Дыхание истории Сибири в лирике Е.Евтушенко

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развернутый план урока Цели урока: • образовательная: познакомить обучающихся со стихотворениями Е.Евтушенко, в которых отразились факты истории Сибири • развивающая: совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Е.Евтушенко; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; развивать речевые, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, формировать навыки самостоятельной учебной деятельности • воспитательная: способствовать воспитанию духовно богатой личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую родину, свой народ и культуру, уважающего традиции и культуру других народов Тип урока: комбинированный урок. Вид урока: смешанный. Оборудование: портрет Е.Евтушенко, дидактический материал. Методы: методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Иконка файла материала Дыхание истории Сибири в лирике Е.Евтушенко.doc
Дыхание истории Сибири в лирике Е.Евтушенко Развернутый план урока Цели урока:    образовательная: познакомить обучающихся со стихотворениями Е.Евтушенко, в которых отразились  факты истории Сибири развивающая: совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере  стихотворений Е.Евтушенко; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;  развивать речевые, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, формировать навыки  самостоятельной учебной деятельности воспитательная: способствовать воспитанию духовно богатой личности, подлинного гражданина и  патриота России, любящего свою большую и малую родину, свой народ и культуру, уважающего  традиции и культуру других народов Тип урока: комбинированный урок. Вид урока: смешанный. Оборудование: портрет Е.Евтушенко, дидактический материал. Методы: методы обучения: словесный, наглядный, практический. Приёмы: при работе с классом на данном уроке организую фронтальную, индивидуальную работу структура  урока и регламент: 1. Организационный момент – 1 мин. 2. Сообщение цели, темы, плана урока, актуализация знаний. – 2 мин. 3. Постановка проблемы. Объяснение нового материала. – 10 мин. 4. Первичное или сопутствующее закрепление нового материала. Обобщение темы. Самостоятельная  работа учащихся. – 27 мин. 5. Итоги урока. – 5 мин. Информационные источники:  Власенко А. Жизненная правда и поэтическое мастерство. ­ Лит. газета, 1958, 3 апреля. О стихотворении "Пахла станция Зима молоком и кедрами..."  Нехорошев Ю., Шитов А. Евгений Евтушенко: Научно­вспомогательный библиографический указатель.  ­Челябинск, 1981. ­ 133 с. Под ред. И. Н. Табашникова.  Оскоцкий В. Гордый дух гражданства. – Лит. обозрение, 1981, 7. Особенности данного урока: урок данного типа предоставляет возможность решить разнообразные задачи:  объяснить новый материал; проверить правильность его восприятия и понимания, проконтролировать знания,  организовать применение вновь полученных знаний в решении практических заданий. Разнообразные приемы  работы повышают эффективность занятия. Оформление доски: Без стихов любити России не быти Е.Евтушенко Да ведают потомки православных Родной земли минувшую судьбу… А.С.Пушкин 1. Организационный момент Ход урока Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка отсутствующих, организация внимания.Учитель: На несколько секунд попробуем задержать дыхание. Очень трудно не дышать. Сегодня на уроке нам  важно уловить в лирике поэта Е.Евтушенко «дыхание истории Сибири», и хочется верить в то, что его  стихотворения станут для всех «легким дыханием». 2. Объявление темы урока, запись ее в тетрадь. Постановка целей занятия Посмотрите на тему урока и постарайтесь сформулировать цель. Что я должен изучить? С какой целью? Примерные ответы учащихся: Открыть для себя страницы жизненного и творческого пути поэта Е.Евтушенко, проанализировать  стихотворения, в которых говорится о родной Сибири. 3. Изучение нового материала Когда­то история и литература вообще были нерасчленимы. Достаточно назвать древние летописные своды:  «Повесть временных лет», «Сказание о Мамаевом побоище». Это сочинения одновременно и исторические, и  литературные. С 18 столетия историческая наука в России выделилась в самостоятельную область знания. Но и  20, и 21 вв. сохраняется ее близость к художественной литературе. Одной из характерных черт русской  литературы был интерес писателей к историческому прошлому своего народа, своей малой родины. Вопрос учителя: С чего же начинается Родина для человека? Примерные ответы учащихся: С семьи, родного дома, где закладывается нравственные основы личности. Со знакомых и милых сердцу мест ­ улиц, строений, с живой разговорной речи земляков, с народных традиций и  обычаев. Учитель: И сегодня мы познакомимся с вами со стихотворениями поэта, неистово влюбленного в свою малую  родину (станция Зима). Познакомимся с человеком, чтящим свои сибирские корни, сибирскую породу. Сообщение ученика: Е.