Две истории любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Две истории любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Цели урока: дать представление о раскрытии характеров героев через любовь; анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героев Тургенева; путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме; анализируя фрагменты текста и эпизоды, создать у учащихся целостное представление об изменении внутреннего мира героев после испытания чувством любви; продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений; создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Закрепление умений и навыков. Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в развернутой беседе, дискуссии. Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагмента из фильма режиссера А. Бергункера и Н. Рашевской “Отцы и дети”, 1958 г., раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями),
Иконка файла материала Две истории любви в романе И.С. Тургенева.doc
Две истории любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Цели урока: дать представление о раскрытии характеров героев через любовь; анализируя эпизоды  художественного произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете  героев Тургенева; путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме; анализируя  фрагменты текста и эпизоды, создать у учащихся целостное представление об изменении внутреннего мира  героев после испытания чувством любви; продолжить работу по формированию аналитических и речевых  умений; создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Закрепление умений и навыков. Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в развернутой беседе,  дискуссии. Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат,  кинофрагмента из фильма режиссера А. Бергункера и Н. Рашевской “Отцы и дети”, 1958 г., раздаточный  материал (фрагменты текста с заданиями), 1. Вступительное слово учителя.  Ход урока Задача сегодняшнего урока ­ проследить, как раскрываются герои Тургенева через чувство любви. Обратите  внимание на эпиграф к уроку: “Тайны человеческой души велики, а любовь ­ самая недоступная из этих тайн”. В  любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех  человеческих чувств. Мудрость Тургенева как раз и состоит в том, что он показывает разные варианты судеб. Действия учащихся: записывают тему урока и эпиграф в тетрадь. 2. Учитель.  слайд № 3. Итак, мы начинаем исследовательскую деятельность. Обратимся к истории любви  Павла Петровича Кирсанова.. Эпизод № 1. Перед вами лежит фрагмент текста “История любви П. П.  Кирсанова”. Задание: прочитайте эпизод и ответьте на вопросы: 1. С какой целью Аркадий рассказывает биографию Павла Петровича? 2. Как воспринял ее Базаров? 3. Каково отношение Тургенева к Павлу Петровичу и его поступкам? 4. Прав ли Аркадий, говоря, что Павел Петрович “скорее сожаления достоин, чем насмешки”? 5. Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? Действия учащихся: (работа в группах). Перед каждым учащимся лежит лист с фрагментом текста и  вопросами. На экране выведены вопросы. Учащиеся вслух читают эпизод, после обсуждения ответы записывают в тетрадь. Примерные ответы: 1. История Павла Петровича рассказана не автором, а Аркадием. Рассказывает с целью оправдания поведения  своего дяди. 2. У Базарова она вызывает совсем другую оценку, осуждение и презрение, он называет Павла Петровича  “малодушным” человеком, говорит, что он “раскис”, нельзя ставить всю жизнь на карту женской любви. 3. Сам Тургенев употребляет довольно грубые слова, говоря о поступке Павла Петровича: “таскался за ней  повсюду”, ей надоело его “неотвязное преследование”. 4. Павел Петрович не понимал свою избранницу, воспринимал ее как “непонятный, почти бессмысленный образ”.  Он потерял свое “я”, растворился в этой любви, оказался в жизненной пустоте. Он достоин сожаления, а не  насмешки. 5. Жертва Павла Петровича была бессмысленна и необязательна. Он никак не мог понять, что княгиня Р. не  любит его, Павел Петрович потерял чувство достоинства. Смерть княгини отняла у него последнюю зацепку в  жизни: “потеряв свое прошедшее, он все потерял”. Дальнейшая его жизнь – не жизнь, а существование.3. Учитель. Можно сделать вывод, что у Павла Петровича никогда не было большой цели в жизни. Даже любовь не обогатила его, а выбросила из жизни. 4. Учитель. Следующие эпизоды, к которым мы обратимся, раскроют взаимоотношения Базарова и  Одинцовой. Вспомните, что говорил Базаров о любви до встречи с Одинцовой? Ответ учащихся: Базаров  отрицает наличие таинственности, загадочности любви, он считает это “романтизмом, чепухой, гнилью,  художеством”. Нельзя ставить все на карту женской любви. Учитель. Приложение 1, слайд № 4 (опорные пункты пересказа и вопросы). Это все пока теоретические  рассуждения героя, ведь Базаров мог и не полюбить никого. Как же поведет себя Базаров в любви? Обратимся  к сюжетной линии Базаров – Одинцова. Действия учащихся: 5­6 учеников предлагают пересказ сюжетной линии Базаров – Одинцова. На экране  выведены основные пункты пересказа. После каждого эпизода учащимся предлагаются вопросы для дискуссии. Пересказ №1. Действия учащихся. Один учащийся пересказывает фрагмент текста. Аркадий и Базаров  приезжают на бал. В дверях зала остановилась женщина высокого роста в черном платье. Она поразила  Аркадия достоинством своей осанки. Одинцова заинтересовала собой Базарова. Она тоже заметила его. Вопрос: 1. Вспомните, какую характеристику дает Базаров Одинцовой? 2. Какое необычное качество заметила Одинцова в Базарове? Примерные ответы: 1. “Это что за фигура? На остальных баб не похожа...Посмотрим, к какому разряду млекопитающих  принадлежит сия особа...”. Базаров замечает, что в ней есть что­то, отличающее ее от остальных женщин  дворянского круга. 