Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Технологическая карта урока литературного чтения
Дата: 30.03.16
Урок 9
Дидактическое обоснование: «Литературное чтение», 1 класс Л.А.Ефросинина, УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Э. Мошковская «Лёд тронулся». И. СоколовМикитов «Русский лес»
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Э. Мошковская «Лёд тронулся». И. СоколовМикитов «Русский
лес».
Задачи:
Образовательные:
1) ознакомить с содержанием литературных произведений о природе Э. Мошковская «Лёд тронулся». И. СоколовМикитов
«Русский лес»;
Развивающие:
2) создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной
природы, выраженную в художественном слове;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; воспитание
усидчивости, уверенности в своих возможностях; способствовать овладению техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, воспитанию культуры речи, воспитания бережного отношения к окружающему миру.
Тип урока: урок открытия нового знания.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное произведение, анализируют и характеризуют
эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом;
метапредметные: р е г у л я т и в н ы е – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и
товарищей; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения действия;
п о з н а в а т е л ь н ы е – используют обозначения для моделирования обложки к произведению И. СоколоваМикитова «Русский
лес», строят речевое высказывание в устной форме, владеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного
произведения; осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; к о м м у н и к а т и в н ы е –
используют коммуникативноречевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
предметные: научатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (загадки, заклички, песни), читать вслух
произведения разных жанров
Оборудование: «Литературное чтение» А.О. Евдокимова, презентация.
1Методы работы: иллюстративнословесные, частичнопоисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Прозвенел весёлый звонок,
Мы начинаем урок.
Вы – любознательные дети,
Обо всём хотите знать на свете.
– Отгадайте загадку и определите, о чём пойдёт речь на уроке.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)
− Что вы знаете о лесе? Расскажите. (Лес – это дом для растений, животных.)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
II. Работа по теме урока.
1. Р а б о т а с р а с с к а з о м И. СоколоваМикитова «Русский лес».
С а м о с т о я т е л ь н о е ч т е н и е .
− О чём этот рассказ? Что вам в нём понравилось? Какие чувства вызывает это произведение?
С л о в а р н а я р а б о т а и у п р а ж н е н и я в чтении каждого предложения (картины).
В ы б о р о ч н о е ч т е н и е по заданию в учебнике.
2. И н с ц е н и р о в к а п о с т и х о т в о р е н и ю В. Ванюшева «В лесу».
М а л ь ч и к .
Небо гдето далеко
2Заблудилось меж вершин.
Заплутался я в лесу −
Я один, совсем один!
Сколько мне ещё бродить,
И пугаться, и дрожать?
Или влево мне идти,
Или вправо мне бежать?
Вот споткнулся на бегу
И невольно вскрикнул…
Ой!
Тут, представьте, лес спросил…
Что случилось? Что с тобой?
Сразу стало легче мне,
Сразу стало веселей,
Лесу крикнул я: «Привет!»
Лесу крикнул я: «Эгей!»
«Эгегей! – ответил лес, –
Не пугайся, я с тобой.
Видишь ягоду? Твоя.
Видишь гриб? Он тоже твой».
От его хороших слов
Посветлело всё вокруг…
И чего бояться мне,
Если лес – мой добрый друг!
В е д у щ и й .
М а л ь ч и к .
В е д у щ и й .
Л е с .
М а л ь ч и к .
Л е с .
М а л ь ч и к .
3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у и в тетради.
В ы п о л н е н и е з а д а н и й в тетради, проверка с поисковым чтением. (Ответы на кроссворд задания № 2: сова, соловей,
рябчики, журавли, пчёлы.)
Р а б о т а с з а г а д к а м и .
Ойлюли, тарарара!
Заходика, детвора!
Да подумай, посмекай,
Все загадки отгадай.
− В чём секрет загадок? С чего надо начинать поиск отгадки? (Прочитать вдумчиво, чтобы понять все слова, постараться
представить то, о чём говорится.)
3− Какие загадки вы знаете? Отгадайте мою загадку:
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль.)
Р а б о т а п о у ч е б н и к у . Выразительное чтение песенкизаклички.
− Внимание, сюрприз:
На поляне, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокорые берёзы –
Символ Родины моей.
− Какой русский человек не любит красавицу берёзу! Утомлённому она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит
тень. Есть у берёзы и свой праздник. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году. Сколько песен,
стихов сложено о белоствольных русских красавицах.
Учитель читает стихотворение Вс. Рождественского «Берёзка».
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней!
4. Д о п о л н и т е л ь н о е ч т е н и е . Слушание русской народной песни «Берёзонька».
− О чём поётся в песне? (О родной природе, о берёзе.) Что мы о ней узнаём? (Она белая, кудрявая. Листья у нее зелёные.) А
что значит белая, кудрявая? (Ствол у нее белого цвета. Тонкие ветки рассыпаны одна над другой, как кудри.)
− Ветки берёзы напоминают кудри волос. Раз у нее вьются веткикудри, значит, она похожа на человека? А в песне есть люди, на
которых похожа берёза? (Есть девушки, но они на берёзу не похожи.) Это песняпожелание, песняпросьба. Кто хочет её исполнить
так, чтобы передать надежду, ожидание девушек?
Р а б о т а п о в о п р о с а м и заданиям учебника.
4− Выделите голосом обращения и ласкательные суффиксы.
− Как бы вы проиллюстрировали эту песню?
В ы п о л н е н и е з а д а н и й в тетради.
Р а б о т а с п р о и з в е д е н и е м А. И. Куинджи «Берёзовая роща». (Показ слайда с репродукцией картины.)
− Рассмотрите на слайде репродукцию картины. Какие чувства испытываете? (Гордость, особую радость.) Так бывает, когда
входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту России. Вокруг стоят зелёнокудрявые, тихие и молчаливые берёзки, напоённые
соками земли. У И. И. Левитана тоже есть картина с названием «Берёзовая роща». Рассмотрите её. (Показ слайда.)
Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы. Густой ковёр изумрудной травы. Солнечные лучи никого не
могут оставить равнодушным. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.
− Что вы знаете о берёзе? (Ответы учащихся.)
5. Р а б о т а п о г р у п п а м .
− Прочитайте текст, представленный на карточке. Подготовьте ответы на вопросы.
К а р т о ч к а 1.
У берёзы древесина жёлтая или красноватобелая, мягкая, упругая, не очень долговечная, плохо расщепляется. Из берёзы
изготавливают мебель, резные изделия. Для различных поделок главным образом используют белую кору. Из них делают вазочки,
стойки, украшения на шкатулках.
В о п р о с : Что делают из древесины берёзы?
К а р т о ч к а 2.
Берёза живёт 100–120 лет. В народе говорят: «Если у берёзы листья появляются раньше, чем у ольхи, лето будет сухое, а если у
ольхи раньше – то мокрое».
В о п р о с : Какая примета связана с берёзой?
К а р т о ч к а 3.
В берёзе можно увидеть ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, Курочку Рябу и даже молоко. Но есть и другая
берёзка – военная. Тихо стоит она у солдатских могил.
В о п р о с : Какие образы и сравнения вмещает берёзка?
6. Ч т е н и е з а г а д о к «жужжащим чтением».
− Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас в России. Мила русскому человеку берёза и в песнях, и на картинах, и в
загадках.
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках.
5Стоит Алёна, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.
− Прочитайте загадку о берёзе в учебнике. Какие слова повторяются во всех загадках о берёзе?
7. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а . (Чтение, заучивание наизусть, придумывание загадок о березе.)
III. Итог урока.
− Какое настроение у вас после урока? Что помогло создать такое настроение?
Звучит песня о России (по выбору учителя).
6