Двойники (урок внеклассного чтения в 10-м классе по повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда")
Цели урока:
• обучающая – целостный анализ литературного произведения;
• развивающая – развитие ассоциативного, логического мышления (логические операции: сопоставление, абстрагирование, обобщение);
• воспитывающая – размышление над жизненно значимыми нравственными понятиями (любовь, дети, деньги).
Ход урока
I. Доброе утро!
Каждого из вас я просила принести на урок зеркальце.
Привычный каждому предмет.
Привычное для уха слово.
(Показать маленькое зеркальце.)
На доске и в тетрадях записать:
Зеркало – зькати ,смотреть’
,видеть’
Создав зеркало, люди и не подозревали, что придумали одну из самых загадочных в мире вещей. Со временем стало приходить понимание, что оно не только может отражать наш облик или помогает пускать солнечные зайчики…
Посмотрите на себя в зеркальце. Вы видите себя или своего двойника?
Тема сегодняшнего нашего урока: “Двойники”
Двойники (урок внеклассного чтения в 10-м классе по
повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского
уезда")
Цели урока:
обучающая – целостный анализ литературного произведения;
развивающая – развитие ассоциативного, логического мышления (логические операции: сопоставление,
абстрагирование, обобщение);
воспитывающая – размышление над жизненно значимыми нравственными понятиями (любовь, дети,
деньги).
I. Доброе утро!
Каждого из вас я просила принести на урок зеркальце.
Ход урока
Привычный каждому предмет.
Привычное для уха слово.
(Показать маленькое зеркальце.)
На доске и в тетрадях записать:
Зеркало – зькати ,смотреть’
,видеть’
Создав зеркало, люди и не подозревали, что придумали одну из самых загадочных в мире вещей. Со временем
стало приходить понимание, что оно не только может отражать наш облик или помогает пускать солнечные
зайчики…
Посмотрите на себя в зеркальце. Вы видите себя или своего двойника?
Тема сегодняшнего нашего урока: “Двойники”
II. (Вновь взять в руки маленькое зеркальце.)
Этого предмета нет на страницах повести Николая Семёновича Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. И все
же не могу представить дом Катерины Львовны Измайловой без зеркала. Ведь она молодая женщина.
(Учитель начинает фразу, ученики продолжают, работая с текстом).
Ей…(“24 года”)
Она не родилась красавицей, НО…(“росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная,
плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж
досиня чёрные волосы”).
Я совсем на неё не похожа.
И все же напрягите воображение.
Постарайтесь увидеть её.
(Набросить на плечи большой платок, сесть подпершись и поглядеть в зеркало в старинной раме, стоящее на
столе.)
Какое слово могла бы произнести Катерина Львовна, сидя у зеркала?
На доске и в тетради:
Скука – кукати ,горевать’,плакать’
Посчитаем в первой главе, сколько раз повторяется это слово (7).
Истомилась душа.
А тут ОН …
(Прочтите портрет Сергея.)
“Молодец с дерзким красивым лицом, обрамленным черными, как смоль, кудрями и едва пробивающейся
бородкой”
Весна.
Любовь. Какая любовь? Подберите эпитет. (Страстная.)
Любопытна этимология слова.
Страсть страдание работа, нужда
(Записать на доске и в тетради.)
Соедините слово СТРАСТЬ с его этимологическим значением РАБОТА…НУЖДА
Какое интересное возникает толкование. (Ответы учеников.)
(Учитель читает эпизод, ученики сами отыскивают в тексте нужную страницу.)
“Посмотри, Сережа, райто, райто какой!” воскликнула Катерина Львовна, смотря сквозь покрывающие её
густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц.
Лунный свет, пробиваясь сквозь листья и цветы яблони, самыми причудливыми, светлыми пятнышками
разбегался по лицу и по всей фигуре лежавшей навзничь Катерины Львовны; в воздухе стояла тишина; только
легонький теплый ветерочек чуть пошевеливал сонные листья и разносил тонкий аромат цветущих трав и
деревьев. Дышалось чемто томящим, располагающим к лени, к неге и к темным желаниям”.