2. Одинцова приглашает Аркадия с Базаровым к себе в имение. “Мне будет очень любопытно видеть человека,  который имеет смелость ни во что не верить”. Одинцова оказывается внимательной и наблюдательной  женщиной, способной с первого взгляда почувствовать необычность Базарова. 5. Учитель. Нам известны факты биографии Базарова, его взгляды на жизнь. Но мы не знакомы с Анной  Сергеевной Одинцовой. Следующий фрагмент текста – биография Анны Сергеевны. Приложение 1, слайд № 5 (вопросы). Приложение 2. Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с фрагментом текста (эпизод № 2) и вопросами. После выразительного чтения и обсуждения в микрогруппах, учащиеся отвечают на вопросы устно. Вопросы: 1. Назовите особенности жизни Одинцовой к моменту встречи ее с Базаровым? 2. Как к ней относятся окружающие? Примерные ответы: 1. За ум, независимость и гордость ее боялись и уважали, но не любили. 2. Обеспеченность как основа ее независимости, возможность роскоши в жизни, спокойствие, ум и самостоятельность, холодность  и незнание любви, отсутствие интересных людей вокруг, отсутствие друзей – вот основные особенности жизни  Одинцовой до встречи с Базаровым. 6. Учитель. Приложение 1, слайд № 6. Следующий этап развития сюжетной линии – встреча в гостинице. На  экране изложены основные наблюдения героев. “Вот тебе раз! бабы испугался! – подумал Базаров и заговорил  преувеличенно развязно. “Одинцова не спускала с него ясных глаз”. “Ломанье Базарова в первые минуты  посещения неприятно подействовало на нее...но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение, и ей это  даже польстило”. “Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова”. Действия учащихся: один из учащихся пересказывает основные события встречи. После пересказа учащиеся  отвечают на вопросы. Вопросы: Какие качества рассмотрела Одинцова в Базарове? Почему она решилась  пригласить друзей к себе в Никольское? Примерные ответы: Одинцова учла неразвитость художественного  вкуса у Базарова, но увидела в нем ум, самобытность, силу и отсутствие пошлости. Для Одинцовой – это  интересное новое знакомство, которое способно нарушить уединение и одиночество, внести свежую струю  воздуха в привычный образ жизни.7. Учитель. Презентация, слайд № 7. Следующий этап – Базаров и Аркадий гостят в Никольском. На экране  изложены основные изменения в психологии поведения Базарова и Одинцовой. Прочитайте и ответьте на  вопросы. Выводы запишите в тетрадь. Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с цитатами и вопросами, два ученика читают цитаты,  после обсуждения отвечают на вопросы. Выводы записывают в тетрадь. Вопрос: определите основные  изменения в психологии поведения Базарова и Анны Сергеевны. “В Базарове...стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел  сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало”. “В разговоре с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему  романтическому; а оставшись наедине, с негодованием сознавал романтика в самом себе”. “Он поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она много о нем думала. В его отсутствие она не скучала,  не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло...Она как будто хотела и его испытать и себя изведать”. Примерные ответы: Одинцовой любопытен Базаров, она чувствует пропасть между ним и собой, но сила его  натуры ее увлекает. Базаров любит в Одинцовой не только красивую женщину, но и человека умного и сильного. Отрицаемая им любовь заняла его сердце. Учитель. Приложение 1, слайд № 8. Обратимся к просмотру фрагмента фильма “Отцы и дети”, сцена  объяснения Базарова и Одинцовой. Обратите внимание на поведении героев, их эмоции, оттенки  переживаний. Вопрос: какие эмоции испытывают герои в этой сцене? Как раскрываются характеры героев в  сцене объяснения? Примерные ответы: Базаров испытывает сильнейшее переживание, он открывает для себя новое чувство, не  стыдится признаться в своей любви Одинцовой. Для Одинцовой признание Базарова – это нарушение ее  внутреннего устоявшегося мира. Она тоже испытывает душевный подъем, но не решается разрушить внутренний комфорт. 8. Учитель. Приложение 1, слайд № 9 (вопросы на экране). Обратимся к главе XVIII романа. Прочитайте сцену объяснения и ответьте на вопросы. Приложение 2. Эпизод № 3. Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с фрагментом текста и  вопросами. Вопросы: почему же не состоялось счастье Базарова? Почему Одинцова так и не ответила на его  любовь? Учащиеся читают вслух фрагмент, обсуждают вопросы, выводы записывают в тетрадь. Примерные ответы: Базарову очень тяжело в этом конфликте. Он отрицал чувство любви в романтическом  плане, а сам полюбил Одинцову. Для Одинцовой вторжение Базарова в ее жизнь означает конец душевного  спокойствия. Базаров из чуждого ей мира, это мезальянс. В отношении материальном он не мог ей дать ничего,  он отрицает те устои жизни, которые для нее привычны. Она не готова идти за ним в его жизнь, не готова  впустить его в свою. Да и Базарову в ее жизни будет неуютно. 9. Учитель. Приложение 1, слайд № 10. На уроке мы проследили внутренние психологические изменения  героев, раскрытие характеров героев через любовь. 10. Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание (письменно ответьте на вопрос): Вспомните эпиграф нашего урока. Поразмышляйте над  словами Тургенева о любви, проанализируйте психологические портреты героев, их поступки и мысли. 1. Поведение героев в ситуации любви: их психологический портрет. 2. Могли иначе закончиться взаимоотношения Базарова и Одинцовой? Список литературы. 1. Тургенев И. И. Собр. Соч.: В 28 т. – М. – Л.1960­1965. – Т. 7. 2. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. – СПб.: 2000. 3. Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”. – М.: 1991. 4. Тургенев в школе/ Составитель Курдюмова Т. С. – М.: 1981.

Посмотрите также