Цели: 1. Познакомиться с новой единицей измерения времени.
2. Учиться читать и записывать данные календаря римскими цифрами.
3. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Математика, 3ий класс.
Урок 113 (§ 2.56).
Тема: Единицы измерения времени. Век (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Познакомиться с новой единицей измерения времени.
2. Учиться читать и записывать данные календаря римскими цифрами.
3. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний
(вспоминаем…)
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Математический диктант.
Уменьшаемое 500, вычитаемое 160.
Чему равна разность?
Множители 170 и 3. Найти произведение.
Делимое 375, делитель 5. найти частное.
Во сколько раз 960 больше 8?
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2 отбирать необходимые для
задачи
решения учебной
© ООО «Баласс», 2014
1 На сколько 860 больше числа 90?
Сумма 345, одно слагаемое – 250. Найти другое слагаемое.
К какому числу надо прибавить 460, чтобы получить 650?
Решите задачи:
В одной книге 250 страниц. В ней на 180 страниц больше, чем в
другой книге. Сколько страниц в другой книге?
В магазин привезли 248 пакетов молока. В первый день
продали ¼ часть всего молока. А во второй день – на 38 пакетов
больше. Сколько пакетов молока осталось в магазине? (86 п).
Работа в парах.
4. Задание № 1, с. 30
Прочитайте задание.
Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы.
4 5 3
Работа в парах.
1. Задание № 2, с. 30
Цель работы:
– актуализация существующих у детей знаний;
– сопоставление временных отрезков, относящихся к разным
векам;
Прочитайте задание, рассмотрите часть ленты времени, которую
составила Моана.
Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы.
2. Работа с текстом в оранжевой рамке.
Что нового вы узнали из текста?
А кто уже знал это?
Сообщение
знания
II.
нового
(узнаём…).
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.)
перерабатывать
полученную
информацию:
сравнивать и группировать
математические факты и
объекты.
4
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7 – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
© ООО «Баласс», 2014
2Первичное
III.
закрепление
(применяем…).
IV. Тренинг
(выбираем…).
4 3 5
Работа в парах.
1. Задание № 3, с. 3031
2. Задача № 4, с. 31
Прочитайте задания, обсудите в парах и подготовьте ответы на
поставленные вопросы.
Проверка парами по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
6 7 2 4 5
Решение задач.
1. Задача № 5а, с. 31
Прочитайте задачу.
Выделите все данные.
Продумайте, как смоделировать условие. (Схема).
Сколько частей надо выделить в схеме?
Как обозначим начальную точку нашей схемы?
( 8ч 15 мин)
На какой вопрос надо ответить?
Составьте план решения задачи.
Решите задачу.
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
ТОУУ
определять
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
общепринятых
задачи
в
© ООО «Баласс», 2014
3( Решение:
1. 2ч = 120(мин) преодолевали пролив между островами;
2. 120 : 3 = 40(мин) – пробирались между скалами:
3. 8 ч 15 мин + 2 ч + 45мин + 40 мин = 11 ч 40 мин)
Проверка решения индивидуальная или у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
2. Самостоятельная работа.
Задача № 5б, с. 31
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
П 1 5
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
ТОУУ
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
ТОУУ
сотрудничать
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
© ООО «Баласс», 2014
4при совместной работе над
учебной задачей;
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
3. Задание № 7, с. 31
Прочитайте задание.
Можете ли вы предположить результат?
Решение:
Если умножить на 4 разность задуманного числа и 5, то по
правилу
умножения разности на число получится разность учетверённого
задуманного числа и 20. Поскольку прибавлять два числа к
данному
числу можно в любом порядке, то прибавим сначала 20, получим
учетверённое задуманное число, а когда прибавим ещё и
задуманное
число, то получим упятерённое задуманное число. Разделив его на
5,
получим задуманное число.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какие задачи решали?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задание 6, с. 31. Задача № 5в, с. 31
Возможна работа с дидактическими материалами.
V. Итог урока.
VI. Возможное
домашнее задание.
Урок 114 (§ 2.57).
Тема: Единицы измерения длины. Километр (Урок сообщения нового знания)
© ООО «Баласс», 2014
5Цели: 1. Познакомиться с новой единицей измерения длины: километр.
2. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
3. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
4. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний
(вспоминаем…)
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
а) – Вычисли.
140 • 2 480 : 4 102 • 3 620 : 2 306 : 3
б) – Используя цифры 5, 0, 7, запишите все возможные трёхзначные
числа. Назовите среди них наибольшее и наименьшее число.
в) – Запишите, сколько в этих числах сотен и единиц, десятков и
единиц.
Сообщение 4 5 3
II.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2 отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
© ООО «Баласс», 2014
6нового
(узнаём…).
знания
Работа в парах.
1. Задание № 1, с. 32
Цель работы:
– создание ситуации наблюдения.
Рассмотрите задание.
Обсудите в парах и выполните.
Совместно подготовьте ответы на вопросы.
2. Работа с текстом в оранжевой рамке.
Что нового вы узнали из текста?
А кто уже знал это?
Нужно ли нам знать соотношения между мерами?
Почему они записаны в двух видах?
Первичное
III.
закрепление
(применяем…).
6 3 5
Работа в парах.
1. Задание № 2, с. 32
2. Задача № 3, с. 32
Прочитайте задания, обсудите в парах и подготовьте ответы на
поставленные вопросы.
Проверка парами по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.)
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7 – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
ТОУУ
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
© ООО «Баласс», 2014
7IV. Тренинг
(выбираем…).
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
6 7 2 4 5
Решение задач.
1. Задача № 4, с. 33
Прочитайте задачу.
Рассмотрите план.
Что обозначено на плане?
Какие данные помогут нам ответить на вопрос задачи?
Составьте план решения задачи.
Попробуйте найти удобный способ вычисления.
Решите задачу.
( Решение:
847 м + 13 м + 140 м + 1000 м = 2000 м = 2 км)
Проверка решения парами у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
2. Задача № 5, с. 33
П 1 3 5
определять
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
в
ТОУУ
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
© ООО «Баласс», 2014
8.
3. Задание № 8, с. 33
Цель работы:
научить детей решать комбинаторные задачи, решаемые через
определение числа пар, составленных из элементов двух
множеств. (первое множество – множество дорог от рощи до
деревни, второе множество – множество дорог от деревни до озера).
Прочитайте задание.
Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы,
обозначенные
Почему нам предлагают это выражение?
Попробуйте назвать все варианты дорог от Корабельной рощи к
озеру через деревню.
( Задача имеет 12 вариантов решения (варианты даны по цвету
дорог):
ОЗ, ОК, ОЖ
ЗЗ, ЗК, ЗЖ
ЧЗ, ЧК, ЧЖ
КЗ, КК, КЖ).
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какие задачи решали?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задание 7, с. 33. Задача № 6, с. 33
Возможна работа с дидактическими материалами.
V. Итог урока.
VI. Возможное
домашнее задание.
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
сотрудничать
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
© ООО «Баласс», 2014
9