Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.7

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
русская литература
5 кл
22.05.2019
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
к выступлению.docx

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы учителя

русского языка и литературы

МАОУ СОШ №16

Жулевой Ирины Евгеньевны.

 

2 слайд  

Читать -  значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл…» К.Д.Ушинский.

Следуя из требований сегодняшнего развивающегося быстрыми темпами общества, выделяется главная составляющая – это чтение. Чтение осознанное, направленное на приобретение знаний и тех знаний, которые помогут человеку быть конкурентоспособной личностью.

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности. И на данный момент  наше общество находится в кризисе читательской грамотности и культуры. Как это не парадоксально,   но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.

3 слайд

Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Как такую глобальную проблему может решить обычный учитель? Да, он не может объять необъятное, но он может в каждом своём ученике  раскрыть умения,  и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также  помочь ему научиться учиться.

 

4 слайд

Кризис читательской грамотности возник не мгновенно. Он развивался постепенно, и первая его ступень - это   кризис детского чтения. Что же такое читательская грамотность? Возьмем за определение положение исследования PISA – это способность обучающихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии их, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Главное, конечно, это понимание и умение правильно использовать прочитанное для достижения жизненных целей.

Сказать, что современные дети не читают, нельзя. Они читают, но что? Очень сильно изменился репертуар книг для детского чтения. Современный ребенок больше склонен к чтению книг такого направления как: фантастика, юмор, ужастик, детективы, комиксы и многие другие направления, но он практически не читает поэзию и классику.

5 слайд

В чем же тогда причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?

На мой взгляд, их много (ведь это неспроста проблема глобального масштаба). Под наиболее главными причинами я бы хотела отметить:

Не заинтересованные в воспитании родители  (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата)

Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере)

Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему,  поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).

Как тогда учителю изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению? Как помочь школьнику не утонуть в огромном потоке информации и научить его  самому  видеть необходимость в чтении и поиске нужной, точной информации?

6 слайд

Для этого нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира? Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом,  отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.

7 слайд

   Почему же уделяется огромное внимание читательской грамотности? Авторы концепции развития универсальных учебных действий (научный руководитель А. Г. Асмолов) подчёркивают, что важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

8 слайд

Давайте рассмотрим модель выпускника средней школы. Каким он должен быть?

Выпускник средней школы должен обладать определенными способностями, то есть:

·        Управленческие (способность к решению возникших проблем)

·        Информационные (способность к самообразованию на протяжении всей жизни)

·        Коммуникативные (владение устной и письменной речью на родном языке и других языках)

·        Социальные (готовый к взаимодействию в обществе)

·        Личностные (обладающий способностью самоорганизации, самореализации)

·        Гражданские (патриот своего государства; знающий и владеющий своими гражданскими правами)

·        Технологические (эффективный пользователь технологиями разного направления)

Глядя на модель выпускника можно сделать вывод, что сегодня потребность общества в «человеке читающем» - высока. Вот здесь на помощь приходим мы – учителя, готовые помочь ребёнку не утонуть в огромном мире информации и сложном процессе чтения, а стать пловцом в море информации и быть готовым к постижению новых потоков информации и научиться направлять потоки информации в нужное русло для решения поставленных задач и проблем.

А для этого педагогу самому необходимо изменить свой стиль преподавания. Применять на практике активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, различные приемы и методы работы с текстом.

Рассмотрим некоторые формы и методы работы по совершенствованию читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.

 

9 слайд

В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами.

 

 К сплошным текстам относятся: описание (художественное и техническое) , повествование (рассказ, отчёт, репортаж), объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация) , аргументация (комментарий, научное обоснование),инструкция (указание к выполнению работы,  правило, уставы, законы). К несплошным- графики, диаграммы, таблицы,  карты,  формы (налоговые, визовые, анкеты и др.), информационные листы и объявления.

10 слайд

Работа с такими текстами позволяет решать задачи по развитию читательской грамотности:

-понимать коммуникативную цель чтения текста;

-фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

-определять основную мысль текста;

-дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

-выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;

- комментировать и оценивать информацию текста.

11 слайд

Приемов  по формированию  смыслового чтения  для сплошных и несплошных текстов очень много. Некоторые из них нам хорошо знакомы( синквейн, кластер фишбоун, толстые и тонкие вопросы и др.). С технологией работы по нескольким другим я вас познакомлю.