Евтушенко родился 18 июля 1933 года на станции Зима в Иркутской области. Регулярно начал печататься с 16 лет, но началом серьезной работы Евтушенко считает стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», написанные в 1952г. В этом же году вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего». После автобиографической  поэмы «Станция Зима» Евтушенко на целое десятилетие делается самым популярным советским поэтом. В 1991г. уехал с семьей преподавать в США. Работает в двух американских университетах ­ в Нью­Йорке и  штате Оклахома. Мечтает написать «Евгения Онегина» в прозе, роман о шестидесятниках. Чтение наизусть стихотворения учащимся: «Сойти на тихой станции Зима…» Давайте совершим прогулку с поэтом по его родному городу. Вопросы учителя: ­ Что привлекает ваше внимание в этом стихотворении? ­ Тихая станция Зима. Просто ли время года спрятано за этим именем? ­ Оправдано ли повторение слов: «где…», «тот же…» в начале следующих строк? ­ Найдите выразительные, точные эпитеты, сравнения ( «где масла ярко­желтые шары», « с мальчишеской  ватагой гулевой», «старинный мед»…). ­ Какое слово в стихотворении является ключевым? Примерные ответы учащихся. Поэт вспоминает картины из детства: «пыльные доски тротуара», «звяканье  весов», «цветастые миски», «птичьи гнезда в нише» и т.д. Ключевое слово­ дом, родной очаг. Все слова в  стихотворении сливаются в этом слове как ручейки в реке. Учитель: Стихотворение можно «нарисовать». Нарисуйте, сделайте коллаж (устное словесное рисование). Вопрос учителя: Подумайте, какие строки в стихотворении чисто «евтушенковские»? Примерные ответы учащихся:«и вдруг понять, как мало в жизни сделал, как много в жизни сделать я могу») Вопрос учителя: ­ Как вы их понимаете? ­ Опишите чувства поэта. Примерные ответы учащихся: Надо жить среди людей и для них, так как нельзя правильно показать жизнь в произведениях, чувства и мысли  людей, не зная, чем они живут. Что радует людей, а что их печалит? Что определяет их быт и характер? Только  знание дает ответы на вопросы. Учитель: Именно в языке сосредоточен жизненный опыт прошлых поколений. П.А.Вяземский писал: «Язык есть  исповедь народа». Простой, живой, разговорный язык сибиряков материализовался в стихотворении  Е.Евтушенко «Родной сибирский говорок». Стихотворение дает формулы отражений определенных явлений жизни, а значит, достаточно объективно  отражают пусть узкую, но определенную страничку истории. Тексты на столах учащихся. Послушаем стихотворение «Родной сибирский говорок». Вопросы учителя: ­ Понравилось? Прочитайте полюбившиеся строки. ­ О чем это стихотворение? ­ С чем сравнивает поэт «родной сибирский говорок»? Вы могли бы продолжить этот ряд сравнений? ­ Объясните трудные слова и выражения, встречающиеся в тексте. Индивидуальное задание : работа со словарем русских говоров Забайкалья. Чалдон.см.Челдон 1.Челдон и Чалдон, а, м.1. Сибиряк, русский старожил Сибири. У чалдона свой норов. Чалдон говорит негромко, ходит ­ не торопится, ест  не быстро, чалдона скоро не рассердишь, ввысь почти не смотрит, а все больше по сторонам да вперед,  жалуется на свою судьбу редко, в доме любит порядок и простор, работает при нужде и при достатке,  хвастаться не любит. 2. Бродяга, беглый, каторжник. Вопросы учителя: ­ С какой целью Е.Евтушенко использует диалектизмы? ­ Вспомните слова­диалектизмы, употребляемые в вашей местности? Учитель: Поэт в стихотворении говорит о том, что невозможно представить себе, что можно забыть родной язык, родную говорю. Е.Евтушенко как художника и гражданина заботят истоки, не просто сохранение исторической, но именно  родовой памяти. Все наиболее важные события в жизни человека отмечались по особому ритуалу, по установленному обряду. На  основе народных традиций в каждой национальной среде рождались праздники, закреплявшие как сами  традиции, так и нормы поведения людей в типичных ситуациях, формы выражения уважения к старшим, любви к земле, Отечеству, верности семье, обычаям предков. Об одном таком обычае сибиряков рассказывает поэт в  своем стихотворении «Сватовство». В Сибири когда­то был на первый взгляд варварский, но мудрый обычай. Во время сватовства невеста должна  была вымыть ноги жениха, а после выпить эту воду. Лишь в этом случае невеста считалась достойной, чтобы ее  взяли в жены.Послушаем это стихотворение. Вопросы учителя: ­ Можно ли утверждать, что стихотворение не только высокохудожественное, но и высоконравственное? Обоснуйте свою точку зрения. ­ Назовите любой традиционный народный праздник сибиряков? ­ Каким идеалам посвящены эти праздники и формированию каких нравственных качеств они служат? 4. Рефлексия Вопрос учителя: Какие воспоминания о родном крае, любимом городе, селе, людях навеяли эти стихотворения? Поделитесь ими. Примерные ответы учащихся: Вспомнил, как в лес ходил, наблюдал за белкой. Михаил С. Коней запрягу, на поле еду, тишина в душе, хотя звуков раздается много. Сервер Ю. Иркутск. Улица Урицкого, толкотня, но все живет, движется. Много молодежи. Дома высокие, красивые. Сергей Р. 5. Подведение итогов занятия. Комментирование оценок. Учитель: Эти стихотворения – урок для нас, урок любви к Родине «по – евтушенковски». В одном из интервью  поэт говорил, что именно благодаря постоянным возвращениям в дом моего детства я написал свои лучшие  стихи. «Я возвращаюсь в Сибирь не как гость, а как ее благодарный сын»,­ так говорил в одном из интервью  Е.Евтушенко.

Посмотрите также