Джаз - искусство XX века
Оценка 5

Джаз - искусство XX века

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл—7 кл
27.10.2020
Джаз - искусство XX века
Музыка, которую любят миллионы людей в разных странах, за польора столетия прошла сложный путь развития. Родившись в негритянскийх районах американских городов конца XIX века, очень быстро покорила Европу, была изгоеем в России тридцатых годов, и дала начало современным течениям молодежной музыки. Сплав национальных интонационных пластов, ритмическая непредсказуемость, импровизация и стандарты, высочайший уровень исполнения - это все Джаз!
Джаз – искусство XX века.docx

                                Водопьянова Т.М.

                              Урок музыки 6 класс

 

 

                                                Джаз – искусство XX  века

«Переплыв Атлантику, из-за океана

В день какой неведомо,в неизвестный час

Вышел из морского он синего тумана,

Трубами сверкающий негритянский джаз!», так поется о джазе в одноименной песне.

Небоскребы Нью - Йорка

  Джаз – действительно искусство XX  века, точнее он появился за два года до начала нового столетия.  Одновременно с рождением авиации, кинематографа и радио. В его ритмах не было ничего от эпохи балов, сентиментальной поэзии, романтики. Зато ощущалось столько энергии, изобретательности.

 Авиация – начала XX  века http://yandex.ru/images/search?text=авиация%20начало%20xx%20века&img_url=http%3A%2F%2Fwww.shorpy.com%2Ffiles%2Fimages%2F13515u.jpg&pos=15&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-664-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1403964916182

 

Понять его природу

Несложно, но сначала

Ответьте на вопрос:

Какого цвета ветер?

И сразу всё понятно стало:

Весь этот блеск,

Весь этот ритм,

Вся эта боль,

Вся эта жизнь,

Весь этот джаз.  Изобретательность и импровизация отличали новое направление в музыки от привычной классики, ее правил. Дело в том, что джаз первоначально появился  в среде негритянских музыкантов – самоучек. А они даже не знали нотной грамоты. Зато было огромное желание  играть. Чувство ритма американские негры унаследовали у своих африканских предков.

Джаз в негритянских кварталах начала XX  века

Инструменты могли быть самые неприхотливые – барабан, доставшийся по случаю, разбитое пианино, труба, самодельное банджо, старый контрабас.

Оркестр в джазе

А иногда – ничего кроме голоса. Но и тогда рождались красивые и печальные спиричуэлы, блюзы. Непревзойденными исполнителями их станут впоследствии  Луи Амстронг и Элла Фитцджеральд.

Концерт Луи Амстронга  и Эллы Фитцджеральд.

The Same Time  - mp3

Главным центром развития джазовой музыки к началу 1920-х становится Чикаго, в котором усилиями многих музыкантов, собравшихся из разных концов США, создаётся стиль  Свинг -  наиболее характерным для свинга элементом стала своеобразная волнообразная «раскачка», возникавшая в результате взаимодействия равномерно пульсировавшей ритм-секции оркестра и «свингующими» голосами мелодических инструментов.

Чикагский джазовый оркестр 20 -годов

Бит – еще один важный джазовый термин. Это тяжелый удар, акцент, ритмический фундамент композиции. В последствии участники группы « Битлз» введут это слово в название коллектива.

Ударник в джазе

Большие оркестры, получили название биг-бендов. В них появились характерные для джазовой музыки саксофоны. Главную роль часто играет труба, ее оттеняют кларнеты , тромбоны. Рояль и контрабас поддерживают ритмическую пульсацию.

Биг - бэнд

Часто на джазовых концертах можно услышать аплодисменты во время исполнения номера. Так слушатели передают свое восхищение от игры солиста во время «джазового квадрата», сольного эпизода. Наверное, громче всего  они отзывались  на игру легендарного трубача Луи Амстронга.