“Райто какой!” хочется воскликнуть вместе с Катериной Львовной.
(На доске небольшая таблица в два столбика. В первом заголовок – рай.)
(Продолжить чтение.)
“Катерина Львовна, не получая ответа, опять замолчала и все смотрела сквозь бледнорозовые цветы яблони на
небо. Обхватив обеими руками свои колени, он сосредоточенно глядел на свои сапожки”.
Заметили разницу между ними? (она – в небо, он – в землю).
(В первом столбике – она ^, он v)
Екатерина Львовна пока не знает, какое горькое разочарование и мучительную боль принесет ей любовь к
Сергею. Может быть, чувствует, поскольку предупреждает: “Я с тобой, друг мой сердечный, живая не
расстанусь”.
По накалу чувств ее слова напомнили мне песню Земфиры (звучит фрагмент песни “Хочешь” со слов:
“Пожалуйста. Не умирай или мне придется тоже…”
до слов:
“Хочешь, я убью соседей, что мешают спать…”)
(Учитель читает отрывок.)
“Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест”.
Какую мы увидели бы ее в зеркале в этот момент?
(Воодушевленная, с сияющими глазами…)
(Запись в тетради и на доске.)
Безоглядная любовь! Что значит “безоглядная”?
(Выделить корень и приставки, истолковать их значение.)А если оглянуться?
(Произносить фразы из текста с пропусками, чтобы ученики вставляли эти слова. Сопровождать чтение
элементами театрализации.)
“Собственными… (руками) … приготовляла … особое … (кушанье), готовя убийство свекра”.
“… в правой … (руке) … тяжелый литой … (подсвечник)”. Им ударила по виску мужа.
“… сдавила … (своими руками) … Сергеевы руки, лежавшие на мужнином горле”.
Оглянуться страшно. Ад! (Озаглавить второй столбик.)
Что отразилось бы в зеркале в этот момент?
(* Львовна, оскал)
(На доске и в тетради.)
Хищница – хыща хытити
,хватать’
Женщина – хищница. Любящая женщина. Можно ли хватать в любви?
(Вопрос не требует ответа, а только заставляет задуматься.)
Вновь посмотрите на себя в зеркальце.
(На доске и в тетради.)
отражение (выделить корень –раж)
разить (выделить корень –раз; в этимологическом словаре ,черта’)
(Провести пальцами по грани зеркальца.)
(Читать из газеты “Тайная власть” № 5, 2000 г.)
Мистики и экстрасенсы считают, что в зеркале мы видим не свое отражение, как принято считать, а зеркального
двойника – нашу копию, обитающую в потустороннем мире.
Содрогнешься от ужаса, увидев двойника Катерины Львовны. А она равнодушна.
И все же голос её дрогнул.
В какой момент? (Перед убийством Феди.)
Всенощная. Бабушка ушла на службу. В доме больной Федя да Катерина Львовна с Сергеем.
(Зажечь свечи.)
“Сходить к Феде: он там один”.
(Выключить свет, читать при свече.)
Тетенька. Я боюсь.
Чего боишься? … Ляг.
Я, тетенька, не хочу.
Нет, ты, Федя, послушай меня, ляг, пора; ляг.
Что это вы, тетенька! Да я не хочу совсем.
Нет, ты ложись, ложись, приговаривала Катерина Львовна опять изменившимся, нетвердым голосом и, схватив
мальчика под мышки, положила на изголовье.
В это мгновение Федя неистово вскликнул: он увидел входящего бледного, босого Сергея.
Катерина Львовна захватила своей ладонью раскрытый в ужасе рот испуганного ребенка и крикнула: А ну
скорее; держи ровно, чтоб не бился!
Сергей взял Федю за ноги и за руки, а Катерина Львовна одним движением закрыла детское личико страдальца
большой пуховой подушкой и сама навалилась на нее крепкой упругой грудью.Минуты четыре в комнате было могильное молчание.
