои сказки? (Мир добра и мир
зла.)
– Всё ли вам нравится в Буратино? (Можно опираться на любые эпизоды
сказки. Временами Буратино груб, он не хочет учиться, неряшлив,
непослушен. Но в целом он добрый, жизнерадостный, настоящий друг,
смелый и решительный в опасных ситуациях. Именно ему открывают тайну
золотого ключика.)
2. Работа в тетради.
– Кого напоминает Буратино? (Мальчишку.)
– Хотелось ли вам иметь такого друга? Почему? (Вот почему Буратино –
любимый герой многих поколений.)
– А что вы можете сказать о Мальвине?
После краткой беседы выполняется задание 2 в тетради на с. 18
(столбик слов о Мальвине).
– Устные рассказы о Мальвине (задание 3 на с. 19 тетради).
3. Выразительное чтение текста (задание 4 на с. 152 учебника). До
чтения обсуждается, как будут говорить герои, в тексте
подчёркиваются
словаподсказки (с. 141 – хитро, терпеливо,
сморщился, с огорчением, страшно испугался и пр.). Обсуждение
результатов выразительного чтения: какими получились Буратино и
Мальвина в исполнении артистов?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
© ООО «Баласс», 2012
34. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
4. Составление рассказа о КарабасеБарабасе, Дуремаре.
– Что знаете о них? Кто это? Какими были?
– Какими вы их себе представляете?
– Зачем Карабасу был нужен золотой ключик?
5. Составление рассказа (беседа) о лисе Алисе и коте Базилио.
Обсуждается, как будут говорить герои, в тексте подчёркиваются
словаподсказки (с. 141 – хитро, терпеливо, сморщился, с огорчением,
страшно испугался и пр.). Обсуждение результатов выразительного
чтения: какими получились Буратино и Мальвина в исполнении
артистов?
6. Составление рассказа о КарабасеБарабасе, Дуремаре.
– Что знаете о них? Кто это? Какими были?
– Какими вы их себе представляете?
– Зачем Карабасу был нужен золотой ключик?
7. Составление рассказа (беседа) о лисе Алисе и коте Базилио.
Беседа об идее сказки.
– Какие мысли автор не высказал прямо, а спрятал между строк?
С. 19 тетради, задание 4.
– Какой совет и кому даёт автор сказки? Что он любит, а чего не терпит?
Откуда вы это узнали?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
1. Повторный ответ на проблемный вопрос № 2 (с. 152).
2. Чтение фрагмента из книги Б. Галанова «Книжки про книжки»:
– Всех этих персонажей Толстой не просто привёл под новыми именами на
© ООО «Баласс», 2012
4страницы своего «Буратино». Одним он увеличил роли, расцветив самыми
фантастическими узорами, другим – сократил, а третьим переписал их
роли заново, решительно изменив характеры, облик, поведение, в согласии
с изменившейся окраской повествования. И надо сказать, что следить за
превращениями героев Коллоди в героев Алексея Толстого бывает
чрезвычайно любопытно.
В первую очередь перемены коснулись самого деревянного человечка.
И дело не только в том, что у Толстого он стал называться Буратино (по
итальянски – деревянная кукла), а не Пиноккио (поитальянски – зёрнышко
сосновой шишки). Вместе с именем Буратино деревянный человечек
приобрёл и новые, существенно важные черты.
Правда, многое он унаследовал от Пиноккио. Кроме крепких деревянных
больно лягающих ног и длинного деревянного носа, имевшего обыкновение
ещё и вытягиваться, когда его хозяин начинал лгать, он унаследовал
человеческое сердце. И хотя об этом у Коллоди нигде и ничего прямо не
говорится, хотя чаще всего Пиноккио поступает как упрямый, ленивый,
неблагодарный, непослушный и глупый мальчишка, желающий всё делать
посвоему, мыто слышим, как бьётся его сердце. И в конце концов
Пиноккио всем блестяще докажет, что сердце у него действительно доброе
и великодушное. Так же, как докажет это и Буратино.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
1. Нарисовать иллюстрацию к прочитанным главам. Подписать рисунок
словами из текста.
2. Подготовить выразительное чтение отрывка из другой главы книги
А.Толстого. Перед чтением отрывка нужно будет кратко рассказать о
Ι
V. Домашнее
задание.
© ООО «Баласс», 2012
5событиях, которые предшествовали этому эпизоду.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и
тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
6