Развернутый план урока
Цели урока:
• образовательная: познакомить обучающихся со стихотворениями Е.Евтушенко, в которых отразились факты истории Сибири
• развивающая: совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Е.Евтушенко; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; развивать речевые, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, формировать навыки самостоятельной учебной деятельности
• воспитательная: способствовать воспитанию духовно богатой личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую родину, свой народ и культуру, уважающего традиции и культуру других народов
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: смешанный.
Оборудование: портрет Е.Евтушенко, дидактический материал.
Методы: методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Дыхание истории Сибири в лирике Е.Евтушенко
Развернутый план урока
Цели урока:
образовательная: познакомить обучающихся со стихотворениями Е.Евтушенко, в которых отразились
факты истории Сибири
развивающая: совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере
стихотворений Е.Евтушенко; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
развивать речевые, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, формировать навыки
самостоятельной учебной деятельности
воспитательная: способствовать воспитанию духовно богатой личности, подлинного гражданина и
патриота России, любящего свою большую и малую родину, свой народ и культуру, уважающего
традиции и культуру других народов
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: смешанный.
Оборудование: портрет Е.Евтушенко, дидактический материал.
Методы: методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Приёмы: при работе с классом на данном уроке организую фронтальную, индивидуальную работу структура
урока и регламент:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Сообщение цели, темы, плана урока, актуализация знаний. – 2 мин.
3. Постановка проблемы. Объяснение нового материала. – 10 мин.
4. Первичное или сопутствующее закрепление нового материала. Обобщение темы. Самостоятельная
работа учащихся. – 27 мин.
5. Итоги урока. – 5 мин.
Информационные источники:
Власенко А. Жизненная правда и поэтическое мастерство. Лит. газета, 1958, 3 апреля. О стихотворении
"Пахла станция Зима молоком и кедрами..."
Нехорошев Ю., Шитов А. Евгений Евтушенко: Научновспомогательный библиографический указатель.
Челябинск, 1981. 133 с. Под ред. И. Н. Табашникова.
Оскоцкий В. Гордый дух гражданства. – Лит. обозрение, 1981, 7.
Особенности данного урока: урок данного типа предоставляет возможность решить разнообразные задачи:
объяснить новый материал; проверить правильность его восприятия и понимания, проконтролировать знания,
организовать применение вновь полученных знаний в решении практических заданий. Разнообразные приемы
работы повышают эффективность занятия.
Оформление доски:
Без стихов любити России не быти
Е.Евтушенко
Да ведают потомки православных
Родной земли минувшую судьбу…
А.С.Пушкин
1. Организационный момент
Ход урока
Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка отсутствующих, организация внимания.Учитель: На несколько секунд попробуем задержать дыхание. Очень трудно не дышать. Сегодня на уроке нам
важно уловить в лирике поэта Е.Евтушенко «дыхание истории Сибири», и хочется верить в то, что его
стихотворения станут для всех «легким дыханием».
2. Объявление темы урока, запись ее в тетрадь. Постановка целей занятия
Посмотрите на тему урока и постарайтесь сформулировать цель. Что я должен изучить? С какой целью?
Примерные ответы учащихся:
Открыть для себя страницы жизненного и творческого пути поэта Е.Евтушенко, проанализировать
стихотворения, в которых говорится о родной Сибири.
3. Изучение нового материала
Когдато история и литература вообще были нерасчленимы. Достаточно назвать древние летописные своды:
«Повесть временных лет», «Сказание о Мамаевом побоище». Это сочинения одновременно и исторические, и
литературные. С 18 столетия историческая наука в России выделилась в самостоятельную область знания. Но и
20, и 21 вв. сохраняется ее близость к художественной литературе. Одной из характерных черт русской
литературы был интерес писателей к историческому прошлому своего народа, своей малой родины.
Вопрос учителя: С чего же начинается Родина для человека?
Примерные ответы учащихся:
С семьи, родного дома, где закладывается нравственные основы личности.
Со знакомых и милых сердцу мест улиц, строений, с живой разговорной речи земляков, с народных традиций и
обычаев.
Учитель: И сегодня мы познакомимся с вами со стихотворениями поэта, неистово влюбленного в свою малую
родину (станция Зима). Познакомимся с человеком, чтящим свои сибирские корни, сибирскую породу.
Сообщение ученика:
Е.Евтушенко родился 18 июля 1933 года на станции Зима в Иркутской области. Регулярно начал печататься с 16
лет, но началом серьезной работы Евтушенко считает стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», написанные в
1952г. В этом же году вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего». После автобиографической
поэмы «Станция Зима» Евтушенко на целое десятилетие делается самым популярным советским поэтом.
В 1991г. уехал с семьей преподавать в США. Работает в двух американских университетах в НьюЙорке и
штате Оклахома. Мечтает написать «Евгения Онегина» в прозе, роман о шестидесятниках.
Чтение наизусть стихотворения учащимся: «Сойти на тихой станции Зима…»
Давайте совершим прогулку с поэтом по его родному городу.
Вопросы учителя:
Что привлекает ваше внимание в этом стихотворении?
