Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
Математика, 4й класс
Урок 45.
Тема: § 2.18. Единицы объёма.
(Урок обобщения знания)
Цели:
– обобщить имеющиеся знания;
– продолжать учиться переводить значения величин из одних единиц измерения в другие.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
I. Этап
актуализации
знаний и
постановка
проблемы.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа. 1 2 6 3 4 5
У доски или по карточкам работают 3–6 учащихся.
Дидактический материал.
С. 107, № 9.
4. Работа в учебнике.
Задание № 1.
Текст в рамке.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей
системе знаний:
самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для
решения учебной задачи в
один шаг;
2. отбирать необходимые для
решения учебной задачи
источники информации среди
© ООО «Баласс», 2014 1II. Повторение и
закрепление
изученного.
(Постановка проблемы и формулирование нового.)
Носителем информации в данном задании является рисунок или
дидактический материал по математике. Необходимо показать, что
длина стороны каждого единичного куба может быть разделена на
десять меньших единиц измерения. Делаем вывод: объём куба равен
произведению длин трёх его сторон. Если сторона куба уменьшается в
10 раз, то его объём уменьшается в 1 000 раз. Значит, кубический
дециметр – это тысячная часть кубического метра и т.д.
– Посмотрите на разворот учебника. Как вы думаете, что нам сегодня
необходимо делать на уроке?
– Давайте составим план урока.
3 4 3 2 1 6 7 2
1. Самостоятельная работа в парах.
Задание № 2.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
2. Фронтальная работа.
Задание № 3.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников;
3. добывать новые знания:
извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и
группировать математические
факты и объекты;
5. делать выводы на основе
обобщения умозаключений;
6. преобразовывать
информацию из одной формы
в другую;
7. переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои
мысли в устной и письменной
речи (выражение решения
учебной задачи в
общепринятых формах) с
учётом своих учебных речевых
ситуаций;
© ООО «Баласс», 2014 2– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
– Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
3. Фронтальная работа.
Задания № 4, 5.
Задание № 6
Поскольку на плане озеро занимает 12 полных квадратиков и 26
неполных квадратиков, причём каждый квадратик имеет сторону 1 см,
то площадь поверхности озера на плане приближённо равна 12 см2 + 26
см2 : 2 = 25 см2.
При приближённом нахождении площади озера в реальности очень
важно понимать, что если все линейные размеры в реальности больше в
1 000 раз, чем на плане, то площади больше в 1 000 ∙ 1 000 =
= 1 000 000 раз, чем на плане. Таким образом, площадь озера в
реальности равна 1 000 000 ∙ 25 см2 = 25 000 000 см2 = 2 500 м2 = 25 а.
Изложенное в предыдущем абзаце правило очень непростое для
восприятия большинством учащихся. Для его лучшего понимания
очень полезно рассмотреть другое решение задачи. Каждому
квадратику на плане соответствует аналогичный квадрат в реальности,
только его сторона в 1 000 раз больше, чем на плане, т.е. равна 1 000
см, или 10 м. Известно, что площадь такого квадрата равна 1 а.
А дальше воспроизводится первый абзац с заменой квадратного
сантиметра на ар. Поскольку в реальности озеро занимает 12 полных
квадратов и 26 неполных квадратов, причём каждый квадрат имеет
2. доносить свою позицию до
других: высказывать свою
точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя
аргументы;
3. слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
4. читать про себя тексты
учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать
ответы, проверять себя,
отделять новое от известного,
выделять главное, составлять
план;
5. договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи).
Личностные результаты
1. придерживаться этических
норм общения и
сотрудничества при
совместной работе над
учебной задачей;
2. в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
© ООО «Баласс», 2014 3площадь 1 а, то площадь поверхности озера в реальности приближённо
равна 12 а + 26 а : 2 = 25 а.
Ответ: площадь озера на плане приближённо равна 25 см2. Площадь
озера в реальности приближённо равна 25 а.
III. Итог урока.
– Что нового сегодня узнали?
– Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою
работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать
результат своей работы.)
– Всё ли получалось?
– Над чем ещё надо поработать?
IV. Возможное
домашнее задание.
Задание № 12, с. 109, «Дидактический материал».
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно
формулировать цели урока
после предварительного
обсуждения совместно с
классом;
2. совместно с учителем
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему;
3. составлять план решения
отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при
необходимости исправлять
ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии
оценки и определять степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев.
© ООО «Баласс», 2014 4© ООО «Баласс», 2014 5