Кончился, прошептала Катерина Львовна…
(Включить свет.)
Образа вокруг. Лампадки сияют (показать рукой на икону, лампадку, свечи).
(Держать паузу.)
Нехристь!
(Перевернуть икону, обратная сторона которой – зеркало.)
Чье лицо отразится? (Ее, Сергея). (Варианты ответов.)
(Учитель начинает фразу, ученики продолжают.)
Ниже женщине невозможно пасть. Именно в этот вечер под сердцем … (повернулся ее собственный ребенок.)
Именно в этот вечер, навалившись крепкой упругой грудью, она другого… (Убила.)
А после и от собственного отмахнулась (“Ну его совсем!”)
Вспомнился роман Булгакова “Мастер и Маргарита”
Маргарита, став королевой на Бале у Сатаны, встречает гостей – великих грешников, узнает о Фриде.
(Читать.)
“ К ней камеристка приставлена и тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок. Как она проснется,
так платок уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила в реке, но ничего не помогает.
Какой платок? – шептала Маргарита, подымая и опуская руку.
С синей каемочкой платок. Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин както ее зазвал в кладовую, а
через девять месяцев она родила мальчика. Унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала
мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка”.
Маргарита помогает этой женщине, потому что та раскаялась.
Катерине Львовне нет прощения, потому что СОВЕСТЬ ее не мучает (на доске и в тетради)
СОВЕСТЬ. (Выделить приставку со и корень –весть.)
Используйте смысл слова. (Варианты толкования.)
Закройте левый глаз и посмотрите в зеркальце.
Увидели закрытый правый.
Все наоборот.
Как аукнется, … (так и откликнется).
Найдите два зеркальных эпизода (ученики называют главы).
глава XII глава XV
поясок синие чулки
поцелуй
пощечина плевок в глаз
(Коллективный анализ деталей.)
Екатерина Львовна увидеть – увидела, испытать – испытала.
А поняла ли?
(На доске и в тетради.)
обида – обвидети – обволокла (значение приставки об)(Показать жестом, как обида обволокла человека.)
Так и в жизни бывает, когда обиженный человек не может воспринимать мир реально. Помните об этом. Она
обиделась и … (убила). (Ученики читают эпизод.)
“еще минуту – и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и
одним махом перекинулась с ней за борт парома … через две секунды … она [Сонетка] снова вскинула руками;
но в это же время из другой волны почти по пояс поднялась над водой Катерина Львовна, бросилась на
Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались”.
III. (Вызвать к доске двух человек которые работают на двух отворотах доски. Остальные в тетрадях.)
Покажите линиями отражение ее души.
(Обсудить варианты, выбрать удачный.)
В средневековье калекшутов “выращивали” с детства.
(На доске и в тетрадях.)
калека – обезображенный
(Выделить корень, приставки и обосновать каждую.)
У Екатерины Львовны искалечена душа. Чем?
(Блицопрос по цепочке.)
А сейчас обратимся к названию повести.
На какие две половинки распадается название?
(Ученики или учитель дает историческую справку о Леди Макбет и о пьесе Шекспира.)
Почему Н.С. Лесков именно так назвал свое произведение?
IV. Вновь хочу обратиться к газете (“Тайная власть” № 5, 2000 г.)
“Обращаясь к своему двойнику, воздействуя на него, можно с помощью этого загадочного существа влиять на
свой (и чужой) внешний облик, на события нашей жизни”.
Глядя на себя в зеркало, приучите себя всегда думать о хорошем.
Записи на доске.
Повесть Николая Семеновича Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”.
Двойники
зеркало – зькати ,смотреть’
,видеть’
скука – кукати ,горевать’
,плакать’
страсть страдание работа нужда
рай ад
она^, онv
безоглядная хищница – хыща хытити
,хватать’
СОВЕСТЬ
Обидеть – обвидети – обволокло
Калека – обезображенный