12 слайд

Приём "Феномен"

Описание: приём интерактивного обучения. Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После предлагает прочитать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ученик прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется находящимся на стенде плакатом с правилом и лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.

13 слайд

Пример приема «Феномен»

Перед учащимся художественный текст, но с умышленным «дефектом» – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания «ШЬ», – «выделены» подчёркиванием, цветным маркером и т. д. Ученик вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуживает специального внимания.

14 слайд

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»  используется в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала.

15 слайд

 Прием «Шаг за шагом».

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

16 слайд

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Или

Участники за определенное время (5 минут, например)должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает тот, кто сможет ,соблюдая все условия, "запротоколировать" наибольшее количество текста, и кто воспроизведет свой текст бегло, без ошибок.

17 слайд

Приём «Круги на воде»

Как от брошенного в воду камня, начинают расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок  для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории.

Последовательность работы по приёму:

Выбрать любое ведущее слово  (из 4 – 6 букв, без мягкого знака )

Записать это слово в столбик.

Написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, которое начинается с данной буквы или синтаксические конструкции.

3) Можно составить связный текст (рассказ) с использованием всех слов или букв

18 слайд

Прием «Ассоциативный куст». Его цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

19 слайд

Примеры ассоциативных кустов

20 – 27слайд

Виды и приёмы чтения несплошных текстов (из опыта стажировки на тему «Стратегии смыслового чтения»)  

Безусловно, огромную роль в развития читательской грамотности играет учитель, который постоянно показывает образец отношения к чтению и книге, передавая детям свои читательские навыки. Но, как говорится, «один в поле не воин». Поэтому в 2015 году в городе Трехгорный Свердловской области мы принимали  активное участие в стажировке на тему «Стратегии смыслового чтения» по  формированию читательской грамотности детей.

 

28 слайд

На уроках литературы также существует огромное количество приемов по формированию читательской грамотности. Рассмотрим некоторые формы и методы работы по совершенствованию читательской грамотности учащихся на уроках литературы.

Ролевые игры

«Я – критик». Данная форма поможет анализировать произведения. Здесь можно взять интервью у писателя или литературного героя, создать алгоритм анализа текста, организовать дискуссию критиков по одному и тому же произведению (например, Д.И.Писарева и Н.А.Добролюбова о пьесе «Гроза», А.Н.Островского и М.А.Горького о Пете Трофимове, герое пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад»). А можно за круглый стол пригласить писателей, которые создали произведения на одну и ту же тему (например, М.А.Горького и Л.Н.Толстого) и поговорить о жизненных уроках, которые вынесли они из детства (такой разговор возможен лишь тогда, когда обе повести с одноимённым названием будут прочитаны).

29 слайд

«Я – экскурсовод». Эта форма позволяет учащимся активно привлекать ИКТ, создавать презентации. Но самое главное, используя эту форму работы, учащиеся отбирают текстовый материал, а это помогает формировать умение извлекать из текста единицы информации, объединённые общей темой, т.е. формирует умение извлекать из текста единицы информации, объединённые общей темой, интерпретировать, интегрировать ее

30 слайд

Приём «Крестики – нолики». Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).

31 слайд

Приём "Чтение в кружок". Чтение по очереди  текста по абзацам. Задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Есть только одна копия текста, которая передается следующему чтецу.

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

  32 слайд

При использовании на уроках литературы заданий развивающего и творческого характера  у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

33 слайд

Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности, систематически организовывать  работу  учащихся   с текстом

не только на уроках русского языка и  литературы, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ,  развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения,   то    сформируем читательскую самостоятельность  школьников, а  ценность книги и чтения  снова станет   неоспоримой.

В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы  прежде  всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;  они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).

 

 

 


 

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата)

Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата)

Рассмотрим некоторые формы и методы работы по совершенствованию читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Рассмотрим некоторые формы и методы работы по совершенствованию читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Прием «Шаг за шагом» . Описание: приём интерактивного обучения

Прием «Шаг за шагом» . Описание: приём интерактивного обучения

Но, как говорится, «один в поле не воин»

Но, как говорится, «один в поле не воин»

Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова…

Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2019