Тихая станция Зима. Просто ли время года спрятано за этим именем?
Оправдано ли повторение слов: «где…», «тот же…» в начале следующих строк?
Найдите выразительные, точные эпитеты, сравнения ( «где масла яркожелтые шары», « с мальчишеской
ватагой гулевой», «старинный мед»…).
Какое слово в стихотворении является ключевым?
Примерные ответы учащихся. Поэт вспоминает картины из детства: «пыльные доски тротуара», «звяканье
весов», «цветастые миски», «птичьи гнезда в нише» и т.д. Ключевое слово дом, родной очаг. Все слова в
стихотворении сливаются в этом слове как ручейки в реке.
Учитель: Стихотворение можно «нарисовать». Нарисуйте, сделайте коллаж (устное словесное рисование).
Вопрос учителя: Подумайте, какие строки в стихотворении чисто «евтушенковские»?
Примерные ответы учащихся:«и вдруг понять, как мало в жизни сделал, как много в жизни сделать я могу»)
Вопрос учителя:
Как вы их понимаете?
Опишите чувства поэта.
Примерные ответы учащихся:
Надо жить среди людей и для них, так как нельзя правильно показать жизнь в произведениях, чувства и мысли
людей, не зная, чем они живут. Что радует людей, а что их печалит? Что определяет их быт и характер? Только
знание дает ответы на вопросы.
Учитель: Именно в языке сосредоточен жизненный опыт прошлых поколений. П.А.Вяземский писал: «Язык есть
исповедь народа». Простой, живой, разговорный язык сибиряков материализовался в стихотворении
Е.Евтушенко «Родной сибирский говорок».
Стихотворение дает формулы отражений определенных явлений жизни, а значит, достаточно объективно
отражают пусть узкую, но определенную страничку истории.
Тексты на столах учащихся.
Послушаем стихотворение «Родной сибирский говорок».
Вопросы учителя:
Понравилось? Прочитайте полюбившиеся строки.
О чем это стихотворение?
С чем сравнивает поэт «родной сибирский говорок»? Вы могли бы продолжить этот ряд сравнений?
Объясните трудные слова и выражения, встречающиеся в тексте.
Индивидуальное задание : работа со словарем русских говоров Забайкалья.
Чалдон.см.Челдон
1.Челдон и Чалдон, а, м.1.
Сибиряк, русский старожил Сибири. У чалдона свой норов. Чалдон говорит негромко, ходит не торопится, ест
не быстро, чалдона скоро не рассердишь, ввысь почти не смотрит, а все больше по сторонам да вперед,
жалуется на свою судьбу редко, в доме любит порядок и простор, работает при нужде и при достатке,
хвастаться не любит.
2. Бродяга, беглый, каторжник.
Вопросы учителя:
С какой целью Е.Евтушенко использует диалектизмы?
Вспомните словадиалектизмы, употребляемые в вашей местности?
Учитель: Поэт в стихотворении говорит о том, что невозможно представить себе, что можно забыть родной язык,
родную говорю.
Е.Евтушенко как художника и гражданина заботят истоки, не просто сохранение исторической, но именно
родовой памяти.
Все наиболее важные события в жизни человека отмечались по особому ритуалу, по установленному обряду. На
основе народных традиций в каждой национальной среде рождались праздники, закреплявшие как сами
традиции, так и нормы поведения людей в типичных ситуациях, формы выражения уважения к старшим, любви к
земле, Отечеству, верности семье, обычаям предков. Об одном таком обычае сибиряков рассказывает поэт в
своем стихотворении «Сватовство».
В Сибири когдато был на первый взгляд варварский, но мудрый обычай. Во время сватовства невеста должна
была вымыть ноги жениха, а после выпить эту воду. Лишь в этом случае невеста считалась достойной, чтобы ее
взяли в жены.Послушаем это стихотворение.
Вопросы учителя:
Можно ли утверждать, что стихотворение не только высокохудожественное, но и высоконравственное?
Обоснуйте свою точку зрения.
Назовите любой традиционный народный праздник сибиряков?
Каким идеалам посвящены эти праздники и формированию каких нравственных качеств они служат?
4. Рефлексия
Вопрос учителя:
Какие воспоминания о родном крае, любимом городе, селе, людях навеяли эти стихотворения? Поделитесь ими.
Примерные ответы учащихся:
Вспомнил, как в лес ходил, наблюдал за белкой.
Михаил С.
Коней запрягу, на поле еду, тишина в душе, хотя звуков раздается много.
Сервер Ю.
Иркутск. Улица Урицкого, толкотня, но все живет, движется. Много молодежи. Дома высокие, красивые.
Сергей Р.
5. Подведение итогов занятия. Комментирование оценок.
Учитель: Эти стихотворения – урок для нас, урок любви к Родине «по – евтушенковски». В одном из интервью
поэт говорил, что именно благодаря постоянным возвращениям в дом моего детства я написал свои лучшие
стихи. «Я возвращаюсь в Сибирь не как гость, а как ее благодарный сын», так говорил в одном из интервью
Е.Евтушенко.