Луи Амстронг - трубач

В одной из серий мультфильма «Ну, погоди!» звучит всемирный джазовый  хит «Караван»  Дюка Эллингтона , одного из американских джазовых музыкантов, завоевавший всеобщее признание.

«Ну, погоди!», серия  в цирке

«Караван»  Дюка Эллингтона- mp3

В чем особенно проявился гений Эллингтона? Во-первых, в редком чувстве музыкального колорита, у него были способности к рисованию. Он говорил, что «думает о музыке в категориях живописи», и с самого начала стремился передать звук «многоцветно», в разных тембрах. В создании чистого звука он почти не имел себе равных. Эллингтон взял простейшую мелодию, аранжировал ее и создал знаменитую композицию «Цвета Индиго». Необычное сочетание инструментов требовало точного звукового баланса между ними. Это -  как лучше смешать красный, желтый и белый цвета, чтобы получить нужный оттенок оранжевого? Мастерство Эллингтона  в решении таких задач внушало благоговение.

Эллингтон за роялем

 

«Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы её как уважаемую гостью в высшее музыкальное сообщество. Джордж Гершвин совершил это чудо. Он смело одел эту крайне независимую и современную леди в классические одежды концерта. Однако нисколько не уменьшил её очарования. Он - принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил её принцессой, вызывая удивление мира и бешенство её завистливых сестер" - так сказал о своём соотечественнике американский дирижер Уолтер Дамрош.  В течение пяти лихорадочных дней Гершвин написал одноактную джазовую оперу из жизни негров. Гершвин не был классическим джазовым композитором (в отличие, например, от своего ровесника Дюка Эллингтона). Он использовал отдельные элементы джаза в музыкальных жанрах и формах европейской традиции. И лучшее из его творений «Рапсодия в стиле блюз».

 

Джордж Гершвин

Mp3 -«Рапсодия в стиле блюз» - начало

Леонид Утесов устраивал знаменитые представления своего «Теа-джаза» (театрализованного джаза). Атмосферу  своего времени   передавали великолепные, сочившиеся музыкальной выдумкой программы. Представить себе утесовский коллектив лучше всего по фильму «Веселые ребята».

Фото из фильма – сцена драки, финал Веселые ребята».

Mp3-« Легко на сердце» - вариации

Еще один любимый всеми фильм – « Мы из джаза». Его герои готовы преодолеть любые трудности ради любимой музыки. Путем проб и ошибок они учатся  ощущению полета, вдохновения во время импровизации.

Кадр фильма « Мы из джаза».

Екатерина Южик  на ходу сымпровизировала стихотворение  и  о джазе и получилось очень стильно!

Какого цвета ветер?

Я спрашиваю вас.

Идя слепым по жизни,

Нельзя услышать джаз.

 

Тромбоны и кларнеты,

Рояль и контрабас...

Не слыша звук рассвета,

Нельзя исполнить джаз.

 

 

Рассвет, ветер

           

 

Аккордов кляксы в нотах,

Очки и всё при нём.

Но нету того драйва,

Пульсируйщей волны.

Джаз не имеет формы

Натянутой струны,

Как и любой другой -

Джаз вовсе не о том.

 

Понять его природу

Несложно, но сначала

Ответьте на вопрос:

Какого цвета ветер?

И сразу всё понятно стало:

Весь этот блеск,

Весь этот ритм,

Вся эта боль,

Вся эта жизнь,

Весь этот джаз. 

 

 

Джазовый концерт

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Водопьянова Т.М.

Водопьянова Т.М.

Непревзойденными исполнителями их станут впоследствии

Непревзойденными исполнителями их станут впоследствии

В создании чистого звука он почти не имел себе равных

В создании чистого звука он почти не имел себе равных

Леонид Утесов устраивал знаменитые представления своего «Теа-джаза» (театрализованного джаза)

Леонид Утесов устраивал знаменитые представления своего «Теа-джаза» (театрализованного джаза)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2020