Две Катерины. 10-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Две Катерины. 10-й класс Цель урока: в результате сравнительного анализа выявить сходство и различие произведений (жанр, сюжет, образы). Задачи урока: • аналитическая работа с текстом; • повторение литературоведческих понятий: очерк, хроника, повесть, рассказ; • привитие интереса к творчеству Н.С.Лескова. Эпиграф урока: “Я смело, даже, может быть дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не себе этого ни в какую заслугу”. Н.С.Лесков (ХРОНИКА – (с греч. – относящийся ко времени) – историческое повествование, где события описаны по годам. ОЧЕРК – прозаический документальный жанр. Очерк чаще всего посвящается современной автору жизни и людям. В то же время очерк сохраняет особенности образного отражения жизни, и в это смысле очерк приближается к рассказу. РАССКАЗ –малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц – особенность этой жанровой формы. ПОВЕСТЬ – жанр повествовательной литературы, по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман. Чаще всего это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя.)
Иконка файла материала Две Катерины. 10-й класс.doc
Две Катерины. 10-й класс Цель урока: в результате сравнительного анализа выявить сходство и различие произведений (жанр, сюжет,  образы). Задачи урока:    аналитическая работа с текстом; повторение литературоведческих понятий: очерк, хроника, повесть, рассказ; привитие интереса к творчеству Н.С.Лескова. Эпиграф урока: “Я смело, даже, может быть дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не себе этого ни в какую заслугу”.  Н.С.Лесков Ход урока – Вы прочитали произведение Н.С.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. Ваши впечатления? – Какова жанровая принадлежность произведения? (ХРОНИКА – (с греч. – относящийся ко времени) – историческое повествование, где события описаны по годам. ОЧЕРК – прозаический документальный жанр. Очерк чаще всего посвящается современной автору жизни и  людям. В то же время очерк сохраняет особенности образного отражения жизни, и в это смысле очерк  приближается к рассказу. РАССКАЗ –малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого­либо эпизода из  жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц – особенность этой  жанровой формы. ПОВЕСТЬ – жанр повествовательной литературы, по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее  развернут, чем роман. Чаще всего это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с  судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя.) – Да, несомненно, это повесть. Но почему Лесков определил жанр этого произведения как очерк? (“Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле”,– писал Н.С.Лесков. В повести, по­ видимому, отразилось одно из ранних орловских впечатлений Лескова, пришедшее ему на память: “Раз одному  соседу­старику, который “зажился” за семьдесят годов и пошел в летний день отдохнуть под куст смородины,  нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч… Я помню, как его хоронили… Ухо у него отвалилось…  Потом ее на Ильинке (площади) “палач терзал”. Она была молодая, и все удивлялись, какая она белая…” (“ Как я учился праздновать”. Из детских воспоминаний писателя.) – И все же это повесть. – Давайте обратимся к названию повести. В чем необычность? (Леди Макбет – шекспировский размах, Мценский уезд – глухая российская провинция.) – Главная героиня повести – Катерина Львовна Измайлова. Судьбу какой другой героини напоминает ее  судьба? (Катерины Кабановой из пьесы А.Н.Островского “Гроза”. Сюжетные параллели: молодая купеческая жена  расстается с мужем, на время уезжающим из дома. Во время разлуки к героиням приходит любовь. Трагическая  развязка.) – Обнаруженное сходство не случайность. Н.С.Лесков в этом произведении полемизирует с Островским.  Противопоставление Измайловой и Кабановой выявляет прямо противоположные стихии русского  национального характера. Работа с текстами произведений. – Как жили героини до замужества? – Как ведут себя героини после замужества?(Катерина Кабанова – внутреннее беспокойство, тоска о былом, попытка “полюбить” мужа. Катерина Измайлова – сонное оцепенение, доходящее до одури.) – Как приходит к героиням любовь? (К Катерине Кабановой – словно “мечта­какая­то” Сама эта мечта окрашена поэтической образностью народной  лирической песни. Чувство долга. Психологическая драма, заставляющая и радоваться, и страдать. К Катерине Измайловой любовь приходит как игра от скуки.) – И в повести Лескова, и в “Грозе” мы слышим народные, фольклорные мотивы. Какова их роль? (В“Грозе”– естественный способ внутреннего душевного самовыражения героини.  В лесковской повести песенная цитата – своеобразное речевое клише, которым в совершенстве владеет Сергей.) – Итак, одна и та же ситуация приводит героинь Островского и Лескова к прямо противоположным действиям,  определяющим развитие сюжета в драме и в повести. Каким? (Катерина Кабанова – нравственное страдание, невозможность жить в ладу с собой. Катерина Измайлова не ведает рефлексии. Внутренних преград для страсти нет. История ее любви – это история преступлений.) – Что стало причиной смерти Бориса Тимофеевича? – Изменилось ли поведение Катерины Измайловой после смерти свекра? – Каков смысл эпиграфа? – Второе преступление. Кто виноват в смерти Зиновия Борисовича? Что потрясло вас в этой сцене больше  всего? Какая деталь? – Можно ли было предсказать третье преступление? – Какие цели преследуют любовники? (Сергей – богатство, Катерина Львовна – его любовь.) – Разоблачение преступников и их наказание – это сюжетный итог повествования? – Как меняется поведение героини после ареста? – Отношение к родившемуся ребенку? – Что изменилось в поведении Катерины на этапе? Какое чувство она вызывает? – Какое испытание было самым страшным для Катерины Измайловой? (Унижение со стороны Сергея, понимание того, что ее не любили.) – Смерть героинь. Почему? Как умирают? – Кто виноват в разыгравшейся трагедии? Д.Шостакович, создавший оперу “Катерина Измайлова” оправдывает  героиню, обвиняя окружающее ее общество. Как считаете вы? – Что нового сказал Н.С.Лесков о русском национальном характере? В чем полемика с Островским? – В позднейшей беседе с В.В.Крестовским Н.С.Лесков вспоминал: “А я вот, когда писал свою “Леди Макбет”, то  под влиянием Взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами  невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам  движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которые мне не забыть никогда. С тех пор  избегаю описания таких ужасов” Таких ужасов Лесков, действительно, больше не описывал, но к теме любви, “запретной любви”, невозможной  любви он обращался не раз, рисуя неповторимые женские образы. Домашнее задание. Прочитать рассказ Лескова “Тупейный художник”. Сравнить его с “Леди Макбет” и с “Сорокой­воровкой”  А.И.Герцена.

Посмотрите также